Требования к ручным талям

.. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ..

МОНТАЖНЫЕ БЛОКИ И ПОЛИСПАСТЫ

Блоки — простейшие механизмы, состоящие из одного или нескольких роликов (одно- и многороликовые). Однороликовый блок состоит из ролика, имеющего по наружному периметру канавку для каната (рис. 2). Оси блока закреплены между двумя щеками, которые усилены тягами. Наверху тяг установлена скоба для крепления стропа, а внизу — крюк для подвешивания груза.
Однороликовые блоки применяются обычно как отводные и для подъема легких грузов, многороликовые — тяжелых грузов-.
В многороликовом блоке ролики отделяются один от другого щеками. В блоке, состоящем из нескольких роликов, все они вращаются на оси самостоятельно, независимо один от другого. В блоках различной грузоподъемности число роликов неодинаково — от 1 до 11. От их количества зависит грузоподъемность блока (0,5—280 т).
На блоки завод-изготовитель выдает паспорт или инструкцию по эксплуатации, где указывается дата испытания. На производстве блоки испытывают не реже одного раза в год, а результаты заносят в книгу регистрации и испытания грузоподъемных средств.
Полиспасты — грузоподъемные устройства, состоящие из подвижных и неподвижных блоков, соединенных между собой канатами. С помощью полиспаста можно уменьшить усилие лебедки. Полиспаст дает выигрыш в силе за счет проигрыша в скорости: во сколько раз выигрываем в силе, во столько раз проигрываем в скорости.
Кратность полиспаста служит его характеристикой, показывающей, во сколько раз необходимое усилие для подъема груза меньше заданной массы его. Чем больше кратность полиспаста, тем меньше усилие, которое необходимо развить лебедкой для подъема груза, и тем больше скорость наматываемого на барабан каната, которая обеспечивает заданную скорость подъема груза Vr:

Полиспаст состоит из подвижного блока, который крепят к поднимаемому грузу, и неподвижного, прикрепляемого к подъемному приспособлению. Оба блока соединяют между собой канатом. При запасовке стального каната один конец закрепляют на барабане лебедки, а другой — на подвижной или неподвижной обойме, блоке и др.
Двукратный полиспаст состоит из неподвижного блока, установленного на балке, и подвижного — в крюковой подвеске.

Требования к материалам, из которых изготовлены тали

От материала зависят уровень прочности и срок службы ручной тали. Ее несущие детали должны быть изготовлены из стали — горячекатаной полосовой или листовой. Зубчатые, червячные колеса, червячные валы и другие элементы также могут быть изготовлены из стали. При замене стали на иной материал, последний должен иметь те же или более высокие характеристики прочности.

Тяговые цепи можно связывать из нескольких кусков, грузовые делают только из одного куска (за некоторым исключением).

Штампованные детали должны иметь хорошее качество. Острые кромки и трещины недопустимы, а глубина вмятин, если они присутствуют, должна быть равна или меньше предельно допустимого показателя. Подобные требования предъявляются и к деталям, изготовленным другими методами.

Большое внимание уделяется сварным соединениям, так как именно они считаются самым слабым местом в металлическом изделии. На месте соединения не должно быть прожогов, непроваров, подрезов, трещин, пор, наплывов и подобных дефектов.

Покрытие талей

По ГОСТу ручные тали и кошки должны иметь покрытие желтого цвета — так оборудование проще всего разглядеть издали. Возможна окраска и в другие цвета, если этого требует договор с покупателем.

Окрашиваются все поверхности из металла — так таль можно защитить от коррозии. Однако часть деталей покрывать краской не следует. Это резьбы, посадочные поверхности, рабочие площади и цепи. Не требуют окраски и те детали, которые уже обработали антикоррозийным составом.

При выборе краски ориентируются только на материалы, соответствующие первой группе Гост 9825, шестому или пятому классу ГОСТа 9.032, группе У1 ГОСТа 9.104 (для использования в регионах с умеренным климатом).

Если речь идет о талях для различных грузоподъемных кранов, можно использовать только грунтовку поверхностей. В дальнейшем их обработают после установки на спецтехнику.

Часть деталей не окрашивают, а покрывают смазочными материалами, которые защищают от коррозии, нагрева и быстрого износа. Однако обязательно необходимо покрыть лакокрасочными материалами крепления, в противном случае таль быстро придет в негодность.

Безопасность при использовании лебедок

Различные работы, связанные с ремонтом, строительством, монтажом, а также погрузочно-разгрузочные и некоторые другие предполагают использование специального оборудования. К такому оборудованию относятся и лебедки. Они бывают ручные и электрические.

Основная функция лебедок – подъем грузов и их перемещение. Для подъема людей подобное оборудование не предназначено. Для безопасности рабочих, использующих лебедки и для продления срока эксплуатации данных средств необходимо соблюдение техники безопасности.

В проекте производства работ обязательно указание места установки и способ крепления лебедок, а также расположения блоков.

Место установки оборудования выбирают согласно следующим требованиям:

  • нахождение лебедки вне зоны производимых работ (подъема и перемещения груза);
  • обеспечение необходимого обзора и наблюдения за грузом с места установленной лебедки;
  • надежность закрепления лебедки, правильность направления намотки каната на ее барабан;
  • отсутствие пересечения дороги и проходов канатом, идущим к лебедке.

При установке лебедки в здании ее необходимо закреплять при помощи стального каната за колонну здания, за металлический или железобетонный ригель перекрытия и другие части стены. Коэффициент запаса прочности лебедки должен быть не менее 6 и это должно учитываться в диаметре и количестве ветвей каната. Крепление производится за раму лебедки, ее приваривание запрещается.

Установка лебедки на земле производится закреплением за якорь или через упор с противовесом. Ее устойчивость проверяют расчетом. Лебедки, которые устанавливаются на земле и применяются для перемещения подъемных подмостей, загружают балластом в 2 раза и более превышающим ее тяговое усилие. Место закрепления балласта – на раме лебедки. Запрещается приваривание ручных рычажных лебедок к площадкам, предназначенным для обслуживания оборудования, крепление их к трубопроводам и их подвескам.

При обнаружении дефектов, лебедки не допускают к работе. Такими дефектами являются:

  • отбитые края или трещины реборд чугунных барабанов;
  • трещины или сломанные зубья шестерни;
  • износ зубьев шестерни лебедки с ручным приводом превышающий величины, указанные в документации;
  • деформация корпусов ручных рычажных лебедок, неисправность предохранительных деталей, изношенность трущихся деталей тяговых механизмов, а также деформация крюков;
  • трещины или отбитые края обойм подшипников;
  • поломка или износ, превышающий допустимый предел колодок тормоза лебедок с электрическим приводом;
  • поломка зубьев или трещины храповиков;
  • выщербленные места на упорной части собачек;
  • 50% и более износ тормозных колодок и т.д.

Не допускаются в эксплуатацию лебедки если:

  • они ненадежно закреплены;
  • неисправны тормоза;
  • неисправен привод;
  • отсутствуют ограждения привода;
  • ненадежно закреплен канат на барабане или неправильно навит на барабан.

Запрещается вручную управлять лебедкой без рукавиц, а также осуществлять ее ремонт или подтягивать во время ее использования крепежные детали.

После капитального ремонта, перед началом работы, и в качестве проверки регулярного характера (не реже 1 раза в год) измеряют величину сопротивления изоляции электрооборудования лебедок. Норма — не менее 0,5 МОм. Оборудование с изоляцией с сопротивлением менее 0,5 МОм направляется в сушку.

Высокая прочность крепления канатов к барабану лебедки и к люльке очень важна. Их движение при опускании и подъеме люлек должно быть максимально свободным, без трения о выступающие конструкции. Не используемые в данный момент люльки опускают вниз.

Обязательно наличие у лебедок с ручным приводом безопасных рукояток, находящихся в зацеплении с приводным валом только при вращении их в сторону подъема, и автоматического тормоза, исключающего возможность опускания груза самопроизвольно.

Лебедки, без автоматического тормоза или безопасной рукоятки, разрешено использовать только в качестве тяговых. В паспорте лебедки должна быть соответствующая запись об этом. Количество рабочих на обслуживании лебедки с ручным приводом, рассчитывают по условиям работы и расчетному усилию, прилагаемому к рукоятке лебедки.

Лебедки с электрическим приводом, применяемые для подъема людей, должны быть оснащены колодочным тормозом, работающим при отключении электродвигателя автоматически. Норма коэффициента запаса торможения — не менее 2.

Чтобы предотвратить преждевременный износ деталей необходимо регулярно смазывать все трущиеся части лебедок. Обязательно заземлять металлические части лебедки с электрическим приводом. Заземлять лебедки с ручным приводом нужно при их использовании в работе на воздушных линиях электропередачи под напряжением. Заземление выполняют под болт. Запрещается приваривание заземления к раме лебедки.

Канат лебедки должен укладываться на барабан плотными ровными рядами, если он правильно навит. Для минимизации опрокидывающего момента, канат лебедки должен подходить к барабану снизу, а также должны применяться отводные блоки.

Перед запуском в работу и регулярно (не реже 1 раза в год) лебедки подвергаются испытаниям, порядок которых определен в технической документации изготовителя.

Промышленный альпинизм от компании ГОР — это абсолютное соблюдение безопасности при проведении работ на высоте. Звоните и заказывайте услуги — +7 (495) 741-81-16.

3.4.3. Требования безопасности при применении лебедок

3.4.3.1. Место установки, способ крепления лебедок, а также расположение блоков должны быть указаны в проекте производства работ.

3.4.3.2. Место установки необходимо выбирать исходя из следующих требований:

лебедка должна находиться вне зоны производства работ по подъему и перемещению груза;

место установки лебедки должно обеспечивать обзор зоны работы и визуальное наблюдение за поднимаемым (перемещаемым) грузом;

должно быть обеспечено надежное закрепление лебедки, крепление и правильное направление намотки каната на барабан лебедки;

канат, идущий к лебедке, не должен пересекать дорог и проходов для людей.

3.4.3.3. При установке лебедки в здании лебедка должна быть закреплена за колонну здания, за железобетонный или металлический ригель его перекрытия и др. элементы стены стальным канатом. При этом диаметр и число ветвей каната должны быть рассчитаны по грузоподъемности лебедки с коэффициентом запаса прочности не менее 6. Крепление должно производиться за раму лебедки, приваривать раму не допускается.

3.4.3.4. При установке лебедки на земле ее необходимо крепить за якорь или через упор с противовесом. Устойчивость лебедки должна проверяться расчетом.

3.4.3.5. Лебедки, устанавливаемые на земле и применяемые для перемещения подъемных подмостей, загружаются балластом весом, не менее чем в два раза превышающим тяговое усилие лебедки. Балласт закрепляется на раме лебедки. Количество витков каната на барабане лебедки при нижнем положении груза должно быть не менее двух.

3.4.3.6. Приваривать ручные рычажные лебедки к площадкам для обслуживания оборудования, крепить их к трубопроводам и их подвескам не допускается.

3.4.3.7. Лебедки, при осмотре которых обнаружены дефекты, к работе не допускаются.

3.4.3.8. Не допускаются к дальнейшей эксплуатации лебедки со следующими дефектами:

а) у чугунных барабанов имеются трещины или отбитые края реборд. У стальных барабанов допускается заварка трещин отбитых частей реборд с соответствующей разделкой кромок;

б) у шестерни обнаружены сломанные зубья или трещины;

в) у шестерни лебедки с ручным приводом износ зубьев не должен превышать величин, указанных в документации;

г) деформированы корпуса ручных рычажных лебедок, неисправны предохранительные детали, изношены трущиеся детали тяговых механизмов (сжимы — желобчатые пазы и цапфы), а также фигурные вырезы серег и деформированы крюки;

д) обоймы подшипников имеют трещины, отбитые края;

е) зазор между осью и втулкой превышает более 0,6 мм — для лебедок с электрическим приводом и износ втулки более 2% первоначального ее диаметра — для лебедок с ручным приводом;

ж) детали тормоза и лебедок с электрическим приводом имеют поломки или износ колодок тормоза превысил допустимые пределы;

з) разработаны шпоночные канавки у валов осей лебедок с электрическим приводом, на осях и валах имеются раковины, трещины;

и) у валов лебедок с ручным приводом износ шеек более 4% от первоначального диаметра, криволинейность валов на длине в 1 м составляет 3 мм и более;

к) поломка зубьев или наличие трещин у храповиков;

л) на упорной части собачек имеются выщербленные места;

м) сломаны пальцы у эластичных муфт;

н) на поверхности тормозного шкива имеются задиры или его износ достиг предельных значений;

о) тормозные колодки имеют 50-процентный и более износ.

3.4.3.9. Не допускается работа лебедок:

а) при ненадежном закреплении лебедки на рабочем месте;

б) при неисправности тормозов;

в) при неисправности привода;

г) при отсутствии ограждения привода;

д) при ненадежном закреплении каната на барабане или неправильной его навивке на барабан.

3.4.3.10. Не допускается ручное управление лебедкой без рукавиц, ремонт или подтяжка крепежных деталей во время работы лебедки.

3.4.3.11. Перед пуском в работу, после капитального ремонта и периодически (не реже 1 раза в год) производится измерение величины сопротивления изоляции электрооборудования лебедок. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм.

Не допускается к дальнейшей эксплуатации и подлежит сушке электрооборудование лебедок, имеющих изоляцию с сопротивлением менее 0,5 МОм.

3.4.3.12. Канаты в местах присоединения их к люльке и барабану лебедки должны быть прочно закреплены. Движение канатов при подъеме и опускании люлек должно быть свободным. Трение канатов о выступающие конструкции не допускается.

3.4.3.13. Люльки, с которых работа не производится, опускаются на землю.

3.4.3.14. Лебедки с ручным приводом должны иметь безопасные рукоятки, находящиеся в зацеплении с приводным валом только при вращении их в сторону подъема, и автоматически действующий тормоз, исключающий возможность произвольного опускания груза.

3.4.3.15. Лебедки, не оборудованные автоматически действующим тормозом или безопасной рукояткой, могут применяться только в качестве тяговых, о чем должна быть специальная запись в паспорте лебедки.

3.4.3.16. Рукоятки лебедок с ручным приводом выполняются на свободно проворачивающейся втулке.

3.4.3.17. Количество работников, обслуживающих лебедки с ручным приводом, рассчитывается исходя из конкретных условий работы и расчетного усилия, прилагаемого к рукоятке лебедки (из расчета усилия, прилагаемого к рукоятке лебедки одним работником в 120 Н (12 кгс) и до 200 Н (20 кгс) при кратковременном приложении).

3.4.3.18. Лебедки с электрическим приводом, предназначенные для подъема людей, оснащаются колодочным тормозом, автоматически действующим при отключении электродвигателя. Коэффициент запаса торможения должен быть не менее 2.

3.4.3.19. Применение фрикционных и кулачковых муфт, а также фрикционной и ременной передач для связи вала электродвигателя с валом барабана у лебедок, предназначенных для подъема людей, не допускается.

3.4.3.20. При эксплуатации все трущиеся части лебедок, во избежание преждевременного износа деталей, должны своевременно смазываться.

3.4.3.21. Металлические части лебедки с электрическим приводом заземляются. Лебедки с ручным приводом заземляются в случае их применения при работах на воздушных линиях электропередачи, находящихся под напряжением. Заземление выполняется под болт. Приваривать заземление к раме лебедки не допускается.

3.4.3.22. Канат лебедки при правильной навивке должен ложиться на барабан ровными плотными рядами.

3.4.3.23. Расстояние между верхним слоем навитого каната и наружным диаметром реборды должно быть не менее двух диаметров каната.

3.4.3.24. При низшем положении грузозахватного органа лебедки на барабане должно оставаться не менее 1,5 витков каната, не считая витков, находящихся под зажимным устройством.

3.4.3.25. Для уменьшения опрокидывающего момента, действующего на лебедку, канат должен подходить к барабану снизу и его набегающая ветвь должна быть по возможности близка к горизонтальному положению и не более чем на 2 град. отклоняться от плоскости, перпендикулярной оси барабана и равноотстоящей от его реборд, что может обеспечиваться применением отводных блоков.

3.4.3.26. Лебедки в соответствии с п. 3.4.1.7 Правил при пуске в работу и периодически не реже одного раза в год подвергаются испытаниям в порядке, определенном технической документацией на них завода-изготовителя.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *