Трактор лт 157

Строй-Техника.ру

Строительные машины и оборудование, справочник

Трелевка леса
Категория: Механизация лесозаготовительных работ
Трелевка леса

Далее: Погрузка леса

Трелевкой называется перемещение деревьев, хлыстов или сортиментов от места валки до лесопогрузочных пунктов, расположенных у лесовозных дорог. Наибольшее распространение получила трелевка тракторами и лебедками. Трелевка леса тракторами применяется в сухих лесосеках со спокойным рельефом местности, имеющим уклоны не более 22°. В лесосеках, расположенных в гористой или заболоченной местности, применяется трелевка лебедками.

Трелевка леса тракторами

При трелевке леса за комель тракторист, подъезжая к предупредительному знаку, расположенному не ближе чем 50 м от места работы вальщика, должен подавать звуковой сигнал и въезжать в опасную зону только после получения разрешения условным знаком. Вальщик подает разрешение на въезд после валки дерева и приступает к чокеровке деревьев вместе с трактористом.

Тракторист разворачивает трактор одним из способов в зависимости от условий «на месте», «по радиусу» или «маятниковым» и начинает после подачи сигнала двигаться задним ходом. Расстояние при этом зависит от характера древостоя на пасеке и мощности трактора. Зависимость числа хлыстов в пачке, составляющих рейсовую нагрузку для трактора ТДТ-55 от среднего объема хлыста, приведена ниже.

При трелевке в оттепель или по глубокому снегу объем пачки уменьшается. Трактор движется задним ходом до выбранной сравнительно ровной и горизонтальной площадки, от которой расстояние ручного оттаскивания тягового каната до последнего для пачки хлыста (дерева) не превышало бы 15 м. Установка трактора зависит от способа трелевки.

При трелевке хлыстов за вершины с боковой полосы пасеки продольная ось остановленного трактора должна быть направлена на вершину последнего хлыста и не пересекать вершины впереди лежащих хлыстов. Такие условия обязан создавать вальщик выбором порядка и направления валки отдельных деревьев. При трелевке хлыстов или деревьев с волоков продольная ось трактора должна совпадать с направлением подтаскивания пачки.

После установки работы двигателя на малых оборотах и включения лебедки на 2—3 с на разматывание тракторист выходит из кабины. После отбора 6—8 чокеров чокеровщик с 3—4 крайними чокерами, а тракторист за ним через 3—4 м с остальными оттаскивает канат при положении щита в поднятом состоянии. При трелевке за вершины чокеры прицепляют на расстоянии 0,7—1,2 от среза, а при трелевке за комли — 0,5—0,7 м от торца, но таким образом, чтобы обойма кольца чокера находилась на уровне торца.

Находясь спиной к трактору и с левой стороны тягового каната, крюк чокера правой рукой подводят под комель (вершину), принимают левой рукой и правой рукой сверху заводят трос в зев крюка. У хлыстов же, расположенных справа от тягового каната, крюк чокера переносится сверху и правой рукой подводится снизу комля. Затем зев крюка, принятого левой рукой, одевается на трос чокера снизу.

Закончив чокеровку хлыстов первого приема, тракторист садится в кабину и после получения разрешения чокеровщика включает лебедку, ведя наблюдение за правильностью намотки каната, ходом сбора пачки и сигналами. Когда кольца чокеров окажутся в 0,5—1 м от щита, подтаскивание полупачки отключением лебедки останавливается и тракторист по сигналу отъезжает на 10—15 м, тем самым производя механическое разматывание каната. Трактор останавливается на свободной ровной площадке в таком положении, чтобы его продольная ось была

направлена на передний конец полупачки, собранной за первый прием и не пересекала вершин впереди лежащих хлыстов с ленты полупасеки.

При трелевке хлыстов и деревьев с волоков продольная ось трактора должна совпадать с направлением трелевки, и цикл по второму приему сбора пачки повторяется. Сбор полной пачки выполняется за три приема и более.

Рис. 1. Способы установки трактора при сборе пачки:
1 — при трелевке хлыстов за вершины с боковой полосы пасеки; 2, 3, 4 — при трелевке хлыстов или деревьев с волоков; 5 и 6 — примеры чокеровки за вершину и комель; 7 и 8 — методика чокеровки хлыстов, расположенных слева а справа относительно тягового каната; 9 — установка трактора для выбора второй полупачки с боковой полосы пасеки; 10, 11, 12 — то же при трелевке хлыстов или деревьев с волоков

После установки трактора для выполнения последнего приема погрузочный щит сбрасывается на землю и обе гусеницы затормаживаются. После ослабления тягового каната крюк крайнего чокера соединяется со скобой, а остальные оттягиваются к месту прицепки хлыстов, выполняемой подобно первому и последующим приемам. Включением лебедки пачка затягивается на щит, и лебедка выключается, когда кольца чокеров подошли к блоку. После затягивания тормоза лебедки и подачи сигнала трактор с полной нагрузкой следует на погрузочный пункт.

Во время движения тягового каната или трактора нельзя освобождать хлысты, зажатые между пнями, перешагивать канат, поправлять пачку хлыстов, отцеплять и прицеплять хлысты, садиться на трактор, ездить вне кабины или на хлыстах, высовываться из кабины или выходить из трактора. Во избежание травм при раскатывании хлыстов чокеровщику запрещается идти сзади пачки. Идти можно только сбоку на расстоянии не менее 5 м от пачки или 10 м от ее конца. При работе на склонах и косогорах чокеровщик и вальщик должны находиться только выше прицепляемых или трелюемых хлыстов.

Сбор пачки деревьев тракторами Т-100МГП-1 и Т-130Г производится ходом вперед. После сбора пачки трактор движется назад, собирающий канат снимается, а кольца чокеров одеваются на двурогий крюк. На поворотах радиус закруглений волоков должен быть не менее средней длины трелюемых хлыстов; на кривых меньшего радиуса с внутренней стороны оставляют отбойные пни высотой 1 —1,2 м.

На лесопогрузочном пункте скорость движения уменьшается. В тот момент, когда при трелевке за вершину комлевые торцы самых коротких хлыстов окажутся на расстоянии 1 м от плоскости выравненных торцов штабеля, трактор по сигналу останавливают, барабан лебедки в этот момент растормаживается и трактор отъезжает из-под пачки на расстояние 1 —1,5 м. При трелевке за комли пачку сбрасывают так, чтобы ее торцы находились на уровне торцов штабеля и отъезжают от нее на расстояние 1,5—2 м. Для удобства работы лесопогрузчика торцы хлыстов должны располагаться на расстоянии 0,32—0,36 их длины от середины между подкладками.

Отцепку вершин на погрузочном пункте при ослабленном тяговом канате ведут двое рабочих, располагаясь напротив торцов или сбоку. При трелевке за комли они, опасаясь раскатки, находятся только с торцов, удерживая одной рукой крюк, и выводят другой канат из его зева. С окончанием отцепки по команде чокеровщика, находящегося в безопасном месте, тракторист подает звуковой сигнал и включает лебедку; в результате наматывания чокеры выдергиваются. Если из-за невозможности один или два чокера среди пачки не были отцеплены, то по сигналу чокеровщика лебедка отключается и производится доотцепка. По окончании работ по отцепке тяговый канат полностью наматывается, чокеры собираются и щит поднимается в транспортное положение.

Установив трактор напротив комлей, тракторист движением вперед с опущенным толкателем выравнивает торцы всех хлыстов на одном уровне с торцами штабеля с разбегом не более 0,5 м. При вывозке по узкоколейной железной дороге хлысты укладываются вразнокомелицу.

Использование колесных тракторов на трелевке допускается только на подъемах не более 7° (0,12 рад), на спуск в сухую погоду летом не более 17° (0,3 рад), зимой и в сырую погоду летом не более 13°. При трелевке леса в темное время суток на лесосеке должно работать не менее двух тракторов с захватами.

Трелевка леса канатными установками

Конструкция канатной установки выбирается в зависимости от характера почвенно-грунтовых условий, рельефа местности, таксационных условий и способа разработки лесосеки. В основном они используются на склонах более 20°, где применение тракторов становится невозможным.

Трелевка леса волоком, при которой деревья, хлысты или сортименты перемещаются, соприкасаясь с грунтом по всей своей длине, находит применение при подтаскивании древесины к трассе основной установки.

Канатные установки для полуподвесной трелевки применяют для трелевки на короткие расстояния на лесосеках с прочными грунтами и густой сетью дорог. Так как у трелюемых пачек один конец приподнят над грунтом, они при движении лучше обходят пни и другие препятствия. Как в установке ЛЛ-25 (СТУ-ЗСМ), так и ЛЛ-20 приводные лебедки размещаются на тракторе, что улучшает их маневренность.

Подвесные канатные установки используют в условиях, где деревья, хлысты или сортименты должны перемещаться полностью в подвешенном положении не касаясь грунта. Это необходимо для сохранения подроста, почвы от эрозии, а древесины — от механических разрушений. Они подразделяются на три типа:

УТТ — установки канатные трелевочно-транспортные. Наличие в двухка-натной установке ЛЛ-26 автоматической каретки дает возможность производить самоподтрелевку древесины от пня к несущему канату с расстояний до 50 м, а затем после перецепки с переформировкой ее транспортировку в режиме на спуск на погрузочную площадку до 1000 м. Применяются при сплошных и постепенных рубках на крутых склонах, где затруднено строительство волоков.

УТ — установки канатные транспортные изготовляются следующих конструкций:
— ЛЛ-24 грузоподъемностью 1,6 т, применяется для рубок ухода. Ее привод осуществляется от лебедки, установленной на тракторе Т-40М. Движение каретки на лесосеку и с грузом в режиме на спуск производится с помощью канатоведущего шкива и реверсированием его вращения, а подъем и опускание груза — отдельным барабаном.
— ЛЛ-27 (УК-1-ЗТ) монтируется по схеме, показанной на рис. 59,5 грузоподъемностью 3 т с приводом от лебедки ЛЛ-12А. Применяется при рубках главного пользования и работает, как правило, в режиме на спуск. В зависимости от крутизны склона подтрелевка хлыстов к несущему канату осуществляется трелевочными тракторами или легкими установками ЛЛ-25 или ЛЛ-20 с самоходными приводами. Разработку лесосек при тракторной подтрелевке ведут лентами шириной 8—10 м с валкой деревьев вдоль склона, а расположением волоков — поперек склона, как показано на рис. 33, д. Штабелевка и отгрузка хлыстов на лесовозы ведется однониточным кабель-краном с приводом от лебедки ТЛ-4Д.
— ЛЛ-29 (УК-1-6Т) оснащается по схеме рис. 2, г грузоподъемностью 6 т, применяется в лесосеках с крупномерными деревьями на рубках главного пользования. Установка приводится от четырехбарабанной лебедки ЛЛ-8 и работает преимущественно на подъем, так как при спуске ленточные тормоза не обеспечивают устойчивости движения груза. На подтрелевке хлыстов к несущему канату можно применять тракторы ЛТ-157 или ТТ-4, а предпочтительнее— установку ЛЛ-25, лучше сохраняющую окружающую среду. Для отгрузки притрелеванных хлыстов на лесовозы используется крупнопакетная двухстреловая установка с приводом от свободных барабанов лебедки ЛЛ-8.
— УП — установки канатные погрузочные. Для отгрузки пачек массой до 3 3,2 т применяют однониточные установки типа кабель-кранов. При грузоподъемности 6,3 и 12,5 т используют двухниточные кабель-краны ЛЛ-30.

Рис. 2. Схемы канатных установок:
а – ЛЛ-25 (СТУ-ЗСМ); б — ЛЛ-26; в — ЛЛ-24; г — ЛЛ-29 (УК-1-6Т); д — ЛЛ-27 (УК-1-ЗТ); е — ЛЛ-30

Реклама:

Читать далее: Погрузка леса
Категория: — Механизация лесозаготовительных работ

  • Каталог товаров
    • Обслуживание и ремонт техники
      • Инструмент
        • Бензо-инструмент
        • Общего назначения
        • Пневматический инструмент
      • Тележки гидравлические
      • Почвообрабатывающие и посевные рабочие органы
        • Дисковых борон
        • Культиваторов
        • Лущильников
        • Плугов
        • Сеялки
        • Катков
      • Заправочные станции
        • Заправки для бензина
        • Заправочные станции для дизтоплива
        • Корпуса фильтров
        • Насосы для заправок
        • Пистолеты
        • Счетчики для заправочных станций
        • Фильтра для заправочных станций
        • Шланги
      • Запчасти для сельскохозяйственной техники
        • Для глубокорыхлителей
        • Для зубово-пружинных борон
        • Для катков
        • Для культиваторов
        • Для лущильников
        • Для мульчирователей
        • Для навигаторов GPS
        • Для оборудования по транспортировке урожая
        • Для плугов
        • Для погрузчиков
        • Для сеялок
        • Для дисковых борон
      • Кабины и комфорт
        • Кабины
        • Кондиционеры
        • Сидения для тракторов и комбайнов
      • Котлы
        • Авто: пеллетные
        • Авто: угольные
        • Авто: универсальные
        • Естественная тяга
        • Нагнетание воздуха
        • Системы подачи топлива
        • Электродные
      • Масла и смазки
        • Гидравлические
        • Моторные
        • Смазки
        • Трансмиссионные
      • Мойки высокого давления
      • Насосы и помпы
        • Выкачки для масел
        • Мотопомпы
        • Счетчики
      • Оборудование для СТО
        • Подъемное оборудование BASIC
        • Подъемное оборудование PROFESSIONAL
        • Шиномонтажное оборудование
        • Маслосменное и маслораздаточное оборудование
        • Оборудование для мойки
        • Домкраты
        • Подставки, стенды для двигателя, краны, захваты, траверсы
        • Прессы, стяжки
        • Стойки трансмиссионные
        • Мебель
        • Заправка кондиционеров
        • Стенды развала-схождения
        • Чистка инжектора
        • Проточка дисков
        • Пускозарядные устройства
        • Покрасочные камеры и посты к подготовке
        • Рихтовочные стенды
        • Мобильные стенды
        • Измерительные линейки
        • Рихтовочные комплекты
        • Гидравлические насосы
        • Инфракрасные сушки
        • Расходные материалы
        • Аксессуары
        • Компрессоры GGA AIR COMPRESSOR
        • Пылесосы
        • Подметальные машины
        • Поломоечные машины
        • Однодисковые машины
      • Оборудование мастерской
        • Пожарная безопасность мастерской
        • Роклы, тележки, подъемники
      • Подшипники
        • Игольчатые подшипники
        • Конические подшипники
        • Радиально-упорные шариковые подшипники
        • Роликовый подшипник
        • Сферический роликоподшипник
        • Упорные роликовые подшипники
        • Упорные шариковые подшипники
        • Цилиндрические подшипники
        • Шариковые подшипники
        • Шарнирные подшипники
      • Солидоло и масло нагнетатели
        • Масло нагнетатели
        • Солидолонагнетатели
        • Шприцы для смазки
      • Технические жидкости
        • Антифриз
        • Тосолы
      • Трансмисия и ходовая часть
        • Карданы
        • Крупноузловые детали
        • Трансмиссия
      • Шины
        • Грузовая
        • Легковая зимняя
        • Легковая летняя
        • Сельскохозяйственная
      • Гидросистема и силовое оборудование
        • Гидроцилиндры
        • Распределитель
    • GPS навигация и электронное оборудование
      • GPS навигаторы на тракторы
      • Автопилоты на тракторы
      • Автонавигаторы
      • Контроль местонахождение транспортного средства
      • Учет и контроль расхода топлива
        • Расходы топлива
      • Учет выполненной работы
        • Счетчики гектаров
    • Погрузчики и бульдозеры
      • Фронтальные погрузчики
        • Стрелы фронтальных погрузчиков
        • Ковши
        • Отвалы для погрузчиков
        • Захваты для тюков
        • Захваты для рулонов
        • Захваты для силоса
        • Захваты для бревен
        • Вилы для поддонов
        • Вилы для рулонов
        • Вилы для навоза и соломы
        • Крюки
      • Экскаваторы
      • Краны-манипуляторы
      • Бульдозерное оборудование
      • Весы крановые электронные
    • Летательные аппараты
      • Квадрокоптеры для фото и видео съемки
      • Квадрокоптер для внесения удобрений
    • Автомобили и транспортировка
      • Автопоезда
      • Весы автомобильные
      • Бочки к тракторам
      • Прицепы к тракторам
    • Тракторы и навески
      • Тракторы
      • Мини-тракторы
      • Фронтальные навески
      • Трактора б/у
    • Подготовка почвы
      • Техника для внесения удобрений
        • Жидких
        • Органических
        • Твердых минеральных
        • Контроль внесения для точного земледелия
        • Растариватель
      • Глубокорыхлители
      • Дисковые бороны
        • Дисковые бороны с диском на отдельной стойке
        • Дисковые бороны секционные
        • Дискочизели
      • Сцепки борон
        • Зубово-пружинные бороны
        • Секции борон для культиваторов
        • Секции зубовых борон
        • Системные носители
        • Шлейф бороны
      • Культиваторы сплошные
        • Европак
        • Культиваторы сплошные безгрядильные
        • Культиваторы сплошные грядильные
        • Композитные рабочие органы (культиваторы)
        • Культиваторы б/у
      • Лущильники
        • Однорядные
        • Двухрядные
      • Минитехника и мотоблоки
      • Мульчирователи (измельчители)
      • Плуги
        • Дисковые
        • Оборотные плуги
        • Плуги обычные
        • Композитные рабочие органы (плуги)
      • Измельчающие катки
      • Фрезы
        • Горизонтальные
      • Замеры и анализ почвы
        • Лаборатории анализа почвы
        • Плотномеры
        • Термоштанги
        • Щупы агронома
        • Анализ почвы
    • Посевная техника и оборудование
      • Загрузчики сеялок и зерновых бункеров
      • Протравливатели
      • Сеялки и сажалки
        • Для сидератов
        • Зерновые для минималки
        • Зерновые посевные комплексы
        • Зерновые традиционные сеялки
        • Картофелесажалки
        • Мелкосеменные традиционные
        • Пневматические сеялки
        • Пропашные для минималки
        • Пропашные традиционные сеялки
        • Системы высева
        • Транспортные устройства
        • Система контроля высева
      • Системы контроля высева
      • Катки
        • Водоналивные
        • Зубчато-кольчатые
        • Зубчато-шпоровые катки
        • Кольчато-шпоровые катки
        • Рубящие
        • Силосные
    • Уход за посевами и садом
      • Культиваторы междурядные
        • Внесение КАС
        • Междурядные культиваторы
        • Секции
        • Устройство для внесения удобрений
      • Ротационные бороны
      • Опрыскиватели
        • Мотоопрыскиватели
        • Прицепные вентиляторные опрыскиватели
        • Штанги для опрыскивателей
        • Прицепные штанговые опрыскиватели
        • Навесные штанговые опрыскиватели
        • Навесные вентиляторные
        • Прицепные опрыскиватели б/у
        • Самоходные опрыскиватели
        • Компьютеры для опрыскивателей
        • Миксеры
        • Мотопомпи
        • Насосы
        • Пульты управления
        • Распылители
        • Рукава
        • Самоходные опрыскиватели б/у
        • Пенний маркер
      • Поливная техника
      • Системы контроля точного вылива опрыскивателей
      • Сад
        • Капельное орошение
        • Мелкий садовый инструмент
        • Опрыскиватели садовые
        • Поливочные шланги
        • Секаторы
      • Все для внесения карбамидно-аммиачных смесей (КАС)
        • Транспортные емкости для КАС
        • Резервуары для хранения КАС
        • Счетчики для КАС
        • Краны для КАС
        • Шланги для подачи КАС
    • Уборка урожая
      • Грабли
        • Активные
        • Пассивные
      • Жатки
        • Валковые жатки
        • Кукурузные жатки
        • Подборщики
        • Подсолнечниковые жатки
        • Рапсовые
        • Тележки к жаткам
        • Жатки зерновые б/у
        • Жатки кукурузные б/у
        • Соевые
        • Жатки подсолнечниковые б/у
      • Комбайны
        • Зерновые
        • Картофелеуборочные
        • Кормоуборочные
        • Рисовые
        • Свеклоуборочные
        • Комбайны зерноуборочные б/у
        • Влагомеры и системы контроля качества урожая
      • Косилки
        • Мотокосы/триммера
        • Роторные
        • Сегментно-пальцевые
      • Обмотчики рулонов
        • Обмотчик рулонов
        • Пленка для рулонов
      • Пожарная безопасность
        • Пожарные бочки
        • Искрогасители
      • Прессования соломы и сенажа
        • Тюковые
        • Рулонные
        • Шпагаты
        • Сетки
        • Влагомеры и системы контроля прессования
      • Сепараторы и сортировочные машины
        • Аэродинамические
      • Силосоуборочная техника
        • Прицепная
      • Сушилки зерна
        • Газовые
        • Дизельные
      • Транспортировка урожая
        • Бункеры — накопители
        • Прицепы для тюков и рулонов
    • Переработка
      • Изготовление масла
      • Изготовление муки
      • Изготовление макарон
      • Изготовление хлопьев
    • Хранение
      • Отпугиватели
      • Загрузчики и пневмотранспортеры зерна
        • Загрузчики зерна в сеялки
        • Пневмотранспортеры
        • Нории
        • Загрузчики зерна в транспорт
        • Загрузчики зерна скребковые и ленточные
        • Загрузчики зерна шнековые
      • Хранение зерна и материалов в мешках и рукавах
        • Загрузчики зерна в мешки
        • Мешки и рукава
      • Хранение жидкостей и гноя
      • Влагомеры и оборудование контроля
        • Анализаторы влажности
        • Весы
        • Влагомеры
        • Пробоотборники
      • Системы продувки
        • Переносные аэраторы
    • Оборудование для животноводства
      • Пчеловодство
      • Доильные аппараты
      • Электропастухи
        • Генераторы электропастухов
        • Изоляторы
        • Калитки
        • Проводники
        • Соеденители
        • Столбы Olli
      • Запасные части к доильным аппаратам
      • Кормоизмельчители
      • Кормораздатчики
      • Маслобойки
      • Поилки
      • Уборка помещения
        • Гноетранспортеры
        • Дезинфекторы
      • Грануляторы для приготовления кормов
      • Кормоэкструдер для приготовления кормов
      • Измельчители фуража и рулонов
      • Птицеводство
      • Сепараторы молока
      • Размотчики рулонов
      • Платформы и прицепы для транспортировки скота
    • Альтернативная энергетика и генераторы от ВОМ
      • Ветрогенераторы
      • Генераторы
        • Бензиновые генераторы
        • Генераторы ВОМ Трактора
        • Дизельные генераторы
        • Зарядные устройства
      • Пеллетирование, брикетирование
        • Деревоизмельчители
        • Дровоколы
        • Оборудование для производства пеллет, брикетов
        • Ударно механические прессы
      • Солнечные батареи
      • Солнечные коллекторы
      • Генераторы под ВОМ
    • Семена
      • Подсолнечник
      • Кукуруза
      • Соя
      • Рапс
    • Сервис
    • Для персонала
      • Контроль
        • Алкотестеры
      • Обучение
      • Организация поездок заграницу
      • Охрана труда
        • Индивидуальные средства защиты
      • Рабочая одежда
        • Костюмы
        • Обувь
    • Для себя, досуг, спорт
      • Для ваших детей
      • Эхолоты
      • Товары для быта
      • Талисманы успеха
    • Все категории
  • О компании
  • Новости
  • Контакты

Тракторная трелевка волоком, или все новое — хорошо забытое старое

Карпачев С.П., Приоров Г.Е.

В 30-х годах в Советском Союзе начинается массовое производство собственных тракторов. На рис. 1 представлен трактор «Сталинец», выпускавшийся в 30-х годах в СССР. Это были трактора общего назначения на твердом и жидком топливе. В народном хозяйстве эти трактора используются в сельском хозяйстве, но не только. Трактора начинают применять и на трелевке леса (рис. 2).

Рис. 1. Трактор «Сталинец»

Рис. 2. Тракторная трелевка волоком

Технология тракторной трелевки была следующей.

Трелюемые лесоматериалы присоединялись к тракторам с помощью чокеров. Чокер представлял собою отрезок стального троса, длиною 2-3 метра диаметром 13-15 мм с толщиной отдельных проволок 0.6-0,8 мм и с пеньковой сердцевиной.

Обычный чокер — рис. 3 (А) — для трелевки волоком имел по концам крюки. В 30-е годы также применялся чокер системы Бардона — рис. 3 (Б) — упорные муфты, между которыми скользила по тросу литая полая муфта, куда вставляется один из наконечников троса.

Рис. 3. Чокера

Прицепное приспособление Бордона — рис. 3 (В) — представляло собою стальную отливку с гнёздами для упорных муфт чокеров Бордона.

В зависимости от размеров гнезд оно позволяло прицеплять единовременно к трактору 5 или 10 чокеров. Для присоединения обычных чокеров к трактору можно было с успехом применять крупнозвенную цепь, длиной 1 метр, к звеньям которой прицепляли крюки чокеров. Преимуществом прицепного приспособления Бордона перед цепью было то, что чокеры меньше перепутывались друг с другом.

Подготовка магистральных трелёвочных волоков (шириною 3,0-3,3м) производилась специальной бригадой, состоящей из 24 человек, снабженных необходимым ручным инструментом. Валка деревьев должна была начинаться после наметки волоков. Расстояние между трелевочными волоками бралось 30-90 метров. Деревья валили вершинами по направлению трелевки под углом 10-40о к трелевочному волоку. На волоках деревья валили заподлицо с землёй. Для облегчения захвата чокером и прицепки хлыстов к трактору было желательно валить деревья группами так, что бы вершины 2-4-х деревьев ложились вместе (рис. 4).

Рис. 4. Трелевочные волока

Хлысты захватывали чокерами на расстоянии 0,5-2,0 метра от конца вершины (рис. 5). На лесосеке должны были всегда находиться хлысты с надетыми на них чокерами. Раннее заготовленные хлысты сводили к минимуму задержки тракторов на лесосеке.

Применение прицепного чокера. длиной 10-20 метров, облегчало прицепку хлыстов и трактору, одновременно увеличивая его нагрузку на рейс. Устраняя необходимость прохождения тракторов непосредственно по лесосеке, прицепные чокера способствовали лучшему сохранению тракторов.

Рис. 5. Захват хлыстов чокером на лесосеке

Во избежание защемления хлыстов между пнями, тракторист обязан был тщательно следить за прицепными хлыстами, особенно при сдвиге их с места, выезде из лесосеки на волок и движении по кривым (рис. 6). Нагруженный трактор должен был, по возможности, обходить пни, валеж и не делать крутых поворотов на одном месте.

Рис. 6. Тракторная трелевка волоком

Главный недостаток тракторной трелевки волоком заключался в большой силе сопротивления трелюемого леса движению трактора, а также частые случаи защемления хлыстов (бревен) между пнями и другими препятствиями. Для решения этой проблемы был предложено специальное устройство — пэн (рис. 7).

Рис. 7. Пены, применяемые для тракторной трелевки леса

Пэн являлся разновидностью вспомогательного трелевочного оборудования и решал те же задачи, что и конус, о котором мы уже писали в журнале «Лесопромышленник» № 2 — 2011 . Пэны, применяемые для трелевки имели длину до 1,5 — 1,8 м при толщине стального листа до 12-13 мм. Такие пэны были рассчитаны на трактора мощностью 50-60 л.с.

Более простые пэны (рис. 8) имели вес 50 кг при толщине стального листа 5 мм.

Рис. 8. Нагруженный простой пэн

Схема прицепки пэна к трактору была следующей (рис. 9).

Рис. 9. Схема прицепки пэна к трактору

Пэн к трактору цеплялся особой короткой цепью. Цепь позволяла сберегать трос чокеров, но требовала точного расчета длины чокеров. Пэн имел на дне стального листа специальный гребень. К нему крепилась тяговая цепь. При движении этот гребень обеспечивал устойчивое движении пэна по трелевочной трассе. При использовании пэнов на трелевке предпочтительным считалось использование американского чокера Бордона (рис. 10).

Рис. 10. Чокер Бордона

В отличие от чокеров, выпускавшихся в то время в Советском Союзе с крюками на концах, американский чокер имел муфту, наконечники и петлю, позволяющие легко и надежно захватывать «удавкой» бревно и прицеплять чокер к тросу лебедки или к тяговому устройству трактора. Технология тракторной трелевки леса с использованием пэна была следующей. На лесосеке, отдельные бревна (хлысты) подготавливались для погрузки их на пэн (рис. 11).

Рис. 11. Подготовленные к погрузке на пэн бревна

Для чего бревна укладывались в плотно пригнанную щеть с выравниванием ее по торцам. Затем, к крайним бревнам щети подводили пэн (рис.12) и укладывали лаги из бревен.

Рис. 12. Приготовление пэна к укладки на него бревен

Бревна на пэн укладывали накатом по лагам вручную (рис. 13).

Рис. 13. Погрузка пэна

Во избежания выскальзывания и потери бревен в пути при их трелевке, бревна грузили на пэн комлями. После загрузке пэна, пакет бревен увязывали чокером, образуя удавную петлю на бревнах (рис. 14).

Рис. 14. Увязка пакета бревен чокером

Конец чокера пропускали через отверстие в загнутой части пэна и прицепляли к трактору. Бревна на пэне при их трелевке удерживались чокерами присоединенными через муфту к трактору (рис. 15).

Рис. 15. Трелевка лесоматериалов трактором при помощи пэна прицепленного к трактору

Использование пэна на трелевке позволяла снизить сопротивление бревен движению трактора. Коэффициент трения пэна составлял 0,55 — 0,65. Величина нагрузки на рейс доходила до 11,5 м3 при движении трактора по грунтовой дороге на 1-й и 2-й передачах (рис. 16).

Рис. 16. Движение нагруженного пэна по грунтовой дороге

На складе пачка бревен на пэне надвигалась на специальную прокладку из уложенного поперек бревна (рис. 17). Удавная петля, образуемая чокером, снималась с бревен. Чокер натягивался и вытаскивался пэн из-под бревен. При хорошей организации работ операция освобождения пэна занимала не более 1 минуты.

Рис. 17. Доставленная на склад пачка бревен на пэне

С появлением трелевочных тракторов со щитом, актуальность пэнов отпала. Казалось, что пэны ушли из леса навсегда. Но нет. На выставке SkogsElmia — 2011 в Швеции были продемонстрированы современные «пэны», внешне похожие на лодки (рис. 18).

Рис. 18. Современные «пэны» — «лодки»

Эти пэны — «лодки» изготовлены из пластика. Фирма HSX предложила для трелевки бревен с помощью лебедки или за тягой самоходной машины, например, квадрацикла «лодку» .

Корпус «лодки» изготовлен из 8 мм полиэтилена высокого давления. Длина корпуса 2335 мм, ширина — 900 мм. Вес — 14 кг. В носу «лодки» имеется отверстие для петли или нескольких петель трелевочного троса.

Технология трелевки достаточно простая, почти совпадающая с технологий трелевки с помощью пэна, описанная выше.

Бревна (до трех-четырех штук) или хлысты чокеруются трелевочным канатом за комли и подтягиваются в носовую часть «лодки» (рис. 19).

Рис. 19. «Лодка» с бревнами

Затем, в случае использования в качестве тяги лебедки, запускается лебедка и по технологии самовытаскивания, примерно, как описано в статье «Портативная лебедка для трелевки леса» «лодка» с полупогруженными бревнами перемещается к заданному месту. «Лодку» можно перемещать и за тягой различных машин, например, за квадроциклом или за колесным трактором общего назначения. В этом случае лебедка не нужна.

Как показала практика, корпус «лодки» за счет плавных обводов и материала, легко преодолевает неровности местности и движется с минимальным сопротивлением трению летом и зимой, по траве и по снегу, а также по заболоченной местности.

Конечно, трелевочная «лодка» рассчитана не на промышленное использование. Область ее применения — это фермерские и частные хозяйства.

  • Основные направления применения «лодки»:
  • Трелевка удаленных деревьев и хлыстов в полупогруженном состоянии.
  • Транспортировка крупной дичи.
  • Транспортировка дикоросов, включая грибы и ягоды.
  • Перевозка людей, особенно зимой, как на санках.
  • Спасательные операции и т.д.

Библиографический список

  1. Карпачев С.П., Приоров Г.Е. Портативная лебедка для трелевки леса/ Лесопромышленник № 3 (51) 2009, с.26
  2. Карпачев С.П., Приоров Г.Е. Трелевочная лодка / Лесопромышленник № 3 (51) 2009, с. 27.
  3. Карпачев С.П., Приоров Г.Е. Конусы для трелевки хлыстов или все новое — хорошо забытое старое / Лесопромышленник № 2 (58) 2011, с. 26-28.
  4. Использованы фотоархивы ЦНИИМЭ и фотографии Карпачева С.П., официальные материалы выставки SkogsElmia 2011 и фирмы HSX.

Использованы фотоматериалы ЦНИИМЭ,

официальные материалы выставки SkogsElmia 2011 и фирмы HSX.

Фото Карпачева С.П.

Последовательность работ

Трелевка тракторами, которые имеют чекер для трелевки, включает следующие этапы:

  • приезд не загруженного трактора на место сбора пачки
  • разворот и осаживание трактора
  • оттаскивание тягового каната и чокеров
  • чокеровка хлыстов (деревьев)
  • сбор пачки
  • движение трактора с грузом на погрузочную площадку
  • отцепка пачки
  • выравнивание комлей.

Существует несколько видов чекеров:

  • стандартный чекер
  • с плавающим крюком
  • с клиновым (съемным) креплением
  • из переплетенного каната
  • с крюком ”восьмеркой”.

К месту работы трактор двигается на 3—4-й передачах. Около места сбора, на расстоянии 5—15 м, трактористу нужно развернуть трактор и подать его назад к комлям (вершинам) срубленных деревьев или хлыстов. Тяговый канат трактора должен оттянуть работник (чокеровщик). Канат нужно оттянуть примерно на 10—15 м. Если расстояние будет больше, то стоит собирать пачку двумя приемами с заездом трактора на пасеку. Осуществляется чокеровка деревьев за комель примерно 0,5—0,7 м от торца.

Чтобы отвести комель дерева из-за пня крюк чокера нужно зацепить с противоположной движению стороны дерева, с целью поворота его при натяжении каната. Чокеровка за вершину осуществляется на расстоянии 0,7 — 1,2 м от торца. Небольшие деревья, которые лежат на близком расстоянии, зацепляют одним чокером. Чтобы уменьшить износ тягового каната нужно, чтобы разбег комлей (вершин), а именно расстояние между ними по длине ствола, не превышал 6—8 м.

В процессе сбора пачки внимательно следите, чтобы не случилось саморасцепки чокеров, упора деревьев в пни, а также заклинивания их между пнями. Если это все же случится, нужно срочно выключить тракторную лебедку и исправить ошибку. Чтобы сохранить маневренность трактора собирать пачку нужно с поднятым щитом, и опускать его только для того, чтобы затащить сформированную пачку.

С грузом трактор должен передвигаться на 2—3-й передачах. На сложных участках транспортировка леса осуществляется следующим образом:

  • трактор сбрасывает пачку со щита
  • проезжает сложный участок пустым
  • подтаскивает пачку лебедкой снова на щит.

Главный недостаток тракторов с чокерным оборудование заключается в том, что им необходимо выполнение ручных приемов (оттаскивание каната, чокеровка, отцепка пачки). Этого недостатка можно избежать используя бесчокерную трелевку.

Бесчокерная трелевка леса

Бесчокерная трелевка леса – это обязательное звено технологического процесса, который проводится на лесосеках при помощи современных устройств. Такие машины полностью исключают ручной труд. Этот процесс демонстрирует высокую эффективность и при обычных методах лесосечных работ с валкой деревьев пилами. Бесчокерная трелевка осуществляется гусеничными или колесными трелевочными тракторами, которые оборудованы специальным технологическим оборудованием для автоматического создания или захвата пачки, ее удержания при трелевке и разгрузке в назначенном участке.

Сегодня для бесчокерной трелевки используют такое технологическое оборудование:

  • гидроманипуляторы и зажимные коники на гусеничных тракторах (ТБ-1)
  • гидроманипуляторы и трососъемники (ЛП-18А)
  • пачковые захваты на колесных тракторах (ЛТ-157)
  • пачковые захваты на гусеничных тракторах (ЛТ-154).

Манипуляторы осуществляют поштучный сбор деревьев и создание из них пачки в конике трелевочного трактора. Пачковый захват для трелевки предназначен для работы с заблаговременно сформированной пачкой. Следовательно, принципиальная разница между манипулятором и пачковым захватом состоит в принципе формирования пачки: в первом случае пачку формирует сами трелевочный трактор, во втором — еще одной, чаще всего, валочно-пакетирующей машиной. Бесчокерная трелевка выполняется также валочно-трелевочными машиными, на которые для этого устанавливают гидроманипуляторы с захватно-срезающей машиной и зажимным коником (ЛП-17, ЛП-49) или погрузочным рычагом и зажимным, коником (ВМ-4А).

Трактор для трелевки леса ЛТ-157 или ЛТ-154 рекомендуют применять вместе с валочно-пакетирующими устройствами ЛП-19 и валочно-трелевочными устройствами ЛП-49. Тракторы ТБ-1 применяют вместе с валочно-трелевочными машинами ЛП-17, которые работают в режиме валочных или валочно-пакетирующих, а также с бензопилами.

Валочно-пакетирующие машины ЛП-19 обладают способностью класть пачки под любым углом к направлению своего движения. Технологические схемы предопределяют два метода укладки пачек:

  • «под углом»
  • «за собой».

Метод укладки влияет на деятельность трелевочных тракторов.

Валка леса при помощи пил на трелевке тракторов с гидроманипуляторами осуществляется с таким расчетом, чтобы гарантировать трактору, двигающемуся при сборе пачки вдоль группы поваленных деревьев, поочередный и беспрепятственный сбор их и укладку в коник.

Применение пачковых захватов

Когда трактор ЛТ-154 приближается к пачке на расстояние 5—8 м технологическое оснащение из транспортного положения переходит в рабочее. Чтобы это произошло, растормаживается барабан лебедки, а захват, который подтянут к стреле канатом для порожнего переезда, высвобождается, стрела отклоняется назад. В результате этого, захват раскрывается на ширину, которая нужна для взятия пачки. Данные мероприятия можно выполнять как последовательно, так и одновременно. Отметим, что единственное обязательное условие – это растормаживание барабана лебедки и ослабление каната, перед тем, как включить цилиндры захвата и стрелу.

Чтобы погрузить пачку используется прием подъездa трактора под пачку. Пачка стрелой поднимается вверх, в это же время трактор двигается назад. Деревья, которые примерзли к земле или занесенные снегом, заранее, перед захватом нужно сдвинуть с места толкателем. Чтобы сдвинуть пачку трактор подъезжает к пачке сбоку, примерно на 5—7 м от комлевого торца. После того, как пачку и элементы технологического оснащения полностью подготовят для грузового хода, стрелу нужно уложить на упоры на корпусе лебедки, пачку зажать в захвате и затянуть канатом. При этом комлевую часть пачки для сохранения маневренности трактора нужно держать на весу, не допуская касания стрелы.

В процессе погрузки, трелевки и разгрузки пачек стрелу и лебедку нужно применять по их конструктивному предназначению. Стрела необходима, чтобы поднимать и опускать пачку. Не стоит тянуть пачку с помощью стрелы, в особенности, если пачка расположена под углом к трактору, к примеру, на поворотах.

Также не стоит забывать, что верхняя часть стрелы (кронштейн) совершенно не предназначен для передачи тяговых усилий. Она нужна только в качестве опоры для навешивания захвата и «накидывания» его на пачку. Стрелу можно использовать и для подъема пачки в процессе погрузке.

Методы трелевки

Результатом трелевки является концентрация древесины в определенных участках у лесовозных дорог, что дает возможность использовать в лесу новейшие технические средства: автомобили и узкоколейный железнодорожный транспорт на вывозке, челюстные погрузчики на погрузке, сучкорезные машины на обрезке сучьев. Таким образом, без трелевки все эти операции невозможно было бы механизировать.

Существует несколько средств и способов трелевки. Их классифицируют следующим образом:

  • по тиру перемещаемого леса — трелевка деревьев, хлыстов, сортиментов
  • по методу трелевки — комлями или вершинами вперед
  • по техническим средствам — трелевка тракторами, колесными тягачами, лебедками, при помощи воздушно-трелевочных установок и гравитационных устройств
  • иногда трелевку осуществляют лошадьми
  • технически возможна трелевка при помощи вертолетов и аэростатных систем
  • по методу перемещения груза — трелевка волоком, в полупогруженном, погруженном, полуподвешенном и подвешенном состоянии.

Различие в типах трелевочных устройств вызвано колоссальным разнообразием производственных условий, в которых осуществляются заготовки леса.

Трелевочные лебедки применяют на лесосеках со слабыми грунтами.

На сегодняшний день свыше 90% всего объема работ по трелевке леса осуществляется при помощи тракторов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *