Ст 357 ТК РФ с комментариями

СТ 357 ТК РФ.

Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:

  • в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;
  • запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
  • изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;
  • расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;
  • предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;
  • абзац седьмой утратил силу;
  • направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;
  • выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;
  • абзац одиннадцатый утратил силу;
  • абзац двенадцатый утратил силу;
  • составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;
  • предъявлять организации, проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;
  • принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со статьей 360.1 настоящего Кодекса.

В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную
инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа
по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением
исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение
суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового
законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права,
имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его
получения работодателем или его представителем.

Комментарий к Ст. 357 Трудового кодекса РФ

1. Для обеспечения исполнения инспекторами труда своих функций Конвенция N 81 МОТ «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (принята в г. Женеве 14 июля 1947 г.) предусматривает их права: беспрепятственно проходить без предварительного уведомления и в любое время суток на любое предприятие, охватываемое контролем инспекции; входить в дневное время во все здания, которые они имеют достаточные основания считать подпадающими под контроль инспекции; осуществлять любые проверки, контроль и расследования, которые они могут счесть необходимыми, чтобы удостовериться в том, что законодательство эффективно соблюдается, в частности наедине или в присутствии свидетелей задавать вопросы предпринимателю или персоналу предприятия по всем областям, относящимся к применению законодательных положений, требовать ознакомления с любыми книгами, реестрами или документами, ведение которых предписано законодательством по вопросам условий труда, в целях проверки их соответствия законодательным положениям и снятия с них копии или выписки отдельных мест.

2. Комментируемая статья устанавливает общий свод прав государственных инспекторов труда вне зависимости от специфики осуществляемой ими надзорной деятельности. В то же время следует иметь в виду, что в системе федеральной инспекции труда деятельность по проведению надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде осуществляют государственные правовые инспекторы труда и государственные инспекторы по охране труда. Государственные правовые инспекторы труда осуществляют надзор за соблюдением трудовых прав и свобод граждан, применением законодательства о труде и являются специалистами в области права. Государственные инспекторы по охране труда ведут надзор за соблюдением прав и свобод граждан, применением законодательства о труде в части обеспечения права на безопасные условия труда и имеют необходимые познания в технических вопросах.

3. Предписания, предъявленные государственным инспектором труда в адрес работодателя или его представителя об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, в том числе и не связанных с нарушением прав конкретного работника, о восстановлении нарушенных прав работников, о привлечении лиц, виновных в выявленных нарушениях, к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности, обязательны для исполнения. Об обжаловании предписаний государственных инспекторов труда см. ст. 361 ТК РФ и комментарий к ней.

Ответственность за неисполнение в установленный срок предписания государственного инспектора труда об устранении нарушений законодательства предусмотрена ст. 19.5 КоАП. Соответствующие дела об административных правонарушениях рассматриваются судами.

4. О расследовании и учете несчастных случаев на производстве см. ст. ст. 227 — 231 ТК РФ и комментарий к ним.

5. Рассматривать дела об административных правонарушениях и привлекать виновных лиц к административной ответственности вправе должностные лица, поименованные в ст. 23.12 КоАП.

Данные лица вправе составлять по делам об административных правонарушениях, рассматриваемых ими, протоколы об административных правонарушениях. Кроме того, должностные лица Федеральной службы по труду и занятости имеют право составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 2 ст. 5.27, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, ст. ст. 19.6, 19.7 КоАП (ст. 28.3 КоАП). Перечень лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержден Приказом Федеральной службы по труду и занятости от 10 апреля 2006 г. N 60.

6. Федеральная инспекция труда не осуществляет надзорную деятельность по вопросам, которые приняты к рассмотрению судом или по которым уже имеется решение суда, вне зависимости от вступления его в законную силу. В то же время принятие вопроса к рассмотрению КТС или возбуждение по нему коллективного трудового спора не препятствует проведению проверки соблюдения законодательства о труде, трудовых прав и свобод граждан. Однако в данном случае предписание выдается при наличии очевидного (т.е. не вызывающего сомнений) нарушения. Выданное в данном случае предписание об устранении нарушений законодательства о труде, иного нормативного правового акта, содержащего нормы трудового права, также подлежит обязательному исполнению и может быть обжаловано работодателем или его представителем в особом порядке: исключительно в суд в течение 10 дней с момента получения предписания. Обжалование данного предписания в порядке подчиненности не допускается.

Комментарий к статье 357

1. Государственные инспекторы труда (правовые, по охране труда) реализуют предоставленные им права в пределах компетенции соответствующего органа федеральной инспекции труда.

Статья 357 устанавливает основные права государственных инспекторов труда, позволяющие выявлять факты нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, работодателями и их представителями и фиксировать обстоятельства, способствующие правонарушениям.

В этих целях государственные инспекторы труда наделены правом беспрепятственно в любое время суток посещать инспектируемые организации всех организационно-правовых форм и форм собственности. На них распространяется право пропускного режима там, где оно установлено. Для прохода государственного инспектора на территорию проверяемой организации ему достаточно предъявить служебное удостоверение установленного образца.

Государственный инспектор труда имеет право на месте знакомиться с документами и материалами, чтобы получить необходимую информацию. При этом недопустимо уклонение работодателей и их представителей от предоставления документов под каким-либо предлогом, в т. ч. по мотивам содержания в них коммерческой или государственной тайны.

Работа с документами, содержащими коммерческую или государственную тайну, осуществляется в особом порядке, установленном законом.

Право на отнесение тех или иных сведений к информации, составляющей коммерческую тайну, и на определение перечня и состава такой информации принадлежит ее обладателю с учетом положений Закона о коммерческой тайне.

Не могут составлять коммерческую тайну сведения о численности, составе работников, системе оплаты труда, условиях труда, в т. ч. об охране труда, о показателях производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, и о наличии свободных рабочих мест; о задолженности работодателей по выплате заработной платы и по иным социальным выплатам; о нарушениях законодательства РФ и фактах привлечения к ответственности за совершение этих нарушений; о численности и об оплате труда работников некоммерческих организаций и об использовании в деятельности таких организаций безвозмездного труда граждан.

Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, в соответствии с указанным Законом имеет право устанавливать, изменять и отменять в письменной форме режим коммерческой тайны, разрешать или запрещать доступ к информации, составляющей коммерческую тайну, определять порядок и условия доступа к этой информации, требовать от государственных органов, которым представлена информация, составляющая коммерческую тайну, соблюдения обязанностей по охране ее конфиденциальности.

Государственные инспекторы труда не вправе — без согласия обладателя информации — разглашать или передавать другим лицам, органам государственной власти, иным государственным органам, органам местного самоуправления информацию, составляющую коммерческую тайну, ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей, за исключением специально предусмотренных случаев, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях. В случае нарушения конфиденциальности информации государственные инспекторы труда несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утв. Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1203 в ред. Указа Президента РФ от 11 февраля 2006 г. N 90 (СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892).

Порядок доступа к этим сведениям определяется Законом о государственной тайне. Согласно ст. 25 Закона организация доступа государственного инспектора труда к сведениям, составляющим государственную тайну, возлагается на руководителя соответствующего органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, а также их структурные подразделения по защите государственной тайны. Порядок доступа государственного инспектора труда к этим сведениям устанавливается нормативными документами, утверждаемыми Правительством РФ.

Руководители органов государственной власти, предприятий, учреждений, организаций обязаны создать для государственного инспектора труда такие условия, при которых он знакомится только с теми сведениями, составляющими государственную тайну, и только в тех объемах, которые необходимы ему для выполнения его должностных (функциональных) обязанностей.

Государственный инспектор труда вправе знакомиться со всеми документами, которые могут содержать информацию о нарушении трудовых прав работников. В их число входят: приказы и распоряжения, статистическая отчетность, акты проверок работы подведомственных организаций, материалы о вскрытых контролирующими органами нарушениях законов и их причинах, письма, жалобы и предложения граждан по вопросам, относящимся к компетенции проверяемого органа, и др. В случае необходимости государственный инспектор труда вправе обратиться с просьбой об изготовлении для него копий отдельных документов.

2. В целях наиболее полной проверки государственные инспекторы труда направляют контролируемым органам соответствующие письма (запросы) с конкретным указанием необходимых для представления материалов.

Недопустим отказ работодателей (их представителей) предоставить необходимую информацию на том основании, что она не может быть безвозмездной.

В отношении нарушителей правила ст. 357 о безвозмездности представления государственному инспектору труда необходимой информации он должен использовать все имеющиеся в его распоряжении средства воздействия.

3. Государственные инспекторы труда имеют право изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлением соответствующего акта. Таким правом они наделены в соответствии со ст. 12 Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» (1947) (Бюллетень Минтруда России. 1998. N 10).

4. Актом реагирования государственного инспектора труда на нарушения, выявленные в ходе проверки, является предписание об устранении вскрытых правонарушений, их причин и способствующих им условий.

Предписание составляется в 2 экземплярах и оформляется в соответствии с требованиями, указанными в ст. 9 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей. Один экземпляр предписания с копиями приложений (протоколы проведенных исследований и экспертиз, объяснения работников) вручается работодателю или его представителю под расписку либо направляется по почте с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру предписания, остающемуся в деле проверяющего органа федеральной инспекции труда.

Содержащиеся в предписании рекомендации должны иметь правовую направленность и не касаться оперативно-хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Предложения об устранении факторов экономического, организационно-управленческого, технического, санитарно-гигиенического, медицинского характера, способствовавших правонарушениям в сфере труда, должны основываться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий.

В предписании допустима постановка вопроса о необходимости привлечения руководителей и иных должностных лиц организации к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от работы в установленном порядке (см. ст. 76 и коммент. к ней).

Выполнение предписаний государственных инспекторов труда является обязанностью работодателя, возложенной на него ст. 212 ТК (см. коммент. к ней).

5. Необходимо обратить внимание на то, что Федеральным законом от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации, а также признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации» (СЗ РФ. 2005. N 19. Ст. 1752) государственные инспекторы труда лишены права приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений. Этим Законом право приостанавливать деятельность организаций в административном порядке предоставлено судьям.

6. Следует отметить, что Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, наделив государственных инспекторов труда правом выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда, привел абз. 9 ст. 357 в соответствие со ст. 76 ТК, которая обязывает работодателя отстранять от работы работников, не прошедших в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.

Обязанность проходить обучение по охране труда и проверку знаний требований охраны труда в порядке, определяемом Правительством РФ, возложена на всех работников организаций, включая руководителей, ст. 225 (см. коммент. к ней).

7. Государственные инспекторы труда наделены правом составлять протоколы и рассматривать дела о нарушении руководителями и другими должностными лицами организаций трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Административная ответственность указанных лиц выражается в наложении денежного штрафа в размерах, установленных КоАП (см. коммент. к п. п. 5, 6 ст. 362).

В тех случаях, когда действия работодателя и его представителей содержат признаки деяния, наказуемого в уголовном порядке, государственные инспекторы труда могут направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности.

Им предоставлено также право предъявлять в суд иски о защите трудовых прав работников, выступать в суде в качестве экспертов по искам о возмещении вреда, причиненного здоровью работников, и др.

Если в государственную инспекцию труда обратится профсоюзный орган или сам работник либо иной гражданин, защищающий интересы и права работника, по вопросу, который рассматривает соответствующий орган по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (кроме исков, принятых судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда (если он выявит очевидное нарушение трудового законодательства) вправе выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению.

Данное предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение 10 дней с момента его получения работодателем или его представителем.

19.10.2009

Организациям при осуществлении бизнеса предоставлена свобода действий. Ведь согласно нормам Гражданского кодекса предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность. Однако такая самостоятельность не означает, что организация вправе не соблюдать или игнорировать нормы действующего законодательства. Деятельность нарушителей установленного порядка подлежит принудительному приостановлению. Кроме того, организация может временно прекратить коммерческую деятельность и по решению собственного руководителя или учредителя.

Предпринимательская деятельность — это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ)

Принудительное приостановление деятельности компании

Видами принудительного приостановления деятельности организации могут быть административное приостановление деятельности и временный запрет деятельности.

Административное приостановление деятельности

Административное наказание — это установленная государством мера ответственности за совершение административного правонарушения, которая применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ).

В соответствии со статьей 3.2 КоАП РФ административное приостановление деятельности является видом административного наказания за совершение административных правонарушений. Назначать его вправе только суд.

Согласно пункту 1 статьи 30.12 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может обжаловать вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении. Принятие положительного решения по жалобе дает юридическому лицу право на возмещение причиненного вреда

В статье 3.12 КоАП РФ указано, что административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении:

  • деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков
  • эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений
  • осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Максимальный срок, на который может быть установлено административное приостановление деятельности, составляет 90 суток (ч. 2 ст. 3.12 КоАП РФ).

Административное приостановление деятельности применяется при угрозе:

  • жизни или здоровью людей
  • возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами
  • наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы
  • причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды

Кроме того, деятельность организации может быть приостановлена в случае совершения административного правонарушения в области:

  • оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров
  • противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма
  • установленных в соответствии с федеральным законом в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных организаций ограничений на осуществление отдельных видов деятельности
  • правил привлечения иностранных граждан и лиц без гражданства к трудовой деятельности, осуществляемой на торговых объектах (в том числе в торговых комплексах)
  • порядка управления
  • общественного порядка и общественной безопасности
  • градостроительной деятельности

Постановление о временном прекращении деятельности организации выносится судьями районных судов на основании протоколов об административных правонарушениях, составленных уполномоченным должностным лицом в соответствии с нормами статьи 28.3 КоАП РФ (ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). Постановление судьи исполняется судебным приставом-исполнителем немедленно после его принятия (ч. 1 ст. 32.12 КоАП РФ). Судебные приставы действуют в присутствии понятых, а при необходимости — при содействии сотрудников органов внутренних дел (ст. 109 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»). По окончании исполнения постановления приставы составляют акт.

Из части 2 статьи 29.10 КоАП РФ следует, что судебный пристависполнитель не должен самостоятельно определять мероприятия, обеспечивающие исполнение судебного постановления. Их назначает суд В соответствии с частью 2 статьи 32.12 КоАП РФ при административном приостановлении деятельности могут производиться следующие действия:

  • опечатывание помещений, мест хранения товаров и иных материальных ценностей, касс
  • наложение пломб
  • иные действия, обеспечивающие исполнение административного приостановления деятельности

При административном приостановлении деятельности не допускается применение мер, которые могут повлечь необратимые последствия для производственного процесса, а также для функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения.

Проведение мероприятий судебным приставом-исполнителем не означает, что организация не может ничего предпринять. Ей следует приложить все усилия для исправления допущенных нарушений. Ведь срок, на который можно приостановить деятельность компании, достаточно велик — 90 суток. Поэтому ее руководителю необходимо издать соответствующие организационно-распорядительные документы, в которых указываются:

  • дата, с которой деятельность компании административно приостанавливается
  • мероприятия, направленные на исправление нарушений, и их сроки
  • лица, ответственные как за исполнение предусмотренных мер, так и за контроль над их выполнением

При издании приказа о приостановлении деятельности руководитель компании должен предусмотреть, чтобы все работники, которых касается этот приказ, были с ним ознакомлены. Поэтому в данном документе следует прописать обязанность руководителей подразделений довести информацию, содержащуюся в нем, до подчиненных.

Если компания своевременно выполнит работы по устранению обстоятельств, явившихся причиной для назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности, то у нее есть возможность досрочно возобновить деятельность. Для этого организации нужно подать в суд ходатайство, на основании которого он может прекратить исполнение наказания (ч. 3 ст. 3.12 КоАП РФ). При этом суд обязан запросить заключение должностного лица, составившего протокол об административном правонарушении, об устранении или неустранении названных обстоятельств. Заключение дается в письменной форме. В нем указываются факты, свидетельствующие об устранении или о неустранении нарушителем обстоятельств, послуживших основанием для назначения административного наказания в виде приостановления деятельности. Заключение не является обязательным для судьи и анализируется в порядке, установленном в статье 26.11 КоАП РФ. Несогласие судьи с заключением должно быть мотивированно.

Судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу (ст. 26.11 КоАП РФ) После исследования представленных документов судья выносит постановление о прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности или об отказе в удовлетворении ходатайства (ч. 4 ст. 32.12 КоАП РФ).

Дата возобновления деятельности компании, ее филиала, представительства, структурного подразделения, производственного участка указывается в постановлении о досрочном прекращении исполнения административного наказания в виде административного приостановления деятельности. В данном постановлении также указывается дата возобновления эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Приставы контролируют исполнение нарушителем судебного постановления об административном наказании. В случае возобновления компанией деятельности до окончания срока ее приостановления пристав вправе оштрафовать нарушителя.

По истечении срока приостановления деятельности судебный пристав-исполнитель обязан отменить меры по исполнению наказания и вынести постановление об окончании исполнительного производства. Если же срок административного наказания истек, а нарушения не устранены, то пристав не вправе продлевать срок наказания. В этом случае будет иметь место новое нарушение, о совершении которого вновь составляется протокол об административном правонарушении (п. 7 письма ВС РФ от 06.03.2006 № 1936-5/общ).

Обратите внимание

Если фирма не соблюдает нормы пожарной безопасности

Одной из распространенных причин административного приостановления деятельности компании является несоблюдение норм и правил пожарной безопасности (ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ). Ведь требование соблюдения указанных норм касается всех компаний и не имеет отраслевой принадлежности. В то время как, например, нарушение санитарно-эпидемиологических требований к организации питания населения относится к организациям общественного питания (ст. 6.6 КоАП РФ).

Кстати

О приостановлении операций по счетам

Вопрос о применении к нарушителю дополнительных мер по приостановлению операций по счетам решается при нарушении им законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Это следует из части 2 статьи 29.10 КоАП РФ. Поэтому у организации, деятельность которой административно приостановлена за нарушения, отличные от указанных нарушений, не приостанавливаются операции по счетам. Следовательно, она может оплачивать имущество, работы и услуги, необходимые для устранения нарушений.

Временный запрет деятельности

Судебное производство требует времени. Поэтому до того момента, когда будет вынесено судебное постановление о приостановлении деятельности, применяется особая мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении. А именно временный запрет деятельности (ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ).

Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение административного правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ) Эта мера заключается в кратковременном прекращении деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 1 ст. 27.16 КоАП РФ).

Временный запрет деятельности осуществляется должностным лицом, имеющим на это специальные полномочия в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ. При этом оформляется соответствующий протокол, который направляется в районный суд вместе с протоколом об административном правонарушении. Руководителю предприятия вручается копия протокола, на основании которой им издается соответствующий приказ об остановке деятельности.

Срок временного запрета деятельности не должен превышать пять суток (ч. 1 ст. 27.17 и ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ). Этот срок исчисляется не с момента составления протокола, а с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг (ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ). При этом срок временного запрета деятельности засчи тывается в срок административного приостановления деятельности (ч. 5 ст. 29.6 КоАП РФ).

Добровольное приостановление деятельности

Основаниями добровольного приостановления деятельности организации, как правило, являются технические, организационные, экономические причины, природные или климатические условия, чрезвычайные обстоятельства.

Добровольная приостановка деятельности (как и принудительная) может относиться или ко всей компании в целом, или к ее филиалу, представительству, структурному подразделению, производственному участку. Кроме того, может быть остановлена эксплуатация отдельных агрегатов, объектов, зданий или сооружений.

В любом случае вне зависимости от причины, послужившей основанием для приостановки деятельности, принцип документального оформления един — издание приказа (распоряжения) руководителем организации. В приказе необходимо указать причину, дату начала и окончания временного прекращения деятельности, перечень останавливаемых подразделений (участков, объектов, оборудования), а также лицо, ответственное за исполнение данного приказа (распоряжения).

Технические, организационные или экономические причины

Нередко временная остановка деятельности организации необходима для перепрофилирования бизнеса, технического перевооружения, реконструкции или модернизации оборудования. Деятельность может быть приостановлена и по причинам экономического характера — из-за снижения спроса на продукцию компании или вследствие срыва поставок сырья, оборудования и др.

Как уже отмечалось, при добровольном приостановлении деятельности организации ее руководитель обязан издать соответствующий приказ (распоряжение). Но еще до его оформления в компании должны быть проведены определенные подготовительные работы.

Так, если временное прекращение деятельности происходит по техническим причинам, то сначала разрабатывается проектная документация, утверждаются сметы, устанавливаются сроки начала и окончания мероприятий по техническому перевооружению (модернизации) оборудования, зданий и сооружений. В аналогичном порядке производится и оформляется временная остановка деятельности по организационным причинам.

Если компания приостанавливает деятельность по причинам экономического характера, например из-за снижения спроса на продукцию (работы, услуги), то распорядительный документ издается на основании служебной записки руководителя коммерческого отдела или другого соответствующего подразделения. К служебной записке целесообразно приложить справку из бухгалтерии и отчет службы маркетинга об анализе рынков сбыта.

Если указанный в приказе срок приостановления деятельности истек, а функционирование компании не может быть восстановлено, то для корректировки конечной даты следует издать новый приказ. В таком же порядке оформляется и решение о сокращении периода приостановления деятельности организации.

Сезонный характер работ

Сезонное производство — это производство, осуществление которого непосредственно связано с природными, климатическими условиями и со временем года. Данное понятие применяется в отношении организации и индивидуального предпринимателя, если в определенные налоговые периоды (квартал, полугодие) их производственная деятельность не осуществляется в силу природных и климатических условий (п. 2 ст. 11 НК РФ).

Перечень сезонных отраслей и видов деятельности, применяемый для целей налогообложения, утвержден постановлением Правительства РФ от 06.04.99 № 382

При сезонном характере работы компания полноценно осуществляет деятельность в течение определенного периода, когда позволяют климатические условия. В остальное время ее деятельность приостанавливается. Но это не означает, что организация закрывается. Она продолжает функционировать, проводя подготовку к новому сезону. В период подготовки у компании, как правило, отсутствует выручка. Чтобы открыть или закрыть сезон, достаточно приказа руководителя компании, в котором будут указаны соответствующие даты. При окончании сезонных работ распорядительный документ должен содержать указание о необходимости проведения подготовительных работ к следующему сезону.

Отметим, что наступление сезонных работ требует привлечения дополнительных трудовых ресурсов. При заключении трудовых договоров с сезонными работниками кадровики будут ориентироваться на даты, указанные в приказе, и в соответствии с ним указывать эти даты в договорах, заключаемых с работниками.

Справка

Приостановление лицензии

Некоторые виды предпринимательской деятельности подлежат обязательному лицензированию. Приостановление лицензии приводит к приостановлению лицензируемого вида деятельности, но не всей компании в целом. При этом приостановление лицензии не является административным наказанием, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности, при осуществлении которой могут затрагиваться конституционные права и свободы, а также права и законные интересы других лиц (п. 20 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10)

Чрезвычайные обстоятельства

Деятельность компании может быть приостановлена и вследствие обстоятельств непреодолимой силы. К ним относятся стихийные бедствия, аварии, несчастные случаи на производстве, эпидемии и другие непредотвратимые в данных условиях обстоятельства, когда ставятся под угрозу жизнь или нормальные условия жизни населения.

Временное прекращение деятельности компании в названных случаях также осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя, в котором указываются сроки приостановления. Кроме того, согласно отдельному распоряжению создается комиссия, в обязанности которой входит выяснение причин бедствия, координация проведения необходимых мероприятий, а также контроль за их исполнением. Можно обязать комиссию оформлять соответствующие акты, в которых будут отражены и результаты выяснения причин простоя, и комплекс выработанных мероприятий для ликвидации его последствий. Форма подобного акта законодательством не регламентирована, поэтому он составляется в произвольной форме.

Урегулирование трудовых отношений с работниками при простое

О предстоящем приостановлении деятельности (простое) по причинам, связанным с проводимыми изменениями организационных или технологических условий труда, и об изменении в связи с этим условий, предусмотренных в трудовых договорах, работодатель обязан уведомить каждого сотрудника организации (структурного подразделения, эксплуатируемого объекта) персонально. Сделать это нужно в письменной форме не позднее чем за два месяца. Основание — статья 74 Трудового кодекса.

Определенные сторонами условия трудового договора могут быть изменены в некоторых случаях по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника

Перевод работника на другую работу

Если работник не согласен работать в новых организационных и технологических условиях, то работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся работу, которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При отсутствии такой работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с пунктом 7 статьи 77 ТК РФ.

На срок до одного года работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя по соглашению сторон, заключаемому в письменной форме (ст. 72.2 ТК РФ).

На срок до одного месяца работник может быть переведен без его согласия на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя в случаях простоя (приостановки деятельности по причинам экономического, технологического или организационного характера) и необходимости предотвращения уничтожения или порчи имущества, замещения временно отсутствующего работника, если простой и необходимость предотвращения уничтожения или порчи имущества либо замещения временно отсутствующего работника вызваны определенными чрезвычайными обстоятельствами.

При необходимости работники предприятия могут быть привлечены к ликвидации последствий чрезвычайных обстоятельств. В этом случае согласия работника на перевод на другую работу также не требуется. Но не стоит забывать, что длительность такого перевода не может превышать одного месяца (ст. 72.2 ТК РФ).

Обязан ли работник во время простоя находиться на рабочем месте

Место нахождения работника во время простоя законодательством не определено. Поэтому работодатель вправе самостоятельно установить, должен работник в период простоя находиться на рабочем месте или нет.

При отсутствии сотрудников на рабочих местах во время простоя работодателю не надо осуществлять расходы, связанные с их содержанием, в частности оплачивать электроэнергию, услуги связи и т. п. В случае административного приостановления деятельности с опечатыванием производственных и служебных помещений у сотрудника просто нет возможности попасть на свое рабочее место. Поэтому в интересах обеих сторон трудового договора разрешить работникам не присутствовать на рабочих местах во время простоя.

Информацию о том, что сотрудники не обязаны во время простоя находиться на рабочих местах, следует отразить в приказе. При этом все работники должны быть ознакомлены с этим приказом.

Статья опубликована в журнале «Российский налоговый курьер», 2009 г., № 20.

Специалисты компании «Финансовый Контроль и Аудит» оказывают аудиторские консультации по всем вопросам бухгалтерского и налогового учета, в том числе по оптимизации налогообложения, и по вопросам регистрации фирм.

Будем рады сотрудничеству с Вами по любым направлениям наших услуг!

Задачи и практические задания

1.Директор школы решила избавиться от первичной профсоюзной организации. С этой целью она по одному вызывала к себе в кабинет учителей и дру­гих работников и предлагала на выбор написать любое из двух заявлений: на выход из профсоюза либо об увольне­нии по собственному желанию. Учитель истории Василь­ева решила обратиться в суд за защитой своих прав.

Руководствуясь законом, ответьте на вопрос: на нару­шение каких принципов трудового права директором шко­лы она может указать в своем заявлении в суд?

2. Статья 113 ТК РФ не содержит норм, ограничиваю­щих количество случаев привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни за определен­ный период, и продолжительность времени работы в эти дни. Это позволяет недобросовестным работодателям ре­гулярно привлекать работников к работе в выходные и праз­дничные дни в течение нескольких месяцев подряд. Общероссийский профсоюз решил выступить с законодательной инициативой о внесении в ст. 113 ТК РФ нормы об ограничении продолжительности указанно­го периода.

В качестве юриста назовите принципы тру­дового права, которые могут быть использованы профсо­юзом в обоснование своей инициативы, и ответьте, в ка­ких нормативных правовых актах они сформулированы?

3. Государственный инспектор труда прибыл на меха­нический завод для проведения инспекции. На общих со­браниях работников, созываемых в каждом цехе, он в при­сутствии директора завода и начальников цехов интересо­вался у работников: известны ли им случаи нарушения трудового законодательства? И всякий раз получал отри­цательный ответ. По результатам инспекции он составил отчет, в котором указал, что нарушений трудового законо­дательства на заводе не обнаружено.

Были ли нарушены принципы трудового права во вре­мя инспекции? Если да, то какие?

4. Работник предприятия Ефимов неоднократно шел на конфликт с директором, отстаивая свои права. Через некоторое время Ефимов подал заявление об увольнении по собственному желанию. Получив в последний день рабо­ты трудовую книжку, он увидел в ней запись об увольне­нии по подп. «б» п. 6 ст. 81 ТК РФ (появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного ток­сического опьянения). Начальник отдела кадров, к кото­рому он обратился, сказала, что это случайная ошибка, и исправила запись в трудовой книжке. Считая, что ошибка не случайна, Ефимов решил обратиться за защитой сво­их прав в суд. В исковом заявлении он указал, что в отно­шении его нарушены основные принципы трудового права.

О каких принципах может идти речь в данном случае? В каких нормативных правовых актах они сформулированы?

5. Инженер Игнатов обратил внимание на то, что ре­гулярно получает премиальные в меньшем размере, чем другие сотрудники, выполняющие аналогичную работу. Связав этот факт со своей активной деятельностью в каче­стве члена профсоюзного комитета, он обратился в КТС.

На нарушение каких принципов права может сослать­ся Игнатовв в своем заявлении в комиссию? Ответ аргу­ментируйте.

6. . Государственный инспектор труда Гаврилов при рас­смотрении жалоб работников АО «Прибор» на на­рушение их трудовых прав всегда поддерживал работода­теля. Впоследствии выяснилось, что Гаврилов является близким родственником директора завода. Председатель профкома решил направить в государственную инспекцию труда письменную жалобу с предложением отстранить Гаврилова от инспектирования завода.

На нарушение каких принципов трудового права мог сослаться в жалобе председатель профкома?

7. Член комитета по охране труда АО «Моторострои­тель» Давыдов неоднократно обращал внимание началь­ника цеха на грубые нарушения правил охраны труда в цехе и требовал их своевременного устранения. В ответ на это на общем собрании работников начальник цеха назвал Давывова лодырем, который, вместо того чтобы работать, занимается «вынюхиванием» нарушений. Работник решил обратиться за защитой своих прав в суд.

Какие принципы права, по мнению Давыдов, мог нарушить начальник цеха? В каких нормативных актах они содержатся?

Контрольные вопросы

1. Понятие и классификация принципов трудового права.

2. Межотраслевые принципы правового регулирования труда.

3. Принципы государственной политики в области правового регулирования рынка труда и обеспечения эффективной занятости населения.

4. Принципы социального партнерства в сфере труда.

5. Принципы, определяющие установление условий руда.

6. Принципы, определяющие применение труда работ-1иков.

7. Принципы охраны труда и защиты трудовых прав работников.

ТЕМА 4.

СУБЪЕКТЫ ТРУДОВОГО ПРАВА.

ТЕМА 5.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *