Тариф вывоза ТБО в многоквартирном доме

Сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме в соответствии с подпунктом «д» пункта 11 Правил № 491, входит в состав работ, услуг по содержанию общего имущества многоквартирного дома.

Соответственно, расходы на вывоз твердых и жидких бытовых отходов от многоквартирного дома являются составной частью расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 37, ст. 39 и 158 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ, разделы II и III Правил № 491). Режим общей долевой собственности (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ) на общее имущество собственников помещений пред­полагает равные права у всех собственников помеще­ний на владение, пользование и распоряжение общим имуществом, а также на одинаковое распределение рас­ходов на его содержание. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей указанного собственника в праве общей собственности на общее имущество в таком доме (ч. 1 ст.37, ч. 2 ст. 39 ЖК РФ). В свою очередь доля каждого собственника квартиры или нежилого помещения в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме пропорциональна размеру общей площади квартиры или нежилого помещения. Об этом же говорится в письме Минрегионразвития РФ от 06.03.2009 г. №6177-АД14: «В соответствии со статьями 39, 156 (частей 3, 7 и 8) и 158 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Кодекса) размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 1 кв. м общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений»… Прошу довести требования законодательства Российской Федерации и настоящее письмо до органов местного самоуправления, управляющих и подрядных организаций, товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов, действующих на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Для того чтобы вывоз отходов, образующихся в результате деятельности организаций, занимающих нежилые помещения, осуществлялся в счет платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме (размер которой определяется на единых условиях для всех собственников помещений в многоквартирном доме) указанные отходы должны являться по своему происхождению, свойствам, составу, классу опасности бытовыми. Если же отходы от нежилых помещений не отвечают указанному признаку, то их вывоз производится не в счет содержания общего имущества многоквартирного дома, а по отдельному договору с лицом, осуществляющим соответствующий вид деятельности (в том числе с лицом, осуществляющим управление либо содержание общего имущества многоквартирного дома), за отдельную плату, определяемую сторонами договора.

В этой связи в первую очередь требует решения вопрос идентификации отходов, возникающих в результате деятельности организаций, занимающих нежилые помещения, то есть проблема увязки результатов естественного оборота материальных ресурсов именно с бытовыми отходами.

Понятие «твердые бытовые отходы» законодательно не определено. Из-за отсутствия определения данного понятия первостепенное значение приобретает правильная его трактовка, а также четкое разграничение и структурирование отходов, возникающих в процессе деятельности организаций, расположенных в нежилых помещениях.

Рассмотрим, являются ли отходы, образующиеся в нежилых помещениях, бытовыми.

Межгосударственный стандарт ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 28 декабря 2001 г. N 607-ст) содержит следующие понятия:

Отходы, под которыми понимаются остатки продуктов или дополнительный продукт, образующиеся в процессе или по завершении определенной деятельности и не используемые в непосредственной связи с этой деятельностью. При этом под определенной деятельностью понимается производственная, исследовательская и другая деятельности, в том числе потребление продукции. Соответственно различают отходы производства и отходы потребления.

Отходы производства — остатки сырья, материалов, веществ, изделий, предметов, образовавшиеся в процессе производства продукции, выполнения работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства.

Отходы потребления — остатки веществ, материалов, предметов, изделий, товаров (продукции или изделий), частично или полностью утративших свои первоначальные потребительские свойства для использования по прямому или косвенному назначению в результате физического или морального износа в процессах общественного или личного потребления (жизнедеятельности), использования или эксплуатации. К отходам потребления в основном относят твердые, порошкообразные и пастообразные отходы (мусор, стеклобой, лом, макулатуру, пищевые отходы, тряпье и др.), образующиеся в населенных пунктах в результате жизнедеятельности людей.

Под определение понятия «отходы потребления» также подходит (или является его частным случаем) понятие «бытовые отходы» — отходы потребления, образующиеся в бытовых условиях в результате жизнедеятельности населения.

Вместе с тем ГОСТ 30772-2001 относит к отходам потребления не только отходы потребления от домовладений, но и отходы, образующиеся в офисах, торговых предприятиях, мелких промышленных объектах, школах, больницах, других муниципальных учреждениях. Для указанных отходов еще используется термин «муниципальные, или коммунальные отходы» (Федеральный классификационный каталог отходов, утвержденный приказом Министерства природных ресурсов РФ от 02 декабря 2002 г. N 786. Согласно указанному Каталогу в состав твердых коммунальных отходов входят следующие виды:

— отходы от жилищ;
— отходы потребления на производстве, подобные коммунальным, в том числе: мусор от бытовых помещений организаций, включая крупногабаритный, мусор строительный, мусор от разборки зданий;
— отходы кухонь и предприятий общественного питания;
— отходы (мусор) от уборки территории и помещений объектов оптово-розничной торговли продовольственными и промышленными товарами;
— отходы (мусор) от уборки территории и помещений учебно-воспитательных учреждений
— отходы (мусор) от уборки территории и помещений культурно-спортивных учреждений и зрелищных мероприятий;
— др.

Аналогичный подход к классификации отходов содержится в Санитарных правилах СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Министерства здравоохранения РФ (Главного государственного врача РФ) от 30 мая №16, и Санитарных правилах и нормах СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (утв. Минздравом СССР 5 августа 1988 г. N 4690-88).

Так, согласно СП 2.1.7.1038-01: на полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово-парковый смёт, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 — 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории (п.2.4).

Обезвреживание твердых, жидких и пастообразных отходов, обладающих радиоактивностью, осуществляется на специальных полигонах, организованных в соответствии с основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности (2.5).

Захоронение и обезвреживание твердых, пастообразных отходов промышленных предприятий (1 — 2 класса опасности), в которых содержатся токсичные вещества, тяжелые металлы, а также горючие и взрывоопасные отходы, должно производиться на полигонах, организованных в соответствии с санитарными правилами о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов (2.6).

Прием трупов павших животных, конфискатов боен мясокомбинатов на полигоны твердых бытовых отходов не допускается (2.7).

На полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно — профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно — профилактических учреждений (п.2.8) и т.д.

СанПиН 42-128-4690-88 к бытовым отходам отнесены хозяйственно-бытовые отходы, образующиеся на территориях жилых и общественных зданий, объектах культурно-бытового назначения, территориях различных учреждений и организаций торговли, общественного питания, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха; жидкие отходы из неканализованных зданий; уличный мусор и смет).

Таким образом, СП 2.1.7.1038-01, СанПиН 42-128-4690-88, ГОСТ 30772-2001 и Федеральный классификационный каталог отходов относят (приравнивают) неопасные и малоопасные отходы, образовавшиеся в результате деятельности непромышленных (недобывающих, необрабатывающих) организаций, к бытовым отходам (или к отходам потребления).

Как правило, именно такие организации и занимают нежилые помещения в многоквартирных домах, поскольку промышленное и тем более опасное производство в жилых зданиях запрещено. К таким организациям относятся: кредитные, торговые организации, организации общественного питания, бытового обслуживания и другие, а также любого профиля деятельности, размещающие офисы на первых этажах многоквартирных домов. Однако в ряде случаев в нежилых помещениях многоквартирных домов могут располагаться организации, образующие в процессе своей деятельности не относящиеся к категории бытовых опасные химические, биологические и иные отходы, для которых должен быть установлен особый режим сбора, вывоза и (или) захоронения (например, медицинские, биологические, химические лаборатории, химчистки и т.п.).

На основании изложенного можно сделать вывод, что в зависимости от конкретных условий производства и потребления материальные результаты деятельности организаций могут считаться бытовыми отходами, а могут ими не быть. Однако вопрос включения расходов по вывозу отходов, образующихся в нежилых помещениях, в состав платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме необходимо для всех случаев пользования нежилыми помещениями в многоквартирных домах решать одинаково.

А именно:

Сбор и вывоз отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности организаций, использующих нежилые помещения в многоквартирных домах, специальные требования к сбору, вывозу и захоронению которых отсутствуют и которые признаются бытовыми, в том числе, образовавшиеся в результате деятельности по уборке и ремонту служебных и иных помещений, в результате жизнедеятельности сотрудников (потребления на личные нужды), в результате производственной деятельности (например, бумажные отходы, типографские изделия, деловые бумаги), осуществляется в общем порядке, установленном договором управления для всех собственников помещений в данном доме, и оплачивается в счет содержания общего имущества пропорционально доле в праве общей собственности на общее имущество собственника каждого нежилого помещения.

Организации, для которых установлен особый режим сбора, вывоза и (или) захоронения образующихся у них отдельных видов отходов, не относящихся к категории бытовых, обязаны самостоятельно организовать сбор и вывоз таких отходов, в т.ч. заключить отдельный договор со специализированной организацией на оказание соответствующих услуг и оплачивать их в соответствии с условиями такого договора.

Поделитесь этой информацией:

С 1 января для жителей областного центра был установлен тариф за вывоз мусора 4,91 рубля, для жителей Кирово-Чепецка — 4,73 рубля с квадратного метра вне зависимости от количества проживающих. В то время как жители остальных населенных пунктов стали платить не с «квадрата», а по 114,75 рубля с человека.

С нового года в разы выросли суммы за вывоз и утилизацию отходов. Первым возмутился кировчанин Константин Сухих, для которого плата увеличилась более чем в пять раз. И подал в суд на министерство энергетики и ЖКХ. По указу губернатора рост тарифов на коммунальные услуги в первом полугодии 2019 года должен составить не более чем 1,7 процента, а в его случае произошел скачок на 520 процентов.

К Сухих присоединились еще 10 человек. Суммы, выставленные в платежках за вывоз и утилизацию мусора владельцам частных домов, превышают тысячу, а иногда и две тысячи рублей в месяц. При этом в общую площадь включили гаражи, подвалы, пристрои.

Жильцы частных домов могут «производить» мусора меньше, поскольку пищевые отходы в частных домах идут на удобрение приусадебного участка. А бумага и картон сжигаются в печах. Но это тарифы не учитывают.

В региональном министерстве энергетики и ЖКХ с требованиями владельцев частных домов в Кирове и Кирово-Чепецке не согласны. Плату с площади представитель министерства Денис Целищев обосновал тем, что более 70 процентов жителей Кирова и Кирово-Чепецка проживают в квартирах площадью меньше 50 квадратных метров и для них плата с квадратного метра выгоднее, чем с человека.

Тем не менее суд отменил пункт распоряжения министерства «Об утверждении нормативов накопления ТКО», который говорит, что в Кирове и Кирово-Чепецке оплата коммунальной услуги по обращению с ТКО осуществляется исходя из общей площади жилого помещения.

Казалось бы, решение суда кировчане должны воспринять с радостью. Ведь, как справедливо говорят многие, «мусор производит человек, а не квартира». Но в соцсетях разразилась полемика. Люди подсчитали, что будет, если перейти на новый вид расчета. И оказалось, что для многих плата не уменьшится, а вырастет.

По словам заместителя председателя регионального Заксобрания Романа Титова, любое решение, брать ли плату с человека или с площади, все равно будет несправедливо по отношению к какой-то категории населения.

— Например, площадь моей квартиры — 57,5 квадратного метра, — говорит он. — Раньше я платил примерно 250 рублей. Теперь я буду платить по 114 рублей с человека, а нас — четверо. И рост будет почти в два раза. Хотя объем услуги не изменится.

По его мнению, ошибка была сделана год назад, когда не утвердили отдельный норматив для частного сектора. Тогда бы не было судов. Инициаторы судебного иска хотели защитить свои права. Они их защитили, но в итоге основная часть населения будет платить больше, хотя тариф останется прежним. И создан очень опасный прецедент.

Как считает чиновник, возможным выходом из создавшейся ситуации может быть пересмотр тарифов в сторону снижения за счет не столь резкого включения в них инвестиционной составляющей регионального оператора. Что уже делают в других регионах.

В правительстве области «революционное» решение суда пока не комментируют. На обжалование решения у министерства есть время до начала мая.

То, насколько противоречивыми для разных групп населения могут быть способы начисления платы за утилизацию отходов, показала ситуация в Нижегородской области. Любовь Воробьева из города Богородск написала в редакцию «РГ» о том, как в результате «мусорной реформы» выросла ее плата за сбор и утилизацию бытовых отходов. Там как раз сделано то, за что ратует Константин Сухих. Жильцы МКД стали платить исходя из площади, в частных — берут плату с количества проживающих. До реформы Любовь Воробьева, проживая в двухкомнатной квартире площадью 50,9 квадратного метра, платила 101,9 рубля, сейчас — 282,34. В то же время в частных домах с человека взимают плату 129,25 рубля.

— Для меня как одиноко проживающей плата выросла в 2,77 раза, а в частных домах — только в 1,27 раза, — возмущается она. — В месяц у меня накапливается три-четыре стандартных пакета мусора, то есть один пакет обходится в 70-90 рублей. Считаю, что это очень дорого.

Но в суд она не пошла, а претензии направила губернатору.

В министерстве экологии и природных ресурсов Нижегородской области корреспонденту «РГ» сообщили, что, по данным Госжилинспекции региона, в МКД на одного проживающего в среднем приходится 22,6 квадратного метра площади.

При этом 65 процентов жильцов МКД живут в более тесных условиях и для них выгоднее производить оплату с квадратного метра помещения, чем с количества проживающих. В то же время, по данным статистики, средняя площадь на одного человека в индивидуальном жилом секторе составляет 33 квадратных метра, и оплата с площади для проживающих в индивидуальных домах была бы менее выгодной. Этот фактор стал одним из определяющих при принятии решения о дифференцированном подходе для определения расчетной единицы нормативов накопления ТКО.

«В настоящее время на федеральном уровне проводятся мероприятия, направленные на корректировку законодательства, которое в итоге создаст условия для внедрения раздельного накопления ТКО. Оно предусматривает два этапа: с 1 июня 2019 года и с 1 января 2020 года», — отметили в министерстве.

Уфа, 7 сентября 2020, 10:24 — REGNUM Вопрос оплаты вывоза мусора из отдаленных населенных пунктов Башкирии по факту оказанных услуг поручил проработать глава республики Радий Хабиров на оперативном совещании в правительстве региона.

По словам министра природопользования и экологии Башкирии Урала Искандарова, с 1 сентября в республике увеличены тарифы региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами. Ранее эта стоимость составляла 70 рублей за вывоз мусора из многоквартирных домов и 35 рублей — из частного сектора.

С 1 сентября тарифы установлены следующие тарифы: вывоз мусора из многоквартирных домов МУП «Спецавтохозяйство» составит 75 рублей, из частного сектора — 76 рублей. ООО «Дюртюлимелиоводстрой» будет вывозить мусор за 96 рублей и 77 рублей соответственно. ООО «Экосити» будет начислять 94 рубля и 96 рублей соответственно, а ООО «Экология Т» — 95 рублей и 96 рублей.

Урал Искандаров подчеркнул, что повышение стоимости вывоза мусора позволит региональным операторам начать строить мусоросортировочные заводы, а также объекты обработки и захоронения отходов. При этом, автоматизированная система мониторинга «ТКО Башкортостан» будет контролировать качество услуг.

По словам главы Башкирии Радия Хабирова, тарифы 70 рублей и 35 рублей были самые низкие в России. При этом они не были экономически обоснованы. Это было сделано на тот период, пока не наладится система вывоза мусора. И сейчас пришло время идти дальше, поскольку кроме вывоза мусора, его нужно еще и перерабатывать.

При этом глава региона высказал обеспокоенность тем, что тариф для частного сектора вырос в два раза. Особенно это актуально для отдаленных деревень, откуда мусор вывозится порой всего один раз в месяц.

«За что будут платить жители дальних деревень?» — задал он вопрос, при этом предложил начислять плату с жителей таких населенных пунктов по фактическому оказанию услуг, поэтому нужно проработать данный вопрос.

Читайте ранее в этом сюжете: В Кургане десятки домов останутся без газоснабжения на сутки

Почти в половине российских регионов тарифы на вывоз мусора снизились по сравнению с предыдущим годом. Таковы результаты исследования комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы, предоставленного «Ъ”. В 30 субъектах стоимость обращения с отходами осталась прежней, а в пяти даже повысилась. Среди них Башкортостан, Кемеровская, Магаданская, Нижегородская и Ленинградская области. Впрочем, отмечают эксперты, россияне вряд ли станут платить меньше за вывоз мусора.

В 47 субъектах в 2020 году региональные власти снизили тарифы для населения на вывоз мусора. Это следует из результатов мониторинга (есть у «Ъ”) комитета по экологии и охране окружающей среды Госдумы. Наибольшее снижение зарегистрировано в Якутии — в некоторых зонах (территория субъекта может быть поделена на несколько зон в зависимости от работы региональных операторов) тарифы опустились на 60%. На 30–40% тарифы снизились в Алтайском, Камчатском, Красноярском краях, Коми, Томской и Амурской областях.

С 1 января большинство российских субъектов федерации перешли на новую систему обращения с отходами, согласно которой за сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение мусора отвечают региональные операторы, выбранные на конкурсах.

Жители субъектов, в которых реформа стартовала, нередко жалуются, что мусор стали вывозить реже, появились несанкционированные свалки, а тарифы за вывоз отходов выросли.

Рост тарифов на вывоз мусора в 2019 году спровоцировал, отмечают эксперты, увеличение рисков социального напряжения сразу в нескольких регионах. В то время как граждане называют суммы в платежках завышенными, региональные операторы настаивают, что население платит за вывоз мусора недостаточно.

В прошлом году правительство заморозило рост платы за негативное воздействие на окружающую среду (отчисление компании-загрязнителя за тонну мусора, размещенного на полигоне), освободив региональных операторов от налога на добавленную стоимость. По мнению чиновников, это должно было снизить тарифы на обращение с отходами.

Однако в 30 регионах тариф регионального оператора не изменился, при этом в пяти регионах, несмотря на все преференции, тарифы, наоборот, выросли.

Это наблюдается в некоторых зонах Башкортостана (с 585,8 до 599,4 руб.), Кемеровской (с 493,6 до 520,8 руб.), Магаданской (с 235,9 до 312,9 руб.), Нижегородской (с 563,8 до 600,2 руб.) и Ленинградской (с 874,7 до 926,2 руб.) областях. Как рассказал «Ъ” глава думского комитета по экологии Владимир Бурматов, депутаты направят запрос в Федеральную антимонопольную службу с просьбой проверить ценообразование в тех регионах, где тариф повысился.

При этом мониторинг экологического комитета Госдумы показал: разные по номиналу тарифы предусмотрены лишь в десяти регионах. Речь идет о том, что жители одного муниципалитета платят меньше, чем жители другого (ставки зависят от плотности населения, категории плательщиков, близости к полигонам твердых бытовых отходов и т. д.). И только в Нижегородской области власти ввели льготы для пользователей, сортирующих отходы. Отметим, на скидках за раздельный сбор мусора раньше настаивали экс-премьер РФ Дмитрий Медведев и бывший профильный вице-премьер Алексей Гордеев.

Кроме того, депутаты выявили, что мусорные тарифы существенно разнятся в соседних субъектах. Например, тариф для регионального оператора в Псковской области выше Новгородской в 2,5 раза (759,2 и 273,7 руб. соответственно), а жители Калмыкии платят за мусор в 1,8 раза больше астраханцев (667 и 372,7 руб.).

Несмотря на снижение тарифов, коммунальные платежи россиян за эту услугу могли и не уменьшиться.

Дело в том, что сейчас стоимость вывоза мусора для граждан рассчитывается исходя из тарифа регионального оператора за перемещение отходов и норматива образования мусора для жителей (месячное накопление отходов, которое устанавливают региональные власти). «Предполагаю, что в угоду региональным операторам, которые близки к власти, чиновники могут попытаться компенсировать им эти потери искусственно задранными нормативами»,— говорит господин Бурматов. По его словам, комитет планирует следить и за подобными случаями.

Ситуации, когда одновременно со снижением тарифа власти повышали норматив для жителей, встречались и раньше, говорит исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру Светлана Бик. При этом, обращает внимание она, снижение тарифов произошло из-за политических, а не экономических причин. Это может негативно сказаться на работе региональных операторов, уверена госпожа Бик. Поднять нормативы одномоментно невозможно — расчеты производятся в течение года, говорит координатор ассоциации в сфере экологии и защиты окружающей среды «РазДельный сбор» Анна Гаркуша. При этом, отмечает она, раздельный сбор, который планируется внедрить по стране, может также привести к росту платы за вывоз мусора: «Обычный мусор в контейнерах дворники приминают, а вторсырье в баках занимает больший объем».

Анна Васильева

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *