Требование кредитора

При банкротстве юридического лица удовлетворение требований кредиторов производится в порядке, установленном ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ. При этом требования кредиторов (кроме требований по текущим платежам) первой, второй или третьей очереди должны быть включены в реестр требований кредиторов, который ведет арбитражный управляющий или реестродержатель (п. 2 ст. 5, п. 1 ст. 16 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ). Такой реестр формируется на этапе наблюдения, т. е. процедуры, направленной на обеспечение сохранности имущества должника, проведение анализа его финансового состояния, а также проведение первого собрания кредиторов (ст. 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

О порядке включения в реестр требований кредиторов расскажем в нашей консультации и приведем образец заявления кредитора для включения в такой реестр.

Срок включения в реестр требований кредиторов

Чтобы требование кредитора было включено в реестр до проведения первого собрания кредиторов, необходимо в течение 30 календарных дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения направить такое требование в арбитражный суд, должнику и временному управляющему. Кредиторы, не успевшие направить требования в указанный срок, могут направить их и в ходе иных процедур, следующих после наблюдения (п. 7 ст. 71 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Обращаем внимание, что реестр требований кредиторов закрывается по истечении 2 месяцев с даты опубликования сведений о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (п. 1 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Документы для включения в реестр требований кредиторов

Как подать требование о включении в реестр кредиторов? Требование о включении в реестр направляется в арбитражный суд, должнику и временному управляющему в виде заявления, к которому нужно приложить судебный акт или иные документы, которые бы обосновывали предъявляемые требования. Учитывая, что к заявлению в суд необходимо приложить документы, подтверждающие отправку такого же заявления должнику и временному управляющему, начать отправку заявления нужно именно с них, а уже потом идти с заявлением в арбитражный суд.

На основе такого заявления суд принимает решение о включении в реестр требований кредиторов. Такое решение выносится в виде определения арбитражного суда (п. 1 ст. 71 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ). В виде определения выносится и решение об отказе во включении в реестр требований кредиторов, если, например, кредитор не представил доказательства обоснованности требований или заинтересованная сторона заявила об истечении срока исковой давности. Определение арбитражного суда о включении или об отказе во включении требований кредиторов в реестр вступает в силу немедленно и может быть обжаловано. Определение направляется арбитражным судом должнику, арбитражному управляющему, кредитору, предъявившему требования, и реестродержателю (п. 5 ст. 71 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

Обязательной к применению формы заявления или ходатайства о включении в реестр требований кредиторов нет. Но нужно учитывать требования Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ. Так, заявляя свои требования, кредитор должен указать сведения о себе, в т.ч. фамилию, имя, отчество, паспортные данные (для физлица), наименование, место нахождения (для организации), а также банковские реквизиты (при наличии) (п. 7 ст. 16 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ).

В реестре требований указываются сведения о каждом заявившем о себе кредиторе, о размере его требований к должнику, об очередности удовлетворения каждого требования кредитора, а также основания возникновения требований кредиторов. Эта информация содержится в вынесенном судом определении о включении в реестр требований кредиторов.

Госпошлина при включении в реестр требований кредиторов не уплачивается (ст. 333.21 НК РФ, Постановления ФАС ВСО от 30.05.2012 по делу № А19-10986/09, ФАС ПО от 28.11.2011 по делу № А55-7440/2010).

Приведем пример заявления о включении в реестр требований кредиторов 3-ей очереди.

Пред. / След. Скачать форму заявления о включении в реестр требований кредиторов можно здесь. Скачивать формы документов могут только подписчики журнала «Главная книга».

  • Я подписчик: электронного журнала печатного журнала
  • Я не подписчик, но хочу им стать
  • Хочу скачивать формы документов бесплатно и попробовать все возможности подписчика

О курсе подготовки арбитражных управляющих

Подготовка арбитражных управляющих проводится в соответствии с Соглашением о сотрудничестве с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и действующим законодательством по Единой программе подготовки арбитражных управляющих, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2009 г. № 517.
Структура программы «Подготовка арбитражных управляющих » построена таким образом, чтобы дать слушателям современные знания, навыки и нормы права, которые необходимы им для непосредственной деятельности в качестве арбитражного управляющего. Процесс обучения построен с учетом получения знаний в области экономики, финансового анализа, права, опыта деятельности арбитражных управляющих в условиях финансового кризиса и сложившейся судебной практики по делам о банкротстве. Занятия проводятся с применением инновационных технологий, использованием передовых форм и методов обучения слушателей.
Программа подготовки арбитражных управляющих предназначена для лиц, имеющих высшее образование и желающих заниматься частной практикой в качестве арбитражного управляющего
Программа включает в себя следующие разделы: правовое обеспечение процедур банкротства; законодательство Российской Федерации о банкротстве; экономическое обеспечение деятельности арбитражного управления и деятельности арбитражных управляющих; законодательство Российской Федерации об оценочной деятельности; практика деятельности арбитражного управляющего.

Согласно ст. 91 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) рабочее время – время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые ТК РФ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ относят к рабочему времени. Также ст. 91 ТК РФ устанавливает нормальную продолжительность рабочего времени – не более 40 часов в неделю. Однако зачастую у работодателя возникает потребность в привлечении работника к работе за пределами установленной для него продолжительности рабочего времени.

Работодатель имеет право в порядке, установленном ТК РФ, привлекать работника к работе за пределами продолжительности рабочего времени, установленной для данного работника в соответствии с ТК РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором в двух случаях:

• для сверхурочной работы (ст. 99 ТК РФ);

• если работник работает на условиях ненормированного рабочего дня (ст. 101 ТК РФ).

Сверхурочная работа

Сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени, а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (ч. 1 ст. 99 ТК РФ). Исходя из данного определения, сверхурочные работы возможны исключительно по инициативе работодателя (Письмо Минтруда РФ от 04.09.2018 № 14-1/ООГ-7353).

Основанием для привлечения к сверхурочной работе является приказ работодателя. В приказе рекомендуется указать причину привлечения работника к сверхурочной работе, дату начала работы, фамилию, имя, отчество работника, его должность и реквизиты документа, в котором работник выразил согласие на привлечение к такой работе (за исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 99 ТК РФ).

По мнению Роструда, согласие на сверхурочную работу должно быть в письменном виде. Работодатель может оформить согласие работника отдельным документом, собрать подписи на общем листе или попросить работника сделать отметку на приказе о привлечении к сверхурочной работе. Важно, чтобы согласие было оформлено до начала выполнения работ (доклад Роструда за IV квартал 2019 г.).

Если соответствующий приказ не издавался, но установлено, что устное распоряжение кого-либо из руководителей имелось, работу также следует считать сверхурочной. В случае если работник по своей инициативе остается после работы, то такая работа, выполняемая по инициативе самого работника, сверхурочной не признается (Письмо Минтруда РФ от 05.03.2018 № 14-2/В-149).

Также из вышесказанного определения можно сделать вывод, что при суммированном учете рабочего времени подсчет сверхурочных часов производится по окончании учетного периода. Исходя из ст. 104 ТК РФ, в случае когда установлен суммированный учет рабочего времени, работодателю необходимо определить в правилах внутреннего трудового распорядка учетный период (месяц, квартал или другой период до года). Норма рабочего времени за учетный период должна равняться норме, установленной для соответствующей категории работников, но не превышать 40 ч. в неделю.

Продолжительность сверхурочной работы не должна превышать для каждого работника 4 ч. в течение 2 дней подряд и 120 ч. в год. В соответствии с ч. 7 ст. 99 ТК РФ работодатель обязан вести учет времени, отработанного сверхурочно (в табеле учета рабочего времени по форме № Т-12 или № Т-13, утвержденном Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»).

Напомним, что с 01.01.2013 формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению. Вместе с тем обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов. На это обращено внимание в Информации Минфина РФ № ПЗ-10/2012. Учитывая изложенное, чтобы исключить какие-либо нарекания со стороны контролирующих органов, рекомендуем применять унифицированные формы, разработанные Госкомстатом, закрепляя их использование приказом по учетной политике.

В случае нарушения порядка привлечения работника к сверхурочной работе работодатель несет ответственность согласно ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Для недопущения чрезмерного превышения нормальной продолжительности рабочего времени в ст. 99 ТК РФ закреплен порядок привлечения к сверхурочной работе, определена предельная продолжительность сверхурочной работы для каждого работника, установлен круг лиц, привлечение которых к сверхурочной работе запрещено.

Работника можно привлечь к сверхурочной работе с его письменного согласия в следующих случаях (ст. 99 ТК РФ):

• необходимость закончить начатую работу, которая не могла быть закончена в течение рабочего времени работника в связи с непредвиденной задержкой по техническим условиям производства;

• необходимость закончить начатую работу, которая не могла быть закончена в течение рабочего времени работника, если незавершение работы может повлечь порчу или гибель имущества работодателя, государственного или муниципального имущества;

• необходимость закончить начатую работу, которая не могла быть закончена в течение рабочего времени работника, если незавершение работы может создать угрозу жизни и здоровью людей;

• при производстве временных работ по ремонту и восстановлению механизмов или сооружений в тех случаях, когда их неисправность может стать причиной прекращения работы для значительного числа работников; для продолжения работы при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва.

Работодатель обязан немедленно принять меры по замене сменщика другим работником. Работа в течение двух смен подряд запрещена (ст. 103 ТК РФ).

Однако даже добровольное согласие работника не позволит работодателю привлечь его к работе сверхурочно, если работник относится к кругу лиц, для которых сверхурочная работа безусловно запрещена. Так, не допускается привлечение к сверхурочной работе следующих категорий работников:

• беременных женщин (ч. 5 ст. 99 ТК РФ);

• лиц в возрасте до 18 лет (за исключением творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, Перечень профессий и должностей которых утвержден Постановлением Правительства РФ от 28.04.2007 № 252) (ст. 268 ТК РФ);

• работников в период действия ученического договора (ч. 3 ст. 203 ТК РФ);

• иных работников (например, которым установлена сокращенная продолжительность рабочего времени).

При привлечении к сверхурочной работе определенных категорий работников работодатель должен (ч. 5 ст. 99 ТК РФ):

• получить письменное согласие работника;

• убедиться в отсутствии медицинских противопоказаний;

• ознакомить работников под роспись с правом отказаться от выполнения сверхурочной работы.

К таким работникам относятся (ч. 5 ст. 99, ст. 259, 264 ТК РФ):

• инвалиды;

• женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;

• матери и отцы, воспитывающие без супруга (супруги) детей в возрасте до 5 лет;

• работники, имеющие детей-инвалидов;

• работники, осуществляющие уход за больными членами семей в соответствии с медицинским заключением;

• опекуны (попечители) несовершеннолетних.

Особенности, условия, порядок привлечения к сверхурочной работе спортсменов и тренеров, в том числе лиц, не достигших 18 лет, могут устанавливаться коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

В части 3 ст. 99 ТК РФ выделено три случая, при которых работодатель вправе привлечь работника к выполнению сверхурочных работ без его согласия:

• при производстве работ, необходимых для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия;

• при выполнении общественно необходимых работ по устранению непредвиденных обстоятельств, нарушающих нормальное функционирование централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, систем газоснабжения, теплоснабжения, освещения, транспорта, связи;

• при осуществлении работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части.

Для привлечения к работе по указанным основаниям учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации и согласия работников не требуется, поскольку данные обстоятельства являются чрезвычайными, а не нормой.

В других случаях привлечение к сверхурочной работе возможно исключительно при наличии письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.

За исключением случаев, указанных в ч. 3 ст. 99 ТК РФ, согласие работника на привлечение к сверхурочной работе должно быть получено в письменном виде. Работник может выразить согласие или отказ от такой работы, например, в уведомлении о привлечении работника к сверхурочной работе, которое составляется работодателем.

В соответствии со ст. 152 ТК РФ сверхурочная работа оплачивается в повышенном размере либо (по желанию работника) ему предоставляется дополнительное время отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

При этом первые 2 часа сверхурочной работы оплачиваются не менее чем в полуторном размере, последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты сверхурочной работы могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

По мнению Верховного суда РФ, при оплате сверхурочной работы нет оснований учитывать другие, кроме оклада, дневной или часовой ставки, выплаты в пользу работника (Решение от 21.06.2007 № ГКПИ07-516).

Работа на условиях ненормированного рабочего дня

Как следует из ст. 101 ТК РФ, ненормированный рабочий день – это особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени.

Привлекать к работе работника, которому установлен ненормированный рабочий день, можно как до начала рабочего дня, так и после его окончания. При этом получать согласие работника на привлечение его к работе в данном режиме не требуется (Письмо Минтруда РФ от 29.10.2018 № 14-2/ООГ-8616).

При таком режиме работник обязан приходить на работу к началу рабочего дня, как и остальные, а уходить с работы не раньше окончания рабочего дня. Следует помнить, что введение ненормированного рабочего дня для работников не означает, что на них не распространяются правила, определяющие время начала и окончания работы, порядок учета рабочего времени и так далее. Эти работники на общих основаниях освобождаются от работы в дни еженедельного отдыха и праздничные дни (Письмо Минтруда РФ от 29.10.2018 № 14-2/ООГ-8616).

Привлечение к работе сотрудников, которым установлен ненормированный график в их выходные и нерабочие праздничные дни, должно осуществляться с применением положений ст. 113 и 153 ТК РФ.

Также следует учитывать, что привлечение сотрудников к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени не должно носить систематического характера. Это должно происходить время от времени и только в определенных случаях (см. Письмо Роструда от 07.06.2008 № 1316-6-1).

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашениями или локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников. С соответствующим документом необходимо ознакомить работников под роспись.

Примером оформления внесения сведений об установлении ненормированного рабочего дня и компенсаций за работу в таком режиме в локальный нормативный акт может служить:

Приказ ФСС РФ от 22.06.2009 № 146 «О продолжительности ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков работников Фонда социального страхования Российской Федерации и его исполнительных органов»;

Постановление Правления Пенсионного фонда РФ от 01.11.2007 № 274п «Об утверждении Перечня должностей работников системы ПФР с ненормированным рабочим днем и установлении продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам системы ПФР».

Следует помнить, что к категории работников с ненормированным рабочим днем нельзя отнести лиц, которым в соответствии со ст. 94 ТК РФ установлена предельная норма ежедневной работы (смены). К таким работникам относятся, в частности:

• работники в возрасте от 14 до 18 лет;

• инвалиды;

• работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Также в режиме ненормированного рабочего дня не могут работать те лица, которым на основании ст. 92 ТК РФ установлена сокращенная продолжительность рабочего времени. К таким работникам относятся, в частности:

• работники в возрасте до 18 лет;

• работники, являющиеся инвалидами I или II группы;

• работники, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда.

Вместе с тем работникам, работающим на условиях неполного рабочего времени, ненормированный рабочий день может устанавливаться, но только если соглашением сторон трудового договора установлена неполная рабочая неделя с полным рабочим днем (сменой). На это указывает ч. 2 ст. 101 ТК РФ. Иначе говоря, привлекать сотрудников с неполным рабочим днем к работе за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени работодателям запрещено. Это возможно лишь при сокращенной рабочей неделе, но в условиях полного рабочего дня.

Установление определенным категориям работников ненормированного рабочего дня, помимо коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта работодателя, регулируется также иными нормами.

Например, водителям легковых автомобилей (кроме автомобилей-такси), а также водителям автомобилей экспедиций и изыскательских партий, занятым на геолого-разведочных, топографо-геодезических и изыскательских работах в полевых условиях, может устанавливаться ненормированный рабочий день (п. 14 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15).

Утвержденного перечня должностей недостаточно. При заключении трудового договора в соответствии со ст. 57 ТК РФ условие о ненормированном рабочем дне обязательно должно быть в него включено, поскольку режим труда и отдыха при ненормированном рабочем дне отличается от общих правил, установленных в организации.

Например, в трудовой договор включается следующая формулировка: «Работник исполняет трудовые обязанности в условиях ненормированного рабочего дня».

В этом случае в дальнейшем не потребуется получения согласия работника. Если в трудовом договоре такое условие не предусмотрено, то, чтобы установить работнику ненормированный рабочий день, в договор нужно будет внести соответствующие изменения, поскольку введение нового режима работы является изменением существенных условий труда. О введении указанных изменений работник должен быть уведомлен работодателем в письменной форме не позднее чем за 2 месяца до их введения (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).

Таким образом, для привлечения работника к работе в режиме ненормированного рабочего дня необходимо одновременное соблюдение следующих условий:

• должность, на которую принимается работник, должна быть закреплена в перечне должностей работников с ненормированным рабочим днем, утвержденном локальными нормативными актами организации;

• в трудовом договоре должно быть прописано условие об установлении работнику ненормированного рабочего дня;

• в условиях ненормированного рабочего дня работник должен выполнять не дополнительную работу, а свои трудовые функции.

При возникновении необходимости работодатель должен распорядиться (письменно или устно) о привлечении работника к выполнению работы сверх установленной продолжительности.

Если работнику установлен ненормированный рабочий день, то работа сверх установленной продолжительности рабочего времени в табеле учета рабочего времени не отражается.

Но, поскольку ч. 4 ст. 91 ТК РФ устанавливает, что работодатель обязан вести учет рабочего времени, фактически отработанного каждым работником, работодатель может составить (в том числе на основании формы № Т-12 (или № Т-13), утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты») документ для фиксации времени привлечения работника с ненормированным рабочим днем к работе сверх установленной продолжительности рабочего времени.

Пунктом 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» установлено, что формы первичных учетных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухучета. Формы первичных учетных документов для организаций госсектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством РФ.

Несмотря на то что организациям предоставлено право использовать самостоятельно разработанные формы документов, многие продолжают использовать именно унифицированные формы, закрепляя их использование в своих приказах по учетной политике.

Работа в условиях ненормированного рабочего дня компенсируется предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее 3 календарных дней (ст. 119 ТК РФ).

Если эти дни отдыха не были использованы, то по письменному заявлению работника возможна выплата денежной компенсации (ст. 126 ТК РФ, Письмо УФНС РФ по г. Москве от 18.01.2007 № 21-11/003925@).

Исключение составляют беременные женщины и работники в возрасте до 18 лет, которым замена в том числе ежегодных дополнительных оплачиваемых отпусков запрещена (за исключением выплаты денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении, а также случаев, установленных ТК РФ) (Письмо Минтруда РФ от 27.06.2017 № 14-2/ООГ-5299).

Рассматриваемое Арбитражным судом г. Москвы дело № А40-67517/2017 о несостоятельности (банкротстве) гражданина Фрущака Анатолия Васильевича, которое мне посчастливилось сопровождать в интересах его единственного кредитора, примечательно судебными прецедентами. Помимо нашумевшего в конце 2018 года решения Верховного Суда Российской Федерации о пересмотре незыблемости исполнительского (имущественного) иммунитета на единственное жилье (подробнее здесь: https://zakon.ru/blog/2018/11/23/verhovnyj_sud_rf_o_vklyuchenii_edinstvennogo_zhilya_dolzhnika_v_konkursnuyu_massu_iz_pervyh_ust#comment_479908), появился и второй, ранее не поднимаемый в процедурах банкротства граждан вопрос. На первый взгляд, достаточно очевидный для своего разрешения, но поставивший в неловкую ситуацию суды первой и апелляционной инстанции, которые ошиблись в применении норм Федерального закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).

Итак, после того как должник Фрущак А.В. понял, что реализация его «единственного жилья» неизбежна, он через третье лицо полностью погасил реестровое требование своего единственного кредитора, о чем Арбитражный суд г. Москвы в составе председательствующего судьи Кравченко Е.В. 16.09.2019г. вынес Определение. Ключевые выводы суда: требования кредитора, включенные в реестр требований, признаны удовлетворенными; процедура реализации имущества в отношении должника ЗАВЕРШЕНА в соответствии со ст. 213.28 Закона о банкротстве, Фрущак А.В. ОСВОБОЖДЕН от исполнения обязательств перед его кредиторами, непредъявленных к должнику в ходе осуществления в отношении Фрущака А.В. процедур банкротства.

С определением не согласился кредитор, обратился с апелляционной жалобой, сославшись на то, что суд неправильно применил нормы Закона о банкротстве. В частности, судом не было учтено, что в данном случае финансовый управляющий не проводил реализацию имущества должника. В соответствии с определением Арбитражного суда г. Москвы от 02.08.2019г. было удовлетворено заявление третьего лица (Киселева О.И.) о намерении исполнить обязательства должника перед его кредитором в размере требований, включенных в реестр требований кредиторов Фрущака А.В.

Вместе с тем, при вынесении вышеуказанного судебного акта суд обоснованно руководствовался положениями отсылочных норм – статьями 113 и 125 Закона о банкротстве в соответствии с которыми предусмотрены иные последствия для должника в результате исполнения обязательств третьими лицами. В силу п. 11 ст. 113 Закона о банкротстве в процедуре внешнего управления должника–юридического лица по итогам рассмотрения заявления о признании удовлетворенными требований кредиторов при условии соответствия осуществленного удовлетворения требованиям определения арбитражного суда об удовлетворении заявления о намерении арбитражный суд выносит определение о признании требований кредиторов удовлетворенными. При этом согласно п. 15 вышеуказанной статьи предусмотрено ПРЕКРАЩЕНИЕ производства по делу о банкротстве.Аналогичный порядок указан и в процедуре конкурсного производства должника-юридического лица. В соответствии с п. 1 ст. 125 Закона о банкротстве третье лицо в любое время до окончания конкурсного производства вправе одновременно удовлетворить все требования кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов или предоставить должнику денежные средства, достаточные для удовлетворения всех требований кредиторов в соответствии с реестром требований кредиторов в порядке и на условиях, которые предусмотрены ст. 113 настоящего Федерального закона. В таком случае, в силу п. 4 вышеуказанной статьи арбитражный суд выносит определение О ПРЕКРАЩЕНИИ производства по делу о банкротстве.

Апелляционная инстанция с доводами жалобы кредитора на определение о завершении реализации имущества и списания долга с гражданина-должника не согласилась, указав следующее: банкротство гражданина регулируется специальными нормами главы X Закона о банкротстве, и названный̆ закон не предусматривает иных правил завершения процедуры реализации имущества физического лица – банкрота, кроме предусмотренных ст. 213.28 этого закона (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2019г. по делу № А40-67517/2017).

В кассационной жалобе был сделан акцент на то, что несмотря на отсутствие в Законе о банкротстве в отношении должника-физического лица аналогичной нормы о прекращении процедуры при погашении требований кредиторов третьим лицом, применению подлежат положения, установленные другими главами закона для должников-юридических лиц, что следует из прямого указания статьи 213.1. Закона.

Применительно к настоящему, частному случаю, третье лицо погасило реестровое требование Кредитора, при этом де-юре став его правопреемником. При надлежащем применении положений ст. 382 Гражданского кодекса РФ и ст. 48 Арбитражного процессуального кодекса РФ, процедура реализации имущества Должника подлежала дальнейшему проведению, а не завершению, поскольку требование Кредитора-правопреемника не удовлетворено. В ином случае, при отказе Кредитора-правопреемника от включенного в реестр требования, подлежат применению положения ст. 213.31 Закона о банкротстве, в которой законодатель предусмотрел прекращение процедуры банкротства в связи с заключением мирового соглашения. Как следствие, вывод о невозможности прекращения производства по делу о банкротстве гражданина не соответствует закону. Таким образом, в отношении Фрущака А.В., с учетом удовлетворения включенных в реестр требований единственного кредитора третьим лицом, применению подлежат последствия, предусмотренные п. 15 ст. 113 и п. 4 ст. 125, а не ст. 213.28Закона о банкротстве, как неверно указал суд в обжалуемом Определении.

В данном случае применению подлежат положения ст. 57 Закона о банкротстве, согласно которым Арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве. При этом, применяются последствия прекращения производства по делу о банкротстве, установленные ст. 56настоящего Федерального закона, в соответствии с которой суд отказывает в признании должника банкротом, долги не подлежат списанию.

Допущенное нарушение является существенным, поскольку в результате завершения расчетов с единственным кредитором и освобождения гражданина Фрущака А.В. от обязательств списаны все его долги, в том числе не заявленные. Однако в силу ст. 395 Гражданского кодекса РФ у кредитора имеется право на взыскание в общем порядке процентов за пользование чужими денежными средствами в связи с неисполнением решения Одинцовского городского суда Московской области от 09.09.2011г. до момента погашения третьим лицом основного долга перед кредитором, а также есть право на индексацию суммы основного долга.

В свою очередь, кассационная инстанция, пересмотрев судебные акты, приняла во внимание доводы нашей кассационной жалобы и вот к каким выводам пришел суд:

В силу п. 1 ст. 213.1 Закона о банкротстве отношения, связанные с банкротством граждан и не урегулированные настоящей главой, регулируются главами I — VII, VIII, параграфом 7 главы IX и параграфом 2 главы XI настоящего Закона. Находящаяся в главе VII Закона о банкротстве статья 125 имеет ссылку на статью 113 указанного Закона.

Учитывая изложенное и отсутствие специальных норм, подлежащих применению в процедуре банкротства гражданина в случае погашения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов должника, положения ст. 57 Закона о банкротстве подлежат применению к банкротству граждан без каких-либо исключений на общих основаниях.

В соответствии с абз. 7 п. 1 ст. 57 Закона о банкротстве арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае удовлетворения всех требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, в ходе любой процедуры, применяемой в деле о банкротстве.

По смыслу указанной нормы и главы 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для прекращения производства по делу суду достаточно установить факт наличии приведенных оснований.

В данном случае финансовым управляющим должника в арбитражный суд представлено заявление о признании требований кредитора удовлетворенными с приложением доказательств, подтверждающих перечисление суммы включенных в реестр требований.

В абзаце пятом пункта 11 Постановления Пленума N 35 разъяснено, что для прекращения производства по делу на основании абзаца седьмого пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве необходимо, чтобы требования кредиторов были погашены только в части, включенной в реестр; не требуется погашения процентов, предусмотренных пунктом 2 статьи 81, пункта 2 статьи 95 и пункта 2.1 статьи 126 Закона о банкротстве, и текущих платежей.

Таким образом, приняв во внимание, что включенная в реестр требований кредиторов задолженность в полном объеме погашена, производство по делу о несостоятельности (банкротстве) должника в данном случае подлежало прекращению на основании абзаца 7 пункта 57 Закона о банкротстве.

В случае прекращения производства по делу о банкротстве по основанию, предусмотренному абзацем седьмым пункта 1 статьи 57 Закона о банкротстве (в том числе в результате погашения должником всех включенных в реестр требований в ходе наблюдения или погашения таких требований в ходе любой процедуры банкротства третьим лицом в порядке статей 113 или 125 Закона о банкротстве), кредитор вправе предъявить должнику в общеисковом порядке требования о взыскании оставшихся мораторных процентов, которые начислялись за время процедур банкротства по правилам Закона о банкротстве (пункт 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.12.2013 N 88 «О начислении и уплате процентов по требованиям кредиторов при банкротстве»). Прекращение производства по делу не приведет к нарушению прав кредиторов, требования которых не включены в реестр требований кредиторов, поскольку прекращение производства по делу предоставляет возможность должнику восстановить свою платежеспособность, а также рассчитаться по своим обязательствам с кредиторами, требования которых не были включены в реестр требований кредиторов.

Суды, делая выводы о необходимости завершения процедуры реализации имущества гражданина, не учли, что в силу пункта 1 статьи 149 Закона о банкротстве после рассмотрения арбитражным судом отчета конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства, а в случае погашения требований кредиторов в соответствии со статьей 125 названного Закона — определение о прекращении производства по делу о банкротстве.

Основанием для завершения процедуры реализации имущества гражданина является наличие обстоятельств, свидетельствующих об осуществлении всех мероприятий по реализации имущества гражданина, установленных Законом о банкротстве.

Из смысла пункта 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве следует, что должник освобождается от исполнения требований кредиторов по результатам процедуры реализации имущества.

В настоящем случае мероприятия, предусмотренные для процедуры реализации имущества должника, в полном объеме не выполнены, при этом необходимость в реализации имущества должника отсутствует, поскольку требования, включенные в реестр требований кредиторов, удовлетворены.

В связи с вышеизложенным отсутствуют основания для завершения процедуры банкротства в отношении должника и освобождении его от обязательств.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе, в том числе, отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.

В данном случае судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, были установлены правильно, однако неправильно применены нормы материального права, в связи с чем судебная коллегия Окружного суда отменила обжалуемые судебные акты и приняла новый судебный акт о прекращении производства по делу о банкротстве Фрущака А.В. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 05.03.2020 по делу № А40-67517/2017).

Надеюсь, указанные разъяснения суда кассационной инстанции окажутся полезными при аналогичных случаях погашения долга третьим лицом. Судебные акты трех инстанций прикрепляю в качестве приложения.

Реестр требований кредиторов

Реестр — один из основных документов конкурсного процесса. Как правило, реестр составляется для целей проведения собраний кредиторов, т.е. на протяжении процесса состав информации в реестре изменяется.

Законом определяется статус реестродержателя — субъекта, который может осуществлять ведение реестра. Реестродержатель не осуществляет работу с кредиторами (это обязанность арбитражного управляющего), а фиксирует информацию, предоставленную ему управляющим, т.е. выполняет, по сути, технические функции.
Реестр требований кредиторов может вести либо арбитражный управляющий, либо реестродержатель — это зависит от решения собрания кредиторов (принятие этого решения относится к исключительной компетенции собрания и голосуется общим порядком).
Реестродержателем может быть профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг. За действия реестродержателя арбитражный управляющий не отвечает, даже если выбор реестродержателя был осуществлен им. Соответственно, реестродержатель обязан возместить убытки, причиненные неправильным ведением реестра либо иными действиями, связанными с исполнением его обязанностей. В таких случаях должник либо кредиторы могут предъявить требования о возмещении вреда либо реестродержателю, либо страховой компании, застраховавшей его ответственность.

Реестр ведется в в рублях.

Включение требований в реестр по общему правилу осуществляется только на основании устанавливающих их состав и размер судебных актов, вступивших в законную силу. Исключение любых данных из реестра возможно только на основании судебных актов. Все документы, на основании которых требования кредиторов включаются в реестр либо исключаются из него, должны быть направлены реестродержателю судом либо управляющим. В реестре указывается информация о каждом кредиторе, об основании возникновения и размере его требований, очередности их удовлетворения. Как правило, при указании в реестре размера требований кредитора, указывают, каков размер основного долга и, соответственно, каков размер требования в части убытков и санкций.

Статья 16 Закона о банкротстве определяет порядок разрешения разногласий, возникающих между кредиторами, уполномоченными органами и управляющим по вопросам содержания реестра (состава, размера, очередности требований).
Этот порядок зависит от того, является ли требование установленным, т.е. подтвержденным вступившим в законную силу решением суда. Если установленным оно не является, то все проблемы и разногласия решает арбитражный суд в порядке, определенном Законом. Если требование является установленным, суд обязан возвращать без рассмотрения заявления о разногласиях по поводу реестра. Арбитражный суд рассматривает любые разногласия между представителем работников и арбитражным управляющим, связанные с очередностью, составом, размером требований о выплате выходных пособий и оплате труда. Вне компетенции арбитражного суда в конкурсном процессе остаются вопросы трудовых споров — они в силу прямого указания ч.2 п.11 ст. 16 решаются в соответствии с трудовым и гражданским процессуальным законодательством.

Состав денежных обязательств и обязательных платежей, учитываемых при подаче заявления о признании должника банкротом

Закон регламентирует порядок определения размера требований кредиторов и уполномоченных органов для целей конкурсного процесса.
При подаче заявления о признании должника несостоятельным (банкротом) учитываются состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей на дату подачи заявления. Иное может быть определено Законом о банкротстве и касается платежей, исключаемых из состава обязательств, учитываемых в целях определения признаков, достаточных для принятия заявления о банкротстве должника.
Для заявителя обязательно, чтобы срок исполнения обязательств и обязанностей должника наступил более чем за 3 месяца до подачи заявления; для остальных кредиторов, желающих вступить в процесс, это не обязательно.

Закон определяет состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей, которые возникли после возбуждения производства по делу о банкротстве и до принятия решения о признании должника банкротом, определяются не на момент вступления кредитора в процесс (т.е. заявления им своих требований арбитражному управляющему либо должнику), а на момент введения процедуры, следующей за датой наступления срока исполнения соответствующего требования. Имеется в виду любая процедура, кроме конкурсного производства.

Обращает на себя внимание установленное ч.4 п.1 правило, касающееся кредиторов, чьи требования выражены в иностранной валюте. Такие же правила должны применяться и к кредиторам, объем расчетов которых с должником определяется путем установления в договоре валютной оговорки (не применив эту аналогию — а это именно аналогия, так как требования в названных договорах выражены в рублях с привязкой к конкретному курсу определенной валюты, — мы не сможем вообще каким-либо образом определить статус в конкурсном процессе кредиторов по договорам с валютной оговоркой).
В соответствии с ч.4 п.1 состав и размер обязательств и обязательных платежей, выраженных в иностранной валюте, определяется в рублях по курсу ЦБ РФ на дату введения процедуры, следующей после наступления срока исполнения соответствующего обязательства.

Для определения количества требований кредиторов принимается во внимание:
— размер денежных обязательств за переданные должнику (и, соответственно, им не оплаченные) товары, выполненные работы, оказанные услуги;
— суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником (обратим внимание, что речь идет о процентах как плате за пользование чужими денежными средствами; проценты как санкции имеют иной режим, о чем будет сказано позже);
— размер задолженности, возникший в результате неосновательного обогащения должника;
— размер задолженности, возникшей вследствие причинения должником вреда имуществу кредиторов.

В состав денежных обязательств, учитываемых для целей определения признаков банкротства, не включаются следующие требования:
— по возмещению вреда жизни и здоровью, причиненного должником кредитору;
— по выплате выходных пособий и оплате труда лицам, работающим по трудовому договору;
— по выплате вознаграждений по авторским договорам;
— по обязательствам перед учредителями (участниками), вытекающими из такого участия;
— по возмещению убытков;
— по уплате финансовых санкций — неустоек (штрафов, пени), процентов за просрочку платежа (по сути, разновидности пени), иных имущественных и (или) финансовых санкций.

Требования в части финансовых санкций не учитываются как применительно к кредиторам, так и при подсчете состава требований уполномоченных органов.
Установленными (применительно как к обязательствам, так и к обязательным платежам) считаются требования, подтвержденные судом. Установленными являются только те требования, которые подтверждены судебным актом. Это может быть как решение суда общей юрисдикции, арбитражного, третейского суда, так и определение арбитражного суда, рассматривающего дело о банкротстве, – последнее возникает в ситуациях, когда должник оспаривает требования кредиторов или уполномоченных органов полностью либо частично.

Очередность удовлетворения требований кредиторов в соответствии с Федеральным законом » О несостоятельности (банкротстве)»

Принцип очередности, наряду с принципом пропорциональности, является одним из основополагающих принципов правового института несостоятельности и выражается в установлении приоритетов по отношению к требованиям различных категорий кредиторов. Приоритетность в отношении указанных лиц означает не только удовлетворение требований кредиторов в установленной законом очередности и, соответственно, различную вероятность удовлетворения требований, но также и неодинаковый объем полномочий при решении вопросов, связанных с ходом конкурсного процесса. В наиболее общем виде требования кредиторов с точки зрения очередности принято дифференцировать на текущие (внеочередные) и очередные. В рамках указанных групп требований выделяются самостоятельные подгруппы требований с различным правовым режимом.

Наибольший приоритет, в соответствии с действующим законодательством, имеют текущие (внеочередные) требования, под которыми понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства.

«Внеочередные» кредиторы не приобретают статус лиц, участвующих в деле о банкротстве, а их требования не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Имущественные интересы указанных лиц подлежат защите вне рамок производства по делу о несостоятельности.
Под «очередными» требованиями кредиторов традиционно понимают требования, вносимые в реестр требований кредиторов. Указанные требования возникают до подачи заявления о признании должника банкротом и подлежат погашению в соответствии с установленной Законом очередностью (ст.4, 134 Закона).

Закон закрепляет три очереди требований кредиторов (ст.134 Закона). К первой отнесены требования кредиторов, обязательства перед которыми возникли из причинения вреда жизни или здоровью, а также морального вреда, ко второй — требования по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, а также по выплате вознаграждений по авторским договорам, к третьей — требования иных кредиторов.

Наибольший приоритет среди «реестровых» кредиторов имеют требования первой и второй очередей. Кредиторы по указанным требованиям не обладают правом на подачу заявления о банкротстве, а на их требования не распространяется мораторий в рамках проведения процедуры внешнего управления.

Третья очередь требований кредиторов включает в себя три подочереди, расположенные в порядке приоритета — требования каждой последующей подочереди подлежат удовлетворению после удовлетворения подочереди предыдущей.

В составе требований первой подочереди учитываются требования по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника;
второй — требования по денежным обязательствам и обязательным платежам в размере основного долга, в состав которого включаются проценты в размере, установленном ст.395 ГК РФ;
третьей — требования по возмещению убытков в форме упущенной выгоды, взысканию неустоек (штрафов, пени) и иных финансовых санкций (п.3 ст.137 Закона).

После погашения «реестровых» требований подлежат удовлетворению требования, заявленные после закрытия реестра кредиторов, а также требования по уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства (п.4 ст.142 Закона).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *