Ст 19.1 КоАП РФ

Ст. 19.1 КоАП РФ с комментариями

Статья 19.1 КоАП РФ.

Статья 19.1. Самоуправство

Самоуправство — размещена во Втором разделе Девятнадцатой главы Кодекса об Административных Правонарушениях РФ. Обозреваемая статья составлена из одной небольшой части текста. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. 19.1 КоАП РФ с нашими комментариями к ней.

Статья 19.1 КоАП РФ. Самоуправство

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьёй 14.9.1 настоящего Кодекса, — влечёт предупреждение или наложение административного штрафа
на граждан в размере от ста до трёхсот рублей;
на должностных лиц — от трёхсот до пятисот рублей.

Комментарии к статье 19.1 КоАП РФ

Объектом рассматриваемого административного правонарушения является установленный порядок управления.

Под установленным порядком управления следует понимать определённую законодательно или на уровне локальных нормативно-правовых актов чётко регламентированную процедуру осуществления процесса планирования, организации, мотивации и контроля, необходимого для формулирования и достижения цели деятельности конкретной управленческой организации или структурной единицы.

Объективная сторона данного состава административного правонарушения заключается в осуществлении виновным лицом своих прав без согласия на то либо обращения потерпевшего, с условием непричинения при этом существенного вреда.

Следует отметить, что осуществляемые виновным лицом права могут быть как действительно принадлежащими ему в соответствии с должностным регламентом или занимаемой должностью, так и необоснованно предполагаемыми, например, когда лицо, занимая одну руководящую должность, приписывает себе распорядительные функции другого лица, осуществляющего управление смежной отраслью в одной и той же сфере деятельности одной структурной единицы — руководитель отдела бухгалтерского учёта организации принимает на работу в свой отдел лицо, оформляет трудовую книжку и заключает с ним трудовой договор вместо начальника отдела кадров, не имея на то полномочий, но предполагая их наличие у себя в силу руководства специализированным отделом. Отсутствие негативных последствий в виде существенности причинённого ущерба является признаком объективной стороны правонарушения, по которому проводится разграничение от состава преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ.

В качестве субъекта административной ответственности могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, а также должностные лица.

С субъективной стороны рассматриваемый состав административного правонарушения характеризуется умышленной формой вины.

Количество преступлений в России

КоАП РФ Статья 19.4.1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 125-ФЗ, от 29.07.2017 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

(введена Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)

1. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 14.24, частью 9 статьи 15.29 и статьей 19.4.2 настоящего Кодекса, —

(в ред. Федеральных законов от 05.05.2014 N 125-ФЗ, от 29.06.2015 N 159-ФЗ, от 27.10.2015 N 291-ФЗ, от 29.07.2017 N 263-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

2. Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, —

влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц — от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

3. Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 настоящей статьи, —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

<< КоАП РФ, Статья 19.4.

Комментарии к СТ 19.1 КоАП РФ

Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного надзора, должностного лица органа, осуществляющего муниципальный контроль

КоАП РФ, Статья 19.4.2. Воспрепятствование осуществлению законной деятельности должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере государственного оборонного заказа, или должностных лиц его территориальных органов >>

Ст. 19.4.1 КоАП РФ. Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), должностного лица организации, уполномоченной в соответствии с федеральными законами на осуществление государственного

Текущая редакция ст. 19.1 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Самоуправство, то есть самовольное, вопреки установленному федеральным законом или иным нормативным правовым актом порядку осуществление своего действительного или предполагаемого права, не причинившее существенного вреда гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, предусмотренных статьей 14.9.1 настоящего Кодекса, —
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 января 2016 года Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 250-ФЗ.

влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до трехсот рублей; на должностных лиц — от трехсот до пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 19.1 КоАП РФ

1. Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами устанавливается порядок осуществления гражданами их прав. Самовольным является такой способ реализации права, который противоречит закону или соответствующим правилам. Таким образом, самоуправство посягает на установленный в государстве порядок управления, порядок осуществления гражданами принадлежащих им прав.

2. Действительным признается право, принадлежащее лицу на основе закона или подзаконного акта. Предполагаемым является право, по добросовестному заблуждению виновного, якобы принадлежащее ему или другому лицу, в интересах которого он действует. В том случае, если лицо действует заведомо незаконно, добиваясь своего действительного или мнимого права вопреки установленному порядку, оно может быть привлечено к ответственности по данной статье, если его действия не содержат состава иного административного правонарушения или преступления.

3. Объективная сторона самоуправства характеризуется активными действиями. Например, гражданин самовольно, вопреки установленному порядку, перепланирует свою квартиру, ослабляя тем самым противошумовую защиту и несущие конструкции в доме.

4. Состав административного правонарушения по данной статье имеется в том случае, если отсутствуют последствия в виде причинения существенного вреда гражданам либо организациям (юридическим лицам), применения насилия или угрозы его применения. Здесь является важным разграничение административно наказуемого и преступного самоуправства, предусмотренного статьей 330 УК РФ. Для объективной стороны преступного самоуправства необходимо наличие существенного вреда, причиненного физическому или юридическому лицу, иной организации, государству, либо применение насилия или угрозы его применения.

Существенность вреда может определяться его размером, характером, а также особой для потерпевшего ценностью нарушенного блага, т.е. может выразиться в материальном ущербе, моральном вреде, нарушении прав граждан (например, лишении гражданина возможности пользоваться жилой площадью) и т.п. Решающее значение для квалификации самоуправства имеет не сумма ущерба, а ощутимость его для потерпевшего. В ряде случаев вред может быть неисчислим, например при нарушении жилищных прав, нормальной работы организации, деловой репутации и т.п. При оценке вреда принимается во внимание та объективная оценка подобного рода ущерба, которая существует в обществе и в конечном счете определяется судом (судьей).

5. Самоуправство — правонарушение умышленное.

Статья 19.1 КоАП РФ. Самоуправство (действующая редакция)

Оно может быть совершено только с умыслом — прямым или косвенным.

6. Субъектом данного правонарушения могут быть граждане, достигшие 16-летнего возраста, либо должностные лица, совершившие самоуправные действия с использованием своего служебного положения.

7. Дела об административных правонарушениях в виде самоуправства рассматривают мировые судьи, а дела о правонарушениях, совершенных военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, — судьи гарнизонных военных судов (ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 19.1 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 19.1 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Текущая редакция ст. 19.19 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Нарушение законодательства об обеспечении единства измерений в части выполнения измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, без применения аттестованных методик (методов) измерений, с несоблюдением требований аттестованных методик (методов) измерений, либо несоблюдения установленного порядка уведомления о своей деятельности по выпуску из производства предназначенных для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений эталонов единиц величин, стандартных образцов и (или) средств измерений или по их ввозу на территорию Российской Федерации и продаже, либо несоблюдения порядка проведения испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, порядка поверки средств измерений, либо применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений стандартных образцов неутвержденного типа, средств измерений неутвержденного типа и (или) не прошедших в установленном порядке поверку, либо несоблюдения обязательных метрологических и технических требований к средствам измерений и обязательных требований к условиям их эксплуатации, либо несоблюдения порядка утверждения, содержания, сличения и применения государственных первичных эталонов единиц величин, порядка передачи единиц величин от государственных эталонов, порядка установления обязательных требований к эталонам единиц величин, используемым для обеспечения единства измерений в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, порядка оценки соответствия этим требованиям и порядка их применения, либо использования в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений не допущенных к применению в Российской Федерации единиц величин —
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Установление должностными лицами, осуществляющими государственный метрологический надзор, требований, не соответствующих законодательству об обеспечении единства измерений в части испытаний стандартных образцов или средств измерений в целях утверждения типа, поверки средств измерений, аттестации методик (методов) измерений, —
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

3. Нарушение должностными лицами, осуществляющими функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в области обеспечения единства измерений, сроков принятия решения об отнесении технических средств к средствам измерений, об утверждении типа стандартных образцов и (или) типа средств измерений либо нарушение должностными лицами, осуществляющими функции по аккредитации в области обеспечения единства измерений, сроков принятия решения об аккредитации юридического лица или индивидуального предпринимателя на выполнение работ и (или) оказание услуг в области обеспечения единства измерений —
влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 января 2012 года Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 237-ФЗ.

Комментарий к статье 19.19 КоАП РФ

1. Комментируемая статья содержит три состава правонарушений. Ее цель — методами административно-правового воздействия обеспечить соблюдение законодательства в сфере стандартизации, сертификации, метрологии.

2. Общим объектом административных правонарушений, предусмотренных настоящей статьей, являются общественные отношения в сфере стандартизации, сертификации, метрологии. Эти правонарушения посягают на права и законные интересы потребителей, а также экономические интересы России.

Непосредственный предмет правонарушения по ч. 1 данной статьи — обязательные требования государственных стандартов, соответствие которым определяется в порядке обязательной сертификации продукции и услуг.

3. В соответствии с Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп.) под стандартом понимается документ, в котором устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Международные стандарты принимаются международной организацией, а национальные (государственные) стандарты утверждаются национальным органом РФ по стандартизации (ст.

Ст. 19.1 КоАП РФ с комментариями

2 указанного Закона).

Международные стандарты и (или) национальные стандарты используются полностью или частично в качестве основы для разработки технических регламентов. Технический регламент — это документ, который устанавливает обязательные требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям или к связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации). Технические регламенты могут приниматься международным договором РФ, федеральным законом, указом Президента РФ или постановлением Правительства РФ (ст. 2 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Требования технического регламента учитывают технические и иные особенности отдельных видов продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации, утилизации (п. п. 2 и 3 ст. 8 Федерального закона «О техническом регулировании»).

4. Объективную сторону рассматриваемого правонарушения образуют действия или бездействие, нарушающие обязательные требования, установленные техническими регламентами при реализации (поставке, продаже), использовании (эксплуатации), хранении, транспортировании либо утилизации продукции.

Состав этого правонарушения включает также действия или бездействие, направленные на уклонение от представления продукции, документов (сертификата соответствия, знака соответствия или декларации о соответствии) или иных сведений, необходимых для осуществления государственного контроля и надзора, т.е. нарушающие права органов государственного контроля (надзора), предусмотренные ч. 1 ст. 34 упомянутого Закона.

5. С субъективной стороны данное правонарушение может быть совершено как с умыслом, так и по неосторожности.

Административные наказания назначаются юридическим лицам, а также должностным лицам, в трудовые обязанности которых входит обеспечение соблюдения обязательных требований технических регламентов. Индивидуальные предприниматели несут административную ответственность как должностные лица (см. примечание к ст. 2.4).

Под действие ч. 1 данной статьи не подпадают деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. ст. 6.14, 8.23, 9.4, ч. 1 ст. 12.2, ч. 2 ст. 13.4, ст. 13.8, ч. 1 ст. 14.4, ст. 20.4 Кодекса.

6. Предмет посягательства правонарушений, предусмотренных ч. 2 комментируемой статьи, — правила обязательной сертификации продукции и услуг.

Основные правила обязательной сертификации определяются Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (с изм. и доп.).

Обязательное подтверждение соответствия продукции и услуг обязательным требованиям проводится только в случаях, установленных техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям данного регламента. Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ. Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия могут предусматриваться только техническим регламентом (п. п. 1 и 2 ст. 23 указанного выше Федерального закона).

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: а) принятия декларации о соответствии (декларирования соответствия); б) обязательной сертификации.

Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу независимо от схем обязательного подтверждения соответствия и действуют на всей территории РФ.

Порядок применения форм обязательного подтверждения соответствия определяется Федеральным законом «О техническом регулировании». Отдельные вопросы обязательного подтверждения соответствия решаются нормативными правовыми актами Правительства РФ и федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию.

Смотрите по данному вопросу Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении Единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (с изм. и доп.).

7. Объективная сторона включает реализацию сертифицированной продукции: 1) не отвечающей требованиям технических регламентов; 2) без сертификата соответствия (декларации о соответствии) либо без знака соответствия; 3) без указания в сопроводительной технической документации сведений о сертификации или о нормативных документах, которым должна соответствовать продукция, либо недоведение этих сведений до потребителя (покупателя, заказчика) (см. ст. 28 Федерального закона «О техническом регулировании»).

Частью 2 данной статьи предусмотрено еще одно правонарушение — представление недостоверных результатов испытаний продукции либо необоснованная выдача сертификата соответствия (декларации о соответствии) на продукцию, подлежащую обязательной сертификации. Его субъекты — испытательные лаборатории (центры), аккредитованные в порядке, установленном соответствующей системой сертификации, органы по сертификации, а также должностные лица этих организаций и органов. Аккредитованные испытательные лаборатории (центры) обязаны обеспечивать достоверность результатов исследований (испытаний) и измерений (абз. 3 п. 4 ст. 26, ст. 42 Федерального закона «О техническом регулировании»). Обязанности и ответственность органа по сертификации предусмотрены п. 2 ст. 26 и ст. 41 вышеназванного Федерального закона.

С субъективной стороны правонарушения, предусмотренные ч. 2 данной статьи, могут быть совершены с умыслом или по неосторожности.

Под ее действие не подпадают правонарушения, установленные ст. 13.6, ч. ч. 2 и 4 ст. 13.12, ч. 2 ст. 14.4, ч. 2 ст. 14.16, ст. ст. 20.4, 20.14 Кодекса.

8. Непосредственным предметом правонарушений, предусмотренных ч. 3 данной статьи, являются нормативные документы по обеспечению единства измерений.

Правовые основы обеспечения единства измерений установлены Федеральным законом от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений». Этот Закон определяет понятия, необходимые для правильного применения комментируемой статьи: «единство измерений», «средство измерений», «эталон единицы величины», «государственный эталон единицы величины», «поверка средства измерений» и др. (см. ст. 2).

Порядок осуществления государственного метрологического надзора, взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в этой области, а также распределения полномочий между ними устанавливается Президентом РФ или Правительством РФ в пределах их полномочий.

Нормативные документы по обеспечению единства измерений, устанавливающие метрологические правила и нормы и имеющие обязательную силу на территории РФ, утверждает Федеральная служба по техническому регулированию и метрологии.

9. Объективную сторону правонарушения по ч. 3 данной статьи составляют действия или бездействие, нарушающие требования упомянутого выше Закона (см. ст. ст. 23 и 24).

Комментируемая статья к таким действиям относит нарушение правил проверки средств измерения, требований аттестованных методик выполнения измерений, требований к состоянию эталонов, установленных единиц величин или метрологических правил в торговле (см.: ст. ст. 5 — 9, 13 Федерального закона «Об обеспечении единства измерений»).

10. Субъектами в данном случае являются юридические лица, осуществляющие указанные функции. К административной ответственности привлекаются должностные лица данных организаций, ответственные за соблюдение рассмотренных требований и правил, а также индивидуальные предприниматели (см. примечание к ст. 2.4).

С субъективной стороны все правонарушения, предусмотренные ч. 3, могут быть совершены как с умыслом, так и по неосторожности.

11. Дела об административных правонарушениях по ч. ч. 1 и 2 данной статьи рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 23.1). Дела о правонарушениях по ч. 3 — должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований к продукции и государственный метрологический надзор (ст. 23.52).

Протоколы о правонарушениях по всем частям данной статьи составляются должностными лицами указанных выше органов, а также таможенных органов; по ч. 1 — органов, осуществляющих государственный карантинный фитосанитарный контроль, государственный надзор и контроль за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами, за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки и государственный контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения; органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей и потребительского рынка, а по ч. ч. 1 и 2 данной статьи — органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасности ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений; органов, осуществляющих государственный пожарный надзор; органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере транспорта (см. соответственно п. п. 66, 12, 22, 63, 39, 42, 44 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 19.19 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 19.19 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *