Технический отчет новая форма

Технический отчет по обращению с отходами: спорные моменты при его составлении и представлении

В материале, недавно опубликованном в журнале «Справочник эколога», были изложены основные сведения о техническом отчете по обращению с отходами (далее — Техотчет) и даны советы о том, как его заполнять. В настоящей статье, призванной дополнить указанную публикацию, остановимся на некоторых тонкостях и важных вопросах, связанных с составлением и представлением Техотчета, которые нам часто задают коллеги и с которыми мы сталкиваемся на практике. Также вкратце расскажем об изменениях в правилах составления Техотчета, которые запланированы в проектах Приказов Минприроды России, опубликованных в конце июля 2017 г.

ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД

Один из самых часто возникающих вопросов — за какой период составлять Техотчет? В Методических указаниях по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденных Приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее — Методические указания), применительно к Техотчету речь идет об «отчетном периоде». Но какой период считать отчетным? Каждый календарный год? Год с даты выдачи документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — Лимит)? Об этом ни в Методических указаниях, ни в Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденном Приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 50 (в ред. от 25.07.2014; далее — Порядок утверждения НООЛР), ничего не сказано.

КСТАТИ

Аналогичных вопросов, связанных с заполнением формы № 2-ТП (отходы), декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду (далее — НВОС), отчетности субъектов малого и среднего предпринимательства в области обращения с отходами, не возникает! Там все очевидно: отчетный период — очередной календарный год. Это следует из текстов соответствующих нормативных правовых актов, из их сути, из утвержденных форм документов, из установленных законодательством сроков представления документации, привязанных к календарным датам.

В случае же определения отчетного периода для целей составления Техотчета все осложняется тем, как сформулированы сроки его представления: согласно п. 12 Порядка утверждения НООЛР Техотчет должен быть представлен (или направлен) в течение 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. То есть срок представления Техотчета не привязан к календарному году, а лишь к дате выдачи Лимита. Полагаем, указанное требование все-таки не дает явных оснований вести отчетный период с даты выдачи Лимита.

Но, ориентируясь на предписанные сроки представления Техотчетов, и многие экологи предприятий, и представители государственных органов делают вывод о том, что отчетным периодом является период в 365 (для високосных лет — 366) дней, начинающийся с даты выдачи Лимита. Такая позиция, например, нашла свое отражение в ответе Управления Росприроднадзора по Республике Коми от 16.06.2014 (на запрос от 04.06.2014), в котором сказано, что «если нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждены 13.05.2014, то технический отчет оформляется за отчетный период 13.05.2014–13.05.2015 и направляется в течение десяти рабочих дней после окончания отчетного периода».

Можно, конечно, принять такую позицию Росприроднадзора и — во избежание претензий этого надзорного органа — ею руководствоваться на практике. Но, по нашему мнению, это не будет соответствовать другим положениям законодательства.

Напомним, основной нормативный правовой акт, в соответствии с которым ведется учет в области обращения с отходами, — Порядок учета в области обращения с отходами (далее — Порядок учета), утвержденный Приказом Минприроды России от 01.09.2011 № 721 (в ред. от 25.06.2014). Согласно п. 3 Порядка учета материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются в том числе при подготовке Техотчетов. Не случайно в письме Росприроднадзора от 02.06.2015 № АА-03-04-36/9244 «О направлении разъяснений» (далее — письмо № АА-03-04-36/9244) делается упор на Порядок учета как на основной источник сведений при составлении Техотчетов.

В пункте 7 Порядка учета сформулировано следующее:

Извлечение
из Порядка учета

7. Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом.

Обратите внимание: требование обобщать данные учета в области обращения с отходами с 13 мая по 13 мая каждого следующего года (как и за любой произвольный период, если он не равен календарному году или календарному кварталу) в законодательстве отсутствует. Поэтому если отчетным периодом считать 13 мая одного года — 13 мая следующего года, то для составления Техотчета просто не будет в наличии данных об учете отходов, а без этого корректно составить Техотчет не получится!

В такой ситуации можно использовать сведения учета образованных отходов за максимально близкий к установленному сроку представления Техотчета период — с 1 апреля по 1 апреля следующего года (поскольку данные учета должны обобщаться каждый квартал), но и отчетный период в этом случае, очевидно, окажется с 1 апреля по 1 апреля.

Но в утверждаемых Росприроднадзором Лимитах указаны лимиты на размещение отходов на каждый календарный год (а не, например, на период с 13 мая по 13 мая или с 1 апреля по 1 апреля), поэтому будет невозможно верифицировать сведения в Техотчете и выявить превышение лимитов в случае представления Техотчета за период с 13 мая по 13 мая (или с 1 апреля по 1 апреля).

Таким образом, Техотчет, составленный за период с 13 мая по 13 мая или с 1 апреля по 1 апреля, не будет соответствовать целям его составления, заявленным в пп. 7–8 Методических указаний:

• подтверждение соблюдения утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;

• подтверждение заявленных в проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — ПНООЛР) видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период.

В связи с этим более логичным было бы считать отчетным периодом именно календарный год (а срок подачи — 10 рабочих дней со дня, следующего за датой истечения очередного года с даты выдачи Лимита, — это только срок подачи, и его, конечно, нужно соблюдать, пока в законодательстве не установлено иное).

Кстати говоря, подобная логика, весьма вероятно, скоро окончательно возобладает. Дело в том, что 19 и 27 июля 2017 г. соответственно были опубликованы проекты двух Приказов Минприроды России (на момент написания статьи проекты находились на стадии размещения текста проекта):

• «Об утверждении порядка разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Минприроды России»;

• «О внесении изменений в Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 5 августа 2014 года № 349»,

согласно которым планируется установить единый срок представления Техотчетов — не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным. При этом, очевидно, отчетным периодом станет календарный год.

«Справочник эколога» будет следить за судьбой указанных приказов и обязательно проинформирует читателей, когда они будут приняты в окончательном виде. А до тех пор и с толкованием понятия «отчетный период» сохраняется неопределенность, и срок подачи остается прежним.

СТРУКТУРНЫЕ И ПРОЧИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ

На основании п. 31 Методических указаний сведения о фактически образованных количествах отходов должны представляться отдельно по каждому структурному подразделению (цеху, участку и другим объектам) хозяйствующего субъекта в соответствии с приложением № 16 к Методическим указаниям (далее — Таблица № 16). Но какие структурные подразделения имеются в виду (ведь организационная структура предприятия может быть чрезвычайно сложной и разветвленной)? И что это за «другие объекты»?

Янович М.А. Порядок представления сведений об отходах в техническом отчете по обращению с отходами // Справочник эколога. 2017. № 6. С. 74–80.

Подробнее об этом документе см.: Прохоров И.О. Новые Методические указания по разработке ПНООЛР: комментарии и размышления // Справочник эколога. 2014. № 12. С. 9–25 (profiz.ru/eco/12_2014/Metod_ukaz).

Здесь и далее выделено автором.

Помимо установления нового срока подачи Техотчетов, в указанных проектах приказов также предусмотрено введение новых таблиц, уточнение старых, приведение терминологии в соответствие с действующим законодательством. Планируется также введение процедуры приостановки действия утвержденных нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в случае непредставления Техотчета в установленный срок или представления Техотчета, содержание которого не соответствует Методическим указаниям.

Технический отчет по обращению с отходами в 2018 году

Главная » » Технический отчет по обращению с отходами в 2018 году


Вернуться назад на Отходы 2018
Технический отчет по обращению с отходами – ежегодный документ, который составляется с целью:
а) подтверждения заявленных в ПНООЛР видов, классов опасности и количества отходов, образовавшихся за отчетный период;
б) подтверждения фактического использования, обезвреживания, размещения, передачи другим хозяйствующим субъектам отходов, образовавшихся за отчетный период.
Стоит отметить, что данный документ также называется техническим отчетом о неизменности производственного процесса и продлением лимитов на размещение отходов. А почему так? Потому что нет единого нормативного документа, регулирующий весь процесс.
Существует несколько причин, почему стоит сдавать отчетность:
1. Чтобы не получать круглые штрафы и не судится в Росприроднадзором. Например, в Росприроднадзора № КТ-08-03-36/6068 сказано следующее:
В случае представления технического отчета позже указанного срока, расчет платы за размещение отходов с момента окончания указанного срока (десяти рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения Лимитов) до момента представления указанного отчета производится как за сверхлимитное размещение.
Но Письма имеют рекомендательный характер и в соответствие с нормативной правовой иерархией находятся ниже приказов. В соответствие с этим ФАС Северо-Западного округа по делу № А44-4656 принял следующее решение: «Правовых оснований для применения 5-кратного повышающего коэффициента не имелось, поскольку действующее законодательство не предусматривает такого вида ответственности за непредставление технических отчетов».
2. Чтобы не аннулировать срок действия проекта НООЛР, максимальный срок действия которого 5 лет, в соответствие с пунктом 12 Приказ Минприроды РФ № 50 (хотя данный вопрос является спорным, так как нет статьи, отвечающей за невыполнение данного требования).
В заключение хочу сказать пословицей: осторожность головной боли не причиняет. А также советую посмотреть судебную практику во вкладке «Штрафы».
В отношении Московской области действует свой НПА по сдаче технического отчета — Распоряжение Минэкологии Московской области N 79-РМ):

Вид организации*

Требуется продление лимитов

Критерии отнесения

Крупный бизнес

Да

Численность работающих – более 250 человек Выручка – 2 млрд. рублей и более

Средний бизнес

Нет

Численность работающих – от 100 до 250 человек Выручка – от 800 млн. до 2 млрд. руб.

Малый бизнес, крестьянско-фермерские хозяйства (КФХ), индивидуальные предприниматели (ИП)

Нет

Численность работающих – до 100 человек Выручка – до 800 млн. рублей

Предприятия с иностранным участием в уставном капитале

Да

Иностранный капитал более 25% — предприятия автоматически относятся к категории крупного бизнеса

Государственные организации и бюджетные учреждения (поликлиники, школы, детсады, учреждения науки, МУП, ГУП, МБУ и т.д.)

Да

Не являются субъектами предпринимательской деятельности

Некоммерческие организации (СНТ, НОУ, АНО, религиозные организации, профессиональные объединения)

Да

Не являются субъектами предпринимательской деятельности


* – Для тех видов организаций, которым не требуется продление (разработка) ПНООЛР, законом предусмотрена обязательная ежегодная подача отчета по обращению с отходами по упрощённой форме в территориальное управление Росприроднадзора (также именуется как отчетность субъектов малого и среднего предпринимательства).
В соответствии с письмом Росприроднадзора № КТ-08-03-36/6068 «О сроках предоставления технических отчетов и порядке определения платы за размещение отходов» технический отчет должен быть представлен в соответствующий территориальный орган Росприроднадзора в течение 10 рабочих дней с момента истечения очередного года с даты утверждения лимитов. При этом необходимо помнить о том, что письмо не является нормативным правовым актом и носит рекомендательный характер.
Особые правила для Московской области. Объектам хозяйственной и иной деятельности по территории Московской области, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду и подлежащие региональному государственному экологическому контролю, требуется сдавать технический отчет по обращению с отходами ежегодно в срок не позднее 1 апреля (Распоряжение Министерства экологии и природопользования Московской области N 79-РМ).
Продление лимитов на размещение и образования отходов включает в себя следующие этапы:
1. Сбор исходной информации для подготовки Технического отчета.
2. Подготовка технического отчета и формирование материалов для подачи в территориальный орган Росприроднадзора (например, Департамент Росприроднадзора по Центральному федеральному округу).
3. Получение подтверждения о принятии Технического отчета территориальным органом Росприроднадзора.
В законодательстве РФ не содержится требований о согласовании технического отчета, следовательно, и нет сроков его рассмотрения. Таким образом, технический отчет представляется в уведомительном порядке. Отказ территориального органа Росприроднадзора в приеме технического отчета в уведомительном порядке неправомерен.
Технический отчет составляется в соответствии с главой 3 Приказа Минприроды России N 349 «Об утверждении Методических указаний по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» и содержит:
1. Титульный лист.
2. Структура технического отчета.
3. Сведения о хозяйствующем субъекте.
4. Сведения о фактически образованных количествах отходов.
5. Сведения о фактически использованных, обезвреженных, размещенных, а также переданных для данных целей другим хозяйствующим субъектам, в течение отчетного периода образованных отходов.
6. Сопроводительное письмо на имя Руководителя Управления Росприроднадзора.
Также пунктом 40 Методических указаний установлен перечень документов, которые необходимо приложить к техническому отчету:
• копии документов, заверенные хозяйствующим субъектом, об использовании, обезвреживании отходов хозяйствующим субъектом, хранении и захоронении отходов на самостоятельно эксплуатируемых объектах за отчетный период;
• копии договоров на транспортировку отходов, документы, подтверждающие факт передачи отходов на использование, обезвреживание, размещение;
• копии договоров (актов), заверенные хозяйствующим субъектом, о передаче-приеме отходов другим хозяйствующим субъектам за отчетный период для использования, обезвреживания, хранения и захоронения;
• копии лицензий на деятельность по обезвреживанию и размещению опасных отходов, выданных хозяйствующим субъектам, которым осуществляется передача опасных отходов в собственность, либо на правах владения, пользования или распоряжения для использования, обезвреживания, хранения и захоронения.
Технический отчет по обращению с отходами составляется на бумажном носителе в двух экземплярах, один из которых хранится у хозяйствующего субъекта, а второй, вместе с его электронной версией на электронном носителе предоставляется в ТО Росприроднадзора.

Экологический контроль 2018
Основные средства 2018
Ответственность бухгалтера в 2018 году
Ответственность директора в 2018 году
Ответственность учредителей 2018

| | Вверх

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *