Тарификация педагогических работников

Как формируется зарплата

Порядок расчета и условия оплаты труда в учреждениях образования, финансируемых из федерального бюджета, определяются Правительством РФ. В учреждениях, финансируемых из бюджета субъекта РФ, — органами власти субъекта РФ, а в учебных заведениях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления.

Заработная плата работников образовательных учреждений включает в себя:

  • оплату труда исходя из ставок заработной платы и должностных окладов, установленных в соответствии с разрядами ЕТС, с учетом их повышения за особые условия труда, за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях (например, за работу в сельской местности, школе-интернате, гимназии и др.);
  • доплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных (например, за работу в ночное время, во вредных условиях);
  • доплаты за работу, не входящую в должностные обязанности, в том числе связанную с образовательным процессом (классное руководство, проверка письменных работ, заведование кабинетами и др.);
  • надбавки за высокое качество, напряженность и интенсивность труда (если они установлены работнику);
  • премии и другие выплаты стимулирующего характера;
  • республиканские компенсационные выплаты;
  • выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (районный коэффициент);
  • другие выплаты, предусмотренные действующим законодательством.

Ставки заработной платы

Ставки заработной платы (должностные оклады) педагогических работников определяются в зависимости от образования и стажа работы по специальности или от квалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации. Это определено Тарифно-квалификационными характеристиками по должностям работников учреждений образования (ТКХ), согласованными Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. N 46.

Отметим, что должностные оклады руководителей определяются в зависимости от квалификационной категории, устанавливаемой по результатам аттестации, а также от группы, к которой образовательное учреждение относится по объемным показателям деятельности.

А размеры доплат за выполнение дополнительной работы, не входящей в круг основных обязанностей сотрудника, а также надбавок за высокое качество, напряженность, интенсивность труда и порядок их установления определяются учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, и закрепляются в коллективном договоре, локальном нормативном акте образовательного учреждения.

Порядок исчисления заработной платы

Месячная заработная плата учителей и преподавателей определяется путем умножения размеров ставок их заработной платы, установленных с учетом квалификации и повышений, на фактическую нагрузку в неделю и деления полученного произведения на установленную за ставку норму часов педагогической работы в неделю.

Для наглядности рассмотрим порядок начисления зарплаты учителям на примере.

Пример. Учитель математики ведет уроки в старших классах. Его педагогическая нагрузка составляет 23 часа в неделю. Он имеет высшее образование и стаж педагогической работы 15 лет.

В соответствии с коллективным договором и положением об оплате труда учреждения учителю установлены доплаты (за классное руководство, проверку тетрадей, заведование кабинетом).

Примечание. Доплаты за классное руководство

Ежемесячное вознаграждение за классное руководство педагогическим работникам федеральных государственных общеобразовательных учреждений с 1 января 2006 г. составляет 1000 руб. (Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2005 г. N 850).

Рассчитаем его зарплату за январь 2006 г. в случаях, если бы он работал в разных типах образовательных учреждений (см. приложение на с. 63). Так как в каждом субъекте РФ есть свои повышающие коэффициенты, мы предположим, что наш преподаватель ведет свою педагогическую деятельность в Республике Башкортостан. Следовательно, кроме федеральных повышающих коэффициентов мы должны учесть и региональные. Это уральский коэффициент — 15 процентов. Примем во внимание и республиканские компенсационные выплаты.

Приложение

Расчет зарплаты учителя

(руб.)

Наименование
должности
Разряд
оплаты
труда
Тарифная
ставка
Повышающий
коэффициент
за работу
в интернате,
гимназии,
лицее (15%)
Повышение
за работу
на селе
(25%)
Ставка
зарплаты
с учетом
повышений
Заработная
плата за часы
педагогической
работы
Доплата
за классное
руководство
(20%)
Доплата
за проверку
тетрадей
(10%)
Доплата
за заведование
кабинетом
(10%)
Компенсационные
выплаты <**>
Всего
зарплата
с учетом
районного
коэффициента
(15%)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Учитель, работающий
в городской школе
11 2144 2144 2739,56
((2144 x 23) :
18)
428,8
(2144 x
20%)
273,96
(2739,56 x
10%)
214,4
(2144 x 10%)
147 4374,28
((2739,56 +
428,8 +
273,96 +
214,4 + 147)
x 1,15)
Учитель, работающий
в сельской школе
11 2144 536
(2144 x
25%)
2680
(2144 +
536)
3424,44
((2680 x 23) :
18)
536
(2680 x
20%)
342,44
(3424,45 x
10%)
268
(2680 x 10%)
147 5425,56
((3424,44 +
536 + 342,44
+ 268 + 147)
x 1,15)
Учитель, работающий
в городской
общеобразовательной
школе-интернате
11 2144 321,6
(2144 x 15%)
2465,6
(2144 +
321,6)
3150,49
((2465,6 x 23)
: 18)
315,05
(3150,49 x
10%)
246,56
(2465,6 x 10%)
147 4437,97
((3150,49 +
315,05 +
246,56 +
147) x 1,15)
Учитель, работающий
в сельской
общеобразовательной
школе-интернате
11 2144 321,6
(2144 x 15%)
536
(2144 x
25%)
3001,6
(2144 +
321,6 +
536)
3835,38
((3001,6 x 23)
: 18)
383,54
(3835,38 x
10%)
300,16
(3001,6 x 10%)
147 5365,99
((3835,38 +
383,54 +
300,16 +
147) x
1,15)
Учитель, работающий
в городской гимназии
(лицее)
11 2144 321,6
(2144 x 15%)
2465,6
(2144 +
321,6)
3150,49
((2465,6 x 23)
: 18)
493,12
(2465,6 x
20%)
315,05
(3150,49 x
10%)
246,56
(2465,6 x 10%)
147 5005,05
((3150,49 +
493,12 +
315,05 +
246,56 +
147) x 1,15)
Учитель, работающий
в сельской гимназии
(лицее)
11 2144 321,6
(2144 x 15%)
536
(2144 x
25%)
3001,6
(2144 +
321,6 +
536)
3835,38
((3001,6 x 23)
: 18)
600,32
(3001,6 x
20%)
383,54
(3835,38 x
10%)
300,16
(3001,6 x 10%)
147 6056,36
((3835,38 +
600,32 +
383,54 +
300,16 +
147) x 1,15)
Учитель, работающий
в городской гимназии
(лицее), интернате
11 2144 643,2
(2144 x 15%)
+ (2144 x
15%)
2787,2
(2144 +
643,2)
3561,42
((2787,2 x 23)
: 18)
356,14
(3561,42 x
10%)
278,72
(2787,2 x 10%)
147 4994,77
((3561,42 +
356,14 +
278,72 +
147) x 1,15)
Учитель, работающий
в сельской гимназии
(лицее), интернате
11 2144 643,2
(2144 x 15%)
+ (2144 x
15%)
536
(2144 x
25%)
3323,2
(2144 +
643,2 +
536)
4246,31
((3323,2 x 23)
: 18)
424,63
(4246,31
x 10%)
332,32
(3323,2 x
10%)
147 5922,80
((4246,31 +
424,63 +
332,32 +
147) x 1,15)

<**> В соответствии с Постановлением Кабинета министров РБ от 12 апреля 1999 г. N 104 компенсационные выплаты сотрудникам, работающим по 11-му разряду ЕТС, — 147 руб.

И.Е.Меликова

Главный специалист

по социальным вопросам

Башкирского рескома

Профсоюза работников

народного образования и науки РФ

г. Уфа

Тарификация педагогических работников школы в 2019 году

Долгие годы труд учителей общеобразовательных школ оплачивался на основе урочно-почасовой системы, заложенной в советское время, когда нормируемая часть рабочего времени педработников определяласт в астрономических часах и соответствовала общей длительности проведенных занятий, включая перемены. Применение обновленной тарификации педагогических работников школы в 2019 году обусловлено необходимостью расчета норматива — показателя финансовых затрат, необходимых для обучения одного ребенка в течение учебного года. Определение нормативов возложено на региональные органы власти, регламентирующие управление сферами финансов и образования, поэтому нормативное значение ученико-часа по стране значительно разнится. При начислении зарплаты дополнительно учитывается уровень квалификации специалиста и наименование преподаваемых дисциплин, но на практике соответствие тарифной сетки объему реально выполняемой педагогической работы остается условным.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

— Управление качеством образования через оценку эффективности труда педагога (важно)

— Оценка деятельности педагогов с помощью коллективного редактирования оценочного листа (с примерами рассчетов)

В соответствии с правительственными инициативами, которые были озвучены в 2012 году, к 2019-2019 учебному году реальная зарплата педагогов должна была на 200 % превысить показатель среднестатистической ставки по региону, но ввиду кризисной ситуации в экономике оптимистичные новости пока остаются только прогнозами. Вместе с тем в 2019 году было выделено более 14,5 млрд. рублей на повышения уровня оплаты педагогического труда, что является обнадеживающим.

Вместе с тем важно не забывать, что расчет зарплаты учителя в 2019 году, как и в последние годы, будет формироваться из нескольких компонентов, что отражено в таблице.

Из чего формируется зарплата учителя согласно новой системе оплаты труда

Компоненты заработной платы педагога Пояснения
Базовый оклад Определяется с учетом типовой учебной нагрузки — количества рабочих часов, отведенных на подготовку и проведение занятий, проверку домашних и контрольных работ, организацию внеурочной деятельности школьников.
Компенсирующая часть (до 100 % базового оклада) Надбавки, начисляемые за интенсивность труда (замены, совмещение должностей), обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, а также выплаты учителям сельских школ, предназначенные для погашения коммунальных платежей.
Стимулирующие выплаты (до 100 % надбавки + до 100 % доплаты + до 100 % премии + надбавка за стаж) Стимулирующая часть заработной платы начисляется по согласованию с управляющим советом школы из средств собственного фонда ОУ за трудовой стаж, реализацию передового педагогического опыта, демонстрацию учениками высоких образовательных результатов.

К дополнительным факторам, обуславливающим увеличение заработной платы учителей в 2019 году, относится:

  1. Повышение показателей МРОТ (минимального размера оплаты труда) с 1мая 2019 г. до показателя прожиточного минимума — 11 163 руб., что способствовало увеличению окладов в бюджетной сфере.
  2. Информационная сводка МРОТ по регионам (скачать)
  3. Проведение с 1 января 2019 г. индексации зарплаты педагогов на 4 % (на 1000 рублей и более).
  4. Внедрение коэффициента разброса — показателя, ограничивающего значение максимально возможного разрыва между фактическим окладом учителей и руководителей ОУ. Следует отметить, что данное нововведение имеет большую значимость ввиду переданной в полномочия управленческого состава ОУ самостоятельно корректировать зарплатные надбавки, что способствует нарастанию внутренних конфликтов в коллективе и тарификации педработников с учетом субъективной составляющей. Согласно нововведению, коэффициента разброса не может составлять более 1:4, как следствие — при зарплате учителей в 20 000 руб.руководитель ОУ не может получать более 80 000 руб.

с комментариями экспертов

Еще одно значимое нововведение, ввиду которого может быть изменена тарификация педагогических работников школы в 2019 году, является введение новых должностей — старшего и ведущего учителя. Систематическое повышение квалификации, утверждаемое независимой комиссией, будет отражаться на финансовом благополучии работников и способствовать повышению уровнях их мотивации.

Новая система расчета окладов учителям и показатели эффективности образования

Обновленный порядок начисления оплаты педагогического труда, реализованный в соответствии с правительственными инициативами, работники сферы образования считают непродуманным, а по многим пунктам — несправедливым, и есть все основания полагать, что данная тенденция сохранится и в 2019 году. Нормативные показатели и то, как рассчитывается зарплата учителя в реальных учебно-воспитательных условиях, являют полное несоответствие, что обусловлено региональными особенностями, необходимостью доработки новой системы тарификации и субъективизмом, подчас проявляемым руководителями ОУ. Как следствие — формируется комплекс факторов, определяющих не только актуальные параметры образовательной парадигмы, но и сложности в вопросах начисления заработной платы педагогам (в т.ч. минимизацию возможностей повышения фактических ставок):

  1. Необходимость укрупнения классов ввиду расчета зарплатных ставок с учетом количества детей. Такой подход грозит последовательным упразднением индивидуального подхода, реализация которого невозможна при необходимости взаимодействия с численным классным коллективом, а также сознательным отказом учителя от внедрения передовых педагогических практик, работы с одаренными детьми — потенциальными победителями олимпиад и предметных конкурсов.
  2. Сохранение декларативности оценки отдельных направлений педагогической труда — организации внеклассной активности школьников, научно-исследовательской деятельности.
  3. Укрепления связи между оценками школьников и уровнем заработной платы (учитель остается материально ответственным за выставление неудовлетворительных отметок). Таким образом, с учеников и их родителей снимается моральная ответственность за успеваемость, а педагоги, работающие со «слабыми» классами, автоматически демонстрируют низкие показатели профессиональной деятельности, лишаясь львиной доли стимулирующих выплат.
  4. Сохранение высоких шансов несправедливого распределения трудовой нагрузки: в условиях подушевой оплаты труда молодой педагог, работающий с большими классами, может заработать значительно больше, чем более опытный коллега, закрепленный за малочисленными классами, что особенно актуально для малокомплектных школ.
  5. Фактическая необходимость демонстрации завышенных показателей, без которых педагог не моет рассчитывать на значительное повышение базового оклада.

Таким образом, оплата труда учителя школы остается проблемным вопросом, регулирование которого в 2019 году даже при условии выделения дополнительного финансирования требует пристального внимания по стороны региональных властей и правительства, а также корректирования ситуации на местах силами руководителей ОУ.

Как фактически рассчитывается зарплата учителя в 2019 году

Проблема мотивации труда в сфере образования — педагогического и управленческого — постепенно осознается в качестве одной из ключевых, ныне выраженных в качестве переосмысления оплаты труда педработников. При поднятии вопроса о том, как рассчитывается зарплата учителя, с целью повышения качества учебно-воспитательного процесса и активации творческой активности сотрудников учитывать частный интерес, который в финансовом эквиваленте могут отразить стимулирующие надбавки к заработной плате.

Разработка системы стимулирования представляет собой комплексный подход в сфере повышения качества труда, реализуемый как способ управления социальной системой посредством мотивации конкретного трудового поведения. Для эффективного стимулирования целесообразно использовать три вида поощрения — финансовое, социальное и психологическое, грамотное использование которых позволяет педагогическим коллективам долгое время успешно функционировать без вмешательства субъекта управления.

Внедрение системы стимулирующих выплат предусматривает:

  1. Необходимость постоянного контроля и коррекции новой системы оплаты труда учителей в каждой образовательной организации с целью создания условий, при которых каждый работник получает зарплату, соответствующую уровню профессиональных стараний и фактической трудовой нагрузки.
  2. Эффективное использование бюджетных средств и целевое планирование задач, препятствующее неоправданным расходам.
  3. Разработка и реализация механизмов увеличения доли надтарифного фонда (стимулирующей части) в общем фонде оплаты труда с предоставлением возможности участвовать в согласовании ее распределения совету школы.
  4. Увеличение дифференциации в оплате труда учителей различной квалификации на фоне утверждения новой системы аттестации, стимулирующих к освоению эффективных образовательных технологий, методов ИКТ, способов организации проектной, исследовательски-поисковой, экспериментальной деятельности учащихся в рамках освоения предметного минимума.

На данном этапе преобразования системы социально-экономического поощрения сотрудников сферы образования остро стоит проблема оценки работы персонала, которая должна обеспечивать преобразование трудовых усилий в денежный эквивалент. Большинство педработников до конца не понимают, как рассчитывается зарплата учителя, в то время как комплекс действий, реализуемый руководителями ОУ при распределении выплат стимулирующего характера, остается малопонятным для большинства педагогов ввиду низкого порога информированности. С целью повышения уровня контроля фактического заработка и сохранения высокого уровня профессиональной мотивации следует учитывать показатели НСОТ, закрепленные в нормативно-правовых документах. Несоблюдение данных условий в конкретных ОУ является поводом для проверки механизмов начисления заработной платы с целью защиты личных финансовых интересов.

Нормативные условия расчета оплаты труда учителя с начислением стимулирующих надбавок

Информация о файле

Совокупность вышепредставленных факторов, которые должны быть понятны каждому педработнику с целью защиты личных финансовых интересов, определяет реальный механизм расчета зарплаты учителю. Вместе с тем на фоне слабой разработки механизмов контроля со стороны трудовой общественности за процессом ежемесячного распределения выплат и ввиду необходимости соблюдения лимитов при внедрении форм подушевого финансирования руководители ОУ нередко вынуждены идти на сознательное нарушение отдельных законодательных норм — изменять показатели предельной наполняемости класса, осуществлять неправомерное сокращение часов учебного плана и ставок младшего педагогического персонала, что обуславливает сложность контроля текущего уровня зарплаты и размывает понимание возможностей ее повышения.

Коэффициенты по категориям учителей

Одним из условий стабильного повышения заработной платы в системе образования на данный момент считается непрерывное повышение уровня профессионального мастерства, которое отражают коэффициенты оплаты труда по категориям учителей. Чаще всего в Положениях о НСОТ различных субъектов РФ используется повышающий коэффициент к окладу за квалификационную категорию. Это единственный коэффициент, позволяющий учитывать квалификационные характеристики педагога в модели оплаты труда, основанной на стоимости ученико-часа.

Согласно Модельной методике, представленной в письме Минобрнауки России от 26.11.2007 № ИК-244/03, повышающий коэффициент А за квалификационную категорию педагога может составлять:

  • 1,05 – для педагогических работников, имеющих вторую категорию;
  • 1,10 – для педагогических работников, имеющих первую категорию;
  • 1,15 – для педагогических работников, имеющих высшую категорию.

Показатели повышающего коэффициента, рассчитанные на федеральном уровне с учетом стоимости ученико-часа, применяются во многих регионах, но наравне с этим практикуется их пересмотр с учетом реальных бюджетных возможностей.

Еще один значимый коэффициент учителю за категорию определяется с учетом стажа трудовой деятельности, от которого было рекомендовано отказаться с целью привлечения в отрасль молодых специалистов. Вместе с тем многие регионы сохранили данный вид надбавок, максимальный показатель которых ограничен 15-20 %. Бонусом к фактической зарплате для молодых педагогов может стать уровень образования: получение степени «бакалавра», «специалиста», «магистра» дает право на установление базового оклада на уровне, предусмотренном для должностных лиц, имеющих высшее профессиональное образование.

Тарификация работников образования

Основные принципы и подходы к формированию систем оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений

Формирование систем оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, отличных от ЕТС, осуществляется с учетом:

Ø базовых должностных окладов, базовых ставок заработной платы, устанавливаемых Правительством РФ по профессиональным квалификационным группам;

Ø повышения достигнутого уровня оплаты труда;

Ø единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

Ø государственных гарантий по оплате труда;

Ø рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

Ø создания условий для оплаты труда работников в зависимости от их личного участия в эффективном функционировании учреждения;

Ø создания условий для направления средств, полученных от сокращения избыточной численности, в распоряжение учреждения, не допуская их изъятия или зачета в объеме финансирования учреждения;

Ø направления средств, полученных от предпринимательской и иной, не запрещенной законом, приносящей доход деятельности, на увеличение фонда оплаты труда образовательного учреждения.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных образовательных учреждений устанавливаются:

Ø в федеральных государственных образовательных учреждениях – коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Ø в государственных образовательных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации;

Ø в муниципальных образовательных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Базовые должностные оклады, базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

Ø федеральными государственными учреждениями – за счет средств федерального бюджета;

Ø государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

Ø муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

При формировании систем оплаты труда работников государственных и муниципальных образовательных учреждений необходимо определить профессиональные квалификационные группы, которые представляют собой группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимые для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. Так, приказом Минздравсоцразвития России №248нот 29 мая 2008 года «Об утверждениипрофессиональныхквалификационных группобщеотраслевых профессий рабочих» утверждены профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих первого и второго уровня. Приказом Минздравсоцразвития России №216нот 5 мая 2008 года «Об утверждениипрофессиональныхквалификационных групп должностей работников образования» утверждена профессиональная квалификационная группа должностей работников учебно-вспомогательного персонала первого и второго уровня, профессиональная квалификационная группа должностей педагогических работников, профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений.

Тарификация работников зависит от уровня профессионального образования и стажа работы по специальности.

Тарификация работ и присвоение тарифных и квалификационных разрядов работникам образовательных учреждений производится с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС) и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС). Указанные справочники и порядок их применения утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

ЕТКС содержит тарифно-квалификационные характеристики профессий рабочих по видам работ и производств в зависимости от их сложности и соответствующим ей тарифным разрядам; требования, предъявляемые к профессиональным знаниям и навыкам рабочих; примеры работ.

ЕКС содержит квалификационные характеристики должностей руководителей, специалистов и служащих, определяющие содержание труда работников, должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню их знаний и квалификации.

Применение указанных справочников направлено на сохранение единства тарификации работ, установление единых подходов в определении должностных обязанностей работников и предъявляемых к ним квалификационных требований, правильный подбор и расстановку кадров, повышение деловой квалификации работников, рациональное разделение труда, создание действенного механизма разграничения функций, полномочий и ответственности между различными категориями работников.

Соответствие фактически выполняемых работником обязанностей его квалификации определяет аттестационная комиссия образовательного учреждения. Она проводит переаттестацию работников в соответствии с положениями о проведении аттестации и переаттестации работников образовательных учреждений.

Тарификационные списки составляются ежегодно по состоянию на 01 сентября текущего учебного года тарификационной комиссией и утверждаются директором учебного заведения.

В тарификационном списке преподавателей указывается:

а) общее число часов преподавательской работы за год по тарификации, в том числе:

— число часов по учебному плану;

— число дополнительных часов;

б) сведения о квалификации работников;

в) месячные оклады (месячная ставка заработной платы), исходя из которых ведется расчет средней месячной заработной платы работников.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *