Ст 51 градостроительного кодекса

Как продлить разрешение на строительство?

автор статьи
Адвокат Пантюшов Олег Викторович

Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных этим Кодексом.

В части 2 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.

В силу пункта 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под объектом капитального строительства понимаются здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицами, осуществляющими строительство, могут являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 2 статьи 52 этого Кодекса.

В абзаце 2 пункта 6 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что субъектами ответственности за административное правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 9.5 КоАП РФ, могут являться застройщик (заказчик по договору строительного подряда), поскольку в силу статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации на нем лежит обязанность по получению разрешения на строительство, а также иные лица, осуществляющие соответствующие работы, например, подрядчик или субподрядчик, так как они обязаны удостовериться в том, что застройщик, привлекая их к осуществлению работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, обладает соответствующим разрешением на строительство.

При этом согласно части 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство выдается на весь срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства, за исключением случаев, если такое разрешение выдается в соответствии с частью 12 настоящей статьи.

С учетом изложенного законодательством установлен срочный характер разрешения на строительство, что обусловлено, в частности, необходимостью административного контроля за ведением застройщиком строительства.

Кроме того, из системного толкования положений частей 19, 20 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что при рассмотрении заявления о продлении срока действия разрешения на строительство соответствующий уполномоченный орган должен одновременно решить вопрос, в частности, о сроке продления такого разрешения.

При этом документальное обоснование такого срока должен представить заявитель.

Согласно части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации.

С учетом изложенного один лишь факт окончания строительства за пределами выданного разрешения без продления его срока не может являться основанием для отказа во вводе объекта в эксплуатацию. При этом окончание работ по истечении срока действия выданного разрешения на строительство, не указано в перечне оснований для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, установленных статьей 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

Продление срока разрешения на строительство

Все статьи Продление разрешения на строительство: обзор судебной практики (Попов Р.)

Вопрос о продлении разрешения на строительство довольно часто становится предметом судебных разбирательств между застройщиками и органами местного самоуправления. Причина этого кроется в несовершенстве законодательной регламентации процедуры, которая в силу диспозитивности своих положений вносит путаницу в правоприменение.

Итак, в соответствии с ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации <1> срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.
———————————
<1> СЗ РФ. 03.01.2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.

Прежде всего необходимо понять, какое же правовое значение имеет несоблюдение застройщиком 60-дневного срока на подачу заявления о продлении разрешения на строительство. В судебной практике сформировался определенный подход к данному вопросу. Ярким примером является Постановление ФАС Московского округа от 28.11.2007 N КА-А41/11901-07 по делу N А41-К2-3411/07 <2>.
———————————
<2> Документ опубликован не был.

Общество с ограниченной ответственностью «Теплоинвест» (далее — ООО «Теплоинвест», общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации городского округа Балашиха Московской области (далее — администрация), выразившегося в непринятии решения о продлении срока действия разрешения на строительство. Также просило обязать продлить срок действия указанного разрешения.
Впоследствии общество частично уточнило заявленное требование и вместо признания незаконным бездействия администрации просило признать недействительным ее отказ в продлении срока действия вышеуказанного разрешения на строительство.
Арбитражный суд Московской области Решением от 01.06.2007 удовлетворил заявленные требования. Десятый арбитражный апелляционный суд Постановлением от 23.08.2007 оставил без изменения указанное судебное решение.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация подала кассационную жалобу, в которой просит их отменить как незаконные и необоснованные и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом сослалась на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам. В частности, указала на недоказанность факта нарушения оспариваемым по делу отказом прав и законных интересов общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, правомерность действий администрации, основанных на отсутствии у ООО «Теплоинвест» предыдущего разрешения на строительство, а также на непредставление при обращении за продлением разрешения материалов государственной экспертизы проекта строительства.
Как установлено судами двух инстанций, в целях реализации заключенного 31.08.2001 между администрацией Балашихинского района Московской области, ОАО «345 механический завод» и ООО «Теплоинвест» договора на реализацию инвестиционного проекта на проектирование и строительство жилого дома, Глава Балашихинского района издал Постановление, разрешающее ООО «Теплоинвест» осуществить работы по проектированию и строительству.
31.03.2005 главный архитектор Балашихинского района выдал обществу разрешение на строительство сроком действия один год со дня регистрации в Управлении архитектуры и градостроительства администрации Балашихинского района. Это разрешение было утверждено главой Балашихинского района.
Срок действия указанного разрешения был продлен Управлением архитектуры и градостроительства администрации Балашихинского района до 31.03.2007.
22.01.2007 ООО «Теплоинвест» обратилось в администрацию с заявлением о продлении разрешения на строительство до 31.12.2007. Администрация отказала обществу в продлении разрешения на строительство спорного жилого дома, указав на подачу заявления о продлении срока действия разрешения по истечении установленного ГрК РФ 60-дневного срока. При этом указала, что срок действия разрешения на строительство истек 31.03.2006 <3>. Общество оспорило данный отказ в судебном порядке.
———————————
<3> В материалах дела имеется нестыковка по заявляемым срокам действия разрешения на строительство, указанным в письме и в решении о продлении.

Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций установили, что 10.03.2006 разрешение на строительство было продлено до 31.03.2007. С заявлением о продлении срока действия разрешения общество обратилось 22.01.2007, т.е. в сроки, установленные законом. Также суды указали, что по смыслу ч. 20 ст. 51 ГрК РФ безусловным основанием для отказа в продлении разрешения является только отсутствие действий по началу строительства.
С учетом того что пропуск заявителем срока обращения за продлением разрешения на строительство, установленного вышеназванной нормой Градостроительного кодекса Российской Федерации, явился единственным основанием для отказа в продлении разрешения, суды сделали правильный вывод о незаконности подобного отказа. Таким образом, судебные акты были оставлены без изменения.
В данном споре интерес представляет именно непосредственное указание судами на тот факт, что безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство является не начатое до окончания срока действия разрешения строительство или капитальный ремонт, т.е. указанный срок подачи заявления фактически носит организационный характер. Подобная позиция изложена и в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 23 июня 2010 г. по делу N А46-1420/2010 <4>.
———————————
<4> Документ опубликован не был.

В контексте проблемы о последствиях пропуска срока интерес представляет ситуация, при которой поданное с нарушением срока заявление о продлении разрешения на строительство не было органом местного самоуправления рассмотрено или на него не поступил ответ. В Постановлении Десятого арбитражного апелляционного суда от 08.12.2009 по делу N А41-9548/09 сделан вывод о том, что пропуск заявителем срока не влияет на обязанность уполномоченного органа представить ответ на обращение.
На практике вопросы также вызывает возможность отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине непредставления полного пакета документов, представление которых обязательно по действующему законодательству.
Общество с ограниченной ответственностью «Бизнес-Строй» (далее по тексту — ООО «Бизнес-Строй», общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления архитектурно-строительной инспекции мэрии г. Новосибирска (далее по тексту — инспекция) и мэрии г. Новосибирска (далее — мэрия) в продлении срока действия разрешения на строительство и обязании Инспекции продлить разрешение.
Решением от 13.11.2010 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2011, заявленные обществом требования удовлетворены.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований. Податель жалобы считает, что судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам по делу; неправильно применены нормы материального права. Вывод судов об отсутствии у уполномоченного органа оснований для отказа в продлении срока разрешения является необоснованным и противоречит законодательству.
Из материалов дела следует, что общество 07.09.2010 обратилось в инспекцию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство. Письмом инспекции от 16.09.2010 обществу было отказано в продлении разрешения на строительство в связи с необходимостью представления документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом откорректированной проектной документации. Считая отказ необоснованным, ООО «Бизнес-Строй» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании отказа незаконным.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, арбитражный суд первой и апелляционной инстанций исходил из того, что у инспекции отсутствовали правовые основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство. Кассационная инстанция с указанными доводами согласилась (см. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2011 по делу N А45-18188/2010) <5>.
———————————
<5> Документ опубликован не был.

Практика показывает, что даже отступление от проектной документации не может стать основанием для отказа в продлении разрешения на строительство. Такая позиция отражена в Постановлении ФАС Дальневосточного округа от 26.07.2011 N Ф03-3441/2011 по делу N А51-19347/2010 <6>.
———————————
<6> Документ опубликован не был.

Общество с ограниченной ответственностью «Регион-1» (далее — ООО «Регион-1», общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным решения администрации г. Владивостока об отказе в продлении разрешения на строительство.
Решением суда от 30.03.2011, оставленным без изменения Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 31.05.2011, заявленное требование удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с принятыми судебными актами, администрация обратилась в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе обществу в удовлетворении заявленного требования. Ссылаясь на ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее — ГрК РФ), указывает, что, поскольку в рассматриваемом случае обществом была предоставлена проектная документация с одними материалами, а строительство ведется на основании иной проектной документации, разработанной другой организацией, отказ в продлении разрешения на строительство является правомерным.
Как следует из материалов дела, 30.10.2003 между администрацией и обществом с ограниченной ответственностью «Вертикаль-ДВ» (далее — ООО «Вертикаль-ДВ») были заключены договоры аренды земельных участков сроком действия до 28.10.2028 для использования в целях строительства и дальнейшей эксплуатации культурно-развлекательного комплекса.
В результате оформления соглашений о передаче прав и обязанностей от 23.09.2005 права и обязанности на земельные участки по вышеуказанным договорам аренды перешли к ООО «Регион-1».
Возведение объекта начато на земельных участках, первоначально предоставленных ООО «Вертикаль-ДВ» для строительства и дальнейшей эксплуатации культурно-развлекательного комплекса на основании выданного Управлением архитектуры, градостроительства и госархстройнадзора администрации г. Владивостока разрешения.
Постановлением главы г. Владивостока вышеуказанное разрешение на строительство было отменено. Посчитав данные действия незаконными, общество обратилось в суд.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Приморского края от 30.03.2010 по делу N А51-11189/2008 постановление главы г. Владивостока «Об отмене разрешения на строительство» признано незаконным.
28.07.2010 ООО «Регион-1» обратилось в администрацию с заявлением о продлении разрешения на строительство на все виды строительно-монтажных работ на объекте сроком до 31.12.2012, однако получило отказ.
Считая, что отказ администрации в продлении разрешения на строительство является незаконным и нарушающим права и законные интересы, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суд указал, что в силу ч. 19 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Проанализировав установленные обстоятельства дела и дав оценку представленным сторонами доказательствам, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что к моменту обращения ООО «Регион-1» в администрацию с заявлением о продлении срока разрешения на строительство строительные работы на указанном в разрешении объекте начаты, данный факт не оспаривается администрацией, в связи с чем у администрации отсутствовали предусмотренные законом основания для отказа обществу в продлении срока разрешения на строительство спорного объекта. Отступление застройщика от проектной документации в силу ст. 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в выдаче застройщику разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, но не для отказа на продление разрешения на строительство (аналогичные выводы содержатся и в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 31.05.2011 по делу N А45-18188/2010).
Итак, ни пропуск 60-дневного срока, ни непредставление требуемых документов, ни даже отступление застройщика от проектной документации не признаются судами в качестве возможной причины отказа в продлении разрешения на строительство. Окончательную позицию по рассматриваемому вопросу высказал Высший Арбитражный Суд РФ в Определении от 02.12.2011 N ВАС-13296/11 по делу N А45-18188/2010 <7>, указав, что иных оснований для отказа в продлении разрешения, кроме как не начатое до конца срока действия разрешения строительство, ГрК РФ не содержит.
———————————
<7> Документ опубликован не был.

Анализ судебной практики дозволяет сделать вывод о причинах возникновения значительного количества судебных споров на практике. Наличие в законодательстве диспозитивной формулировки «может быть продлен» подразумевает возможность выбора вариантов поведения со стороны органов местного самоуправления при получении заявления на продление срока действия разрешения на строительство. Однако это понимание не соответствует духу закона, на что указывают арбитражные суды в многочисленных актах. Поэтому напрашивается вывод о необходимости внесения изменений в законодательство, а именно замены словосочетания «может быть продлен» непосредственным указанием на «продляется». Альтернативным вариантом является указание закрытого перечня случаев, в которых допускается отказ в продлении разрешения на строительство <8>.
———————————
<8> Правоприменительная практика исходит из наличия единственного такого случая, который прямо указан в законе (не начатое до истечения срока действия разрешения строительство). Поэтому наиболее перспективным представляется изменение законодательства в соответствии с первым из предложенных вариантов.

Литература

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации. Принят ГД ФС РФ 24.12.2004 // СЗ РФ. 03.01.2005. N 1 (ч. 1). Ст. 16.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят ГД ФС РФ 21.10.1994 // СЗ РФ.

Продление срока действия разрешения на строительство

05.12.1994. N 32. Ст. 3301.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

    Внести в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 1, ст. 16; 2006, N 1, ст. 21; N 52, ст. 5498; 2007, N 21, ст.

Разрешение на строительство: продление, отмена

2455; 2008, N 20, ст. 2251; N 30, ст. 3616; 2009, N 48, ст. 5711; 2010, N 48, ст. 6246; 2011, N 13, ст. 1688; Российская газета, 2011, 4 июля) следующие изменения:
    1) в статье 51:
    а) наименование изложить в следующей редакции:
    «Статья 51. Разрешение на строительство»;
    б) часть 4 изложить в следующей редакции:
    «4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.»;
    в) часть 5 изложить в следующей редакции:
    «5. Разрешение на строительство выдается в случае осуществления строительства, реконструкции:
    1) объекта капитального строительства на земельном участке, расположенном в границах особой экономической зоны, — федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на управление особыми экономическими зонами;
    2) объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением работ, связанных с пользованием участками недр, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых), — федеральным органом управления государственным фондом недр;
    3) объекта использования атомной энергии — уполномоченной организацией, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения;
    4) гидротехнических сооружений первого и второго классов, устанавливаемых в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений, аэропортов или иных объектов авиационной инфраструктуры, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, посольств, консульств и представительств Российской Федерации за рубежом, объектов обороны и безопасности, объектов космической инфраструктуры, объектов, обеспечивающих статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, объектов, сведения о которых составляют государственную тайну, линий связи при пересечении Государственной границы Российской Федерации, на приграничной территории Российской Федерации, объектов, строительство, реконструкцию которых планируется осуществить на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, исключительной экономической зоне Российской Федерации, — уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;
    5) объекта культурного наследия, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности такого объекта, — исполнительными органами государственной власти, осуществляющими функции в области охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;

Градостроительный кодекс Российской Федерации
Статья 51. Выдача разрешений на строительство

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

Продление разрешения на строительство: обзор судебной практики (Попов Р.)

Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

5. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

6. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

7. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 настоящего Кодекса; (В редакции Федерального закона от 18.12.2006 г. N 232-ФЗ)

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

8. К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

15. Выдача разрешения на строительство осуществляется уполномоченными на выдачу разрешения на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления без взимания платы. В течение трех дней со дня выдачи разрешения на строительство указанные органы направляют копию такого разрешения в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство объектов капитального строительства, указанных в части 3 статьи 54 настоящего Кодекса, или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление государственного строительного надзора, в случае, если выдано разрешение на строительство иных объектов капитального строительства. (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

16. Форма разрешения на строительство устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (В редакции Федерального закона от 23.07.2008 г. N 160-ФЗ)

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом; (В редакции Федерального закона от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ)

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

18. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, сведения о площади, о высоте и об этажности планируемого объекта капитального строительства, о сетях инженерно-технического обеспечения, один экземпляр копии результатов инженерных изысканий и по одному экземпляру копий разделов проектной документации, предусмотренных пунктами 2, 8-10 и 11-1 части 12 статьи 48 настоящего Кодекса, или один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности. (В редакции федеральных законов от 31.12.2005 г. N 210-ФЗ; от 23.11.2009 г. N 261-ФЗ)

19. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.

22. Порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, может определяться Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

23. Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.
 



Статья 1…4950515253…63

Скачать бесплатно Градостроительный кодекс Российской Федерации ФЗ 190 от 29.12.2004

Добавить комментарий к ст.51 Градостроительный кодекс РФ ФЗ 190 от 29.12.2004

Статья 51. Выдача разрешений на строительство

 

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

ст 51 Разрешение на строительство Градостроительный кодекс РФ 2018

Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

 

Часть 3 статьи 51 вводится в действие с 1 января 2010 года (статья 3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

 

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

4. Разрешение на строительство на земельном участке, не указанном в части 5 настоящей статьи, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.

5. Разрешение на строительство на земельном участке, на который не распространяется действие градостроительного регламента или для которого не устанавливается градостроительный регламент, выдается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.

6. Разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

7. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) материалы, содержащиеся в проектной документации:

а) пояснительная записка;

б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;

в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;

г) схемы, отображающие архитектурные решения;

д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;

е) проект организации строительства объекта капитального строительства;

ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;

4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса);

5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса);

6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.

8. К заявлению, указанному в части 7 настоящей статьи, может прилагаться положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации.

9. В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 — 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К указанному заявлению прилагаются следующие документы:

1) правоустанавливающие документы на земельный участок;

2) градостроительный план земельного участка;

3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства.

10. Не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.

11. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство:

1) проводят проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению;

2) проводят проверку соответствия проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;

3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.

12. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления по заявлению застройщика могут выдать разрешение на отдельные этапы строительства, реконструкции.

13. Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления могут отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

14. Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.

15. Выдача разрешения на строительство осуществляется без взимания платы.

16. Форма разрешения на строительство устанавливается Правительством Российской Федерации.

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, не нарушают права третьих лиц и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

18. Застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавшие разрешение на строительство, один экземпляр копий материалов инженерных изысканий, проектной документации для размещения в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности.

19. Разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. Разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на десять лет.

20. Срок действия разрешения на строительство может быть продлен федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за шестьдесят дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

21. Срок действия разрешения на строительство при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства сохраняется.

22. Порядок выдачи разрешений на строительство на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, может определяться Правительством Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

23. Выдача разрешений на строительство объектов капитального строительства, сведения о которых составляют государственную тайну, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *