Территориальное планирование

В соответствии со статьей 10 Градостроительного кодекса схемы территориального планирования Российской Федерации разрабатываются в обязательном порядке в следующих областях:

  • федеральный транспорт (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт), автомобильные дороги федерального значения;
  • оборона страны и безопасность государства;
  • энергетика;
  • высшее образование;
  • здравоохранение.

Схемы территориального планирования Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения. Материалы по обоснованию схем территориального планирования Российской Федерации в текстовой форме содержат:

  • сведения о стратегиях (программах) развития отдельных отраслей экономики, приоритетных национальных проектах, межгосударственных программах (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов федерального значения;
  • обоснование выбранного варианта размещения объектов федерального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
  • оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов федерального значения на комплексное развитие соответствующей территории.

Материалы по обоснованию схем территориального планирования Российской Федерации в виде карт отображают:

  • местоположение существующих и строящихся объектов федерального значения в соответствующей области;
  • границы субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, на территориях которых планируется размещение объектов федерального значения в соответствующей области;
  • объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов федерального значения, в том числе:

а) планируемые для размещения объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований;
б) особые экономические зоны;
в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
г) территории объектов культурного наследия;
д) зоны с особыми условиями использования территорий;
е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.

Новая редакция Ст. 14 ГрК РФ

1. Документами территориального планирования субъекта Российской Федерации являются схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации. Подготовка указанных схем может осуществляться в составе одного или нескольких документов территориального планирования субъекта Российской Федерации.

2. Подготовка схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации может осуществляться применительно ко всей территории субъекта Российской Федерации или к ее частям.

3. Схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:

1) транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

2) предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;

3) образование;

4) здравоохранение;

5) физическая культура и спорт;

5.1) энергетика;

6) иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

4. В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъекта Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов.

5. На картах планируемого размещения объектов регионального значения отображаются планируемые для размещения объекты регионального значения.

6. Утратила силу.

7. К схемам территориального планирования субъекта Российской Федерации прилагаются материалы по обоснованию этих схем в текстовой форме и в виде карт.

8. Материалы по обоснованию схем территориального планирования субъекта Российской Федерации в текстовой форме содержат:

1) сведения об отраслевых документах стратегического планирования Российской Федерации, о стратегии социально-экономического развития макрорегионов и стратегии социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с учетом прогнозов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации на долгосрочный и среднесрочный периоды;

2) обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;

3) оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории;

4) сведения об образовании, утилизации, обезвреживании, о размещении твердых коммунальных отходов, содержащиеся в территориальных схемах в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами.

9. Карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации. На указанных картах отображаются:

1) границы муниципальных образований — городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации;

2) объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе:

а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования двух и более субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований;

б) особые экономические зоны;

в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;

г) территории объектов культурного наследия, территории исторических поселений федерального значения и территории исторических поселений регионального значения;

д) зоны с особыми условиями использования территорий;

е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

е.1) объекты, используемые для утилизации, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов и включенные в территориальную схему в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами;

ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.

10. Утратила силу.

11. Утратила силу.

Комментарий к Статье 14 ГрК РФ

1. Комментируемая статья раскрывает содержание документов территориального планирования субъектов Российской Федерации.

Схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации могут включать в себя следующие сведения.

1. Схемы планируемого развития и размещения особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Во многих субъектах Российской Федерации приняты законодательные акты, устанавливающие перечни особо охраняемых природных территорий. Например, в г. Москве действует Закон от 26 сентября 2001 г. N 48 «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве» (в ред. от 18 января 2006 г.), который регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

В соответствии с указанным Законом Правительство Москвы издало Постановление от 23 ноября 2004 г. N 803-ПП «Об утверждении Порядка образования особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве». Данным Постановлением были утверждены Положение о схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий в городе Москве и Порядок образования особо охраняемых природных территорий регионального значения в городе Москве.

2. Изменения границ земель сельскохозяйственного назначения и границ сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.

В соответствии с Земельным кодексом РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений, водными объектами, а также зданиями, строениями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей:

гражданами, в том числе ведущими крестьянские (фермерские) хозяйства, личные подсобные хозяйства, садоводство, животноводство, огородничество;

хозяйственными товариществами и обществами, производственными кооперативами, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, иными коммерческими организациями;

некоммерческими организациями, в том числе потребительскими кооперативами, религиозными организациями;

казачьими обществами;

опытно-производственными, учебными, учебно-опытными и учебно-производственными подразделениями научно-исследовательских организаций, образовательных учреждений сельскохозяйственного профиля и общеобразовательных учреждений;

общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов.

Использование земель сельскохозяйственного назначения или земельных участков в составе таких земель, предоставляемых на период осуществления строительства дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, осуществляется при наличии утвержденного проекта рекультивации таких земель для нужд сельского хозяйства без перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий.

Сельскохозяйственные угодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, в том числе сельскохозяйственные угодья опытно-производственных подразделений научно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается.

Использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 5 февраля 2007 г.).

Субъекты Российской Федерации принимают соответствующие нормативные правовые акты, регулирующие оборот земель сельскохозяйственного назначения. Так, в Московской области действует Закон от 12 июня 2004 г. N 75/2004-ОЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области» (в ред. от 10 ноября 2006 г.). Данный Закон регулирует отношения в сфере оборота земельных участков и долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения на территории Московской области, определяет полномочия органов государственной власти Московской области и органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области в этой сфере.

3. Схемы планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Часть 3 комментируемой статьи содержит указание основных видов объектов капитального строительства, содержащихся в картах (схемах) планируемого их размещения, в том числе:

1) объектов энергетических систем регионального значения;

2) объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

3) линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий;

4) иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления определенных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации полномочий субъектов Российской Федерации.

Конкретный состав объектов капитального строительства регионального значения может утверждаться отдельными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В качестве примера можно привести Перечень объектов капитального строительства, финансируемых за счет средств областного бюджета на государственные капитальные вложения в 2004 г., утвержденный Постановлением Правительства Московской области 5 апреля 2004 г. N 179/13 (в ред. от 30 декабря 2004 г.). В нем предусмотрены следующие разделы объектов капитального строительства: транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика; жилищно-коммунальное хозяйство; предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий; образование, культура, искусство, кинематография; здравоохранение, физическая культура; сельское хозяйство и рыболовство; правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; прочие расходы.

2. В соответствии с ч. 5 комментируемой статьи положения о территориальном планировании, содержащиеся в схеме территориального планирования субъекта РФ, должны включать в себя две составляющие — это прежде всего цели и задачи территориального планирования, а также перечень мероприятий по территориальному планированию с указанием на последовательность их выполнения.

3. Часть 6 комментируемой статьи определяет содержание карт (схем), которые входят в состав схемы территориального планирования субъекта РФ.

На указанных картах (схемах) должны быть отображены границы муниципальных образований, границы земель лесного фонда, границы земель особо охраняемых природных территорий регионального значения, границы земель обороны и безопасности, границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, границы территорий объектов культурного наследия, границы зон с особыми условиями использования территорий, границы территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, границы земельных участков, которые предоставлены для размещения объектов капитального строительства регионального значения или на которых размещены объекты капитального строительства, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации, а также границы зон планируемого размещения объектов капитального строительства регионального значения.

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 210-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации» в ч. 6 комментируемой статьи было внесено изменение. В настоящее время на картах (схемах), содержащихся в схеме территориального планирования субъекта Российской Федерации, отображаются не только уже существующие границы земель сельскохозяйственного назначения и границы сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения, а также планируемые границы таких земель.

4. Часть 7 комментируемой статьи устанавливает требование к форме материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования субъекта РФ в целях ее утверждения.

Указанные материалы должны быть представлены в текстовой форме, а также в виде карт (схем). Текстовая форма данных материалов должна в себя включать:

обоснование вариантов решения задач территориального планирования;

перечень мероприятий по территориальному планированию;

обоснование предложений по территориальному планированию, этапы их реализации;

перечень основных факторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В графическом виде на картах (схемах) при этом должна быть отображена: информация о состоянии соответствующей территории, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях использования, а также предложения по территориальному планированию.

Согласно ч. 10 комментируемой статьи информация о состоянии территории, о возможных направлениях ее развития и об ограничениях использования должна отображаться на следующих картах (схемах), входящих в состав материалов по обоснованию проекта схемы территориального планирования субъекта РФ:

карты (схемы) использования территории субъекта Российской Федерации с отображением границ земель различных категорий, иной информации об использовании соответствующей территории;

карты (схемы) ограничений, утверждаемые в составе документов территориального планирования Российской Федерации и документов территориального планирования муниципальных образований, в том числе карты (схемы) границ территорий объектов культурного наследия, карты (схемы) границ зон с особыми условиями использования территорий, карты (схемы) границ территорий, подверженных риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, карты (схемы) границ зон негативного воздействия объектов капитального строительства регионального значения в случае размещения таких объектов;

карты (схемы) с отображением результатов анализа комплексного развития территории и размещения объектов капитального строительства регионального значения, в том числе с учетом результатов инженерных изысканий;

иные карты (схемы).

Предложения по территориальному планированию отображаются на картах (схемах), которые используются для внесения в них изменений при согласовании проекта схемы территориального планирования субъекта РФ.

5. В качестве примера рассмотрим Закон Самарской области от 12 июля 2006 г. N 90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области». В соответствии с ним схема территориального планирования Самарской области содержит положения о территориальном планировании и соответствующие карты (схемы), отвечающие требованиям, установленным Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Масштаб указанных карт (схем) определяется заданием на подготовку проекта схемы территориального планирования Самарской области с учетом площади территории, на которую распространяется ее действие.

В целях утверждения схемы территориального планирования Самарской области осуществляется подготовка соответствующих текстовых и графических материалов по обоснованию ее проекта, содержание и форма которых установлены Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Решение о подготовке проекта схемы территориального планирования Самарской области принимает Правительство Самарской области.

Правительство Самарской области в соответствии с действующим законодательством вправе направить предложения о совместной подготовке проектов документов территориального планирования федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, имеющим общую границу с Самарской областью, органам местного самоуправления муниципальных образований Самарской области.

Орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в области градостроительной деятельности, в установленном законодательством порядке осуществляет размещение государственного заказа на подготовку проекта схемы территориального планирования Самарской области.

Проект схемы территориального планирования Самарской области подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Самарской области, иной официальной информации, не менее чем за три месяца до ее утверждения и размещению на официальном сайте Правительства Самарской области в сети Интернет.

Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти Самарской области и иных субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований Самарской области, заинтересованные физические и юридические лица вправе представить свои предложения по проекту схемы территориального планирования Самарской области, а также предложения по внесению изменений в схему территориального планирования Самарской области после ее утверждения. Предложения представляются в орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в области градостроительной деятельности, в письменном виде и рассматриваются им в месячный срок. О результатах рассмотрения таких предложений сообщается заявителю.

Проект схемы территориального планирования Самарской области может быть направлен на государственную экспертизу в соответствии с федеральным законодательством о градостроительной деятельности.

Подготовка проекта схемы территориального планирования Самарской области осуществляется на бумажных и электронных носителях.

Согласование проекта схемы территориального планирования Самарской области осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством о градостроительной деятельности.

После завершения всех необходимых процедур подготовки проекта схемы территориального планирования Самарской области орган исполнительной власти Самарской области, уполномоченный в области градостроительной деятельности, представляет проект схемы территориального планирования Самарской области на рассмотрение и утверждение Правительства Самарской области.

Проект схемы территориального планирования Самарской области рассматривается Правительством Самарской области в течение 30 дней со дня его представления. После этого Правительство Самарской области принимает решение об утверждении проекта схемы территориального планирования Самарской области либо об отклонении проекта схемы территориального планирования Самарской области и направлении его на доработку.

Схема территориального планирования Самарской области подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования нормативных правовых актов органов государственной власти Самарской области, иной официальной информации, и размещению на официальном сайте Правительства Самарской области в сети Интернет в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Схема территориального планирования Самарской области в течение трех дней со дня ее утверждения направляется органом исполнительной власти Самарской области, уполномоченным в области градостроительной деятельности, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и главам муниципальных образований Самарской области, применительно к территориям которых подготовлена схема территориального планирования Самарской области.

Другой комментарий к Ст. 14 Градостроительного кодекса Российской Федерации

Комментируемая статья определяет назначение документов территориального планирования субъектов Российской Федерации: схем территориального планирования, аналогичных схемам территориального планирования, утверждаемым на федеральном уровне.

В отличие от схем территориального планирования федерального уровня, посредством схем территориального планирования происходит планирование размещение следующих объектов:

1) объектов энергетических систем регионального значения;

2) объектов транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;

3) линейных объектов регионального значения, обеспечивающих деятельность субъектов естественных монополий.

Как и в случае со схемами территориального планирования Российской Федерации, перечень объектов капитального строительства, решение о размещении которых может быть принято субъектом Российской Федерации, является открытым. Он может быть дополнен как федеральными законами, так и законами субъектов Российской Федерации.

В процессе подготовки и утверждения документов территориального планирования различного уровня очень часто требуется обеспечить согласование их проектов с органами местного самоуправления, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти.

Согласование проектов документов территориального планирования (далее – ДТП) Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных:

Градостроительным кодексом РФ (ГрадК РФ) от 29.12.2004 № 190-ФЗ (статьи 12, 16, 21 и 25);

Постановлением Правительства РФ от 24.03.2007 № 178 (ред. от 22.02.2012) «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации»;

Постановлением Правительства РФ от 16.01.2010 № 2 (ред. от 18.05.2011, с изм. от 30.12.2011) «Об утверждении Положения о порядке согласования с федеральным органом охраны объектов культурного наследия проектов генеральных планов поселений и городских округов, проектов документации по планировке территории, разрабатываемых для исторических поселений, а также градостроительных регламентов, устанавливаемых в пределах территорий объектов культурного наследия и их зон охраны»;

Приказом Минрегиона России от 27.02.2012 № 69 «Об утверждении порядка согласования проектов документов территориального планирования муниципальных образований, состава и порядка работы согласительной комиссии при согласовании проектов документов территориального планирования муниципальных образований»;

Приказом Минрегиона РФ от 26.05.2011 N 244 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов».

Практика подготовки и утверждения градостроительной документации в сфере территориального планирования муниципального и регионального уровня показывает, что в процессе согласования проектов ДТП органами государственной власти и органами местного самоуправления допускается довольно много нарушений.

Указанные нарушения зачастую приводят к неоправданному возрастанию сроков выполнения работ по подготовке и утверждению проектов ДТП, что, в конечном итоге, неблагоприятно отражается на исполнении властными органами возложенных на них полномочий и не способствует своевременному принятию мер по развитию предпринимательской активности на территории и формированию положительного инвестиционного климата.

Основные нарушения процедуры согласования проектов ДТП, встречающиеся в практической деятельности ООО «Институт Территориального Планирования «Град», были обобщены, систематизированы в группы и выглядят следующим образом.

1 группа нарушений – нарушение сроков осуществления нижеследующих действий, предусмотренных в процессе согласования:

а) уведомления заинтересованных органов о доступе к проектам ДТП посредством Федеральной государственной информационной системы территориального планирования (ФГИС ТП, информационная система территориального планирования).

В соответствии с частью 8 статьи 9 ГрадК РФ уполномоченные федеральный орган исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления уведомляют в электронной форме и (или) посредством почтового отправления органы государственной власти и органы местного самоуправления в соответствии со статьями 12, 16, 21 и 25 ГрадК РФ об обеспечении доступа к проектам ДТП Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и материалам по обоснованию таких проектов в информационной системе территориального планирования в трехдневный срок со дня обеспечения данного доступа.

Пример: администрация муниципального образования городского округа «Ухта» не соблюла установленные сроки уведомления, в результате чего Глава Республики Коми и Министерство регионального развития Российской Федерации были уведомлены об обеспечении доступа к проекту генерального плана МОГО «Ухта» во ФГИС ТП спустя 8 дней после обеспечения такого доступа (26 сентября 2012 года).

б) согласования проекта ДТП.

Так, в отношении сроков согласования проекта генерального плана поселения, городского округа ГрадК РФ в ч.7 ст.25 устанавливает трехмесячный срок со дня поступления в согласующие органы уведомления об обеспечении доступа к проекту генерального плана и материалам по его обоснованию в информационной системе территориального планирования. При этом, в случае непоступления в установленный срок главе поселения, главе городского округа заключений на проект генерального плана от указанных вчасти 7 настоящей статьи органов данный проект считается согласованным с такими органами (ч.8 ст.25 ГрадК РФ).

в) создания согласительной комиссии органом, подготовившим и направившим проект ДТП на согласование, в случае, когда по итогам согласования поступило заключение об отказе в согласовании (срок создания комиссии – в течение одного месяца со дня поступления заключения об отказе в согласовании);

г) работы согласительной комиссии (согласно законодательству, срок работы согласительной комиссии со дня ее создания не должен превышать три месяца);

В случае поступления от одного или нескольких согласующих органов заключений, содержащих положения о несогласии с проектом генерального плана с обоснованием принятого решения, глава местной администрации городского округа согласно части 9 статьи 25 ГрадК РФ в течение тридцати дней со дня истечения установленного срока согласования проекта генерального плана принимает решение о создании согласительной комиссии. Максимальный срок работы согласительной комиссии не может превышать три месяца.

Пример: согласительная комиссия для согласования проекта генерального плана МОГО «Ухта» была создана 21 февраля 2013 года на основании Постановления администрации муниципального образования городского округа «Ухта» № 262 спустя 57 дней (!) после истечения срока согласования проекта генерального плана, что является нарушением норм градостроительного законодательства со стороны администрации муниципального образования городского округа «Ухта» и свидетельствует о необоснованном затягивании сроков рассмотрения проекта генерального плана.

Кроме того, на 3 дня был превышен срок работы согласительной комиссии, что подтверждается протоколом заседания согласительной комиссии для согласования проекта генерального плана муниципального образования городского округа «Ухта» от 24 мая 2013 года № 01.

Продолжение .

Правовая основа территориального планирования в России выходит на современный мировой уровень. Нормативно-правовое регулирование территориального планирования базируется на ГрК РФ, постановлениях Правительства РФ, реализующих положения данного кодекса, федеральных законах РФ и законах субъектов РФ о территориальном планировании, а также на постановлениях органов исполнительной власти субъектов РФ.

Основным законодательным документом в этой части является ГрК РФ, п. 1 ст. 45 которого обязывает исполнительную власть всех уровней иметь утвержденную прогнозную документацию . Документация территориального планирования становится важным инструментом в управлении городскими территориями, инициируя принятие своевременных и оптимальных решений, ориентированных на устойчивое развитие территорий субъектов РФ в целом, муниципальных образований, в том числе городских поселений и муниципальных районов.

Помимо действующего ГрК РФ, разработчики должны учитывать требования еще ряда федеральных законов, нормативных правовых актов и постановлений органов государственной власти и министерств, связанных с вопросами территориального планирования. Наиболее значимыми из них являются:

  • • Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • • Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»;
  • • Федеральный закон от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»;
  • • Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее — Закон о техническом регулировании);
  • • Федеральный закон от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее — Закон об особо охраняемых природных территориях);
  • • Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (далее — Земельный кодекс РФ);
  • • Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ;
  • • Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ;
  • • Постановления Правительства РФ:
  • — от 13 ноября 2006 г. № 680 «О составе схем территориального планирования Российской Федерации»,
  • — от 23 марта 2008 г. № 198 «О порядке подготовки и согласования проекта схемы территориального планирования Российской Федерации»,
  • — от 24 марта 2007 г. № 178 «Об утверждении Положения о согласовании проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации и проектов документов территориального планирования муниципальных образований»,
  • — от 9 июня 2006 г. № 363 «Об информационном обеспечении градостроительной деятельности».

Субъекты РФ самостоятельно разрабатывают нормативные правовые документы, касающиеся территориального планирования.

ГрК РФ предусматривает, что территориальное планирование должно быть представлено двумя видами документации: схемами территориального планирования (СТП) субъектов РФ и муниципальных районов, генеральными планами развития городов. В соответствии с требованиями Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации и ГрК РФ каждый муниципальный район должен иметь утвержденную схему территориального планирования, а каждые поселение и городской округ — утвержденный генеральный план, правила землепользования и застройки, местные нормативы градостроительного проектирования, иную документацию по планировке территории.

Таким образом, к документам территориального планирования относятся:

  • • схемы территориального планирования Российской Федерации;
  • • схемы территориального планирования субъектов РФ;
  • • схемы территориального планирования муниципальных образований ;
  • • генеральные планы (ГП) поселений и городских округов (рис. 11.1).

Рис. 11.1. Документы территориального планирования Российской Федерации

Целью разработки СТП являются:

  • • пространственная организация территории с учетом установленных границ зон и территорий, ограниченных в использовании;
  • • определение направлений развития инженерной, транспортной, социальной инфраструктур с целью обеспечения устойчивого развития района в долгосрочной перспективе;
  • • создание правовых основ для реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере распоряжения земельными участками на территории района;
  • • совершенствование системы административно-территориального деления с целью выравнивания диспропорций в развитии отдельных территорий района;
  • • создание условий для реализации экономического потенциала района и повышения его инвестиционной привлекательности.

Генеральный план определяет стратегию градостроительного развития поселения, городского округа и является основным документом, который определяет условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселений, городских округов, зонирование территории, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий в интересах населения и государства.

Ко всем документам территориального планирования применяется единый методологический подход, заключающийся в том, что в СТП каждого уровня должен присутствовать ряд обязательных элементов, которые соответствуют проводимым процедурам и работам: материалы по обоснованию проектов схем территориального планирования; положения о территориальном планировании; установление границ объектов и зон различного функционального назначения и градостроительного использования; обоснование планируемого размещения объектов капитального строительства. Форма представления каждого из перечисленных материалов может быть как графической, так и текстовой. Содержание документов территориального планирования муниципального района приведено на рис. 11.2.

Оба документа территориального планирования должны базироваться на предварительных разработках стратегии социально-экономического развития соответствующей территории. Функциональное назначение территорий должно определяться исходя из совокупности социальных, экономических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований.

Придание единой целевой направленности документам территориального планирования ныне искусственно затруднено тем, что их разработка ведется под эгидой разных федеральных министерств: стратегического планирования — Минэкономразвития России и территориального планирования — Министерства строительства и КХ РФ.

В результате содержащаяся в ГрК РФ рекомендация о сопряженности документов стратегического и территориального планирования, направленных на повышение эффективности управления развитием территории, как правило, не выполняется. Увязка положений стратегий и схем имеет место только в тех регионах, где руководители администраций субъектов РФ непосредственно участвуют в разработке обоих документов. В качестве наиболее показательных в этом смысле примеров можно привести Удмуртскую Республику и Вологодскую область.

Правовыми последствиями утверждения СТП являются:

  • 1) создание правовой основы для реализации полномочий органов местного самоуправления в сфере распоряжения земельными участками на территории района после 1 января 2010 г.;
  • 2) интеграция в общую стратегию экономического и градостроительного развития региона и Российской Федерации;
  • 3) обеспечение соответствия документов территориального планирования района документам территориального планирования регионального и федерального уровней;
  • 4) учет интересов всех уровней власти на территории района;

Содержание документов территориального планирования муниципальных образований

Рис. 11.2. Содержание документов территориального планирования

муниципального района

  • 5) создание современной градорегулирующей документации, способствующей привлечению инвестиций в строительство и инфраструктуру на территории района;
  • 6) обеспечение дополнительных гарантий инвесторам;
  • 7) учет интересов граждан, проживающих на территории района, и хозяйствующих субъектов;
  • 8) гарантии прав правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства;
  • 9) определение инвестиционных площадок для резервирования и подготовки земельных участков с целью передачи инвесторам для строительства объектов промышленности, транспорта, обслуживания, торговли, деловой и финансовой сферы, жилищного строительства;
  • 10) создание доступного информационного ресурса о современном и планируемом развитии территорий в районе.

Закон о техническом регулировании и Градостроительный кодекс РФ обеспечивают рациональную организацию системы нормирования, при которой вся совокупность обязательных к выполнению требований, обусловленных соблюдением мер безопасности при градостроительном проектировании, содержится в технических регламентах, принимаемых посредством федеральных законов, а остальная нормативно-техническая база, в том числе региональные и местные нормативы градостроительного проектирования, выведена за пределы технических регламентов. При этом необходимо отметить, что в соответствии с Законом о техническом регулировании все нормативно-технические документы (ГОСТ, СНиП, СП, РДС, МДС и др.) являются документами добровольного применения, а региональные и местные нормативы градостроительного проектирования после их разработки и утверждения в соответствии с требованиями ст. 24 ГрК РФ приобретают силу обязательных для применения и исполнения нормативно-технических документов в области градостроительства в том или ином субъекте РФ.

В соответствии с требованиями ст. 34 и 35 ГрК РФ нормативы должны быть разработаны по всем видам территориальных зон (жилая, общественно-деловая, рекреационная, производственная, транспортной и инженерной инфраструктур, сельскохозяйственного использования, специального назначения, особо охраняемых территорий и др.).

По каждой зоне должны определяться минимальные расчетные показатели обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности населения в соответствии с требованиями нормативно-технической документации и с учетом особенностей того или иного региона. Так, постановлением губернатора Владимирской области от 6 мая 2006 г. № 341 были утверждены областные нормативы градостроительного проектирования, в которых приведены нормы и правила прямого действия и нормы, основанные на расчетных показателях, обеспечивающие благоприятные условия жизнедеятельности населения. Все расчетные показатели были разработаны на основе статистических и демографических данных с учетом природно-климатических, геологических, социальных, национальных, историко-культурных, экономических и других особенностей городских округов и поселений области, данные были систематизированы по разделам в соответствии с требованиями схемообразующих документов.

В связи с внесением изменений в ГрК РФ (ст. 29.1—29.4), установивших обязательность принятия нормативов, а также требования к их составу и содержанию, внимание к нормативам усилилось. Однако до настоящего времени не существует единых методических подходов к разработке региональных и муниципальных нормативов градостроительного проектирования. Разработка нормативов в каждом регионе и муниципальном образовании проводится с учетом его особенностей и имеет свою специфику. Так, при разработке нормативов для Ростовской области особое внимание было уделено организации и развитию шахтерских поселений, а также размещению высотной застройки; Краснодарского края — развитию курортов; Республики Башкортостан и Чувашской Республики — развитию жилых комплексов коттеджной застройки; для городов Центральной России (Ярославль, Смоленск, Калуга и др.) были дополнительно разработаны разданы по реконструкции центральных и периферийных исторически сложившихся районов в соответствии с требованиями ст. 46.1 ГрК РФ; а для городских округов Губкинский, Муравленко и муниципального района Тазовский Ямало-Ненецкого автономного округа. Республики Саха (Якутия) нормативы были разработаны в соответствии с климатическими и национальными особенностями данных территорий.

В соответствии с ГрК РФ (ч. 3, ст. 57.1) органы государственной власти и местного самоуправления, осуществляющие ведение информационных ресурсов и систем, содержащих информацию, необходимую для подготовки документов территориального планирования, обязаны обеспечить доступ к этим документам через единое хранилище данных всем органам власти, юридическим и физическим лицам на безвозмездной основе. Таким единым хранилищем является Федеральная государственная информационная система территориального планирования (ФГИС ТП), доступ к которой осуществляется через сеть Интернет.

  • См.: Градостроительный кодекс РФ. Система ГАРАНТ. URL: base.garant.ru/12138258/
  • Приказ Минрегионразвнтия России от 19 апреля 2013 г. № 169 «Об утверждении Методических рекомендаций по подготовке проектов схем территориального планирования субъектов Российской Федерации». Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации. URL: docs.cntd.ru/document/499017648

В соответствии с статьей 14 Градостроительного кодекса РФ схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации содержат положения о территориальном планировании и карты планируемого размещения объектов регионального значения, относящихся к следующим областям:

  • транспорт (железнодорожный, водный, воздушный транспорт), автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
  • предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидация их последствий;
  • образование;
  • здравоохранение;
  • физическая культура и спорт;
  • иные области в соответствии с полномочиями субъектов Российской Федерации.

В положениях о территориальном планировании, содержащихся в схемах территориального планирования субъектов Российской Федерации, указываются сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов регионального значения, их основные характеристики, их местоположение (указываются наименования муниципального района, поселения, городского округа, населенного пункта), а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением данных объектов:

  • сведения о программах социально-экономического развития субъектов Российской Федерации (при их наличии), для реализации которых осуществляется создание объектов регионального значения;
  • обоснование выбранного варианта размещения объектов регионального значения на основе анализа использования соответствующей территории, возможных направлений ее развития и прогнозируемых ограничений ее использования;
  • оценку возможного влияния планируемых для размещения объектов регионального значения на комплексное развитие соответствующей территории.

Карты, включаемые в состав материалов по обоснованию схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации, составляются применительно к территории, в отношении которой разрабатывается схема территориального планирования субъекта Российской Федерации.На указанных картах отображаются:

  • границы муниципальных образований — городских округов, муниципальных районов, поселений, утвержденные в установленном порядке законом субъекта Российской Федерации;
  • объекты капитального строительства, иные объекты, территории, зоны, которые оказали влияние на определение планируемого размещения объектов регионального значения, в том числе:

а) планируемые для размещения объекты федерального значения, объекты регионального значения, объекты местного значения в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации, документами территориального планирования субъектов Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований;
б) особые экономические зоны;
в) особо охраняемые природные территории федерального, регионального, местного значения;
г) территории объектов культурного наследия, территории исторических поселений федерального значения и территории исторических поселений регионального значения;
д) зоны с особыми условиями использования территорий;
е) территории, подверженные риску возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
ж) иные объекты, иные территории и (или) зоны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *