Ст 88 НК РФ

16 Апр 2010 08:38

При рассмотрении вопроса о проведении камеральных проверок налогоплательщику нужно руководствоваться следующими статьями НК РФ: 88, 93, 93.1, 100, 101, 101.4.

На первом этапе камеральной проверки, проводимой по основаниям, перечисленным в п. 3 ст. 88 НК РФ, налоговый орган направляет налогоплательщику требование о представлении пояснений или внесении исправлений в налоговую декларацию (расчет). Налогоплательщик обязан в течение пяти дней ответить налоговому органу письменно, даже если ответ содержит информацию о неправомерности требования. Налоговики в связи с камеральной налоговой проверкой на основании письменного уведомления могут вызвать налогоплательщика для дачи пояснений непосредственно в налоговую инспекцию, но, повторимся, только в том случае, если в представленной налогоплательщиком декларации (расчете) обнаружены ошибки и имеются другие основания, указанные в п. 3 ст. 88 НК РФ. На данные обстоятельства обратили внимание судьи в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.11.2008 N 7307/08. Если налоговой инспекцией не заявлено о выявлении ошибок и противоречий в представленных налогоплательщиком сведениях, то в этом случае в силу п. 7 ст. 88 НК РФ отсутствуют основания для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов. Согласно указанному выше пункту ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не установлено данной статьей или если представление таких сведений и документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

В связи с вышесказанным налоговый орган не имеет права истребовать документы в рамках п. 3 ст. 88, а также пп. 4 п. 1 ст. 31, ст. ст. 146, 147, 148 гл. 21, гл. 25 НК РФ.

Истребование документов в рамках камеральной проверки может осуществляться налоговым органом на основании его решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которые проводятся в срок, установленный абз. 1 п. 6 ст. 101 НК РФ, после составления акта камеральной налоговой проверки (п. 5 ст. 88 НК РФ).

Основания для истребования документов

1. Применение налогоплательщиком налоговых льгот.

Действуя в рамках п. 6 ст. 88 НК РФ, налоговый орган может провести камеральную проверку в целях подтверждения обоснованности заявленных налоговых льгот в отношении:

— налогоплательщиков, применяющих льготы по земельному налогу, налогу на имущество, транспортному налогу (гл. 28, 30, 31 НК РФ);

— налогоплательщиков, применяющих льготы по НДС, и т.д.

Также отметим, что налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки не вправе истребовать документы в целях обоснования убытков, полученных организацией по итогам отчетного (налогового) периода.

2. Заявление в налоговой декларации по НДС права на возмещение налога (п. 8 ст. 88 НК РФ).

В данном случае налоговый орган вправе истребовать документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (например, счета-фактуры). А вот, например, документы по выплате заработной платы, должностные инструкции работников, расшифровка расходов, отраженных в декларации по форме 3-НДФЛ, никакого отношения к возмещению из бюджета НДС не имеют (Постановление ФАС ДО от 30.09.2009 N Ф03-5056/2009). Минфин придерживается позиции, что налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога, вправе истребовать любые документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов (Письмо от 11.01.2009 N 03-02-07/1-1).

В связи с этим отметим некоторые положительные сдвиги в отношении налогоплательщиков. С 01.01.2010 вступила в силу ст. 176.1 "Заявительный порядок возмещения налога" НК РФ. Новый заявительный порядок возмещения НДС, не снижая эффективности налогового контроля, должен поддержать развитие экономической активности налогоплательщиков. Законодатели не решились на сокращение сроков камеральной проверки, проводимой при проверке налоговой декларации, в которой заявлено право на возмещение НДС.

Но указанным порядком возмещения НДС смогут воспользоваться лишь крупные компании. При этом порядок и сроки проведения камеральной налоговой проверки представленной налоговой декларации не изменились. В случае вынесения налоговым органом решения об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению, возмещение НДС в заявительном порядке осуществляется в соответствии со ст. 176 НК РФ.

Более того, в Федеральном законе от 17.12.2009 N 318-ФЗ представлен более лояльный подход к формальным претензиям налоговиков к заполнению счетов-фактур, которые препятствовали принятию к вычету НДС из бюджета.

3. Проведение камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

4. Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля в ходе налоговой проверки (п. 6 ст. 101 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Формы уведомления о вызове налогоплательщика, требования о представлении документов (информации), поручения об истребовании документов (информации), решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля утверждены Приказом ФНС РФ от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах".

Истребование документов у контрагентов или иных лиц

Истребование документов (информации) в соответствии со ст. 93.1 НК РФ налоговый орган может осуществлять как в ходе налоговой проверки (камеральной или выездной), так и при проведении иных мероприятий налогового контроля.

Если истребование документов у контрагента или иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика, осуществляется в рамках иных мероприятий налогового контроля, как такового ограничения в части периода, за который могут быть истребованы документы, не установлено. В данном случае важно, чтобы лицо, которому был направлен запрос, проверило соответствие требования о представлении документов, направленного налоговым органом по месту учета вышеуказанного лица, копии поручения об истребовании документов (информации). Пунктом 2 Порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, утвержденного Приказом ФНС РФ от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее — Порядок взаимодействия), установлено, что форма поручения об истребовании документов должна содержать в том числе перечень истребуемых документов с указанием периода, к которому они относятся. В поручении обязательно должно быть отражено, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации). Если мероприятием налогового контроля является осуществляемая налоговым органом камеральная проверка, то мы опять возвращаемся к срокам проведения данного мероприятия, установленным п. 2 ст. 88, п. 6 ст. 101 НК РФ, которые никаким образом не меняются. При рассмотренных обстоятельствах позиция Минфина, изложенная в Письме от 23.11.2009 N 03-02-07/1-519, в отношении отсутствия ограничения в части периода, за который могут быть истребованы документы в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, неоднозначна.

Также отметим, что в суде поручение налогового органа об истребовании документов может быть признано недействительным, если последний нарушит порядок заполнения такого поручения, например если в нем не будет указан период проведения камеральной налоговой проверки (Постановление ФАС ДО от 30.09.2009 N Ф03-5056/2009).

Лицо, у которого истребуется информация вне рамок налоговой проверки, в соответствии с п. 2 ст. 93.1 НК РФ должно представить документы, которые относятся исключительно к конкретной сделке данного налогоплательщика. К сожалению, даже чиновники Минфина соглашаются с тем, что ст. 93.1 НК РФ и Порядок взаимодействия не содержат конкретного перечня документов, истребуемых налоговыми органами у контрагента или иных лиц, располагающих этими документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), а также документов о сделках (Письмо от 02.05.2007 N 03-02-07/1-209).

Права лица, у которого истребуются документы (информация)

Налогоплательщик имеет право участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 2 ст. 101 НК РФ). Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа обязан известить лицо, в отношении которого проводилась проверка, о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Нарушение правил об извещении налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки, в том числе с учетом результатов дополнительных мероприятий налогового контроля, является нарушением существенного условия процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки и влечет отмену вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении (об отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения в силу положений п. 14 ст. 101 НК РФ (Определение ВАС РФ от 15.12.2009 N ВАС-14940/09).

В Определении КС РФ от 12.07.2006 N 267-О судьи подчеркнули, что положения п. п.

Департамент общего аудита по вопросу правомерности требований налогового органа

3 и 4 ст. 88 и п. 1 ст. 101 НК РФ взаимосвязаны и предполагают, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, при обнаружении налоговых правонарушений обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа. Причем право налогоплательщика на представление своих возражений по правоприменительному акту возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить соответствующие объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, то есть еще до привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (Определение КС РФ от 03.10.2006 N 442-О).

При этом законодательной нормы, устанавливающей обязанность налогового органа извещать налогоплательщика о времени и месте вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, в положениях ст. 101 НК РФ не содержится. Действительно, день вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки может не совпадать с днем рассмотрения материалов налоговой проверки. Разъяснения финансистов по данному вопросу представлены в Письме от 15.01.2010 N 03-02-07/1-14.

В добавление ко всему сказанному обратим внимание читателей на обязанность налоговых органов соблюдать сроки проведения камеральной проверки, установленные п. 2 ст. 88 НК РФ. Пропуск налоговым органом указанных сроков позволит оспорить в судебном порядке действия должностных лиц налогового органа, осуществляемые в рамках этой налоговой проверки. К сожалению, по мнению арбитров, трехмесячный срок проведения камеральной проверки не является пресекательным и последствий его пропуска НК РФ не предусмотрено (Постановление ФАС ЗСО от 27.07.2009 N Ф04-4437/2009(11028-А45-41)).

Напомним читателям, что сроки проведения камеральной налоговой проверки увеличиваются, если до ее окончания была представлена уточненная декларация. В соответствии с п. 9.1 ст. 88 НК РФ в этом случае камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается. С даты представления уточненной декларации начинается исчисление срока проведения новой камеральной проверки в отношении данной декларации.

Если налогоплательщик по требованию налогового органа уже представлял документы, то последний не вправе истребовать эти же документы повторно независимо от целей их истребования. К сожалению, на практике нередко складывается ситуация, когда одни и те же документы истребуются налоговым органом неоднократно, в результате чего налогоплательщик вынужден представлять кипы бумажных копий. Надеемся, что с 01.01.2010 такого произвола со стороны налоговых органов не будет.

С 01.01.2010 вступил в силу п. 5 ст. 93 НК РФ, согласно которому при проведении налоговой проверки налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Оснащение инспекций соответствующей техникой и программным обеспечением в целях реализации п. 5 ст. 93 НК РФ позволит автоматизировать процесс внутреннего электронного обмена документами, но лишь в отношении тех документов, которые представлены в налоговые органы после 01.01.2010.

Ответственность лица, у которого истребуются документы (информация)

Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. ст. 126 и 129.1 НК РФ (п. 4 ст. 93 и п. 6 ст. 93.1 НК РФ). За непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, в силу ст. 15.6 КоАП РФ на должностных лиц возлагается административная ответственность.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, должны быть представлены в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ) и в течение пяти дней со дня получения требования о представлении документов (информации) (п. 5 ст. 93.1 НК РФ). Если истребуемые документы не могут быть представлены в указанный срок, то налоговый орган по ходатайству лица, у которого они истребованы, вправе продлить срок представления этих документов. В свою очередь, налоговый орган не может произвольно и немотивированно отказать в продлении срока представления документов. В Постановлении ФАС ПО от 22.01.2009 по делу N А55-8517/2008 судьи указали, что "в силу ст. 129.1 НК РФ налоговая ответственность наступает в случае неправомерного несообщения (несвоевременного несообщения) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Кодексом это лицо должно сообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 126 НК РФ… Следовательно, нормы Налогового кодекса Российской Федерации не допускают немотивированного, произвольного отказа налогового органа в продлении срока предоставления документов при наличии соответствующего ходатайства налогоплательщика, т.к. положения п. 5 ст. 93.1 НК РФ предусматривают наряду с правом налогового органа продлить срок представления документов (информации) право налогоплательщика обратиться с ходатайством о продлении такого срока в случае, если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок".

Налоговый кодекс РФ. Глава 14. Налоговый контроль

Статья 88. Камеральная налоговая проверка

1. Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

2. Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

3. Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка (действующая редакция)

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

5. Лицо, проводящее камеральную налоговую проверку, обязано рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном статьей 100 настоящего Кодекса.

6. При проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.

7. При проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено настоящей статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено настоящим Кодексом.

8. При подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом, на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с настоящим Кодексом.

Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 настоящего Кодекса правомерность применения налоговых вычетов.

9. При проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

9.1. В случае, если до окончания камеральной налоговой проверки налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация (расчет) в порядке, предусмотренном статьей 81 настоящего Кодекса, камеральная налоговая проверка ранее поданной декларации (расчета) прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации (расчета). Прекращение камеральной налоговой проверки означает прекращение всех действий налогового органа в отношении ранее поданной налоговой декларации (расчета). При этом документы (сведения), полученные налоговым органом в рамках прекращенной камеральной налоговой проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика.

10. Правила, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на плательщиков сборов, налоговых агентов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Статья 88 НК РФ Камеральная налоговая проверка — полный текст документа с комментариями юристов и возможностью обмениваться мнениями с профессионалами в сфере права, задавайте вопросы или высказывайте свое мнение относительно статей нормативно-правовых актов, изучайте комментарии коллег.

Другие статьи Главы 14. Налоговый контроль:

Теперь, с введением нормы п. 7 ст. 88 НК РФ, ограничивающей права налоговых органов по истребованию документов в рамках КНП, положение налогоплательщиков должно улучшиться. К сожалению, автору не удалось найти судебных решений, учитывающих новые правила проведения КНП. Что касается разъяснений госорганов, то, например, УФНС по г. Москве, отвечая на вопрос налогоплательщика о праве ИФНС требовать дополнительные документы при проверке отчетности за отчетный период в Письме от 26.07.2007 N 18-12/3/071425@, не дало ответа на заданный вопрос, ограничившись пересказом нормы п. 7 ст. 88 НК РФ и нормы п. 1 ст.

Пункт 3 Статьи 88 НК РФ. Терминологический комментарий

93 НК РФ. Представляется, что, цитируя таким образом НК РФ, налоговый орган несколько лукавит. Несмотря на то что п. 1 ст. 93 предусмотрено право налогового органа истребовать документы, это может быть сделано только в рамках налоговой проверки, а, как уже говорилось, п. 7 ст. 88 устанавливает ограниченный перечень случаев, когда оправдательные документы могут быть истребованы. Смотреть дом 2 онлайн бесплатно http://www.yaom.ru/dom2/ — смотрите онлайн канал ТНТ.

Обратите внимание! После целого года действия новой редакции налоговых норм про КНП финансовое ведомство наконец указало, что налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы только в случаях, предусмотренных ст. 88 (п. п. 3, 6, 8 и 9) НК РФ (Письмо Минфина России от 27.12.2007 N 03-02-07/2-209).

Представление документов по требованию налогового органа с учетом новых правил проведения КНП

Давайте рассмотрим, в каких же случаях налоговый орган вправе при проведении КНП требовать у налогоплательщика представления дополнительных документов. В соответствии с нормами ст. 88 НК РФ в отношении декларации по налогу на прибыль это случаи, когда при проверке декларации выявлены ошибки и противоречия (п. п. 3, 4 ст. 88 НК РФ). В этом случае налоговый орган не только вправе, но и обязан сообщить налогоплательщику о таких фактах и потребовать объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления налогов. Решение же по результатам КНП должно приниматься с учетом представленных налогоплательщиком пояснений и документов, при этом налогоплательщик должен иметь возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки. Такая позиция была сформулирована Конституционным Судом в Определении от 12.07.2006 N 267-О еще до того, как в НК РФ были внесены изменения, касающиеся порядка проведения и рассмотрения результатов КНП, а также вынесения решений по результатам КНП (ст. ст. 88, 100, 100.1, 101 НК РФ). Данную позицию подтверждает и обширная арбитражная практика. Обилие судебных решений свидетельствует о том, что очень часто случались ситуации, когда налогоплательщику через суд приходилось признавать незаконными решения, вынесенные по результатам КНП, об осуществлении которой он узнал только в момент получения решения о доначислении налогов, пеней и санкций.

С 01.01.2007 указанный выше порядок проведения КНП подробно описан в Налоговом кодексе, и налогоплательщики в любом случае имеют право представлять пояснения, документы и регистры бухгалтерского и налогового учета для обоснования сумм исчисленных налогов, а также участвовать в рассмотрении материалов КНП. Теперь, наоборот, подозрительной для сотрудников ИФНС станет ситуация, когда без объективных причин будут отсутствовать пояснения налогоплательщика относительно выявленных в ходе камеральной налоговой проверки ошибок в налоговой декларации.

Обратите внимание! Если при камеральной проверке декларации по налогу на прибыль налоговым органом не обнаружено ошибок и противоречий, то он не вправе требовать от налогоплательщика представления любых оправдательных документов.

Некоторые процессуальные моменты КНП

В завершение хочется остановиться на порядке исчисления сроков при проведении камеральных налоговых проверок. Пунктом 2 ст. 88 НК РФ для проведения КНП установлен трехмесячный срок, который начинает течь с момента представления налоговой декларации и оправдательных документов в случаях, предусмотренных НК РФ (Письмо Минфина России от 13.04.2007 N 03-02-07/2-69). Проведение повторной камеральной проверки незаконно (Письмо Минфина России от 31.05.2007 N 03-02-07/1-267), при этом, если налогоплательщик представляет уточненную налоговую декларацию, налоговый орган имеет право провести КНП такой декларации и установленный Налоговым кодексом трехмесячный срок начинает течь с момента ее представления.

Перейти на страницу:
123 4

Текущая редакция ст. 88 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Видами наказаний, назначаемых несовершеннолетним, являются:
а) штраф;
б) лишение права заниматься определенной деятельностью;
в) обязательные работы;
г) исправительные работы;
д) ограничение свободы ;
е) лишение свободы на определенный срок.

2. Штраф назначается как при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание, так и при отсутствии таковых. Штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Штраф назначается в размере от одной тысячи до пятидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев .

3. Обязательные работы назначаются на срок от сорока до ста шестидесяти часов, заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до пятнадцати лет не может превышать двух часов в день, а лицами в возрасте от пятнадцати до шестнадцати лет — трех часов в день.

Статья 88. Камеральная налоговая проверка

Исправительные работы назначаются несовершеннолетним осужденным на срок до одного года.

5. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет .

6. Наказание в виде лишения свободы назначается несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления в возрасте до шестнадцати лет, на срок не свыше шести лет. Этой же категории несовершеннолетних, совершивших особо тяжкие преступления, а также остальным несовершеннолетним осужденным наказание назначается на срок не свыше десяти лет и отбывается в воспитательных колониях. Наказание в виде лишения свободы не может быть назначено несовершеннолетнему осужденному, совершившему в возрасте до шестнадцати лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, а также остальным несовершеннолетним осужденным, совершившим преступления небольшой тяжести впервые .

6.1. При назначении несовершеннолетнему осужденному наказания в виде лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части настоящего Кодекса, сокращается наполовину .

6.2. В случае, если несовершеннолетний осужденный, которому назначено условное осуждение, совершил в течение испытательного срока новое преступление, не являющееся особо тяжким, суд с учетом обстоятельств дела и личности виновного может повторно принять решение об условном осуждении, установив новый испытательный срок и возложив на условно осужденного исполнение определенных обязанностей, предусмотренных частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса .

7. Суд может дать указание органу, исполняющему наказание, об учете при обращении с несовершеннолетним осужденным определенных особенностей его личности.

Комментарий к статье 88 УК РФ

1. Из предусмотренных ст. 44 УК РФ видов наказаний к несовершеннолетним могут быть применены только шесть — это штраф, лишение права заниматься определенной деятельностью, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы, лишение свободы на определенный срок. Данный перечень видов наказаний приведен в ч.1 комментируемой статьи, он является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Как видно из текста УК РФ, к несовершеннолетним не могут быть применены самые строгие виды наказаний, такие как смертная казнь и пожизненное лишение свободы, а также те, которые в силу особенностей фактического и социального статуса несовершеннолетних применены быть не могут (ограничение по военной службе, содержание в дисциплинарной воинской части и т.д.).

Общей особенностью для всех видов наказаний, назначаемых лицам, совершившим преступление в несовершеннолетнем возрасте, является значительное ограничение их строгости — снижение размеров и сроков наказаний по сравнению с общими нормами назначения наказаний, регламентированными в гл.9 УК РФ.

2. Под штрафом понимается денежное взыскание, назначаемое в установленных пределах. Для несовершеннолетних такой предел установлен в значительно меньших размерах, чем в ст. 46 УК РФ для взрослых осужденных и составляет от 1000 до 50000 рублей, либо размер заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного за период от двух недель до шести месяцев.

Верховный Суд РФ в постановлении от 11.01.2007 N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" указал, что несовершеннолетнему подсудимому может быть назначено наказание в виде штрафа независимо от наличия у него самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть наложено взыскание. По решению суда штраф может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Такое решение судом может быть принято по ходатайству родителей или иных законных представителей после вступления приговора в законную силу в порядке, предусмотренном ст. 397 УПК РФ. В любом случае суд должен удостовериться в добровольности такого согласия и платежеспособности родителей или иных законных представителей, а также учесть последствия неисполнения судебного решения о взыскании штрафа.

Штраф назначается в качестве основного вида наказания либо дополнительного наказания, если это предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК РФ.

При определенных обстоятельствах суд может назначить штраф с рассрочкой выплаты определенными частями на срок до пяти лет.

В том случае, если несовершеннолетний осужденный злостно уклоняется от уплаты штрафа, назначенного в качестве основного наказания, то штраф в соответствии с ч.5 ст. 46 УК РФ заменяется другим видом наказания в пределах санкции, предусмотренной соответствующей статьей Особенной части УК РФ с учетом положений комментируемой статьи.

3. Назначение наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью несовершеннолетним осужденным целиком основывается на положениях ст. 47 УК РФ и каких-либо особенностей применения этого наказания в отношении несовершеннолетних законом не предусмотрено. Данный вид наказания назначается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного вида наказания. В некоторых случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями УК РФ, данный вид наказания устанавливается на срок до двадцати лет в качестве дополнительного вида наказания.

Исполнение наказания в виде лишения права заниматься определенной деятельностью регламентировано гл.6 УИК РФ.

4. Особенности наказания в виде обязательных работ при их назначении несовершеннолетним заключаются в следующем. Во-первых, сроки данного вида наказания установлены в пределах от 40 до 160 часов, т.е. снижены на одну треть по сравнению со сроками, установленными ст. 49 УК РФ. Во-вторых, несовершеннолетний может привлекаться только к таким видам работ, которые являются посильными для него, не наносят вред его физическому и психическому развитию. В-третьих, продолжительность отбывания обязательных работ несовершеннолетними в возрасте от 14 до 15 лет не может превышать двух часов в день; лицами в возрасте от 15 до 16 лет — трех часов в день, в возрасте от 16 до 18 лет — четырех часов в день.

Порядок отбывания наказания в виде обязательных работ подробно регламентирован ст. 49 УК РФ и гл.4 УИК РФ.

5. Особенностью назначения несовершеннолетним наказания в виде исправительных работ является лишь то, что верхний предел этого наказания не может превышать одного года. Минимальный срок исправительных работ и для взрослых и для несовершеннолетних осужденных составляет 2 месяца. Порядок отбывания наказания в виде исправительных работ определен ст. 50 УК РФ, а также гл.7 УИК РФ. Следует обратить внимание, что при отбывании несовершеннолетними наказания в виде исправительных работ применяются нормы гл. 42 ТК РФ "Особенности регулирования труда работников в возрасте до восемнадцати лет". Наказание в виде исправительных работ может быть назначено и несовершеннолетним, являющимся учащимися или студентами, кроме случаев, когда его исполнение может реально препятствовать продолжению обучения, например, при очной форме обучения.

Верховный Суд РФ в постановлении от 11.01.2007 N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" указал, на то, что при назначении несовершеннолетнему наказания в виде исправительных работ суду надлежит обсудить возможность его исправления без реального отбывания этого наказания (п.23).

6. Ограничение свободы назначается несовершеннолетним осужденным в виде основного наказания на срок от двух месяцев до двух лет. Наказание в виде ограничения свободы отбывается осужденным по месту его жительства. При этом несовершеннолетний осужденный обязан соблюдать установленные судом ограничения, а также являться по вызову в уголовно-исполнительную инспекцию. Срок ограничения свободы, назначенного в качестве основного вида наказания, исчисляется со дня постановки осужденного на учет уголовно-исполнительной инспекцией. Порядок отбывания данного вида наказания регламентирован ст. 53 УК РФ и гл.8 УИК РФ.

7. Лишение свободы — самый строгий вид наказания, который может быть применен к несовершеннолетним.

Лицам, совершившим в возрасте до 16 лет преступление небольшой или средней тяжести впервые, лишение свободы назначено быть не может; при совершении такими лицами преступления любой категории, кроме особо тяжкого, лишение свободы может быть назначено на срок не свыше шести лет, а при совершении особо тяжкого преступления — на срок не свыше 10 лет.

Верховный Суд РФ в постановлении от 11.01.2007 N 2 "О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания" указал, что впервые совершившим преступление небольшой или средней тяжести следует считать лицо, которое совершило одно или несколько преступлений и ни за одно из них оно ранее не было осуждено либо предыдущий приговор в отношении которого не вступил в законную силу или судимости за ранее совершенные преступления сняты и погашены в установленном законом порядке.

Нижний предел наказания в виде лишения свободы одинаков со взрослыми осужденными и закреплен в ч.2 ст. 56 УК РФ. При назначении несовершеннолетнему лишения свободы за совершение тяжкого либо особо тяжкого преступления низший предел наказания, предусмотренный соответствующей статьей Особенной части УК РФ, сокращается наполовину. Отбывание наказания в виде лишения свободы несовершеннолетними, независимо от назначенного срока, осуществляется в воспитательных колониях.

Порядок исполнения наказания в виде лишения свободы, в том числе и в воспитательных колониях, регламентирован ст. 56 УК РФ и гл.11 УИК РФ.

Консультации и комментарии юристов по ст 88 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 88 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Комментарий к ст. 88 НК РФ

Исходя из анализа положений пункта 1 статьи 88 НК РФ, камеральная налоговая проверка может проводиться лишь на основе представленной налоговой декларации и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа, как прямо указано в данной статье.

Представление документов, подтверждающих достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет), по общему правилу является правом, а не обязанностью налогоплательщика.

В пункте 7 статьи 88 НК РФ сформулировано общее правило, согласно которому при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 НК РФ или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.

В то же время в пунктах 6, 8, 9 статьи 88 НК РФ закреплены исключения из общего правила.

Ст. 88 НК РФ (2016): вопросы и ответы

Так, истребование документов допускается в случаях:

— при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы (пункт 6 статьи 88 НК РФ);

— при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение налога, налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со статьей 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов (пункт 8 статьи 88 НК РФ);

— при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговые органы вправе помимо документов, указанных в пункте 1 статьи 88 НК РФ, истребовать у налогоплательщика иные документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налогов (пункт 9 статьи 88 НК РФ).

КС РФ в Определении от 12.07.2006 N 266-О заметил, что положения статьи 88, пунктов 1 и 2 статьи 171, пункта 1 статьи 172 и пунктов 1 — 3 статьи 176 НК РФ по своему конституционно-правовому смыслу, выявленному КС РФ в данном Определении на основе правовых позиций, изложенных в ранее принятых и сохраняющих свою силу постановлениях, не обязывают налогоплательщика одновременно с подачей налоговой декларации (и/или заявления о возврате из бюджета сумм налога на добавленную стоимость в случае превышения сумм налоговых вычетов общей суммы налога) представлять документы, подтверждающие правильность применения налогового вычета, при том что налоговый орган вправе требовать от налогоплательщика документы, необходимые и достаточные для проведения проверки правильности применения налоговых вычетов.

В Определении от 12.07.2006 N 267-О КС РФ отметил, что право на представление своих возражений у налогоплательщика возникает с момента предъявления налоговым органом требования представить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, т.е. до принятия решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Приказом ФНС России от 25.12.2006 N САЭ-3-06/892@ (далее — Приказ N САЭ-3-06/892@), применяемым при проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатых после 31.12.2006, утверждены формы актов камеральной и выездной (повторной выездной) налоговой проверки (приложения 4, 5 Приказа N САЭ-3-06/892@), а также требования к составлению акта налоговой проверки (приложение 6 Приказа N САЭ-3-06/892@).

Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *