Ст 22 44 ФЗ

Статья 22. Закона О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)



1. Начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренныхнастоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемогос единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем),определяются и обосновываются заказчиком посредством примененияследующего метода или нескольких следующих методов:

1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);

2) нормативный метод;

3) тарифный метод;

4) проектно-сметный метод;

5) затратный метод.

2. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) заключаетсяв установлении начальной (максимальной) цены контракта, ценыконтракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком,исполнителем), на основании информации о рыночных ценах идентичныхтоваров, работ, услуг, планируемых к закупкам, или при ихотсутствии однородных товаров, работ, услуг.

3. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализарынка) информация о ценах товаров, работ, услуг должна бытьполучена с учетом сопоставимых с условиями планируемой закупкикоммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров,выполнения работ, оказания услуг.

4. При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализарынка) заказчик может использовать обоснованные им коэффициенты илииндексы для пересчета цен товаров, работ, услуг с учетом различий вхарактеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условийпоставок товаров, выполнения работ, оказания услуг.

5. В целях применения метода сопоставимых рыночных цен(анализа рынка) могут использоваться общедоступная информация орыночных ценах товаров, работ, услуг в соответствии с частью 18настоящей статьи, информация о ценах товаров, работ, услуг,полученная по запросу заказчика у поставщиков (подрядчиков,исполнителей), осуществляющих поставки идентичных товаров, работ,услуг, планируемых к закупкам, или при их отсутствии однородныхтоваров, работ, услуг, а также информация, полученная в результатеразмещения запросов цен товаров, работ, услуг в единойинформационной системе.

6. Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) являетсяприоритетным для определения и обоснования начальной (максимальной)цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственнымпоставщиком (подрядчиком, исполнителем). Использование иных методовдопускается в случаях, предусмотренных частями 7-11 настоящейстатьи.

7. Нормативный метод заключается в расчете начальной(максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого сединственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на основетребований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных всоответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона в случае,если такие требования предусматривают установление предельных центоваров, работ, услуг.

8. Тарифный метод применяется заказчиком, если в соответствиис законодательством Российской Федерации цены закупаемых товаров,работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нуждподлежат государственному регулированию или установленымуниципальными правовыми актами. В этом случае начальная(максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого сединственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяютсяв соответствии с установленным тарифом (ценой) на товары, работы,услуги.

9. Проектно-сметный метод заключается в определении начальной(максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого сединственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:

1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектакапитального строительства на основании проектной документации всоответствии с методиками и нормативами (государственнымиэлементными сметными нормами) строительных работ и специальныхстроительных работ, утвержденными федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработкегосударственной политики и нормативно-правовому регулированию всфере строительства;

2) проведение работ по сохранению объектов культурногонаследия (памятников истории и культуры) народов РоссийскойФедерации, за исключением научно-методического руководства,технического и авторского надзора, на основании согласованной впорядке, установленном законодательством Российской Федерации,проектной документации на проведение работ по сохранению объектовкультурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами иправилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти,уполномоченным Правительством Российской Федерации в областигосударственной охраны объектов культурного наследия.

10. Затратный метод применяется в случае невозможностиприменения иных методов, предусмотренных пунктами 1-4 части 1настоящей статьи, или в дополнение к иным методам. Данный методзаключается в определении начальной (максимальной) цены контракта,цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком(подрядчиком, исполнителем), как суммы произведенных затрат иобычной для определенной сферы деятельности прибыли. При этомучитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затратына производство или приобретение и (или) реализацию товаров, работ,услуг, затраты на транспортировку, хранение, страхование и иныезатраты.

Статья 22 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ

11. Информация об обычной прибыли для определенной сферыдеятельности может быть получена заказчиком исходя из анализаконтрактов, размещенных в единой информационной системе, другихобщедоступных источников информации, в том числе информацииинформационно-ценовых агентств, общедоступных результатов изучениярынка, а также результатов изучения рынка, проведенного поинициативе заказчика.

12. В случае невозможности применения для определенияначальной (максимальной) цены контракта, цены контракта,заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком,исполнителем), методов, указанных в части 1 настоящей статьи,заказчик вправе применить иные методы. В этом случае в обоснованиеначальной (максимальной) цены контракта, цены контракта,заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком,исполнителем), заказчик обязан включить обоснование невозможностиприменения указанных методов.

13. Идентичными товарами, работами, услугами признаютсятовары, работы, услуги, имеющие одинаковые характерные для нихосновные признаки. При определении идентичности товаровнезначительные различия во внешнем виде таких товаров могут неучитываться. При определении идентичности работ, услуг учитываютсяхарактеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация нарынке.

14. Однородными товарами признаются товары, которые, неявляясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят изсхожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функциии (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определенииоднородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке,страна происхождения.

15. Однородными работами, услугами признаются работы, услуги,которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, чтопозволяет им быть коммерчески и (или) функциональновзаимозаменяемыми. При определении однородности работ, услугучитываются их качество, репутация на рынке, а также вид работ,услуг, их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.

16. Коммерческие и (или) финансовые условия поставок товаров,выполнения работ, оказания услуг признаются сопоставимыми, еслиразличия между такими условиями не оказывают существенного влиянияна соответствующие результаты или эти различия могут быть учтены сприменением соответствующих корректировок таких условий.

17. Определение идентичности и однородности товаров, работ,услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд,сопоставимости коммерческих и (или) финансовых условий поставоктоваров, выполнения работ, оказания услуг осуществляется всоответствии с методическими рекомендациями, предусмотреннымичастью 20 настоящей статьи.

18. К общедоступной информации о ценах товаров, работ, услугдля обеспечения государственных и муниципальных нужд, которая можетбыть использована для целей определения начальной (максимальной)цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственнымпоставщиком (подрядчиком, исполнителем), относятся:

1) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся вконтрактах, которые исполнены и по которым не взыскивалисьнеустойки (штрафы, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащимисполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами;

2) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся врекламе, каталогах, описаниях товаров и в других предложениях,обращенных к неопределенному кругу лиц и признаваемых всоответствии с гражданским законодательством публичными офертами;

3) информация о котировках на российских биржах и иностранныхбиржах;

4) информация о котировках на электронных площадках;

5) данные государственной статистической отчетности о ценахтоваров, работ, услуг;

6) информация о ценах товаров, работ, услуг, содержащаяся вофициальных источниках информации уполномоченных государственныхорганов и муниципальных органов в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, законодательством субъектов РоссийскойФедерации, муниципальными нормативными правовыми актами, вофициальных источниках информации иностранных государств,международных организаций или иных общедоступных изданиях;

7) информация о рыночной стоимости объектов оценки,определенной в соответствии с законодательством, регулирующимоценочную деятельность в Российской Федерации, илизаконодательством иностранных государств;

8) информация информационно-ценовых агентств, общедоступныерезультаты изучения рынка, а также результаты изучения рынка,проведенного по инициативе заказчика, в том числе на основанииконтракта, при условии раскрытия методологии расчета цен, иныеисточники информации.

19. Правительство Российской Федерации вправе установить дляотдельных видов, групп товаров, работ, услуг для обеспечениягосударственных и муниципальных нужд исчерпывающий переченьисточников информации, которые могут быть использованы для целейопределения начальной (максимальной) цены контракта, ценыконтракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком,исполнителем).

20. Методические рекомендации по применению методовопределения начальной (максимальной) цены контракта, ценыконтракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком,исполнителем), устанавливаются федеральным органом исполнительнойвласти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

21. Особенности определения начальной (максимальной) ценыконтракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком(подрядчиком, исполнителем), при осуществлении включаемых в составгосударственного оборонного заказа закупок товаров, работ, услугдля обеспечения федеральных нужд устанавливаются в соответствии сФедеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ"О государственном оборонном заказе".

22. Правительство Российской Федерации вправе определить сферыдеятельности, в которых при осуществлении закупок устанавливаетсяпорядок определения начальной (максимальной) цены контракта, ценыконтракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком,исполнителем), и федеральные органы исполнительной власти,Государственную корпорацию по атомной энергии "Росатом",уполномоченные устанавливать такой порядок с учетом положенийнастоящего Федерального закона.

Другие статьи закона

Закупка одноименных (однородных) товаров, работ, услуг по Закону N 44-ФЗ

Закон N 44-ФЗ не устанавливает требований к формированию предмета контракта. Он содержит только правила описания объекта закупки, изложенные в ст. 33 Закона N 44-ФЗ, из п. 1 ч. 1 которой, а также п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ следует, что под объектом закупки понимаются непосредственно товары, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являются предметом контракта. Вместе с тем ни одна из норм Закона N 44-ФЗ не требует, чтобы предметом контракта являлся только один объект закупки, и не устанавливает требования к совмещению разных объектов закупки в рамках предмета одного контракта.

Определенные ограничения такого совмещения вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок. Однако запрета на разделение закупки связанных между собой товаров, работ, услуг на предметы нескольких контрактов законодательство не содержит.

Закон N 44-ФЗ также не содержит ограничений на приобретение одноименных товаров, работ, услуг, которые были введены в Федеральный закон от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" для предотвращения необоснованного дробления единого заказа на одноименные товары с целью ухода от обязанности проведения торгов (см. постановление Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11).

Статья 22 Федерального закона № 44-ФЗ

Ограничения на закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя (далее — контрагент) в п.п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ установлены иным образом, ограничивая общую сумму закупки на основании этих пунктов, допускающих заключение контракта с единственным контрагентом в зависимости только от суммы. Отсюда можно сделать вывод, что заказчик может заключить и контракты на приобретение одноименных (однородных) товаров, работ, услуг с любым интервалом на сумму до 100 тысяч рублей каждый, если при этом будет выполняться лимит на совокупный годовой объем закупки, установленный п. 4 или п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Аналогичное мнение высказано в письме Минэкономразвития России от 12.02.2016 N  Д28и-285.

Однако необходимо учитывать, что контролирующие органы могут придерживаться и иной позиции. Поскольку, исходя из ч. 5 ст. 24, ч. 2 ст.48 Закона N  44-ФЗ закупка у единственного контрагента допускается только в качестве исключения, вполне можно допустить, что правовая позиция ВАС РФ о недопустимости необоснованного дробления заказа продолжает оставаться актуальной. В этой связи в том случае, если товары, работы, услуги, приобретаемые по нескольким контрактам, действительно технически и (или) функционально дополняют друг друга, то они могут квалифицироваться как притворные сделки, прикрывающие другую сделку, направленную на выполнение всего комплекса работ, оказания всего комплекса услуг, поставки всего комплекта товаров, необходимых для определенной цели (например, монтаж комплекса оборудования) (п. 2 ст. 170 ГК РФ). При этом, заметим, технически и (или) функционально дополняющие друг друга товары, работы, услуги не обязательно должны быть одноименными (однородными). В таком случае можно ставить вопрос о закупке на сумму свыше 100 (500) тысяч рублей без надлежащих к тому оснований. А принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), с нарушением требований, установленных законодательством РФ о контрактной системе, может быть квалифицировано как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Тем не менее, окончательно вопрос о "дроблении предмета закупки" в случае возникновения конфликта может быть решен только судом, исходя из конкретных обстоятельств дела. Представляется, что, например, контракты на выполнение одноименных (однородных) работ на разных объектах, на приобретение одноименных (однородных) товаров для комплектации или обеспечения работы различных единиц оборудования и тому подобные закупки, обуславливаемые технологическими условиями удовлетворения фактически сложившихся нужд заказчикам, не могут быть признаны притворными.

Также заметим, что из сказанного выше, по нашему мнению, прямо следует, что возникновение претензий со стороны контролирующих органов возможно только при закупке одноименных (однородных) или технологически и (или) функционально дополняющих друг друга товаров, работ, услуг без проведения торгов. Проведение торгов для закупки таких товаров, работ, услуг не может быть ограничено в принципе.

№ 44-ФЗ: основные положения и понятия

Этот закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» был принят взамен устаревшего закона «О размещении государственных заказов». В документе сформулирована основная цель новой, контрактной системы – создание, размещение, распределение и исполнение государственного заказа в условиях единого цикла.

Повышенное внимание авторы № 44-ФЗ уделили теме контроля за обоснованностью расценок и закупок в общем. В частности, закон предписывает, что:

  1. Заказчик обязуется составлять план закупок в рамках действующего бюджета.
  2. К товарам и услугам, закупаемым через систему госторгов, предъявляется ряд строгих требований, например, по части предельно допустимой стоимости.
  3. Все закупки на суммы, превышающие 1 млрд рублей, должны проходить процедуру Общественных слушаний.

Для размещения заказов № 44-ФЗ устанавливает четкий перечень способов:

  1. Электронные и закрытые аукционы.
  2. Конкурсы разных видов.
  3. Запрос котировок.
  4. Закупки у единственного поставщика. Заключать контракт с одним поставщиком № 44-ФЗ позволяет в ряде случаев, когда конкурсные процедуры не состоялись по объективным причинам.

Кроме того, в документе максимально четко прописаны требования формирования начальной аукционной цены, а также обязанности участников торгов предоставлять крупное обеспечение обязательств, если они значительно снижают цену в ходе торгов. Для поставщиков, работающих со сложным и инновационным оборудованием или предоставляющих высокотехнологичные услуги, предусмотрена проверка квалификации в качестве допуска к торгам.

Еще одно важное новшество касается преимуществ, которые предоставляются некоторым организациям при закупках. Если раньше на льготы имели право учреждения УИС, общества инвалидов и предприятия малого бизнеса, то сейчас этот список пополнили НКО, занимающиеся социальными проектами. Вместе с тем, на закупки товаров иностранного производства наложено ограничение.

Важное изменение в № 44-ФЗ касается работы самих электронных площадок. Теперь площадки в обязательном порядке возвращают участникам торгов и сумму обеспечения, и полученную с нее прибыль. Кроме того, с целью повысить прозрачность всей системы, создан общероссийский банк данных. В нем можно найти информацию о планируемых и реализованных закупках, списки недобросовестных поставщиков, данные аудиторских проверок.

№ 44-ФЗ вступил в силу в январе 2014 года. Отдельные положения вступили в действие позже, в течение 2014 года.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
Статья 2. Законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
Статья 4. Информационное обеспечение контрактной системы в сфере закупок
Статья 5. Организация электронного документооборота в контрактной системе в сфере закупок
Статья 6. Принципы контрактной системы в сфере закупок
Статья 7. Принципы открытости и прозрачности
Статья 8. Принцип обеспечения конкуренции
Статья 9. Принцип профессионализма заказчика
Статья 10. Принцип стимулирования инноваций
Статья 11. Принцип единства контрактной системы в сфере закупок
Статья 12. Принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок
Статья 13.

Цели осуществления закупок
Статья 14. Применение национального режима при осуществлении закупок
Статья 15. Особенности закупок, осуществляемых бюджетным, автономным учреждениями, государственным, муниципальным унитарными предприятиями и иными юридическими лицами

Глава 2. Планирование

Статья 16. Планирование закупок
Статья 17. Планы закупок
Статья 18. Обоснование закупок
Статья 19. Нормирование в сфере закупок
Статья 20. Обязательное общественное обсуждение закупок
Статья 21. Планы-графики
Статья 22. Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем)
Статья 23. Идентификационный код закупки, каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
и т.д.

Скачать Федеральный Закон N 44-ФЗ‎

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *