Субъекты авторских прав

Объекты авторского права– произведения литературы, науки и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также способа его выражения.

В Законе содержится примерный перечень произведений, являющихся объектами авторского права:

а) литературные произведения (включая программы для ЭВМ) – художественные, документальные, учебные произведения, тексты песен и др.;

б) драматические и музыкально драматические произведения, сценарные произведения – постановки в театре, мюзиклы и др.;

в) хореографические произведения и пантомимы – танцевальные произведения, балетные шоу, сцены изображения действий без словесного сопровождения;

г) музыкальные произведения с текстом или без текста – песни, мелодии для фильма и др.;

д) аудиовизуальные произведения (кино, теле и видеофильмы, слайдфильмы, диафильмы и другие кино и телепроизведения);

е) произведения живописи (отображение объективного мира на плоскости), скульптуры (объемные, трехмерные произведения), графики (рисунки, их печатное воспроизведение), дизайна (внешний и внутренний облик здания), графические рассказы (рассказ при помощи рисунков), комиксы (рассказ при помощи рисунков и словесных пояснений) и другие произведения изобразительного искусства;

ж) произведения декоративноприкладного (двухмерное или трехмерное произведение искусства, перенесенное на предметы практического пользования, включая произведение художественного промысла или произведение, изготовляемое промышленным способом) исценографического искусства (оформление образа актера для сценического произведения);

з) произведения архитектуры, градостроительства и садовопаркового искусства – здания, сооружения и т.

д.;

и) фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, – отпечатки негативов фотографической пленки, отпечатки кадров с цифровых носителей и др.;

к) географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

л) другие произведения – такие произведения, например, которые сочетают в себе элементы нескольких произведений.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛиРОВАНиЕ

АВТОР ПРОИЗВЕДЕНИЯ И АВТОРСКИЕ ПРАВА

В. В.АВДЕЕВ,

консультант по налогам и сборам

Всем известно, что на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от их назначения и достоинства, а также от способа их выражения, распространяется так называемое авторское право.

Рассмотрим понятия «автор произведения» и «авторское право», основные виды авторских прав, а также виды ответственности за незаконное использование объектов авторского права.

С 01.01.2008 вступила в силу часть четвертая «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ), призванная регулировать основания возникновения и порядок осуществления авторских, смежных с авторскими и иных прав, связанных с результатами интеллектуальной деятельности.

Ранее авторское право регулировалось Законом РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее — Закон № 5351-1), утратившим силу в связи с применением Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЭ.

Согласно Закону № 5351-1 авторскими правами назывались бессрочно охраняемые личные неимущественные права автора и охраняемые в течение его жизни, а также в течение 70 лет после его смерти имущественные (исключительные) права. При этом под автором понималось физическое лицо, творческим трудом которого создано произведение.

Теперь же, учитывая, что согласно ст. 2 ГК РФ участниками регулируемых гражданских отношений являются граждане и юридические лица, под автором произведения подразумевается гражданин, творческим трудом которого оно создано. При этом лицо, указанное в качестве автора на ориги-

нале или экземпляре произведения, на основании ст. 1257 ГК РФ будет считаться его автором, если не доказано иное.

Однако необходимо также учитывать, что произведение может быть создано не только одним человеком, а также группой или целым коллективом. В этом случае имеет место так называемое соавторство.

Соавторами согласно ст. 1258 ГК РФ признаются граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если иное не предусмотрено в соглашении между ними. Произведение, созданное в соавторстве, может составлять единое целое или состоять из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение.

Если произведение представляет собой неразрывное целое, ни один из соавторов не может без достаточных оснований запретить его использование.

Если же часть такого произведения имеет самостоятельное значение и может быть использована независимо от других частей, то автор данной части может применить ее по своему усмотрению, если соглашением между соавторами не предусмотрено иное.

Каждый из соавторов вправе самостоятельно защищать свои права, в том числе в случае, когда созданное произведение образует неразрывное целое.

Итак, произведения науки, литературы или искусства могут быть созданы как одним автором, так и совместным творческим трудом нескольких соавторов.

Со вступлением в силу части четвертой ГК РФ был введен новый термин «интеллектуальные права».

Перечень интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства приведен в ст. 1255 ГК РФ. Согласно п. 2 ст. 1255 ГК РФ автору произведения принадлежат следующие права:

— исключительное (имущественное) право на произведение;

— право авторства;

— право автора на имя;

— право на неприкосновенность произведения;

— право на обнародование произведения.

Кроме того, автору произведения принадлежат

иные права:

— право на вознаграждение за исключением служебного произведения;

— право на отзыв;

— право следования;

— право доступа к произведениям изобразительного искусства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рассмотрим более подробно содержание указанных прав.

Исключительное право на произведение. Согласно п. 1 ст. 1270 ГК РФ автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым не противоречащим закону способом, в том числе способами, указанными в п. 2 ст. 1270 ГК РФ.

Таким образом, первичным правообладателем исключительного права в отношении таких объектов авторского права, как произведения науки, литературы и искусства, является автор таких произведений.

Правообладатель может распоряжаться принадлежащим ему исключительным правом на произведение.

На основании п. 2 ст. 1270 ГК РФ использованием произведения независимо от того, совершаются ли соответствующие действия в целях извлечения прибыли или без такой цели, считается, в частности:

1) воспроизведение произведения, т. е. изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляратрехмерного произведения;

2) распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;

3) публичный показ произведения, т. е. любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или

иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо оттого, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;

4) импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;

5) прокат оригинала или экземпляра произведения;

6) публичное исполнение произведения, т. е. представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо оттого, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;

7) сообщение в эфир, т. е. сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой;

8) сообщение по кабелю, т. е. сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;

9) перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного);

10) практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;

11) доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может

получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

Однако названный перечень способов использования результата интеллектуальной деятельности не является исчерпывающим. Так, согласно абз. 2 п. 1ст. 1229 ГК РФ правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации. Отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

В определенных же случаях и порядке, строго оговоренных законом, допускается свободное воспроизведение или использование произведений, т. е. без согласия автора. Такими случаями могут быть:

— воспроизведение в личных целях;

— использование в информационных, научных, учебных или культурных целях;

— использование путем репродуцирования;

— использование произведения, постоянно находящегося в месте, открытом для свободного доступа и др.

Таким образом, одним из наиболее значимых авторских прав является исключительное право на произведение. При этом гражданским законодательством РФ предусмотрена ответственность за нарушение исключительного права на произведение.

Так, согласно ст. 1301 ГК РФ в случаях нарушения исключительного права на произведение автор вправе в соответствии с п. Зет. 1252 ГК РФ требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

— в размере от 10тыс. до 5 млн руб., определяемом по усмотрению суда;

— в двукратном размере стоимости экземпляров произведения или в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения.

Право авторства, право на имя, на неприкосновенность произведения, на его обнародование входят в состав личных неимущественных прав автора произведения.

Согласно п. 1 ст. 1265 ГК РФ право авторства означает право признаваться автором произведения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Право автора на имя предполагает право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, т. е. анонимно.

Право на неприкосновенность произведения заключается в следующем: согласно п. 1 ст. 1266

ГК РФ не допускается без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями.

Право на обнародование произведения в соответствии с п. 1 ст. 1268 ГК РФ представляет собой право осуществить действие или дать согласие на осуществление действия, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа, публичного исполнения, сообщения в эфир или по кабелю либо любым другим способом.

Необходимо отметить, что согласно п. 2 ст. 1228 ГК РФ право авторства, право на имя и иные личные неимущественные права автора неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от таких прав ничтожен.

Авторство и имя автора охраняются бессрочно. После смерти автора защиту его авторства и имени может осуществлять любое заинтересованное лицо, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 1267 и п. 2ст. 1316ГКРФ.

Помимо личных неимущественных прав автору принадлежат такие права, как:

1) право на вознаграждение за использование произведения на основании ст. 1295 ГК РФ. При этом право на вознаграждение остается у автора и в случае, если работодатель решит сохранить произведение в тайне. Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты определяются договором между автором и работодателем, а в случае спора — судом;

2) право на отзыв, которое заключается в том, что в соответствии со ст. 1269 ГК РФ автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения при условии возмещения лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение или предоставлено право использования произведения, причиненных таким решением убытков. В случае если произведение уже обнародовано, автор также обязан публично оповестить о его отзыве. При этом автор вправе изъять из обращения ранее выпущенные экземпляры произведения, возместив причиненные этим убытки;

3) право следования, которое согласно п. 1 ст. 1293 ГК РФ означает, что при каждой последующей публичной перепродаже автор имеет право на получение от продавца вознаграждения в виде процентных отчислений от цены перепродажи. Размер таких отчислений, а также условия и порядок их

выплаты утверждены постановлением Правительства РФ от 19.04.2008 № 285. Например, если цена перепродажи доЮОтыс. руб. включительно, то автору полагается 5 % от этой цены. На основании п. 3 ст. 1293 ГК РФ право следования неотчуждаемо, но переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение;

4) право доступа к произведениям изобразительного искусства заключается в том, что в соответствии сп.1 ст. 1292 ГК РФ автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения. При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору.

В заключение следует отметить виды ответственности за нарушение авторских прав за незаконное использование объектов авторского права.

К незаконному использованию объектов авторского права относится их использование без согласия автораили иного правообладателя, например:

— использование объектов авторского права без заключения договора; по окончании срока действия договора или с нарушением его условий и тому подобное;

— использование объектов авторского права на основании договора с лицом, которое не является правообладателем, либо на основании договора с представителем правообладателя, который не уполномочен заключать такие договора.

Незаконное использование произведений либо иное нарушение авторских прав влечет за собой гражданско-правовую, административную,

уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с п. 1ст. 7.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода влечет наложение административного штрафа:

— на граждан — в размере от 1,5 до 2тыс. руб.;

— на должностных лиц — отЮдо 20 тыс. руб.;

— на юридических лиц — от 30 до 40 тыс. руб. — с конфискацией контрафактных экземпляров произведений (подделка), атакже материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 146 «Нарушение авторских и смежных прав» Уголовного кодекса РФ (далее — УК РФ).

Согласно п. 1 ст. 146 УК РФ присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, наказывается штрафом в размере до 200тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 мес., либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч, либо арестом на срок отЗдоб мес.

Список литературы

1. Гражданский кодекс РФ (часть четвертая) : Федеральный закон от 18.12.2006 № 230-ФЭ.

2. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-Ф3.

3. Об авторском праве и смежных правах: Закон РФ от 09.07.1993 года № 5351-1.

* * *

Что такое исключительное право?

Понятие исключительного права

Исключительное право – это право использовать объект интеллектуальной собственности и распоряжаться им в установленных законом пределах. Правообладатель имеет право по своему выбору разрешать иным лицам использовать объект или запрещать его использование.

Для понимания сути исключительного права необходимо отличать его от права авторства, предусмотренного для некоторых объектов интеллектуальной собственности. Первое право означает возможность правообладателя получать экономические выгоды от использования объекта. Обладатель второго права может быть указан в качестве автора, творческим трудом которого создан объект.

Примером появления двух разных видов права может служить создание изобретения работником предприятия в ходе исполнения им своих трудовых обязанностей. По общему правилу, если сторонами не достигнуто иное соглашение, автором изобретения становится работник, в то время как исключительным правом наделяется предприятие. Именно предприятие получает возможность выбора: монопольно использовать изобретение, отказаться от его использования, разрешить использование третьим лицам или уступить удостоверенное патентом право иному лицу. Изобретатель, в соответствии с законом, имеет право на вознаграждение, установленное соглашением с работодателем (или законодательством при отсутствии такого соглашения), но основные экономические выгоды получает патентообладатель (предприятие).

Основные различия двух упомянутых прав показаны в таблице.

Исключительное право

Право авторства

К какому виду гражданских прав относится?

Имущественное право

Неимущественное (личное) право

К каким объектам применимо?

Ко всем объектам интеллектуальной собственности

К объектам авторского права, изобретениям, полезным моделям, промышленным образцам и селекционным достижениям

Кто может быть правообладателем?

Физические и юридические лица

Только физические лица

Может ли правообладатель использовать объект, запрещать его использование, выдавать лицензии?

Да

Нет

Может ли право быть отчуждено?

В пределах установленных законом ограничений

Нет

В зарубежной практике указанные два права часто определяются как «экономическое» и «моральное». На наш взгляд, такое разделение помогает легче понять суть различий между ними.

В юридической литературе иногда высказывается мнение о том, что термин «исключительное право» не вполне удачен, поскольку не очень точно отражает сущность предмета и может породить смешение с не связанным с ним понятием «исключительная лицензия». Как бы то ни было, мы придерживаемся терминологии, установленной действующим законодательством.

Объекты и субъекты исключительного права

Как указано в таблице выше, исключительное право применимо ко всем объектам интеллектуальных прав, то есть к любым результатам интеллектуальной деятельности и средствам индивидуализации, прямо перечисленным в статье 1225 ГК РФ.

Субъектами исключительного права в отношении разных объектов могут выступать как единственное юридическое или физическое лицо, так и несколько таких лиц (совместное владение).

Законом установлены ограничения в отношении некоторых объектов. Например, Гражданский кодекс предусматривает единственный случай, когда исключительное право может принадлежать лишь одному лицу. Этот случай вполне очевиден: речь идет о фирменном наименовании, то есть зарегистрированном в ЕГРЮЛ названии фирмы. Понятно, что названием компании не может владеть никто, кроме этой компании. Есть также ограничение на обладание правами на товарный знак: поскольку этот объект предназначен для коммерческой деятельности, из числа возможных правообладателей исключены физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.

NB! Одним из объектов исключительного права выступает авторское право, применимое к произведениям науки, искусства, литературы, исполнениям, фонограммам и т.д. Несмотря на сходство в названии, его нельзя смешивать с упомянутым выше правом авторства, которое относится к личным неимущественным правам непосредственного создателя произведения или разработчика технического решения.

Например, если архитектурный проект был непосредственно создан группой архитекторов, работающих в компании «АБВ», то исключительное право на объект авторского права может принадлежать компании, а право авторства на объект авторского права – членам группы.

Как можно использовать исключительное право?

Смысл исключительного права состоит в возможности монопольно использовать объект права (применять по назначению запатентованное техническое решение, маркировать свою продукцию товарным знаком, воспроизводить в коммерческих целях фонограмму и т.д.) и распоряжаться им. Распоряжение исключительным правом включает возможность:

  • продать, подарить или иным образом уступить право;
  • передать право в залог;
  • разрешить иным лицам временное использование объекта права, выдав лицензию, и т.д.

Наличие исключительного права по сути означает запрет третьим лицам использовать объект права. Разрешением использовать объект считается только прямое письменное указание правообладателя.

В некоторых случаях законодательством могут быть установлены ограничения на объем прав, предоставляемых обладателю исключительного права. Так в отношении географических указаний (ГУ) и наименований места происхождения товара (НМПТ) установлен запрет на распоряжение зарегистрированным обозначением: объект можно использовать, но нельзя его отчуждать. Не предусмотрено законом и преоставление другому лицу права использования НМПТ и ГУ.

Как зарегистрировать исключительное право?

Для возникновения исключительного права не всегда нужна его государственная регистрация. Например, авторское право возникает само при создании соответствующего произведения. При этом оно автоматически действует на территории всех стран-участников Бернской конвенции 1986 г., то есть в подавляющем большинстве стран мира.

Важно оговориться, что во многих случаях правообладателю бывает нелегко доказать свое первенство в создании произведения, а это является решающим фактором для признания права. Поэтому во многих странах существуют процедуры депонирования объектов авторского права.

В России автор может депонировать произведение в специально аккредитованной организации, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами. (Такое депонирование не является условием возникновения права, но может быть принято во внимание судом как доказательство приоритета в спорах об авторских правах.) Для таких объектов авторского права, как программа для ЭВМ или база данных, предусмотрена добровольная регистрация права в Роспатенте.

Для тех объектов исключительного права, для которых предусмотрена регистрация, законом установлен уполномоченный государственный орган, осуществляющий такую регистрацию. Заявление на регистрацию по установленной форме должно быть подано в такой орган. Уполномоченный орган проводит провеего рку поданных документов и предполагаемого объекта права на предмет соответствия применимому законодательству и выносит решение о регистрации или отказе в регистрации.

Таблица ниже представляет сведения о необходимости регистрации исключительного права для различных объектов.

Вид права

Объект права

Возникновение права

Регистрация

Авторские и смежные права

Произведения науки, литературы, искусства, исполнения, фонограммы, сообщения в эфир

В силу создания

Не требуется

Программы ЭВМ, базы данных

В силу создания

В добровольном порядке, Роспатент

Патентные права

Изобретения, полезные модели, промышленные образцы

В результате регистрации

Роспатент

Право на селекционное достижение

Сорта растений или породы животных

В результате регистрации

Госсорткомиссия

Право на топологии интегральных микросхем

Топологии интегральных микросхем

В силу создания

В добровольном порядке, Роспатент

Право на секрет производства

Технические и организационные решения

В силу создания

Не требуется

Права на средства индивидуализации

Товарные знаки и знаки обслуживания

В результате регистрации

Роспатент

НМТП

В результате регистрации

Роспатент

Географические указания (введены с 27.07.2020 г.)

В результате регистрации

Роспатент

Фирменные наименования

В результате регистрации компании

ФНС России

Коммерческие обозначения

В силу использования и обретения известности

Не требуется

Защита исключительного права от нарушения

Если правообладатель столкнулся с нарушением принадлежащего ему права, он может обратиться в судебные, административные или правоохранительные органы.

Основным способом защиты нарушенного исключительного права является обращение в суд с требованием прекратить нарушение, а также, в некоторых случаях, возместить правообладателю убытки (выплатить компенсацию), изъять предметы, нарушающие интеллектуальные права, опубликовать судебное решение.

За нарушение интеллектуальных прав законом предусмотрена гражданская, административная и уголовная ответственность.

В тех случаях, когда нарушение исключительного права связано с недобросовестной конкуренцией, дело может быть рассмотрено Федеральной антимонопольной службой.

По вопросам перемещения товаров нарушителя через таможенную границу правообладатель взаимодействует с Федеральной таможенной службой.

Оптимальный способ защиты исключительного права всегда может быть подсказан опытными патентными поверенными и юристами, работающими в сфере интеллектуальных прав.

Задать вопрос специалисту

Справочник писателя: Расскажите подробнее про депонирование. Как это сейчас работает? И какой из способов лучше с юридической и практической точки зрения?

Анастасия Ольшевская: Есть специализированные конторы — как коммерческие, так и некоммерческие, которые предоставляют услуги по депонированию. Их список внушителен, впрочем, как и ценник на услуги. Средняя стоимость колеблется в диапазоне от двух до пяти тысяч рублей, но встречаются фирмы, у которых аппетиты побольше. Поэтому, если ты пишешь, скажем, рассказы или стихи, то «не надепонируешься». По счастью, чтобы доказать свое авторство, необязательно платить этим компаниям. Существуют другие способы, в том числе более экономичные или вообще бесплатные.

В широком смысле депонирование — это подтверждение, что произведение было создано именно этим автором в такие-то сроки и уже существовало на определенный момент времени. Таким образом, писателю для доказательства своего авторства нужно иметь «железный» аргумент — документ, который бы объективно указывал на дату создания произведения. Помимо спецфирм депонированием занимаются нотариусы (не очень охотно, если верить опытным людям). Кроме того, «органом депонирования» по-прежнему хорошо работает почта: отправляешь самому себе посылку с распечатанной рукописью и хранишь эту бандероль, не вскрывая. Почтовый штемпель будет как раз той самой датой депонирования. Обычно я так и делаю. Но на всякий случай еще подстраховываюсь и дополнительно отправляю себе рукопись вложением по электронной почте. Как выяснилось, сейчас этот способ с точки зрения юриспруденции имеет большой вес. Видимо, потому что дату отправки на серверах Google подделать и оспорить невозможно в принципе. Тут важно помнить одно: отправлять email надо через браузер, а не из почтовой программы. Так что надежное депонирование в современном понимании — это три клика мышкой. И лучше не пожалеть полминуты времени на это.

Впрочем, почтовую копию также лучше иметь: к электронным документам суды порой относятся настороженно, а сделать осмотр сайта или страницы на почтовом сервисе для них не всегда технически возможно — не все суды оснащены компьютерами.

Справочник писателя: Какие еще способы обезопасить свое творчество показали себя эффективными?

Анастасия Ольшевская: Во-первых, никогда не удаляйте ничего из того, что имеет отношение к созданию произведения. Черновики (электронные и бумажные), записанные на клочках бумаги обрывки мыслей и идей, все сопутствующие файлы и так далее — все это важно сохранять. Сюда же, в перечень доказательств, относятся переписка с бета-ридерами, а также публичные упоминания в своих блогах о том, что вы работаете над книгой. Во-вторых, стоит взять за правило официально оформлять отношения со всеми, кто причастен к созданию произведения: соглашение о конфиденциальности и неразглашении с бета-ридерами, договоры с иллюстратором обложки, редактором, корректором, акты о передаче исключительных или неисключительных прав (если в книге используются не только ваши тексты). Словом, всё, что касается книги, должно надежно храниться. В отношении электронных файлов еще один маленький совет: почаще делайте резервные копии.

Справочник писателя: Выше перечисленного достаточно для суда и для адвоката, который будет защищать интересы писателя в случае плагиата?

Анастасия Ольшевская: Тут важно разобраться в терминах: под плагиатом закон подразумевает прямое точное воспроизведение текста (цитирование) без указания и сноски на автора. При этом фраза должна обладать уникальным смысловым контекстом. То есть выражения вроде «Да, конечно», «Пошел первый снег» или «Утром выглянуло солнце» не являются плагиатом. Еще один аспект: плагиат — это понятие из области Уголовного кодекса. Плагиат наказывается очень строго, вплоть до лишения свободы на срок от шести месяцев до двух с половиной лет. Однако на практике такое почти не встречается, и чаще всего дело заканчивается штрафом.

По словам моего юриста плагиат квалифицируется как преступление (в терминологии закона — присвоение авторства) только в том случае, если причиняет крупный ущерб автору. Размер такого ущерба закон не устанавливает, суд исходит из конкретных обстоятельств дела, имущественного положения автора и так далее. В подавляющем большинстве случаев дела, связанные с плагиатом, являются гражданско-правовыми.

Вторая группа нарушений — это искажение и заимствование авторского текста. Заимствование по сути — это тот же плагиат, только речь идет о присвоении авторства части текста. Правовые действия в этом случае регулируются Гражданским кодексом. И должна сказать, что последняя редакция ГК РФ (от 23 мая 2018 года) сильно отличается от того, что имело место раньше. Глубина проработки законодательных моментов, подробное и четкое определение ситуаций и нарушений, их трактовка и прозрачность — все это стало лучше прописано. За это отдельное спасибо тем, кто работал над редакцией IV части Гражданского кодекса. Хотя отдельно хочу подчеркнуть, что сравниваю ситуацию с той, которая была лет семь-восемь назад. Мой юрист полагает, что в текущей редакции ГК не все идеально и есть, что и куда улучшать. Например, компенсацию суд теперь имеет право назначить ниже предела, определенного в законе. А некоторые категории нарушителей может вообще освободить от ответственности.

При этом степень ответственности за нарушение авторских прав и тут стала серьезнее. Тюремные сроки не дают, но за каждый доказанный факт заимствования и искажения нарушитель будет вынужден заплатить минимум десять тысяч рублей. Поэтому если ваше произведение подверглось «творческому переписыванию», знайте — закон на вашей стороне. Ищите толкового юриста и проводите лингвистическую экспертизу. Оголтелый рерайт теперь довольно жестко карается.

Справочник писателя: Что представляет собой лингвистическая экспертиза?

Анастасия Ольшевская: Это широкое определение, включающее в себя разные виды экспертизы текста: автороведческая, почерковедчесткая, литературоведческая и другие. В зависимости от поставленной задачи лингвист-эксперт анализирует текст (или тексты) с целью подтвердить или опровергнуть факты заимствования, искажений, плагиата, подделки авторства и т.д. Это целая наука со своими методиками и надежными способами выявления этих вещей. Речевые конструкции, структура текста, авторский стиль — это не просто «красивые слова», но и юридические термины. И с точки зрения лингвистики все это поддается четкому анализу.

Экспертизу проводят как в досудебном порядке, так и по назначению суда уже в процессе рассмотрения дела. Тут есть тонкости формулировок: обычно досудебная экспертиза проводится по назначения правоохранительных органов в рамках расследования уголовного дела. В отношении гражданских дел экспертизу, как правило, называют исследованием. Впрочем, суть от этого не меняется.

В России есть пара-тройка десятков аттестованных компаний, которые профессионально занимаются этой деятельностью. Все они есть в интернете, найти их нетрудно. Стоимость услуг этих специалистов в среднем составляет порядка двадцати тысяч рублей, но эта цифра приблизительная — все зависит от объема текста и от сложности работы.

Справочник писателя: А что касается юриста — где искать хорошего профессионала по авторскому праву? И как технически происходит процесс защиты прав?

Анастасия Ольшевская: Мне кажется, при поиске юриста нужно руководствоваться тем же принципом, что и при поиске хорошего врача: пообщаться в несколькими, узнать, какова их оценка вашей ситуации, понять уровень компетенции. В идеале лучше обращаться по рекомендации — если кто-то из знакомых уже имел дело с этим адвокатом и остался доволен, то вероятность успеха и вашего процесса выше. В итоге, это должен быть специалист, которому вы будете доверять не только, как профессионалу, но и как человеку.

Адвокатских бюро, которые предлагают свои услуги по защите авторских прав, очень много. К сожалению, те, которые выпадают по соответствующим запросам на первой-второй странице «Яндекса» и «Гугла», на меня не произвели впечатления: отношение к потенциальному клиенту, оперативность и качество ответов у них прихрамывают. Тем не менее я через знакомых нашла нескольких юристов, проконсультировалась с ними и когда «диагноз» и «способы лечения» моей проблемы подтвердили три специалиста, то остановила выбор на одном из них. Мы заключили договор об оказании юридических услуг и приступили к работе.

Дальнейшее общение с нарушительницей, с издательством, опубликовавшим ту книгу, и прочими инстанциями вел уже мой юрист. Одним из шагов, который стоит отметить отдельно, стало претензионное письмо, направленное даме, покусившейся на мою рукопись. Претензионное письмо — это официальный документ и попытка урегулировать спор в досудебном порядке. Тут есть нюанс. Автор, чьи права нарушены, имеет право сразу подать исковое заявление. Однако российские суды перегружены делопроизводством и очень не любят, когда одна из конфликтующих сторон прямиком идет в суд, не попытавшись решить дело мировым соглашением. Конечно, если к согласию прийти не удалось и нарушитель отказывается удовлетворить претензионные требования, то остается только одна дорога — в суд.

Справочник писателя: Надо полагать, защита авторского права, исходя из всего сказанного, довольно дорогое «удовольствие». Из чего складывается конечная сумма расходов? И в целом, стоит ли овчинка выделки?

Анастасия Ольшевская: Точно придется потратиться на следующее:

  • консультации с юристами (еще до того, как выбор остановится на одном из них);
  • оформление доверенности на адвоката, с которым в итоге решите работать (потому что вряд ли вы будете лично бегать по всем инстанциям и собирать необходимые документы и справки, нужные для ведения дела);
  • оплата услуг юриста по составлению претензионного письма и заключению мирового соглашения;
  • если к последнему прийти не удастся, то следующий шаг — это расходы на составление искового заявления и защита интересов в суде первой инстанции (который, кстати, проходит по месту прописки ответчика);
  • госпошлина за подачу заявления в суд;
  • командировочные расходы юриста (если судебные заседания проходят в другом городе и нет возможности участвовать в них дистанционно);
  • досудебная лингвистическая экспертиза также оплачивается отдельно (но не исключено, что суд постановит провести еще одну экспертизу, и в этом случае расходы будут оплачиваться обеими сторонами — и ответчиком, и истцом — в равных пропорциях).

В общем, список финансовых трат действительно внушительный, не говоря уж про силы, нервы и время. Кроме того, нужно учитывать, что даже если суд признает вашу правоту и вменит ответчику полностью удовлетворить исковые требования, а также компенсировать понесенные вами расходы, тот может подать апелляцию. Словом, процесс защиты своих прав — это не только дорого, но и весьма долго. Поэтому стоит ли овчинка выделки, каждый, видимо, должен решать сам. За свою писательскую карьеру я не первый раз встречаю свои тексты там, где меньше всего ожидаю увидеть: мои статьи публиковали в прессе под чужим именем, записи из блогов присваивали себе другие люди. Обычно в таких случаях автору в утешение остается мысль «Значит, хорошо пишу — плохое бы не взяли». Но в этот раз речь шла не о статье и не о заметке из блога, а о целой книге. Для меня это вопрос чести.

Кстати, к вопросу о чести и соцсетях. Если вы обнаружите свой текст там, где его не должно быть ни при каких условиях, то очень не советую затевать личное общение с нарушителем, устраивать троллинг, организовывать крестовые походы френдов, натравливая их на противника. И уж тем более не стоит сыпать оскорблениями в блоге нечистого на руку гражданина. Даже в своем блоге будьте с этим поосторожнее: все сказанное может быть использовано против вас в суде. Если не хотите получить встречный иск с обвинением в оскорблении чести и достоинства, то лучше выплескивать эмоции на близких, родственников и адвоката, но не давать противной стороне повода для инсинуаций.

Справочник писателя: Да, все это очень печально и неприятно. Можно только удивляться, чем руководствуются люди, решающиеся присвоить себе плоды чужого труда… Вы с юристом получили какие-либо объяснения на этот счет? Чем вообще дело кончилось?

Анастасия Ольшевская: Дело еще не кончилось, можно сказать, все только начинается. Дама отказалась идти на мировую и удовлетворять претензионные требования в досудебном порядке. Причем мои главные требования до смешного просты: я хочу, чтобы она убрала из своей книги все заимствования и искажения моего текста и заменила обложку. Но с той стороны даже ни разу не прозвучало «Я ничего не заимствовала», наоборот, все ответы были выстроены в духе «А вы докажите, что я это сделала». Ну что ж, приходится доказывать — уже в суде.

А это, как я уже упоминала, не быстрый процесс. Подготовка искового заявления, сопутствующих документов и справок, передача дела в суд, рассмотрение его там — все выливается в месяцы ожиданий. Впрочем, это стандартная практика для России: суды перегружены, толковых юристов не хватает, плюс есть свой регламент и сроки, отведенные законом для каждого этапа судопроизводства.

Зачем этой даме понадобилась такая головная боль? Можно только строить догадки и предположения. Возможно, человек просто «застрял в конце 90-ых», когда не было ни адекватных схем, пресекающих нарушения в Сети, ни прописанной законодательной базы по авторскому праву. Да что там — даже интернет находился в зачаточном состоянии, и все, что происходило в нем, никем по сути не регулировалось.

Судя по признаниям в ее блоге, дама за всю жизнь не написала ни одного произведения (эта «попытка» — первая). В ее текстах полный набор ошибок человека, который только-только загорелся идеей стать писателем. В этом году она впервые прослушала какие-то курсы по литмастерству, но, кажется, так и не поняла, что писательскому ремеслу, как и любому другому, надо учиться годами, и после нескольких лекций автором шедевра не стать.

Так что ничем, кроме непонимания, как устроен литературный мир, я не могу объяснить ее поступка.

Справочник писателя: Анастасия, спасибо, что поделились своей историей. Наверняка этот опыт — хоть горький и печальный, но очень конкретный и конструктивный — поможет многим писателям понять, как защитить свое творчество. Успехов вам и пусть справедливость поскорее восторжествует.

Анастасия Ольшевская: Спасибо!

Как зарегистрировать авторское право на произведение литературы или искусства

Ответ: Законодательство Республики Беларусь и международные договоры в области авторского права не предусматривают процедур регистрации авторского права.

В соответствии со статьей 8 Закона Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» (далее – Закон) авторское право на произведение возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется соблюдение каких-либо формальностей. При отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения (презумпция авторства).

Согласно пункту 1 статьи 15 Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. для того, чтобы автор охраняемых настоящей конвенцией литературных и художественных произведений рассматривался при отсутствии доказательств противоположного как таковой и в соответствии с этим имел право обращаться в странах-участницах конвенции в суд по поводу нарушения его прав, достаточно, если имя автора будет указано на произведении обычным образом. Настоящий пункт применяется даже если это имя является псевдонимом, в том случае, если псевдоним, принятый автором, не оставляет сомнений в его личности.

Таким образом, нет какой-либо обязательной регистрационной процедуры, которую нужно было бы выполнять для возникновения авторского права на произведение. Авторское право на произведение возникает автоматически в силу его создания.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *