Судмедэкспертиза при ДТП

Здравствуйте, постоянные читатели и посетители моего блога, это Кулик Илья. К сожалению, получение травм и даже гибель людей в ДТП не редкость. А после таких происшествий всегда следует судебное разбирательство, и как неотъемлемая его часть – судмедэкспертиза после ДТП.

От результатов судмедэкспертизы зависит получение части выплат от страховой компании и назначение должного наказания для виновника.

Что такое судебно-медицинская экспертиза?

Судебно-медицинская экспертиза (СМЭ) – это проведение человеком, имеющим специальное образование и знания (экспертом) исследования представленных ему доказательств и решение им поставленных перед ним задач для установления обстоятельств, которые необходимо доказать (опровергнуть) в судебном процессе.

Судмедэкспертиза – это один из видов медицинских экспертиз. Наиболее близко к ней стоит судебно-психиатрическая экспертиза (заметьте, это не одно и то же). Основное их отличие от остальных медэкспертиз состоит в том, что эти экспертные исследования проводят только по указанию госорганов и для использования результатов в судебном разбирательстве.

Стоит также отличать медицинское освидетельствование – это исследование, необходимое для установления состояния здоровья человека, которое может повлечь юридические последствия (например, лишение водительских прав).

Проведение судмедэкспертизы регулируется Уголовно-процессуальным кодексом РФ, законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» №73-ФЗ. В Приказе №346н Минздравсоцразвития подробно описано, как проводится судмедэкспертиза.

Для чего проводится судмедэкспертиза после ДТП

Есть три основные цели, для которых проводится СМЭ:

  • установление степени тяжести вреда здоровью от полученных в ДТП травм;
  • определение утраты работоспособности;
  • определение причинно-следственной связи между получением травмы или гибелью человека и конкретным ДТП – то есть какие заболевания и травмы получены в ДТП и мог ли конкретный человек получить их в этой аварии.

Определение степени вреда и утраты возможности работать

От тяжести травм, полученных в ДТП, напрямую зависит наказание виновнику аварии, ведь за лёгкие и средние травмы предусмотрена только административная ответственность, тогда как за тяжкие травмы и причинение в аварии смерти по неосторожности – уголовная.

Именно поэтому проведение судмедэкспертизы обязательно при ДТП.

Статьи в тему:

Какое наказание полагается за ДТП со смертельным исходом, в том числе для пешехода-виновника + последствия смертельных аварий за границей

Смерть по неосторожности при ДТП: что грозит виновнику и на что могут рассчитывать родственники погибшего

А также результатом судмедэкспертизы будет справка об утрате общей и профессиональной работоспособности, которая важна для получения выплат по ОСАГО. Именно справка от СМЭ необходима для получения страхового возмещения по утрате работоспособности, в то время как для получения выплат по здоровью достаточно справки от медорганизации, в которую пострадавший в аварии обращался за медицинской помощью.

Помимо этого, заключение судмедэкспертизы будет обоснованием для возмещения страховой компанией расходов на специальное питание, протезы, санаторное лечение и т. п.

Статья в тему: Выплаты по ОСАГО за вред здоровью: кто, кому, как и сколько платит по новым правилам в 2017 году

В общем, заключение судмедэкспертизы – серьёзный документ, подтверждающий причинённый в дорожном происшествии вред здоровью, следовательно, это весомое основание для появления требований по компенсации телесного и морального вреда, с причинителя, то есть с виновника, и с его страховщика.

Причинно-следственная связь аварии и последствий

Определение причин травмы (смерти) главным образом необходимо для правильного расчёта степени вреда здоровью. Ведь виновник должен отвечать только за те последствия, которые возникли именно из-за аварии. Опять же, если экспертиза проводится после летального исхода, то устанавливается, ДТП повлекло смерть человека или что-то иное. Ведь когда человек умирает спустя какое-то время после аварии, нельзя исключать, например, врачебную ошибку, или нарушение самим потерпевшим хода лечения и т. п.

А также СМЭ помогает установить обстоятельства аварии, например, кто был за рулём. К сожалению, иногда случается подлог, когда, например, участник аварии говорит, что вёл машину его погибший пассажир, тем самым перекладывая на него вину за ДТП. Проведя исследование, можно установить по травмам, наблюдающимся на теле исследуемого, даже где он сидел в момент аварии.

Виды СМЭ

Выделяют пять разновидностей судмедэкспертизы:

  • первичная – основной вид, именно такая экспертиза обычно проводится;
  • дополнительная – если требуется знать ответы на вопросы, не рассмотренные в ходе первичной экспертизы;
  • повторная – её назначают, если выводы уже проведённого исследования подлежат сомнению;
  • комплексная – когда необходимо участие специалистов из различных областей знаний;
  • комиссионная – когда участвует несколько врачей одной специальности.

Сколько длится судмедэкспертиза

Сроки её проведения не установлены никакими нормативными документами. Поэтому что-то конкретное сказать сложно. Началом исследования является передача постановления (определения) о её проведении, а также необходимых материалов в экспертную организацию, а окончанием – день подписания экспертом (экспертами) заключения об экспертизе.

Время исследования может варьироваться от нескольких дней в частных экспертных компаниях (за соответствующую плату, разумеется) до нескольких месяцев в государственных бюро судмедэкспертизы. Как показывает практика, в среднем всё исследование обычно занимает 15-30 дней.

Конкретные сроки всегда обговариваются между экспертной организацией и назначившим экспертизу государственным органом. На время проведения медэкспертизы судебное рассмотрение дела, как правило, приостанавливается.

Если эксперт не успевает выполнить весь необходимый объём работ в срок, он уведомляет об этом назначавшую экспертизу сторону.

Кто осуществляет судмедэкспертизу

Судмедэкспертиза может проводиться:

  • в государственном судебно-экспертном учреждении (ГСЭУ);
  • в частной компании, имеющей соответствующую лицензию.

Любой эксперт, проводящий исследование для судебного процесса, несёт ответственность по уголовной статье за дачу ложных показаний, о чём он всегда уведомляется.

Государственные организации, проводящие СМЭ, подчиняются Министерству здравоохранения, а не правоохранительным органам.

Как проводят СМЭ

Назначать судмедэкспертизу могут:

  • дознаватель;
  • следователь;
  • судья.

Они выносят постановление для проведения судмедэкспертизы. А также основанием для проведения СМЭ будет определение суда. Любой участник судебного процесса может подавать в суд ходатайство о назначении судмедэкспертизы, но решать назначать её или нет будет суд.

Примечание. Медицинская экспертиза пострадавших в ДТП может быть проведена и по частному заказу, но она уже не будет являться судебной.

Создание препятствий для осуществления судебной экспертизы, медицинской или любой другой, будет основанием того, что суд сочтёт верными утверждения, противоположные тем, которые могли бы быть доказаны в результате исследования.

Подготовка к исследованию

Все необходимые материалы и объекты, подлежащие исследованию, назначивший экспертизу орган доставляет в экспертную организацию. Если же перевозка невозможна, эксперт, которому обеспечивается свободный доступ к объекту исследования, сам выезжает к местонахождению объекта.

В экспертной организации есть отделы, различающиеся по исследуемым объектам. Это:

  • отдел СМЭ по изучении живых людей;
  • отдел судмедэкспертизы трупов;
  • подразделение по исследованию вещественных доказательств;
  • подразделение сложных экспертиз;
  • другие специальные отделы (лаборатории).

В каждое подразделение поступают те материалы, которое оно уполномочено изучать.

Первичное изучение материалов

Сначала эксперт изучает поставленные задачи и, обследовав поступившие к нему в распоряжение объекты, оценивает, возможно ли по предоставленным материалам ответить на все заданные вопросы в установленный срок.

Если проведение исследование невозможно по объективным причинам, он рапортует об этом своему начальству, а тот, в свою очередь – органу или лицу, назначившему проведение экспертизы, чтобы препятствия были устранены.

Проведение экспертизы

Если всё в порядке, начинается исследование, для которого эксперт обязан применять только разрешённые законодательствам методики, позволяющие наиболее полно и научно-обоснованно решить все вопросы, заданные ему. При этом не допускается видоизменение, повреждение или уничтожение объектов экспертизы.

Любая СМЭ начинается с тщательного изучения существующих документов по делу, о ДТП, его обстоятельствах, а также медицинских, таких как справка из отделения скорой помощи, история и карточка болезни, различные справки и назначения врачей. В случае необходимости изучаются также и другие документы.

Если требуется, по ходатайству исследователя, привлекаются эксперты из других областей, кроме медицинской, например, психотерапевты или специалисты по автотехнической или трасологической экспертизе, и тогда экспертиза уже будет называться комплексной.

Исследуются не только тела людей, но их одежда и обувь, различные предметы, находившиеся при потерпевших, расположение людей и различных предметов после аварии, и даже сами автомобили, что особенно актуально для ДТП с пешеходом. Естественно, в случае отсутствия непосредственных следов, исследование проходит по документам и фотографиям.

Обследование живых людей

Что касается живых людей, то судмедэкспертиза проводится, как правило, после выздоровления.

Примечание. Врач, лечивший пострадавшего, не может исполнять роль эксперта в судебно-медицинском исследовании по этому потерпевшему.

Обследование эксперт начинает с вопросов потерпевшему о получении повреждении, текущем состоянии здоровья и т. п. Потерпевший должен предоставить для осмотра необходимые участки тела. При обследовании несовершеннолетних экспертиза проводится с особым вниманием.

Предупреждение. Для определения степени телесного вреда, а также причин смерти, СМЭ обязательна. За отказ от её прохождения потерпевшему грозит ст. 308 УК РФ.

К сожалению, судебно-медицинская экспертиза – не самое приятное мероприятие, в некоторых случаях даже тяжёлое морально. Ведь живой человек для СМЭ – всего лишь объект исследования, поставленного на конвейер, проходящего по строгим методикам, и эксперты, чтобы они не переживали, не могут относиться к обследуемому потерпевшему по-другому.

Отчёт о результатах исследования

После исследования обязательно оформляется заключение эксперта, проводившего её. Без этого исследование недействительно. В заключении обязательно прописываются однозначные выводы исследователя по каждому изученному вопросов.

Стоит отметить, что результат любой экспертизы не является безусловным, то есть по определению суда возможно назначение повторной экспертиза, которая, может и опровергнуть выводы предыдущей. Но для её проведения должны быть веские доказательства, например, грубые нарушения правил исследования.

А если в ходе суда возникают новые вопросы, делается дополнительная медэкспертиза, только по новым вопросам.

Подведём итоги

  • основная цель судмедэкспертизы – установить тяжесть полученных травм, утерю работоспособности и также причины, повлёкшие травмы или гибель;
  • СМЭ назначается следственным или судебным органом;
  • судебно-медицинское исследование обязательно, когда необходимо определить степень тяжести травм или причины смерти.

Судмедэкспертиза – необходимая часть расследования ДТП, в которых пострадали люди. Она нужна как для определения меры наказания виновнику, так и для определения размера вреда здоровью потерпевшего. Кроме того, иногда она применяется, чтобы выяснить некоторые обстоятельства ДТП.

Если вам есть что добавить по теме этой статьи или у вас есть вопрос – пишите в комментарии. Найти форму для их заполнения можно чуть ниже.

В этом видеоролике судмедэксперт рассказывает об особенностях исследования травм, полученных в дорожных происшествиях, и случаях из практики.

На этом я заканчиваю сегодняшнюю статью. Не забывайте кликать на значок вашей любимой социальной сети, чтобы поделиться ссылкой на статью с друзьями. А если кто-то не оформил подписку на мой блог – сделать это можно прямо сейчас, заполнив форму чуть ниже. Всем пока!

До сих пор гаишник мог протестировать водителя сам или отправить его к врачу, если он заметил признаки опьянения. А после принятия нового документа такую же процедуру будут обязаны проходить все водители, совершившие аварию с пострадавшими. Такова главная новация подготовленного постановления правительства, которое изменило правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и направления на медосвидетельствование водителей. Проект документа уже направлен на согласование, в том числе в министерство здравоохранения.

До сих пор водитель, попавший в аварию, даже если в ней пострадали люди, мог избежать проверки на трезвость. Ведь для такой проверки у инспектора должны быть веские основания. Новый порядок устанавливает безапелляционное требование: если есть пострадавшие, водителя необходимо проверить на наличие алкоголя.

При этом у водителя остается право отказаться от медосвидетельствования. Однако это влечет за собой почти такие же последствия, как если бы прибор или врач определили бы водителя как пьяного. Для отправки на медосвидетельствование водителя, совершившего аварию с пострадавшими, как и раньше, должен быть составлен протокол о направлении.

Однако есть исключения. В случае если водитель доставлен к медикам с места ДТП, освидетельствование может проводиться без протокола. Довольно часто бывает, что «скорая» приезжает на место аварии раньше, чем ГИБДД. А если водитель нуждается в операции, не ждать же пока подъедут сотрудники ГАИ и составят протокол. Пусть инспекторы оформляют аварию, замеряют расстояния и записывают показания свидетелей. Медики в это время будут делать свою работу. Но они обязаны также проверить водителя на состояние алкогольного опьянения, даже без соответствующего протокола.

Но это касается только случаев с пострадавшими. Напомним, кстати, что если водитель был один в машине, врезался в столб и пострадал при этом только он сам, — это также авария с пострадавшими.

Главная новация — это то, что вместо состояния алкогольного опьянения в постановлении появилась новая формулировка: употребление веществ, вызывающих алкогольное опьянение. При этом проверка на употребление этих веществ проводится приборами с учетом их суммарной погрешности — 0,16 миллиграмм этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха. Эти поправки были внесены с учетом дополнения статьи 12.8 Кодекса об административных правонарушениях в виде примечания.

Напомним, до сих пор в России действовала норма 0 промилле. Любое показание прибора, выходившее за рамки установленной производителем погрешности, считалось опьянением. Как правило, у большинства приборов такая погрешность примерно составляла 0,04 промилле. Но это для идеальных условий: соответствующая температура воздуха, влажность, отсутствие загазованности…

В реальных условиях эти приборы могли даже у абсолютно трезвого человека выявить наличие алкоголя. В итоге многие водители лишались прав за содержание алкоголя менее 0,1 промилле.

Судя по данным судов, от 12 до 15 процентов ежегодно лишались прав за то, что цифры на приборе были ниже 0,3 промилле.

Чтобы избежать таких спорных вопросов, и было внесено изменение в КоАП, которым установлено, что употреблять за рулем опьяняющие вещества нельзя. А употреблял или нет, определяется специальными приборами. Но с учетом их суммарной погрешности, которая равна 0,16 миллиграммов на литр выдыхаемого воздуха.

В этой цифре учтено все: и сама погрешность прибора, и атмосферные явления, и даже особенности организма большинства людей. Однако водители по-прежнему хотят себя обезопасить от неожиданных претензий со стороны не очень добросовестных сотрудников ГИБДД. Они желают знать, какими приборами их будут проверять, а также, возможно, для пущей безопасности, обзавестись этими приборами.

Что ж, расскажем и об этом. Сотрудники ГИБДД могут пользоваться только сертифицированными минздравсоцразвития приборами. При этом эти приборы должны быть должным образом проверены. Они также в обязательном порядке должны иметь функцию распечатки. Минздравсоцразвития сертифицировало 39 приборов для подобной работы.

Перечислять их все — бессмысленно. Назовем лишь десять, которые активно используются сотрудниками ГИБДД. Кстати, именно по ним специалисты Росстандарта определяли суммарную погрешность этих приборов. Итак, больше всего на вооружении ГИБДД находится шведских приборов Alcotest 6810 (Drager). Они показали свое качество и точность результатов. Не даром именно ими пользуется большинство наркологов.

Немножко об особенностях этих приборов. Шведский представитель не оборудован принтером. Его необходимо покупать дополнительно. Но функция распечатки все равно есть.

Большинство остальных приборов сразу после вашего выдоха могут, как кассовый аппарат, выдать чек с результатами проверки.

Личный опыт показывает, что некоторые из отечественных приборов довольно плохо пригодны для использования на дороге. Например, у АКПЭ есть два способа забора проб: через мундштук, который продувается насквозь, или ручной способ забора. Так вот, через мундштук, который продувается насквозь, сдать пробы сможет только мастер подводного плавания. Объема легких у обычного человека не хватит, чтобы выдуть такой объем воздуха, который требуется этому прибору. Поэтому там придуман ручной забор. То есть надевается другой мундштук, который обхватывает губы.

В этом случае не требуется очень долгого выдоха. Но проблема в том, что стоит такой мундштук в разы дороже. А менять его надо после каждой пробы.

Но это профессиональные приборы. Зачем обычному автомобилисту профессиональный алкотестер?

Конечно, они более точны, чем персональные или специальные. Но главное их отличие не в точности определений концентрации алкогольных паров, а в количестве возможных проверок. Именно поэтому они стоят дорого. К тому же они довольно большие. Кому понравится возить с собой чемодан.

Профессиональный алкотестер может выдержать до 300 проверок в сутки. Зачем обычному водителю продуваться хотя бы 50 раз на дню?

Персональный прибор можно обмануть, а профессиональный — нет. Последний при расчете результатов учитывает не только объем выдоха, но и температуру выдыхаемого воздуха, а также скорость его потока.

Но если вы собираетесь использовать прибор для личных целей, зачем его обманывать?

Да, показатели персонального алкотестера, скорее всего, будут отличаться от профессионального. Вопрос — в какую сторону? Как правило, бытовой прибор не учитывает всяких особенностей внешней среды. А поэтому он будет завышать показания. С другой стороны, его датчики менее защищены от внешних угроз. Например, если человек выпил водки и сразу выдохнул в бытовой прибор, скорее всего, он уже вывел из строя датчик. Но, выпив водки, не стоит садиться за руль однозначно.

А если вам надо ехать через несколько часов, то бытовой алкотестер, даже завысив результат анализа, скажет, можно ли вам садиться за руль.

Так что приобретать профессиональный прибор вряд ли имеет смысл, если вы не собираетесь проверять на пьянство всех подряд.

FORENSIC MEDICAL EXAMINATION ROLE AT ROAD AND TRANSPORT PROSISHESTVIYE Nafikova L.

РОЛЬ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПРИ ДТП

Нафикова Л. С.

Нафикова Лиана Салаватовна /Nafikova Liana — магистрант, направление: уголовное право, уголовный процесс и криминалистика, кафедра криминалистики,

Институт права Башкирский государственный университет, г. Уфа

Аннотация: наблюдается высокая смертность населения на дорогах. Экспертизы способствуют раскрываемости преступлений. Судебно-медицинская экспертиза при дорожно-транспортных происшествиях — это основное объективное доказательство виновности или невиновности конкретного участника аварии в ее совершении. Порядок производства экспертизы, круг лиц, её производящих и назначающих, регламентирован законом. Следует отличать судебно-медицинскую экспертизу от освидетельствования. Задачи экспертизы шире, чем задачи освидетельствования. Если в результате освидетельствования были установлены телесные повреждения, на его основании назначается судебно-медицинская экспертиза.

Сегодня любой участник дорожного движения, будь то водитель, пешеход или пассажир, рискует закончить жизнь на дороге или получить различные травмы, что ежегодно подтверждается статистикой ДТП. Так, согласно опубликованной Госавтоинспекцией РФ статистике аварийности за 11 месяцев 2016 года на дорогах России произошло 157108 ДТП, погибло в них 18490 человек, ранено — 199544. Следует отметить, что попадают в данную статистику только те случаи, которые связанны со смертью или получением тяжких и менее тяжких телесных повреждений. Такие незначительные повреждения как синяки, шишки и царапины на теле не учитываются в этой официальной статистике.

Существует великое множество судебных экспертиз, в связи с компьютеризацией и развитием науки их количество только растет. Но в данной статье мы подробнее остановимся на судебно-медицинской экспертизе (далее СМЭ), а именно на ее роли при ДТП. СМЭ, как один из видов судебной экспертизы — это научно-практическое исследование, которое производится в установленном порядке судебно-медицинским экспертом по постановлению судьи, лица, производящего дознание, прокурора, следователя или по определению суда, а также лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, для дачи заключения по медицинским и некоторым биологическим вопросам, возникающим в процессе расследования уголовного, рассмотрения гражданского дела, дела об административном правонарушении или в ходе судебного разбирательства . Организация и порядок проведения экспертиз, особенности проведения экспертизы живых лиц и трупов регламентируется приказом Минздравсоцразвития РФ от 12.05.10 за №346н.

СМЭ при ДТП определяет тяжесть полученных повреждений участниками происшествия. Так, вопросы, касающиеся живых лиц, в основном сводятся к степени тяжести полученных повреждений, а именно: какие имеются у потерпевшего повреждения, степень тяжести телесных повреждений, причинено ли повреждениями расстройство здоровья потерпевшего, механизм образования повреждений и их давность . От заключения экспертизы зависит правовая оценка сложившейся ситуации, она напрямую будет влиять на степень уголовной или административной ответственности виновника ДТП. Согласно статье 196 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, если необходимо установить причину смерти; характер и степень вреда причиненного здоровью; психическое или

| 77 | ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 1(25) 2017

физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего; возраст подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего. Решение судебно-медицинских задач, которые основаны на методически и организационно правильно выполненной экспертизе состояния здоровья водителя, дает возможность выявить варианты причинно-следственных связей между происшествием и заболеванием или иным нарушением состояния здоровья . На основе научной оценки полученных данных при исследовании трупа или освидетельствования потерпевшего СМЭ имеет возможность установить определенные факты, касающиеся как механизма дорожно-транспортного происшествия в целом, так и отдельных его этапов . Это имеет существенное значение для должностных лиц, расследующих преступление, так как помогает им на основании научных данных восстановить картину дорожно-транспортного происшествия во всех деталях. В некоторых случаях по делам данной категории проводится СМЭ по материалам дела, например в случае, когда смерть потерпевшего последовала не непосредственно на месте происшествия, а спустя некоторое время после лечения в больнице, или при необходимости установить степень тяжести полученных потерпевшим повреждений, что не удалось сделать. В последнем случае эксперту предоставляются материалы уголовного дела и история болезни .

Но прежде всего, необходимо различать экспертизу и освидетельствование. Если СМЭ при ДТП производится исключительно на основании постановления суда или следственных органов, то порядок проведения судебно-медицинского освидетельствования гораздо проще. Для производства освидетельствования достаточно направления от сотрудников ГИБДД либо самостоятельной явки пострадавшего в бюро СМЭ, но в последнем случае освидетельствование будет проводиться на платной основе. Результатом освидетельствования будет являться акт судебно-медицинского освидетельствования. Следует отметить, что акт судебно-медицинского освидетельствования может быть принят судом как доказательство только в части исследования наличия в организме участника ДТП алкоголя или иных веществ. Если в результате освидетельствования были установлены телесные повреждения, на его основании назначается СМЭ .

Задачи СМЭ гораздо шире. В ходе СМЭ при ДТП подлежат разрешению следующие вопросы: наличие или отсутствие у участников телесных повреждений, механизм их образования, количество, степень локализации и последовательность получения; тяжесть вреда, причиненного здоровью участника в результате полученных телесных повреждений; причина смерти погибшего и т.д.

Если в результате проведённого осмотра и исследования пострадавшего эксперт вынесет решение о том, что его здоровью нанесён вред лёгкой или средней тяжести, то виновника ДТП привлекут к административной ответственностью в виде штрафа, лишения прав, административного ареста или обязательных работ согласно КоАП РФ. При тяжком вреде здоровью, включая неосторожное причинение смерти пострадавшему, виновнику грозит уголовная ответственность по ст. 264 УК РФ. Также заключение эксперта даёт основание пострадавшему или его представителям требовать материальной компенсации вреда по ОСАГО или возмещения материального и морального ущерба в суде.

Таким образом, СМЭ при ДТП — это основное объективное доказательство или опровержение виновности конкретного участника аварии в ее совершении.

Литература

1. Гирько С. И., Николаев В. Н., Щадрин С. Ф. Судебная медицина. М.: Эксмо, 2006. 640 с.

2. Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика. М.: Норма, 2000. 990 с.

3. Хохлов В. В. Повреждения грудной клетки тупыми предметами. Смоленск: Сегмент, 1996. 193 с.

4. Попов В. Л. Судебная медицина. С.-Пб.: Пресс, 2006. 622 с.

5. Бурцева Е. В., Рак И. П., Селезнев А. В., Сысоев Э. В. Криминалистика. Тамбов: ТГТУ, 2006. 96 с.

6. Аверьянова Т. В., Белкин Р. С., Корухов Ю. Г., Российская Е. Р. Криминалистика. М.: Норма, 2000. 990 с.

ВЕСТНИК НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ № 1(25) 2017 | 78 |

Судебно-медицинская экспертиза при ДТП может дать ответы на следующие вопросы:

  • определить, какие телесные повреждения были причинены в результате ДТП;
  • причинно-следственная связь между телесными повреждениями и ДТП;
  • тяжесть причинения вреда жизни и здоровья в ДТП;
  • возможно ли обострение имеющихся болезней от полученной травмы при ДТП;
  • имеется ли причинно-следственная связь между полученными телесными повреждениями в ДТП и смертью;
  • какая степень утраты общей трудоспособности в результате дорожно-транспортного происшествия;
  • какой срок расстройства здоровья в результате дорожно-транспортного происшествия;
  • могли ли обнаруженные повреждения образоваться в результате ДТП;
  • посмертная судебно-медицинская экспертиза после ДТП;
  • анализ состояния здоровья потерпевшего до аварии и после нее.

Медицинская экспертиза после ДТП

При авариях на дорогах случаи телесных повреждений неизбежны. Очень редко побывавший в происшествии человек обходится без единой царапинки. О таких говорят: «родился в рубашке». Остальные, к сожалению, не столь везучие, получают разного рода травмы, влияющие впоследствии на состояние здоровья.

Установить, как повлияли последствия аварии на самочувствие человека, тяжесть нанесенного здоровью вреда, поможет медицинская экспертиза при ДТП. Обследование состояния здоровья после несчастного случая требуется как пострадавшим, так и виновнику происшествия.

Судебно-медицинская экпертиза после ДТП также предоставляет объективную информацию для квалификации степени ответственности виновного в происшествии. Тяжесть полученных при аварии повреждений повлияет на избрание установленной законом меры ответственности, а также определение компенсации ущерба пострадавшему.

Как назначается медэкспертиза после ДТП

Объективное определение вреда здоровью при ДТП важно для судебного процесса. Только в заключении эксперта будут ответы на вопросы, квалифицирующие степень вреда и впоследствии влияющие на судебное решение.

Когда участники аварии получили повреждения, то судья или следователь назначает медицинскую экспертизу. Зачастую она выполняется только после курса лечения травмированных. Обусловлено это необходимостью объективного изучения всей медицинской документации: медкарты, анамнеза, результатов ренгентоскопии, других диагностических анализов.

В особых обстоятельствах, с согласия эксперта возможно освидетельствование также в ходе лечения, если шансы на выздоровление потерпевшего неопределенны.

Судебная медэкспертиза трупов после ДТП возможна на основании всех оформленных медицинских документов.

Поскольку в процессе освидетельствования лица эксперту может дополнительно понадобиться выполнение продолжительных исследований, то законодательно сроки проведения экспертизы не обусловлены.

В независимых экспертных компаниях определение вреда здоровью при ДТП занимает всего несколько дней. В государственном бюро судмедэкспертизы такие исследования могут длиться даже несколько месяцев. Обычно медицинская экспертиза при ДТП продолжается 20–30 дней.

Рассмотрение судебного дела на время экспертного освидетельствования приостанавливают. Поэтому конечные сроки экспертизы оговариваются в постановлении органа, назначившего ее. Если объем исследовательских мероприятий требует большего срока, чем предусмотрено в постановлении, то эксперт извещает об этом назначившего обследование.

Где заказать медицинскую экспертизу ДТП

После назначения судом (следствием) освидетельствования, заказчик вправе выбрать частную негосударственную экспертизу.

На судмедэксперта возлагается ответственность за объективность приведенных в заключении выводов. Заключение медэксперта — это веский доказательный аргумент для судебных процессов. Если в ходе судебного разбирательства всплыли новые ведомости по делу, то для выяснения их сущности назначаются дополнительные экспертные процедуры. Также привлекается повторная экспертиза, когда по результатам предыдущей у суда остались нераскрытые обстоятельства.

Независимая медицинская экспертиза при ДТП удовлетворит ваши требования в короткие сроки. Благодаря ее объективности судебный процесс завершиться справедливым приговором для виновного, а также достойной денежной компенсацией для потерпевших при ДТП.

Судебная мед экспертиза после ДТП необходима, когда нанесены телесные увечья либо при летальном исходе лиц, участвующих в аварии. Грамотная экспертиза воссоздает картину происшедшего события на дороге, определяет причины летального исхода, тяжесть полученных увечий, способствует установлению виновности подозреваемого.

Пребывая в шоковом состоянии, потерпевшие после аварии могут отказаться от обследования врача и освидетельствования. Нанесенные травмы кажутся легкими и не опасными. Опытные медэксперты советуют хорошенько подумать, прежде чем принять столь важное решение. Ведь увечья могут визуально не проявляться, а неизвестно каковы будут их последствия.

Медицинская экспертиза после ДТП устанавливает следующие обстоятельства:

  • определение причинно-следственных связей между аварией и последствиями: является ли полученная травма, повреждение результатом произошедшего наезда, или была произведена при иных, не связанных с ДТП обстоятельствах;
  • какова тяжесть нанесенного вреда здоровью при ДТП, совместимы ли полученные травмы с жизнью, влияние их последствий на работоспособность;
  • тяжесть ущерба здоровью для правовой квалификации деяния виновника, совершившего ДТП.

Акцентируем, что судмедэкспертиза отличается от освидетельствования. Экспертизу выполняют исключительно по постановлению государственных органов. А для освидетельствования достаточно пострадавшему обратиться в лицензированное судебно-медицинское бюро.

Задача судмедэксперта в ходе освидетельствования участников ДТП:

  • определить наличие/отсутствие повреждений на теле;
  • подтвердить/исключить наличие на момент аварии алкоголя (наркотических либо токсических веществ) в крови лиц, управляющих транспортными средствами.

Тогда как задачи, решаемые судмедэкспертизой в случаях серьезных увечий у пострадавшего или летального исхода, более обширны.

Вопросы для судмедэкспертизы

Судмедэксперту необходимо дать ответы на вопросы и установить:

  • присутствие увечий на теле участвующих в аварии;
  • множество и местоположение повреждений;
  • механизмы нанесения травм;
  • тяжесть нарушения самочувствия после полученных при ДТП травм;
  • местоположение потерпевшего на момент нанесения увечий при аварии;
  • какой частью транспортного средства причинены травмы;
  • последовательность образования повреждений;
  • причину смерти участвующего в ДТП, является ли летальных исход последствием полученных повреждений;
  • присутствовали ль лекарственные препараты, наркотики, алкоголь, прочие факторы на момент столкновения в организме участвующих в ДТП.

Если пострадали в ДТП пешеходы, то дополнительно необходимо решать вопросы:

  • взаиморасположение при ДТП пешехода и автомобиля;
  • характер наезда;
  • какое транспортное средство причинило обнаруженные на теле увечья.

Наши преимущества

  • Оперативные сроки выполнения
  • Современные лаборатории для проведения качественной экспертной диагностики.
  • Точное и объективное определение вреда здоровью при ДТП.
  • Эксперты нашего Центра профессионально ответственны за представленные выводы, и не подвержены субъективному влиянию.
  • Невысокая стоимость судмедэкспертизы. Ценим каждого клиента и всегда предложим оптимальные в его обстоятельствах решения.
  • Цена судебной медицинской экспертизы — от 15 000 рублей.
  • Работаем по Москве и по всей Московской области.

Звоните! Поможем избежать субъективности, неточности, ложности в оценках доказательств.

Судмедэкспертиза при ДТП — процедура обязательная, если в результате аварии был причинен вред жизни и здоровью участников происшествия. Такая экспертиза не только определит степень тяжести полученных телесных повреждений и причину смерти, но и поможет восстановить истинную картину дорожно-транспортного происшествия. А это необходимо, чтобы выявить настоящего виновника произошедшего.

Зачем нужна судмедэкспертиза после ДТП?

Первым делом нужно четко разграничить понятия «экспертизы» и «освидетельствования». Если для проведения судебно-медицинской экспертизы при ДТП необходимо постановление суда или следственных органов, то медицинское освидетельствование возможно и без этих формальностей. Пострадавшему для освидетельствования достаточно будет по направлению ГИБДД или самостоятельно обратиться в Бюро судебно-медицинской экспертизы.

Задача освидетельствования — установить наличие/отсутствие телесных повреждений участников ДТП, а также наличие/отсутствие алкогольного/токсического опьянения у водителей, управлявших транспортными средствами при аварии.

Задачи судмедэкспертизы гораздо шире. И она непременно назначается решением компетентных органов (суда или следствия) в случаях, когда пострадавшие в ДТП скончались или имеют серьезные телесные повреждения.

В ходе судебно-медицинской экспертизы решаются следующие вопросы по каждому конкретному участнику каждой серьезной аварии:

  • наличие телесных повреждений у пострадавшего;
  • их количество, места нахождения, подробное описание;
  • каким образом и при каких обстоятельствах данные телесные повреждения были получены;
  • тяжесть вреда, нанесенного здоровью, в результате имеющихся телесных повреждений;
  • положение человека непосредственно в момент ДТП (точнее, в момент получения им телесных повреждений);
  • какая часть/части и какого конкретно транспортного средства явились причиной полученных повреждений;
  • последовательность получения повреждений;
  • места приложения и направления травмирующей силы, ее (силы) уровень;
  • причина смерти погибшего;
  • наступила ли смерть в результате телесных повреждений, полученных при аварии (и каких именно повреждений);
  • наличие в организме пострадавшего алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов и пр.

Если же в ДТП пострадал пешеход/пешеходы, перед экспертами дополнительно могут быть поставлены следующие вопросы:

  • характер наезда (переезд это был или все-таки наезд);
  • взаиморасположение в момент аварии пострадавшего/пострадавших и ТС;
  • вид транспортного средства, участвовавшего в ДТП и причинившего повреждения человеку/людям.

Обратите внимание Судебно-медицинская экспертиза при расследовании дорожно-транспортного происшествия с пострадавшими является основным доказательством виновности (или же невиновности) конкретного участника произошедшей аварии.

Как проводится судмедэкспертиза при ДТП

Как уже было отмечено выше, судмедэкспертиза может быть назначена следователем или судьей, разбирающимися в обстоятельствах конкретного ДТП. И только в тех случаях, когда есть погибшие в аварии или пострадавшие с серьезными телесными повреждениями. При этом довольно часто такая экспертиза инициируется уже после излечения пострадавшего. Ведь для полного и объективного исследования эксперту необходимы будут абсолютно все медицинские документы (в том числе история болезни), рентгеновские снимки, анализы, результаты медицинских обследований.

Когда же перспективы выздоровления пострадавшего в ДТП непредсказуемы, экспертиза может быть назначена и проведена в процессе его лечения, если для этого не имеется противопоказаний. Таков порядок проведения экспертиз в государственных судебно-медицинских учреждениях, согласно приказа Минздравсоцразвития за № 364н, выпущенного 12.05.2010 г.

Отдельно следует сказать о проведении судмедэкспертизы трупа. Несмотря на, казалось бы, очевидность ситуации, она тоже предполагает изучение экспертом имеющейся (если имеется, конечно) медицинской документации. Особенно, если смерть потерпевшего случилась спустя какое-то время после аварии.

По срокам производства судебно-медицинской экспертизы при ДТП в законе нет никаких четких указаний. Это потому, что подобная процедура предполагает производство содержательных и продолжительных по времени исследований — химических, биологических, гистологических и пр.

А вот порядок проведения медицинского освидетельствования в случае аварии прост, понятен и отлично регламентирован. Для его проведения участнику аварии достаточно явиться в Бюро судебно-медицинской экспертизы с направлением из ГИБДД или по собственной инициативе (правда, тогда освидетельствование будет проведено на платной основе — это нужно иметь в виду). И акт освидетельствования (СМО) будет оформлен сразу же после процедуры.

Важно знать Акт СМО может быть принят судом в качестве доказательства по делу о ДТП, но только как документ, подтверждающий наличие/отсутствие в организме участника аварии алкоголя, наркотических веществ или лекарственных препаратов. Если же в результате дорожно-транспортного происшествия гражданином были получены телесные повреждения, одного медицинского освидетельствования будет мало. Судом тогда будет назначена экспертиза по этому поводу. (407 голос., средний: 4,59 из 5)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *