Ст 168 п 3

Сам себе юрист

Официальный текст:
Статья 168. Сумма налога, предъявляемая продавцом покупателю
1. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 настоящего Кодекса.
2. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 настоящей статьи цен (тарифов).
3. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
При исчислении суммы налога в соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 161 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 161 настоящего Кодекса, составляются счета-фактуры в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса.
При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 настоящего Кодекса.
4. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.
Абзац утратил силу.
5. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».
6. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется.
7. При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.
Комментарий юриста:
Данная статья устанавливает обязанность налогоплательщика при реализации товаров (работ, услуг) дополнительно к цене предъявить покупателю сумму НДС, исчисленную им по каждому виду товаров (работ, услуг). При этом налогоплательщик не позднее пяти дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), обязан выставить покупателю счет-фактуру, где НДС должен быть выделен отдельной строкой. Следует отметить, что само по себе нарушение 5-дневного срока выставления покупателю счета-фактуры не рассматривается законодателем как налоговое правонарушение. Отсутствие у покупателя счетов-фактур в связи с нарушением указанного срока поставщиком также не может рассматриваться как правонарушение, предусмотренное статьей 120 Налогового Кодекса РФ, поскольку в данном случае отсутствует необходимое условие привлечения к ответственности — наличие вины в совершении налогового правонарушения (статья 106, статья 109 Налогового Кодекса РФ). Вместе с тем если несвоевременное выставление счета-фактуры повлекло убытки у покупателя (в связи с невозможностью своевременно принять к вычету или возмещению соответствующие суммы НДС), он вправе требовать от продавца возмещения этих убытков в рамках гражданско-правовых отношений.
В то же время несвоевременное выставление счета-фактуры в связи с его не составлением может являться основанием для привлечения продавца к ответственности, потому что под грубым нарушением правил учета доходов и расходов понимается и отсутствие счетов-фактур. В случае, если налогоплательщиком реализуются товары (работы, услуги), освобожденные от налогообложения, все расчетные документы, а также счета-фактуры выставляются без выделения соответствующих сумм налога. Однако на всех расчетных документах делается надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Если товары (работы, услуги) реализуются населению по розничным ценам (тарифам), сумма НДС включается в указанные цены или тарифы, однако на ценниках, а также на чеках сумма НДС продавцом не выделяется. Продавец обязан выдать покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы. Федеральным законом от 29 мая 2002 года № 57-ФЗ норма пункта 7 статьи 168 распространена также на индивидуальных предпринимателей, чем устранено нарушение конституционного принципа равенства налогоплательщиков независимо от организационно-правовой формы предпринимательской деятельности.
Впрочем, единственным предназначением счета-фактуры является обеспечение документального основания для принятия к вычету (возмещению) НДС покупателем. Однако поскольку возмещение НДС (как и применение вычетов по НДС), уплаченного населением (т.е. лицами, подавляющая часть которых не является налогоплательщиками по НДС), законодательством не предусмотрено, выставление счетов-фактур в рассматриваемом случае не имеет какого-либо смысла. К сожалению, законодателем оставлен без внимания вопрос об исполнении продавцом обязанностей, предусмотренных пунктом 3 статьи 168, применительно к товарам (работам, услугам), реализация которых освобождена от применения как контрольно-кассовых машин, так и бланков строгой отчетности в соответствии с «Перечнем отдельных категорий организаций», которые могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин». Невнимательность законодателя приводит к тому, что исходя из буквального смысла статьи 168 продажа населению, например, газет или мороженого должна сопровождаться выставлением покупателям счетов-фактур.
Статья 168 не поясняет, что нужно понимать под реализацией товаров населению. В частности, остается неясным, следует ли рассматривать в таком качестве реализацию товаров индивидуальному предпринимателю не для личного потребления и реализацию товаров организациям через подотчетных лиц. Не дает прямого ответа на данный вопрос и отраслевое законодательство — Федеральный закон РФ от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». Однако в соответствии со сложившейся судебной практикой, определение КС РФ от 15 мая 2001 года № 88-0 по жалобе гражданина С. Ю. Шилова на нарушение его конституционных прав статьей 1 Закона РФ «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» под денежными расчетами с населением понимаются любые расчеты с участием граждан «независимо от того, в каких целях граждане совершают покупки». С учетом изложенного, исходя из того, что статья 168 достаточно последовательно связывает реализацию товаров (работ, услуг) населению и применение кассовых чеков, а также с учетом положений статьи 3 Налогового Кодекса РФ, данный вывод представляется возможным распространить и на сферу применения статьи 168.
Порядку применения статьи 168 был посвящен также пункт 40 Методических рекомендаций по применению главы 21 Налогового Кодекса РФ, в соответствии с которым «в целях подтверждения права на налоговые вылеты по товарам, приобретенным за наличный расчет, налогоплательщик кроме кассового чека с выделенной в нем отдельной строкой суммой налога должен иметь счет-фактуру на эти товары, оформленный в установленном порядке». Такой вывод не основан на законодательстве. Во-первых, требование об обязательности применения контрольно-кассовых машин распространяется только на реализацию товаров населению, но не организациям. Поэтому, например, выдача представителю продавца наличных денежных средств из кассы организации-покупателя в связи с оплатой товара является приобретением товара за наличный расчет, но не порождает у продавца обязанности выдавать покупателю кассовый чек. Во-вторых, в том случае, когда приобретение товаров за наличный расчет осуществляется через подотчётных лиц, выделение суммы налога на кассовых чеках прямо запрещено пунктом 6 статьи 168, а требование о выставлении счета-фактуры считается выполненным в момент выдачи кассового чека (пункт 7).
В новой редакции Методических рекомендаций (пункт 42) соответствующая норма сформулирована корректнее: от налогоплательщика требуется представление «кассового чека или иного документа установленной формы, подтверждающих уплату суммы налога..» вместе с тем не все вышеописанные противоречия устранены.

1. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в пунктах 4 и 5 статьи 161 настоящего Кодекса) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму налога.

В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму налога, исчисленную в порядке, установленном пунктом 4 статьи 164 настоящего Кодекса.

Положения настоящего пункта не применяются при реализации товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 1 пункта 1 статьи 164 настоящего Кодекса, а также при реализации указанных товаров физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями.

2. Сумма налога, предъявляемая налогоплательщиком покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав, исчисляется по каждому виду этих товаров (работ, услуг), имущественных прав как соответствующая налоговой ставке процентная доля указанных в пункте 1 настоящей статьи цен (тарифов).

3. При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав, а также при получении сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав выставляются соответствующие счета-фактуры не позднее пяти календарных дней, считая со дня отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг), со дня передачи имущественных прав или со дня получения сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

При исчислении суммы налога в соответствии с пунктами 1 — 3 статьи 161 настоящего Кодекса налоговыми агентами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 161 настоящего Кодекса, составляются счета-фактуры в порядке, установленном пунктами 5 и 6 статьи 169 настоящего Кодекса.

При изменении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, в том числе в случае изменения цены (тарифа) и (или) уточнения количества (объема) отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру не позднее пяти календарных дней считая со дня составления документов, указанных в пункте 10 статьи 172 настоящего Кодекса.

4. В расчетных документах, в том числе в реестрах чеков и реестрах на получение средств с аккредитива, первичных учетных документах и в счетах-фактурах, соответствующая сумма налога выделяется отдельной строкой.

Абзац второй утратил силу с 1 января 2009 г.

5. При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со статьей 145 настоящего Кодекса от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

При реализации налогоплательщиками товаров, указанных в абзаце первом пункта 8 статьи 161 настоящего Кодекса, а также при получении оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок таких товаров налогоплательщик составляет счета-фактуры, корректировочные счета-фактуры без учета сумм налога. При этом в указанных счетах-фактурах, корректировочных счетах-фактурах делается соответствующая надпись или ставится штамп «НДС исчисляется налоговым агентом».

6. При реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, сумма налога не выделяется.

7. При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и индивидуальными предпринимателями розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования, установленные пунктами 3 и 4 настоящей статьи, по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы.

Комментарий к Ст. 168 НК РФ

В соответствии с п. 1 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав налогоплательщик (налоговый агент, указанный в п. п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг), передаваемых имущественных прав обязан предъявить к уплате покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав соответствующую сумму НДС.

В случае получения налогоплательщиком сумм оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав, реализуемых на территории Российской Федерации, налогоплательщик обязан предъявить покупателю этих товаров (работ, услуг), имущественных прав сумму НДС, исчисленную в порядке, установленном п. 4 ст. 164 НК РФ.

Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, освобожденными в соответствии со ст. 145 НК РФ от исполнения обязанностей налогоплательщика, счета-фактуры составляются без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Если же такой налогоплательщик, уступив просьбе покупателя, выделит в счете-фактуре НДС, этот налог придется перечислить в бюджет. Этого требует п. 5 ст. 173 НК РФ. Если организация в такой ситуации откажется от уплаты НДС, ей грозит штраф. Согласно ст. 122 НК РФ налогоплательщик за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога будет оштрафован в размере 20% от неуплаченных сумм налога. А если нарушение совершено умышленно, штраф составит 40% от неуплаченных сумм налога.

ФНС России обратила внимание, что в силу положений п. п. 6 и 7 ст. 168 и п. 5 ст. 173 НК РФ возникает вопрос о необходимости уплаты в бюджет НДС на том основании, что налогоплательщик при осуществлении деятельности сам определял соответствующую сумму налога расчетным путем, получал ее от покупателей в составе цены за товары и отражал ее в налоговой декларации.

В связи с указанным ФНС России разъяснила, что п. 6 ст. 168 НК РФ предписывает включать в цену (тариф) товара (работы, услуги) при его реализации населению сумму НДС, не выделяя эту сумму на выставляемых ярлыках, ценниках, а также в чеках и в других документах, выдаваемых покупателю, а п. 7 ст. 168 НК РФ приравнивает выдачу покупателю кассового чека или иного документа установленной формы при реализации товаров за наличный расчет населению к исполнению общих требований по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур, предусматривающих выделение в счете-фактуре отдельной строкой соответствующей суммы налога (Информация ФНС России «О разъяснении актуальных вопросов по НДС, возникающих при рассмотрении жалоб налогоплательщиков», текст которой приведен в соответствии с публикацией на сайте http://www.nalog.ru по состоянию на 18 августа 2014 г.).

Таким образом, согласно мнению ФНС России розничные продавцы считаются выполнившими предъявляемые к плательщикам НДС требования по выставлению счета-фактуры даже без выделения суммы данного налога в цене товара, а потому вправе претендовать на налоговые вычеты, которые компенсируют включение соответствующих сумм налога в цену поставленного им товара, в дальнейшем реализуемого непосредственно населению.

При этом предписания ст. 168 НК РФ, в том числе ее п. п. 6 и 7, адресованы именно плательщикам НДС и не содержат оговорок о возможности их распространения на лиц и на операции, которые от уплаты этого налога освобождены в силу закона.

Пункты 6 и 7 ст. 168 НК РФ не дают оснований для вывода о том, что приравненная для целей обложения налогом на добавленную стоимость к выставлению счетов-фактур выдача покупателям кассовых чеков (иных документов установленной формы) при розничной реализации товаров (работ, услуг) обязывает продавца таких товаров (работ, услуг) как плательщика единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности исчислять и уплачивать НДС.

Плательщики ЕНВД не признаются по общему правилу плательщиками НДС. Вместе с тем п. 5 ст. 173 НК РФ возлагает обязанность по уплате налога на добавленную стоимость на лиц, не являющихся его плательщиками, или на плательщиков данного налога, освобожденных от исполнения обязанностей, связанных с его исчислением и уплатой, при условии выставления покупателю счета-фактуры с выделением суммы данного налога.

Как следует из позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении

от 3 июня 2014 г. N 17-П, положения п. п. 6 и 7 ст. 168 НК РФ и п. 5 ст. 173 НК РФ не должны пониматься в правоприменительной практике как допускающие признание лица, которое не является плательщиком НДС в силу абз. 3 п. 4 ст. 346.26 НК РФ и не выставляет покупателям счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС, обязанным уплатить этот налог в бюджет только на том основании, что такое лицо, полагая необходимым использование общей системы налогообложения, указывало его в своей налоговой декларации, исчисляя при розничной реализации товаров (работ, услуг) сумму налога расчетным путем.

По результатам рассмотрения жалоб налогоплательщиков с учетом конкретных фактических обстоятельств и складывающейся судебной практики делается вывод, что реализация товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость в результате неправильного применения налогоплательщиком общей системы налогообложения не порождает у них налогового обязательства перед государством и не влечет изъятия суммы налога в доход бюджета.

Одновременно, по мнению ФНС России, следует учитывать, что налоговое законодательство допускает возможность выбора налогоплательщиком того или иного метода учетной политики, применения налоговых льгот или отказа от них, однако указанная диспозитивность не должна использоваться для неправомерного сокращения налоговых поступлений в бюджет в результате злоупотребления налогоплательщиками своими правомочиями.

Такой подход при рассмотрении жалоб налогоплательщиков обусловлен разъяснениями,

отраженными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 3 июня 2014 г. N 17-П.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *