Сувузт в России

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа для несовершеннолетних

В последние годы в России проводятся кардинальные реформы во всех сферах жизни. Совершенствование работы с молодежью, в том числе, с «трудными» подростками – одна из важных задач сегодняшнего дня. Данная статья посвящена одной из мер профилактического характера воздействия на несовершеннолетних правонарушителей — помещение в школу закрытого типа. Акцентируется внимание на основаниях помещения и пробелах в урегулировании данной меры.

Вопросы деятельности детских специализированных учреждений в условиях достаточно высокого уровня правонарушений, совершаемых детьми в настоящее время, продолжают оставаться актуальными. В целях пресечения, профилактики и недопущения правонарушений, совершаемых несовершеннолетними и в их отношении, полиция использует возможности специализированных учреждений для несовершеннолетних, в том числе центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, закрытых школ. На сегодняшний день помещение в центры данного типа является эффективной профилактической формой воздействия на несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, безнадзорных и беспризорных детей. К специализированных центрам относятся специальные общеобразовательные школы закрытого типа, профессиональные училища и коррекционные образовательные учреждения. В специальные учебно-воспитательные школы закрытого типа могут быть помещены дети от 11 до 18 лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания и обучения, требующие специального педагогического подхода. Основаниями содержания несовершеннолетних в учреждениях закрытого типа являются постановление судьи либо приговор суда. Основания и порядок производства по материалам о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, а также условия содержания и воспитания в них регламентируются Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также Типовым положением о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.04.1995 № 420 (с изменениями). В коррекционные учреждения закрытого типа помещаются отдельные категории несовершеннолетних с ограниченными возможностями здоровья или имеющие заболевания. Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им 18 лет, но не более чем на 3 года. Администрация, в соответствии с уставом указанного учреждения, обеспечивает специальные условия содержания детей, личную безопасность и их максимальную защищенность от негативного влияния, круглосуточное наблюдение и контроль.

В ходе организации эффективного взаимодействия с органами управления образованием и образовательными учреждениями руководителями территориальных органов МВД России, должностные лица подразделения по делам несовершеннолетних принимают участие в разработке совместных планов по профилактике правонарушений. Наибольшее значение имеет качество подготовки сотрудниками органами внутренних дел соответствующий материалов , содержащих аргументированные выводы о противоправном поведении подростка.

Специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа создаются для несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, за которые предусмотрена уголовная ответственность, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения. По мнению многих ученых, помещение несовершеннолетних в учреждения данного типа является специальным видом наказания, расцениваемый как вид лишения свободы. Это объясняется тем, что правовые признаки помещения в учреждения закрытого типа совпадают с признаками наказания (ст. 43 УК РФ). Помещение в вышеуказанное учреждение означает лишение свободы и права выбора места жительства, ограничение свободы передвижения подростка. Однако оно не включено в систему наказаний и отличается по объему и содержанию лишений прав и ограничений. Целесообразно использовать данную меру в качестве замены основного наказания. Это будет являться профилактикой правонарушений и общественно-опасных деяний среди несовершеннолетних, а также позволяет суду назначать исполнимые наказания, предусмотренные ст. 88 УК РФ. Применение ограничений в воспитательных учреждениях закрытого типа направлены на предупреждение совершения новых общественно-опасных деяний. Естественно, несовершеннолетний, находящийся в рамках ограничения свободы, испытывает страдания, но объем таких ограничений все равно несоразмерен совершенному преступлению, как это должно быть при назначении уголовного наказания.

Сложно сказать, какова природа исследуемой меры, ведь сам законодатель не дал точной трактовки. Затруднительно определить объем кары относительно наказаний предусмотренных УК РФ. Допустим, что меры воспитательного воздействия нацелены исключительно на исправление несовершеннолетнего. В этом случае необходимо признать возможным наличие следующих ситуаций. Несовершеннолетнему, совершившему преступление средней тяжести, суд может назначить наказание – помещение в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, стремясь при этом восстановить социальную справедливость, исправить осужденного и предупредить возможные преступления. К другому несовершеннолетнему, совершившему такое же преступление, он вправе применить принудительные меры воспитательного воздействия, предусмотренные ч. 2 ст. 90 УК РФ. В силу того, что преступления в описываемой ситуации обладают тождественными характером и степенью общественной опасности, то очевидно, что критерием выбора формы ответственности становится личность виновного.

С момента помещения несовершеннолетнего в учебно-воспитательное учреждение закрытого типа он приобретает статус воспитанника этого учреждения, а, следовательно, права и обязанности, предусмотренные в соответствии с этим статусом. Установлено, что документов федерального уровня, определяющих внутренний порядок деятельности специальных учебно-воспитательных учреждений в настоящий момент нет. Модель такого статуса можно воссоздать на основе отечественных правовых актов, международных документов и опыта функционирования воспитательных учреждений. В правовом положении несовершеннолетнего в этом случае преломляется множество правовых позиций: а) его положение как человека и гражданина России , основные права, свободы и обязанности которого установлены нормами международного права и Конституцией РФ; б) его статус ребенка, фиксируемый Конвенцией ООН о правах ребенка, конкретизированный Семейным Кодексом РФ и Законом РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»; в) его положение как осужденного, определенное Уголовно-исполнительным Кодексом РФ; г) его статус обучающегося (воспитанника), устанавливаемый Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и уставом учреждения; д) его статус как лица, в отношении которого проводится индивидуальная профилактическая работа, определенный Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Основной элемент правового статуса несовершеннолетнего состоит в ограничении его права на свободу. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение заключается в лишении осужденного права выбора места пребывания и жительства, лишении права по собственному желанию покидать пределы учреждения, в ограничении права передвижения по территории Российской Федерации. Такое ограничение поддерживается силой обвинительного приговора и обеспечивается специальными условиями содержания подростка в воспитательном учреждении. Режим изоляции несет в себе существенный карательный потенциал, не лишает несовершеннолетнего самого права на свободу. Он сконструирован таким образом, чтобы не препятствовать сохранению и развитию позитивных социальных связей несовершеннолетнего (особенно связи с семьей). Значимым элементом правового статуса личности несовершеннолетнего выступает комплекс его прав, детально проанализированных в работе: право на информацию, на обращения, на обжалование решений, на юридическую помощь; право просить о сокращении срока пребывания в специальном учреждении, об оставлении его в учреждении для завершения обучения, обжаловать применяемые администрацией учреждения меры дисциплинарного воздействия, просить о предоставлении возможности выехать за пределы учреждения на период каникул, просить о переводе в другое учебно-воспитательное учреждение. Будучи воспитанником учреждения, несовершеннолетний находится на полном государственном обеспечении и обладает правом на обеспечение на бесплатной основе питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия по установленным нормам, необходимым для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности несовершеннолетних детей. Существенным элементом правового статуса несовершеннолетнего воспитанника специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа выступают его обязанности. Среди них: исполнение установленных законодательством РФ обязанностей граждан РФ, соблюдение принятых в обществе нравственных норм поведения, требований санитарии и гигиены; соблюдение требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов; выполнение законных требований администрации учреждения; вежливое отношение к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, а также к другим осужденным, добросовестное отношение к учебе и др. В систематизированном виде права и обязанности воспитанника специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа фиксируются сегодня только в локальных нормативных актах – уставах учреждений и правилах внутреннего распорядка, что представляется недостаточным. Правовой статус несовершеннолетнего целесообразнее закрепить в федеральном нормативном акте.

Помещение несовершеннолетних в учреждения закрытого типа не имеет оснований считаться одним из видов наказаний, так как данная мера не указана в перечне наказаний, предусмотренных ст. 44 и ст. 88 УК РФ; она применяется при освобождении от наказания в виде лишения свободы. Следует полагать, что помещение несовершеннолетних в учебно-воспитательные учреждения закрытого типа является отдельной мерой уголовно-правового характера.

Целесообразно было бы дополнить основания назначения принудительной меры в виде помещения несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа не только в случае, когда к подростку применяется наказание в виде лишения свободы, но и при совершении преступления небольшой тяжести повторно.

Как видим, есть много упущений и пробелов в урегулировании исследуемой меры. Законодательная регламентация, касающаяся помещения несовершеннолетних в воспитательные учреждения закрытого типа, имеет множество неясностей. Предлагаемые изменения будут способствовать эффективности и предупреждению совершения преступлений среди несовершеннолетних.

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей

Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей можно разделить на следующие виды:

  • специальные общеобразовательные школы;
  • специальные профессиональные училища;
  • специальные (коррекционные) общеобразовательные школы и специальные (коррекционные) профессиональные училища для детей и подростков с отклонениями в развитии (задержкой психического развития и легкими формами умственной отсталости), совершивших общественно опасные деяния.

Как правило, создаются отдельные учреждения для мальчиков и для девочек. Однако при наличии соответствующих условий возможно создание смешанных учреждений с совместным содержанием и обучением мальчиков и девочек.

Учреждения могут быть открытого и закрытого типа.

Основной функцией специального учебно-воспитательного учреждения для несовершеннолетних правонарушителей является обеспечение их психологической, медицинской и социальной реабилитацией, включая коррекцию их поведения и адаптацию в обществе, а также создание условий для получения ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и профессионального образования.

Учреждение открытого типа выполняет профилактическую функцию и создается для детей и подростков:

  • с устойчивым противоправным (девиантным) поведением;
  • подвергшихся любым формам психологического насилия;
  • отказывающихся посещать общеобразовательные учреждения, испытывающих трудности в общении с родителями.

Учреждение открытого типа может быть государственным, муниципальным или негосударственным.

Учреждение закрытого типа создается для несовершеннолетних с делинквентным поведением, т.е. совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом РФ, нуждающихся в особых условиях воспитания и обучения и требующих специального педагогического подхода. Учреждение закрытого типа может быть только государственным.

Использование специальных учебных заведений в профилактике правонарушений несовершеннолетних – одно из направлений деятельности органов внутренних дел.

Основной задачей указанных учреждений является коррекция поведения, обучение и подготовка к общественно полезной деятельности несовершеннолетних путем применения к воспитанникам педагогических методов с обязательным охватом общеобразовательным и профессиональным обучением и привлечением их к труду. При этом проведение воспитательной, культурно-массовой и спортивной работы сочетается с определенным режимом содержания.

Обязательным условием для направления несовершеннолетних в специальные учебные заведения является постановка на учет и проведение профилактической работы по месту их жительства со стороны сотрудников органов внутренних дел соответствующего уровня (района, города и т.д.). Эти функции выполняют отделы по профилактике правонарушений несовершеннолетних (ОППН), которые есть в структуре Управлений внутренних дел всех уровней.

В том случае, если возникает необходимость направления несовершеннолетнего правонарушителя в специальное учебное заведение, сотрудники ОППН оформляют заявку на получение путевки для такого ребенка, которая направляется в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав при соответствующей Администрации (районной, городской и др.). Комиссия рассматривает заявку, выносит постановление о направлений несовершеннолетнего правонарушителям специальное учреждение (11-14 лет – в специальные школы, 14-18 лет – в специальные профессиональные училища) и выписывает ему путевку.

Направление подростков в специальные учебные заведения осуществляется через Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП) после получения путевки. С целью предупреждения правонарушений со стороны несовершеннолетних в период ожидания путевок используется предусмотренная Положением о комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав возможность содержания их в Центрах временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей до 60 суток. То есть несовершеннолетние помещаются в ЦВИНПы не после получения путевки, а с момента направления заявки, что, в свою очередь, позволяет освободить ОППНы от контроля за ребенком в этот период.

Сотрудник ОППН Управления внутренних дел, в чьи функциональные обязанности входит взаимодействие со специальными учебными заведениями, изучает личные дела подростков, проводит беседы с ними в Центре временной изоляции, поддерживает связь с родителями.

После получения путевки сотрудники ОППН доставляют ребенка в специальное учебное заведение, куда он направлен, а затем в течение всего периода его пребывания в этом учреждении осуществляют непосредственное взаимодействие с педагогическим коллективом и воспитанником в ходе выездов в специальное учебное заведение, контроль за оформлением личного дела на подростка, оказание практической помощи в его розыске и возвращении, если он самовольно оставил учебное заведение, а также принимают участие в выпуске воспитанника^ в том числе в реабилитационный отпуск.

Реабилитационный отпуск является одним из действенных и опробованных средств по подготовке воспитанника к жизни за пределами специального учебного заведения. Если воспитанник, находясь в специальном учебном заведении, не допускает нарушений дисциплины, выполняет требования педагогов, то, по согласованию с Управлением внутренних дел, он может быть направлен в реабилитационный отпуск сроком от 3 до 6 месяцев. Все это время он находится под контролем сотрудника ОППН, который следит за его поведением, а по окончании обозначенного срока готовит на данного подростка объективную характеристику, на основании которой администрация принимает окончательное решение о выпуске подростка из специального учебного заведения. Важной особенностью является то, во время реабилитационного отпуска личное дело подростка остается в учебном заведении.

Благодаря введению такой формы работы с воспитанниками появилась реальная возможность сокращать сроки пребывания несовершеннолетних в специальных учебных заведениях. Это имеет очень большое значение, поскольку число таких учебных заведений ограниченно и они не могут сегодня принять на перевоспитание всех правонарушителей, которые в этом нуждаются.

Очевидно, что в современных условиях роста числа правонарушений среди несовершеннолетних и возрастания необходимости совершенствования социально-педагогической работы с этим контингентом детей назрела и потребность в дальнейшем развитии системы специальных учебных заведений. Так, представляется целесообразным создание специализированных учебно-воспитательных заведений для различных категорий подростков-правонарушителей:

  • для несовершеннолетних, состоящих на профилактическом учете за различные правонарушения и допускающих отклонения в поведении;
  • для несовершеннолетних, состоящих на учете за противоправные действия, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела;
  • для несовершеннолетних, состоящих на учете за употребление наркотических и токсичных веществ;
  • для несовершенно летних, состоящих на учете за правонарушения и имеющих отклонения в психическом развитии.

Кроме того, для более эффективного использования возможностей по своевременной изоляции подростков-правонарушителей с помощью направления их в специальные учебно-воспитательные учреждения необходимо пересмотреть перечень медицинских противопоказаний, который на сегодняшний день не позволяет изолировать значительное количество несовершеннолетних, в результате чего они очень скоро попадают на скамью подсудимых, а затем и в места лишения свободы.

Просмотров: 19423
Категория: ПЕДАГОГИКА
Другие новости по теме:

  • Академия
  • Детское дошкольное учреждение
  • Жебровска Мария (1902 – 1978)
  • Кабинет психолога образования
  • Карточка индивидуального изучения и учета подростка
  • Колледж
  • Коченов Михаил Михайлович (1935 – 1999)
  • Культурно-исторические предпосылки возникновения социальной педагогики в России
  • Образовательная программа школы
  • Основные исторические и содержательные предпосылки становления социальной педагогики
  • Особенности детского алкоголизма
  • Паспорт пространства развития в микрорайоне
  • Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
  • Педагог
  • Педагог социальный
  • Педагог-психолог
  • Педагогика высшей школы
  • Предпосылки девиации в подростковом возрасте
  • Примерная характеристика микрорайона школы
  • Причины девиантного поведения подростков
  • Проблема преступности несовершеннолетних
  • Профессиональная деятельность социального педагога
  • Психологическая служба в детском дошкольном заведении
  • Реабилитационные программы социально-педагогической деятельности в воспитательных колониях
  • Реабилитационные социально-педагогические технологии
  • Система профессиональной подготовки социальных педагогов
  • Социально-педагогическая реабилитация подростков девиантного поведения
  • Типология проституции
  • Три уровня воспитательных технологий
  • Учебный план образовательного учреждения
  • Специальные учебно-воспитательные учреждения для несовершеннолетних правонарушителей

    Порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нефтеюганского района

    «УТВЕРЖДАЮ»

    Председатель территориальной

    комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации

    Нефтеюганского района

    28 июня 2012 года

    Порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной

    ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения

    закрытого типа субъектами системы профилактики

    безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

    Нефтеюганского района

    1. Общие положения

    Настоящий Порядок помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов и организаций в муниципальном образовании Нефтеюганский район (далее по тексту — Порядок) разработан в соответствии с законами Российской Федерации от 01.01.2001 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 01.01.2001 N 63-ФЗ «Уголовный кодекс Российской Федерации», от 01.01.2001 N 174-ФЗ «Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации», от 01.01.2001 N 3266-1 «Об образовании», приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01.01.2001 N 569 «Об утверждении Инструкции по организации работы подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел» и определяет порядок взаимодействия субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных органов и организаций при направлении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

    2. Цели и задачи

    Целями и задачами настоящего Порядка является создание механизма межведомственного взаимодействия по обеспечению прав и законных интересов несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности, правонарушений и предупреждению совершения повторных преступлений при направлении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

    3. Специальные учебно-воспитательные учреждения

    закрытого типа органов управления образованием

    К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием относятся:

    1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

    2) специальные профессиональные училища закрытого типа;

    3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

    4. Требования к помещению несовершеннолетних

    в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

    4.1. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

    а) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста;

    б) достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

    в) осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания.

    4.2. В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа не могут быть помещены несовершеннолетние, имеющие заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в указанных учреждениях, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001 N 518 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа органов управления образованием».

    5. Сроки пребывания несовершеннолетнего в специальном

    учебно-воспитательном учреждении закрытого типа

    5.1. Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

    5.2. Продление срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа по истечении срока, установленного судом, в случае необходимости завершения им общеобразовательной или профессиональной подготовки осуществляется по постановлению судьи по месту нахождения учреждения только на основании ходатайства несовершеннолетнего.

    6. Порядок подготовки материалов о помещении несовершеннолетних,

    не подлежащих уголовной ответственности, в специальные

    учебно-воспитательные учреждения закрытого типа

    6.1. Прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, или материалы об отказе в его возбуждении в течение трех дней передаются ОМВД России по Нефтеюганскому району в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Нефтеюганского района для рассмотрения возможности о ходатайстве перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.

    В случае принятия территориальной комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Нефтеюганского района решения ходатайствовать перед судом о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа Постановление территориальной комиссии и представленные материалы незамедлительно направляются в ОМВД России по Нефтеюганскому району.

    6.2. ОМВД России по Нефтеюганскому району в целях подготовки для рассмотрения судом материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа направляют в соответствующие органы и учреждения запросы о представлении необходимых документов. Указанные запросы подлежат исполнению на безвозмездной основе в течение 10 суток со дня их получения.

    6.3. Учреждения здравоохранения Нефтеюганского района проводят медицинское, в том числе психиатрическое, освидетельствование несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, для определения возможности его помещения в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Основаниями для проведения указанного освидетельствования являются:

    — постановления начальника ОМВД России по Нефтеюганскому району или прокурора Нефтеюганской межрайонной прокуратуры при наличии согласия несовершеннолетнего на медицинское освидетельствование либо согласия его родителей или иных законных представителей в случае, если несовершеннолетний не достиг возраста пятнадцати лет;

    — постановление судьи в случаях, когда несовершеннолетний и (или) его родители или иные законные представители не дали согласия на медицинское освидетельствование.

    В случае, если несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности, и (или) его родители или иные законные представители не дали согласия на медицинское освидетельствование, начальник ОМВД России по Нефтеюганскому району или прокурор Нефтеюганской межрайонной прокуратуры подает в суд по месту жительства несовершеннолетнего заявление о проведении медицинского освидетельствования несовершеннолетнего без его согласия либо без согласия его родителей или иных законных представителей.

    6.4. В случаях, когда у несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, во время медицинского освидетельствования выявлены заболевания, препятствующие их содержанию и обучению в специальных учебно — воспитательных учреждениях закрытого типа, материалы на указанных лиц передаются в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Нефтеюганского района для применения к ним мер воспитательного воздействия.

    6.5. Несовершеннолетние, не подлежащие уголовной ответственности, в отношении которых готовятся материалы о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, могут быть переданы под надзор родителей или иных законных представителей. В этих целях в соответствии с постановлением начальника ОМВД России по Нефтеюганскому району или его заместителя должностное лицо ОУУП и ПДН ОМВД России по Нефтеюганскому району получает от одного из родителей или иных законных представителей письменное обязательство обеспечить надлежащее поведение несовершеннолетних и их явку по вызовам в суд. Несовершеннолетние, их родители или иные законные представители, уклоняющиеся от явки в суд, могут быть по постановлению судьи подвергнуты приводу.

    6.6. Для рассмотрения вопроса о возможности помещения несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа начальник ОМВД России по Нефтеюганскому району или прокурор Нефтеюганской межрайонной прокуратуры направляют в суд по месту их жительства:

    — прекращенное уголовное дело в отношении несовершеннолетнего или материалы об отказе в его возбуждении;

    — постановление территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа;

    — характеристику с места учебы (работы) несовершеннолетнего, заключение по результатам психологического обследования (при наличии в образовательном учреждении психолога);

    — акт обследования семейно-бытовых условий жизни несовершеннолетнего;

    — справку ОМВД России по Нефтеюганскому району, содержащую сведения о правонарушениях, ранее совершенных несовершеннолетним, и принятых в этой связи мерах воздействия, копии компрометирующих документов;

    — заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего и возможности его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

    6.7. Указанные материалы направляются в Нефтеюганский районный суд на несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в течение 30 суток со дня вынесения постановления о прекращении уголовного дела в отношении указанного несовершеннолетнего или об отказе в его возбуждении. В исключительных случаях этот срок может быть продлен до 30 суток на основании постановления начальника ОМВД России по Нефтеюганскому району или прокурора.

    6.8. Перед направлением в суд материалы представляются для ознакомления несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, и его родителям или иным законным представителям, которые имеют право пользоваться юридической помощью адвоката, иметь представителя, давать объяснения, заявлять ходатайства, обжаловать принятые решения. Об ознакомлении с указанными материалами и о получении ответов на свои ходатайства, жалобы и заявления заинтересованные лица делают в представленном материале соответствующую запись.

    6.9. До рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органа внутренних дел на основании постановления судьи в случаях:

    — необходимости обеспечения защиты жизни или здоровья несовершеннолетнего;

    — необходимости предупреждения повторного общественно опасного деяния;

    — отсутствия у несовершеннолетнего места жительства, места пребывания;

    — злостного уклонения несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования.

    Под злостным уклонением несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования понимаются случаи, когда он по неуважительным причинам два или более раза не явился в суд или учреждение здравоохранения, осуществляющее медицинское освидетельствование, либо скрылся с места жительства, места пребывания.

    7. Субъекты системы профилактики, осуществляющие подготовку

    материалов, представляемых в суд по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учреждениях закрытого типа

    7.1. Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции обеспечивает подготовку совместно с соответствующими органами или учреждениями материалов, представляемых в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также по иным вопросам, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

    7.2. Комитет по опеке и попечительству готовит постановление администрации района о закреплении жилья за несовершеннолетним на период нахождения в специальном учреждении закрытого типа, при направлении в спецучреждение ребенка – сироты или ребенка, оставшегося без попечения родителей, готовится пакет документов согласно приложению 3.

    7.3. Департамент образования и молодежной политики и подведомственные ему учреждения готовят:

    — гарантийное письмо о продолжении обучения несовершеннолетнего после отчисления из спецучреждения закрытого типа,

    — личное дело учащегося образовательной школы с печатью учреждения, из которого выбывает подросток;

    — характеристику с места учебы несовершеннолетнего на момент определения его в спецучреждение закрытого типа (приложение1);

    — справка об окончании класса школы или иного учебного заведения и ведомость успеваемости за последний, текущий учебный год (аттестат о получении основного общего образования для окончивших 9 классов);

    — заключение по результатам психологического обследования (приложение 2).

    7.4. Комитет по здравоохранению и подведомственные ему учреждения проводят медицинское обследование несовершеннолетнего и оформляют заключение о состоянии его здоровья и возможности помещения в специальное учреждение закрытого типа (приложение 4).

    7.5. Отдел записи актов гражданского состояния по запросу территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав готовит дубликат свидетельства о рождении (при необходимости).

    7.6. Отдел Министерства внутренних дел России по Нефтеюганскому району:

    — направляет в территориальную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав прекращенное уголовное дело или материалы об отказе в его возбуждении в отношении несовершеннолетнего, справку, содержащую сведения о проводимой профилактической работе с несовершеннолетним и семьей, для рассмотрения возможности применения к ним мер воспитательного воздействия или ходатайства перед судом об их помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

    — направляет в целях подготовки для рассмотрения судом материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа, в соответствующие органы и учреждения запросы о предоставлении необходимых документов;

    — готовит материалы для вынесения начальником органа внутренних дел постановления о медицинском освидетельствовании несовершеннолетнего;

    — обеспечивает доставку несовершеннолетнего в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей г. Тюмени.

    8. Исполнение постановления суда о направлении несовершеннолетнего

    в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа

    Исполнение постановления судьи обеспечивают:

    1. Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей — в части доставления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

    2. Департамент образования и молодежной политики — в части предоставления путевок для направления несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в течение 20 суток со дня получения запроса о выдаче путевки;

    3. Территориальная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав — в части применения мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних в случаях, если судом установлены обстоятельства, подтверждающие возможность перевоспитания указанных несовершеннолетних без их помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, либо выявлены причины, препятствующие их помещению в указанное учреждение;

    4. Администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа — в части обеспечения исправления и реабилитации несовершеннолетнего в течение срока его содержания в указанном учреждении.

    5. ОМВД России по Нефтеюганскому району – в части доставления несовершеннолетнего в Центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей.

    Приложение 1

    ХАРАКТЕРИСТИКА

    ученика ______ класса _________________________________________

    (образовательное учреждение)

    Нефтеюганского района, ХМАО-Югры

    1. Фамилия, имя, отчество _______________________________________________

    2. Число, месяц, год рождения ___________________________________________

    3. Постоянное место жительства _________________________________________

    4. Состояние здоровья (состоял ли на учете в психоневрологическом диспансере, с какого времени и по какой причине?) _____________________________________

    5. В каком классе обучается _____________________________________________

    6. Переводился ли из школы в школу, исключался ли из школы (когда по какой причине?) _____________________________________________________________

    7. Какое отношение к обучению в школе, к выполнению домашних заданий, успеваемость, оставался ли на второй год, по каким предметам, в каком классе?

    8. Какими предметами интересуется. В каких кружках и секциях занимается. Любит ли читать. Какой литературой увлекается?

    9. Какое участие принимал в общественной жизни школы?

    10. Особенности поведения в школе, в семье, в общественных местах. Отношения к учителям и взрослым. _________________________________________________

    11. С кем дружит? (фамилия, имя, отчество, как характеризуются друзья?) ______________________________________________________________________

    12. Имеет ли дурные привычки и наклонности? (курит, пьет, принимает наркотики, с какого времени, от кого научился?) ______________________________________

    ______________________________________________________________________
    ____________________________________________________________________________________________________________________________________________

    13. Совершал ли правонарушения, когда, с кем? Имел ли приводы в полицию? (когда, за что)__________________________________________________________

    14. Причины отклонения от норм поведения ________________________________

    15. Какие меры воспитательного воздействия принимались, кем, когда, их результат? _________________________________________________________________

    ______________________________________________________________________
    ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    16. Сведения о родителях (лиц их заменяющих):

    Фамилия, имя, отчество отца___________________________________________ образование___________________ специальность ________________________ место работы _________________________________________________________

    должность ____________________________________________________________

    Фамилия, имя, отчество матери___________________________________________ образование___________________ специальность ________________________ место работы _____________________________________________________ должность ____________________________________________________________

    (если нет кого-то из родителей, то с какого периода и по какой причине) ______________________________________________________________________

    Сведения о других членах семьи, живущих вместе с семьей (указать степень родства по отношению к несовершеннолетнему):

    17. Взаимоотношения между членами семьи. Имеются ли в их поведении отклонения от норм (алкоголизм, наркомания, судимость и т. д.) ____________________

    18. Характер влияния семьи на несовершеннолетнего: _______________________

    19. Материальное положение семьи (ниже прожиточного минимума, прожиточный минимум, выше прожиточного минимума): _________________________________

    20. Предполагаемые меры, необходимые для исправления несовершеннолетнего: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Педагогический совет школы согласен с выводами сотрудников ОМВД по Нефтеюганскому району и считает, что несовершеннолетний нуждается в особых условиях воспитания и обучения, требует специального педагогического подхода.

    Характеристика утверждена педагогическим советом школы __ _________г.

    Директор школы __________________

    М. П. (расшифровка подписи)

    Решение о направлении несовершеннолетнего в специальное учреждение закрытого типа принято на заседании территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав:

    Постановление № ________ от ___________

    Председатель территориальной комиссии

    по делам несовершеннолетних и защите их прав

    Нефтеюганского района _______________

    (расшифровка подписи)

    Приложение 2

    Заключение

    по результатам психологического обследования

    несовершеннолетнего для направления в специальное

    учебно-воспитательное учреждение закрытого типа

    Ф. И.О.:________________________________________________________________

    Возраст:______________________________________________________________

    Дата обследования:_____________________________________________________

    Результаты психологического обследования:

    1. Особенности интеллектуального развития.

    2. Особенности эмоционально-вегетативной и поведенческой сфер.

    3. Особенности эмоционального развития подростка.

    4. Особенности характера, наличие акцентуаций.

    5. Личностные особенности подростка.

    6. Выводы.

    7. Рекомендации по воспитанию.

    Психолог ОУ ________________

    (расшифровка подписи)

    Директор ОУ ________________

    (расшифровка подписи)

    М. п.

    Приложение 3

    Пакет документов при направлении в спецучреждение закрытого типа

    детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

    1. Копия путевки Департамента труда и социальной защиты населения (о направлении в детский дом).

    2. Копию решения (постановления) соответствующего гос. органа или органа местного самоуправления о помещении несовершеннолетнего под надзор в учреждение для детей данной категории либо под опеку.

    3. Копия приказа о зачислении в детский дом.

    4. Документы, подтверждающие отсутствие родителей (решение суда об ЛРП, свидетельство о смерти и т. п.).

    5. Опись имущества несовершеннолетнего и сведения о лицах, отвечающих за его сохранность.

    6. Сведения о начислении алиментов на счет несовершеннолетнего;

    7. Ценные бумаги.

    8. Пенсионное удостоверение (сведения о начислении пенсии).

    9.Сберегательная книжка (договор об открытии счета в банке).

    10. При наличии у несовершеннолетнего закрепленного жилья:

    — свидетельство о государственной регистрации права собственности;

    — договор социального найма;

    — ордер;

    — свидетельство о праве на наследство;

    — договоры об использовании жилых помещений;

    — запросы о сохранности жилого помещения (2 раза в год).

    11. При отсутствии жилья: сведения, подтверждающие установление права несовершеннолетнего на внеочередное обеспечение жилым помещением;

    12. Копия анкеты о нахождении сведений о ребенке в банке данных (информация об изменении или дополнении сведений в анкету).

    13. Если ребенок инвалид:

    — удостоверение об инвалидности;

    справка медико-социальной экспертизы о признании несовершеннолетнего инвалидом;

    — индивидуальная программа его реабилитации.

    14. Договоры (купли-продажи, доверительного управления имуществом, поручения, иные договоры), заключенные в интересах несовершеннолетнего.

    15. Заключение ПМПК (для детей с отклонениями в развитии).

    Приложение 4

    Медицинские документы, необходимые для направления

    несовершеннолетних в спецучреждения закрытого типа

    1.Заключение учреждения здравоохранения о состоянии здоровья несовершеннолетнего.

    2. Анализы:

    — Общий анализ крови.

    — Общий анализ мочи.

    — Кал на я/глистов.

    — Кал на энтеробиоз.

    — Анализ крови на сифилис (давностью 1 месяц).

    — Анализ крови на ВИЧ.

    — Анализ крови на австралийский антиген.

    — Бак. анализы на дифтерию и кишечную группу (1 месяц).

    — Флюорография (до 1 месяца).

    3. Страховой медицинский полис.

    4. Карта развития ребенка № 000, медицинская карта из школы 026у.

    5. Сертификат о профилактических прививках ф 156/у-93.

    6. Карта профилактических прививок ф. 156/у-93.

    7. Карта профилактических прививок ф. 063у.

    8. Справка от психиатра (психоневролога) давностью до 4 месяцев. Для лиц, состоящих на учете, необходимо заключение о возможности обучения и указания профессии, которой можно обучать.

    9. Справка от нарколога давностью 5 месяцев.

    10.Справка от гинеколога для девочек об отсутствии заболеваний, требующих лечения в настоящее время (в том числе венерических заболеваний) и беременности (давностью 10 дней).

    11.Справка от дерматовенеролога.

    12. Если реакция Манту больше 5 мм (тубинфицированные), необходима справка от врача-фтизиатра о возможности направления в учебно — воспитательное учреждение закрытого типа и отсутствии необходимости в лечении.

    13. Справка из СЭС об отсутствии инфекции по месту жительства подростка (действительна 3 дня).

    В случае, когда в диагнозе указаны отклонения от нормы, прикладывается справка от врача с указанием возможности обучения, какие установлены ограничения и по какой специальности несовершеннолетний может обучаться.

    «СОГЛАСОВАНО»

    Начальник ОМВД России

    по Нефтеюганскому району

    «_____»____________2012 г.

    «СОГЛАСОВАНО»

    Директор департамента образования и молодежной политики Нефтеюганского района

    «_____»____________2012 г.

    «СОГЛАСОВАНО»

    Председатель комитета

    по здравоохранению администрации Нефтеюганского района

    «_____»____________2012 г.

    «СОГЛАСОВАНО»

    Председатель комитета по опеке и попечительству администрации Нефтеюганского района

    «_____»____________2012 г.

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *