Таблица административных правонарушений

Вопрос 21. Основные виды административных правонарушений.

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан. (Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; отказ в предоставлении гражданину информации; принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке и т.д.)

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. (Сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; занятие проституцией и т.д.)

3. Административные правонарушения в области охраны собственности. (Самовольное занятие земельного участка; пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); нарушение авторских и смежных прав, мелкое хищение и т.д.)

4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. (Нарушение правил водопользования; нарушение правил охраны атмосферного воздуха; нарушение правил лесопользования и т.д.)

5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике. (Нарушение требований промышленной безопасности; нарушение требований нормативных документов в области строительства; повреждение электрических сетей и т.д.)

6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. (Непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки нарко-содержащих растений; нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил; и т.д.)

7. Административные правонарушения на транспорте. (Действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; действия, угрожающие безопасности полетов; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; безбилетный проезд и т.д.)

8. Административные правонарушения в области дорожного движения. (Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра; управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков; и т.д.)

9. Административные правонарушения в области связи и информации. (Самовольное проектирование, строительство, изготовление, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты; разглашение информации с ограниченным доступом и т.д.)

10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. (Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограниченна; нарушение законодательства о рекламе и т.д.)

11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. (Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля и т.д.)

12. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил). (Незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств; нарушение режима зоны таможенного контроля и т.д.)

13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. (Заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод; незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации; и т.д.)

14. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. (Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации; нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином РФ правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; и т.д.)

15. Административные правонарушения против порядка управления. (Самоуправство, неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; заведомо ложный вызов специализированных служб; проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации и т.д.)

16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. (Мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; нарушение требований пожарной безопасности и т.д.)

17. Административные правонарушения в области воинского учета. (Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете; неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение от медицинского обследования; умышленные порча или утрата документов воинского учета и т.д.).

Виды административных наказаний и их характеристика

Понятие, цели административного наказания

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях восстановления социальной справедливости и воспитания лица, совершившего правонарушение, в духе соблюдения требований законодательства и уважения правопорядка, а также предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

Административное наказание не может иметь своей целью унижение человеческого достоинства физического лица, совершившего административное правонарушение, или причинение ему физических страданий, а также нанесение вреда деловой репутации юридического лица (статья 3.1 Кодекса Приднестровской Молдавской Республики об административных правонарушениях (далее по тексту КоАП ПМР)).

Административные наказания выполняют в известной мере функцию предупреждения преступлений.

Административные наказания выражаются, как правило, либо в моральном, либо материальном воздействии на правонарушителя. Не­которые административные наказания сочетают в себе одновременно и моральное осуждение, и материальное воздействие, и временное ограничение прав нарушителя (например, административный арест, лишение специальных прав, исправительные работы и др.).

Виды административных наказаний и их характеристика

В статье 3.2. КоАП ПМР перечислены следующие виды административных наказаний:

1) предупреждение;

2) административный штраф;

3) возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;

4) конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;

5) лишение специального права, предоставленного физическому лицу;

6) административный арест;

7) административное выдворение за пределы ПМР;

8) дисквалификация;

9) административное приостановление деятельности;

10) приостановление действия либо аннулирование разрешительных документов;

11) взыскание стоимости товаров и (или) транспортных средств;

12) обязательные работы.

В отношении юридического лица и индивидуального предпринимателя могут применяться административные наказания, перечисленные в подпунктах а)– г), и)– л) пункта 1 настоящей статьи.

В отношении граждан могут применяться административные наказания, перечисленные в подпунктах а)– з), к)– м) пункта 1 настоящей статьи, в случаях, прямо предусмотренных Особенной частью КоАП ПМР.

В отношении должностных лиц могут применяться административные наказания, перечисленные в подпунктах а)– г), з) пункта 1 настоящей статьи, в случаях, прямо предусмотренных Особенной частью КоАП ПМР.

1) Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (статья 3.4 КоАП ПМР).

2) Административный штраф является денежным взысканием и может выражаться в величине, кратной:

а) расчетному уровню минимальной заработной платы, установленному действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики на момент окончания административного правонарушения или обнаружения длящегося административного правонарушения (далее – РУ МЗП);

б) стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания административного правонарушения или обнаружения длящегося административного правонарушения;

в) сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания административного правонарушения или обнаружения длящегося административного правонарушения налогов, сборов или таможенных платежей либо сумме незаконной валютной операции, либо сумме части валютной выручки, подлежащей обязательной продаже, не проданной в установленном порядке, либо сумме незаконно полученной суммы доходов, либо сумме неуплаченного административного штрафа, либо сумме проведенных расходных операций, либо сумме бартерной операции, либо стоимости не оприходованных товарно-материальных ценностей;

г) сумме выручки правонарушителя от реализации товара (выполнения работы, предоставления услуги), на рынке которого (которых) совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (выполнению работы, предоставлению услуги) в предшествующем календарном году;

д) начальной стоимости предмета торгов.

Размер административного штрафа не может быть менее 1 (одного) РУ МЗП.

Согласно закону ПМР «О республиканском бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» 1 РУ МЗП на сегодняшний день равен 17 рублей ПМР.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан и исчисляемого исходя из РУ МЗП, не может превышать 450 РУ МЗП, на должностных лиц – 600 РУ МЗП, на индивидуальных предпринимателей – 1200 РУ МЗП, на юридических лиц – 5000 РУ МЗП.

Нормы настоящего пункта не применяются к размерам административных штрафов, исчисляемым в соответствии с подпунктами б) и в) пункта 1 и пунктом 4 настоящей статьи.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из величин, указанных в подпунктах б) и в) пункта 1 настоящей статьи, не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета либо соответствующей суммы или стоимости, а в случае, предусмотренном статьей 7.28 КоАП ПМР, – пятикратного размера стоимости причиненного ущерба.

Размер административного штрафа, исчисляемого исходя из суммы выручки правонарушителя от реализации товара (выполнения работы, предоставления услуги), на рынке которого (которых) совершено административное правонарушение, не может превышать 1/25 (одной двадцать пятой) совокупного размера суммы выручки от реализации всех товаров (выполнения работ, предоставления услуг) за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товаров (выполнению работ, предоставлению услуг) в предшествующем календарном году.

Сумма административного штрафа подлежит зачислению в полном объеме в бюджеты всех уровней в соответствии с нормативами, установленными законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Примечание. При наложении административного наказания в виде административного штрафа, выражающегося в величине, кратной стоимости товаров и транспортных средств, под стоимостью таких товаров и транспортных средств понимается их рыночная стоимость на момент окончания административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении – на момент обнаружения административного правонарушения (статья 3.5 КоАП ПМР).

3) Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения -это его принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого орудия или предмета. Возмездное изъятие назначается судьей (статья 3.6 КоАП ПМР).

4) Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения — это принудительное безвозмездное обращение в государственную собственность вещей. Конфискация назначается судьей.

Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

а) подлежащего в соответствии с законом возвращению его законному собственнику;

б) изъятого из оборота либо находящегося в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащего обращению в собственность государства или уничтожению (статья 3.7 КоАП ПМР).

5) Лишение специального права, предоставленного физическому лицуустанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом только в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП ПМР. Лишение специального права назначается судьей.

Срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца и более 3 лет.

Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью, за исключением случаев управления транспортным средством в состоянии опьянения, уклонения от прохождения в установленном порядке медицинского освидетельствования на состояние опьянения, а также оставления указанным лицом в нарушение установленных правил места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся.

Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию (статья 3.8 КоАП ПМР).

6) Административный арестзаключается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества и устанавливается на срок до 30 суток.

Административный арест назначается судьей.

Административный арест устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений и не может применяться к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет (за исключением случаев, прямо предусмотренных Особенной частью КоАП ПМР), лицам, не достигшим возраста 18 лет, инвалидам I и II групп, к женщинам в возрасте старше 55 лет и мужчинам в возрасте старше 60 лет, а также к лицам, указанным в пункте 2 статьи 2.9 КоАП ПМР.

Срок административного задержания включается в срок административного ареста (статья 3.9 КоАП ПМР).

7) Административное выдворение за пределы Приднестровской Молдавской Республикииностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных лиц через государственную границу Приднестровской Молдавской Республики за пределы Приднестровской Молдавской Республики, в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Приднестровской Молдавской Республики.

Административное выдворение за пределы Приднестровской Молдавской Республики как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей.

Административное выдворение за пределы Приднестровской Молдавской Республики не может применяться к иностранному гражданину или лицу без гражданства, являющемуся жертвой торговли людьми в соответствии с законом, если административные правонарушения были совершены в силу обстоятельств совершенного в отношении жертвы торговли людьми преступления.

При назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Приднестровской Молдавской Республики иностранного гражданина или лица без гражданства судья принимает решение о его принудительном выдворении за пределы Приднестровской Молдавской Республики или контролируемом самостоятельном выезде из Приднестровской Молдавской Республики.

В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Приднестровской Молдавской Республики судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении для помещения иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Приднестровской Молдавской Республики.

Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Приднестровской Молдавской Республики может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Приднестровской Молдавской Республики за счет средств иностранного гражданина или лица без гражданства либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица (статья 3.10 КоАП ПМР).

8) Дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности государственной гражданской службы, должности в органах местной власти и местного самоуправления, занимать должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики, либо осуществлять деятельность по предоставлению государственных и муниципальных услуг либо деятельность в сфере подготовки спортсменов (включая их медицинское обеспечение) и организации и проведения спортивных мероприятий. Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация устанавливается на срок от 6 (шести) месяцев до 3 (трех) лет.

Дисквалификация может быть применена к лицам, замещающим должности государственной гражданской службы, должности в органах местной власти и местного самоуправления, к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета), к индивидуальным предпринимателям, к лицам, занимающимся частной практикой, к тренерам, работникам государственного учреждения, осуществляющего деятельность по предоставлению государственных услуг в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и государственного кадастрового учета недвижимого имущества (статья 3.11 КоАП ПМР).

9) Административное приостановление деятельностизаключается во временном прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг. Административное приостановление деятельности применяется в случае угрозы жизни или здоровью людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды либо в случае совершения административного правонарушения в области оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в области противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных незаконным путем, в области порядка управления, в области общественного порядка и общественной безопасности.

Административное приостановление деятельности устанавливается на срок до 90 (девяноста) суток.

Срок административного приостановления деятельности исчисляется с момента фактического приостановления деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.

Судья на основании ходатайства индивидуального предпринимателя или юридического лица досрочно прекращает исполнение административного наказания в виде административного приостановления деятельности, если будет установлено, что устранены обстоятельства, указанные в пункте 1 настоящей статьи, послужившие основанием для назначения данного административного наказания (статья 3.12 КоАП ПМР).

10) Приостановление действия либо аннулирование разрешительных документов, а равно отзыв квалификационного аттестата, выданных уполномоченным органом на осуществление определенного вида деятельности, применяется в случаях, в порядке и на основаниях, прямо предусмотренных КоАП ПМР.

Органы, осуществляющие государственный контроль (надзор), уполномоченные в соответствии с КоАП ПМР рассматривать дела об административных правонарушениях, вправе назначать административное наказание в виде приостановления действия разрешительных документов, в случае если КоАП ПМР за совершение определенного административного правонарушения предусмотрен такой вид административного наказания и при условии, что это правонарушение совершено в связи с грубым нарушением требований и условий разрешительных документов, предусмотренных действующим законодательством Приднестровской Молдавской Республики.

Приостановление действия разрешительных документов устанавливается на срок до 6 месяцев.

Аннулирование разрешительных документов, а равно отзыв квалификационного аттестата заключается в их изъятии и запрещении лицу заниматься тем видом деятельности, на осуществление которого они были выданы.

Аннулирование разрешительных документов назначается судьей, в случае если КоАП ПМР за совершение определенного административного правонарушения предусмотрен такой вид административного наказания и при условии, что это правонарушение совершено в связи с осуществлением лицом деятельности, предусмотренной разрешительными документами, и повлекло за собой нанесение ущерба правам и законным интересам, жизни и здоровью граждан, обороне и безопасности государства (статья 3.13 КоАП ПМР).

11) Взыскание стоимости товаров и (или) транспортных средств, являющихся предметами административных правонарушений, состоит в принудительном изъятии денежной суммы, составляющей свободную (рыночную) цену таких товаров и транспортных средств на день окончания административного правонарушения или обнаружения длящегося административного правонарушения (статья 3.14 КоАП ПМР).

12) Обязательные работы заключаются в выполнении физическим лицом, совершившим административное правонарушение, в свободное от основной работы, службы или учебы время бесплатных общественно полезных работ. Обязательные работы назначаются судьей.

Обязательные работы устанавливаются на срок от 20 (двадцати) до 200 (двухсот) часов и отбываются не более 4 (четырех) часов в день.

Обязательные работы не применяются к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 3 (трех) лет, инвалидам I и II групп, военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, а также к имеющим специальные звания сотрудникам органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, таможенных и налоговых органов, судебным исполнителям (статья 3.15 КоАП ПМР).

Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного органа;

в) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего (статья 3.16 КоАП ПМР).

Все административные наказания законодатель поделил на две группы на основные и дополнительные административные наказания.

Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, за исключением права управления транспортным средством, обязательные работы, административный арест, дисквалификация и административное приостановление деятельности могут устанавливаться и применяться только в качестве основных административных наказаний.

Возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, административное выдворение за пределы Приднестровской Молдавской Республики иностранного гражданина или лица без гражданства, взыскание стоимости товаров и (или) транспортных средств могут устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Приостановление действия либо аннулирование разрешительных документов применяется в качестве дополнительного административного наказания.

За одно административное правонарушение может быть назначено основное либо основное и дополнительное административное наказание из наказаний, указанных в санкции применяемой статьи Особенной части КоАП ПМР (статья 3.3 КоАП ПМР).

Виды административных правонарушений

Характеристика общего состава административного правонарушения предполагает анализ и последующую классификацию родовых составов, охватывающих виды административных правонарушений, имеющих относительно единый объект посягательства (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан).

Классификация видов административных правонарушений представляет собой научную основу для кодификации законодательства об административной ответственности, повышения эффективности правоприменительной практики органов исполнительной власти и их должностных лиц. Ввиду огромного разнообразия и значительной распространенности административных правонарушений единого критерия их классификации не существует. Поэтому применяется комплексный критерий, объединяющий совокупность признаков, характеризуемых единством правового регулирования, относительной устойчивостью и повторяемостью возникающих при этом административных правоотношений.

Комплексный критерий классификации видов административных правонарушений включает родовой объект посягательства (например, общественный порядок, собственность, порядок управления) и отраслевую направленность проступка, т.е. конкретную область государственного управления (например, промышленность, строительство, энергетику, сельское хозяйство, транспорт, торговлю, экологию и т.д.).

На основе данного критерия все виды административных правонарушений объединены в Кодексе об административных правонарушениях в следующие классификационные группы (главы).

1. Административные правонарушения, посягающие на права граждан. К ним, в частности, относятся: нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума; проведение предвыборной агитации в период ее запрещения и в местах, где она запрещена законом; изготовление или распространение анонимных агитационных материалов; подкуп избирателей, участников референдума, использование незаконной материальной поддержки кандидатом, зарегистрированным кандидатом, избирательным объединением, избирательным блоком; нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях; нарушение законодательства о труде и об охране труда; увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки; неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетнего; нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании; отказ в предоставлении гражданину информации; принуждение к участию или к отказу от участия в забастовке.

2. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность. Это, например, сокрытие источника заражения ВИЧ-инфекцией, венерической болезнью и контактов, создающих опасность заражения; незаконное занятие частной медицинской практикой либо народной медициной (целительством); нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, организации питания населения; незаконный оборот либо хранение наркотических средств; потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача; вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ; занятие проституцией.

3. Административные правонарушения в области охраны собственности. Они включают: самовольное занятие земельного участка; самовольную добычу янтаря; пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией); самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии); самовольное занятие участка лесного фонда; пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии); нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав; нарушение требований сохранения, использования и охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения, их территорий и зон их охраны; самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти или газа; уничтожение или повреждение чужого имущества; нарушение правил пользования жилыми помещениями; нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений; мелкое хищение и т.д.

4. Административные правонарушения в области охраны окружающей природной среды и природопользования. Это — сокрытие или искажение экологической информации; порча земель; нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов; нарушение правил охраны водных объектов; нарушение правил водопользования; нарушение правил охраны атмосферного воздуха; нарушение правил лесопользования; незаконная порубка, повреждение либо выкапывание деревьев, кустарников или лиан; уничтожение мест обитания животных; нарушение требований к охране лесов; нарушение правил пожарной безопасности в лесах; нарушение правил пользования объектами животного мира; нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях; нарушение правил охраны рыбных запасов и т.д.

5. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике. К ним относятся: нарушение требований промышленной безопасности; нарушение требований нормативных документов в области строительства; нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных и радиоактивных веществ; повреждение электрических сетей; повреждение тепловых сетей, топливопроводов, совершенное по неосторожности; непроизводительное расходование энергетических ресурсов и т.д.

6. Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель. Это, например, нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками; непринятие мер по обеспечению режима охраны посевов, мест хранения и переработки наркосодержащих растений; нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

7. Административные правонарушения на транспорте. Они включают: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; действия, угрожающие безопасности полетов; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; нарушение правил плавания; нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судном лицом, не имеющим права управления; управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения; нарушение правил обеспечения безопасности пассажиров на судах водного транспорта, а также на маломерных судах; нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном транспорте; нарушение правил поведения граждан на железнодорожном, воздушном или водном транспорте; безбилетный проезд; нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги, нарушение землепользователями правил охраны автомобильных дорог и дорожных сооружений и т.д.

8. Административные правонарушения в области дорожного движения. К ним, в частности, относятся: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке или не прошедшим государственного технического осмотра; управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления; управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством лицу, находящемуся в состоянии опьянения; несоблюдение требований, предписанных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги; нарушение правил перевозки людей; нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего; невыполнение требования об остановке транспортного средства или о предоставлении транспортного средства; невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения; нарушение Правил дорожного движения пешеходом или иным лицом, участвующим в процессе дорожного движения.

9. Административные правонарушения в области связи и информации. Это, например, самовольное проектирование, строительство, изготовление, установка или эксплуатация радиоэлектронных средств или высокочастотных устройств; изготовление в целях сбыта либо сбыт заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты; незаконная деятельность в области защиты информации; разглашение информации с ограниченным доступом; нарушение правил защиты информации; нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов; нарушение порядка изготовления или распространения продукции средств массовой информации, злоупотребление свободой массовой информации; повреждение телефонов-автоматов.

10. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности. Они включают: осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконную продажу товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограниченна; нарушение законодательства о рекламе; продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; нарушение порядка ценообразования; обман потребителей; ограничение свободы торговли; незаконное получение кредита; фиктивное или преднамеренное банкротство; нарушение правил продажи отдельных видов товаров; нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; ненадлежащее управление юридическим лицом; нарушение законодательства об экспортном контроле; нарушение установленного порядка сбора, хранения, защиты и обработки сведений, составляющих кредитную историю.

11. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг. К ним, в частности, относятся: нарушение срока постановки на учет в налоговом органе; нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; незаконные сделки с ценными бумагами; неисполнение банком решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; выпуск или продажа подлежащих маркировке товаров и продукции без маркировки; грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности.

12. Административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил). К ним, в частности, относятся: незаконное перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ; недекларирование либо недостоверное декларирование товаров и транспортных средств; нарушение режима зоны таможенного контроля; несоблюдение правил перемещения транспортных средств через таможенную границу РФ; непринятие мер по таможенному оформлению или по выпуску находящихся на временном хранении товаров и транспортных средств; нарушение сроков уплаты налогов и сборов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ.

13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти. Это невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы; воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава; непринятие мер по частному определению суда или представлению судьи; невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении; заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод; незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации; незаконное ношение государственных наград; незаконное ношение форменной одежды со знаками различия, символикой государственных военизированных организаций, правоохранительных или контролирующих органов и т.д.

14. Административные правонарушения в области защиты Государственной границы РФ и обеспечения режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. К ним относятся: нарушение режима Государственной границы РФ; нарушение пограничного режима в пограничной зоне; нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ; неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ; нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания в Российской Федерации; нарушение должностным лицом организации, принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, либо гражданином РФ правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации; нарушение правил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности в РФ без разрешения на работу; нарушение иммиграционных правил; нарушение беженцем или вынужденным переселенцем правил проживания; незаконная деятельность по трудоустройству граждан РФ за границей; незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ.

15. Административные правонарушения против порядка управления. Они включают: самоуправство; неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения; невыполнение лицом, освобожденным из мест отбывания лишения свободы, обязанностей, установленных в отношении него судом; заведомо ложный вызов специализированных служб; проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации; умышленная порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо утрата его по небрежности; незаконное изъятие удостоверения личности гражданина (паспорта) или принятие его в залог; нарушение обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации, нарушение требований нормативных актов по обеспечению единства измерений; несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним; подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт.

16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность. Это мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; демонстрирование фашистской атрибутики или символики; нарушение требований пожарной безопасности; нарушение требований режима чрезвычайного положения; невыполнение требований норм и правил по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему; нарушение сроков регистрации (перерегистрации) оружия или сроков постановки его на учет; стрельба из оружия в неотведенных для этого местах; незаконная частная детективная или охранная деятельность; нарушение пропускного режима охраняемого объекта; блокирование транспортных коммуникаций; распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах; появление в общественных местах в состоянии опьянения.

17. Административные правонарушения в области воинского учета. К ним относятся: непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет; неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет; несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете; неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение от медицинского обследования; умышленные порча или утрата документов воинского учета.

Приведенная классификация видов административных правонарушений позволяет органам исполнительной власти, должностным лицам и гражданам четко и предметно ориентироваться во всем многообразии правовых запретов и обязанностей в сфере реализации исполнительной власти, нарушение или неисполнение которых влечет административную ответственность. На этой основе обеспечивается дальнейшее улучшение работы по охране правопорядка, усиление борьбы с административными правонарушениями и укрепление законности в стране.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *