Требования к таре и упаковке

Требования к таре и упаковке грузов

  1. Упаковка и тара грузов, сдаваемых для транспортировки, должна быть исправной, сухой и чистой. Не должна открывать доступ к содержимому и/или быть повреждённой.
  2. Упаковка должна обеспечивать сохранность содержимого, соответствовать его особенностям.
  3. Короба должны сопровождаться актуальной маркировкой, информирующей об особых условиях хранения и перевозки, если таковые имеются. (На упаковке не должно быть старой маркировки и манипуляционных знаков).
  4. Запрещено упаковывать в одну тару (короб) неопасные и опасные грузы. Последние упаковывают в сертифицированную тару.
  5. Стеклянные изделия принимаются в деревянных ящиках.
  6. Упаковка ценных грузов пломбируется. Номер пломбы должен иметь четкий оттиск и отражаться в сопроводительной документации.
  7. Упаковка должна исключать вероятность повреждения воздушного суда или перевозимых совместно товаров.
  8. Негабаритный груз упаковывается в жесткую упаковку и размещается на поддоне. По согласованию с перевозчиком в некоторых случаях допускается перевозка подобных грузов без упаковки.
  9. Упаковка может быть вскрыта перевозчиком или обслуживающей организацией в следующих случаях:
  • Если того требует обеспечение сохранности груза (при наличии оснований).
  • По требованию уполномоченных государственных органов.
  • При необходимости определения характера и состояния груза без документов.
  • При нарушении упаковки или пломбы грузоотправителя.

Требования, предъявляемые к таре и упаковке

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Порядок подачи товаров в торговый зал. Требования к размещению товаров. Выкладка товаров

2. Тара и упаковка: понятие их роль в организации торгово-технологического процесса. Требования, предъявляемые к таре и упаковке

3. В адрес оптовой базы поступил вагон с товарами бытовой техники

4. На оптовый склад от местной обувной фабрики поступила обувь. Товар поступил в исправной таре

Список использованной литературы

1. Порядок подачи товаров в торговый зал. Требования к размещению товаров. Выкладка товаров

Товары доставляют в торговый зал в то время, когда в нем находится минимальное количество покупателей, чтобы не препятствовать процессу продажи. Для перемещения товаров используют тележки или тару-оборудование.

Эффективность работы магазинов, качество обслуживания покупателей во многом зависят от рационального размещения товаров в торговом зале. Оно позволяет правильно спланировать покупательские потоки, сократить время на отборку товаров, увеличить пропускную способность магазина, уменьшить затраты труда персонала магазина при пополнении товарных запасов в торговом зале. Поэтому размещение товаров в торговом зале магазина следует осуществлять с учетом следующих основных требований:

Предоставления покупателям возможности ориентироваться в размещении комплексов, микрокомплексов и товарных групп и совершения покупки в минимально короткий срок;

Создания условий комфортности во время пребывания в магазине;

Предоставления покупателям необходимой информации и широкого круга услуг;

Оптимального использования торговых площадей магазина;

Обеспечение сохранности материальных ценностей;

Организации рациональных товарных потоков и расчетных операций с покупателями.

При размещении товаров в торговом зале необходимо соблюдать правила торгового соседства. За каждой товарной группой следует закреплять постоянную зону размещения. Товары, которые подготавливают к продаже в магазине, размещают ближе к зоне, где выполняются подготовительные операции. Крупногабаритные товары надо размещать рядом с зоной расчета или выходом из торгового зала. Товары, требующие длительного ознакомления с ними покупателей, располагают в глубине торгового зала, чтобы не создавались помехи движению покупательских потоков. С соблюдением этого принципа размещают и товары, использующиеся частым спросом. Для размещения товаров в торговом зале магазина используют различные типы торговой мебели, тару-оборудование.

Очень важно рационально расположить товары на торговом оборудовании, то есть эффективно использовать площадь выкладки емкость торгового оборудования и предоставить покупателям максимум удобств для отборки товаров.

При выкладке товаров на торговом оборудовании учитывают следующие основные принципы:

однородные товары выкладывают по вертикали, обеспечивая тем самым лучшую их обозримость;

целесообразно применять простейшие приемы выкладки товаров (прямую укладку, навалом и т. д.);

декоративную выкладку товаров рекомендуется использовать только с рекламной целью;

полки горок и другие элементы для выкладки товаров не следует переполнять товарами;

в оптимальной зоне обозреваемости (на расстоянии 1100-1600 мм от пола) необходимо размещать товары, быстрая реализация которых предпочтительна;

выкладка товаров в торговом зале должна быть насыщенной;

сопутствующие товары следует размещать навалом в различных местах (у торцовых стенок, контрольно-кассовых узлов и т. д.), используя для этих целей корзины или кассеты.

При выкладке товаров в упаковке рекомендуется отдельные образцы оставлять без упаковки или в прозрачной упаковке, чтобы покупатель мог ознакомиться с ними.

Размещая товары в торговом зале и выкладывая их на торговом оборудовании, необходимо учитывать их методы продажи, конфигурация торгового зала и т. д. Большое значение при этом имеют особенности отдельных товаров, их упаковка.

Выкладывают товары на оборудовании этикетками и рисунками на упаковке в сторону, обращенную к покупателям. Товары снабжают ценниками, закрепляемыми в специальных держателях.

2. Тара и упаковка: понятие их роль в организации торгово-технологического процесса. Требования, предъявляемые к таре и упаковке

Большинство товаров, выпускаемых промышленностью, транспортируют, хранят и отпускают потребителю в упаковке или таре.

Упаковка — средство или комплекс средств, обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь, окружающей среды от загрязнений, а также процесс обращения продукции.

Тара является элементом упаковки, представляющим собой изделие для размещения продукции. В процессе обращения она участвует не только вместе с продукцией (товаром), но и без нее.

Роль упаковки и тары в торгово-технологическом процессе определяется функциями, которые они выполняют. Эти функции сводятся к следующим:

1. предохранение товара от вредного воздействия внешней среды, а внешней среды от вредного воздействия товара;

2. защита товара от влияния других товаров;

3. обеспечение условий для сохранности количества и качества товаров на всем пути их движения из сферы производства в сферу потребления;

4. придание товарам и другим грузам необходимой мобильности и создание условий для механизации трудоемких операций и более эффективного использования складских и торговых площадей;

5. создание более благоприятных условий для приемки товаров по количеству и качеству и удобств для количественного их учета;

6. выполнение роли носителя коммерческой информации и торговой рекламы;

7. использование тары не только как средства для размещения товара, его транспортирования и хранения, но и как средства для выкладки и продажи товаров в торговом зале магазина (тара-оборудование).

Использование современной упаковки и тары, их красочное оформление с необходимой рекламной информационной нагрузкой позволяют не только ускорить процесс продажи товаров, облегчить их потребление, но и оказывают сильное эстетическое воздействие на покупателей.

Тара, используемая для упаковки товаров, должна отвечать ряду технических, экономических и эстетических требований.

Технические требования предусматривают, что материал, используемый для производства тары, ее конструкция должны отвечать свойствам помещенных в нее товаров. Она должна быть прочной и обеспечивать сохранность товаров при перевозке и хранении.

Тара должна быть недорогой в изготовлении, портативной и удобной для транспортирования как с товаром, так и в порожнем виде. Тара должна иметь привлекательный внешний вид, а ее форма, цветовое решение, тексты и рисунки на ней должны служить воспитанию эстетических вкусов у покупателей.

3. В адрес оптовой базы поступил вагон с товарами бытовой техники

Раскройте порядок приёмки товаров от органов железнодорожного транспорта. тара упаковка приемка товарополучатель

При приемке товара от перевозчика в соответствии с действующими на транспорте правилами перевозок грузов и договора о перевозке товара получатель обязать выяснить, обеспечена ли при перевозке товара сохранность груза. В частности, он должен проверить:

— исправность вагона и тарного места, наличие на них пломб отправителя и оттиски на этих пломбах;

— маркировку груза;

— соответствие наименования товара и транспортной маркировки на нем данным, указанным в сопроводительных документах;

— соблюдение сроков доставки и установленных правил перевозки грузов, обеспечивающих предохранение его от повреждения и порчи.

В соответствии с правилами, действующими на транспорте, перевозчик выдает груз либо с проверкой количества мест или веса, либо без нее.

Грузы, прибывшие в исправных вагонах (контейнерах), за исправными пломбами грузоотправителя принимаются от органов транспорта без проверки количества мест или веса.

В случае выдачи груза без проверки количества мест, веса, состояния товара или тарных мест, получатель обязан требовать от перевозчика соответствующей отметки на транспортном документе.

Если груз прибыл в неисправном вагоне (контейнере), в вагоне с поврежденными пломбами, с пломбами попутных станций, а также во всех иных случаях, когда это предусмотрено правилами, действующими на транспорте, получатель должен принять от перевозчика груз по количеству мест, весу и с проверкой состояния груза.

Если будут выявлены нарушения, а именно:

— порча и повреждение груза;

— несоответствие между наименованием, весом или количеством мест груза и данным, указанным в перевозочном документе;

— обнаружение груза без документов или документов без груза. Получатель обязан требовать составления и выдачи коммерческого акта, которых является единственным документом, дающим право предъявлять претензии к железной дороге на возмещение материального ущерба.

Коммерческий акт составляют до получения груза от органов транспорта в день разгрузки или выдачи груза получателю.

Коммерческий акт составляется в трех экземплярах на бланках установленной формы. На каждом акте проставляется штемпель станции. Первый экземпляр акта направляется в соответствующую службу дороги, второй выдается грузополучателю по его требованию в трехдневный срок, а третий хранится в делах станции.

При составлении коммерческих актов на грузы, прибывшие за пломбами иностранных дорог и отправителей, а также актов на порчу импортных товаров во всех случаях к акту прикладываются пломбы.

Коммерческий акт подписывает начальник станции, заведующим грузовым договором и приемосдатчик станции, а также грузополучатель, если он участвовал в проверке.

При необоснованном отказе перевозчика от составления акта грузополучатель имеет право до вывоза груза со станции, а при выгрузке в местах необщего пользования — в течение 24 часов с момента проверки груза подать об этом письменное заявление начальнику отделения дороги.

В случаях обнаружения течи, порчи или подмочки груза вследствие неисправного технического состояния вагона (контейнера), кроме коммерческого акта, составляется акт о техническом состоянии вагона.

Акт о техническом состоянии вагона должен составляться обязательно в день обнаружения неисправности и не позднее дня составления коммерческого акта.

Незатаренные грузы, принятые к перевозке, масса которых определялась железной дорогой, грузополучателя обязан проверить путем сплошного перевешивания или пересчета в момент их выгрузки.

Мелкопартионные грузы, как правило, выгружаются силами и средствами железной дороги и выдаются на ее складах. Принимая товар, получатель обязан осмотреть каждое место, проверить состояние тары и упаковки, подсчитать грузовые места, указанные в накладной, проверить соответствие фактической массы данным, указанным в сопроводительном документе.

Порядок приемки грузов на прирельсовых складах грузополучателя такой же, как при приемке от железной дороги.

После приемки товаров от органов транспорта они должны быть разгружены в установленные сроки.

4. На оптовый склад от местной обувной фабрики поступила обувь. Товар поступил в исправной таре

При вскрытии второго ящика была обнаружена недостача. Охарактеризуйте порядок и последовательность действий товарополучателя.

В данном случае получатель обязан приостановить приемку остальных ящиков сохранить и предъявить представителю, вызванному для участия в дальнейшей приемке, тару и упаковку вскрытых ящиков и обувь, находящуюся внутри этих ящиков.

Одновременно с приостановлением приемки получатель обязан вызвать для участия в продолжении приемки обуви и составления двустороннего акта представителя данной обувной фабрики. Представитель одногороднего отправителя (изготовителя) обязан явиться не позднее чем на следующий день после получения вызова, если в нем не указан иной срок явки. Представитель отправителя (изготовитель) должен иметь удостоверение на право участия в приемки продукции у получателя.

Уведомление о вызове представителя отправителя (изготовителя) должно быть направлено (передано) ему по телеграфу (телефону) не позднее 24 час. В уведомлении должно быть указано:

1) наименование продукции, дата и номер счета-фактуры или номер транспортного документа, если к моменту вызова счет не получен;

2) количество недостающей продукции и характер недостачи (количество отдельных мест, внутритарная недостача);

3)состояние пломб;

4) стоимость недостающей продукции;

5) время, на которое назначена приемка продукции по количеству.

При неявке представителя (изготовителя) по вызову получателя приемка обуви по количеству и составление акта о недостаче производится: односторонне предприятием-получателем, если отправитель (изготовитель) дал согласие на одностороннюю приемку продукции.

Представителю, выделенному для участия в приемке продукции по количеству, выдается надлежаще оформленное и заверенное печатью предприятия, разовое удостоверение за подписью руководителя предприятия (организации) или его заместителя.

В удостоверении на право участия в приемке продукции по количеству должно быть указано:

дата выдачи удостоверения и его номер; фамилия, имя и отчество, место работы и должность лица, которому выдано удостоверение; на участие в приемке какой именно продукции уполномочен представитель. Удостоверение выдается на право участия в приемке конкретной партии продукции. Выдача удостоверения на какой-либо период (декаду, месяц и др.) не допускается.

Для приемки продукции в выходные или праздничные дни удостоверение может быть выдано в последний предвыходной или предпраздничный день на каждый день в отдельности без указания конкретной партии продукции.

Лица, осуществляющие приемку продукции по количеству, вправе удостоверять своей подписью только те факты, которые были установлены с их участием. Запись в акты данных, не установленных непосредственно участниками приемки, запрещается.

За подписание акта о приемке продукции по количеству, содержащего не соответствующие действительности данные, лица, принимавшие участие в приемке продукции по количеству, несут установленную законом ответственность.

Приемка продукции, как правило, должна вестись без перерыва. Если в связи с длительностью проверки или по каким-нибудь другим уважительным причинам работа по приемке была прервана, получатель обязан обеспечить сохранность продукции и возможность быстрейшего окончания приемки ее.

Если при приемке продукции с участием представителя, будет выявлена недостача продукции против данных, указанных в транспортных и сопроводительных документах (счете-фактуре, спецификации, описи, в упаковочных ярлыках и др.), то результаты приемки продукции по количеству оформляются актом. Акт должен быть составлен в тот же день, когда недостача выявлена.

В акте о недостаче продукции должно быть указано:

а) наименование получателя, составившего акт, и его адрес;

б) дата и номер акта, место приемки продукции и составления акта, время начала и окончания приемки продукции;

в) фамилия, имя и отчество лиц, принимавших участие в приемке продукции по количеству и в составлении акта, место их работы, занимаемые ими должности, дата и номер документа о полномочиях представителя на участие в приемке продукции, а также указание о том, что эти лица ознакомлены с правилами приемки продукции по количеству;

г) наименование и адреса отправителя (изготовителя) и поставщики;

д) дата и номер телефонограммы или телеграммы о вызове представителя отправителя (изготовителя);

е)дата и номер счета-фактуры и транспортной накладной (коносамента);

ж) дата отправителя обуви со склада отправителя;

з) дата прибытия обуви на склад,

и) состояние тары и упаковки в момент осмотра продукции, содержание наружной маркировки тары и другие данные, на основании которых можно сделать вывод о том, в чьей упаковке предъявлена продукция — отправителя или изготовителя, дата вскрытия тары;

к) транспортная и отправительная маркировка мест (по документам и фактически), наличие или отсутствие упаковочных ярлыков, пломб на отдельных местах;

л) другие данные, которые, по мнению лиц, участвующих в приемке, необходимо указать в акте для подтверждения недостачи;

м) точное количество недостающей продукции и стоимость ее;

н) заключение о причинах и месте образования недостачи.

Акт должен быть подписан всеми лицами, участвовавшими в приемке продукции по количеству. Лицо, несогласное с содержанием акта, обязано подписать акт с оговоркой о несогласии и изложить свое мнение.

В акте перед подписью лиц, участвовавших в приемке, должно быть указано, что эти лица предупреждены о том, что они несут ответственность за подписание акта, содержащего данные, не соответствующие действительности.

Акт приемки продукции утверждается руководителем или заместителем руководителя предприятия-получателя не позднее чем на следующий день после составления акта.

В тех случаях, когда приемка производилась в выходной или праздничный день, акт приемки должен быть утвержден руководителем предприятия-получателя или его заместителем в первый рабочий день после выходного или праздничного дня.

В случаях, когда по результатам приемки выявляются факты злоупотреблений или хищений продукции, руководитель или заместитель руководителя предприятия-получателя обязан немедленно сообщить об этом органам охраны общественного порядка или прокуратуры и направить им соответствующие документы.

К акту приемки, которым устанавливается недостача продукции, должны быть приложены:

а) копии сопроводительных документов или сличительной ведомости, т. е. ведомости сверки фактического наличия продукции с данными, указанными в документах отправителя (изготовителя);

б) упаковочные ярлыки (кипные карты и т. п.), вложенные в каждое тарное место;

в) пломбы от тарных мест, в которых обнаружена недостача;

г) подлинный транспортный документ (накладная, коносамент), а в случае предъявления получателем органу транспорта претензии, связанной с этим документом,- его копия;

д) документ, удостоверяющий полномочия представителя, выделенного для участия в приемке;

е) акт, составленный в соответствии с инструкцией;

Акты приемки продукции по количеству регистрируются и хранятся в порядке, установленном на предприятии-получателе.

Претензия в связи с недостачей продукции предъявляется отправителю (поставщику) в установленный срок.

По получении претензии о недостаче продукции руководитель или заместитель руководителя предприятия-отправителя (изготовителя) назначает служебную проверку по материалам претензии.

Материалы проверки рассматриваются и утверждаются руководителем или заместителем руководителя предприятия-отправителя (изготовителя).

В случае, когда по результатам проверки выявляются факты злоупотреблений или хищений продукции, руководитель предприятия-отправителя обязан немедленно сообщить об этом органам охраны общественного порядка или прокуратуры и направить им соответствующие документы.

О результатах рассмотрения претензии отправитель (изготовитель, поставщик) сообщает получателю в установленный срок.

Список использованной литературы

1. Гражданский Кодекс РФ;

2. Дашков Л. П. Коммерция и технология торговли / Л. П.Дашков — 9-е изд.- М.: «Дашков и Ко»,2008

3. Егоров В. Ф. Организация торговли: Учебник для вузов / В. Ф.Егоров изд-во «Питер», 2004.

4. Леви М., Вейтц Б. А. Основы розничной торговли : пер. с англ. Под ред. Ю. Н.Каптуревского. Изд-во «Питер», 1999

5. Никишкин В. В. Маркетинг розничной торговли: теория и методология / В. В. Никишкин. — М.: Экономика, 2003

6. Сысоева С. В. Стандарт розничного магазина. Разработка инструкций и регламентов / С. В. Сысоева. — 2-е изд., перераб. — СПб. : Питер, 2009

9. ГОСТ Р Торговля. Термины и определения.

7. Памбухчиянц О. В. Организация и технология коммерческой деятельности: Учебник / О. В. Памбухчиянц — 3-е изд. М.: «Дашков и К», 2007

Размещено на Allbest.ru

Основные требования к таре и упаковке

Помимо соблюдения температурных, влажностных и вентиляционных режимов хранения и транспортирования имеют значение для обеспечения сохранности режимных, особенно скоропортящихся, грузов защитные свойства тары и упаковки. В соответствии с требованиями, установленными стандартами или техническими условиями, большинство скоропортящихся пищевых продуктов должны представляться к перевозке только в таре. Тара должна быть исправной, прочной, сухой и чистой, не иметь постороннего запаха. Тип тары, ее параметры, назначение и технические условия на изготовление Должны соответствовать действующим стандартам. Применяемая для перевозки скоропортящихся пищевых продуктов тара должна соответствовать условиям обеспечения сохранности качества этих продуктов, доставляемых АТС при установленном температурном режиме.

Основными видами тары, применяемой для скоропортящихся грузов (продуктов), являются ящики деревянные, картонные и из пластмассы; коробки из картона; бочки и фляги металлические, пластмассовые и деревянные; барабаны деревянные и фанерные; мешки из ткани, крафт-бумаги, полиэтилена и т.п.

Многие скоропортящиеся пищевые продукты в соответствии с Установленной технологией производства до укладки в такую тару Предварительно упаковывают или расфасовывают в разные пакеты, помещают в стеклянные или металлические банки, разливают бутылки и т.д. Затаривание или укладка продуктов в транспортную тару производится изготовителем продукции с учетом обеспечения ее сохранности во время перевозки и осуществления комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и внутрискладских работ на всех стадиях транспортного процесса при применении различных видов поддонов и других средств пакетирования, вилочных погрузчиков или штабелеров.

Применяемая для скоропортящихся грузов многооборотная транспортная тара должна соответствовать требованиям санитарно-гигиенической обработки, осуществляемой после каждого ее употребления.

Перевозчик имеет право выборочно проверить качество предъявляемых к перевозке скоропортящихся пищевых продуктов, состояние тары и ее соответствие установленным стандартам или техническим условиям. Вскрытие груза и его последующее упаковывание после проверки производится грузоотправителем. Качество продуктов в герметичной упаковке при этом не проверяется.

При отправлении скоропортящихся грузов грузоотправитель вместе с оформленной им товарно-транспортной накладной обязан представить перевозчику сертификат продукции или удостоверение качества (по установленной форме) с указанием в нем фактической температуры груза перед погрузкой, состояния качества груза, тары и упаковки, а при перевозке овощей и фруктов – и с указанием помологических сортов. В товарно-транспортных перевозочных документах грузоотправитель обязан указать предельную продолжительность доставки скоропортящихся грузов.

При отсутствии такой записи в перевозочных документах, а также в случае, если предельная продолжительность доставки груза будет меньше расчетно-нормативного срока, указанного в договоре на перевозку груза, перевозчик вправе отказаться от перевозки такого груза. Сроки доставки груза исчисляются с момента окончания погрузки груза и оформления документов до момента прибытия АТС к грузополучателю и предъявления ему перевозочных документов на доставленный груз.

Грузоотправитель обязан осуществлять погрузку скоропортящихся грузов в АТС своими средствами, используя при этом возможности механизации погрузочных работ за счет реализации современных технологий транспортного процесса, в том числе внедрения контейнерных перевозок, системы доставки грузов транспортными пакетами и др. Ответственность за правильность укладки и размещения скоропортящихся грузов в кузове АТС или в контейнере возлагается на грузоотправителя.

К основным требованиям по укладке и размещению скоропортящихся грузов в фургонах специализированных АТС и в контейнерах относятся прежде всего сохранение их качества во время перевозки за счет возможности поддержания установленной для данной категории груза температуры внутри кузова или контейнера. При этом предусматривается максимальное использование грузоподъемности АТС или контейнера за счет наибольшего использования их внутреннего объема.

Большое значение имеет система циркуляции воздушных масс. На рис. 1 представлены возможные схемы циркуляции воздушных масс в рефрижераторных АТС. Схема 1 наиболее простая, но в данном случае теплообмен с грузом плохой, в результате чего продукты, находящиеся на полу и в других местах, не охлаждаются. Схема 2 благодаря настилу на полу обеспечивает полную циркуляцию воздуха. Схема 3 в конструкции кузова предусматривает тепловую «рубашку», что позволяет обдувать холодным воздухом весь штабель.

Схема 4, используемая в основном для фруктов и овощей в решетчатых ящиках, имеет в ложном потолке сопла, через которые воздух поступает в кузов по всей длине. Поскольку ящики решетчатые, весь груз находится под воздействием циркулирующего воздуха, который отводит диоксид углерода и охлаждает продукт.

Если площадь поверхности теплообмена груза с воздухом по схеме 1 принять за единицу, то по схемам 2 и 3 это значение будет равно 4,3, по схеме 4 – 3,4. Плоды и овощи желательно перевозить в АТС с схемой 4 циркуляции воздушных масс.

Рис. 1. Схемы циркуляции воздушных масс в рефрижераторных АТС: а – схема 1; б – схема 2; в – схема 3; г – схема 4

Система верхнего воздухораспределения при перевозках плодов и овощей из-за выделения ими биологической теплоты нежелательна. Сопротивляемость штабеля плодов и овощей велика, а охлаждение происходит в верхних рядах штабеля, и во избежание переохлаждения груза система охлаждения периодически отключается, что приводит к Ухудшению качества продуктов. Неравномерность температурного поля достигает 7… 10 °С. Еще более ощутимы эти недостатки при отоплении АТС. Более приемлемой является система с реверсированием потока, когда воздух направляется в кузов АТС либо сверху над штабелем, либо снизу через специально профилированный пол. Установка различных режимов при помощи специальной заслонки позволяет ограничить неравномерность температуры по объему кузова до 1 °С.

Таким образом, с целью обеспечения возможности циркуляции воздуха внутри кузова для свежих и охлажденных скоропортящихся грузов в таре предусматривают необходимые зазоры между потолком и верхним рядом затаренного груза. Замороженные грузы укладывают в кузове плотными штабелями. Если размеры тары некратны внутренним размерам кузова или контейнера, грузоотправителем либо перевозчиком (по соглашению сторон) принимаются меры по исключению возможности перемещения груза внутри кузова во время перевозки.

При использовании средств пакетирования скоропортящихся грузов (плоские, стоечные и ящичные поддоны и др.) грузоотправителем осуществляется скрепление или увязка затаренных грузов на плоских поддонах и загрузка пакетированных грузов в кузов АТС механизированным способом с учетом обеспечения сохранности транспортных пакетов во время перевозки и возможности их выгрузки из кузова механизированным способом у грузополучателя. Поддоны и другие средства пакетирования грузов являются принадлежностью грузоотправителя или грузополучателя, их возврат владельцу осуществляется перевозчиком по согласованию сторон. Охлажденное мясо в тушах загружается в кузов АТС только подвесом на крючья или в стоечных поддонах. При использовании поддонов крупные туши (говядина, свинина и т. п.) разделываются на части.

После загрузки специализированные АТС с кузовом фургон, автоцистерны и контейнеры подлежат опломбированию грузоотправителем в соответствии с правилами пломбирования при перевозках грузов AT.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТАРЕ

К таре предъявляются технические, эксплуатационные, эконо­мические, санитарно-гигиенические, экологические требования. Важное значение имеют технические требования к таре, к которым относятся унификация, стандартизация, надежность и прочность.

Важное значение имеют повышение уровня унификации тары и тарных материалов, совершенствование стандартов и технических условий.

Унификация тары — приведение ее к единым типоразмерам. Она осуществляется на основе единого модуля (единицы меры) 1200х800 мм, который соответствует размерам международного плоского обменного поддона.

Принципы унификации заключаются в том, что размеры ящи­ков по площади дна должны быть кратными по отношению к мо­дульному размеру, т. е. ящики должны разместиться на поддоне, заполнив его полностью.

Унификации подлежит транспортная тара круглого сечения (бочки). Размещение бочек на поддоне в один ряд возможно в нескольких вариантах в количестве от 3 до 24 единиц с условием наиболее полного его использования.

Унификация транспортной тары обусловливает необходимость унификации потребительской тары с учетом ее погрузки в транс­портные ящики принятых размеров. Неизменность объема унифи­цированной транспортной тары делает ее независимой от характера груза и тем самым более универсальной, удобной, экономичной.

Стандартизация тары предусматривает установление наиболее рациональных типов тары с точки зрения установления единых требований к материалам изготовления, конструктивным особен­ностям, размерам, форме, весу, качеству. Внедрение государственных стандартов позволяет быстрее развивать производственные мощности промышленных предприятий, изготавливающих тару, способствует экономии материальных ресурсов, повышению ка­чества тары и повышению производительности труда. Стандарты обеспечивают массовое внедрение в народное хозяйство новейших научно-технических достижений, увязку качественных показателей разнообразных изделий, выпускаемых различными промышлен­ными предприятиями и отраслями промышленности. Различают те основные группы ГОСТов на тару: для товаров народного потребления — ГОСТы на типы, размеры, методы испытаний; ГОСТы на тару для конкретных видов продукции (товаров).

В настоящее время действует большое количество стандартов и технических условий на различные виды тары. Стандарты предусматривают:

• назначение данного вида тары;

• типы тары в зависимости от ее конструктивных особенностей;

• количество выпускаемых номеров тары (номенклатура), разли­чаемых по наружным и внутренним размерам (длина, ширина, высота);

• технические требования, предъявляемые к таре;

• ее маркировку и внешний вид.

К техническим требованиям относятся требования к материалу, из которого должна быть изготовлена тара, конструктивным осо­бенностям и размерам, а также прочность и надежность, обеспе­чивающие полную сохранность затариваемой продукции и много­кратное использование тары.

Эксплуатационные требования к таре предусматривают удоб­ство упаковки, распаковки, приемки, перевозки, хранения, про­дажи товаров. В соответствии с этими требованиями тара должна быть компактной, портативной, удобной для выполнения торгово-технологического процесса.

С точки зренияэстетических требований тара должна быть хорошо рекламно оформлена (особенно потребительская), иметь оригинальную и удобную конструкцию, хороший вид, вписываться в интерьер магазина, привлекать внимание покупателей.

Санитарно-гигиенические требования предполагают обеспечение возможности быстрой санитарной обработки и дезинфекции.

Исключительно серьезное внимание следует уделять экологичноститары с тем, чтобы обеспечить ее безвредность, полную ути­лизацию, исключить загрязнение окружающей среды.

Требования, предъявляемые к таре

ТАРА И ТАРНЫЕ ОПЕРАЦИИ

Роль тары в технологическом процессе

Тара— это элемент упаковки, предназначенный для хранения, упаковки и транспортирования товара.

В торгово-технологическом процессе она играет следу­ющую роль:

я обеспечивает сохранность товаров;

в создает удобства для переработки грузов на всем пути продвижения товаров от производства до потребителя;

■ дает возможность эффективнее использовать емкость складов и грузоподъемность транспортных средств;

■ является необходимым условием использования про­грессивных технологий как при продвижении товаров, так и в процессе их розничной продажи;

в выполняет рекламные функции;

и способствует ускорению товарооборачиваемости, уве­личению объемов продаж, повышению производительно­сти труда;

в является важным условием для механизации торгово-технологических процессов;

а обеспечивает снижение затрат при доведении товаров до потребителя.

С развитием научно-технического прогресса наблюда­ется тенденция расширения функций тары в торгово-тех­нологическом процессе. Она используется не только для хранения и транспортирования товаров, но и как оборудо­вание торговых залов магазинов. Такая тара, имея особую конструкцию, заменяет немеханическое оборудование ма­газинов, обеспечивает возможность транспортирования товаров без переформирования пакета на всем пути това­родвижения.

С более широким использованием такой тары связаны темпы технического перевооружения, использование про­грессивных технологий в торговле и на транспорте, сокра­щение ручного труда, замена его механизированным, по­вышение эффективности использования техники.

Особую роль в торгово-технологическом процессе игра­ет потребительская тара. Онаявляется носителем рекламы и коммерческой информации, необходимой как для ра­ботников торговли, так и для покупателей, облегчает воз­можность количественного учета товаров. При использовании для продажи товаров метода самообслужи­вания требования к упаковке повышаются. Она должна иметь достаточный объем информации о товаре, способах его применения, условиях хранения, цене; иметь привле­кательное рекламное оформление, обеспечивать сохран­ность товара, предоставлять покупателю возможность сво­бодного ознакомления с товаром.

Требования к таре и упаковке систематически возрас­тают, одновременно увеличивается потребность в ней. В связи с этим возникает необходимость снижения расходов на ее производство и организацию оборота. В республике в перспективе должна быть создана современная индустрия по производству прогрессивных видов тары, обеспечива­ющая ее высокое качество и эффективное использование. Целесообразно широко применять картонную, полимер­ную, тонкостенную деревянную тару, чтобы уменьшить расходы дерева, металла и других дорогостоящих матери­алов на ее изготовление. Широкое распространение долж­на получить многооборотная и возвратная тара, тара-обо­рудование (поддоны, контейнеры). Появляются аромати­ческая, бактерицидная, изотермическая и другие новые виды тары. Применение прогрессивных видов тары и по­вторное использование обеспечат снижение расходов на ее производство и оборот, рационализацию процесса товаро­движения.

Классификация тары, характеристика основных ее видов

Используемая тара классифицируется по следующим основным признакам: по функциональному назначению, кратности обращения, степени жесткости, способу изго­товления, назначению, материалу изготовления.

По функциям, выполняемым в процессе товарного об­ращения, тару подразделяют на транспортную, потреби­тельскую и тару-оборудование.

Транспортная тара предназначена для транспортиро­вания и хранения товаров в процессе доведения их от производства до потребителя. Она представляет собой само­стоятельную транспортную единицу или ее часть.

К потребительской таре относится внутренняя упа­ковка товара, в которой он продается покупателю.

Тара-оборудование — это специальные конструкции, выполняющие одновременно роль внешней тары, транс­портного средства и оборудования складов, магазинов при хранении, перемещении ипродаже товаров. Наиболее рас­пространенными видами тары являются поддоны и кон­тейнеры, используемые для сквозного продвижения това­ров от производства до магазина при пакетно-контейнер-ной технологии доставки.

По кратности обращения тара бывает однооборотной (разового пользования) и многооборотной. Однооборотная тара обслуживает только один оборот продукции от по­ставщика до потребителя. К ней относятся коробки для конфет, спичек, папирос, духов, флаконы идругая потре­бительская тара, а также транспортная тара, подлежащая утилизации после ее освобождения. Многооборотная тара используется многократно, подлежит возврату поставщи­ку товаров или тарособирающим организациям. Разно­видностью многооборотной тары является инвентарная, принадлежащая определенному владельцу, которому она и должна быть возвращена.

Многооборотная тара по конструкции делится на нераз­борную, разборную, складную.

Разборная и складная тара удобна и экономична в про­цессе хранения и при транспортировании.

По степени жесткости тара делится на жесткую, по­лужесткую и мягкую.

Жесткая тара при внешних воздействиях и изъятии из нее товара не изменяет своей формы. К ней относятся дере­вянные и металлические ящики и бочки, стеклянная тара.

Полужесткая тара — картонные ящики, корзины -под воздействием силы изменяет свою форму, но после прекращения ее воздействия она восстанавливается.

Мягкая тара — мешки, упаковочная ткань, кули ро­гожные — при освобождении из-под товара теряет свою форму.

По способу изготовления различают тару литую, штампованную, бондарную, клееную, изготовленную ли­тьем под давлением.

По назначению тара бывает универсальная и специали­зированная.

Универсальная тара используется для затаривания раз­нообразных товаров. Специализированная тара имеет конструктивные особенности, обеспечивающие возмож­ность затаривания только определенных товаров.

По материалу изготовления тара делится на деревян­ную, текстильную, стеклянную, картонную, бумажную, металлическую, полимерную.

Наиболее распространена деревянная тара. Она изго­тавливается из древесины хвойных и лиственных пород, имеет жесткую конструкцию, способную выдержать зна­чительные нагрузки. Недостатком этой тары является большая масса, на ее изготовление затрачивается значи­тельное количество древесины. Основными видами дере­вянной тары являются ящики, бочки, корзины.

Ящики бывают деревянными и фанерными. Широко используются многооборотные ящики. Они предназначе­ны для упаковки продовольственных товаров, овощей и фруктов, непродовольственных товаров (обувь, трикотаж­ные изделия). В обороте для товаров широкого потребле­ния используются семь типов многооборотных ящиков массой брутто до 75 кг — разборные, неразборные и склад­ные. Разновидностью многооборотной тары являются ре­зофановые ящики. Резофан — тарный материал, изготов­ленный из слоев шпона, который запрессован в прослойки прочной эластичной резины. Резофановые ящики легче деревянных, прочны, влагостойки.

Для грузов массой до 500 кг используются ящики до­щатые неразборные девяти типов. Они бывают плотными решетчатыми, с крышками и без них, армированными проволокой для продовольственных товаров, овощей, фруктов и ягод, а также для продукции легкой промыш­ленности.

Фанерные ящики, как и дощатые, могут быть перебор­ными и складными. Многооборотные фанерные ящики для упаковки товаров массой до 100 кг бывают пяти типов: для макаронных и кондитерских изделий, пищеконцент-ратов, сахара, дрожжей. Ящики фанерные неразборные для грузов массой до 200 кг выпускают девяти типов: для продовольственных товаров, спичек, чая, некоторых ви­дов продукции легкой промышленности; в зависимости от

характера упаковываемой продукции в ящиках предус­матриваются другие приспособления, необходимые для обеспечения сохранности продукции, а в стенках плотных ящиков — отверстие (для овощей и фруктов).

Бочки деревянные изготавливаются из хвойных и мяг­ких лиственных пород. Они являются ценными видами та­ры и имеют ряд преимуществ: отличаются хорошей сопро­тивляемостью, удобством для многократного затаривания и перемещения.

В зависимости от используемых для их производства материалов бочки подразделяются на деревянные и фанер-но-штампованные.

Бочки деревянные бывают заливными и сухотарными. В заливные бочки затаривают жидкие продукты, в сухо-тарные — порошкообразные и сухие.

В обороте находятся бочки различной вместимостью: для продовольственных товаров, овощей — от 5 до 250 л, для пива — 50 и 100 л, для коньяка, вин, соков, морсов — от 50 до 600 л. Фанерно-штампованные бочки изготавливают двух типов вместимостью 50 л. Первый тип бочек исполь­зуется для затаривания сгущенного молока, сливочного масла, маргарина, лакокрасочных материалов, второй тип -для сухого молока, яичного порошка, желатина.

Для сыпучей, пастообразной и брикетной продукции применяются фанерные барабаны. Они бывают двух ти­пов, с одинарным и двойным остовом.

Разновидностями бочкотары являются ушаты, чаны открытого и закрытого типов, буты круглого и овального сечений; применяются для затаривания плодоовощной продукции, пива, для виноделия. Чаны и буты имеют вместимость 250-2000 л.

К деревянной таре относятся также плетеные корзины. Они бывают прутяными и драночными, круглой, прямо­угольной, овальной или конусообразной формы, с крыш­кой и без нее, с ручками, перегородками. Используются для затаривания ягод, фруктов, рыбы.

К текстильной таре относятся тканевые мешки, пако­вочные ткани; мягкая тара отличается легкостью, удоб­ством в пользовании, компактностью.

Мешки тканевые делятся на продуктовые и сахарные.

Мешки тканевые продуктовые подразделяются на льняные и полульняные, обычной и повышенной прочности. Для упаковки сахара используются льноджутокенаф-ные, льноджутовискозные мешки. Они могут быть с уплотненной кромкой обычной и повышенной прочности.

Паковочные ткани используют для упаковки валяльно-войлочных, трикотажных, ковровых изделий, тканей, кото­рые поступают в кипах, тюках, и делятся на хлопчатобумаж­ные, льняные, льноджутокенафные и нетканые полотна.

Стеклянная тара используется для затаривания жид­ких товаров. Она включает банки, бутылки, бутыли, бал­лоны различных форм и вместимости.

Картонная тара включает ящики и коробки. Она яв­ляется относительно дешевой и легкой, обладает хорошей изотермичностью. Картонные ящики изготавливают из прессованного и гофрированного картона, коробки — из прессованного. Ящики из гофрированного картона выпус­кают складными с четырехклапанным дном и крышкой. Внутри картонные ящики могут иметь перегородки, вкла­дыши, прокладки. Картонные коробки широко использу­ются как потребительская тара.

Бумажная тара применяется в основном для затарива­ния сыпучих и штучных товаров. К ней относятся бумаж­ные мешки, пакеты. Мешки подразделяются на битумиро-ванные (крафт-мешки), дублированные и влагопрочные. По способу изготовления мешки делятся на склеенные, сшитые, с открытой и закрытой (с клапанами) горлови­ной. Общее число слоев бумаги может быть от 3 до 6 (с раз­личной пропиткой), что определяет область их примене­ния: для негигроскопичной, мало- и сильногигроскопич­ной продукции. Пакеты изготавливают из специальной упаковочной бумаги.

Металлическая тара обладает большой механической прочностью, что значительно повышает возможность мно­гократного ее использования. К основным разновиднос­тям металлической транспортной тары, поступающей в торговлю с товарами, относятся контейнеры, в том числе тара-оборудование, поддоны ящичные, бочки, барабаны, фляги, бидоны, ящики. Кроме того, металлическая тара широко используется как потребительская для упаковки товаров при длительном хранении.

Все более широкое распространение получает полимер­ная тара. Преимущества этой тары состоят в том, что она достаточно прочная, химически стойкая, непроницаемая,

легко окрашивается в любой цвет, легко моется, дезинфи­цируется. Основными видами транспортной тары из поли­мерных материалов являются поддоны, ящики, мешки. Срок службы ящиков и поддонов из полимерных материа­лов значительно превышает сроки службы деревянных. Ящики из полимерных материалов используют для зата­ривания продовольственных товаров. Они бывают трех ти­пов: со съемной крышкой, ящики-лотки, открытые с гнез­дами для бутылок, банок.

Мешки используются для непродовольственных това­ров, для химической продукции. Особенно широко поли­мерные материалы используются для изготовления потре­бительской тары.

Для упаковки жидких продуктов (минеральная вода, пиво, прохладительные напитки, растительное масло) ши­роко используется упаковка из ПЭТ-полимера. ПЭТ -единственный упаковочный материал (за исключением стекла), который не входит во взаимодействие с расфасо­ванным в него продуктом.

ПЭТ-упаковка прозрачная, как стекло, но намного лег­че стекла, при транспортировке она способна выдержи­вать значительные транспортные нагрузки. ПЭТ-полимер позволяет «экспериментировать» с формой упаковки, а также наносить на бутылку логотип изготовителя и дру­гую нужную информацию. Изделия из ПЭТ-полимера под­лежат вторичной переработке.

Кроме рассмотренных видов тары, для упаковки товаров применяются керамическая, рогожно-мочальная, комбини­рованная. Последний вид тары является перспективным, на­пример новые виды тары в сочетании с полимерными мате­риалами. Такая тара влагонепроницаема, прочна, ее можно использовать для затаривания жидкой продукции. Приме­няется также «каменный картон», изготовленный на основе картона и серого камня-перлита. Ящики из такого картона прочнее металлических и легче пластмассовых.

Требования, предъявляемые к таре

К таре предъявляются технические, эксплуатацион­ные, экономические, санитарно-гигиенические, экологи­ческие требования. Важное значение имеют технические требования к таре, к которым относятся унификация, стандартизация, надежность и прочность.

Важное значение имеют повышение уровня унифика­ции тары и тарных материалов, совершенствование стан­дартов и технических условий.

Унификация тары- приведение ее к единым типораз­мерам. Она осуществляется на основе единого модуля (единицы меры) 1200×800 мм, который соответствует раз­мерам международного плоского обменного поддона.

Принципы унификации заключаются в том, что разме­ры ящиков по площади дна должны быть кратными по от­ношению к модульному размеру. Так, кратность по отно­шению к модульному размеру 1200×800мм ящиков, име­ющих размер 300×200 мм, составляет 16, т. е. такое количество ящиков должно разместиться на поддоне, за­полнив его полностью.

Унификации подлежит транспортная тара круглого се­чения (бочки). Размещение бочек на поддоне в один ря,я возможно в нескольких вариантах в количестве от 3 до 24 единиц с условием наиболее полного его использования.

Унификация транспортной тары обусловливает необхо­димость унификации потребительской тары с учетом ее погрузки в транспортные ящики принятых размеров. Не­изменность объема унифицированной транспортной тары делает ее независимой от характера груза и тем самым бо­лее универсальной, удобной, экономичной.

Унификация по единому модулю создает условия для со­кращения типоразмеров тары, автоматизации ее произ­водства, наилучшего использования транспортных средств, широкого внедрения пакетных перевозок грузов, механи­зации погрузочно-разгрузочных работ. Однотипность гру­зовых мест обеспечит возможность использования систе­мы машин, механизмов для пакетирования и переработки грузов.

Стандартизациятары предусматривает установление наиболее рациональных типов тары с точки зрения уста­новления единых требований к материалам изготовления, конструктивным особенностям, размерам, форме, весу, качеству. Внедрение государственных стандартов позво­ляет быстрее развивать производственные мощности про­мышленных предприятий, изготавливающих тару, спо­собствует экономии материальных ресурсов, повышению

качества тары и производительности труда. Стандарты обеспечивают массовое внедрение в народное хозяйство но­вейших научно-технических достижений, увязку качест­венных показателей разнообразных изделий, выпускаемых различными промышленными предприятиями и отраслями промышленности. Различают две основные группы ГОСТов на тару: для товаров народного потребления — ГОСТы на ти­пы, размеры, методы испытаний; ГОСТы на тару для конк­ретных видов продукции (товаров).

В настоящее время действует большое количество стан­дартов и технических условий на различные виды тары. Стандарты предусматривают:

■ назначение данного вида тары;

■ типы тары в зависимости от ее конструктивных осо­бенностей;

■ количество выпускаемых номеров тары (номенклату­ра), различаемых по наружным и внутренним размерам (длина, ширина, высота);

■ технические требования, предъявляемые к таре;

■ маркировку и внешний вид тары.

К техническим требованиям относятся требования к материалу, из которого должна быть изготовлена тара, конструктивным особенностям и размерам, а также проч­ность и надежность, обеспечивающие полную сохранность затариваемой продукции и многократное использование тары.

Эксплуатационные требования к таре предусматривают удобство упаковки, распаковки, приемки, перевозки, хра­нения, продажи товаров. В соответствии с этими требовани­ями тара должна быть компактной, портативной, удобной для выполнения торгово-технологического процесса.

Экономические требования к таре выражаются в том, чтобы затраты на ее производство и оборот были оптималь­ными.

С точки зрения эстетических требований тара должна быть хорошо рекламно оформлена (особенно потребитель­ская), иметь оригинальную и удобную конструкцию, хоро­ший вид, вписываться в интерьер магазина, привлекать внимание покупателей.

Санитарно-гигиенические требования предполагают обеспечение возможности быстрой санитарной обработки и дезинфекции.

Исключительно серьезное внимание следует уделять экологичности тары, с тем чтобы обеспечить ее безвред­ность, полную утилизацию, исключить загрязнение окру­жающей среды.

Организация оборота тары

Оборот тары включает приемку, вскрытие, хранение, возврат.

Приемка тары.Тара, поступившая с товаром, должна быть принята в соответствии с действующими норматив­ными документами и условиями договора поставки мате­риально ответственными лицами так же, как и товар.

Приемка по количеству включает проверку фактиче­ского наличия тары и сопоставление его с данными сопро­водительных документов. При приемке тары необходимо обратить внимание на наличие сертификата, а также пра­вильность тарной маркировки, соответствие ее требовани­ям ГОСТов. При отсутствии маркировки на таре она долж­на приниматься как тароматериал.

При приемке тары по качеству проверяют ее целост­ность, наличие всех деталей, внешний вид, обращают вни­мание на дефекты: наличие повреждений, загрязнений, почернения и т. д. Выявляют, насколько качество посту­пившей тары соответствует требованиям ГОСТов, техни­ческих условий и данным сопроводительных документов.

При получении товара на складе грузоотправителя при­емка тары по количеству и качеству производится сразу же на месте, в момент приемки груза. При доставке това­ров железнодорожным или водным транспортом покупа­тель должен при выгрузке установить, не допущены ли в пути повреждения, подмочка, загрязнение или порча та­ры. При наличии каких-либо повреждений получатель обязан в соответствии с правилами, действующими на транспорте, составить коммерческий акт. При отсутствии коммерческого акта поставщик несет ответственность только за несоответствие качества тары, указанного на ней, данным сопроводительных документов.

При установлении несоответствия фактического каче­ства тары данным, указанным в сопроводительных доку­ментах и в маркировке, составляется акт в том же поряд­ке, что и на товар.

Если фактическое количество, качество, цена и марки­ровка поступившей тары соответствуют данным сопрово­дительных документов, то материально ответственное ли­цо расписывается на них в получении и ставится штамп магазина. При выявлении расхождений оприходование тары производится по фактическому состоянию в соот­ветствии с составленными актами.

Вскрытие тары.Оно должно производиться специаль­ными инструментами, с тем чтобы сохранить ее качество.

Деревянные ящики вскрывают со стороны крышки, из­влекая гвозди сначала с торца (головки), а затем кругом по всей крышке. В ящиках с крышками, вдвинутыми в пазы, крышку вынимают после снятия замка и крепления; име­ющиеся металлические крепления должны быть перерезаны.

Деревянные бочки вскрывают только со стороны укупо­рочного дна. При вскрытии бочек с жидкостями пробку (втулку) вынимают без ударов топором. Пробки в желез­ных бочках выкручивают специальным гаечным ключом.

Картонные ящики из гофрированного и сплошного кар­тона вскрывают ножом только по линии заклейки без по­вреждения клапанов и стенок ящика.

Мешки вскрывают со стороны горловины специальным ножом, не затрагивая ткань. Кипы и тюки вскрывают пу­тем распарывания ножницами или ножом швов, скрепля­ющих паковочную ткань.

Стеклянную тару вскрывают ключом или штопором.

Торговые предприятия, получающие и вскрывающие тару, должны быть оснащены набором инструментов для ее вскрытия (рис. 5).

Рис.. Набор инстру­ментов для вскрытия тары:

1 — деревянный молоток;

2 — деревянная набойка;

3 — металлическая набойка;

4 — нож для вскрывания мешков; 5 — клещи; 6 — мо­лоток-гвоздодер; 7 — гвоздо­дер; 8 — топорик-молоток; £ — томагавк

Хранение тары.Для обеспечения сохранности тары большое значение имеет создание необходимых условий хранения.

Тара должна храниться в закрытых помещениях или под навесом. Тара укладывается по видам. Ящики и бочки целесообразно укладывать на подтоварники штабелями. Деревянную тару с резким запахом хранят отдельно. Стек­лянную тару хранят в гнездовых ящиках, рассортирован­ной по емкостям и назначению. Мешки, паковочные тка­ни, картонные ящики (в сложенном виде) должны хра­ниться в сухих помещениях. Необходимо строго следить, чтобы среди хранящихся мешков не было влажных или сырых. Перед укладкой порожних мешков в штабеля их необходимо тщательно очистить от остатков продуктов, грязи, пыли. Мягкую тару складывают десятками по ви­дам и категориям.

Порядок возврататары должен быть предусмотрен в договоре поставки. Тара инвентарная многооборотная, принадлежащая конкретному поставщику, возвращается ему по залоговым ценам, оговоренным в договоре. Тара, стоимость которой включена в цену товара, но не пригод­ная для повторного использования, возвращается таросо-бирающим предприятиям как тароматериал. Тара, стои­мость которой не включена в цену товара, должна возвра­щаться поставщику товара, но этот порядок обязательно должен быть предусмотрен в договоре.

Освободившуюся от полученного товара возвратную та­ру таросдатчик может использовать для упаковки своей продукции или продать по договору другим потребителям тары. Оставшуюся тару таросдатчик обязан возвратить тарным организациям Белорусского концерна по матери­альным ресурсам в соответствии с ее качеством. Не подле­жит сдаче на тарные организации тара для взрывчатых, отравляющих, ядовитых веществ, химико-фармацевти­ческих и биологических препаратов; барабаны для элект­рокабелей и стальных канатов; многооборотная.

Порядок оплаты транспортной тары, поставляемойс товарамии при ее возврате.Порядок оплаты и возврата тары регулируется Постановлением Департамента цен при Госэкономплане Беларуси № 183-Ц, утвержденным 29.04.1993, «Правилами обращения возвратной деревян­ной и картонной тары» (2000 г.). Деревянная (кроме многооборотной) и картонная тара оплачивается товарополу­чателем сверх цены товара в размерах 40 % от договорной цены деревянной и 20 % от договорной цены картонной та­ры независимо от того, в новой или отремонтированной та­ре поставлен товар. Остальная часть стоимости тары вклю­чается в цену товара. Возвратная деревянная и картонная тара оплачивается товарополучателем в размерах:

■ по деревянной таре: 40 % от договорной цены с приме­нением коэффициентов для отремонтированной тары — 2, для требующей ремонта -1,2;

■ по картонной таре: отремонтированной — 3,8, требу­ющей ремонта — 1,5.

Если стоимость тары включена в цену товара, то стои­мость тары сверх цен товара не оплачивается, при этом та­ра подлежит возврату тароремонтным предприятиям по договорным ценам как тароматериал.

Если договором поставки предусматривается, что стои­мость тары не включается в цену затаренных товаров, тара оплачивается товарополучателем полностью по договор­ным ценам сверх стоимости товара и в договорах должен быть предусмотрен возврат тары в обязательном порядке поставщику товаров по ценам поступления.

Многооборотная инвентарная транспортная тара (дере­вянная, металлическая, полимерная и др.) оплачивается получателем товара полностью сверх цены товара по дого­ворным залоговым ценам. По этим же ценам должен быть предусмотрен и ее возврат.

Оплата тканевых мешков, поставляемых с товаром, осуществляется в следующем порядке:

■ мешки I категории — по договорным ценам;

■ мешки II категории — со скидкой 15 % от цены I ка­тегории;

■ мешки III категории — со скидкой 20 % от цены II ка­тегории;

■ мешки IV категории — со скидкой 30 % от цены III ка­тегории.

При возврате тканевых мешков они оплачиваются по соответствующей категории с учетом скидки за их ремонт (выбивку, обработку, сортировку, починку, удаление затечности и др.), определяемой по договоренности между предприятиями — поставщиками продукции и торговыми организациями.

Дополнительные вопросы по оплате тары должны ого­вариваться в договорах поставки. В ТТН-1 (товарно-транс­портной накладной) возвратная тара указывается отдель­ной строкой (количество, цена).

Стеклянная тара

Удельный вес стеклянной тары среди других ее видов в большинстве стран находится в пределах от 5 до 10 %.

В производстве стеклянной тары отмечаются определен­ные тенденции: увеличение удельного веса облегченной стеклянной тары, тонкостенной, бьющейся без осколков; выпуск тары различной емкости, конфигурации, необыч­ной, особой формы, в том числе и разового пользования.

Оборот стеклянной тары регулируется Постановлением Совета Министров Республики Беларусь «О совершенство­вании оборота стеклянной тары для пищевых продуктов и организации оборота стеклянных отходов» № 536 от 26.04.2002 г. и договорами.

В соответствии с этим документом прием от населения стандартной возвратной стеклянной тары белорусского производства, маркированной в установленном порядке, и возврат ее организациям пищевой промышленности, по­требительской кооперации осуществляется по залоговым ценам, а иной стандартной возвратной стеклянной тары -по договорным ценам.

С 1 января 2002 г. стеклянная тара (бутылки, банки и др.) отечественных производителей, предназначенная для пищевых продуктов, подлежит маркировке знаком, со­держащим двузначный буквенный код Республики Бела­русь в соответствии с ОКРБ 017-99 «Страны мира», утвержденным Постановлением Государственного коми­тета по стандартизации, метрологии и сертификации Рес­публики Беларусь № 8-ВУ от 16 июня 1999 г. Заключен­ный в круг диаметром 25 мм, знак наносится в виде оттис­ка с наружной стороны дна бутылки, банки.

Если торговое предприятие не обязано возвращать стеклянную тару поставщику, оно может сдать ее ближай­шему предприятию, нуждающемуся в такой таре.

Эта тара может быть сдана на тарный или общетовар­ный склад потребсоюза. В таком случае целесообразно ор­ганизовать централизованный сбор тары от магазинов зо-

ны обслуживания. При завозе товаров в магазины на об­ратном пути следует забирать порожнюю тару. Сроки возврата стеклянной тары торговыми предприятиями ис­числяются со дня, следующего за днем получения торго­вым предприятием товара в этой таре.

Днем возврата тары считается дата выдачи приемосда­точной накладной или приемной квитанции, а при отгруз­ке иногороднему поставщику — день сдачи тары органу транспорта, определяемый по транспортному документу.

Бой стеклянной посуды, который возникает в процессе транспортирования при возврате в пределах установлен­ных норм, засчитывается в счет возвращенной посуды.

Юридические лица и индивидуальные предпринимате­ли — импортеры пива, алкогольной продукции при ввозе их в стеклянной и иной таре производят платеж в размере 30 % залоговой цены, устанавливаемой Министерством эконо­мики на маркированную стандартную возвратную стеклян­ную тару за 1 условную бутылку в перерасчете на 0,5 л. Уплаченные средства относятся импортерами на себестои­мость продукции. Полученные средства направляются на развитие сети приемных пунктов и подработку стандартной и нестандартной стеклянной тары и стеклянных отходов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *