Содержание
Должностная инструкция старшего тренера-преподавателя по спорту муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КОСТРОМСКАЯ ОБЛАСТЬ
_____________________________________________________________________________
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва
городского округа город Шарья
Утверждено:
Приказом № 07-ОД от 16 января 2012 г.
Директор
______________________А.А. Калинин
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Старшего тренера-преподавателя по спорту
муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей
Специализированная детско-юношеская спортивная школа Олимпийского резерва
городского округа город Шарья Костромской области
- ОБЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ.
- Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики тренера-преподавателя по спорту (далее – тренер-преподаватель) СДЮСШОР г. Шарья (далее — Школа), учреждения образования, утвержденной приказом Минобразования Российской Федерации (далее — РФ) и Госкомвуза РФ от 31 августа 1995 г. N 463/1268 по согласованию с Министерством труда РФ (постановление Минтруда России от 17 августа 1995 г. N 46); письма Министерства образования РФ «Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, расположенных на территории РФ» от 1 февраля 1995 г. № 03 – М. При составлении инструкции учтено приложение к приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 593 от 14 августа 2009 года об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования», а так же примеры, рекомендации об организации службы охраны труда в образовательном учреждении системы Министерства РФ от 27 февраля 1995 г. № 92.
- Старший тренер-преподаватель относится к категории специалистов.
- На должность старшего тренера-преподавателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта и стаж работы по специальности не менее 2 лет.
- Старший тренер-преподаватель назначается и освобождается от должности директором СДЮСШОР г. Шарья. (Далее – директор Школы) на основании приказа директора Школы.
- Старший тренер-преподаватель должен знать:
- Конституцию РФ;
- Приоритетные направления развития образовательной системы РФ;
- Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную деятельность;
- Законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и органов Управления образованием администрации городского округа город Шарья;
- Методы воспитания, обучения физической подготовки и спортивной тренировки обучающихся;
- Конвенцию о правах ребёнка;
- Возрастную и специальную педагогику и психологию, физиологию, гигиену;
- Методику преподавания;
- Особенности физического развития обучающихся, воспитанников разного возраста;
- Методы спортивной подготовки обучающихся, воспитанников и их оздоровления;
- Методы формирования компетентностей (коммуникативной, информационной, правовой);
- Современные педагогические технологии: продуктивного, дифференциального, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода,;
- Основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерами; мультимедийным оборудованием;
- Методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами их заменяющими, коллегами по работе;
- Технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- Технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т.п.;
- Правила внутреннего трудового распорядка Школы;
- Нормы и Правила Охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, санитарно-гигиенические нормы;
- На период отпуска или временной нетрудоспособности старшего тренера-преподавателя его обязанности могут быть возложены на других старших тренеров-преподавателей или на тренеров-преподавателей из числа наиболее опытных. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора Школы, изданного с соблюдением требований законодательства о Труде.
- ФУНКЦИИ.
Основными направлениями и функциями деятельности старшего тренера-преподавателя являются:
- Воспитательная;
- Образовательно-просветительская;
- Проектировочная;
- Административно-хозяйственная.
Воспитательная функция заключается в формировании нравственных и идейных взглядов личности обучающегося.
Образовательно-просветительская функция заключается в передаче обучающимся специальных знаний и умений.
Управленческо-организаторская функция заключается в организации учебно-тренировочных занятий в спортивных секциях, спортивных соревнований и в управлении всей спортивной деятельностью обучающихся.
Проектировочная функция заключается в перспективном и текущем планировании мероприятий по физической культуре, учебно-тренировочных нагрузок и определенных результатов, которые должны достигнуть обучающиеся. При этом, осуществляется контроль за темпами реального развития обучающихся, с вносимыми коррективами в план работы, а так же подбор учебного материала в соответствии с задачами на учебно-тренеровочном занятии с учётом возраста обучающихся, спецификой группы, половых и индивидуальных особенностей обучающихся.
Административно-хозяйственная функция направлена на материальное обеспечение процесса физического воспитания (это приобретение и ремонт спортивного инвентаря, создание и благоустройство спортивных площадок и т.д.)
- ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ.
Старший тренер-преподаватель обязан:
- Осуществлять набор в Школу (секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности) детей и подростков по своему виду спорта, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний.
- Проводить учебно-тренировочные занятия соответствии с учебной программой и учебно-тренировочным расписанием утверждённым директором Школы в начале учебного года.
- Осуществляет контроль за количественным и качественным состоянием обучающихся, за выполнением правил эксплуатации спортивного инвентаря обучающихся Школы и арендаторов.
- Руководить работой тренерско-преподавательского состава своего отделения (специализации), проводит семинары для тренеров-преподавателей и инструкторов-методистов.
- Осуществляет контроль над методическим содержанием учебно-тренировочного процесса в группах своего отделения (специализации), оказывает тренерам-преподавателям необходимую помощь в методических и организационных вопросах работы.
- Самостоятельно планировать свою работу на каждый год и на этапах подготовки при этом план работы утверждается директором Школы после согласия Учебной частью Школы не позднее пяти дней с момента планируемого периода.
- Проводить с обучающимися Школы воспитательную работу, используя в своей работе разнообразные приёмы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а так же цифровые образовательные ресурсы.
- Проводить учебно-тренировочные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а так же современных информационных технологий с использованием наиболее эффективных методов спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления.
- Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, воспитанников, в т.ч. самостоятельную, исследовательскую работу, проблемное обучение, ориентируясь на их личность, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей; осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.
- Обеспечивает и анализирует достижения и подтверждения обучающимися, воспитанниками уровней спортивной (физической) подготовки, оценивает эффективность их обучения с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в т.ч. текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности.
- Разрабатывать годовые, перспективные планы в соответствии с учебной программой, а так же разрабатывать и по требованию директора Школы или Учебной части (заместителя директора по УР) предъявлять планы учебно-тренировочных занятий по форме утверждённой в установленном порядке на проверку.
- Обеспечивать повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки обучающихся, воспитанников Школы, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса в Школе.
- Проводить отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования обучающихся.
- Осуществлять контроль и принимать меры по обеспечению сохранности зданий Школы, спортивного и хозяйственного инвентаря и другого имущества Школы, следить за состоянием помещения во время учебно-тренировочного процесса.
- Обеспечивать на своих учебно-тренировочных занятиях и спортивных мероприятиях сохранность жизни и здоровья обучающихся, а так же соблюдение ими правил техники безопасности.
- Организовывать в начале учебного года и далее по мере необходимости проведение инструктажа обучающихся своих групп по технике безопасности на основе действующих инструкций Школы.
- Ведёт профилактическую работу по применению обучающимися, воспитанниками различных видов допингов.
- Вести и содержать в надлежащем порядке учебную школьную документацию по своим группам (журналы, планы, списки, личные карточки обучающихся и т.д.)
- Участвовать в организации и проведении внутришкольных и открытых на базе Школы соревнований в соответствии с Положениями и планами их проведения, а так же быть подготовленным к проведению учебно-тренировочного занятия, имея план проведения занятия по установленной форме.
- Принимать участие в работе Педагогического Совета Школы, рабочих совещаниях при директоре и Учебной части Школы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, предусмотренных образовательной программой, в организации проведения методической и консультационной помощи родителям, лицам их заменяющим.
- Вести систематический учёт, анализ, обобщение результатов работы за учебный год и по отдельным периодам обучения, в т.ч. и с использованием электронных форм.
- Предоставить в Учебную часть Школы письменный отсчет о своей деятельности в течение десяти дней по окончании каждого периода подготовки обучающихся Школы.
- Соблюдать правила внутреннего трудового распорядка Школы, правила по охране труда и пожарной безопасности, Устав, локальные и нормативные акты, устные распоряжения директора Школы, приказы и распоряжения Учебной части (заместителя директора по УР) Школы, а так же правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. В случае возникновения чрезвычайной ситуации, угрожающей безопасности обучающихся или любой степени тяжести несчастного случая, тренер-преподаватель обязан сообщить директору Школы о случившемся в течение 1 (одного) часа с момента происшествия.
- Согласовать с директором Школы (Заместителя директора по УР) отмену учебно-тренировочного занятия или смену проведения учебно-тренировочного занятия. При этом старший тренер-преподаватель обязан предоставить письменное обоснование необходимости отмены или переноса учебно-тренировочного занятия.
- После участия в соревнованиях, проходящих за пределами городского округа город Шарья, старший тренер-преподаватель обязан предоставить в бухгалтерию Школы авансовый отчёт за использование денежных средств по строго установленной форме не позднее трёх дней с момента возвращения с соревнований.
- Проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности в случае отсутствия первой или высшей квалификационной категории согласно новому Порядку аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, утвержденному Приказом Министерства образования и науки РФ от 24.03.2010 № 209.
- ПРАВА.
Старший тренер-преподаватель имеет право в пределах своей компетенции:
- Знакомиться с проектами решений руководства Школы, касающихся его деятельности.
- По вопросам, находящимся в его компетенции вносит на рассмотрение руководства Школы предложения по улучшению деятельности Школы и совершенствованию методов работы; замечания по деятельности работников Школы; предложения по устранению недостатков в деятельности Школы.
- Участвовать в решении важных вопросов деятельности Школы.
- Давать предложения администрации о привлечении к дисциплинарной ответственности, поощрении, перестановке кадров, внедрении новых форм организации труда.
- Запрашивать от структурных подразделений и специалистов Школы информацию и документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
- Требовать от руководства Школы оказания содействия в исполнении им его должностных обязанностей.
- Принимать участие в работе Тренерского Совета, собраниях Трудового коллектива, методических объединениях, судейских коллегий.
- Повышать свою квалификацию.
- Проходить аттестацию на соответствие квалификационной категории в установленном порядке
- ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
Старший тренер-преподаватель несёт ответственность:
- За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка Школы, законных распоряжений директора Школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, старший тренер-преподаватель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном Трудовым законодательством. За грубое нарушение своих обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.
- За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса.
- За виновное причинение Школе или участниками образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей старший тренер-преподаватель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных Трудовым и (или) Гражданским законодательством.
- За жизнь и здоровье обучающихся Школы во время проведения учебно-тренировочных занятий, во время следования к месту учебно-тренировочного занятия или соревнований за пределами городского округа город Шарья.
- ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ.
- Старший тренер-преподаватель работает в соответствии с учебно-тренировочным расписанием Школы, составленным исходя из утвержденной директором Школы составленным исходя из учебно-тренировочной нагрузки по количеству обучающихся и групп, в режиме 6-ти дневной рабочей недели.
- Получает от директора Школы информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими, локальными и нормативными документами.
- Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с Учебной частью Школы и с директором Школы.
- Исполняет обязанности другого старшего тренера-преподавателя или тренера-преподавателя Школы в период его временного отсутствия (отпуск, болезнь и т.п.). Исполнение обязанностей в этом случае осуществляется в соответствии с законодательством о Труде и Уставом школы на основании приказа директора Школы.
- Передает директору Школы информацию, полученную на совещаниях и семинарах различного уровня непосредственно после ее получения.
- Старший тренер-преподаватель подчиняется непосредственно директору Школы, в случае его отсутствия заместителю директора по УР Школы.
С данной должностной инструкцией старшего тренера-преподавателя ознакомлен (а):
УТВЕРЖДАЮ:
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________________
_______________________//
«______» _______________ 20___ г.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
Старшего тренера-преподавателя
1. Общие положения
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет и регламентирует полномочия, функциональные и должностные обязанности, права и ответственность старшего тренера-преподавателя (далее — Образовательное учреждение).
1.2. Старший тренер-преподаватель назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Образовательного учреждения.
1.3. Старший тренер-преподаватель относится к категории специалистов и имеет в подчинении .
1.4. Старший тренер-преподаватель подчиняется непосредственно Образовательного учреждения.
1.5. На должность старшего тренера-преподавателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование в области физкультуры и спорта и стаж работы по специальности не менее 2 лет.
1.6. Старший тренер-преподаватель отвечает за:
- эффективное исполнение поручаемой ему работы;
- соблюдение требований исполнительской, трудовой и технологической дисциплины;
- сохранность находящихся у него на хранении (ставших ему известными) документов (сведений), содержащих (составляющих) коммерческую тайну Образовательного учреждения.
1.7. Старший тренер-преподаватель должен знать:
- приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
- законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность;
- Конвенцию о правах ребенка;
- возрастную и специальную педагогику и психологию;
- физиологию, гигиену;
- методику преподавания;
- особенности физического развития обучающихся, воспитанников разного возраста;
- методы спортивной подготовки обучающихся, воспитанников и их оздоровления;
- современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, основы работы с персональным компьютером, с электронной почтой и браузерамии мультимедийным оборудованием;
- методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
- технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
- технологии педагогической диагностики и коррекции, снятия стрессов и т.п.;
- правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения;
- правила по охране труда и пожарной безопасности.
1.8. Старший тренер-преподаватель в своей деятельности руководствуется:
- локальными актами и организационно-распорядительными документами Образовательного учреждения;
- правилами внутреннего трудового распорядка;
- правилами охраны труда и техники безопасности, обеспечения санитарии и противопожарной защиты;
- указаниями, приказаниями, решениями и поручениями непосредственного руководителя;
- настоящей должностной инструкцией.
1.9. В период временного отсутствия старшего тренера-преподавателя его обязанности возлагаются на .
2. Должностные обязанности
Старший тренер-преподаватель обязан осуществлять следующие трудовые функции:
2.1. Осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний.
2.2. Отбирает наиболее перспективных обучающихся, воспитанников для их дальнейшего спортивного совершенствования.
2.3. Проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
2.4. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий с использованием наиболее эффективных методов спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления.
2.5. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, воспитанников, в том числе самостоятельную, исследовательскую, проблемное обучение, ориентируясь на их личность, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей.
2.6. Осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.
2.7. Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися, воспитанниками уровней спортивной (физической) подготовки, оценивает эффективность их обучения с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в том числе текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности.
2.8. Обеспечивает повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки обучающихся, воспитанников, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса.
2.9. Ведет профилактическую работу по противодействию применению обучающимися, воспитанниками различных видов допингов.
2.10. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе и с использование электронных форм.
2.11. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям, лицам, их заменяющим.
2.12. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.
2.13. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.14. Осуществляет координацию деятельности тренеров-преподавателей, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательного учреждения.
2.15. Оказывает методическую помощь тренерам-преподавателям, способствует обобщению их передового педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
В случае служебной необходимости старший тренер-преподаватель может привлекаться к выполнению своих должностных обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.
3. Права
Старший тренер-преподаватель имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
- на сокращенную продолжительность рабочего времени;
- на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
- на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
- на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
- на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
- на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
- на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения ;
- на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам.
3.7. Иные права, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации.
4. Ответственность и оценка деятельности
4.1. Старший тренер-преподаватель несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ, — и уголовную) ответственность за:
4.1.1. Невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных указаний непосредственного руководителя.
4.1.2. Невыполнение или ненадлежащее выполнение своих трудовых функций и порученных ему задач.
4.1.3. Неправомерное использование предоставленных служебных полномочий, а также использование их в личных целях.
4.1.4. Недостоверную информацию о состоянии выполнения порученной ему работы.
4.1.5. Непринятие мер по пресечению выявленных нарушений правил техники безопасности, противопожарных и других правил, создающих угрозу деятельности предприятия и его работникам.
4.1.6. Не обеспечение соблюдения трудовой дисциплины.
4.2. Оценка работы старшего тренера-преподавателя осуществляется:
4.2.1. Непосредственным руководителем — регулярно, в процессе повседневного осуществления работником своих трудовых функций.
4.2.2. Аттестационной комиссией предприятия — периодически, но не реже 1 раза в два года на основании документированных итогов работы за оценочный период.
4.3. Основным критерием оценки работы старшего тренера-преподавателя является качество, полнота и своевременность выполнения им задач, предусмотренных настоящей инструкцией.
5. Условия работы
5.1. Режим работы старшего тренера-преподавателя определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными в Образовательном учреждении.
6. Право подписи
6.1. Старшему тренеру-преподавателю для обеспечения его деятельности предоставляется право подписи организационно-распорядительных документов по вопросам, отнесенным к его компетенции настоящей должностной инструкцией.
С инструкцией ознакомлен ______/____________/ «__» _______ 20__ г.
(подпись)
Должностная инструкция
1. Общие положения
1.1. Старший тренер-преподаватель относится к категории специалистов.
1.2. На должность старшего тренера-преподавателя принимается лицо:
1) отвечающее одному из требований:
а) имеющее среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена;
б) имеющее высшее образование (бакалавриат), направленность (профиль) которого, как правило, соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);
в) имеющее дополнительное профессиональное образование и прошедшее профессиональную переподготовку, направленность (профиль) которой соответствует направленности дополнительной общеобразовательной программы, осваиваемой учащимися, или преподаваемому учебному курсу, дисциплине (модулю);
г) при отсутствии педагогического образования — имеющее дополнительное профессиональное педагогическое образование и прошедшее дополнительную профессиональную программу после трудоустройства;
2) не имеющее ограничений на занятие педагогической деятельностью, установленных законодательством Российской Федерации;
3) прошедшее обязательный предварительный (при поступлении на работу) и периодические медицинские осмотры (обследования), а также внеочередные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
4) прошедшее аттестацию на соответствие занимаемой должности в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
1.3. Старший тренер-преподаватель должен знать:
1) законодательство Российской Федерации об образовании в части, регламентирующей контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности);
2) основные правила и технические приемы создания информационно-рекламных материалов о возможностях и содержании дополнительных общеобразовательных программ на бумажных и электронных носителях;
3) локальные нормативные акты, регламентирующие организацию образовательного процесса, разработку программно-методического обеспечения, ведение и порядок доступа к учебной и иной документации, в том числе документации, содержащей персональные данные;
4) законодательство Российской Федерации об образовании и персональных данных;
5) принципы и приемы презентации дополнительной общеобразовательной программы;
6) техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;
7) техники и приемы вовлечения в деятельность, мотивации учащихся различного возраста к освоению избранного вида деятельности (избранной программы);
8) федеральные государственные требования (ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в избранной области (при наличии);
9) характеристики различных методов, форм, приемов и средств организации деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности;
10) электронные ресурсы, необходимые для организации различных видов деятельности обучающихся;
11) психолого-педагогические основы и методику применения технических средств обучения, ИКТ, электронных образовательных и информационных ресурсов, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, если их использование возможно для освоения дополнительной общеобразовательной программы;
12) особенности и организацию педагогического наблюдения, других методов педагогической диагностики, принципы и приемы интерпретации полученных результатов;
13) основные характеристики, способы педагогической диагностики и развития ценностно-смысловой, эмоционально-волевой, потребностно-мотивационной, интеллектуальной, коммуникативной сфер учащихся различного возраста;
14) основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения при реализации дополнительных общеобразовательных программ соответствующей направленности;
15) профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам), основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения;
16) особенности оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности), в том числе в рамках установленных форм аттестации;
17) понятие и виды качественных и количественных оценок, возможности и ограничения их использования для оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности);
18) нормы педагогической этики при публичном представлении результатов оценивания;
19) характеристики и возможности применения различных форм, методов и средств контроля и оценивания освоения дополнительных общеобразовательных программ (с учетом их направленности);
20) техники и приемы общения (слушания, убеждения) с учетом возрастных и индивидуальных особенностей собеседников;
21) теоретические и методические основы спортивного отбора и спортивной ориентации в избранном виде спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта);
22) теоретические и методические основы определения профессиональной пригодности, отбора и профессиональной ориентации в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств);
23) особенности одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (в зависимости от направленности образовательной программы и контингента учащихся);
24) методы, приемы и способы формирования благоприятного психологического климата и обеспечения условий для сотрудничества учащихся;
25) источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов;
26) педагогические, санитарно-гигиенические, эргономические, эстетические, психологические и специальные требования к дидактическому обеспечению и оформлению учебного помещения в соответствии с его предназначением и направленностью реализуемых программ;
27) содержание и методику реализации дополнительных общеобразовательных программ, в том числе современные методы, формы, способы и приемы обучения и воспитания;
28) основные технические средства обучения, включая ИКТ, возможности их использования на занятиях и условия выбора в соответствии с целями и направленностью программы (занятия);
29) ФГТ (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам);
30) особенности работы с учащимися, одаренными в избранной области деятельности (дополнительного образования);
31) основные направления досуговой деятельности, особенности организации и проведения досуговых мероприятий;
32) способы выявления интересов учащихся (для детей) и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности;
33) методы и формы организации деятельности и общения, техники и приемы вовлечения учащихся в деятельность и общение при организации и проведении досуговых мероприятий;
34) приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности;
35) особенности семейного воспитания и современной семьи, содержание, формы и методы работы педагога дополнительного образования (преподавателя, тренера-преподавателя) с семьями учащихся;
36) особенности работы с социально неадаптированными (дезадаптированными) учащимися различного возраста, несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, и их семьями;
37) основные формы, методы, приемы и способы формирования и развития психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) учащихся;
38) основные подходы и направления работы в области профессиональной ориентации, поддержки и сопровождения профессионального самоопределения;
39) нормативные правовые акты в области защиты прав ребенка, включая международные;
40) средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы;
41) специальные условия, необходимые для дополнительного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья, специфика инклюзивного подхода в образовании (при их реализации);
42) методы подбора из существующих и (или) создания оценочных средств, позволяющих оценить индивидуальные образовательные достижения учащихся в избранной области деятельности;
43) основные принципы и технические приемы создания информационных материалов (текстов для публикации, презентаций, фото- и видеоотчетов, коллажей);
44) виды внебюджетных средств, источники их поступления и направления использования, основы взаимодействия с социальными партнерами;
45) правила эксплуатации учебного оборудования (оборудования для занятий избранным видом деятельности) и технических средств обучения;
46) требования охраны труда при проведении учебных занятий и досуговых мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и вне организации (на выездных мероприятиях);
47) меры ответственности педагогических работников за жизнь и здоровье учащихся, находящихся под их руководством;
48) возможности использования ИКТ для ведения документации;
49) правила и регламенты заполнения и совместного использования электронных баз данных, содержащих информацию об участниках образовательного процесса и порядке его реализации, создания установленных форм и бланков для предоставления сведений уполномоченным должностным лицам;
50) основы трудового законодательства Российской Федерации;
51) Правила внутреннего трудового распорядка;
52) требования охраны труда и правила пожарной безопасности;
53) ……… (другие документы, материалы и т.д.)
1.4. Старший тренер-преподаватель должен уметь:
1) осуществлять деятельность и (или) демонстрировать элементы деятельности, соответствующей программе дополнительного образования;
2) готовить информационные материалы о возможностях и содержании дополнительной общеобразовательной программы и представлять ее при проведении мероприятий по привлечению учащихся;
3) понимать мотивы поведения учащихся, их образовательные потребности и запросы (для детей) и их родителей (законных представителей);
4) набирать и комплектовать группы учащихся с учетом специфики реализуемых дополнительных образовательных программ (их направленности и (или) осваиваемой области деятельности), индивидуальных и возрастных характеристик учащихся (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам);
5) диагностировать предрасположенность (задатки) детей к освоению выбранного вида искусств или вида спорта;
6) проводить отбор лиц, имеющих необходимые для освоения соответствующей образовательной программы физические данные и творческие способности в области искусств или способности в области физической культуры и спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам);
7) использовать профориентационные возможности занятий избранным видом деятельности (для преподавания по дополнительным общеразвивающим программам);
8) проводить отбор и спортивную ориентацию в процессе занятий избранным видом спорта (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта);
9) определять профессиональную пригодность, проводить отбор и профессиональную ориентацию в процессе занятий выбранным видом искусств (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам в области искусств);
10) разрабатывать мероприятия по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формировать его предметно-пространственную среду, обеспечивающую освоение образовательной программы, выбирать оборудование и составлять заявки на его закупку с учетом:
— задач и особенностей образовательной программы;
— возрастных особенностей учащихся;
— современных требований к учебному оборудованию и (или) оборудованию для занятий избранным видом деятельности;
11) обеспечивать сохранность и эффективное использование оборудования, технических средств обучения, расходных материалов (в зависимости от направленности программы);
12) анализировать возможности и привлекать ресурсы внешней социокультурной среды для реализации программы, повышения развивающего потенциала дополнительного образования;
13) создавать условия для развития учащихся, мотивировать их к активному освоению ресурсов и развивающих возможностей образовательной среды, освоению выбранного вида деятельности (выбранной программы), привлекать к целеполаганию;
14) устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися, создавать педагогические условия для формирования на учебных занятиях благоприятного психологического климата, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся;
15) использовать на занятиях педагогически обоснованные формы, методы, средства и приемы организации деятельности учащихся (в том числе информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), электронные образовательные и информационные ресурсы) с учетом особенностей:
— избранной области деятельности и задач дополнительной общеобразовательной программы;
— состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья);
16) осуществлять электронное обучение, использовать дистанционные образовательные технологии (если это целесообразно);
17) готовить учащихся к участию в выставках, конкурсах, соревнованиях и иных аналогичных мероприятиях (в соответствии с направленностью осваиваемой программы);
18) создавать педагогические условия для формирования и развития самоконтроля и самооценки учащимися процесса и результатов освоения программы;
19) проводить педагогическое наблюдение, использовать различные методы, средства и приемы текущего контроля и обратной связи, в том числе оценки деятельности и поведения учащихся на занятиях;
20) понимать мотивы поведения, учитывать и развивать интересы учащихся при проведении досуговых мероприятий;
21) создавать при подготовке и проведении досуговых мероприятий условия для обучения, воспитания и (или) развития учащихся, формирования благоприятного психологического климата в группе, в том числе:
— привлекать учащихся (для детей) и их родителей (законных представителей) к планированию досуговых мероприятий (разработке сценариев), организации их подготовки, строить деятельность с опорой на инициативу и развитие самоуправления учащихся;
— использовать при проведении досуговых мероприятий педагогически обоснованные формы, методы, способы и приемы организации деятельности и общения учащихся с учетом их возраста, состояния здоровья и индивидуальных особенностей;
— проводить мероприятия для учащихся с ограниченными возможностями здоровья и с их участием;
— устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися при проведении досуговых мероприятий, использовать различные средства педагогической поддержки учащихся, испытывающих затруднения в общении;
— использовать профориентационные возможности досуговой деятельности;
22) планировать образовательный процесс, занятия и (или) циклы занятий, разрабатывать сценарии досуговых мероприятий с учетом:
— задач и особенностей образовательной программы;
— образовательных запросов учащихся (для детей) и их родителей (законных представителей), возможностей и условий их удовлетворения в процессе освоения образовательной программы;
— фактического уровня подготовленности, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся (в том числе одаренных детей, учащихся с ограниченными возможностями здоровья — в зависимости от контингента учащихся);
— особенностей группы учащихся;
— специфики инклюзивного подхода в образовании (при его реализации);
— санитарно-гигиенических норм и требований охраны жизни и здоровья учащихся;
23) устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с родителями (законными представителями) учащихся, выполнять нормы педагогической этики, разрешать конфликтные ситуации, в том числе при нарушении прав ребенка, невыполнении взрослыми установленных обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию;
24) выявлять представления родителей (законных представителей) учащихся о задачах их воспитания и обучения в процессе освоения дополнительной образовательной программы;
25) организовывать и проводить индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) учащихся с целью лучшего понимания индивидуальных особенностей учащихся, информирования родителей (законных представителей) о ходе и результатах освоения детьми образовательной программы, повышения психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей);
26) использовать различные приемы привлечения родителей (законных представителей) к организации занятий и досуговых мероприятий, методы, формы и средства организации их совместной с детьми деятельности;
27) определять формы, методы и средства оценивания процесса и результатов деятельности учащихся при освоении программ дополнительного общего образования определенной направленности;
28) устанавливать педагогически целесообразные взаимоотношения с учащимися для обеспечения достоверного оценивания;
29) наблюдать за учащимися, объективно оценивать процесс и результаты освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии);
30) проводить анализ и самоанализ организации досуговой деятельности, подготовки и проведения массовых мероприятий, отслеживать педагогические эффекты проведения мероприятий;
31) анализировать и интерпретировать результаты педагогического наблюдения, контроля и диагностики с учетом задач и особенностей образовательной программы и особенностей учащихся;
32) использовать различные средства (способы) фиксации динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы;
33) корректировать процесс освоения образовательной программы, собственную педагогическую деятельность по результатам педагогического контроля и оценки освоения программы;
34) находить, анализировать возможности использования и использовать источники необходимой для планирования профессиональной информации (включая методическую литературу, электронные образовательные ресурсы);
35) выявлять интересы учащихся (для детей) и их родителей (законных представителей) в осваиваемой области дополнительного образования и досуговой деятельности;
36) проектировать совместно с учащимся (для детей) и их родителями (законными представителями) индивидуальные образовательные маршруты освоения дополнительных общеобразовательных программ;
37) корректировать содержание программ, системы контроля и оценки, планов занятий по результатам анализа их реализации;
38) вести учебную, планирующую документацию, документацию учебного помещения (при наличии) на бумажных и электронных носителях;
39) создавать отчетные (отчетно-аналитические) и информационные материалы;
40) заполнять и использовать электронные базы данных об участниках образовательного процесса и порядке его реализации для формирования отчетов в соответствии с установленными регламентами и правилами, предоставлять эти сведения по запросам уполномоченных должностных лиц;
41) обрабатывать персональные данные с соблюдением принципов и правил, установленных законодательством Российской Федерации, определять законность требований различных категорий граждан и должностных лиц о предоставлении доступа к учебной документации, в том числе содержащей персональные данные;
42) взаимодействовать с членами педагогического коллектива, представителями профессионального сообщества, родителями учащихся (для программ дополнительного образования детей), иными заинтересованными лицами и организациями при подготовке и проведении досуговых мероприятий, при решении задач обучения и (или) воспитания отдельных учащихся и (или) учебной группы с соблюдением норм педагогической этики;
43) определять цели и задачи взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, планировать деятельность в этой области с учетом особенностей социального и этнокультурного состава группы;
44) выполнять нормы педагогической этики, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в процессе публичного представления результатов оценивания;
45) контролировать санитарно-бытовые условия и условия внутренней среды кабинета (мастерской, лаборатории, иного учебного помещения), выполнение на занятиях требований охраны труда, анализировать и устранять возможные риски жизни и здоровью учащихся в ходе обучения, применять приемы страховки и самостраховки при выполнении физических упражнений (в соответствии с особенностями избранной области деятельности);
46) анализировать проведенные занятия для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам, интерпретировать и использовать в работе полученные результаты для коррекции собственной деятельности;
47) контролировать соблюдение учащимися требований охраны труда, анализировать и устранять (минимизировать) возможные риски угрозы жизни и здоровью учащихся при проведении досуговых мероприятий;
48) выполнять требования охраны труда;
49) ……… (другие навыки и умения)
1.5. Старший тренер-преподаватель проходит обучение по
дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической
деятельности не реже чем 1 раз в 3 года.
1.6. Старший тренер-преподаватель в своей деятельности
руководствуется:
1) ……… (наименование учредительного документа)
2) Положением о ……… (наименование структурного подразделения)
3) настоящей должностной инструкцией;
4) ……… (наименования локальных нормативных актов, регламентирующих трудовые функции по должности)
1.7. Старший тренер-преподаватель подчиняется непосредственно ……… (наименование должности руководителя)
1.8. ……… (другие общие положения)
2. Трудовые функции
2.1. Преподавание по дополнительным общеобразовательным программам:
1) организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы;
2) организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы;
3) обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания;
4) педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы;
5) разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы.
2.2. ……… (другие функции)
3. Должностные обязанности
3.1. Старший тренер-преподаватель исполняет следующие обязанности:
3.1.1. В рамках трудовой функции организация деятельности учащихся, направленной на освоение дополнительной общеобразовательной программы:
1) проводит набор на обучение по дополнительной общеразвивающей программе;
2) осуществляет отбор для обучения по дополнительной предпрофессиональной программе (как правило, работа в составе комиссии);
3) осуществляет организацию, в том числе стимулирование и мотивацию, деятельности и общения учащихся на учебных занятиях;
4) консультирует учащихся и их родителей (законных представителей) по вопросам дальнейшей профессионализации (для преподавания по дополнительным предпрофессиональным программам);
5) осуществляет текущий контроль, помощь учащимся в коррекции деятельности и поведения на занятиях;
6) осуществляет разработку мероприятий по модернизации оснащения учебного помещения (кабинета, лаборатории, мастерской, студии, спортивного, танцевального зала), формирование его предметно-пространственной среды, обеспечивающей освоение образовательной программы.
3.1.2. В рамках трудовой функции организация досуговой деятельности учащихся в процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы:
1) планирует подготовку досуговых мероприятий;
2) осуществляет организацию подготовки досуговых мероприятий;
3) проводит досуговые мероприятия.
3.1.3. В рамках трудовой функции обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) учащихся, осваивающих дополнительную общеобразовательную программу, при решении задач обучения и воспитания:
1) планирует взаимодействие с родителями (законными представителями) учащихся;
2) проводит родительские собрания, индивидуальные и групповые встречи (консультации) с родителями (законными представителями) учащихся;
3) осуществляет организацию совместной деятельности детей и взрослых при проведении занятий и досуговых мероприятий;
4) обеспечивает в рамках своих полномочий соблюдение прав ребенка и выполнение взрослыми установленных обязанностей.
3.1.4. В рамках трудовой функции педагогический контроль и оценка освоения дополнительной общеобразовательной программы:
1) осуществляет контроль и оценку освоения дополнительных общеобразовательных программ, в том числе в рамках установленных форм аттестации (при их наличии);
2) осуществляет контроль и оценку освоения дополнительных предпрофессиональных программ при проведении промежуточной и итоговой аттестации учащихся (для преподавания по программам в области искусств);
3) проводит анализ и интерпретацию результатов педагогического контроля и оценки;
4) осуществляет фиксацию и оценку динамики подготовленности и мотивации учащихся в процессе освоения дополнительной общеобразовательной программы.
3.1.5. В рамках трудовой функции разработка программно-методического обеспечения реализации дополнительной общеобразовательной программы:
1) осуществляет разработку дополнительных общеобразовательных программ (программ учебных курсов, дисциплин (модулей)) и учебно-методических материалов для их реализации;
2) определяет педагогические цели и задачи, планирует занятия и (или) циклы занятий, направленные на освоение избранного вида деятельности (области дополнительного образования);
3) определяет педагогические цели и задачи, планирует досуговую деятельность, разрабатывает планы (сценарии) досуговых мероприятий;
4) осуществляет разработку системы оценки достижения планируемых результатов освоения дополнительных общеобразовательных программ;
5) ведет документацию, обеспечивающую реализацию дополнительной общеобразовательной программы (программы учебного курса, дисциплины (модуля)).
3.1.6. В рамках выполнения своих трудовых функций исполняет поручения своего непосредственного руководителя.
3.1.7. Выполняет функции, обеспечивающие координацию деятельности тренеров-преподавателей, оказывает им методическую помощь
3.1.8. ……… (другие обязанности)
3.2. ……… (другие положения о должностных обязанностях)
4. Права
Старший тренер-преподаватель имеет право:
4.1. Участвовать в обсуждении проектов документов по вопросам организации образовательной деятельности, в совещаниях по их подготовке и выполнению.
4.2. Запрашивать по поручению непосредственного руководителя и получать от других работников организации необходимую информацию, документы, необходимые для исполнения должностных обязанностей.
4.3. Знакомиться с проектами решений руководства, касающихся выполняемой им функции, с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности, критерии оценки качества исполнения своих трудовых функций.
4.4. Вносить на рассмотрение своего непосредственного руководителя предложения по организации труда в рамках своих трудовых функций.
4.5. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых должностных обязанностей.
4.6. ……… (другие права)
5. Ответственность
5.1. Старший тренер-преподаватель привлекается к ответственности:
— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации, законодательством об образовательной деятельности;
— за правонарушения и преступления, совершенные в процессе своей трудовой деятельности, — в порядке, установленном действующим административным и уголовным законодательством Российской Федерации;
— за причинение ущерба организации — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. ……… (другие положения об ответственности)
6. Заключительные положения
6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Профессионального стандарта «Старший тренер-преподаватель детей и взрослых», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 N 613н, с учетом ……… (реквизиты локальных нормативных актов организации)
6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора).
Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ……… (подписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой частью настоящей инструкции(в журнале ознакомления с должностными инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся у работодателя; иным способом)
6.3. ……… (другие заключительные положения).