Ст 13 ФЗ 120

Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации

1. К специализированным учреждениям для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, органов управления социальной защитой населения относятся:

1) социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

2) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства;

3) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве.

2. В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние:

1) оставшиеся без попечения родителей или иных законных представителей;

2) проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;

3) заблудившиеся или подкинутые;

4) самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

5) не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию;

6) оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

3. Основаниями приема в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, являются:

1) личное обращение несовершеннолетнего;

2) заявление родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;

3) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

4) постановление лица, производящего дознание, следователя или судьи в случаях задержания, административного ареста, заключения под стражу, осуждения к аресту, ограничению свободы, лишению свободы родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего;

5) акт оперативного дежурного территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел о необходимости приема несовершеннолетнего в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение пяти суток направляется в орган управления социальной защитой населения.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть приняты лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания;

6) направление администрации специализированного учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в котором находится несовершеннолетний, самовольно ушедший из семьи, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специального учебно-воспитательного учреждения открытого типа или иной организации, осуществляющей образовательную деятельность, в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 25.1 настоящего Федерального закона.

4. Несовершеннолетние, указанные в пункте 2 настоящей статьи, обслуживаются в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, в течение времени, необходимого для оказания им социальной помощи и (или) их социальной реабилитации.

Несовершеннолетний, принятый на основании личного заявления в специализированное учреждение для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

5. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них:

1) принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

2) оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или иным законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи;

3) содержат в установленном порядке на полном государственном обеспечении несовершеннолетних, указанных в пункте 2 настоящей статьи, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обеспечение и обучение несовершеннолетних по соответствующим образовательным программам, содействуют их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

4) уведомляют родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей о нахождении несовершеннолетних в указанных учреждениях;

5) содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей.

6. Должностные лица специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, пользуются правами, предусмотренными пунктом 3 статьи 12 настоящего Федерального закона, а также имеют право:

1) вызывать представителей организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других организаций для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных организаций;

2) приглашать родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей для возвращения им несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей;

3) изымать в установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях.

7. Примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

«Комментарий к Федеральному закону от 24 июня 1999 г. n 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (постатейный) (Козлов С.С.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ
И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Принят
Государственной Думой
21 мая 1999 года
Одобрен
Советом Федерации
9 июня 1999 года
(в ред. Федеральных законов от 13.01.2001 N 1-ФЗ,
от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ,
от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004),
от 01.12.2004 N 150-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ,
от 22.04.2005 N 39-ФЗ, от 05.01.2006 N 9-ФЗ)
Комментарий к преамбуле
1. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г., говорит о том, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства.
В ч. 2 статьи 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой и провозглашенной Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 г., сказано, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой.
В ч. 1 ст. 38 Конституции РФ указано, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства, в ч. 2 этой же статьи — что забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей.
Таким образом, защита прав детей — одно из приоритетных направлений не только Российского государства, но и мирового сообщества. Государство, возлагая на родителей основную обязанность по воспитанию детей, заботе о них, в то же время создало многочисленные инструменты, позволяющие пресекать нарушения прав детей. Это и возможность представительства интересов детей их родителями в любых инстанциях, это и институты защиты детей от нерадивых родителей, о которых много говорится в данной книге.
2. В Российском государстве создана целая совокупность государственных органов, общественных объединений, которые обладают широкими полномочиями в области соблюдения прав ребенка и их реализации.
Наиболее полно эта совокупность указана в ст. 4 комментируемого Закона — это комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.
Указанные органы, например, проводят профилактическую работу с родителями, не осуществляющими должного надзора за своими детьми, не занимающимися их воспитанием. Сначала они действуют методами убеждения. Если не помогает или если родители допускают, чтобы их несовершеннолетние дети совершали антиобщественные действия (понятие таких действий будет раскрываться в комментарии к ст. 1 настоящего Закона), и тем более если склоняют своих детей к совершению таких действий, то их привлекают к ответственности, предусмотренной семейным, административным или уголовным законодательством.
В этот список можно отнести также и органы прокуратуры, местного самоуправления и иные органы государственной власти.
Органы прокуратуры, например, осуществляют надзор за всеми указанными органами, предъявляют в суд иски в защиту интересов несовершеннолетних, при рассмотрении дел в судах о лишении родительских прав, ограничении прав, восстановлении родительских прав в обязательном порядке участвуют в судебном заседании и дают свое заключение в целом по делу.
Таким образом, все предпосылки для реализации прав детей имеются. Необходимо всему современному обществу в той или иной мере принимать участие в том, чтобы права детей могли быть реализованы в полной мере. Каждый человек должен считать своим гражданским долгом оказывать помощь не только своим детям, но и чужим и не применять к ним недозволенных методов воспитания, физического насилия. Необходимо всем вместе бороться со случаями, когда несовершеннолетним реализуется спиртное, сигареты; оберегать их любыми способами от пагубного воздействия спиртного, наркотиков, сигарет и их потребления. И никаких исключений из этого правила не может быть.
3. В соответствии с ФЗ от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
В соответствии со ст. ст. 4, 6 этого же Закона целями государственной политики в интересах детей являются:
— осуществление прав детей, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, недопущение их дискриминации, упрочение основных гарантий прав и законных интересов детей, а также восстановление их прав в случаях нарушений;
— формирование правовых основ гарантий прав ребенка;
— содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.
Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
4. Согласно публикациям в прессе в России в настоящее время около 3 миллионов обездоленных, брошенных, беспризорных детей и детей из неполных семей (газета «Аргументы и факты». 2005. N 26. июнь).
В своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 2006 года (Российская газета. 2006. 11 мая. N 97) Президент Российской Федерации Путин В.В. подчеркнул, что в настоящее время в детских домах находится около 200 тысяч детей-сирот. При этом на самом деле детей-сирот гораздо больше.
Проблема беспризорности детей в Российской Федерации существовала всегда. Раньше, в царской России, затем в эпоху военного коммунизма, во время Второй мировой войны и после нее эта проблема обострялась особенно остро. В основном это было связано со смертью родителей в результате военных действий, либо применения к ним репрессий, в результате чего многие дети становились сиротами.
И Российское государство, проявляя заботу о детях, создавало, развивало, реорганизовывало стройную систему органов, которые занимались выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей.
В настоящее время указанные функции выполняют органы опеки и попечительства, которые образовываются при органах местного самоуправления.
Итак, причины того, что дети остаются без попечения родителей, могут быть как объективные (смерть родителей), так и субъективные (уклонение родителей от воспитания детей, лишение их родительских прав).
Независимо от того, какие это причины, такие дети должны быть выявлены и поставлены на учет в органе опеки и попечительства для дальнейшего определения их судьбы.
Для определения факта утраты родительского попечения необходимо установить отсутствие всякой заботы о насущных потребностях ребенка и (или) его воспитании. При данных обстоятельствах возникает опасность для жизни, здоровья, воспитания несовершеннолетнего либо угроза ее наступления. Когда же эта забота существует, но является минимальной, возникает ситуация, свидетельствующая о появлении тревожного симптома — неблагополучия в семье, что требует применения мер профилактического характера.
5. Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних осуществляется прежде всего с целью соблюдения прав ребенка, обеспечения его физического, духовного, психического, нравственного и морального развития.
В соответствии со ст. 20 Конвенции о правах ребенка ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
Основными органами, которые от имени государства занимаются выявлением и устройством детей, оставшихся без попечения родителей, являются органам опеки и попечительства.
В целях оказания содействия органам опеки и попечительства в выявлении детей, оставшихся без попечения родителей, закон обязывает иных должностных лиц и граждан немедленно сообщать обо всех, ставших им известными, случаях утраты детьми родительского попечения.
Такие сообщения органам опеки и попечительства обязаны делать: близкие родственники ребенка, жилищные органы, органы загса (если при регистрации смерти или объявлении лиц умершими им станет известно об оставшихся без попечения детях), суд при вынесении соответствующих решений (о лишении родительских прав, их ограничении, признании родителей недееспособными или ограниченно дееспособными, помещении родителей на принудительное психиатрическое лечение, осуждение по уголовным делам родителей несовершеннолетних к лишению свободы), органы внутренних дел (при взятии под стражу или осуждении к лишению свободы лиц, имеющих на попечении несовершеннолетних детей), другие должностные лица, которые по роду своей профессиональной деятельности заняты работой с детьми и семьей, руководители дошкольных учреждений, школ, детских поликлиник, а также общественные объединения, которые имеют сведения о таких детях, иные учреждения и граждане.
Детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с:
— отсутствием родителей или лишением их родительских прав;
— ограничением их в родительских правах;
— признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими;
— отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;
— уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов;
— отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений;
— а также в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.
Выявление детей, оставшихся без попечения родителей, путем сообщения соответствующих органов и граждан в органы опеки и попечительства само по себе малоэффективно. Этот метод необходимо применять в совокупности с активным поиском детей, которые могут остаться без попечения родителей. Активный поиск заключается в установлении безнадзорных, беспризорных детей, несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, лиц с девиантным поведением, социальной дезадаптацией, определении группы риска.
6. При осуществлении деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних надо учитывать, что родители имеет равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей.
Забота о детях, их воспитание — основное личное неотъемлемое конституционное право родителей, но в то же время и обязанность. Наличие родительских прав означает, что им предоставляется возможность совершать одобряемые и желаемые с государственной точки зрения поступки и действия, направленные на благо детей, на их духовное, нравственное, физическое развитие. Любое государство и мировое сообщество в целом осознает, что дети — это будущее, и проводят политику, направленную на предоставление возможности добросовестного осуществления родительских прав и создание институтов, препятствующих злоупотреблениям ими. Родительские права возникают с момента рождения ребенка и прекращаются при достижении им совершеннолетия, то есть возраста 18 лет. В отдельных случаях родительские права прекращаются раньше — при вступлении детей в брак или их эмансипации (обретение детьми, имеющими постоянный доход или осуществляющими предпринимательскую деятельность, с письменного согласия родителей полной дееспособности), так как дети при этом приобретают полную дееспособность (то есть способность своими действиями приобретать права и нести гражданскую ответственность).
Родители имеют преимущественное право перед всеми другими лицами на воспитание ребенка.
Несовершеннолетние родители также имеют право на совместное проживание со своим ребенком и участие в его воспитании.
Право родителей на воспитание детей должно обеспечиваться надлежащим исполнением родителями обязанностей по их воспитанию. В круг этих обязанностей входит забота о здоровье, физическом, психическом и нравственном развитии ребенка. Именно от выполнения родителями своих обязанностей по воспитанию детей во многом зависит духовный мир ребенка, его готовность к межличностному общению, стремление к знаниям, способность властвовать над своим умом и чувствами. Соответствующее выполнение родительских обязанностей должно служить примером для такого же поведения их детей в будущем.
7. Родители несут ответственность за воспитание своего ребенка, как нравственного порядка, так и административную, гражданскую, семейную и уголовную, которая влечет неблагоприятные для нарушителя прав последствия, выходящие за рамки принудительного исполнения обязанностей, в том числе и соответствующее наказание. Типичной ответственностью за ненадлежащее семейное воспитание детей является лишение родительских прав.
Примером административной ответственности можно считать положения ч. 2 ст. 6.10 Кодекса об административных правонарушения РФ (далее — КоАП РФ), предусматривающие возложение на родителей штрафа за вовлечение несовершеннолетнего ребенка в потребление спиртных напитков, наркотических или одурманивающих веществ (достаточно одного раза для привлечения к этой ответственности). Примером гражданской ответственности является обязанность родителей возместить причиненный несовершеннолетним ребенком ущерб. Примером уголовной ответственности можно назвать положения статьи 150 Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ), предусматривающей ответственность за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления; статьи 151 УК РФ — за вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий, а именно за вовлечение несовершеннолетнего

Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 N 120-ФЗ (последняя редакция)

24 июня 1999 года N 120-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ СИСТЕМЫ ПРОФИЛАКТИКИ БЕЗНАДЗОРНОСТИ И ПРАВОНАРУШЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Принят Государственной Думой 21 мая 1999 года Одобрен Советом Федерации 9 июня 1999 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 13.01.2001 N 1-ФЗ, от 07.07.2003 N 111-ФЗ, от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ред. 29.12.2004), от 01.12.2004 N 150-ФЗ, от 29.12.2004 N 199-ФЗ, от 22.04.2005 N 39-ФЗ, от 05.01.2006 N 9-ФЗ, от 30.06.2007 N 120-ФЗ, от 21.07.2007 N 194-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ, от 01.12.2007 N 309-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 13.10.2009 N 233-ФЗ, от 28.12.2010 N 427-ФЗ, от 07.02.2011 N 4-ФЗ, от 03.12.2011 N 378-ФЗ, от 30.12.2012 N 297-ФЗ, от 30.12.2012 N 319-ФЗ, от 07.05.2013 N 104-ФЗ, от 07.06.2013 N 120-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 25.11.2013 N 317-ФЗ, от 28.12.2013 N 435-ФЗ, от 02.04.2014 N 62-ФЗ, от 04.06.2014 N 145-ФЗ, от 14.10.2014 N 301-ФЗ, от 31.12.2014 N 489-ФЗ, от 29.06.2015 N 179-ФЗ, от 13.07.2015 N 237-ФЗ, от 23.11.2015 N 313-ФЗ, от 26.04.2016 N 113-ФЗ, от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 03.07.2016 N 359-ФЗ, от 07.06.2017 N 109-ФЗ, от 27.06.2018 N 170-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными нормами международного права устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

  • Глава I. Общие положения
    • Статья 1. Основные понятия
    • Статья 2. Основные задачи и принципы деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
    • Статья 4. Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
    • Статья 5. Категории лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
    • Статья 6. Основания проведения индивидуальной профилактической работы
    • Статья 7. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы
    • Статья 8. Права лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа
    • Статья 8.1. Применение мер взыскания в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
    • Статья 9. Гарантии исполнения настоящего Федерального закона
    • Статья 10. Контроль и надзор за деятельностью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
  • Глава II. Основные направления деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
    • Статья 11. Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав
    • Статья 12. Органы управления социальной защитой населения и учреждения социального обслуживания
    • Статья 13. Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
    • Статья 14. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, и организации, осуществляющие образовательную деятельность
    • Статья 15. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа
    • Статья 16. Органы опеки и попечительства
    • Статья 17. Органы по делам молодежи и учреждения органов по делам молодежи
    • Статья 18. Органы управления здравоохранением и медицинские организации
    • Статья 19. Органы службы занятости
    • Статья 20. Органы внутренних дел
    • Статья 21. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел
    • Статья 22. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел
    • Статья 23. Иные подразделения органов внутренних дел
    • Статья 23.1. Учреждения уголовно-исполнительной системы
    • Статья 23.2. Утратила силу
    • Статья 24. Другие органы и учреждения, общественные объединения, осуществляющие меры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
    • Статья 25. Финансовое обеспечение органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
    • Статья 25.1. Порядок осуществления деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций
  • Глава III. Производство по материалам о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа
    • Статья 26. Основания и порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа
    • Статья 27. Порядок направления в суд материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа
    • Статья 28. Порядок рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа
    • Статья 29. Порядок направления копий постановления судьи и иных материалов
    • Статья 30. Порядок принесения жалобы, представления на постановление судьи и порядок рассмотрения жалобы, представления на постановление судьи
    • Статья 31. Органы и учреждения, исполняющие постановление судьи
  • Глава III.1. Рассмотрение материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел
    • Статья 31.1. Порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел
    • Статья 31.2. Порядок и сроки рассмотрения материалов о помещении несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел
    • Статья 31.3. Принесение жалобы, представления на постановление судьи и исполнение постановления судьи
  • Глава IV. Заключительные положения
    • Статья 32. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона
    • Статья 33. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Открыть полный текст документа

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

(англ. specialized institution for minors) — в РФ специализированное учреждение органов управления социальной защитой населения, задачей которого является работа с несовершеннолетними, нуждающимися в социальной реабилитации (ст. 13 ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»**). К Су. для н. относятся: а) социально-реабилитационные центры, осуществляющие профилактику безнадзорности и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; б) социальные приюты для детей, обеспечивающие временное проживание и социальную реабилитацию несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в экстренной социальной помощи государства; в) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, предназначенные для временного содержания несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей, и оказания им содействия в дальнейшем устройстве. Порядок приема, содержания и выпуска лиц, находящихся в специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утвержден постановлением Минтруда РФ от 30 января 1997 г. № 4. Примерное положение о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних**, Примерное положение о социальном приюте для детей** и Примерное положение о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей** утверждены Правительством РФ.

В Су. для н., нуждающихся в социальной реабилитации, круглосуточно принимаются в установленном порядке несовершеннолетние: оставшиеся без попечения родителей или законных представителей; проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении; заблудившиеся или подкинутые; самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или др.детских учреждений, кроме лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; не имеющие места жительства, места пребывания и (или) средств к существованию; оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи и (или) реабилитации.

Основаниями помещения в Су. для н., нуждающихся в социальной реабилитации, являются: а) личное обращение несовершеннолетнего; б) заявление родителей или законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего возраста 10 лет, кроме случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам; в) направление органа управления социальной защитой населения или согласованное с этим органом ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; г) постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего; д) акт оперативного дежурного районного, городского отдела (управления) внутренних дел, отдела (управления) внутренних дел иного муниципального образования, отдела (управления) внутренних дел закрытого административно-территориального образования, отдела (управления) внутренних дел на транспорте о необходимости помещения несовершеннолетнего в Су. для н., нуждающихся в социальной реабилитации. Копия указанного акта в течение 5 суток направляется в орган управления социальной защитой населения.

В Су. для н., нуждающихся в социальной реабилитации, не могут быть помещены лица, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а также с явными признаками обострения психического заболевания.

Несовершеннолетний, добровольно обратившийся в Су. для н., нуждающихся в социальной реабилитации, имеет право покинуть его на основании личного заявления.

Су. для н., нуждающихся в социальной реабилитации, в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них: принимают участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних; оказывают социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям или законным представителям в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействуют возвращению несовершеннолетних в семьи; содержат в установленном порядке на полном гос-ном обеспечении несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, осуществляют их социальную реабилитацию, защиту их прав и законных интересов, организуют медицинское обслуживание и обучение по соответствующим образовательным программам, содействуют профессиональной ориентации и получению специальности; уведомляют родителей несовершеннолетних или их законных представителей о помещении несовершеннолетних в указанные учреждения; содействуют органам опеки и попечительства в осуществлении устройства несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей. Примерное положение о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, утверждено постановлением Правительства РФ от 13.09.1996 г. № 1092.

Смотреть больше слов в «Большом юридическом словаре»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *