Ст 218 УК РСФСР

Содержание

Статья 218. Стандартные налоговые вычеты

1. При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право на получение следующих стандартных налоговых вычетов:

  • 1) в размере 3000 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:
    • лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС либо с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
    • лиц, получивших инвалидность вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС из числа лиц, принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных), военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от места дислокации указанных лиц и выполняемых ими работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения, лиц, эвакуированных из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон, лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от времени, прошедшего со дня проведения операции по трансплантации костного мозга и времени развития у этих лиц в этой связи инвалидности;
    • лиц, принимавших в 1986 — 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в пределах зоны отчуждения Чернобыльской АЭС или занятых в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и в эксплуатации или на других работах на Чернобыльской АЭС (в том числе временно направленных или командированных);
    • военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных в этот период для выполнения работ, связанных с ликвидацией последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, включая взлетно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых ими работ;
    • лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, в том числе граждан, уволенных с военной службы, проходивших в 1986 — 1987 годах службу в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;
    • военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных на военные сборы и принимавших участие в 1988 — 1990 годах в работах по объекту «Укрытие»;
    • ставших инвалидами, получившими или перенесшими лучевую болезнь и другие заболевания вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, из числа лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957 — 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 — 1956 годах, лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1959 — 1961 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии на производственном объединении «Маяк» в 1957 году, лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения (при этом к выехавшим добровольно гражданам относятся лица, выехавшие в период с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также лица, выехавшие в период с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча), лиц, проживающих в населенных пунктах, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности), лиц, выехавших добровольно на новое место жительства из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, где среднегодовая эффективная эквивалентная доза облучения составляла на 20 мая 1993 года свыше 1 мЗв (дополнительно по сравнению с уровнем естественного радиационного фона для данной местности);
    • лиц, непосредственно участвовавших в испытаниях ядерного оружия в атмосфере и боевых радиоактивных веществ, учениях с применением такого оружия до 31 января 1963 года;
    • лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия;
    • лиц, непосредственно участвовавших в ликвидации радиационных аварий, происшедших на ядерных установках надводных и подводных кораблей и на других военных объектах и зарегистрированных в установленном порядке федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области обороны;
    • лиц, непосредственно участвовавших в работах (в том числе военнослужащих) по сборке ядерных зарядов до 31 декабря 1961 года;
    • лиц, непосредственно участвовавших в подземных испытаниях ядерного оружия, проведении и обеспечении работ по сбору и захоронению радиоактивных веществ;
    • инвалидов Великой Отечественной войны;
    • инвалидов из числа военнослужащих, ставших инвалидами I, II и III групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо полученных вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, либо из числа бывших партизан, а также других категорий инвалидов, приравненных по пенсионному обеспечению к указанным категориям военнослужащих;
  • 2) налоговый вычет в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода распространяется на следующие категории налогоплательщиков:
    • Героев Советского Союза и Героев Российской Федерации, а также лиц, награжденных орденом Славы трёх степеней;
    • лиц вольнонаемного состава Советской Армии и Военно-Морского Флота СССР, органов внутренних дел СССР и государственной безопасности СССР, занимавших штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, либо лиц, находившихся в этот период в городах, участие в обороне которых засчитывается этим лицам в выслугу лет для назначения пенсии на льготных условиях, установленных для военнослужащих частей действующей армии;
    • участников Великой Отечественной войны, боевых операций по защите СССР из числа военнослужащих, проходивших службу в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав армии, и бывших партизан;
    • лиц, находившихся в Ленинграде в период его блокады в годы Великой Отечественной войны с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года независимо от срока пребывания;
    • бывших, в том числе несовершеннолетних, узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистской Германией и её союзниками в период Второй мировой войны;
    • инвалидов с детства, а также инвалидов I и II групп;
    • лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационной нагрузкой, вызванные последствиями радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику;
    • младший и средний медицинский персонал, врачей и других работников лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получивших сверхнормативные дозы радиационного облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года, а также лиц, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС и являющихся источником ионизирующих излучений;
    • лиц, отдавших костный мозг для спасения жизни людей;
    • рабочих и служащих, а также бывших военнослужащих и уволившихся со службы лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, получивших профессиональные заболевания, связанные с радиационным воздействием на работах в зоне отчуждения Чернобыльской АЭС;
    • лиц, принимавших (в том числе временно направленных или командированных) в 1957 — 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также занятых на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 — 1956 годах;
    • лиц, эвакуированных (переселенных), а также выехавших добровольно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также бывших военнослужащих, вольнонаемный состав войсковых частей и специального контингента, которые были эвакуированы в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения. При этом к выехавшим добровольно лицам относятся лица, выехавшие с 29 сентября 1957 года по 31 декабря 1958 года включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк», а также выехавшие с 1949 по 1956 год включительно из населенных пунктов, подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие сбросов радиоактивных отходов в реку Теча;
    • лиц, эвакуированных (в том числе выехавших добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения Чернобыльской АЭС, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, или переселенных (переселяемых), в том числе выехавших добровольно, из зоны отселения в 1986 году и в последующие годы, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации находились в состоянии внутриутробного развития;
    • родителей и супругов военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных ими при защите СССР, Российской Федерации или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте, а также родителей и супругов государственных служащих, погибших при исполнении служебных обязанностей. Указанный вычет предоставляется супругам погибших военнослужащих и государственных служащих, если они не вступили в повторный брак;
    • граждан, уволенных с военной службы или призывавшихся на военные сборы, выполнявших интернациональный долг в Республике Афганистан и других странах, в которых велись боевые действия, а также граждан, принимавших участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
  • 3) утратил силу с 1 января 2012 года. — Федеральный закон от 21.11.2011 N 330-ФЗ;
  • 4) налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на родителя, супруга (супругу) родителя, усыновителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
    • 1 400 рублей — на первого ребенка;
    • 1 400 рублей — на второго ребенка;
    • 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;
    • 12 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы;
    • налоговый вычет за каждый месяц налогового периода распространяется на опекуна, попечителя, приемного родителя, супруга (супругу) приемного родителя, на обеспечении которых находится ребенок, в следующих размерах:
    • 1 400 рублей — на первого ребенка;
    • 1 400 рублей — на второго ребенка;
    • 3 000 рублей — на третьего и каждого последующего ребенка;
    • 6 000 рублей — на каждого ребенка в случае, если ребенок в возрасте до 18 лет является ребенком-инвалидом, или учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента в возрасте до 24 лет, если он является инвалидом I или II группы.

Налоговый вычет производится на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, а также на каждого учащегося очной формы обучения, аспиранта, ординатора, интерна, студента, курсанта в возрасте до 24 лет.

Налоговый вычет предоставляется в двойном размере единственному родителю (приемному родителю), усыновителю, опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Налоговый вычет предоставляется родителям, супругу (супруге) родителя, усыновителям, опекунам, попечителям, приемным родителям, супругу (супруге) приемного родителя на основании их письменных заявлений и документов, подтверждающих право на данный налоговый вычет.

При этом физическим лицам, у которых ребенок (дети) находится (находятся) за пределами Российской Федерации, налоговый вычет предоставляется на основании документов, заверенных компетентными органами государства, в котором проживает (проживают) ребенок (дети).

Налоговый вычет может предоставляться в двойном размере одному из родителей (приемных родителей) по их выбору на основании заявления об отказе одного из родителей (приемных родителей) от получения налогового вычета.

Налоговый вычет действует до месяца, в котором доход налогоплательщика (за исключением доходов от долевого участия в деятельности организаций, полученных в виде дивидендов физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации), исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода (в отношении которого предусмотрена налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса) налоговым агентом, предоставляющим данный стандартный налоговый вычет, превысил 350 000 рублей.

Начиная с месяца, в котором указанный доход превысил 350 000 рублей, налоговый вычет, предусмотренный настоящим подпунктом, не применяется.

Уменьшение налоговой базы производится с месяца рождения ребенка (детей), или с месяца, в котором произошло усыновление, установлена опека (попечительство), или с месяца вступления в силу договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью и до конца того года, в котором ребенок (дети) достиг (достигли) возраста, указанного в абзаце одиннадцатом настоящего подпункта, или истек срок действия либо досрочно расторгнут договор о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, или смерти ребенка (детей). Налоговый вычет предоставляется за период обучения ребенка (детей) в организации, осуществляющей образовательную деятельность, включая академический отпуск, оформленный в установленном порядке в период обучения.

2. Налогоплательщикам, имеющим в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи право более чем на один стандартный налоговый вычет, предоставляется максимальный из соответствующих вычетов.

Стандартный налоговый вычет, установленный подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется независимо от предоставления стандартного налогового вычета, установленного подпунктами 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи.

3. Установленные настоящей статьёй стандартные налоговые вычеты предоставляются налогоплательщику одним из налоговых агентов, являющихся источником выплаты дохода, по выбору налогоплательщика на основании его письменного заявления и документов, подтверждающих право на такие налоговые вычеты.

В случае начала работы налогоплательщика не с первого месяца налогового периода налоговые вычеты, предусмотренные подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, предоставляются по этому месту работы с учётом дохода, полученного с начала налогового периода по другому месту работы, в котором налогоплательщику предоставлялись налоговые вычеты. Сумма полученного дохода подтверждается справкой о полученных налогоплательщиком доходах, выданной налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 230 настоящего Кодекса.

4. В случае, если в течение налогового периода стандартные налоговые вычеты налогоплательщику не предоставлялись или были предоставлены в меньшем размере, чем предусмотрено настоящей статьёй, то по окончании налогового периода на основании налоговой декларации и документов, подтверждающих право на такие вычеты, налоговым органом производится перерасчет налоговой базы с учётом предоставления стандартных налоговых вычетов в размерах, предусмотренных настоящей статьёй.

Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 05.03.2003 N 61п03пр Примечания к ст. 218 УК РСФСР, так же как и примечание к ст. 222 УК РФ — закона, введенного в действие с 01.01.1997, устанавливают основания, в соответствии с которыми лицо, добровольно сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности.

ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 марта 2003 г. N 61п03пр
Президиум Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — Лебедева В.М.
и членов Президиума — Верина В.П., Петухова Н.А., Жуйкова В.М., Смакова Р.М., Каримова М.А., Попова Г.Н., Меркушова А.Е., Кузнецова В.В.
рассмотрел уголовное дело по надзорному представлению заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г. на приговор судебной коллегии по уголовным делам Курского областного суда от 19 декабря 1995 года, по которому
В.С., , ранее не судимый,
осужден к лишению свободы:
— по ст. ст. 15 — 144 ч. 2 УК РСФСР (в редакции от 1 июля 1994 года) на 3 года с конфискацией имущества;
— по ст. 144 ч. 2 УК РСФСР (в редакции Закона до 1 июля 1994 года) на 5 лет с конфискацией имущества;
— по ст. 144 ч. 2 УК РСФСР (в редакции Закона от 1 июля 1994 года) на 7 лет с конфискацией имущества;
— по ст. 144 ч. 3 УК РСФСР (в редакции Закона до 1 июля 1994 года) на 7 лет с конфискацией имущества;
— по ст. 218 ч. 1 УК РСФСР на 4 года;
— по ст. 146 ч. 2 п. п. “а“, “б“, “в“, “е“ УК РСФСР (в редакции Закона до 1 июля 1994 года) на 12 лет с конфискацией имущества;
— по ст. 102 п. п. “а“, “е“ УК РСФСР на 15 лет.
На основании ст. 40 УК РСФСР окончательно наказание В.С. по совокупности преступлений определено в виде 15 лет лишения свободы с конфискацией имущества, с отбыванием назначенного наказания в исправительно-трудовой колонии общего режима.
Срок наказания исчислен с 8 июня 1994 года.
По этому же приговору осуждены Е., П., Ф., В.В., Д., Т., надзорное представление в отношении которых принесено не было.
Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1996 года приговор в отношении В.С. оставлен без изменения.
В надзорном представлении поставлен вопрос об отмене состоявшихся судебных решений в части, касающейся осуждения В.С. по ст. 218 ч. 1 УК РСФСР, и освобождении его от уголовной ответственности на основании примечания к ст. 218 УК РСФСР.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Бондаренко О.М. и выступление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Кехлерова С.Г., поддержавшего надзорное представление,
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
установил:
приговором суда В.С. признан виновным в том, что в период с 1991 по 1994 гг. совместно с другими лицами участвовал в совершении многочисленных краж на территории Черемисиновского, Щигровского и Советского районов Курской области.
В ночь на 7 июня 1994 года В.С. совершил разбойное нападение и убийство жителя с. Исаково Черемисиновского района Курской области А.
Кроме того, В.С. признан виновным в том, что в 1992 году, не имея специального разрешения, приобрел у своего знакомого М. обрез охотничьего ружья 16 калибра, признанный огнестрельным оружием, хранил его и носил с собой, т.е. совершил преступление, предусмотренное ст. 218 ч. 1 УК РСФСР.
В надзорном представлении указывается на то, что В.С. добровольно выдал спрятанное им оружие работникам милиции и на основании примечания к ст. 218 ч. 1 УК РСФСР, подлежит освобождению от уголовной ответственности.
Проверив материалы уголовного дела и обсудив доводы надзорного представления, Президиум находит их обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Из материалов дела следует, что 8 июня 1994 года В.С. был задержан по подозрению в совершении разбойного нападения и убийства А.С. и допрошен в качестве подозреваемого. Во время допроса он рассказал об обстоятельствах совершенного им преступления и сообщил о том, где им было спрятано оружие.
Из протокола следственного эксперимента, проведенного с участием В.С., усматривается, что в этот же день, 8 июня 1994 года, В.С. указал работникам милиции конкретное место, неподалеку от д. Вязовое, где и было обнаружено оружие. Обнаруженный обрез в присутствии понятых был изъят, упакован и опечатан, а затем приобщен к делу в качестве вещественного доказательства.
Таким образом, изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что до задержания В.С. и сделанного им заявления правоохранительные органы не располагали сведениями о местонахождении оружия.
Примечания к ст. 218 УК РСФСР (также как и примечание к ст. 222 УК РФ, т.е. закона, введенного в действие с 1 января 1997 года), устанавливают основания, в соответствии с которыми лицо, добровольно сдавшее оружие, освобождается от уголовной ответственности.
На основании изложенного судебные решения в части, касающейся осуждения В.С. по ст. 218 ч. 1 УК РСФСР, подлежат отмене.
Руководствуясь ст. ст. 407 — 410 УПК РФ,
Президиум Верховного Суда Российской Федерации
постановил:
приговор судебной коллегии по уголовным делам Курского областного суда от 19 декабря 1995 года и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации от 25 апреля 1996 года в отношении В.С. в части, касающейся его осуждения по ст. 218 ч. 1 УК РСФСР, отменить, а уголовное дело в этой части прекратить на основании примечания к ст. 218 УК РСФСР.
На основании ст. 40 УК РСФСР по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 144 ч. 2 УК РСФСР (в редакции Закона от 1 июля 1994 года); 144 ч. 2 УК РСФСР (в редакции Закона до 1 июля 1994 года); 15 — 144 ч. 2 УК РСФСР (в редакции Закона от 1 июля 1994 года); 144 ч. 3 УК РСФСР (в редакции Закона до 1 июля 1994 года); 146 ч. 2 п. п. “а“, “б“, “в“, “е“ УК РСФСР (в редакции Закона до 1 июля 1994 года); 102 п. п. “а“, “е“ УК РСФСР, окончательно наказание В.С. определить в виде лишения свободы сроком на 15 лет в исправительной колонии общего режима с конфискацией имущества.
В остальной части состоявшиеся в отношении В.С. судебные решения оставить без изменения.

Статья 218. Предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и рассмотрение административного дела по предъявленному административному исковому заявлению

1. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

2. В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

3. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

5. Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 настоящего Кодекса.

6. Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

Комментарий к статье 218 Кодекса административного судопроизводства РФ

Комментируемая статья устанавливает право на предъявление административного искового заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего и порядок рассмотрения административного дела по предъявленному административному исковому заявлению.

Правом на обращение в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) указанных выше лиц с учетом установленных в ч. ч. 1, 2, 4 комментируемой статьи оснований и особенностей обладают:

— граждане, организации, иные лица;

— общественные объединения;

— органы государственной власти, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Однако федеральным законом может быть установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров. В таком случае обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.

Подсудность административных дел данной категории определяется по правилам, установленным гл. 2 Кодекса, за исключением случаев, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

До введения в действие Кодекса порядок подачи заявления по данной категории дел определялся в соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 254, ст. 255 ГПК РФ. В связи с этим заслуживает внимания сложившаяся практика применения данных положений ГПК РФ.

Пленум Верховного Суда РФ в п. п. 12, 13 Постановления от 10.02.2009 N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что судам необходимо иметь в виду, что в качестве заявителей по данной категории дел могут выступать граждане и должностные лица, а в качестве заявителей-организаций — не только коммерческие и некоммерческие организации, но и органы государственной власти, органы местного самоуправления, оспаривающие обязательные для исполнения ими решения, действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, не связанные с осуществлением заявителями властных полномочий (например, оспаривание органом местного самоуправления отказа регистрирующего органа в государственной регистрации устава муниципального образования или нарушения срока такой регистрации).

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ граждане или организации вправе обращаться в суд в защиту прав и свобод других лиц по их просьбе либо в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц в случаях, прямо предусмотренных законом. Согласно правилам, закрепленным в ст. 398 ГПК РФ, заявителями по этим делам могут также выступать иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные организации (п. 12).

На основании ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в порядке, предусмотренном гл. 25 ГПК РФ, за защитой прав и свобод конкретного гражданина об оспаривании решений, действий (бездействия), в результате которых для него наступили последствия, названные в ст. 255 ГПК РФ, при условии, что гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд, а также в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, если такими решениями, действиями (бездействием) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность (п. 13) <1>.

<1> БВС РФ. 2009. N 4.

Комментарий к Статье 218 УК РФ

1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве общественной безопасности России, причинении тяжкого вреда здоровью человека или наступлении его смерти.

Состав преступления описывает общественно опасные деяния, входящие в категорию неосторожных преступлений средней тяжести.

2. Основным объектом преступного посягательства является общественная безопасность, урегулированная правилами учета, хранения, перевозки, использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий. Факультативными объектами могут быть жизнь и здоровье человека.

3. Объективная сторона состава преступления выражается в форме действия или бездействия, свидетельствующих о нарушении правил учета, хранения, перевозки, использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ или пиротехнических изделий, о незаконной пересылке этих веществ по почте или багажом, если эти деяния повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека. Активная форма преступного поведения может выразиться, например, в перевозке взрывчатых веществ в не приспособленном для этого контейнере, использовании легковоспламеняющихся веществ, пренебрегая мерами общественной безопасности. Пассивная форма преступного поведения может проявиться в неупаковывании должным образом взрывчатых или легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий для их хранения.

4. Диспозиция статьи имеет бланкетный характер, поскольку для надлежащей квалификации общественно опасного деяния как преступления отсылает правоприменителя к подзаконным нормативным правовым актам, например к Правилам перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утв. Приказом Минтранса России от 08.08.1995 N 73 (в ред. от 14.10.1999) <1>.
———————————
<1> РВ. 1996. N 15; 1996. N 20; БНА. 1999. N 30, N 47.

При квалификации деяния как преступления правоприменителю следует точно определить, какие именно специальные правила были нарушены, и указать абзацы и пункты этих правил.

5. Обязательным признаком объективной стороны состава преступления являются способы его осуществления: а) нарушение правил учета, хранения, перевозки, использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ или пиротехнических изделий; б) незаконная пересылка этих веществ по почте или багажом.

5.1. Учет взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ или пиротехнических изделий предполагает установление их наличия и регистрацию их движения в книгах, реестрах и прочих учетных документах.

5.2. Хранение взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ или пиротехнических изделий означает фактическое их нахождение во владении виновного лица (под его ответственностью): при нем, в помещении, хранилище, тайнике.

5.3. Перевозка взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ или пиротехнических изделий — это их перемещение из одного места в другое с помощью какого-либо транспортного средства в сопровождении заинтересованного лица.

5.4. Использованием взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ или пиротехнических изделий считается их применение с целью извлечения пользы, в том числе при производстве горных, строительных или иных работ.

5.5. Пересылка взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ или пиротехнических изделий по почте или багажом означает их отправление посылкой, бандеролью и т.д. по линиям связи или в багажном отделении транспортного средства (с нарочным) без сопровождения виновного лица.

6. Также обязательным признаком объективной стороны состава преступления являются средства его совершения: а) взрывчатые вещества; б) легковоспламеняющиеся вещества; в) пиротехнические изделия. При незаконной пересылке по почте или багажом данные вещества и изделия становятся предметами преступного посягательства.

6.1. Взрывчатые вещества — это химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению — взрыву. В числе таких веществ выделяются тротил, аммониты, пластиты, эластиты, порох, твердое ракетное топливо и т.д. (абз. 1 п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 12.03.2002 N 5).

6.2. Легковоспламеняющиеся вещества — это не относящиеся к взрывчатым горючие твердые и жидкие соединения, способные к самовозгоранию под воздействием внешних факторов. К таковым можно отнести: карбид кальция, аммониевый нитрат, никриновую кислоту, тринитробензол, тринитротолуол, фосфор (белый, желтый, красный), эфиры, гетероциклические кислородные вещества и т.д.

6.3. Пиротехнические изделия — это устройства, предназначенные для создания световых и звуковых эффектов, задымления местности, сопровождения празднеств, учений, специальных военизированных и других мероприятий.

7. По законодательной конструкции состав преступления является материальным. Преступление окончено (составами) в момент причинения тяжкого вреда здоровью человека или наступления его смерти в результате нарушения правил учета, хранения, перевозки, использования или незаконной пересылки указанных веществ и изделий.

7.1. По всей вероятности, вследствие недостаточно четкого формулирования законодателем статьи мы читаем в ее диспозиции, что незаконной признается пересылка лишь указанных веществ. Вместе с тем следует иметь в виду, что незаконная пересылка пиротехнических изделий также может быть признана преступной.

7.2. О тяжком вреде здоровью человека см. п. 9.1 коммент. к ст. 216 и коммент. к ст. 111.

7.3. О смерти человека см. п. 11.2 коммент. к ст. 247.

8. Субъективная сторона состава преступления характеризуется виной в форме неосторожности. Более того, здесь следует вести речь о смешанной (не путать со сложной) вине (переходе административно-правовой вины в уголовно-правовую), поскольку к нарушению правил учета, хранения, перевозки, использования средств совершения преступления, незаконной пересылке предметов преступления виновный может относиться умышленно. Однако этот умысел будет являться элементом административного правонарушения (ст. 9.1, 11.14 КоАП) до тех пор, пока не наступят (по неосторожности) тяжкий вред здоровью или смерть человека, переводящие административное правонарушение в преступление. Если же виновное лицо наряду с умышленным нарушением правил также умышленно относится к наступлению общественно опасных последствий, то его поведение следует квалифицировать в зависимости от целенаправленности как преступление против личности, собственности и т.д.

9. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста. Субъект может быть как общим, так и специальным: общим — в случае незаконной пересылки взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ, пиротехнических изделий по почте или багажом; специальным — при нарушении правил учета, хранения, перевозки, использования этих веществ (изделий). В последнем случае субъект посягательства наделен дополнительным (специальным) признаком — обязанностью учета, хранения, перевозки, использования указанных веществ (изделий) и соблюдения соответствующих правил при осуществлении этой деятельности.

9.1. УО военнослужащего за нарушение правил учета, хранения, перевозки, использования оружия, боеприпасов, радиоактивных материалов, взрывчатых или иных веществ и предметов, представляющих повышенную опасность для окружающих, наступает в соответствии со ст. 349.

Другой комментарий к Ст. 218 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. К предмету преступления относятся: а) взрывчатые вещества — химические соединения или механические смеси веществ, способные к быстрому самораспространяющемуся химическому превращению, взрыву без доступа кислорода воздуха (тротил, пластит и т.п.); б) легковоспламеняющимися признаются вещества, которые способны к самовозгоранию либо загоранию при соединении с другими веществами или под воздействием внешних факторов (ацетон, бензин и т.п.); в) пиротехническими считаются изделия, представляющие собой устройства, снаряженные взрывчатыми или быстрогорящими веществами, которые предназначены для устройства иллюминаций, подачи сигналов и т.п.). Следует учитывать, что перечисленные предметы могут быть как заводского, так и самодельного изготовления.

2. Объективная сторона заключается в нарушении правил учета, хранения, перевозки или использования опасных веществ и изделий либо в незаконной пересылке указанных веществ.

Необходимо иметь в виду, что по комментируемой статье надлежит квалифицировать хранение или перевозку взрывчатых веществ, которые находятся у лица на законном основании. В противном случае ответственность наступает по ст. 222 УК РФ.

3. Преступление считается оконченным с момента наступления последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью или смерти человека.

4. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины.

5. Субъект преступления общий: лицо, достигшее возраста 16 лет. Однако следует учитывать, что учет взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий может осуществлять только лицо, работающее в организации, деятельность которой связана с оборотом этих веществ либо изделий.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *