Ст 93 НК РФ

Содержание

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.

В случае нахождения должностного лица налогового органа, проводящего налоговую проверку, на территории налогоплательщика требование о представлении документов передается руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку.

Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 настоящего Кодекса.

2. Истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий. Не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронной форме по установленным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Порядок направления требования о представлении документов и порядок представления документов по требованию налогового органа в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.

В случае, если проверяемое лицо не имеет возможности представить истребуемые документы в течение установленного настоящим пунктом срока, оно в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет проверяющих должностных лиц налогового органа о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.

4. Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.

В случае такого отказа или непредставления указанных документов в установленные сроки должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, производит выемку необходимых документов в порядке, предусмотренном статьей 94 настоящего Кодекса.

5. В ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков) документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица (консолидированной группы налогоплательщиков), а также документы, представленные в виде заверенных копий в ходе проведения налогового мониторинга. Указанное ограничение не распространяется на случаи, когда документы ранее представлялись в налоговый орган в виде подлинников, возвращенных впоследствии проверяемому лицу, а также на случаи, когда документы, представленные в налоговый орган, были утрачены вследствие непреодолимой силы.

Предлагаем ознакомиться со статьей 93 НК РФ Главы 14 «Истребование документов при проведении налоговой проверки». Информация актуальна на 2016 год. Если Вы считаете, что статья 93 НК РФ устарела и не является актуальной, просим Вас написать об этом в редакцию сайта через форму форму обратной связи.

Телефоны консультантов

Москва: 8(499)9384180

Санкт-Петербург: 8(812)4251366

Печать страницы

Сохраните страницу в соц. сетях:

 

уБНБТУЛПЕ ЗПУХДБТУФЧЕООПЕ ОБХЮОП-РТПЙЪЧПДУФЧЕООПЕ РТЕДРТЙСФЙЕ (узорр) LфТХД ЧЕДЕФ ТБЪТБВПФЛХ ОПЧПЗП ФХТВПЧЙОФПЧПЗП ДЧЙЗБФЕМС ол-93 ФСЗПК 1800 ЛЗУ. 87% ФСЗЙ ЬФПЗП ДЧЙЗБФЕМС ПВЕУРЕЮЙЧБЕФУС ЪБЛБРПФЙТПЧБООЩН ЧЙОФПЧЕОФЙМСФПТПН У УППУОЩНЙ ЧЙОФБНЙ, ПУФБМШОПЕ ў ЗБЪПЗЕОЕТБФПТБНЙ.
йЪХЮЕОЙЕ ЛПОГЕРГЙЙ ДЧЙЗБФЕМС ОБЮБМПУШ Ч 1985 З. вЩМП ПРТЕДЕМЕОП, ЮФП ЪБЛБРПФЙТПЧБООЩК фччд У УППУОЩНЙ ЧЙОФБНЙ ПВЕУРЕЮЙФ ОБ 7% ВПМШЫХА ФСЗХ, ЮЕН ОЕЪБЛБРПФЙТПЧБООЩК ДЧЙЗБФЕМШ Й ЪБЛБРПФЙТПЧБООЩК фччд У ПДОПУФХРЕОЮБФЩН ЧЕОФЙМСФПТПН.

фччд ол-93 РП ЛПОУФТХЛГЙЙ Й РТЙОГЙРХ ТБВПФЩ БОБМПЗЙЮЕО ЪБЛБРПФЙТПЧБООПНХ ЙОФЕЗТБМШОПНХ ЧЙОФПЧЕОФЙМСФПТХ У УППУОЩНЙ ЧЙОФБНЙ CRISP, ЙЪХЮБЕНПНХ УПЧНЕУФОП ЖЙТНБНЙ Pratt & Whitney (уыб) Й MTU (зЕТНБОЙС).

Статья 93 НК РФ. Истребование документов при проведении налоговой проверки

жЙТНБ MTU РПЛБ ЙУРЩФБМБ ФПМШЛП ХНЕОШЫЕООЩЕ НПДЕМЙ ДЧЙЗБФЕМС CRISP Ч БЬТПДЙОБНЙЮЕУЛПК ФТХВЕ.

дЙБНЕФТ ЧЕОФЙМСФПТБ фччд ол-93 ТБЧЕО 2900 НН, Б ДМЙОБ МПРБФЛЙ УПУФБЧМСЕФ 1050 НН. чОХФТЕООЙК ДЙБНЕФТ ПВЕЮБКЛЙ ЧЕОФЙМСФПТБ, ЧЩРПМОЕООПК ЙЪ ЛПНРПЪЙГЙПООПЗП НБФЕТЙБМБ, ТБЧЕО 2920 НН, Б ЧОЕЫОЙК ў 3150 НН. рПМОБС ДМЙОБ ДЧЙЗБФЕМС УПУФБЧМСЕФ 5500 НН, Б ЕЗП НБУУБ ТБЧОБ 3650 ЛЗ (У ЧЕОФЙМСФПТПН).

рП ПГЕОЛЕ УРЕГЙБМЙУФПЧ, Ч ЛТЕКУЕТУЛПН ТЕЦЙНЕ РПМЕФБ РТЙ н = 0,75 Й ЧЩУПФЕ РПМЕФБ 11000 Н ХДЕМШОЩК ТБУИПД ФПРМЙЧБ фччд ол-93 ВХДЕФ ТБЧЕО 0,49 ЛЗ/ЛЗУ•Ю. уХННБТОЩК ТБУИПД ЧПЪДХИБ ОБ ЛТЕКУЕТУЛПН ТЕЦЙНЕ ДПМЦЕО УПУФБЧМСФШ 1000 ЛЗ/У.

уПИТБОСС ФТБДЙГЙА (ЛБЛ Й Ч фчд У УППУОЩНЙ ЧЙОФБНЙ, РТЙНЕОСЧЫЕНУС ОБ ВПНВБТДЙТПЧЭЙЛЕ фХ-95 ), узорр фТХД УЛПОУФТХЙТПЧБМП ДМС фччд ол-93 ЧЕОФЙМСФПТ, Ч ЛПФПТПН ПДОБ УФХРЕОШ ЧТБЭБЕФУС РП ЮБУПЧПК УФТЕМЛЕ, Б ДТХЗБС ў РТПФЙЧ ЮБУПЧПК УФТЕМЛЙ. лБЦДБС УФХРЕОШ РТЙЧПДЙФУС ПФДЕМШОЩН ЧБМПН ПФ РМБОЕФБТОПЗП ТЕДХЛФПТБ У УЕНША УБФЕММЙФБНЙ, ТБУУЮЙФБООПЗП ОБ РЕТЕДБЮХ НПЭОПУФЙ 30000 М.У.

рМБОЕФБТОЩК ТЕДХЛФПТ ТБУУЮЙФЩЧБЕФУС ОБ ТЕУХТУ 2000 Ю, Б НЕЦТЕНПОФОЩК ТЕУХТУ ДПМЦЕО УПУФБЧМСФШ 7500 Ю. рСФШ ПРЩФОЩИ ТЕДХЛФПТПЧ ОБТБВПФБМЙ ЧП ЧТЕНС ЙУРЩФБОЙК 400 Ю, Б ОБЙЧЩУЫБС ОБТБВПФЛБ ПДОПЗП ЙЪ ТЕДХЛФПТПЧ — 200 Ю. узорр фТХД ЙЪЗПФПЧЙМ УРЕГЙБМШОЩК УФЕОД ДМС РТПЧЕДЕОЙС ЙУРЩФБОЙК ТЕДХЛФПТПЧ ОБ ЧЩОПУМЙЧПУФШ.
лрд Й НПЭОПУФШ, РПДЧПДЙНБС РМБОЕФБТОЩН ТЕДХЛФПТПН ОБ УФХРЕОЙ ЧЕОФЙМСФПТБ, ВЩМЙ ПРТЕДЕМСАЭЙНЙ ЖБЛФПТБНЙ ДМС ЧЩВПТБ ЮЙУМБ МПРБФПЛ ЛБЦДПК УФХРЕОЙ ЧЕОФЙМСФПТБ. рЕТЧБС УФХРЕОШ, Л ЛПФПТПК РПДЧПДЙФУС 40% НПЭОПУФЙ, УПДЕТЦЙФ 8 МПРБФПЛ, Б ЧФПТБС УФХРЕОШ, РПМХЮБАЭБС 60% НПЭОПУФЙ, 10 МПРБФПЛ.

чУЕ УБВМЕЧЙДОЩЕ МПРБФЛЙ РЕТЧПК Й ЧФПТПК УФХРЕОЕК ЧЕОФЙМСФПТБ ЙНЕАФ ХЗПМ УФТЕМПЧЙДОПУФЙ 30, Б ХЗПМ ЙИ ХУФБОПЧЛЙ НПЦЕФ ЙЪНЕОСФШУС Ч ДЙБРБЪПОЕ 110. рТЕДРПМБЗБЕФУС, ЮФП ЖПТНБ МПРБФПЛ ЧЕОФЙМСФПТБ РПЪЧПМЙФ ДЧЙЗБФЕМА ол-93 ХДПЧМЕФЧПТСФШ ОПТНБН ОБ ЫХН йлбп (ЗМБЧБ 3) ЧП ЧУЕИ ЛПОФТПМШОЩИ ФПЮЛБИ.
ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ЧЕОФЙМСФПТЩ РСФЙ ПРЩФОЩИ ДЧЙЗБФЕМЕК ПУОБЭЕОЩ МПРБФЛБНЙ ЙЪ НБЗОЙС. пДОБЛП ОБ УЕТЙКОЩИ Й ПРЩФОЩИ ДЧЙЗБФЕМСИ, ЛПФПТЩЕ ОБНЕЮБЕФУС РТПЙЪЧПДЙФШ Ч ВХДХЭЕН, РТЕДРПМБЗБЕФУС ХУФБОБЧМЙЧБФШ ЧЕОФЙМСФПТЩ У МПРБФЛБНЙ ЙЪ ЬРПЛУЙДОПЗП ЗТБЖЙФПРМБУФЙЛБ.

тБВПФЩ РП ЗБЪПЗЕОЕТБФПТХ фччд ол-93 ОБЮБМЙУШ Ч 1988 З., Й РЕТЧЩК ЗБЪПЗЕОЕТБФПТ ВЩМ ЙУРЩФБО Ч 1989 З. зБЪПЗЕОЕТБФПТ ЧЛМАЮБЕФ ЛПМШГЕЧХА ЛБНЕТХ УЗПТБОЙС Й ЙНЕЕФ ФТЕИЧБМШОХА ЛПОУФТХЛГЙА: ПДОПУФХРЕОЮБФБС ФХТВЙОБ ЧЩУПЛПЗП ДБЧМЕОЙС РТЙЧПДЙФ 8-УФХРЕОЮБФЩК ЛПНРТЕУУПТ ЧЩУПЛПЗП ДБЧМЕОЙС, ПДОПУФХРЕОЮБФБС ФХТВЙОБ УТЕДОЕЗП ДБЧМЕОЙС РТЙЧПДЙФ 7-УФХРЕОЮБФЩК ЛПНРТЕУУПТ ОЙЪЛПЗП ДБЧМЕОЙС Й 3-УФХРЕОЮБФБС УЧПВПДОБС ФХТВЙОБ РЕТЕДБЕФ НПЭОПУФШ ОБ РМБОЕФБТОЩК ТЕДХЛФПТ.

мПРБФЛЙ Й ДЙУЛЙ ЛПНРТЕУУПТБ ОЙЪЛПЗП ДБЧМЕОЙС ЙЪЗПФПЧМЕОЩ ЙЪ ФЙФБОБ. рЕТЧЩЕ РСФШ ТБВПЮЙИ ЛПМЕУ ЛПНРТЕУУПТБ ЧЩУПЛПЗП ДБЧМЕОЙС ФБЛЦЕ ЙЪЗПФПЧМЕОЩ ЙЪ ФЙФБОБ, ПУФБМШОЩЕ ФТЙ ў ЙЪ УФБМШОЩИ УРМБЧПЧ.
дЙУЛЙ ФХТВЙО ЧЩРПМОЕОЩ ЙЪ ПВЩЮОЩИ УРМБЧПЧ ОБ ПУОПЧЕ ОЙЛЕМС, ТБВПЮЙЕ МПРБФЛЙ ФХТВЙОЩ ЧЩУПЛПЗП ДБЧМЕОЙС ў ЙЪ НПОПЛТЙУФБММЙЮЕУЛЙИ НБФЕТЙБМПЧ, Б МПРБФЛЙ ФХТВЙОЩ УТЕДОЕЗП ДБЧМЕОЙС ў ЙЪ НБФЕТЙБМПЧ У ОБРТБЧМЕООПК ЛТЙУФБММЙЪБГЙЕК.

 

 

Новая редакция Ст. 93.1 НК РФ

1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

1.1. При проведении камеральной налоговой проверки расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, следующие сведения за проверяемый период:

1) состав участников договора инвестиционного товарищества, включая сведения об изменениях состава участников указанного договора;

2) состав участников договора инвестиционного товарищества — управляющих товарищей, включая сведения об изменениях состава таких участников указанного договора;

3) доля прибыли (расходов, убытков), приходящаяся на каждого из управляющих товарищей и товарищей;

4) доля участия каждого из управляющих товарищей и товарищей в прибыли инвестиционного товарищества, установленная договором инвестиционного товарищества;

5) доля каждого из управляющих товарищей и товарищей в общем имуществе товарищей;

6) изменения в порядке определения участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расходов, произведенных в интересах всех товарищей для ведения общих дел товарищей, в случае, если такой порядок установлен договором инвестиционного товарищества.

2. В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эти документы (информацию) у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих документами (информацией) об этой сделке.

При проведении налоговой проверки в отношении иностранной организации, подлежащей постановке на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 настоящего Кодекса, налоговый орган вправе при наличии согласия руководителя (заместителя руководителя) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, истребовать информацию в отношении операций по переводу денежных средств, осуществленных в адрес указанной иностранной организации, у организации национальной системы платежных карт, операторов по переводу денежных средств, операторов электронных денежных средств, операционных центров, платежных клиринговых центров, центральных платежных клиринговых контрагентов, расчетных центров и операторов связи.

Ст. 93 НК РФ (2017): вопросы и ответы

Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

4. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса.

5. Лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган при получении от лица, у которого истребованы документы (информация), уведомления о невозможности представления в установленный срок документов (информации), вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса. Указанное в абзаце втором настоящего пункта уведомление представляется в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 93 настоящего Кодекса.

6. Отказ лица от представления истребуемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 настоящего Кодекса.

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) истребуемой информации признается налоговым правонарушением и влечет ответственность, предусмотренную статьей 129.1 настоящего Кодекса.

7. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Предусмотренный настоящей статьей порядок истребования документов (информации) также применяется при истребовании документов (информации), касающихся (касающейся) участников консолидированной группы налогоплательщиков.

Комментарий к Статье 93.1 НК РФ

Статья 93.1 НК РФ введена с 2007 г. Здесь прописана процедура истребования документов у контрагентов налогоплательщика.

В п. 1 ст. 93.1 НК РФ закреплено, что должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

Заметим, что теперь в Налоговом кодексе РФ прямо прописано право налоговых органов истребовать документы у контрагентов налогоплательщика. Хотя ранее такого положения в Налоговом кодексе РФ не содержалось, правоприменительная практика указывала на допустимость истребования документов у контрагентов налогоплательщика в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля (см., например, Письмо Минфина России от 14 марта 2002 г. N 04-00-11). Аналогичной позиции придерживались и арбитражные суды. Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 апреля 2005 г. N А19-25271/04-41-Ф02-1416/05-С1 судьи указывали: "при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган вправе осуществлять те мероприятия, которые предусмотрены главой 14 НК РФ, в том числе проводить встречные проверки".

В п. 2 ст. 93.1 НК РФ сказано, что если вне рамок проведения налоговых проверок у инспекторов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Заметим, что согласно абз. 2 ст. 87 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) истребовать документы у контрагентов налогоплательщика было возможно только в рамках проведения камеральных и выездных налоговых проверок.

В п. 3 ст. 93.1 НК РФ установлено, что налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет письменное поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

Заметим, что норма, согласно которой истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), производится налоговым органом по месту учета лица, у которого должны быть истребованы документы (информация), фактически закрепляет сформировавшуюся правоприменительную практику, сформировавшуюся до вступления в силу Закона N 137-ФЗ.

В п. 4 ст. 93.1 НК РФ установлено, что в течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации).

А в п. 5 ст. 93.1 НК РФ закреплено, что лицо, получившее требование о представлении документов (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией). Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Дополнительно отметим, что истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных п. 2 ст. 93 НК РФ, то есть:

— истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий;

— копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

— не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

— в случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.

В п. 6 ст. 93.1 НК РФ установлено, что отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную ст. 129.1 НК РФ.

Заметим, что до 2007 г. правоприменительная практика указывала на то, что за непредставление документов в рамках встречной налоговой проверки к организации может быть применена ответственность, предусмотренная п. 2 ст. 126 НК РФ. Такая позиция содержится, например, в п. 4 Обзора результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц за 2001 год (Письмо МНС России по г. Москве от 12 апреля 2002 г. N 11-15/16900). А также в сформировавшейся арбитражной практике (см., например, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 января 2005 г. N А05-9703/04-20, ФАС Дальневосточного округа от 1 февраля 2006 г. N Ф03-А73/05-2/4852).

Согласно п. 7 ст. 93.1 НК РФ порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Очевидно, в ближайшее время следует ожидать Приказа ФНС России, регулирующего данный вопрос.

Другой комментарий к Ст. 93.1 Налогового кодекса Российской Федерации

Комментарий к статье 93.1 НК в процессе написания. Заходите позже.

Ст 93 нк рф не могут истребовать информацию

Так, в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 13 апреля 2005 г. N А19-25271/04-41-Ф02-1416/05-С1 судьи указывали: «при проведении дополнительных мероприятий налогового контроля налоговый орган вправе осуществлять те мероприятия, которые предусмотрены главой 14 НК РФ, в том числе проводить встречные проверки». В п. 2 ст. 93.1 НК РФ сказано, что если вне рамок проведения налоговых проверок у инспекторов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке. Заметим, что согласно абз. 2 ст. 87 НК РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) истребовать документы у контрагентов налогоплательщика было возможно только в рамках проведения камеральных и выездных налоговых проверок.

Статья 93. истребование документов при проведении налоговой проверки

НК РФ: не указывают конкретную сделку, по которой запрашиваются документы, не приводят в требованиях информацию о том, в рамках какого мероприятия налогового контроля требуются документы, и др. Такие действия контролеров признаются судами необоснованными и незаконными (постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.11.2012 № Ф03-5016/2012, ФАС Волго-Вятского округа от 22.06.2012 № Ф01-2249/12 и др.).

  • на бумаге лично, через представителя или заказным письмом;
  • в электронном виде по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

В бумажном виде подаются заверенные самим налогоплательщиком копии документов, пронумерованные и прошитые. См. также «ФНС подсказала, как избавиться от затрат на копирование документов для проверки».

Представляется, что положения Указа Президиума ВС СССР от 04.08.1983 № 9779-X, предметом регулирования которого является порядок выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан, не могут рассматриваться в качестве обязанности общества иметь и использовать печать во взаимоотношениях с налоговыми органами. Таким образом, если правом иметь печать общество не воспользовалось, то изготовление копий документов может проводиться без заверения их печатью.


В сопроводительном письме в адрес инспекции, которым представляются истребованные документы, следует указать на отсутствие у общества печати.Аналогичный подход отражен в письме ФНС России от 05.08.2015 № БС-4-17/13706. Как заверить документ, в котором больше одной страницы? Изготовленную копию многостраничного документа целесообразно прошить, пронумеровать и заверить в целом.

Ст. 93 нк рф (2017): вопросы и ответы

Что означает представление документов в виде заверенных копий? Пункт 2 статьи 93 НК РФ предусматривает следующие формы представления истребуемых документов:

  • на бумажном носителе;
  • в электронной форме, если они составлены по установленным ФНС форматам.

Представление документов на бумажном носителе производится в виде заверенных проверяемым лицом копий.

Статья 93 нк рф. истребование документов при проведении налоговой проверки

Инфо

НК РФ). При вручении требования налогоплательщику под расписку в требовании указывается дата вручения. Если указанным способом требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется в порядке, установленном пунктом 4 статьи 31 НК РФ.На что налогоплательщику нужно обратить внимание при получении документов от налоговой инспекции по почте? При направлении документов по почте они направляются налоговым органом налогоплательщику — российской организации (ее филиалу, представительству) — по адресу места ее нахождения (места нахождения ее филиала, представительства), содержащемуся в Едином государственном реестре юридических лиц (пункт 5 статьи 31 НК РФ).

Определить иной адрес для целей получения от налогового органа почтовой корреспонденции организация не вправе.

Истребование документов по статье 93 нк рф

ВажноПредусмотрена ли возможность продления срока исполнения требования о представлении документов? Налогоплательщику в каждом случае получения требования можно рекомендовать в течение дня, следующего за днем получения требования, направлять в налоговый орган ходатайство о продлении срока его исполнения. В ходатайстве отразить объективные причины невозможности представления запрошенных документов в установленный срок:

  • нахождение части документов в обособленных подразделениях организации;
  • одновременное получение нескольких требований;
  • технические и кадровые сложности изготовления заверенных копий и т.п.

Следует привести разумный срок, когда истребуемые документы могут быть представлены.

Нужно ли исполнить требование, если срок представления документов приходится на период, когда проверка закончена или приостановлена? Налоговый кодекс не предусматривает прекращение действия требования налогового органа о представлении документов для случаев, когда срок исполнения этого требования истекает после составления справки об окончании выездной налоговой проверки. Аналогичным образом решается вопрос о получении налогоплательщиком требования о представлении документов при последующем принятии налоговым органом решения о приостановлении проведения выездной налоговой проверки.

Статья 93.1 Налогового кодекса РФ: что изменилось в регулировании

Налогоплательщик обязан представить налоговому органу те документы, которые были запрошены до момента приостановления проверки (пункт 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57).

Ст 93 нк рф не могут истребовать информацию

Как требование о представлении документов может быть передано налогоплательщику? Требование, как и любой иной документ, используемый налоговым органом при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, может передаваться лицу, которому оно адресовано, или его представителю непосредственно под расписку, направляться по почте заказным письмом или передаваться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота (пункт 4 статьи 31 НК РФ). Порядок направления требования о представлении документов (информации) в электронном виде (далее — Порядок) утвержден приказом ФНС России от 17.02.2011 № ММВ-7-2/
Если полученное требование налогоплательщику непонятно, то рекомендуется направить в налоговый орган письмо о том, что исполнение требования (полностью или в соответствующей части) не представляется возможным и просить уточнить содержание требования. Когда в требовании отсутствует конкретный перечень истребуемых документов и не указывается их количество, то оснований для привлечения к ответственности нет (Постановление Президиума ВАС РФ от 08.04.2008 № 15333/07).Иными словами, недопустимо привлечение к ответственности в зависимости от количества фактически представленных документов, если налоговый орган при направлении требования исходил из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из запрошенных видов документов.

Следовательно, налоговый орган в любом случае вправе истребовать документы, содержащие необходимую для целей налогового контроля информацию: — касающуюся деятельности налогоплательщика; — о реквизитах проверяемой организации (наименование налогоплательщика, место его нахождения, ИНН, КПП, статус организации, информация о руководителе, уполномоченных представителях); — относительно конкретной сделки (информация о сторонах сделки, ее предмете, условиях). Налоговые органы вправе истребовать у банков документы (информацию), в том числе в отношении счетов по вкладам (депозитам) организаций, касающиеся деятельности проверяемого налогоплательщика, а также документы, связанные с проведением налогоплательщиками валютных операций (в частности, ведомости банковского контроля и паспортов сделок), на основании статьи 93.1 НК РФ.

Данный вывод подтверждается как официальной позицией (см.

Налоговый Кодекс Российской Федерации
Статья 93-1. Истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках

 1. Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).

Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа при назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.

1-1. При проведении камеральной налоговой проверки расчета финансового результата инвестиционного товарищества, налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, следующие сведения за проверяемый период:

1) состав участников договора инвестиционного товарищества, включая сведения об изменениях состава участников указанного договора;

2) состав участников договора инвестиционного товарищества — управляющих товарищей, включая сведения об изменениях состава таких участников указанного договора;

3) доля прибыли (расходов, убытков), приходящаяся на каждого из управляющих товарищей и товарищей;

4) доля участия каждого из управляющих товарищей и товарищей в прибыли инвестиционного товарищества, установленная договором инвестиционного товарищества;

5) доля каждого из управляющих товарищей и товарищей в общем имуществе товарищей;

6) изменения в порядке определения участником договора инвестиционного товарищества — управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расходов, произведенных в интересах всех товарищей для ведения общих дел товарищей, в случае, если такой порядок установлен договором инвестиционного товарищества.

(Пункт 1-1 введен Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. N 336-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7014)

Защита документов

В случае, если вне рамок проведения налоговых проверок у налоговых органов возникает обоснованная необходимость получения информации относительно конкретной сделки, должностное лицо налогового органа вправе истребовать эту информацию у участников этой сделки или у иных лиц, располагающих информацией об этой сделке.

3. Налоговый орган, осуществляющий налоговые проверки или иные мероприятия налогового контроля, направляет поручение об истребовании документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), в налоговый орган по месту учета лица, у которого должны быть истребованы указанные документы (информация) (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4198).

При этом в поручении указывается, при проведении какого мероприятия налогового контроля возникла необходимость в представлении документов (информации), а при истребовании информации относительно конкретной сделки указываются также сведения, позволяющие идентифицировать эту сделку.

4. В течение пяти дней со дня получения поручения налоговый орган по месту учета лица, у которого истребуются документы (информация), направляет этому лицу требование о представлении документов (информации). К данному требованию прилагается копия поручения об истребовании документов (информации). Требование о представлении документов (информации) направляется с учетом положений, предусмотренных пунктом 1 статьи 93 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4198).

5. Лицо, получившее требование о представлении документов

 (информации), исполняет его в течение пяти дней со дня получения или в тот же срок сообщает, что не располагает истребуемыми документами (информацией).

Если истребуемые документы (информация) не могут быть представлены в указанный срок, налоговый орган по ходатайству лица, у которого истребованы документы, вправе продлить срок представления этих документов (информации).

Истребуемые документы представляются с учетом положений, предусмотренных пунктами 2 и 5 статьи 93 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 31, ст. 4198).

6. Отказ лица от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или непредставление их в установленные сроки признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 129-1 настоящего Кодекса.

7. Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

8. Предусмотренный настоящей статьей порядок истребования документов (информации) также применяется при истребовании документов (информации), касающихся (касающейся) участников консолидированной группы налогоплательщиков (пункт 8 введен Федеральным законом от 16 ноября 2011 г.

N 321-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 47, ст. 6611).

(Статья 93-1 введена Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3436)



Статья 1…929393‑19495…398

Скачать бесплатно Налоговый Кодекс Российской Федерации ФЗ 146 от 31.07.1998

Добавить комментарий к ст.93-1 Налоговый Кодекс РФ ФЗ 146 от 31.07.1998

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *