Ст 29 жк РФ

Содержание

Характеристика понятия и видов переустройства и перепланировки жилого помещения, оснований для проведения, анализ их отличия от реконструкции. Изучение основных юридических последствий самовольного переустройства и перепланировки жилого помещения.

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГОУ ВО Башкирский государственный аграрный университет

РЕФЕРАТ

Последствия самовольного переустройства и перепланировки жилого помещения

Уфа 2017 г.

ВВЕДЕНИЕ

1. ПЕРЕУСТРОЙСТВО И ПЕРЕПЛАНИРОВКА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

1.1 Понятие и виды переустройства и перепланировки жилого помещения. Отличие от реконструкции

2. САМОВОЛЬНОЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВО И ПЕРЕПЛАНИРОВКА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

В настоящий момент сложилась удручающая ситуация с перепланировкой и переустройством квартир в типовых домах. В старых пятиэтажках и многоэтажках изменения видны невооруженным глазом: практически все лоджии и балконы в одном здании выглядят по-разному, да и среди остекленных двух одинаковых не найти — дома смотрят на нас разномастными глазницами. А что же твориться внутри? — Сносятся спроектированные в советские времена встроенные шкафы, дверные проемы расширяются, заменяются арками — и это мелочи, по сравнению с переносом и сносом стеновых панелей, часть из которых являются несущими конструкциями здания. При этом зачастую, сначала производится перепланировка и переустройство, а уже потом люди задумываются о правовом характере совершенных действий.

Настоящая тема: «Последствия самовольного переустройства и перепланировки жилого помещения» является, несомненно, актуальной, теоретически и практически значимой.

Целью настоящей работы является определение понятия и сущности переустройства и перепланировки жилого помещения, оснований их проведения и правовые последствия самовольного переустройства и перепланировки.

помещение жилой перепланировка переустройство

1. ПЕРЕУСТРОЙСТВО И ПЕРЕПЛАНИРОВКА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Переустройству и перепланировке отведена отдельная глава Жилищного кодекса Российской Федерации, посвященная регламентации отношений, складывающихся в связи с переустройством и перепланировкой жилого помещения. Прежнее законодательство содержало лишь одну статью — ст. 84 ЖК РСФСР, дозволяющую производить переустройство и перепланировку жилого помещения только в целях повышения благоустройства квартиры, с согласия нанимателя, совершеннолетних членов его семьи и наймодателя, а так же с разрешения местной администрации. Действующее жилищное законодательство исходит, во-первых, из того, что переустройство и (или) перепланировка могут производиться в жилых помещениях независимо от формы собственности и, во-вторых, вне зависимости от цели, достигаемой переустройством и (или) перепланировкой.

1.1 Понятие и виды переустройства и перепланировки жилого помещения. Отличие от реконструкции

Ст. 25 Жилищного кодекса Российской Федерации дает легальное определение переустройства жилого помещения. При этом законодатель формулирует лишь обобщенный перечень действий, которые подпадают под признаки указанного понятия, он не может быть закрытым, и все множество мероприятий можно условно именовать переоборудованием жилого помещения. Однако не любое переоборудование является юридически значимым в смысле положений гл. 4 ЖК РФ, а только то, которое в содержательном плане совпадает с легальным понятием переустройства. При этом юридическое значение имеют лишь установка, замена или перенос санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующее внесения изменений в технический паспорт жилого помещения.

Под техническим паспортом жилого помещения следует понимать технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемоего помещения, требования к которому установлены в приложении 11 к инструкции о проведении учета жилищного фонда, утвержденной приказом Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2000). Технический паспорт жилого помещения составляется при приемке жилых строений в эксплуатацию или при включении жилого помещения в жилищный фонд.

Как и в случае с переустройством, норма ч. 2 ст. 25 ЖК РФ дает обобщенное наименование действия перепланировки, являющегося юридически значимым. Таким действием является изменение конфигурации жилого помещения, которое может иметь место при полной или частичной разборке ненесущих перегородок, устройстве проемов в несущих стенах и межквартирных перегородках при объединении помещений по горизонтали, устройстве проемов в перекрытиях при объединении помещений в вертикальной плоскости, устройстве или ликвидации дверных проемов и т.п. Мероприятия по перепланировке являются юридически значимыми, если результаты их осуществления влекут необходимость внесения изменений в технический паспорт помещения. Нередки случаи, когда путают понятия «перепланировка», «переустройство» с понятием реконструкция. Последнее содержится в п. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации: реконструкция — изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее — этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения.

2. САМОВОЛЬНОЕ ПЕРЕУСТРОЙСТВО И ПЕРЕПЛАНИРОВКА ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ, ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ

Жилищный кодекс РФ в ст. 29 определил нормы, устанавливающие понятие, признаки и правовые последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Ранее действовавшее законодательство не регламентировало на должном уровне процедурные процессы, связанные с самовольным переустройством и перепланировкой.

Ст. 29 ЖК РФ очень схожа со ст. 222 Гражданского кодекса РФ, особенно в отношении санкций, но главным отличием самовольной постройки от самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения является то, что постройка является объектом, перепланировка и переустройство — определенными действиями над объектом.

Итак, в соответствии с. ч. 1 ст. 29 ЖК РФ самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного ч. 6 ст.26 ЖК РФ, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с п.3 ч. 2 ст.26 ЖК РФ.

На основании ч. 2 ст. 29 ЖК РФ и ст. 7.21 Кодекса об административных правонарушениях РФ порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.

В соответствии со ч. 3 ст. 29 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование. В случае, если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок, на основании ч. 5 ст. 29 ЖК РФ, суд по иску органа, осуществляющего согласование переустройства и (или) перепланировки жилого помещения принимает решение:

· в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние. Публичные торги по продаже жилого помещения проводятся в соответствии с нормами ГК РФ и гл. 9 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 N 229-ФЗ.

· в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние. Речь в данном случае идет о выселении нанимателя из жилого помещения, как юридическом и фактическом последствии расторжения договора. Представляется, что если действия нанимателя не попадают под признаки абзаца 1 ст. 98 ЖК РФ, он не может быть выселен без предоставления другого жилого помещения.2

А ч. 6 ст. 29 ЖК РФ предусматривает, что орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном ч. 3 ст. 29 Жилищного кодекса порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по расторгнутому в установленном ч. 5 ст. 29 ЖК РФ порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном ч. 5 ст. 29 ЖК РФ.

Но при соблюдении оснований и условий, указанных в ч. 4 ст. 29 ЖК РФ, переустроенное и (или) перепланированное жилое помещение может быть сохранено в таком виде — собственник или наниматель жилого помещения могут быть освобождены от обязанности по приведению такого помещения в прежнее состояние только на основании решения суда, если фактом переустройства и (или) перепланировки не были нарушены права и

охраняемые законом интересы граждан либо произведенные переустройство и (или) перепланировка не создают угрозу жизни и здоровья граждан. Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2006 г. отмечает, что положения ст. 29 ЖК РФ не содержат запрета и не исключают полномочий органа местного самоуправления, предусмотренных п. 7 ч. 1 ст. 14, ст.ст. 26-28 ЖК РФ, согласовать по заявлению гражданина самовольные переустройство и (или) перепланировку и сохранить жилое помещение в соответствующем состоянии.

Последствия самовольной перепланировки

Отказ органа, уполномоченного принимать решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения может быть не правомерным, если гражданином были представлены указанные в ч. 2 ст. 26 ЖК РФ документы, а произведенные им переустройство и (или) перепланировка соответствуют требованиям законодательства.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последнее время переустройство и перепланировка жилых помещений происходят сплошь и рядом — люди стремятся улучшить свои условия проживания, сделать их более комфортными. Зачастую, проводя перепланировку или переустройство жилого помещения, некоторые даже не представляют, что существует определенный порядок, что необходимо производить определенные согласования, а также не знают о юридической ответственности за нарушение такого порядка. Как правило, типичная перепланировка помещений не всегда устраивает владельцев помещений. Но чтобы произвести перепланировку или переустройство, необходимо получить разрешение в установленном законодательством порядке.

В настоящей работе было проведено рассмотрение понятий и видов переустройства и перепланировки, порядок и основания их проведения, и правовые последствия самовольного переустройства и перепланировки.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 годаN 190-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 226-ФЗ).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ. (в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 N 181-ФЗ).

3. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 188-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 237-ФЗ).

4. Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30.07.2010 N 242-ФЗ).

5. Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (в ред. от 27.07.2010).

6. Указ Президента РФ от 12.05.2008 N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 27.08.2010).

7. Постановление Правительства РФ от 28.04.2005 N 266 «Об утверждении формы заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения и формы документа, подтверждающего принятие решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения» (в ред. от 21.09.2005).

8. Приказ Минземстроя РФ от 04.08.1998 N 37 «Об утверждении Инструкции о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации» (в ред. от 04.09.2000).

9. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда».

10. Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением…» (в ред. от 02.08.2007).

Размещено на Allbest.ru

  • Переустройство и перепланировка жилого помещения

    Определение понятия и сущности переустройства и перепланировки жилого помещения, их отличие от реконструкции. Основания и порядок их проведения, специфика согласования и правовые последствия самовольного переустройства и перепланировки жилых квартир.

    контрольная работа , добавлен 23.12.2010

  • Переустройство и перепланировка жилого помещения

    Сущности переустройства и перепланировки жилого помещения. Специфика согласования и правовые последствия самовольного переустройства и перепланировки жилых квартир. Анализ принципов жилищного законодательства. Правила государственной регистрации прав.

    контрольная работа , добавлен 20.11.2013

  • Правовая регламентация переустройства и переоборудования жилого помещения

    Понятие, виды переустройства и переоборудования жилого помещения, правовые основания их проведения, правоприменительные проблемы в сфере переустройства и переоборудования жилых помещений. Правовые последствия самовольного переустройства и перепланировки.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2012

  • Жилищное право

    Условия и порядок перевода жилого помещения в нежилое в соотвествии с жилищный кодексом Российской Федерации. Виды переустройства и перепланировки, основания ее проведения и завершения; отказ в согласовании. Последствия самовольного переустройства.

    контрольная работа , добавлен 27.05.2014

  • Жилое помещение, как объект права пользования

    Теоретический анализ жилищного фонда: сущность, назначение и классификация. Конституционное право на жилое помещение и его реализация. Требования, предъявленные к жилым помещениям. Характеристика понятия переустройства и перепланировки жилого помещения.

    дипломная работа , добавлен 13.06.2010

  • Муниципальные услуги Администрации Курчатовского района г. Челябинска

    Организационная структура и полномочия Администрации района. Анализ процесса деятельности отдела благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства по направлению выдачи документов о согласовании переустройства, перепланировки жилого/нежилого помещения.

    отчет по практике , добавлен 17.09.2013

  • Жилищное право

    Перевод жилого помещения в нежилое. Переустройство и перепланировка жилых помещений. Основания обжалования решения об изъятии земельного участка для муниципальных нужд. Внесение изменения в технический паспорт жилого помещения на основании перепланировки.

    контрольная работа , добавлен 17.03.2016

  • Договор найма жилого помещения

    Формы договора найма жилого помещения. Сравнительно-правовая характеристика видов договоров найма жилого помещения. Сфера действия договора коммерческого найма жилого помещения и особенности субъектного состава. Источники правового регулирования.

    курсовая работа , добавлен 20.12.2015

  • Договор найма жилого помещения

    История развития законодательства о договоре найма жилого помещения, его общие положения и особенности видов. Жилищная проблема граждан России и договор некоммерческого найма жилого помещения как альтернатива договору социального найма жилого помещения.

    дипломная работа , добавлен 10.03.2015

  • Прекращение договора социального найма жилого помещения

    Основания, порядок и последствия прекращения жилищных правоотношений социального найма жилого помещения. Расторжение договора социального найма жилого помещения в судебном порядке. Выселение граждан с предоставлением другого жилого помещения.

    дипломная работа , добавлен 09.12.2002

  • Жилищный Кодекс Республики Беларусь
    Статья 29. Обязанность внесения платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением

    1. Собственники жилых и (или) нежилых помещений, наниматели, поднаниматели жилых помещений, арендаторы жилых помещений, члены организации застройщиков, дольщики, заключившие договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, обязаны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги.

    2. Обязанность внесения платы за жилищно-коммунальные услуги в соответствии с договорами на оказание жилищно-коммунальных услуг, а также в случае, предусмотренном частью первой пункта 5 настоящей статьи, возникает:

    у собственника жилого и (или) нежилого помещений – со дня возникновения права собственности на эти помещения;

    у нанимателя, поднанимателя, арендатора жилого помещения, дольщика, заключившего договор, предусматривающий передачу ему во владение и пользование объекта долевого строительства, – со дня заключения договоров найма, поднайма, аренды жилых помещений, договора, предусматривающего передачу дольщику во владение и пользование объекта долевого строительства;

    у члена организации застройщиков – со дня сдачи жилого дома (квартиры) в эксплуатацию.

    Последствия самовольного переустройства и самовольной перепланировки жилого помещения

    Наниматель жилого помещения государственного жилищного фонда кроме обязанности внесения платы за жилищно-коммунальные услуги несет обязанность внесения платы за пользование жилым помещением со дня заключения договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда.

    4. Расходы по содержанию жилого помещения государственного жилищного фонда и жилищно-коммунальным услугам до заключения договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда несут местный исполнительный и распорядительный орган, иные государственные органы, другие государственные организации, в хозяйственном ведении или оперативном управлении которых находится это жилое помещение.

    5. Отказ от заключения договора на оказание основных жилищно-коммунальных услуг или договора найма жилого помещения государственного жилищного фонда не освобождает собственников жилых и (или) нежилых помещений, в том числе собственников блокированных и одноквартирных жилых домов, нанимателей и арендаторов жилых помещений, членов организации застройщиков, дольщиков, заключивших договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, от внесения платы за фактически оказанные основные жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением.

    Собственники жилых и (или) нежилых помещений, в том числе собственники блокированных и одноквартирных жилых домов, наниматели и арендаторы жилых помещений, члены организации застройщиков, дольщики, заключившие договоры, предусматривающие передачу им во владение и пользование объектов долевого строительства, вправе отказаться от получения дополнительных жилищно-коммунальных услуг.

    6. При переходе прав на жилое помещение обязанности по внесению платы за жилищно-коммунальные услуги и платы за пользование жилым помещением несут:

    собственник жилого помещения, член организации застройщиков – до момента регистрации перехода права собственности на жилое помещение;

    наниматель, поднаниматель жилого помещения государственного жилищного фонда, арендатор жилого помещения – до окончания срока действия договоров найма, поднайма жилых помещений государственного жилищного фонда, договора аренды жилого помещения либо до момента расторжения таких договоров.

    7. Наниматель, поднаниматель жилого помещения частного жилищного фонда, поднаниматель жилого помещения государственного жилищного фонда, арендатор жилого помещения обязаны вносить плату за жилищно-коммунальные услуги и плату за пользование жилым помещением, предусмотренные договорами найма, поднайма, аренды жилых помещений, если иное не установлено этими договорами или законодательными актами. При этом размер платы за жилищно-коммунальные услуги для поднанимателя жилого помещения государственного жилищного фонда не может превышать соответствующей платы для нанимателя такого жилого помещения.

    Добавить комментарий к ст.29 ЖК РБ 428-З от 28.08.2012 г.

    Последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

    Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка, проведенные в отсутствие согласования и (или) с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.

    Условно последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки можно разделить на гражданско-правовые и административно-правовые.

    К гражданско-правовым последствиям представляется возможным отнести следующие последствия.

    Жилищное право России

    В п. 3 ст. 29 ЖК РФ указывается, что собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязаны привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

    При этом если в установленный срок соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние, орган, осуществляющий согласование, подает иск в суд, который принимает решение:

    • в отношении собственника — о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
    • в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору социального найма — о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

    Если суд в отношении собственника жилища принимает решение о продаже его с публичных торгов, возникает вопрос: обязательно ли выселение этих граждан из жилых помещений до торгов?

    В силу п. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. Следовательно, до момента государственной регистрации прав на жилое помещение нового собственника, в том числе на момент проведения торгов, предыдущий собственник обладает правом собственности на указанное жилое помещение и выселен из него быть не может. Данная позиция подтверждается судебной практикой1Ответы на вопросы о практике применения судами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, жилищного и земельного законодательства. иных федеральных законов (постановление Президиума ВС РФ от 23.1 1.2005) // Бюллетень ВС РФ. 2006. № 3..

    Важно отметить следующее обстоятельство: на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью. Решение суд выносит на основании искового заявления о сохранении помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии, поданного собственником или нанимателем.

    Надо сказать, что в суды поступали исковые заявления, сформулированные по-разному: об установлении юридического факта ненарушения прав и законных интересов соседей, об установлении юридического факта законности перепланировки, об узаконении произведенной перепланировки, об обязании органов технической инвентаризации выдать технический паспорт на квартиру в перепланированном состоянии.

    Однако рассмотрение таких дел должно производиться в порядке искового производства, а не в порядке особого производства путем установления юридического факта, поскольку возникает спор о праве заявителя на жилое помещение в существующем состоянии. Заявления, поданные в порядке особого производства, оставляются судом без рассмотрения на основании ч. 3 ст. 263 Гражданского процессуального кодекса РФ.

    Многие судьи считают, что иск о сохранении помещения в перепланированном (переустроенном) состоянии нужно подавать только тогда, когда орган, осуществляющий согласование, отказал в удовлетворении заявления об оформлении документации по результатам перепланировки (переоборудования) или оставил без ответа заявление в течение 45 дней (ч. 4 ст. 26 ЖК РФ).

    Однако массовая судебная практика идет по пути рассмотрения исков, поданных без предварительного обращения заявителя в орган, осуществляющий согласование, с таким заявлением. С практикой рассмотрения судом подобных исков вряд ли можно согласиться, поскольку в указанных случаях суды, по сути, подменяют органы местного самоуправления, осуществляя их полномочия по согласованию.

    Только после отказа в согласовании самовольных переоборудовании можно говорить о нарушенном или оспариваемом праве лица на сохранение жилого помещения в существующем состоянии, что позволяет этому лицу прибегнуть к судебной защите.

    Часть 2 ст. 29 ЖК РФ устанавливает, что самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

    Привлечение к административной ответственности можно отнести к административно-правовым последствиям самовольного переустройства и(или) перепланировки.

    Так, согласно ст. 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ)2Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ//СЗ РФ. 2002. № 1 (ч. 1).Ст. 1. порча жилых домов, жилых помещений, а равно порча их оборудования, самовольные переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений либо использование их не по назначению влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1000 до 1500 руб. Самовольная перепланировка жилых помещений в многоквартирных домах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.

    К административной ответственности собственника или нанимателя жилого помещения согласно ст.

    23.55 КоАП РФ могут привлекать главные государственные жилищные инспекторы субъектов Российской Федерации, их заместители, а также главные государственные жилищные инспекторы субъектов Российской Федерации по городам, районам, их заместители. Государственная жилищная инспекция уполномочена рассматривать данные факты правонарушений и принимать решение о возможности привлечения виновного к административной ответственности.

    Следует отметить, что привлечение лица, осуществившего самовольную перепланировку и (или) переустройство, к административной ответственности не означает, что гражданско-правовые последствия для него не наступят. Обе группы последствий применяются одновременно.

    Коммерческая недвижимость от собственников! Аренда и продажа. Управление недвижимостью. Продажа квартир. Коттеджи и таунхаусы.

    Жилищный кодекс Российской Федерации

    Статья 29  ЖК РФ — Последствия самовольного перееустройства и (или) самовольной перепланировки жилого помещения.

    1. Самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса.
    2. Самовольно переустроившее и (или) перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность.

    3. Собственник жилого помещения, которое было самовольно  переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.

    4. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.

    5. Если соответствующее жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный в части 3 настоящей статьи срок в установленном органом, осуществляющим согласование, порядке, суд по иску этого органа при условии непринятия решения, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, принимает решение:

    1) в отношении собственника о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от  продажи такого жилого помещения средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения с возложением на нового собственника такого жилого помещения обязанности по приведению его в прежнее состояние;
    2) в отношении нанимателя такого жилого помещения по договору  социального найма о расторжении данного договора с возложением на собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по указанному договору, обязанности по приведению такого жилого помещения в прежнее состояние.

    6. Орган, осуществляющий согласование, для нового собственника жилого помещения, которое не было приведено в прежнее состояние в установленном частью 3 настоящей статьи порядке, или для собственника такого жилого помещения, являвшегося наймодателем по  расторгнутому в установленном частью 5 настоящей статьи порядке договору, устанавливает новый срок для приведения такого жилого помещения в прежнее состояние. Если такое жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние в указанный срок и в порядке, ранее установленном органом, осуществляющим согласование, такое жилое помещение подлежит продаже с публичных торгов в установленном частью 5 настоящей статьи порядке.

    Комментарий к статье 29 ЖК РФ 

    1. Комментируемая статья устанавливает последствия самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Самовольными согласно ч. 1 являются работы, проведенные при отсутствии предусмотренных ст. 26 ЖК РФ оснований или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки.

    2.

    Переустройство и перепланировка жилого помещения

    Последствием самовольного переустройства и (или) перепланировки ст. 29 называет расторжение договора социального найма жилого помещения. Что касается собственников жилья, то в комментируемой статье речь фактически идет о принудительном изъятии жилья (продаже его с публичных торгов). Однако ст. 235 ГК РФ, которая содержит исчерпывающий перечень случаев принудительного изъятия жилья, такого случая не предусматривает (о принудительном изъятии см. п. 5 комментария к рассматриваемой статье).

    3. Собственник или наниматель жилого помещения обязан привести жилье, самовольно переустроенное или перепланированное, в прежнее состояние в установленный (разумный) срок. Если это требование не выполнено, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о расторжении договора социального найма (в отношении нанимателя), о принудительном изъятии жилья (в отношении собственника), что предусматривается ч. 3 и 5 комментируемой статьи.Положения о принудительном изъятии жилья в установленных случаях применяются и к новому собственнику жилого помещения (ставшему собственником в связи с приобретением жилья на публичных торгах — п. 1 ч. 5), а также к собственнику, являвшемуся наймодателем по расторгнутому в соответствии с ч. 5 ст. 29 договору.

    4. Следует отметить, что законодатель не устанавливает последствий расторжения договора социального найма в случае самовольного переустройства и (или) перепланировки. Видимо, такие работы следует расценивать как определенное нарушение прав и законных интересов граждан или повреждение жилого помещения до состояния, представляющее угрозу жизни или здоровью граждан (поскольку судом не принято решение о сохранении этого жилого помещения в перестроенном и (или) перепланированном состоянии — см. ч. 4 ст. 29). Таким образом, в данном случае допустимо применять положение ст. 83 ЖК РФ и, как следствие, выселение без предоставления другого жилья (ст. 91 ЖК РФ).
    Согласно ч. 4 ст. 29 суд может сохранить жилье в переустроенном состоянии, если права и законные интересы граждан не нарушены, угрозы их жизни и здоровью нет.

    5. Нормы комментируемой статьи сформулированы с привлечением правил ст. 293 ГК РФ.
    Статья 293 ГК РФ предусматривает принудительное изъятие жилого помещения, если оно используется не по назначению, если нарушаются права и интересы соседей, в случае бесхозяйственного обращения с жильем, что приводит к его разрушению (перечень является закрытым и, как видим, случаев переустройства и перепланировки не содержит). При этом ст. 293 ГК РФ содержится в перечне случаев принудительного изъятия у собственника имущества, установленном ст. 235 ГК РФ. Перечень таких случаев тоже является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.Вопрос о применении ст. 293 ГК РФ было бы возможным рассматривать в случаях переустройства жилья, если в связи с этим нарушены права и интересы соседей либо если переустройство можно охарактеризовать как разрушение жилья в связи с бесхозяйственным обращением (см. ст. 293 ГК РФ). Положений такого характера гл. 4 ЖК РФ не содержит.
    Таким образом, реализация п. 1 ч. 5 ст. 29 возможна при условии внесения изменений в ст. 293 ГК РФ или в ст. 235 ГК РФ, согласно которым принудительное изъятие жилья допускалось бы и в случае его самовольного переустройства.Решение о принудительном изъятии жилья принимается только судом, если, например, происходит разрушение жилья, причиной которого явилось его переустройство. И, конечно, в данном случае неважно, было ли оно самовольным либо произведено с соблюдением необходимых формальностей.
    Fitness Poisk — фитнес клубы, тренажерные залы, боевые искуства
    Таким образом, само по себе самовольное переустройство не может служить основанием для принудительного изъятия у собственника его жилого помещения.

    6. Аналогичные претензии следует адресовать положениям ч. 6 комментируемой статьи, тем более в отношении нового собственника жилого помещения.

    В данном случае правила ст. 293 ГК РФ не должны бы применяться, поскольку действие (бездействие) нового собственника никоим образом не связано с:
     — использованием жилья не по назначению;
     — нарушением прав и интересов соседей;
     — бесхозяйственным обращением с жильем.

    То же касается собственника — наймодателя жилого помещения.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *