Ст 13 уик

Статья 13 УИК РФ. Право осужденных на личную безопасность

Комментарий к статье 13 УИК РФ:

1. Конституция РФ (ст. 1) провозглашает Российскую Федерацию правовым государством, которому присущи такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство рассматривает человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы в качестве высшей ценности, считает признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главной обязанностью. Государство гарантирует обеспечение безопасности и таким его гражданам, которые отбывают наказания.

2. Установленное в ст.

Вопрос 23. Статья 13. Право осужденных на личную безопасность

13 УИК РФ право осужденных на безопасность гарантируется обязанностью учреждений, исполняющих наказания, это право обеспечить (ст. 13 Закона РФ 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 19 Федерального закона 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

3. Обеспечение безопасности осужденных осуществляется всеми доступными для государства средствами: во-первых, нормами Конституции РФ, закрепляющими правовой статус гражданина и провозглашающими его защиту главной обязанностью государства; во-вторых, нормами трудового законодательства, предусматривающими гарантии и меры безопасности участников трудового процесса; в-третьих, нормами уголовного законодательства, устанавливающими уголовную ответственность за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство человека; в-четвертых, нормами уголовно-исполнительного законодательства, обеспечивающими безопасность осужденных во время отбывания наказания.

4. Обеспечение безопасности осужденных — важная задача для всех учреждений и органов, исполняющих наказания. В то же время особую актуальность она приобретает для тех из них, которые исполняют наказания, связанные с изоляцией от общества. Администрация этих учреждений обязана обеспечивать безопасность осужденных различными средствами, среди которых следует выделить: охрану и надзор; меры воспитательного воздействия, включая применение мер взыскания и поощрения; оперативно-розыскные мероприятия; меры безопасности; охрану здоровья осужденных; перевод осужденных в безопасное место.

5. Закон обязывает любое должностное лицо учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, к которому обратился осужденный с просьбой об обеспечении личной безопасности, незамедлительно принять исчерпывающие меры для ликвидации угрозы.

Информация об опасности представителям администрации может поступить из разных источников: от сотрудников, осуществляющих надзор за осужденными, от оперативных аппаратов учреждений, от самих осужденных.

6. Решение о предотвращении угрожающей осужденному опасности принимает начальник учреждения. В экстренных случаях меры безопасности должны быть приняты и в его отсутствие, но с последующим принятием им решения самостоятельно.

При реальности и серьезности личной безопасности осужденного со стороны других осужденных или иных лиц начальник учреждения по его заявлению либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного в безопасное место. В качестве такого места, как установлено в ст. 173 ПВР ИУ, помимо других помещений, могут быть использованы камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа и ЕПКТ. Перевод в безопасное место производится на срок до 90 суток.

7. В том случае, когда осужденный является участником уголовного судопроизводства, например свидетелем, начальник учреждения принимает решение об обеспечении личной безопасности по мотивированному постановлению (определению) лица, в производстве которого находится дело. В соответствии со ст. ст. 6, 14 Федерального закона 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» для обеспечения безопасности лица, находящегося под стражей или осужденного, начальник учреждения вправе принять следующие меры: 1) обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице; 2) замена документов; 3) изменение внешности; 4) временное помещение в безопасное место; 5) направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний, в том числе находящиеся в других субъектах Российской Федерации; 6) перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое; 7) раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия; 8) изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Ст. 13 УИК РФ с комментариями

Статья 13 УИК РФ.

Ст. 13 УИК РФ с комментариями

Право осуждённых на личную безопасность — размещена в Общей части Первого раздела Второй главы Уголовно-исполнительного Кодекса РФ. Представленная ниже статья состоит из четырёх частей текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 13 УИК РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 13 УИК РФ. Право осуждённых на личную безопасность

  1. Осуждённые имеют право на личную безопасность.
  2. При возникновении угрозы личной безопасности осуждённого он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в виде принудительных работ, ареста или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осуждённого.
  3. Начальник учреждения, исполняющего указанные в части второй настоящей статьи виды наказаний, по заявлению осуждённого либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осуждённого в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осуждённого.
  4. Меры безопасности в отношении осуждённого, являющегося участником уголовного судопроизводства, осуществляются начальником учреждения или органа, исполняющего наказание, на основании мотивированного постановления (определения) суда, прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя.

Комментарий к статье 13 УИК РФ

Конституция РФ (ст. 1) провозглашает Российскую Федерацию правовым государством, которому присущи такие регулируемые законом взаимоотношения с гражданами, при которых государство рассматривает человека, его жизнь и здоровье, личную неприкосновенность и безопасность, другие права и свободы в качестве высшей ценности, считает признание, соблюдение и защиту прав и свобод, чести и достоинства человека и гражданина главной обязанностью. Государство гарантирует обеспечение безопасности и таким его гражданам, которые отбывают наказания.

Установленное в ст. 13 УИК РФ право осуждённых на безопасность гарантируется обязанностью учреждений, исполняющих наказания, это право обеспечить (ст. 13 Закона РФ 1993 г. «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», ст. 19 Федерального закона 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»).

Обеспечение безопасности осуждённых осуществляется всеми доступными для государства средствами:

  1. нормы Конституции РФ, закрепляющими правовой статус гражданина и провозглашающими его защиту главной обязанностью государства;
  2. нормы трудового законодательства, предусматривающими гарантии и меры безопасности участников трудового процесса;
  3. нормы уголовного законодательства, устанавливающими уголовную ответственность за посягательства на жизнь, здоровье и достоинство человека;
  4. нормы уголовно-исполнительного законодательства, обеспечивающими безопасность осуждённых во время отбывания наказания.

Обеспечение безопасности осуждённых — важная задача для всех учреждений и органов, исполняющих наказания. В то же время особую актуальность она приобретает для тех из них, которые исполняют наказания, связанные с изоляцией от общества. Администрация этих учреждений обязана обеспечивать безопасность осуждённых различными средствами, среди которых следует выделить:

  • охрана и надзор;
  • меры воспитательного воздействия, включая применение мер взыскания и поощрения;
  • оперативно-розыскные мероприятия; меры безопасности;
  • охрана здоровья осуждённых;
  • перевод осуждённых в безопасное место.

Закон обязывает любое должностное лицо учреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, к которому обратился осуждённый с просьбой об обеспечении личной безопасности, незамедлительно принять исчерпывающие меры для ликвидации угрозы. Информация об опасности представителям администрации может поступить из разных источников: от сотрудников, осуществляющих надзор за осуждёнными, от оперативных аппаратов учреждений, от самих осуждённых.

Решение о предотвращении угрожающей осуждённому опасности принимает начальник учреждения. В экстренных случаях меры безопасности должны быть приняты и в его отсутствие, но с последующим принятием им решения самостоятельно. При реальности и серьёзности личной безопасности осуждённого со стороны других осуждённых или иных лиц начальник учреждения по его заявлению либо по собственной инициативе принимает решение о переводе осуждённого в безопасное место. В качестве такого места, как установлено в ст. 173 ПВР ИУ, помимо других помещений, могут быть использованы камеры штрафных изоляторов, помещения камерного типа и ЕПКТ. Перевод в безопасное место производится на срок до 90 суток.

В том случае, когда осуждённый является участником уголовного судопроизводства, например свидетелем, начальник учреждения принимает решение об обеспечении личной безопасности по мотивированному постановлению (определению) лица, в производстве которого находится дело. В соответствии со статьями 6, 14 Федерального закона 2004 г. «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» для обеспечения безопасности лица, находящегося под стражей или осуждённого, начальник учреждения вправе принять следующие меры:

  1. обеспечение конфиденциальности сведений о защищаемом лице;
  2. замена документов;
  3. изменение внешности;
  4. временное помещение в безопасное место;
  5. направление защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия, при их задержании, заключении под стражу и назначении уголовных наказаний в разные места содержания под стражей и отбывания наказаний, в том числе находящиеся в других субъектах Российской Федерации;
  6. перевод защищаемого лица или лица, от которого исходит угроза насилия, из одного места содержания под стражей и отбывания наказания в другое;
  7. раздельное содержание защищаемого лица и лица, от которого исходит угроза насилия;
  8. изменение защищаемому лицу меры пресечения или меры наказания в порядке, предусмотренном УПК РФ.

Количество преступлений в России

Статья 13 УИК РФ. Право осужденных на личную безопасность

Право осужденных на личную безопасность

Осужденные имеют право на личную безопасность.

Право осужденных на личную безопасность гарантируется целым рядом правовых, психолого-педагогических и организационных мер.

Прежде всего это меры уголовно-правового характера, предусматривающие уголовную ответственность за посягательство на жизнь, здоровье и неприкосновенность личности.

К средствам обеспечения личной безопасности осужденных следует отнести надзор за поведением осужденных во время отбывания наказания.

Представляя собой систему наблюдения и контролирования поведения осужденных, надзор в качестве одной из своих целей имеет предупреждение преступлений, в том числе совершаемых в отношении осужденных.

Важным средством обеспечения личной безопасности осужденных является применение мер безопасности и оружия, а также мер дисциплинарного воздействия к осужденным.

Другое важное средство обеспечения личной безопасности осужденных – профилактическая деятельность оперативных частей, отделов безопасности и других подразделений исправительных учреждений, арестных домов, исправительных центров, дисциплинарных воинских частей и органов внутренних дел по предупреждению преступлений в отношении осужденных.

При возникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться с заявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющему наказания в виде ареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспечении личной безопасности. В этом случае указанное долж– ностное лицо обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Должностные лица по заявлению осужденного обязаны незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного.

Применительно к исправительным учреждениям это могут быть действия по вызову наряда контролеров и сопровождению осужденного в безопасное место, например из общежития в дежурную часть, либо по задержанию лица, от которого исходит опасность для осужденного, изоляции его от других осужденных. Это, как их можно назвать, первоначальные меры по устранению угрозы личной безопасности осужденного. Устранение угрозы личной безопасности осужденного в окончательном виде возлагается на начальника исправительного центра, арестного дома или исправительного учреждения.

Начальник учреждения может принять решение:

1) о переводе осужденного в безопасное место – в отдельную камеру, помещение камерного типа до устранения угрозы его личной безопасности либо в другой исправительный центр, арестный дом или исправительное учреждение, если угроза несет долговременный характер и не может быть устранена полностью;

2) о принятии иных мер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного, – разрешение возникшего конфликта между осужденными, привлечение лица, от которого исходит опасность, к ответственности, перевод его в другое учреждение.

Таким образом, осужденные иностранные граждане, отбывающие наказание в виде ареста, ограничения или лишения свободы, имеют право поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями своих государств в Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *