Ст 155 жк РФ

Пени по жилищному кодексу

Жилищным кодексом предусмотрена ответственность за ненадлежащее исполнение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Кому управляющая организация и ТСЖ вправе начислить пени? Распространяется ли мера ответственности на собственников нежилых помещений? Является ли наличие договора с исполнителем жилищно-коммунальных услуг обязательным условием для применения ответственности? Какие есть альтернативы законной неустойке? Каков порядок расчета пени?

Согласно п. 14 ст. 155 ЖК РФ лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.

Статус помещения

Применение названной нормы зависит прежде всего от статуса помещения. В статье речь идет только о жилых помещениях. Так, в Постановлении ФАС ДВО от 27.02.2007 N Ф03-А16/06-1/5533 <1> суд указал, что п. 14 ст. 155 ЖК РФ устанавливает меру гражданско-правовой ответственности для граждан, которые нарушают платежную дисциплину в жилищных правоотношениях, то есть для лиц, несвоевременно внесших плату за жилое помещение. Следовательно, данная мера неприменима при невнесении платы за нежилое помещение.

<1> См. также Постановление ФАС ДВО от 30.10.2008 N Ф03-4673/2008.

В отношении лиц, обладающих правами на нежилое помещение, необходимо руководствоваться нормами гражданского законодательства о неосновательном обогащении (гл. 60 ГК РФ). Более того, кредитор (в рассматриваемом случае ТСЖ или управляющая компания) вправе требовать уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.

Ответственность за нарушение обязательства по оплате нежилого помещения может быть предусмотрена также договором. При этом размер пеней может быть увеличен (Постановление ФАС ДВО от 21.11.2006 N Ф03-А16/06-1/4054), что недопустимо в отношении жилых помещений.

Статус ответственного лица

Совокупный анализ норм п. 2 ст. 153 и ст. 155 ЖК РФ позволяет определиться с лицами, на которых распространяется положение п. 14 ст. 155 ЖК РФ.

Прежде всего, это собственники жилых помещений (пп. 5 п. 2 ст. 153, п. п. 5 — 8, 10 ст. 155 ЖК РФ). Представляется, что здесь не имеет значения, являются собственники физическими или юридическими лицами. Однако судебная практика по данному вопросу неоднозначна. Так, в Постановлениях ФАС ЗСО от 29.05.2007 N Ф04-3181/2007(34456-А75-11), ФАС СКО от 05.12.2008 N Ф08-7284/2008 указано, что п. 14 ст. 155 ЖК РФ не содержит ограничения его распространения на потребителей — не физических лиц, а распространяется на всех собственников жилья. В то же время Десятый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 29.08.2007 N А41-К1-2362/07 сослался на п. 78 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307, согласно которому лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить исполнителю коммунальных услуг пени в размере, установленном п. 14 ст. 155 ЖК РФ. А поскольку в рамках названных Правил потребителем считается только гражданин, взыскать пени по п. 14 ст. 155 ЖК РФ с юридического лица — собственника жилого помещения не представляется возможным (см. также Постановление Тринадцатого апелляционного суда от 28.07.2008 N А56-40895/2006).

В доме, где создано ТСЖ, обязанность по уплате пеней возникает как у членов ТСЖ, так и у других собственников.

С нанимателями жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда ситуация иная. Согласно п. 1 ст. 65 ЖК РФ именно наймодатель имеет право требовать от нанимателя своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Кроме того, в пп. "з" п. 4 Типового договора социального найма жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.05.2005 N 315, прописано, что в случае невнесения в установленный срок платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги наниматель уплачивает наймодателю пени в размере, установленном ЖК РФ. А ТСЖ или управляющая организация вправе взыскать пени с собственника.

Договор как основание взыскания пеней

Анализ судебной практики позволяет прийти к выводу, что возможность взыскания пеней за просрочку платежа по п. 14 ст. 155 ЖК РФ существует только в случае, если между сторонами заключен договор.

Так, ФАС СЗО Постановлением от 24.10.2008 N А56-40895/2006 отказал ЖСК в удовлетворении иска в части взыскания с жилищного агентства пеней за несвоевременное внесение платы за жилое помещение, указав, что пени по п. 14 ст. 155 ЖК РФ установлены для лиц, связанных договором. При этом суд удовлетворил исковые требования в части взыскания основного долга, поскольку отсутствие договорных отношений между истцом и ответчиком не является основанием для освобождения собственника квартиры от обязанности по ее оплате (закон не связывает возникновение обязанности по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги с фактом заключения договора между собственником помещения и соответствующей организацией).

По аналогичному делу ФАС СКО удовлетворил требования управляющей компании к администрации о взыскании задолженности и пеней в полном объеме (Постановление ФАС СКО от 05.12.2008 N Ф08-7284/2008). Основанием для этого послужило наличие договора. Суд указал, что отношения возникли именно между исполнителем и потребителем коммунальных услуг.

Действительно, в ст. 155 ЖК РФ перечислены все виды договоров, которые должны быть заключены с собственниками и нанимателями жилых помещений. Представим их в виде таблицы.

—————————T———————————————-¬
¦ Договор ¦ Стороны договора ¦
¦ +———————-T————————+
¦ ¦ Должник ¦ Кредитор ¦
¦ ¦ (лицо, ответственное ¦ ¦
¦ ¦ по п. 14 ст. 155 ЖК ¦ ¦
¦ ¦ РФ) ¦ ¦
+—————————+———————-+————————+
¦1. Социального найма ¦Наниматель ¦Наймодатель (органы ¦
¦жилого помещения. ¦ ¦государственной власти ¦
¦2. Найма жилого помещения ¦ ¦или местного ¦
¦государственного или ¦ ¦самоуправления) ¦
¦муниципального жилищного ¦ ¦ ¦
¦фонда ¦ ¦ ¦
+—————————+———————-+————————+
¦ При управлении домом управляющей организацией ¦
+—————————T———————-T————————+
¦Управления ¦Собственники помещений¦Управляющая организация¦
¦ ¦в многоквартирном доме¦ ¦
+—————————+———————-+————————+
¦ При непосредственном управлении ¦
+—————————T———————-T————————+
¦1. Ресурсоснабжения. ¦Собственники помещений¦1. Организации, ¦
¦ ¦в многоквартирном доме¦предоставляющие ¦
¦ ¦ ¦коммунальные ресурсы. ¦
¦2. Подряда, оказания услуг¦ ¦2. Организации, ¦
¦ ¦ ¦оказывающие услуги и ¦
¦ ¦ ¦выполняющие работы по ¦
¦ ¦ ¦содержанию и ремонту ¦
+—————————+———————-+————————+
¦ При управлении домом ТСЖ ¦
+—————————T———————-T————————+
¦1. О предоставлении ¦Собственники, не ¦ТСЖ ¦
¦коммунальных услуг. ¦являющиеся членами ¦ ¦
¦2. О предоставлении ¦товарищества ¦ ¦
¦жилищных услуг ¦ ¦ ¦
+—————————+———————-+————————+
¦Нет договора, в целях ¦Члены ТСЖ ¦ТСЖ ¦
¦привлечения к ¦ ¦ ¦
¦ответственности по п. 14 ¦ ¦ ¦
¦ст. 155 ЖК РФ вместо ¦ ¦ ¦
¦договора используется ¦ ¦ ¦
¦заявление о вступлении в ¦ ¦ ¦
¦члены товарищества ¦ ¦ ¦
L—————————+———————-+————————

Повторим, что независимо от наличия договора закон предоставляет право взыскать с потребителей сумму фактически понесенных убытков в связи с невнесением платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Однако взыскать пени за просрочку платежа по п. 14 ст. 155 ЖК РФ становится возможным только в случае, если потребитель согласился со всеми иными условиями, то есть заключил соответствующий договор. Таким образом, законодатель встает на защиту потребителей.

В отсутствие договора исполнители услуг вправе воспользоваться механизмами защиты, которые предоставляет им гражданское законодательство: ст. 395 ГК РФ позволяет потребовать уплаты процентов за пользование чужими денежными средствами. Как указано в п.

Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

50 Постановления Пленума ВС РФ N 6, ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", как пользование чужими денежными средствами следует квалифицировать также просрочку уплаты должником денежных сумм за переданные ему товары, выполненные работы, оказанные услуги.

Расчет пени

За основу расчета пени в п. 14 ст. 155 ЖК РФ взята величина ставки рефинансирования ЦБ РФ. Сумма за каждый день просрочки составляет 1/300 ставки рефинансирования от невыплаченных сумм.

Пример. Сумма долга (невыплаченных сумм) составляет 5000 руб. Долг просрочен на 30 дней. Ставка рефинансирования на момент уплаты — 13%.

Допустим, что стороны связаны договором управления многоквартирным домом. Рассчитаем сумму пеней за 30 дней просрочки:

  • процентная ставка за каждый день просрочки — 0,043% (13% / 300);
  • сумма пени в день — 2,17 руб. (5000 руб. x 0,043%);
  • сумма пени за 30 дн. — 65,10 руб. (2,17 руб. x 30 дн.).

Если же исходить из того, что стороны не имеют договорных отношений, нужно руководствоваться ст. 395 ГК РФ, согласно которой размер процентов определяется учетной ставкой банковского процента на день исполнения денежного обязательства. Поскольку нет никаких уточнений насчет размера процентов, подлежащих уплате за каждый день пользования чужими денежными средствами, нужно брать в расчет годовую ставку рефинансирования и определять сумму процентов следующим образом:

5000 руб. x (13% / 365 дн.) x 30 дн. = 53,42 руб.

Г.Ю.Шарикова

Юрист

НП "Нижегородская

ассоциация ТСЖ"

Пени по жилищному кодексу

Статья 155. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

1. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее — иной специализированный потребительский кооператив).

(в ред. Федерального закона от 04.06.2011 N 123-ФЗ)

2. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании:

1) платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива;

2) информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

(часть 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

2.1. Платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ (в ред. 28.12.2016) положения части 2.2 статьи 155 (в редакции указанного Закона) применяются с 1 января 2018 года, за исключением случая, предусмотренного его частью 7 статьи 6.

2.2. В случае неразмещения платежных документов и информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи, граждане и организации вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, в котором были размещены платежные документы и указанная информация в системе.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

2.3. Информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенная в системе, должна соответствовать сведениям, содержащимся в платежном документе, представленном в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи. При несоответствии сведений, содержащихся в платежном документе, представленном в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, размещенной в системе, достоверной считается информация, размещенная в системе.

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

3. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда вносят плату за пользование жилым помещением (плату за наем) наймодателю этого жилого помещения.

4. Наниматели жилых помещений по договору социального найма и договору найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, вносят плату за содержание жилого помещения, а также плату за коммунальные услуги этой управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи. Если размер вносимой нанимателем жилого помещения платы меньше, чем размер платы, установленный договором управления, оставшаяся часть платы вносится наймодателем этого жилого помещения в согласованном с управляющей организацией порядке.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

4.1. Наниматель жилого помещения по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги наймодателю такого жилого помещения, если данным договором не предусмотрено внесение нанимателем платы за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.

(часть 4.1 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 217-ФЗ)

5. Члены товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вносят обязательные платежи и (или) взносы, связанные с оплатой расходов на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, а также с оплатой коммунальных услуг, в порядке, установленном органами управления товарищества собственников жилья либо органами управления жилищного кооператива или органами управления иного специализированного потребительского кооператива, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

6. Не являющиеся членами товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме, в котором созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, вносят плату за содержание жилого помещения и плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, в том числе уплачивают взносы на капитальный ремонт в соответствии со статьей 171 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

6.1. В случае заключения товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договора управления многоквартирным домом плата за коммунальные услуги вносится лицами, указанными в пунктах 1 — 5 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, управляющей организации, за исключением случая, предусмотренного частью 7.1 настоящей статьи.

(часть 6.1 в ред. Федерального закона от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

Об особенностях применения части 6.2 статьи 155 в части обращения с твердыми коммунальными отходами см. часть 9 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

6.2. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальные услуги, осуществляют расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации. Управляющая организация, товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив, которые получают плату за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляют расчеты за оказанную услугу с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, с которым такими управляющей организацией, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом заключен договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в соответствии с требованиями, установленными Правительством Российской Федерации.

(часть 6.2 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

Об особенностях применения части 6.3 статьи 155 в части обращения с твердыми коммунальными отходами см. часть 9 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

6.3. На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья либо жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами — региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, которые отвечают перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

(часть 6.3 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ; в ред.

Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

7. Собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьей 171 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 123-ФЗ, от 25.12.2012 N 271-ФЗ)

Об особенностях применения части 7.1 статьи 155 в части обращения с твердыми коммунальными отходами см. часть 9 статьи 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ.

7.1. На основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами — региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества.

(часть 7.1 введена Федеральным законом от 04.06.2011 N 123-ФЗ; в ред.

Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ)

7.2. В случае заключения лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией, отобранной по результатам открытого конкурса, предусмотренного частью 13 статьи 161 настоящего Кодекса, а также в случае, если договор управления многоквартирным домом заключен с указанным лицом в соответствии с частью 8 статьи 161 настоящего Кодекса, плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится такой управляющей организации.

(часть 7.2 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

7.3. При осуществлении застройщиком управления многоквартирным домом без заключения договора управления таким домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, застройщику.

(часть 7.3 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

7.4. При заключении застройщиком в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится лицом, указанным в пункте 6 части 2 статьи 153 настоящего Кодекса, такой управляющей организации.

(часть 7.4 введена Федеральным законом от 05.04.2013 N 38-ФЗ)

8. Собственники помещений в многоквартирном доме, осуществляющие непосредственное управление таким домом, вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

9. Собственники жилых домов оплачивают услуги и работы по их содержанию и ремонту, а также вносят плату за коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

10. Собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

11. Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации.

(в ред.

Пени по Жилищному кодексу

Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 27.07.2010 N 237-ФЗ, от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

12. Плата за коммунальные услуги, предоставляемые временным жильцам, вносится нанимателем жилого помещения в соответствии с дополнительным соглашением с наймодателем, заключенным на срок проживания временных жильцов.

13. Наймодатель, управляющая организация обязаны информировать в письменной форме соответственно нанимателей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственников жилых помещений в многоквартирном доме об изменении размера платы за жилое помещение и коммунальные услуги не позднее чем за тридцать дней до даты представления платежных документов, на основании которых будет вноситься плата за жилое помещение и коммунальные услуги в ином размере, если иной срок не установлен договором управления.

Действие положений статьи 155 в редакции Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу указанного закона договоров.

14. Лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.

(часть 14 в ред. Федерального закона от 03.11.2015 N 307-ФЗ)

14.1. Собственники помещений в многоквартирном доме, несвоевременно и (или) не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, обязаны уплатить в фонд капитального ремонта пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты. Уплата указанных пеней осуществляется в порядке, установленном для уплаты взносов на капитальный ремонт.

(часть 14.1 введена Федеральным законом от 25.12.2012 N 271-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 29.06.2015 N 176-ФЗ, от 03.11.2015 N 307-ФЗ, от 03.07.2016 N 355-ФЗ)

15. Наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 03.06.2009 N 121-ФЗ)

16. При привлечении лицами, указанными в части 15 настоящей статьи, представителей для осуществления расчетов с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, собственниками жилых помещений и взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги согласие субъектов персональных данных на передачу персональных данных таким представителям не требуется.

(часть 16 введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 417-ФЗ)

17. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги может вноситься с использованием системы, в том числе на основании договоров на поставку ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, договоров оказания услуг и (или) выполнения работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, на предоставление коммунальных услуг, заключенных в электронной форме с использованием системы.

(часть 17 введена Федеральным законом от 21.07.2014 N 263-ФЗ)

КОММЕНТАРИЙ К СТ 155 ЖК РФ. Внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги

Оплата коммунальных услуг в случае непроживания

Вопрос:

Как оплачивать коммунальные услуги, если не проживаешь в квартире?

Ответ:

В соответствии с частью 11 статьи 155 Жилищного кодекса РФ неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием для невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации.

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Согласно пункту 86 указанных правил при временном, то есть более 5 полных календарных дней подряд, отсутствии потребителя в жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, осуществляется перерасчет размера платы за предоставленную потребителю в таком жилом помещении коммунальную услугу, за исключением коммунальной услуги по отоплению и газоснабжению на цели отопления жилых помещений.

Перерасчет размера платы за коммунальные услуги осуществляется на основании письменного заявления в течение 5 рабочих дней.

В заявлении о перерасчете указываются фамилия, имя и отчество каждого временно отсутствующего потребителя, день начала и окончания периода его временного отсутствия в жилом помещении. К заявлению о перерасчете должны прилагаться документы, подтверждающие продолжительность периода временного отсутствия потребителя, например, справка о нахождении на лечении в стационарном лечебном учреждении, счета за проживание в гостинице, справка дачного, садового, огороднического товарищества, подтверждающая период пребывания гражданина по месту нахождения такого товарищества.

Не подлежит перерасчету в связи с временным отсутствием потребителя в жилом помещении размер платы за коммунальные услуги на общедомовые нужды.

За коммунальные услуги необходимо своевременно и полностью вносить плату (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ). Плата вносится ежемесячно до 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом или решением общего собрания членов ТСЖ или жилищного кооператива (ч. 1 ст. 155 ЖК РФ).

Законодательство предусматривает следующие последствия в случае неоплаты или просрочки оплаты потребителем коммунальных услуг.

1. Начисление пеней за неоплату или несвоевременную оплату коммунальных услуг

За неоплату или несвоевременную оплату коммунальных услуг предусмотрено начисление пеней в следующем размере (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ; п. 159 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354):

1) за каждый день просрочки начиная с 31-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение 90 календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения 90 календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в 90-дневный срок оплата не произведена, &#8212; 1/300 ставки рефинансирования Банка России на день фактической оплаты от не выплаченной в срок суммы;

2) за каждый день просрочки начиная с 91-го дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты &#8212; 1/130 ставки рефинансирования Банка России на день фактической оплаты от не выплаченной в срок суммы.

Справка.Ставка рефинансирования

С 01.01.2016 значение ставки рефинансирования Банка России приравнивается к значению ключевой ставки Банка России и с 30.10.2017 составляет 8,25% (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У; Информация Банка России от 27.10.2017).

Таким образом, формула для расчета пеней следующая:

а) за период с 31-го дня со дня наступления срока оплаты по день фактической оплаты или по 90-й день в случае неоплаты до 90-го дня:

Пени = Сумма просроченной задолженности x Количество дней просрочки x 1/300 x Ставка рефинансирования на день фактической оплаты;

б) за период с 91-го дня со дня наступления срока оплаты по день фактической оплаты:

Пени = Сумма просроченной задолженности x Количество дней просрочки x 1/130 x Ставка рефинансирования на день фактической оплаты.

Увеличение указанных размеров пеней не допускается (ч. 14 ст. 155 ЖК РФ).

2. Ограничение или приостановление предоставления коммунальной услуги

Правила приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг устанавливаются Правительством РФ и предусматривают право исполнителя, предоставляющего потребителю коммунальные услуги, ограничивать или приостанавливать в установленном порядке подачу потребителю коммунальных ресурсов (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ; пп. &#171;д&#187; п. 32 Правил N 354).

При ограничении предоставления коммунальной услуги исполнитель временно уменьшает объем (количество) подачи определенного коммунального ресурса и (или) вводит график предоставления коммунальной услуги в течение суток.

При приостановлении предоставления коммунальной услуги временно прекращается подача определенного коммунального ресурса. Одновременно исполнитель обязан опломбировать соответствующее оборудование, которым пользуется потребитель-должник.

Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг не является расторжением договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг (п. 114 Правил N 354).

Порядок ограничения и приостановления предоставления коммунальной услуги следующий (если иное не предусмотрено договором о предоставлении коммунальных услуг):

1) исполнитель направляет потребителю предупреждение (уведомление) о том, что в случае непогашения задолженности в течение 20 дней со дня доставки предупреждения предоставление коммунальной услуги может быть сначала ограничено, а затем приостановлено либо при отсутствии технической возможности введения ограничения приостановлено без предварительного введения ограничения.

Уведомление потребителя может осуществляться одним из следующих способов (пп. &#171;а&#187; п. 119 Правил N 354):

  • вручение предупреждения (уведомления) под расписку;
  • направление предупреждения (уведомления) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении;
  • включение текста предупреждения (уведомления) в платежный документ для внесения платы за коммунальные услуги;
  • иным способом, подтверждающим факт и дату его получения потребителем, в том числе посредством передачи сообщения на мобильный телефон, телефонного звонка с записью разговора, сообщения электронной почты или через личный кабинет потребителя в государственной системе ЖКХ либо на официальной странице исполнителя в сети Интернет;

2) если потребитель не погасил задолженность в течение установленного в предупреждении срока, исполнитель при наличии технической возможности ограничивает предоставление указанной в предупреждении коммунальной услуги (пп. &#171;б&#187; п. 119 Правил N 354);

3) если потребитель не погасил задолженность по истечении 10 дней со дня введения ограничения предоставления коммунальной услуги или если отсутствует возможность ввести ограничение предоставления коммунальной услуги, исполнитель приостанавливает предоставление такой коммунальной услуги, за исключением отопления, а в многоквартирных домах также за исключением холодного водоснабжения (пп. &#171;в&#187; п. 119 Правил N 354).

Справка.Неполная оплата коммунальных услуг

Под неполной оплатой потребителем одной коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по ее оплате в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за нее (исходя из норматива ее потребления независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа), действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при отсутствии заключенного с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем условий такого соглашения (п. 118 Правил N 354).

Предоставление коммунальных услуг возобновляется в течение двух календарных дней со дня полного погашения задолженности и оплаты расходов исполнителя по введению ограничения, приостановлению и возобновлению предоставления коммунальной услуги потребителем (п. 120 Правил).

3. Взыскание задолженности в судебном порядке

Управляющая компания, ТСЖ или застройщик вправе привлечь стороннюю организацию для ведения претензионно-исковой работы по взысканию с потребителя задолженности по оплате коммунальных услуг (Письмо Минстроя России от 03.03.2016 N 6076-ОД/04; пп. &#171;ж&#187; п. 4 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 N 416).

Кроме того, в случае, если договор на предоставление коммунальных услуг заключен напрямую с поставщиком услуги, он также вправе обратиться в суд с требованием о взыскании задолженности по оплате коммунальных услуг с потребителя.

Если размер денежных сумм, подлежащих взысканию, не превышает 500 тыс. руб., то результатом рассмотрения требований о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также услуг телефонной связи будет являться вынесение судебного приказа, который одновременно является исполнительным документом. Если вынесение судебного приказа невозможно либо он был отменен, требования рассматриваются в порядке искового, в том числе упрощенного, производства (ч. 1, 2 ст. 121, ст. 122 ГПК РФ; п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 N 22).

В рамках исполнительного производства при отсутствии у потребителя денежных средств взыскание может быть обращено на его имущество (даже если стоимость этого имущества превышает сумму задолженности), а также на заработную плату или иные доходы (гл. 8, 11 Закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ; п. 16 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ N 4 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016).

Если сумма задолженности превышает 30 000 руб.

Защита документов

или задолженность свыше 10 000 руб. не уплачена по истечении двух месяцев со дня окончания срока для добровольного исполнения требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель может вынести постановление о временном ограничении на выезд должника из РФ (п. 15 ч. 1 ст. 64, п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 67 Закона N 229-ФЗ).

4. Обращение наймодателя в суд с иском о выселении нанимателя

Если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более шести месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилое помещение и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма, размер которого соответствует размеру жилого помещения, установленному для вселения граждан в общежитие (ст. 90 ЖК РФ).

В случае удовлетворения иска в решении суда о выселении нанимателя и членов его семьи указывается конкретное другое жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма выселяемым нанимателю и членам его семьи. Предоставляемое жилое помещение должно быть изолированным, пригодным для постоянного проживания, быть по размеру не менее 6 кв. м жилой площади на одного человека, располагаться в том же населенном пункте и относиться к жилищному фонду социального использования (п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14).

Связанные вопросы

Как устанавливается временное ограничение (запрет) на выезд должников за границу? >>>

Полезная информация по вопросу

Официальный сайт Банка России &#8212; www.cbr.ru

Подготовлено на основе материала

адвоката Богаткова С.А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *