Ст 161 п 3

О порядке применения НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ

ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА

ПИСЬМО

от 16 января 2018 года N СД-4-3/480@

О порядке применения НДС налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 НК РФ

Вид налога: НДС

Статьи НК: статья 171

статья 161

статья 167

статья 169

статья 170

статья 166, статья 173

Вопрос:

По вопросу уплаты НДС налоговыми агентами, приобретающими отдельные виды товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ответ:

Федеральная налоговая служба в связи с изменениями, внесенными в главу 21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 335-ФЗ) сообщает следующее.

Статьей 2 Федерального закона N 335-ФЗ внесены изменения в статьи 149, 154, 161, 166, 167, 168, 169, 170, 171, 173, 174 Кодекса в части положений, касающихся порядка исчисления налога на добавленную стоимость налоговыми агентами, приобретающими отдельные виды товаров. Изменения в указанные статьи Кодекса вступили в силу с 1 января 2018 года (пункт 4 статьи 9 Федерального закона N 335-ФЗ).

1. Так, статья 161 Кодекса дополнена пунктом 8, согласно которому при реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов (далее — сырые шкуры и лом) налоговая база определяется налоговыми агентами исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 с учетом налога.

Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) сырых шкур и лома, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 Кодекса, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные главой 21 Кодекса.

При этом ФНС России обращает внимание, что выставление счетов-фактур указанными налоговыми агентами положениями главы 21 Кодекса не предусмотрено.

На основании пункта 3.1 статьи 166 Кодекса (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ) при реализации сырых шкур и лома сумма налога на добавленную стоимость налогоплательщиками-продавцами не исчисляется, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым пункта 8 статьи 161, подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также при реализации этих товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

В этой связи операции по реализации сырых шкур и лома в разделе 3 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, налогоплательщиками — продавцами не отражаются, за исключением случаев, предусмотренных абзацами седьмым и восьмым пункта 8 статьи 161, а также при реализации таких товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

При этом в счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах, выставляемых налогоплательщиками-продавцами при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, а также при их реализации делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

В аналогичном порядке производится выставление счетов-фактур комиссионерами (агентами), реализующими (приобретающими) сырые шкуры и лом по договору комиссии (агентскому договору, предусматривающему реализацию и (или) приобретение этих товаров от имени агента).

Одновременно ФНС России обращает внимание на то, что в случае реализации сырых шкур и лома налогоплательщиками-продавцами, освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика в соответствии со статьей 145 Кодекса, а также лицами, не являющимися налогоплательщиками, обязанности налогового агента у покупателей (получателей) таких товаров не возникает. При этом продавцы указанных товаров в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)» и, соответственно, налог на добавленную стоимость не исчисляют.

2. Согласно пункту 15 статьи 167 Кодекса (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ) для налоговых агентов, указанных в пункте 8 статьи 161 Кодекса, момент определения налоговой базы определяется в порядке, установленном пунктом 1 статьи 167 Кодекса, то есть как наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки сырых шкур и лома;

2) день оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома.

Учитывая изложенное, при перечислении налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Кодекса, оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, исчисление налога на добавленную стоимость производится налоговыми агентами как на дату перечисления оплаты (частичной оплаты), так и на дату отгрузки сырых шкур и лома в счет этой оплаты (частичной оплаты).

На основании пунктов 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 Кодекса суммы налога, исчисленные налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Кодекса, подлежат вычетам.

При этом суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету налоговым агентом при перечисления налогоплательщику-продавцу сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, либо при изменении стоимости отгруженных сырых шкур и лома в сторону уменьшения, в том числе в случае уменьшения цены и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных сырых шкур и лома, подлежат восстановлению (подпункты 3 и 4 пункта 3 статьи 170 Кодекса (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ).

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Кодекса, определяется по итогам каждого налогового периода как общая сумма налога, исчисляемая в соответствии с пунктом 3.1 статьи 166 Кодекса в отношении сырых шкур и лома, увеличенная на суммы налога, восстановленные в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 3 статьи 170 Кодекса, и уменьшенная на суммы налоговых вычетов, предусмотренных пунктами 3, 5, 8, 12 и 13 статьи 171 Кодекса в части операций, осуществляемых указанными налоговыми агентами с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 172 настоящего Кодекса (пункт 4.1 статьи 173 Кодекса (в редакции Федерального закона N 335-ФЗ).

Таким образом, исчисление суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, производится налоговыми агентами совокупно в отношении всех товаров, указанных в пункте 8 статьи 161 Кодекса, осуществленных всеми налогоплательщиками-продавцами за истекший налоговый период.

При этом итоговую сумму налога, подлежащую уплате в бюджет налоговыми агентами, указанными в пункте 8 статьи 161 Кодекса, следует отражать по строке 060 раздела 2 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@.

До внесения изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 N 1137, приказы ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@, от 14.03.2016 N ММВ-7-3/136@ и соответствующих изменений в формат счета-фактуры, утвержденный приказом ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@, ФНС России рекомендует применять порядок заполнения отдельных показателей счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур, составляемых налогоплательщиками-продавцами, а также отдельных граф книг продаж и книг покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур при регистрации счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур комиссионерами (агентами), налогоплательщиками-продавцами, а также налоговыми агентами, указанный в приложении к настоящему письму. При этом ФНС России обращает внимание на наличие новых кодов видов операций (33, 34, 41-44), отражаемых в указанных документах при регистрации в них счетов-фактур, выставленных при отгрузке сырых шкур и лома.

Действительный государственный советник

Российской Федерации 3 класса

Д.С.Сатин

Приложение

Приложение к настоящему письму

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур

Наименование налогоплательщика (лица, не являющегося налогоплательщиком) _ ХХХХХХ_

ИНН/КПП налогоплательщика (лица, не являющегося налогоплательщиком) 77……..______

за ___ квартал 20__ года

Часть 1. Выставленные счета-фактуры

N п/п

Дата выстав-

Код вида

Номер и дата

Номер и дата

Номер и дата

Номер и дата

Наиме-
нование

ИНН/
КПП

Сведения из счетов-фактур, полученных от продавцов

Наиме-
нование

Стоимость товаров

В том числе

Разница стоимости с

Разница
НДС по

ления

опера-
ции

счета-
фактуры

исправ-
ления счета-
фактуры

коррек-
тировоч-
ного счета-
фактуры

исправ-
ления коррек-
тировоч-
ного

поку-
пателя

поку-
пателя

наиме-
нование продавца (из графы 8 части 2)

ИНН/КПП продавца (из графы 9 части 2)

номер и дата счета-
фактуры (коррек-
тировоч-

и код валюты

(работ, услуг), имущест-
венных прав по

сумма НДС по счету-
фактуре

учетом НДС
по коррек-
тировоч-
ному счету-
фактуре

коррек-
тировоч-
ному счету-
фактуре

счета-
фактуры

ного счета-
фактуры), полу-
ченного от продавца (из графы 4 (графы 6) части 2)

счету-
фактуре — всего

умень-
шение

увели-
чение

умень-
шение

увели-
чение

33*

ххххх

хххх

хххххх

ххххххх

ххххххххх

хххх

— **

34*

ххххх

ххххх

хххххх

ххххххх

ххххххххх

ххххх

Часть 2. Полученные счета-фактуры

N п/п

Дата полу-
чения

Код вида опера-

Номер и дата счета-

Номер и дата исправ-

Номер и дата коррек-

Номер и дата исправ-

Наиме-
нование продавца

ИНН/
КПП про-

Сведения о посреднической деятельности, указываемые комиссионером (агентом)

Наиме-
нование и код

Стоимость товаров (работ,

В том числе сумма

Разница стоимости с учетом НДС

Разница
НДС по
коррек-

ции

фактуры

ления счета-
фактуры

тировоч-
ного счета-
фактуры

ления коррек-
тировоч-
ного

давца

наиме-
нование субкомис-
сионера

ИНН/КПП субкомис-
сионера (субагента)

код вида сдел-
ки

валюты

услуг), имущест-
венных прав по

НДС по счету-
фактуре

по коррек-
тировоч-
ному счету-
фактуре

тировоч-
ному счету-
фактуре

счета-
фактуры

(субагента)

счету-
фактуре — всего

умень-
шение

увели-
чение

умень-
шение

увели-
чение

33*

ххххх

хххххх

хххх

— **

34*

ххххх

ххххххх

хххх

________________
* При регистрации счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур в журнале учета полученных и выставленных счетов-фактур, выставленных (полученных) при реализации (приобретении) сырых шкур и лома комиссионерами (агентами) по договору комиссии (агентскому договору) в графе 3 рекомендуется указывать следующие коды вида операций:
33* — при регистрации счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур), выставленных при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящей поставки сырых шкур (лома) от налогового агента;
34* — при регистрации счетов-фактур (корректировочных счетов-фактур), выставленных (полученных) комиссионером (агентом) при отгрузке сырых шкур и лома налоговому агенту.
** При формировании журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур в электронной форме по формату, утвержденному приказом ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@, а также при выгрузке сведений в разделы 10 и 11 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (ред. от 20.12.2016), в графах 14-19 следует указывать цифру «0».

Книга покупок налогового агента

Приложение к настоящему письму

Покупатель

Завод Б

Идентификационный номер и код причины постановки

на учет налогоплательщика-покупателя

Покупка за период с

по

N п/п

Код вида операции*

Номер и дата счета-
фактуры продавца

Номер и дата исправ-
ления счета-
фактуры продавца

Номер и дата коррек-
тировоч-
ного счета-
фактуры продавца

Номер и дата исправления коррек-
тировоч-
ного счета-
фактуры продавца

Номер и дата документа, подтверж-
дающего уплату налога

Дата принятия на учет товаров (работ, услуг), имущест-

Наиме-
нование продавца

ИНН/КПП продавца

Сведения о посреднике (комиссионере, агенте, экспедиторе, лице, выполняющем функции застройщика)

Регистра-
ционный номер таможенной декларации

Наиме-
нование и код валюты

Стоимость покупок по счету-фактуре, разница стоимости по коррек-
тировоч-

Сумма НДС по счету-
фактуре, разница суммы НДС по коррек-
тировоч-

венных прав

наиме-
нование посред-
ника

ИНН/
КПП посред-
ника

ному счету-фактуре (включая НДС) в валюте счета-
фактуры

ному счету-фактуре, прини-
маемая к вычету, в рублях и копейках

41*

Завод А

118,00

18,00

42*

Завод А

236,00

36,00

43*

Завод А

118,00

18,00

42*

3; 25.01.2018

Завод А

35,40

5,40

44*

4; 30.01.2018

Завод А

59,00

9,00

Всего

________________
* При регистрации счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур в книге покупок налоговым агентом в графе 2 рекомендуется указывать следующие коды вида операций:
41* — при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при перечислении оплаты (частичной оплаты) («как за покупателя»);
42* — при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при отгрузке («как за покупателя»);
43* — при применении вычетов сумм НДС, исчисленных с оплаты (частичной оплаты), подлежащих вычету с даты отгрузки («как за продавца»);
42* — при применении вычетов сумм НДС, исчисленных при изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения («как за покупателя»),

44* — при применении вычетов сумм НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за продавца»).

Книга покупок налогоплательщика-продавца

Приложение к настоящему письму

Покупатель

Завод А

Идентификационный номер и код причины постановки

на учет налогоплательщика-покупателя

Покупка за период с

по

N п/п

Код вида опера-
ции*

Номер и дата счета-
фактуры продавца

Номер и дата исправ-
ления счета-
фактуры продавца

Номер и дата коррек-
тировоч-
ного счета-
фактуры продавца

Номер и дата исправ-
ления коррек-
тировоч-
ного счета-

Номер и дата документа, подтверж-
дающего уплату налога

Дата принятия на учет товаров (работ, услуг), имущест-

Наиме-
нование продавца

ИНН/КПП продавца

Сведения о посреднике (комиссионере, агенте, экспедиторе, лице, выполняющем функции застройщика)

Регистра-
ционный номер таможенной декларации

Наиме-
нование и код валюты

Стоимость покупок по счету-
фактуре, разница стоимости
по коррек-

Сумма НДС по счету-фактуре, разница суммы НДС по коррек-
тировоч-

фактуры продавца

венных прав

наиме-
нование посред-
ника

ИНН/КПП посред-
ника

тировоч-
ному счету-
фактуре (включая НДС) в валюте счета-
фактуры

ному счету-
фактуре, прини-
маемая к вычету, в рублях и копейках

34*

Завод Б

50,00

— **

Всего

________________
* При регистрации корректировочных счетов-фактур в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения в графе 2 книги покупок рекомендуется указывать код вида операции — 34.
* При формировании книги покупок в электронной форме по формату, утвержденному приказом ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@, а также при выгрузке сведений в раздел 8 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (ред. от 20.12.2016), в графе 16 следует указывать цифру «0».

Книга продаж налогоплательщика-продавца

Приложение к настоящему письму

Покупатель

Завод А

Идентификационный номер и код причины постановки

на учет налогоплательщика-продавца

Покупка за период с

по

N п/п

Код вида опера-
ции

Номер и дата счета-
фактуры продавца

Регистра-
ционный номер тамо-
женной декла-
рации

Код вида товара

Номер и дата исправ-
ления счета-
фактуры продавца

Номер и дата коррек-
тировоч-
ного счета-
фактуры продавца

Номер и дата исправ-
ления корректи-
ровоч-
ного счета-
фактуры продавца

Наиме-
нование поку-
пателя

ИНН/
КПП поку-
пателя

Сведения о посреднике (комиссионере, агенте)

Номер и дата документа, подтверж-
дающего оплату

Наиме-
нование и код валюты

Стоимость продаж по счету-фактуре, разница стоимости по корректировочному счету-фактуре (включая НДС) в валюте счета-фактуры

Стоимость продаж, облагаемых налогом, по счету-фактуре, разница стоимости по корректировочному счету-фактуре (без НДС) в рублях и копейках, по ставке

Сумма НДС по счету-фактуре, разница суммы налога по корректировочному счету-фактуре в рублях и копейках, по ставке

Стоимость продаж, освобож-
даемых от налога, по счету-
фактуре, разница стоимости

наиме-
нование посред-
ника

ИНН/
КПП посред-
ника

в валюте счета-
фактуры

в рублях и копейках

18 про-
центов

10 про-
центов

0 про-
центов

18 про-
центов

10 про-
центов

по коррек-
тировоч-
ному счету-
фактуре в рублях и копейках

13а

13б

33*

Завод Б

— **

100,00

— **

34*

Завод Б

200,00

34*

Завод Б

30,00

Всего

________________
* При регистрации счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур в книге продаж налогоплательщиком-продавцом в графе 2 книги продаж рекомендуется указывать следующие коды вида операций:
33* — при поступлении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома;
34* — при отгрузке сырых шкур и лома, в том числе в счет оплаты (частичной оплаты), а также при изменении стоимости отгрузок в сторону увеличения стоимости отгрузок.
** При формировании книги продаж в электронной форме по формату, утвержденному приказом ФНС России от 04.03.2015 N ММВ-7-6/93@, а также при выгрузке сведений в раздел 9 налоговой декларации по НДС, утвержденной приказом ФНС России от 29.10.2014 N ММВ-7-3/558@ (ред. от 20.12.2016), в графах 13б, и 17 следует указывать цифру «0».

Книга продаж налогового агента

Приложение к настоящему письму

Покупатель

Завод Б

Идентификационный номер и код причины постановки

на учет налогоплательщика- продавца

Покупка за период с

по

N п/п

Код вида опера-
ции*

Номер и дата счета-
фактуры продавца

Регистра-
ционный номер тамо-
женной декла-
рации

Код вида товара

Номер и дата исправ-
ления счета-
фактуры продавца

Номер и дата коррек-
тировоч-
ного счета-
фактуры продавца

Номер и дата исправ-
ления коррек-
тировоч-
ного счета-
фактуры

Наиме-
нование поку-
пателя

ИНН/
КПП поку-
пателя

Сведения о посреднике (комиссионере, агенте)

Номер и дата документа, подтверж-
дающего оплату

Наиме-
нование и код валюты

Стоимость продаж по счету-фактуре, разница стоимости по корректировочному счету-фактуре (включая НДС) в валюте счета-фактуры

Стоимость продаж, облагаемых налогом, по счету-фактуре, разница стоимости по корректировочному счету-фактуре (без НДС) в рублях и копейках, по ставке

Сумма НДС по счету-фактуре, разница суммы налога по корректировочному счету-фактуре в рублях и копейках, по ставке

Стоимость продаж, освобож-
даемых от налога, по счету-
фактуре, разница стоимости по

продавца

наиме-
нование посред-
ника

ИНН/
КПП посред-
ника

в валюте счета-
фактуры

в рублях и копейках

18 про-
центов

10 про-
центов

0 про-
центов

18 про-
центов

10 про-
центов

корректи-
ровочному счету-
фактуре в рублях и копейках

13а

13б

41*

Завод Б

118,00

100,00

18,00

42*

Завод Б

236,00

200,00

36,00

43*

Завод Б

118,00

100,00

18,00

42*

Завод б

35,40

30,00

5,40

44*

Завод Б

59,00

50,00

9,00

Всего

________________
*При регистрации счетов-фактур, корректировочных счетов-фактур в книге продаж налоговым агентом в графе 2 рекомендуется указывать следующие коды вида операций:
41* — при исчислении НДС с оплаты (частичной оплаты) («как за продавца»);
42* — при исчислении НДС с отгрузки («как за продавца»);
43*- при восстановлении НДС в случае перечисления покупателем оплаты (частичной оплаты) («как за покупателя»);
42* — при исчислении НДС с отгрузки и в случае изменения стоимости отгрузок в сторону увеличения («как за продавца»);

44* — при восстановлении НДС в случае изменения стоимости отгрузок в сторону уменьшения («как за покупателя»).

Счет-фактура на оплату (частичную оплату)

Приложение к настоящему письму

СЧЕТ-ФАКТУРА N

от «

«

(1)

ИСПРАВЛЕНИЕ N

от «

«

(1а)

Продавец

Завод А

(2)

Адрес

(2а)

ИНН/КПП продавца

(2б)

Грузоотправитель и его адрес

(3)

Грузополучатель и его адрес

(4)

К платежно-расчетному документу N

от

(5)

Покупатель

Завод Б

(6)

Адрес

(6а)

ИНН/КПП покупателя

(6б)

Валюта: наименование, код

(7)

Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии)

(8)

Наиме-
нование товара

Код вида товара

Единица
измерения

Коли-
чество
(объем)

Цена (тариф)
за

Стоимость товаров (работ, услуг),

В том числе сумма

Налоговая ставка

Сумма налога, предъяв-

Стоимость товаров (работ,

Страна происхождения товара

Регистра-
ционный номер

(описание выполненных работ, оказанных услуг), имущест-
венного права

код

условное обоз-
наче-
ние (нацио-
нальное)

единицу изме-
рения

имущест-
венных прав без налога — всего

акциза

ляемая покупателю

услуг), имущест-
венных прав с налогом — всего

циф-
ровой код

краткое наиме-
нование

таможенной декларации

10а

Металлолом

100,00

НДС исчисляется налоговым агентом*

Всего к оплате

100,00

Х

________________
* При выставлении счета-фактуры на бумажном носителе при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома в графах 1а-4, 6, 8-11 рекомендуется ставить прочерки, а в графе 7 указывать «НДС исчисляется налоговым агентом»; в случае выставления счета-фактуры в электронной форме по формату, утвержденному приказом ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@, графы 1а-4, 6, 10-11 не заполняются, в графе 7 указывается «НДС исчисляется налоговым агентом», а в графах 8-9 следует указывать цифру «0».

Корректировочный счет-фактура на увеличение стоимости

Приложение к настоящему письму

КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ СЧЕТ-ФАКТУРА N

от

(1), ИСПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКТИРОВОЧНОГО СЧЕТА-ФАКТУРЫ N ______ ______

к СЧЕТУ-ФАКТУРЕ (счетам-фактурам) N

от

, с учетом исправления N ______ от __________

(1б)

Продавец

Завод А

(2)

Адрес

(2а)

ИНН/КПП продавца

(2б)

Покупатель

Завод Б

(3)

Адрес

(3а)

ИНН/КПП покупателя

(3б)

Валюта: наименование, код

(4)

Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии)

(5)

Наименование товара

Показатели в связи с

Код вида товара

Единица измерения

Количество (объем)

Цена (тариф) за

Стоимость товаров

В том числе сумма акциза

Налоговая ставка

Сумма налога

Стоимость товаров

(описание выполненных работ, оказанных услуг), имущественного права

изменением стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав

код

условное обозна-
чение (нацио-
нальное)

единицу изме-
рения

(работ, услуг), имущест-
венных прав без налога — всего

(работ, услуг), имущест-
венных прав с налогом — всего

Металлолом

А (до изменения)

кг

1,00

200,00

«без акциза»

НДС исчисляется налоговым агентом*

Б (после изменения)

кг

1,00

230,00

«без акциза»

НДС исчисляется налоговым агентом*

В (увеличение)

30,00

Г (уменьшение)

А (до изменения)

Б (после изменения)

В (увеличение)

Г (уменьшение)

Всего увеличение (сумма строк В)

30,00

Всего уменьшение (сумма строк Г)

________________
* При выставлении корректировочного счета-фактуры на бумажном носителе в случае увеличения стоимости отгруженных сырых шкур и лома в графах 8-9 рекомендуется ставить прочерки, а в графе 7 указывать «НДС исчисляется налоговым агентом»; в случае выставления корректировочного счета-фактуры в электронной форме по формату, утвержденному приказом ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@, графа 1б не заполняется, в графе 7 указывается «НДС исчисляется налоговым агентом», а в графах 8-9 следует указывать цифру «0».

Корректировочный счет-фактура на уменьшение стоимости

Приложение к настоящему письму

КОРРЕКТИРОВОЧНЫЙ СЧЕТ-ФАКТУРА N

от

(1),

ИСПРАВЛЕНИЕ КОРРЕКТИРОВОЧНОГО СЧЕТА-ФАКТУРЫ N ______ от _______

(1а)

к СЧЕТУ-ФАКТУРЕ (счетам-фактурам) N

от

, с учетом исправления N ______ от ________

(1б)

Продавец

Завод А

(2)

Адрес

(2а)

ИНН/КПП продавца

(2б)

Покупатель

Завод Б

(3)

Адрес

(3а)

ИНН/КПП покупателя

(3б)

Валюта: наименование, код

(4)

Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии)

(5)

Наиме-
нование

Показатели в связи с

Код вида товара

Единица измерения

Количество (объем)

Цена (тариф)

Стоимость товаров

В том
числе

Налоговая ставка

Сумма налога

Стоимость товаров

товара (описание выполненных работ, оказанных услуг), имущест-
венного права

изменением стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав

код

условное обозна-
чение (нацио-
нальное)

за единицу изме-
рения

(работ, услуг), имущест-
венных прав без налога — всего

сумма акциза

(работ, услуг), имущест-
венных прав с налогом — всего

Металлолом

А (до изменения)

кг

200,00

1,00

200,00

«без акциза»

НДС исчисляется налоговым агентом*

Б (после изменения)

кг

150,00

1,00

150,00

«без акциза»

НДС исчисляется налоговым агентом*

В (увеличение)

Г (уменьшение)

50,00

А (до изменения)

Б (после изменения)

В (увеличение)

Г (уменьшение)

Всего увеличение (сумма строк В)

Всего уменьшение (сумма строк Г)

50,00

________________
* При выставлении корректировочного счета-фактуры на бумажном носителе в случае уменьшения стоимости отгруженных сырых шкур и лома в графах 8-9 рекомендуется ставить прочерки, а в графе 7 указывать «НДС исчисляется налоговым агентом»; в случае выставления корректировочного счета-фактуры в электронной форме по формату, утвержденному приказом ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@, графа 1б не заполняется, в графе 7 указывается «НДС исчисляется налоговым агентом», а в графах 8-9 следует указывать цифру «0».

Счет-фактура на отгрузку

Приложение к настоящему письму

СЧЕТ-ФАКТУРА N

от «

«

(1)

ИСПРАВЛЕНИЕ N

от «

»

(1а)

Продавец

Завод А

(2)

Адрес

(2а)

ИНН/КПП продавца

(2б)

Грузоотправитель и его адрес

(3)

Грузополучатель и его адрес

(4)

К платежно-расчетному документу N

от

(5)

Покупатель

Завод Б

(6)

Адрес

(6а)

ИНН/КПП покупателя

(6б)

Валюта: наименование, код

(7)

Идентификатор государственного контракта, договора (соглашения) (при наличии)

(8)

Наименование товара (описание выполненных

Код вида товара

Единица измерения

Количество (объем)

Цена (тариф) за единицу

Стоимость товаров (работ,

В том числе сумма

Налоговая ставка

Сумма налога, предъяв-

Стоимость товаров (работ,

Страна происхождения товара

Регистра-
ционный номер

работ, оказанных услуг), имущественного права

код

условное обозна-
чение (нацио-
нальное)

измерения

услуг), имущест-
венных прав без налога — всего

акциза

ляемая поку-
пателю

услуг), имущест-
венных прав с налогом — всего

циф-
ровой код

краткое наиме-
нование

таможенной декларации

10а

Металлолом

кг

1,00

200,00

без акциза

НДС исчисляется налоговым агентом*

Всего к оплате

200,00

________________
* При выставлении счета-фактуры на бумажном носителе при отгрузке, в том числе при получении оплаты (частичной оплаты) в счет предстоящих поставок сырых шкур и лома, в графах 8-9 рекомендуется ставить прочерки, а в графе 7 указывать «НДС исчисляется налоговым агентом»; в случае выставления счета-фактуры в электронной форме по формату, утвержденному приказом ФНС России от 24.03.2016 N ММВ-7-15/155@, графа 1а не заполняется, в графе 7 указывается «НДС исчисляется налоговым агентом», а в графах 8-9 следует указывать цифру «0».

Электронный текст документа

подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:

официальный сайт ФНС России

>
Ст. 161 НК РФ (2015): вопросы и ответы
>Ст. 161 НК РФ: официальный текст

Как агенты исчисляют НДС?

Во всех указанных выше случаях НДС исчисляется агентом из цены договора.

При покупке ТРУ у иностранного продавца налог рассчитывается, исходя из договорной стоимости с применением расчетной ставки 18/118 или 10/110. Если НДС в согласованной стоимости не учтен, его нужно исчислить сверх цены договора, увеличить на него договорную стоимость ТРУ и к данной базе применить ставку 18/118 (10/110). В данном случае уплатить НДС нужно фактически за свой счет (постановление президиума ВАС РФ от 03.04.2012 № 15483/11, см. также письмо Минфина России от 12.11.2014 № 03-07-08/57178).

Подробнее об агентском НДС читайте в материале «Как уплатить «агентский» НДС, если в договоре с иностранным продавцом его сумма не указана?».

Если не исполнить данную агентскую обязанность, с вас могут взыскать неудержанный налог, а также пени (постановление пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

В аналогичном порядке (т.е. с учетом НДС) определяется налоговая база при аренде или покупке государственного (муниципального) имущества.

Внимание! Не исчисляйте налог, если арендуете имущество не у госоргана (муниципального органа), а у организации-балансодержателя (например, ГУП, МУП). Последние исполняют обязанности плательщика НДС самостоятельно (см. письма Минфина России от 28.12.2012 № 03-07-14/121, от 23.07.2012 № 03-07-15/87).

В остальных случаях НДС-база считается, как при обычной реализации — как стоимость товара с учетом акцизов и без НДС. Здесь применяются ставки 18% или 10%.

Есть ли у агентов право на вычет?

Право на вычет у агентов есть, но не у всех (п. 3 ст. 171 НК РФ). Принять исчисленный налог к вычету могут НДС-агенты:

  • купившие ТРУ у продавцов-иностранцев;
  • арендующие или приобретающие государственное (муниципальное) имущество.

Применить вычет можно по итогам того периода, в котором НДС был внесен в бюджет, разумеется, если соблюдаются все остальные условия вычета (п. 3 ст. 171, ст. 172 НК РФ, письма Минфина России от 26.01.2015 № 03-07-11/2136, от 23.10.2013 № 03-07-11/44418).

Если была предоплата, принять «авансовый» НДС к вычету можно только после оприходования ТРУ в учете (письмо Минфина России от 21.06.2013 № 03-07-08/23545).

См. также статью «Как налоговому агенту принять к вычету НДС при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранного продавца».

Агенты — продавцы конфиската, а также посредники иностранных лиц права на вычет НДС, уплаченного по данным операциям, не имеют.

1. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации с учетом настоящей главы.

2. Налоговая база, указанная в пункте 1 настоящей статьи, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 настоящей статьи иностранных лиц, если иное не предусмотрено пунктами 3 и 9 статьи 174.2 настоящего Кодекса. Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

3. При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

При реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога. При этом налоговая база определяется отдельно при совершении каждой операции по реализации (передаче) указанного имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) указанного имущества, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны исчислить расчетным методом, удержать из выплачиваемых доходов и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

4. При реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением реализации, предусмотренной подпунктом 15 пункта 2 статьи 146 настоящего Кодекса), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений статьи 105.3 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров). В этом случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

4.1. Утратил силу с 1 января 2015 г.

5. При реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами, если иное не предусмотрено пунктом 10 статьи 174.2 настоящего Кодекса. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

6. В случае, если в течение сорока пяти календарных дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость, по которой это судно было реализовано заказчику, с учетом налога.

При этом налоговым агентом является лицо, в собственности которого находится судно по истечении сорока пяти календарных дней с момента такого перехода права собственности.

Налоговый агент обязан исчислить по налоговой ставке, предусмотренной пунктом 3 статьи 164 настоящего Кодекса, соответствующую сумму налога и перечислить ее в бюджет.

7. Не применяется с 1 января 2017 г.

8. При реализации на территории Российской Федерации налогоплательщиками (за исключением налогоплательщиков, освобожденных от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога) сырых шкур животных, а также лома и отходов черных и цветных металлов, алюминия вторичного и его сплавов налоговая база определяется исходя из стоимости реализуемых товаров, определяемой в соответствии со статьей 105.3 настоящего Кодекса, с учетом налога.

В целях настоящего Кодекса:

сырыми шкурами животных признаются необработанные (невыделанные) шкуры, снятые с туш животных, парные или законсервированные в целях предотвращения их порчи и разложения (мокросоленые или сушеные), но не подвергнутые никакой дальнейшей обработке;

алюминием вторичным и его сплавами признаются алюминий вторичный и его сплавы, классифицируемые в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.

Налоговая база, указанная в абзаце первом настоящего пункта, определяется налоговыми агентами, если иное не установлено настоящим пунктом. Налоговыми агентами признаются покупатели (получатели) товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные налоговые агенты обязаны исчислить расчетным методом и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой налога, и иные обязанности, установленные настоящей главой.

При реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, в договоре, первичном учетном документе делают соответствующую запись или проставляют отметку «Без налога (НДС)».

В случае установления факта недостоверного проставления налогоплательщиком — продавцом товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, в договоре, первичном учетном документе отметки «Без налога (НДС)» обязанность по исчислению и уплате налога возлагается на такого налогоплательщика — продавца товаров.

Налогоплательщики-продавцы, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, и лица, не являющиеся налогоплательщиками, при утрате права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение специальных налоговых режимов в соответствии с главами 26.1, 26.2, 26.3, 26.5 настоящего Кодекса исчисляют и уплачивают налог по операциям реализации товаров, указанных в абзаце первом настоящего пункта, начиная с периода, в котором указанные лица перешли на общий режим налогообложения, до дня наступления обстоятельств, являющихся основанием для утраты права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика либо на применение соответствующих специальных налоговых режимов.

Комментарий к Ст. 161 НК РФ

Статья 161 НК РФ посвящена особенностям определения налоговой базы налоговыми агентами.

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами являются лица, на которых возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налога в бюджет.

Обязанности налоговых агентов в числе прочих должны исполнять организации и индивидуальные предприниматели, не являющиеся плательщиками НДС (например, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, налогоплательщики, освобожденные от налога на основании ст. 145 НК РФ).

Статья 161 НК РФ содержит перечень случаев, когда возникают обязанности налоговых агентов, а именно обязанность исчислять, удерживать у налогоплательщика и уплачивать в бюджет суммы налога в размере определенной налоговой базы. Так, обязанности налоговых агентов возникают у:

— организаций и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, приобретающих на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в п. 1 ст. 168 НК РФ иностранных лиц;

— органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления при сдаче в аренду федерального имущества, а также имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества;

— покупателей (получателей) имущества (за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) при реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации (передачи) этого имущества с учетом налога;

— уполномоченных органов, организаций или индивидуальных предпринимателей в случае реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база определяется исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров);

— организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с иностранными лицами, не состоящими на налоговом учете в качестве налогоплательщиков;

— лиц, в собственности которых находится судно на момент исключения его из Российского международного реестра судов, если судно исключено из указанного реестра, или, если в течение 45 дней с момента перехода права собственности на судно от налогоплательщика к заказчику регистрация судна в Российском международном реестре судов не осуществлена, лиц, в собственности которых находится судно по истечении 45 дней с момента такого перехода права собственности.

Согласно п. 5 ст. 161 НК РФ при реализации товаров, передаче имущественных прав, выполнении работ, оказании услуг на территории Российской Федерации иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговыми агентами признаются состоящие на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность с участием в расчетах на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров с указанными иностранными лицами. В этом случае налоговая база определяется налоговым агентом как стоимость таких товаров (работ, услуг), имущественных прав с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них суммы налога.

Таким образом, комиссионеры, поверенные и агенты должны начислять НДС сверх цены товара, реализуемого по договоренности с иностранным продавцом. Этот налог принимает к вычету покупатель, которому посредник обязан выставить счет-фактуру (п. 3 ст. 171 и п. 3 ст. 168 НК РФ).

Налоговые агенты, реализующие конфискованное имущество, клады, бесхозяйные и скупленные ценности, а также имущество, перешедшее по праву наследования государству, также должны начислять НДС сверх цены реализации. Это указано в п. 4 ст. 161 НК РФ.

Определение налоговой базы при приобретении товаров (работ, услуг) у иностранной организации

При реализации на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом НДС.

Налоговые агенты обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС вне зависимости от того, исполняют ли они обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, и иные обязанности, установленные гл. 21 НК РФ.

Налоговые агенты обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета декларацию по НДС в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, и уплатить не позднее вышеуказанного срока удержанную из средств, подлежащих перечислению налогоплательщику, соответствующую сумму НДС.

При реализации на территории Российской Федерации работ (услуг) налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, уплата НДС в бюджет производится налоговыми агентами одновременно с выплатой (перечислением) денежных средств таким налогоплательщикам.

Сумма налога определяется по расчетным ставкам 10/110% или 18/118% (п. 4 ст. 164 Налогового

кодекса РФ).

Определение налоговой базы при реализации конфискованного имущества,

имущества, реализуемого по решению суда

В соответствии с п. 4 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации конфискованного имущества, имущества, реализуемого по решению суда (за исключением операций по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), т.е. операций по реализации, предусмотренных пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ), бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству, налоговая база по НДС определяется налоговыми агентами исходя из цены реализуемого имущества (ценностей), определяемой с учетом положений ст. 105.3 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров).

При этом в данном случае налоговыми агентами признаются органы, организации или индивидуальные предприниматели, уполномоченные осуществлять реализацию указанного имущества.

Что касается реализации имущества, арестованного не по решению суда, а по решению других органов, то вышеуказанной нормой п. 4 ст. 161 НК РФ не предусмотрено признание налоговыми агентами органов или иных лиц, уполномоченных осуществлять реализацию имущества, арестованного на основании актов органов, не относящихся к судебным. В связи с этим при реализации такого имущества НДС должен уплачивать собственник имущества — налогоплательщик налога на добавленную стоимость в сроки, установленные нормами гл. 21 «Налог на добавленную стоимость» НК РФ. К такому выводу пришел Минфин России в Письме от 3 декабря 2013 г. N 03-07-11/52561.

Также и Пленум ВАС РФ в п. 7 Постановления от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» указал, что при применении п. 4 ст. 161 НК РФ необходимо учитывать, что в приведенный перечень не включены операции по принудительной реализации имущества на основании исполнительных документов, выданных не судами, а иными органами (например, на основании постановлений налоговых органов, вынесенных согласно ст. 47 НК РФ), в связи с чем НДС по таким операциям уплачивается по общим правилам, то есть самим налогоплательщиком.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. операции по реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ), о которых ранее шла речь в п. 4 ст. 161 НК РФ как об исключениях из порядка применения данной нормы, были заменены на операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), предусмотренных пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Напомним, что согласно пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами), с 1 января 2015 г. включаются в перечень операций, которые не признаются объектом налогообложения по НДС.

Вышеуказанные изменения внесены Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 4 ст. 161 НК РФ.

Определение налоговой базы при реализации на территории

Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством

Российской Федерации банкротами

В соответствии с применявшимся до 2015 г. п. 4.1 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, налоговая база по НДС определялась как сумма дохода от реализации этого имущества с учетом налога. В этом случае налоговыми агентами признавались покупатели указанного имущества и (или) имущественных прав, за исключением физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Указанные лица обязаны были исчислять расчетным методом, удерживать из выплачиваемых доходов и уплачивать в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, согласно указанному п. 4.1 ст. 161 НК РФ при реализации имущества должника, признанного банкротом, обязанность по уплате налога возлагалась на налогового агента — покупателя, за исключением физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

В то же время согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. N 11 «Об уплате налога на добавленную стоимость при реализации имущества должника, признанного банкротом» разъяснялось, что исходя из ст. 163 и п. 4 ст. 166 НК РФ НДС в отношении операций по реализации имущества (в том числе предмета залога) должника, признанного банкротом, исчислялся должником как налогоплательщиком по итогам налогового периода и уплачивался в сроки, установленные п. 1 ст. 174 НК РФ, с учетом того, что требование об уплате налога согласно абз. 5 п. 2 ст. 134 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» относится к четвертой очереди текущих требований (далее — Закон N 127-ФЗ). Цена, по которой имущество должника было реализовано, подлежала перечислению полностью (без удержания налога на добавленную стоимость) покупателем имущества должнику или организатору торгов, а также организатором торгов — должнику. Указанная сумма должна была распределяться по правилам ст. ст. 134 и 138 Закона N 127-ФЗ. Аналогичный порядок исчисления налога должен был применяться и при реализации имущества кредитной организации в ходе конкурсного производства.

Постановления Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм налога в рассматриваемом случае.

Учитывая изложенное, а также принимая во внимание Письмо Минфина России от 7 ноября 2013 г. N 03-01-13/01/47571, ФНС России указала, что при реализации имущества должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами, исчисление и уплата в бюджет НДС производились налогоплательщиками-должниками.

При этом вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщиком-должником покупателю при приобретении им имущества и (или) имущественных прав у должника, производились покупателем в порядке, установленном ст. ст. 171 и 172 НК РФ, то есть на основании счетов-фактур после принятия на учет приобретенного имущества и (или) имущественных прав и при наличии соответствующих первичных документов (Письма ФНС России от 10 июля 2014 г. N ГД-4-3/13426@, от 29 января 2014 г. N ГД-4-3/1430@).

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. п. 4.1 ст. 161 НК РФ утратил силу (п. 4.1 ст. 161 НК РФ в редакции Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Таким образом, с 1 января 2015 г. у налоговых агентов отсутствует обязанность по уплате НДС на основании п. 4.1 ст. 161 НК РФ при реализации на территории Российской Федерации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации банкротами.

С 1 января 2015 г. указанные операции включены в перечень операций, которые не признаются

объектом налогообложения по НДС (пп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

Определение налоговой базы при аренде государственного или муниципального имущества

При предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления, органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества на основании п. 3 ст. 161 НК РФ налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ при удержании налога на добавленную стоимость налоговыми агентами в соответствии с п. п. 1 — 3 ст. 161 НК РФ сумма НДС должна определяться расчетным методом с применением налоговой ставки, определяемой как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100% и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки.

Порядок уплаты НДС, предусмотренный п. 3 ст. 161 НК РФ, применяется только в случае предоставления в аренду имущества органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления. Поэтому при передаче в субаренду имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, организациями, которые арендуют такое имущество у органов государственной власти и управления и органов местного самоуправления, уплату в бюджет налога на добавленную стоимость должны осуществлять данные организации (Письмо Минфина России от 18 октября 2012 г. N 03-07-11/436).

Исходя из вышеуказанных норм НК РФ сумма арендной платы, приведенная в договоре с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна включать сумму НДС. При перечислении арендодателю арендной платы арендатор, являющийся налоговым агентом, из общей суммы арендной платы с учетом НДС должен исчислить по налоговой ставке, действующей на дату осуществления расходов, удержать и уплатить в бюджет соответствующую сумму НДС.

В соответствии со ст. 608 Гражданского кодекса РФ арендодателями могут быть также лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В этой связи необходимо учитывать, что при аренде федерального имущества арендатор признается налоговым агентом только в случае, если услуга по предоставлению такого имущества в аренду оказана органом государственной власти и управления, то есть арендодателем является орган государственной власти и управления либо арендодателями выступают орган государственной власти и управления и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления.

Если арендодателями федерального имущества являются лица, уполномоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду (в частности, федеральные государственные унитарные предприятия, образовательные учреждения), и эти уполномоченные лица не являются органами государственной власти и управления, то арендодатели в установленном порядке исчисляют и уплачивают в бюджет сумму НДС при оказании услуги по предоставлению в аренду федерального имущества.

Если организация имеет обособленные подразделения, которые осуществляют деятельность на арендованных у государственных органов или органов местного самоуправления площадях, то налоговым агентом выступает головная организация.


Warning: Error while sending QUERY packet. PID=22348 in D:\OpenServer\domains\official-document.ru\wp-includes\wp-db.php on line 1924

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *