ТК РФ ст 144

Статья 144 ТК РФ. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

1. Ст 144 ТК РФ посвящена системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Работников государственных и муниципальных учреждений следует отличать от государственных гражданских служащих, которые проходят службу в государственных органах, и от муниципальных служащих, проходящих службу в муниципальных органах. Условия оплаты труда государственных гражданских и муниципальных служащих определены специальными законами: Законом о государственной гражданской службе (ст. ст. 50, 51) и Законом о муниципальной службе.

2. Части 1 и 2 статьи 144 ТК РФ уточняют порядок установления систем оплаты труда работников учреждений, финансируемых из различных бюджетов. При установлении для них систем оплаты труда действуют общие правила — закрепление таких систем в коллективных договорах, соглашениях, локальных нормативных актах, учет общих гарантий, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, проведение тарификации на основе Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.

Наряду с общими правилами для указанной категории работников устанавливаются специальные требования. Системы оплаты труда работников учреждений должны устанавливаться в соответствии с законами и нормативными правовыми актами, определяющими условия оплаты их труда и принимаемыми на соответствующем уровне. При их разработке учитываются единые рекомендации Российской трехсторонней комиссии (см. коммент. к ст. 135) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Надо отметить, что объединения работодателей в бюджетной сфере до последнего времени не создавались.

3. Применяя ст 144 ТК РФ следует учитывать, что для работников учреждений установлена дополнительная гарантия — базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы для каждой профессиональной квалификационной группы. Заработная плата каждого работника, отнесенного к определенной профессиональной квалификационной группе, не может быть ниже установленных базовых величин. При установлении базовых окладов будет учтено различие между профессиональными квалификационными группами и установлены обоснованные соотношения между размером заработной платы отдельных групп профессий с учетом сложности труда и других факторов.

Базовые оклады будут установлены Правительством РФ, а перечень профессиональных квалификационных групп и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам — федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда (Минздравсоцразвития России).

4. Особенности установления систем оплаты труда для работников учреждений предопределяют характер содержания коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта. Учреждения бюджетной сферы (и представители работников) при принятии указанных источников трудового права в большей степени связаны предписаниями нормативных правовых актов, нежели работодатели реального сектора экономики. В частности, они должны соблюдать нормы, устанавливающие размеры оплаты труда рабочих и служащих соответствующих профессиональных квалификационных групп. Это неизбежно приведет к формализации как содержания, так и процесса заключения коллективных договоров, соглашений в бюджетной сфере.

Стимулирующие выплаты, порядок и условия их установления

Стимулирование труда — это установление конкретных форм, размеров, условий получения вознаграждения с целью формирования определенного трудового поведения работника и начисления работнику определенной суммы денежных средств при условии достижения целевых установок, поставленных работодателем.

Согласно ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) — вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, ТК РФ причисляет стимулирующие выплаты к основным (существенным) условиям оплаты.

В соответствии со ст. 135 ТК РФ системы оплаты труда, включая системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются

    • коллективными договорами,
    • соглашениями,
    • локальными нормативными актами

в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Выплаты стимулирующего характера для федеральных бюджетных учреждений установлены «Перечнем видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях», утвержденным Приказом Минэкономразвития РФ от 29.12.2007 №818. Данные выплаты определяются учреждениями самостоятельно в пределах фонда оплаты труда и предусматриваются:

    1. за качество выполняемых работ;
    2. за интенсивность и высокие результаты работы;
    3. за стаж непрерывной работы, выслугу лет;
    4. в виде премий по итогам работы.

Таким образом, к выплатам стимулирующего характера относятся выплаты, направленные на стимулирование работника к качественному результату труда, а также поощрение за выполненную работу. Они устанавливаются работнику с учетом критериев, позволяющих оценить результативность и качество его работы, с учетом рекомендаций соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Порядок начисления стимулирующих выплат работникам устанавливается в положении о премировании или аналогичном локальном акте. Также необходимо указать условия премирования и перечень производственных упущений, за которые премия снижается:

    • нарушение трудовой или производственной дисциплины;
    • невыполнение должностных инструкций;
    • ухудшение качества оказываемой услуги;
    • нарушение правил внутреннего распорядка;
    • нарушение санитарно-эпидемиологического режима и техники безопасности;
    • наличие обоснованных устных или письменных жалоб;
    • необеспечение сохранности имущества.

На основании ст. 192 ТК РФ за совершение дисциплинарного проступка лишить работника заработной платы или премиальных полностью нельзя (Решение АC г. Москвы от 15.05.2006, 04.05.2006 N А40-17389/06-146-165, в котором суд указал, что предусмотренное правилами внутреннего трудового распорядка организации лишение премии по итогам работы не могло являться мерой дисциплинарного воздействия в силу ст. 192 ТК РФ).

Вместе с тем возможны ситуации, когда в организации предусмотрена внутренними документами (уставами, положениями о дисциплине) система премирования, и в таких ситуациях за невыполнение (или ненадлежащее исполнение) определенных показателей, при которых выплачивается премия (в том числе за совершение дисциплинарных проступков), ее размер может быть уменьшен на то или иное количество процентов. Например, при наличии дисциплинарного взыскания сумма премии работника снижается на 10% от размера премии, начисленной ему в зависимости от трудового вклада. Снижение размера премии производится в том расчетном периоде, в котором допущено упущение в работе.

Статья 144 ТК РФ. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:

в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам.

Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:

федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;

муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

1. Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 с 1 декабря 2008 г. введены новые системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, которые включают в себя размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы, выплаты компенсационного и стимулирующего характера, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, содержащими нормы трудового права, а также Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утв. указанным Постановлением.

Названное Положение не распространяется на гражданский персонал воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, и Главного управления специальных программ Президента РФ, а также на работников федеральных государственных органов, система и условия оплаты труда которых устанавливаются в соответствии с п. п. 8 и 9 Постановления Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583.

Системы оплаты труда работников устанавливаются с учетом:

а) единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих;

б) единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих;

в) государственных гарантий по оплате труда;

г) перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

д) перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях, утверждаемого Министерством здравоохранения и социального развития РФ;

е) примерных положений об оплате труда работников учреждений по видам экономической деятельности, утверждаемых федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета;

ж) рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений;

з) мнения представительного органа работников.

Размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Выплаты компенсационного характера устанавливаются к окладам (должностным окладам), ставкам заработной платы работников по соответствующим профессиональным квалификационным группам в процентах к окладам (должностным окладам), ставкам или в абсолютных размерах, если иное не установлено федеральными законами или указами Президента РФ.

Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

Заработная плата руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров состоит из должностного оклада, выплат компенсационного и стимулирующего характера.

Должностной оклад руководителя учреждения, определяемый трудовым договором, устанавливается в кратном отношении к средней заработной плате работников, которые относятся к основному персоналу возглавляемого им учреждения, и составляет до 5 размеров указанной средней заработной платы.

Должностные оклады заместителей руководителей и главных бухгалтеров учреждений устанавливаются на 10 — 30% ниже должностных окладов руководителей этих учреждений.

К основному персоналу учреждения относятся работники, непосредственно обеспечивающие выполнение основных функций, для реализации которых создано учреждение.

Перечни должностей и профессий работников учреждений, которые относятся к основному персоналу по видам экономической деятельности, устанавливаются федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета по согласованию с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Порядок исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя учреждения устанавливается Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

2. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. N 425н утв. Рекомендации по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений.

Утверждены

Приказом Минздравсоцразвития России

от 14 августа 2008 г. N 425н

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО РАЗРАБОТКЕ ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ

ОРГАНАМИ И УЧРЕЖДЕНИЯМИ — ГЛАВНЫМИ РАСПОРЯДИТЕЛЯМИ

СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА ПРИМЕРНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОПЛАТЕ

ТРУДА РАБОТНИКОВ ПОДВЕДОМСТВЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Не приводится.

3. В настоящее время порядок введения новых систем оплаты труда регламентируется Приказами Минздравсоцразвития России:

касающимися оплаты труда руководителей федеральных бюджетных учреждений:

от 27 ноября 2008 г. N 666н «Об утверждении разъяснения об использовании централизованных до 5 процентов лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных на оплату труда работников федеральных бюджетных учреждений, на установление руководителям этих учреждений выплат стимулирующего характера»; от 2 апреля 2008 г. N 158н «Об утверждении разъяснения по отдельным вопросам установления должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения»; от 8 апреля 2008 г. N 167н «Об утверждении Порядка исчисления размера средней заработной платы для определения размера должностного оклада руководителя федерального бюджетного учреждения»;

утверждающими состав профессиональных квалификационных групп:

от 6 августа 2007 г. N 525 «О профессиональных квалификационных группах и утверждении критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам»; от 6 августа 2007 г. N 526 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей медицинских и фармацевтических работников»; от 31 августа 2007 г. N 570 «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников культуры, искусства и кинематографии»; от 14 марта 2008 г. N 121н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии»; от 31 марта 2008 г. N 149н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг»; от 29 апреля 2008 г. N 201н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей гражданского персонала государственных морских инспекций, групп патрульных судов (катеров) и членов экипажей патрульных судов (катеров), осуществляющих государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов»; от 5 мая 2008 г. N 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»; от 5 мая 2008 г. N 217н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования»; от 12 мая 2008 г. N 225н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников физической культуры и спорта»; от 21 мая 2008 г. N 235н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников военизированной и сторожевой охраны»; от 27 мая 2008 г. N 241н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, выполняющих работы по поиску и спасанию экипажей и пассажиров воздушных судов»; от 27 мая 2008 г. N 242н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах»; от 29 мая 2008 г. N 247н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих»; от 29 мая 2008 г. N 248н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых профессий рабочих»; от 6 июня 2008 г. N 262н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников геологии и разведки недр»; от 7 июня 2008 г. N 264н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников государственных природных заповедников и национальных парков»; от 30 июня 2008 г. N 303н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников гидрометеорологической службы»; от 3 июля 2008 г. N 305н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сферы научных исследований и разработок»; от 17 июля 2008 г. N 339н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников сельского хозяйства»; от 18 июля 2008 г. N 341н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников телевидения (радиовещания)»; от 18 июля 2008 г. N 342н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников печатных средств массовой информации»; от 24 июля 2008 г. N 350н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников государственного материального резерва»; от 28 июля 2008 г. N 357н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников ведомственной охраны Минфина России»; от 28 июля 2008 г. N 358н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, осуществляющих производственную деятельность Гохрана России»; от 30 июля 2008 г. N 364н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников, осуществляющих пробирный надзор»;

утверждающими перечни видов выплат стимулирующего и компенсационного характера:

от 29 декабря 2007 г. N 818 «Об утверждении Перечня видов выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат стимулирующего характера в федеральных бюджетных учреждениях»; от 29 декабря 2007 г. N 822 «Об утверждении Перечня видов выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях и разъяснения о порядке установления выплат компенсационного характера в федеральных бюджетных учреждениях».

4. В настоящее время установлены следующие профессиональные квалификационные группы должностей работников и руководителей.

Профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений и специалистов редакций газет и журналов Министерства обороны Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 402н.

Профессиональная квалификационная группа должностей работников культурно-просветительных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 401н.

Профессиональная квалификационная группа должностей специалистов и руководителей структурных подразделений (маяков, групп, партий, участков, станций, телеуправляемых подводных аппаратов и других) вспомогательного флота, гидрографической службы, управления поисковых и аварийно-спасательных работ Военно-Морского Флота, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 400н.

Профессиональные квалификационные группы должностей и профессий командного и рядового состава экипажей судов обеспечения Военно-Морского Флота, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 399н.

Профессиональная квалификационная группа должностей работников учреждений телевидения, радиовещания и кинопроката Министерства обороны Российской Федерации третьего уровня, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 398н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников Студии военных художников имени М.Б. Грекова и Военно-художественной студии писателей Министерства обороны Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 397н.

Профессиональная квалификационная группа должностей руководителей структурных подразделений и служащих архивных учреждений Министерства обороны Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 396н.

Профессиональные квалификационные группы должностей и профессий работников уголовно-исполнительной системы, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 395н.

Профессиональные квалификационные группы должностей руководителей, специалистов и служащих учреждений и воинских частей Министерства обороны Российской Федерации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 394н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников воздушного транспорта, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 393н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников внутреннего водного транспорта, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 392н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников морского транспорта, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 391н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников лесного хозяйства, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 390н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников, выполняющих работы по рыболовству и сохранению водных биологических ресурсов, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 8 августа 2008 г. N 389н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников, осуществляющих пробирный надзор, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 30 июля 2008 г. N 364н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников, осуществляющих производственную деятельность Гохрана России, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2008 г. N 358н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников ведомственной охраны Минфина России, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 28 июля 2008 г. N 357н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников государственного материального резерва, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 24 июля 2008 г. N 350н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников печатных средств массовой информации, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18 июля 2008 г. N 342н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников телевидения (радиовещания), утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 18 июля 2008 г. N 341н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников сельского хозяйства, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 17 июля 2008 г. N 339н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников сферы научных исследований и разработок, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 3 июля 2008 г. N 305н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников гидрометеорологической службы, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 30 июня 2008 г. N 303н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников государственных природных заповедников и национальных парков, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 7 июня 2008 г. N 264н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников геологии и разведки недр, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 6 июня 2008 г. N 262н.

Профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. N 248н.

Профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. N 247н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 27 мая 2008 г. N 242н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников, выполняющих работы по поиску и спасанию экипажей и пассажиров воздушных судов, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 27 мая 2008 г. N 241н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников военизированной и сторожевой охраны, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 21 мая 2008 г. N 235н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников физической культуры и спорта, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 12 мая 2008 г. N 225н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 217н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников образования, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 216н.

Профессиональные квалификационные группы должностей гражданского персонала государственных морских инспекций, групп патрульных судов (катеров) и членов экипажей патрульных судов (катеров), осуществляющих государственный контроль в сфере охраны морских биологических ресурсов, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29 апреля 2008 г. N 201н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников, занятых в сфере здравоохранения и предоставления социальных услуг, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2008 г. N 149н.

Профессиональные квалификационные группы профессий рабочих культуры, искусства и кинематографии, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 марта 2008 г. N 121н.

Профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570.

Профессиональные квалификационные группы должностей медицинских и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 г. N 526.

5. Рекомендации по заключению трудового договора с работником федерального бюджетного учреждения и его примерной форме утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 августа 2008 г. N 424н.

6. Приказом Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. N 462н утв. Примерное положение об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития РФ.

См. также Профессиональные квалификационные группы общеотраслевых профессий рабочих, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. N 248н.

Полный текст ст. 144 ТК РФ с комментариями. Новая действующая редакция с дополнениями на 2019 год. Консультации юристов по статье 144 ТК РФ.

Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются:
в федеральных государственных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
в государственных учреждениях субъектов Российской Федерации — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
в муниципальных учреждениях — коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Правительство Российской Федерации может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам .
Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством Российской Федерации базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп .
Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством Российской Федерации, обеспечиваются:
федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;
государственными учреждениями субъектов Российской Федерации — за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации;
муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (часть третья статьи 135 настоящего Кодекса) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Профессиональные квалификационные группы — группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Комментарий к статье 144 ТК РФ

1. Статья 144 ТК РФ устанавливает особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Такие системы оплаты труда устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, ЛНА на основе норм федерального законодательства, а также законодательства субъектов РФ и органов местного самоуправления соответственно.

В настоящее время на федеральном уровне действует Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 года N 583 «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений».

2. Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы по профессиональным квалификационным группам (то есть минимальные оклады, ставки заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, который осуществляет профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего), входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 года N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 года N 2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы.

Согласно данной Программе установление базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам планируется на 2 этапе ее осуществления, а именно в 2014-2015 годах.

3. Заработная плата работников государственных и муниципальных учреждений не может быть ниже установленных Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп.

Согласно ч.4 ст. 144 ТК РФ базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются федеральными государственными учреждениями, государственными учреждениями субъектов РФ, муниципальными учреждениями за счет средств бюджетов соответствующих уровней.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих или профессиональных стандартов, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Так, в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24 декабря 2014 года (протокол N 11) были утверждены Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2015 год.

4. Частью 6 комментируемой статьи предусмотрено определение профессиональной квалификационной группы как группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированных с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности.

Приказом Минздравсоцразвития России от 6 августа 2007 года N 525 установлено, что профессии рабочих и должности служащих формируются в профессиональные квалификационные группы с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям:
— отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
— должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
— профессии рабочих и должности служащих, в том числе руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
— профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда.

Так, например, приказом Минздравсоцразвития РФ от 29 мая 2008 года N 247н утверждены профессиональные квалификационные группы общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих.

Другой комментарий к ст. 144 ТК РФ

1. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных бюджетных учреждений, так же как и системы оплаты труда работников иных организаций, устанавливаются на локальном уровне коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Система оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений может быть как тарифной, так и иной, т.е. не основанной на тарифах. При этом на федеральном уровне должны учитываться положения нормативных правовых актов РФ, на уровне субъектов РФ — также и нормативные правовые акты субъектов РФ, а на муниципальном уровне — и нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

Системы оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений устанавливаются в соответствии с Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных и казенных учреждений, утв. Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583.

2. Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом тарифно-квалификационных справочников (см. ст. 143 ТК и комментарий к ней), государственных гарантий по оплате труда (см. ст. 130 ТК и комментарий к ней), рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (см. ст. 135 ТК и комментарий к ней), а также мнения соответствующих профсоюзов и их объединений и объединений работодателей.

Требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений предусмотрены также п. 6 Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2013 год, утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 21 декабря 2012 г. Они должны устанавливаться в том числе с учетом реализации Указов Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» и от 1 июня 2012 г. N 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы» в части оплаты труда работников бюджетной сферы в 2013 г. и положений Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 — 2018 годы, утв. распоряжением Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2190-р.

3. Часть 2 комментируемой статьи вводит понятие «базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы соответствующих профессиональных квалификационных групп работников». Базовые оклады (ставки) играют роль дополнительной гарантии для работников бюджетной сферы, поскольку их заработная плата не может быть ниже не только минимального размера оплаты труда, но и установленных Правительством РФ базовых окладов (ставок). При этом установленные Правительством РФ базовые оклады (ставки) распространяются не только на федеральные государственные учреждения, но и на государственные учреждения субъектов РФ и муниципальные учреждения.

Установление базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых тарифных ставок является полномочием Правительства РФ, однако они до сих пор не установлены. Стороны Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2011 — 2013 годы взяли на себя обязательство в период действия данного соглашения лишь провести консультации о разработке нормативного правового акта Правительства РФ о базовых тарифных ставках. Более того, если в первоначальной редакции ч. 2 ст. 144 ТК установление базовых окладов закреплялось в качестве обязательного, то теперь данная норма предусматривает лишь возможность их установления Правительством РФ.

Понятие «профессиональные квалификационные группы» сформулировано в ч. 5 комментируемой статьи: это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для соответствующей профессиональной деятельности. Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 6 августа 2007 г. N 525. В настоящее время Министерство здравоохранения и социального развития РФ и Министерство труда и социальной защиты РФ как федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по выработке политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, приняли около 40 актов, утверждающих профессиональные квалификационные группы должностей работников разных сфер.

Консультации и комментарии юристов по ст 144 ТК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 144 ТК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *