Церковный ладан состав

Ладан это древнейшее благовоние, о котором упоминается в Библии. «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну, и сделай из них искусством составляющего масти курительной состав, стертый, чистый, святый, и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе; это будет святыня великая для вас…» (Исход, 30, 34-36).
Упомянутые выше смолы испокон века использовались во многих культурах древнего мира, как мирная жертва Богу, попытка снискать его благоволение. Отсюда и разные названия этих смол, используемые в разных странах:
Стакти (росный ладан, стиракс, бензойная смолка, смирна каменная) – чистая самотечная смола дерева Styrax Benzoin, растущего в Индии и Юго-Восточной Азии.
Ониха (ладанник, лабданум, ладанная камедь) — смола цветков каменной розы Cistus Ladaniferus, растущей в Средиземноморье.
Халван душистый (гальбанум, ферула) – камедесмола многолетнего травянистого растения Ferula Galbaniflua Boiss, растущего в Иране.
Чистый ливан (олибанум, ладан) — смола дерева Boswellia, произрастающего в Аравии и Восточной Африке.
Смесь этих смол воскуривали во Святая Святых ветхозаветного храма. В новозаветное время воскуривание ладана сопровождает молитву, совершаемую не только в храмах, но и везде, где люди обращаются к Богу. Для Богослужений и домашнего каждения в старой России использовался ливанский и росный ладан. Ливанский ладан делался на основе смолы Босвеллия (олибанум). Желая улучшить аромат смол, в России с древности стали примешивать к ним благовонные травы. В ливанский ладан на Руси добавляли анис (ладан с анисовым ароматом найден при раскопках Десятинной церкви в Киеве) и другие травы. Основным компонентом ливанского ладана была богородская трава, которая издавна используется для воскуривания во многих странах. Другое название богородской травы в русском языке — тимьян. Это слово пришло к нам из Греции и происходит от греческого слова «фимиама». В Малороссии же богородскую траву именуют чабрецом, от латинского «сакрифиче» — «жертвоприношение». В ливанский ладан также добавляли мед и другие компоненты.
Наиболее популярным и доступным в царской России был росный ладан, который варился на основе Бензойной смолы с добавлением других смол для смягчения резкого аромата стиракса. В чистом виде бензойная смолка используется очень редко, так как раздражает дыхательные пути.
Ладан варили во многих приходах, причем у каждого был свой рецепт. После революции, когда поставки смол для ладана из-за границы стали невозможны, ладан пришлось делать из подручных материалов и рецепты изготовления ладана были утеряны. Ладан из ливанской смолы в XX веке продолжал широко производиться в Греции, поэтому уже в 90-х годах он появился и в России. Однако в Греции вместо ароматических трав стали использовать ароматические масла, что и позволило упростить производство.
Рецепт изготовления Росного ладана, который использовался только в России, был утерян. В отдельных храмах были попытки использовать для каждения чистую бензойную смолу, но от этого отказались из-за резкого ее запаха.

В наши дни стали доступны любые сорта ладана, так что выбор очень широк. Существующие сорта можно разделить на несколько групп.
Смолы натуральные
Для каждения издавна применяют смолы разных деревьев. В России использовалась смола сосны и сибирского кедра, за рубежом, кроме известных нам упоминаемых в Библии смол стиракс, лабданум, гальбанум и олибанум применялись:
Мирра – смола деревьев семейства Burseraceae (Восточная Африка). Запах горьковатый, обволакивающий, с легкими ванильными нотками.
Опопонакс (сладкая Мирра) — смолокамедь из корня растения Pastinaca Opoponax, растущего в Южной Европе и Восточной Африке, имеет сладковатый древесно-бальзамический запах.
Даммар — смола дерева Shorea, или Араукария, растущего на Молуккских островах, имеет тонкий аромат с выраженными цитрусовыми нотками.
Мастикс – смола фисташкового дерева (Греция), имеет тонкий смолистый аромат, используется для заживления ран.
Копал – смола деревьев семейства Rhus copallinum бобовых (Центральная Америка), воскуривается белым благоуханным дымом.
Элеми — смола дерева Amyris elimifera (Южная Америка) и Amyris Ceilonica (Ост-Индия), целебная смола, традиционно используемая как для воскуривания, так и в восточной медицине. Аромат смолы элеми свежий, бальзамический, пряный с оттенком лимона.
Смеси смол и трав
Подобные смеси широко используются в Европе. Они делаются на основе мелкой фракции смолы Босвеллия с добавлением ароматических трав, лаванды, аниса, частиц сандалового дерева, и различных ароматических смол.
Ладан ароматизированный Афонский
Афонский ладан, согласно преданию, ведет свою историю от Рождества Христова. Упоминаемые в Евангелиях волхвы принесли новорожденному Иисусу драгоценные дары — золото, ладан и смирну. Матерь Божия бережно хранила эти дары. Незадолго до Своего Успения она передала их Иерусалимской церкви. В 400 году император Аркадий перенес Дары в столицу Византии Константинополь. В течение тысячи лет Дары волхвов были одной из главных святынь Византии. В 1453 году после падения Константинополя дочь султана Магомеда II сербская царевна Мария, принявшая христианство, передала Дары в монастырь Святого Павла на горе Афон в Греции, где они хранятся до настоящего времени. Дары волхвов имеют вид шариков и золотых пластин.
По преданию, именно из Даров волхвов на Афоне и был впервые изготовлен ладан, который православные знают, как Афонский. Для того, чтобы сохранить божественный аромат благовоний на века, ладан был измельчен, смешан со смирной и скатан в шарики, которые хранят аромат двух тысячелетий. По этому образцу на Афоне делают ароматизированный ладан уже сотни лет. Афонский ладан позже начали делать и в других монастырях Греции. Поэтому его называют и греческим.
Ладан по афонской технологии делают во многих монастырях России. Рецепт его приготовления очень прост: к 1кг молотой смолы олибанум добавляют 100г. ароматических масел, размешивают в «тесто» и нарезают на кусочки. Как правило, используют специальные смеси натуральных масел и синтетических ароматических компонентов. Полностью натуральные эфирные масла для изготовления ладана практически не применяются, так как они дают очень резкий аромат при каждении и удорожают ладан в десятки раз.
Ладан Росный
В наши дни для православных России впервые за многие годы стал доступен росный ладан, рецепт производства которого воссоздан мастерами общества «Русский Афон». Этот ладан производится на базе бензойной смолки Gum Benzoin. Для смягчения резкого запаха Стиракса в состав росного ладана включаются и другие тропические смолы — Даммар, Босвеллия, Мирра, Опопонакс, Лабданум, Гальбанум и Элеми. Сорта росного ладана различаются пропорцией сочетания разных смол и, соответственно, ценой. Росный ладан не содержит искусственных ароматизаторов.

Группа компаний «Русский Афон» предлагает своим клиентам большой ассортимент натуральных смол и ароматизированного ладана для каждения:

Смолы натуральные ароматические: Босвеллия (Boswellia Papyrifera, Эфиопия), Росный ладан (Styrax Benzoin, Индонезия, Малайзия), Мирра (Myrrh, Сомали), Даммар (Dammar, Юго-Восточная Азия), Мастика (Mastix, Греция), Африканский Копал (Daniella Oliveri, Западная Африка), Гальбанум (Galbanum, Иран), Лабданум (Labdanum, Испания).
Росный ладан – смеcи натуральных смол на базе бензойной смолки Styrax Benzoin.
Афонский ладан – ладан из монастырей Святой Горы Афон.

И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего половину,
и сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый,
и истолки его мелко, и полагай его пред откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас;
курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа;
(Исх.30:34-38)

Что такое ладан? Как он появился? Почему его используют в Церкви? Правда ли, что аромат ладана отпугивает злых духов? Мы собрали интересные факты о ладане, сведения о его истории и применении, постарались ответить на все распространенные вопросы о нем и рассказать о том, как применять ладан дома. С использованием ладана связано много мифов и суеверий. Большинство из них не оправданы. Народная медицина полна рецептов с ладаном. Считается, что кусочек ладана может исцелить от целого ряда болезней. Насколько оправдано применение ладана в медицинских целях?

Что такое ладан

О ладане мы знаем еще с библейских времен. Дары, которые получил от волхвов Младенец Иисус — это золото, ладан и смирна. Что же такое ладан? Ладан — это ароматическая смола, полученная из специального рода деревьев — Босвеллия. Одно из них так и называют — ладанное дерево, и растут они на Аравийском полуострове, а также в Восточной Африке. Эфирное масло ладана получают путем перегонки смолы. Это масло имеет более яркий свежий и чистый запах, чем смола ладана. Поэтому люди, наделяющие ладан лечебными свойствами, чаще используют именно эфирное масло ладана. Для человеческого носа его запах приятнее.

Химический состав ладана достаточно сложен. Он имеет ароматические вещества, благодаря которому у ладана такой насыщенный запах. Более половины состава (56%) — это смола из свободной босвеллиевой кислоты и связанным с ней олибанорезеном. Около 30% ладана — камедь. Остальной состав — различные эфирные масла (терпены, цимен, фелландрен и другие). Ученые утверждают, что в составе дыма от ладана присутствует ацетат инценсола, который способен оказывать психоактивное действие и привести человека в состояние эйфории. Но для этого концентрация ладана должна быть очень высокой, при обычном богослужении в храме этого никогда не происходит.

Что Тебе принесем, Христе?

История появления ладана

Ладаном торговали еще древние финикийцы. Караваны следовали за ценной смолой по приказам фараонов. Ладан у египтян использовался в языческих обрядах.

Смола ладана добывается в отдаленных регионах Аравийского полуострова, Африки и Индии. На Аравийском полуострове и в Северной Африке ладан ценился на вес золота, поэтому дары волхвов были достаточно ценными. Сбор смолы ладана был и остается по сей день очень трудоемким процессом, поэтому ароматная субстанция ценится так высоко. Человек, добывающий смолу, делает в феврале или в марте надрез на коре дерева, которое произрастает на известняковых скалах в пустыне. Пройдет два или три месяца, пока из разреза будет вытекать сок, а потом затвердевать в виде белых капель, похожих на слезы. Тогда добытчик смолы возвращается к этому же дереву, чтобы собрать кристаллы смолы ладанного дерева. Он также собирает смолу, которая стекала на специально сложенные внизу листья. Затвердевшую смолу можно обрабатывать, чтобы получить эфирное масло ладана. Ее также можно дробить, чтобы использовать в качестве благовония.

В Европе ладан появился в качестве франкского благовония, так как считалось, что его привезли туда франки (союз древнегерманских племен). Он был незаменим в косметических целях и многие натуральные духи до сих пор производят с использованием ладана. Качество ладана можно оценить по его аромату. Знатоки могут определить отборный или обыкновенный ладан перед ними, послушав его аромат.

С одного дерева можно собрать лишь 400 грамм смолы. При этом в год производится несколько тысяч тонн ладана.

Сорта и разновидности ладана

Ладан делят на обыкновенный и отборный. Смолу, которую собрали с дерева и с листьев распределяют на более чистые куски, которые похожи на капли, имеют светло-желтый или розоватый оттенок и при растирании становятся белым порошком. Не такие чистые, крупные и темные куски — обыкновенный ладан.

Ладан применяется не только в Церкви. Его используют в ароматерапии, изготовлении косметики и парфюмерии. Благодаря удивительным свойствам ладана, его использовали в Египте для бальзамирования умерших, так появились мумии. Египтяне часто использовали ладан в своих религиозных церемониях. Некоторые историки считают, что иудеи научились использованию ладана именно во времена египетского рабства, переняв эту традицию у египтян.

Церковный ладан

Ладан имеет специфический запах. Человек, который впервые приходит в православный храм может ощутить яркий аромат, который надолго запоминается. Именно так пахнет ладан.
При богослужении ладан возжигается на горящих углях кадила, металлического чашеобразного сосуда, подвешенного на нескольких цепочках. При сгорании ладана образуется благовонный дым – фимиам.
Благовония из ладана всегда использовались в православной и римско-католической Церкви. Дым ладана, стремящийся вверх, символизирует молитвы верующих, возносящиеся к Небесам. Ветхий Завет содержит подробнейшую инструкцию о том, как использовать ладан. Упоминается ладан и в Песне песней. Там он называется левона и входит в составную часть фимиама, одного из 11 благовоний в храме.

При большом скоплении людей ладан полезен как обеззараживающее средство.

Ладан готовится в некоторых монастырях. Раньше существовал Софринский ладан. После войны его производили в мастерских Московского Патриархата. Он состоял из смеси сосновой живицы и обыкновенного мела. Сейчас ладан производят в мастерских Свято-Даниловского мужского монастыря. Завозят в Россию и Иерусалимский ладан. Его часто используют на праздничных богослужениях.

Многие верующие задаются вопросом о знаменитом поверье, которое гласит, что запах ладана не нравится злым духам. В Библии нет никаких указаний на то, что у падших духов есть какие-то предпочтения в запахах или органы восприятия, позволяющие им улавливать ароматы. Физический мир не имеет на них воздействия. Если что-то бесам точно не нравится, так это духовные делания, в том числе, молитва. В храме, помимо аромата ладана, существует и искренняя вера людей, их обращение к Богу, все это действительно имеет власть над злыми духами. Сатана пал через гордыню, смирение молящихся отпугивает зло. Не стоит приписывать духовные свойства ладану. Он относится к материальному миру.

Как использовать ладан в домашних условиях

Все хорошо знают, что в храме ладан используют во время богослужений. Можно ли использовать ладан дома? Многие считают, что дом нельзя уподоблять храму и ладан, с правом использовать его — прерогатива Церкви. На самом деле, не будет грехом использовать ладан и дома. Воцерковленному христианину очевидна разница между домом и церковью, между богослужением в храме и келейной молитвой. Ладан — это просто приятный запах. Мифы о том, что в церкви его используют, чтобы отгонять злых духов — не более, чем суеверие.

Поэтому, если человеку для молитвы хочется жечь ладан дома, в этом нет ничего плохого. Если ладан служит молитве, помогает человеку молиться и сосредоточиться на общении с Богом, его можно использовать и дома.

Многие также применяют ладан в медицинских целях. Для этого надо заручиться поддержкой врача.

Эфирное масло ладана хорошо сочетается с апельсиновым, лимонным и другими цитрусовыми маслами. Также оно подходит к маслу бергамота, сосны и сандала. Эфирное масло ладана имеет древесный, сладкий, теплый аромат. Страна происхождения и качество ладана играют большую роль в том, насколько приятным будет аромат ладана и, обладает ли он целебными свойствами.

Ладан не растворяют в эфире, воде и спирте. Такая эмульсия теряет свои полезные свойства.

Чтобы зажечь ладан дома понадобятся кадило или жаровня, угли, свеча и спички. Ладан не горит, поэтому без специального устройства, которое поддерживает достаточно высокую температуру, ничего не получится. В церкви это — кадило, но дома подойдет и обычная жаровня, металлическая пластина или чаша из огнеупорного материала. Под емкостью размещают свечу или лампаду. В емкость помещают раскаленный уголь. Подойдет даже тот уголь, который продают для кальянов. Смола ладана начинает плавиться и источать аромат. Чем меньше температура плавления, тем тоньше и приятнее будет аромат ладана. Перебарщивать с окуриванием помещения ладаном не стоит. Это может оказать не самое лучшее воздействие на организм человека и вызвать головные боли.

Поклонение волхвов: почему родившемуся Христу принесли золото, ладан и смирну?

Целебные свойства ладана

Масло ладана может применяться и в медицинских целях. Прежде чем рассказать о том, при каких недомоганиях может быть полезен ладан, мы хотели бы отметить, что любые медицинские манипуляции с ладаном следует проводить только с разрешения лечащего врача. Кроме того, важно помнить, что молитва о здравии не заменяет посещения врача. И, если вы чувствуете недомогание, не стоит надеяться исключительно на целебные свойства ладана. Молитва в храме важно, Церковь знает множество случаев, когда люди исцелялись по молитве даже в самых непростых ситуациях. Тем не менее, обязательно нужно обратиться в медицинское учреждение.

До появления современных лекарственных средств ладан часто использовался врачами прошлого. Сложно сказать, насколько эффективны его целебные свойства в каждом отдельном случае, но считается, что:

  • Эфирное масло ладана обладает антисептическими, тонизирующими и обеззараживающими действиями.
  • Масло ладана имеет и седативный эффект. Эфирное масло ладана может быть полезным в стрессовой ситуации.
  • Оно также может иметь мочегонный эффект.
  • Его принимают как отхаркивающее и вяжущее средство.
  • Считается также, что ладан укрепляет десна и корни волос.
  • Масло ладана помогает сокращению мышц и кровеносных сосудов.
  • Нормализует работу кишечника. Ускоряет работу желудочного сока и перистальтику.
  • Эфирное масло ладана заживляет раны на коже, растяжки и подтягивает кожу лица.
  • Оказывает положительное влияние на женские репродуктивные органы.
  • В Китае ладан применяется при воспалении суставов.
  • Ароматерапия с ладаном помогает побороть тягу к курению.

Для массажных смесей ладан тоже используют: 5 капель на 20 граммов основного масла или крема. Для принятия ароматической ванны достаточно одной пипетки масла.
Если планируется добавить его в уже готовый шампунь, сыворотку или крем, то пропорции обычно таковы: 4 капли эфирного средства на 15-20 граммов базы. Пару капель добавляют в чай или травяной отвар для внутреннего лечения: при астматическом кашле, цистите, гинекологических воспалениях.

Важно: перед тем, как использовать ладан в качестве медицинского средства, следует проконсультироваться с врачом и при серьезных заболеваниях рассчитывать только на ладан не стоит. Эфирное масло ладана не используют во время беременности, не рекомендуют его маленьким детям и людям, склонным к аллергическим реакциям.

Интересные факты о ладане

  1. В 1922 году вскрыли гробницу Тутанхамона. В запечатанных там сосудах с благовониями хранился ладан. Спустя тысячи лет, он все еще сохранил свой аромат, что поразило археологов, сделавших это удивительное открытие.
  2. Ладан упоминается в исторических документах, относящихся к 2500 году до н.э.
  3. Если долго вдыхать пары ладана в закрытом помещении, может заболеть голова.
  4. Ладан упоминается в фольклоре всех славянских народов.
  5. Знаменитый врач далекого прошлого Абу Али Ибн Сина (Авиценна) писал о целебных свойствах ладана.
  6. Злоупотребление вдыханием паров ладана может вызвать зависимость аналогичную наркотической.
  7. Ладан способен вызывать галлюцинации.
  8. У людей бывает аллергия на ладан.
  9. На Святой горе Афон тоже занимаются изготовлением ладана. Ладан делают в монастыре Ватопед, он так и называется «Ватопедский» ладан.
  10. Ладан может быть разных цветов — черным, желтым, фиолетовым в зависимости от химического состава и использованных при его приготовлении ароматических масел.

<strong>МОСКВА 14 мая — РИА Новости, Артем Буденный.</strong> На Пасху в храмах покупают не только свечи и лампадное масло, но и ладан. Это благовоние известно со времен Древнего Египта. Ладан обладает целебными свойствами, а некоторые считают — и магическими. Священники размахивают кадилом — разносится сладковатый аромат. «От него голова болит», — жалуются порой прихожане. Что это — некачественный продукт или «нечистый ладана боится»? Как делают ладан и есть ли тут свои «ГОСТы» — в материале РИА Новости.»Дьяки курят ладан»Воскурение (поджигание и тление) ладана — древняя ритуальная традиция, о которой упоминается еще в Библии. Ладан был среди даров, поднесенных волхвами младенцу Христу. В современных христианских церквах каждение ладаном — часть богослужения. Ладан делают из древесной смолы и ароматических масел. В древности — из смолы «библейского» ливанского кедра. Сегодня это редкость, сырье обычно берут из босвеллии, распространенной в Аравии и Восточной Африке. «Со смолой и ладаном — как с вином: все зависит от происхождения сырья, года производства, влажности, погоды в том месте в то время», — рассказывает монах одного из афонских монастырей, где делают ладан и кадильные свечи. Их еще называют «монашенки», или фимиам. Кадильные свечи — это смесь ладана, угля и ароматических масел. «Стоит зажечь кадильную свечу, как дом наполнится тонким благоуханием лучших сортов афонского ладана», — говорится на сайте производителя.Такой сертификат в России не выдают»Ни на ладан, ни на кадильные свечи никакого государственного стандарта нет. К сожалению, это приводит к подделкам», — рассказывает Михаил Чернин, гендиректор компании «Фаворский Свет», изготавливающей кадильные свечи в России.Это подтверждают и на Афоне. «Такой сертификат в России не выдают. Нам четыре раза присылали отказные письма с объяснением, что ладан — это общеупотребительное название», — уточняет монах.По словам Михаила Чернина, каждый завод сам выбирает сырье. Зачастую под видом ладана продается смола, например, сосны. «Дым, конечно, не вредный. Но это и не ладан. Настоящий куда дороже», — подчеркивает он.Продукт для народа»Чем меньше формализма, тем лучше», — считает епископ Клинский Стефан (Сергей Владимирович Привалов), викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, глава Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами. Сегодня много предприятий выпускают церковную утварь, и все, полагает владыка, стараются работать качественно.В храмах больше всего покупают свечи и ладан. Продукцию поставляют как светские предприятия, так и церковные. «Есть завод в Софрино, в котором благословляется закупать все церковные принадлежности. Там действуют жесткие стандарты. Есть и малые предприятия — они, если на чем-то и экономят, все равно полезны, потому что не каждый может позволить себе восковые свечи и архиерейский ладан высокого качества», — отмечает епископ.По его словам, важно, «чтобы и малоимущий мог что-то для себя приобрести, поэтому качество бывает разным». Это актуально и для приходов: «есть то, что в церковной среде называется «канифоль», то есть достаточно дешевый ладан, а есть продукция афонских умельцев».Голос афонского ладанаНа Афоне не уверены в необходимости сертификации ладана. «Это как с колоколами: у каждого свой голос. Как можно сертифицировать голос человека?» — размышляет монах. Московские производители считают иначе. «Был бы ГОСТ, было бы чему соответствовать, — рассуждает Михаил Чернин. — Любая контрольная организация или клиент могли бы проверить продукцию, к тому же покупателю было бы куда жаловаться. Сейчас мы просто говорим, что делаем все из натуральных компонентов или из компонентов, не содержащих вредных веществ. Но, по сути, кроме как на наши слова, положиться не на что».С жалобами на ладан — «не тот запах» и «голова болит» — тоже не все просто. Считается, что «освященный ладан воздействует на людей, которые одержимы злобными духами, поэтому многие чувствуют недомогание», — объясняет афонский монах.»Запахи в ладане специально подбирают, чтобы каким-то образом включать человека в духовную работу. В том числе эти уникальные ароматы объединяют нас — христиан», — уточняет владыка Стефан. «Все связано с молитвой»Но ладан используют не только священники. В интернете обсуждают, как окуривать ладаном дом и даже домашний скот — чтобы «квартира лучше продалась», а корова «давала больше молока». Никакими «очистительными» и волшебными свойствами сам по себе ладан не обладает, подчеркивают в церкви. Это уже суеверия и язычество. То же самое касается свечей: не дым имеет силу, но Бог — поэтому важна молитва.»И с горением свечи, и с окуриванием ладаном связана молитва к Богу и одновременно — участие небесных сил в этом духовном процессе. Еще это способствует определенному настрою. Но в любом случае это не магический ритуал, и от качества ладана тут ничто не зависит. Если мы пытаемся с помощью качественного ладана изгнать бесов — это неправильный подход», — говорит владыка Стефан.»В церковном восприятии, в отличие от магизма, ничего не происходит механически. У нас все связано с молитвой над ладаном, святой водой, свечами, маслом. Все, что употребляется для молитвы, освящается в церкви, и надо всем читается особая молитва», — объясняет настоятель одного из московских храмов. Многие покупают церковную утварь в храме, потому что она освящена, и либо несут ее домой, либо отдают в алтарь — как приношение, жертву за себя и ближних.»Коммунальные услуги, содержание храма, прихрамовой территории, зарплата священников — все это достаточно затратно. То, что церковь получает от продажи свечей и других церковных предметов, — лишь малая толика, но существенная для жизни храма», — добавляет он.Освящен, значит вооружен?»При освящении жилья мы свидетельствуем о том, что это место посвящается Богу, и это должно храниться людьми. Поэтому нет смысла кропить святой водой, а потом там ругаться. Мы наполняем своим внутренним содержанием окружающий нас мир: сами меняем эту атмосферу», — предупреждает настоятель одного из московских храмов.Ладан используют в качестве благовония и дома — чтобы «воспроизвести атмосферу храма» и лучше настроиться на молитву. «Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою» — часто поют в церкви. Дым ладана символизирует молитву, которая возносится к Богу.Есть кадильницы домашние — ими окуривают «в частном порядке», при освящении домов, во время заупокойной службы на кладбищах. Впрочем, есть разница между окуриванием ладаном и освящением святой водой, продолжает владыка Стефан. «Говорят, «ладан беса отгоняет». Люди одержимые не переносят запах ладана — есть такой момент, но в любом случае духовная сила святой воды, на мой взгляд, серьезнее, чем воскурение ладана, потому что она образуется на водосвятном молебне», — уверен архиерей.Вообще, любой предмет можно окропить святой водой или перекрестить. «Мы освящаем жилище, транспорт, даже постель свою стараемся перекрестить, чтобы никто из бесовских сил не мешал отдыхать в ночное время», — говорит владыка Стефан.Однако освящать все вокруг себя — другая крайность. «Не всегда это целесообразно, так как порой превращается в кликушество, когда человек всего боится. Православный христианин не должен ничего бояться, в том числе бесовских сил, которые не способны сделать человеку ничего плохого, если он верует в Бога и надеется на его помощь», — заключает он.

Начало — в статье Босвеллия – ладанное дерево.

Тропами истории

Оманский ладан

Следы применения ладана ведут в глубины веков, это одно из наиболее древних благовоний. Использование благовоний в медицинских и косметических целях известно с IV тысячелетии до нашей эры, в древнеегипетских гробницах и пирамидах были обнаружены мази и бутылочки с маслом, со все еще ощутимым запахом ладана. Однако в источниках Древнего царства (2275-2150 г. до н.э.) упоминается сжигание смол, дающее аромат, но не указывается точно, что это конкретно – ладан, мирра или смола фисташкового дерева.

Миррой и ладаном наполняли тушу быка, приносимого в жертву Изиде в Древнем Египте. Потом тушу сжигали, поливая большим количеством масла.

В честь солнечного бога Ра в солнечном же городе, Гелиополе, благовония возжигались трижды в день: на рассвете янтарь, во время солнечного зенита – мирру, на закате – сложную смесь, состоящую из множества ингредиентов, в составе которой был, в том числе, и ладан — кифи. Как и в честь богов, в особых случаях ладан воскуривался в честь фараонов. Ладан и мирра применялись, в том числе, и в бальзамировании.

Аюрведические тексты рекомендовали клейкий экссудат босвелии «salai gugul» при заболеваниях суставов, ревматизме, при заболеваниях желудка, поносе и дизентерии, при астме, бронхите и различных заболеваниях легких, при стригущем лишае, при прыщах, ранах, опухолях, при дисменорее, как мочегонное средство и др.

Плиний в I столетии ссылался на ладан как противоядие от болиголова. В X веке Авиценна рекомендовал ладан для лечения опухолей, язв, при тошноте, дизентерии и лихорадках. В Китае ладан применяли при лечении проказы. Святая Хильдегарда Бингенская использовала ладан при тугоухости.

Его использовали в религиозных церемониях в древней Персии, Вавилоне, Греции и Риме. Геродот сообщал, что арабы привозили 1000 талантов ладана Дарию ежегодно в качестве дара, который использовали на религиозных празднествах в Вавилоне. И описывает построенный в Вавилоне храм в честь бога Ваала, в котором имелась золотая стелла с изображением бога весом в восемьсот талантов, перед которой стоял алтарь, также золотой. На этом алтаре ежегодно сжигалось около тысячи талантов чистого ладана.

Римляне применяли ладан не только в религиозных церемониях, но также в государственных и бытовых целях. При совершении важных государственных мероприятий курили ладан: считалось, что его запах «открывает» душу. Это важный компонент восточных благовоний и противовоспалительный компонент лекарственных средств, упомянутый в древних текстах Аюрведы. Ладан, сандал и мирра упоминаются уже в Ветхом Завете. Золото, ладан и мирра описаны в Библии, как дары волхвов Иисусу.

Христианство значительно увеличило рынок этого благовония, где его широко применяют при совершении религиозных обрядов.

Оманский ладан

Как отличить отборный от обыкновенного

Заготовку ладана проводят в феврале или марте, на дереве делают надрезы, из которых смола непрерывно вытекает довольно продолжительное время, покрывая собой весь ствол дерева, пока не подсохнет, после чего засохшую смолу собирают с дерева и с земли. Этот процесс обычно занимает от 10 до 12 дней. Как правило, собирают ладан в каждого дерева 3-5 лет, а затем делают перерыв, давая дереву отдохнуть и восстановиться.

В Йемене и Саудовской Аравии существует довольно много градаций качества ладана в зависимости от внешнего вида и происхождения:

  • Самый высший сорт — Luban al Hojari — состоит из более-менее ровных кусочков приблизительно размером 3 см, белого или желтоватого цвета с интенсивным ароматом. Получают его в самой сухой и жаркой части ареала.
  • Чуть похуже Luban al Nejdli — кусочки разновеликие, часто матовые, окраска золотистая или золотисто-жёлтая, с насыщенным ароматом.
  • Ниже стоит Luban al Shazri – кусочки среднего размера, непрозрачные, окраска от янтарной до красновато-коричневой, аромат слабый.
  • Luban al Sha’abi получают из прибрежных областей. Это разновеликие кусочки, непрозрачные, красно-коричневого цвета, со слабым ароматом.
  • Luban al sa’af получают после повторного надрезания коры, часто смола включает в себя загрязнения и частично её выбрасывают на месте.
  • Duqat Al Luban – от второй и третьей его отличают только очень мелкие размеры кусочков. Обычно он идёт на переработку для приготовления ароматических смесей.

В коммерческих целях часто не осложняют себе жизнь столь сложной градацией священного продукта и собранный ладан разделяют на два сорта: отборный ладан — Olibanum electum и обыкновенный — Оlibanum in sortis. Первый состоит из отдельных сухих прозрачных светло-желтых «слезок». Худшие сорта представляют собой более темную неравномерно слипшуюся смолистую масса с вкрапленными «слезками».

Контроль качества включает общие показатели: размер, цвет, прозрачность, форма, аромат, чистота, консистенция.

Хорошие образцы при сгорании коптят и сгорают без остатка. Плохие образцы после сгорания оставляют уголь. Первый сорт не содержит примесей, во втором сорте могут попадаться камушки, кусочки коры или песок.

Качество смолы определяют на Востоке на зуб. При жевании смола не эластична, но и не рассыпается на маленькие кусочки. Вкус горько-ароматный.

Высохшая смола ладанного дерева нерастворима полностью ни в воде, ни в спирте, при растирании с водой образует эмульсию, при нагревании размягчается, не плавясь и распространяя при этом сильный приятный, бальзамический запах, при дальнейшем нагревании загорается и горит сильно коптящим пламенем. Растворимость составляющих ладана приблизительно такая — 30 % — в воде, 70% — в спирте (это, прежде всего, смолы).

Учитывая дороговизну настоящего ладана, его начали подделывать и фальсифицировать задолго до нас, и в последние 2500 лет мало что изменилось. Самые простые фальсификации — подмена продуктом более низкого качества, например, аравийский ладан подменяют сомалийским.

Главное – босвелливые кислоты

Ладан представляет собой смесь эфирного масла, смол и резиноидов.

Он содержит 27-35% полисахаридов (D-галактоза, L–арабиноза и галактоза и D-галактуроновая кислота), 60-70% терпенов (преобладает свободная и связанная босвеллиевая кислота), и 5-7% летучих эфирных масел. При анализе смолы и эфирного масла было идентифицировано более 80 компонентов. Химический состав ладана включает около 30% камеди, до 56% смолы, которая представляет собой смесь свободной босвеллиевой кислоты С32Н52О4 и связанной с олибанорезеном (С15Н22O)n, эфирное масло составляет около 8% (α-туйен, р-цимен и др. компоненты), также имеются горькие вещества, минеральные вещества. Стандартизация продуктов смолы босвеллии проводится по содержанию тритерпеноидов — босвеллиевых кислот, производных α- и β-босвеллиевой кислоты, всего более 10 соединений.

Стандартизованные промышленные экстракты смолы босвелии должны содержать от 30% до 65% суммы босвеллиевых кислот.

Оманский ладан

Находки фармакологов

Ладан используется в парфюмерии и ароматерапии. Для медицинских целей ладан применяется в гомеопатии, при изготовлении некоторых пластырей, зубных паст, эликсиров, курительных свечей и бумажек, и др.

Интересно, что в связи с тем, что индийский ладан (из Boswellia serrata) используют в Аюрведе, большая часть клинических исследований проводилась именно с эти видом.

Впервые противовоспалительные свойства экстрактов смолы ладана были изучены в экспериментах на животных в 1971 году — было указано, что при эксперименте экстракты показали «болеутоляющий и успокаивающий эффекты». Проведенные за последние время (2000 г) фармакологические исследования показали, что противовоспалительное действие ладана связано с содержанием босвеллиевых кислот. При этом активность похожа на действие нестероидных противовоспалительных препаратов. Босвелия ингибирует действие про-воспалительных медиаторов, особенно лейкоприенов, через ингибирование 5-липоксигеназы, ключевого фермента, запускающего биосинтез лейкотриенов. В отличие от других противовоспалительных препаратов, которые, как известно, могут нарушать гликозамингликановый синтез, способствуя заболеваниям суставов, босвелиевые кислоты показывают обратное действие – уменьшают деградацию гликозамингликанов. Это означает, что долговременное применение босвелиевых кислот не вызывает раздражения или образования язвы желудка. Было обнаружено защитное, противомикробное и иммуностимулирующее действие.

Согласно предварительным данным, опубликованным по результатам научных исследований, проведенных в Индии, ацетил-11-кето-бета-босвелиевая кислота по сравнению с другими производными из суммы босвеллиевых кислот показала наиболее высокую ингибиторную активность воздействия на 5-липоксигеназу.

В Англии проанализировали все сведения об исследованиях босвеллии в медицинских журналах и выделили только те, которые были проведены с соблюдением всех методик и не вызывают сомнений в достоверности. Включены исследования, связанные с такими заболеваниями как астма, ревматоидный артрит, болезнь Крона, остеоартрит и коллагеновый колит. Результаты всех испытаний показали, что экстракты босвеллии пильчатой были клинически эффективными. Не было отмечено каких-либо серьезных побочных действий.

Исследования также показали, что босвелиевые кислоты подавляют воспаление, в том числе при хроническом воспалительном процессе, в частности артритах. Они подавляют выработку медиаторов воспаления.

В результате 6-недельного исследования в университетской клинике Тюбингена, выявлено, что у пациентов в возрасте от 17 до 75 лет при приёме препаратов смолы босвеллии отмечалось общее улучшение состояния (исчезновение отдышки, снижение количества приступов), а также снижение эозинофилов и СОЭ. Астматические заболевания характеризуются хроническим воспалительным заболеванием дыхательных путей. Механизм противовоспалительного действия босвелиевых кислот снижает повышенную ответную реакцию организма на воспалительный процесс, облегчая симптомы заболевания. Стандартная дозировка экстракта смолы ладанного дерева при лечении воспалительных заболеваний и в случае бронхиальных спазм составила около 300 мг три раза в день.

В клинике технического университета Дрездена (Германия) исследовали влияние препаратов босвеллии на симптомы, качество жизни и гистологию у пациентов с коллагеновым колитом. Выявлено, что применение в дозе 400 мг в течение 6 недель показало благотворное влияние на гистологию (колоноскопия) и общее состояние больших.

Исследование на 30 пациентах в Индии с остеоартритом коренного сустава было отмечено уменьшение боли и воспаления, улучшение подвижности сустава.

При проведении исследований не было обнаружено никаких токсичных реакций или побочных эффектов при клиническом использовании экстрактов смолы босвеллии.

На передовой ароматерапии

Ароматерапевты используют не только смолу ладана, но и эфирное масло, которое представляет собой плотную желтоватую жидкость со смолистым бальзамическим ароматом. Его получают путём паровой дистилляции из ладана.

С древних времен ладан использовали в религиозных церемониях. Считалось, что он способствует погружению в молитву и отрешению от мирских проблем, что это аромат медитации и погружения во внутренний мир. Человек чувствует умиротворение и покой.

По мнению современных ароматерапевтов, ладан обладает антисептическими, согревающими, гемостатическими и расслабляющими свойствами. Используется при иммунодифицитных и депрессивных состояниях, при астме, при простуде, гриппе. Аромат ладана нормализует сон и способствует устранению легких депрессий. Иногда его добавляют в средства для стареющей, увядающей и морщинистой кожи. Для этого обычные косметические препараты обогащают маслом ладана. При нанесении на кожу появляется ощущение жжения и покалывания, которое через 1-2 минуты проходит.

Сегодня середина апреля. Идет Страстная седмица. Христиане вспоминают страдания Иисуса Христа перед распятием и само распятие за грехи всех людей. Но всего через несколько дней, в ночь с субботы на воскресенье наступит… Светлое Христово Воскресение — Пасха! День воскресения Спасителя и День Его победы над смертью. Храмы наполнятся торжественными песнопениями и молитвами, которые будут возноситься под купол храма и дальше к Богу, подобно дыму от ладана, восходящего из кадила — Туда, Ввысь, от нашего мира в мир горний и возвращаться же в наш мир в виде Духа и благодати
Священник будет выходить на амвон, держа в одной руке подсвечник с тремя пасхальными разно-
цветными свечами, а в другой кадило, благоухание от которого будет наполнять храм. И восклицаниями «Христос воскресе!»
И, действительно, каждый, кто хоть раз бывал в православном храме — чувствовал этот необыкновенный аромат. Аромат, который у нас прочно ассоциируется с церковью, богослужением. А вообще, что такое ладан, когда он начал использоваться верующими, для чего он нужен и что символизирует? Об этом и пойдет речь в нашей сегодняшней статье.
Святое благовоние
Ладан — это благовонное вещество, душистая древесная смола, используемая в богослужении для каждения (в подражание райского благоухания). При сгорании ладана образуется благовонный дым — фимиам.
Использование благовоний в богослужебных целях было предписано Богом еще во времена Ветхого Завета. Способ приготовления порошка для богослужебного фимиама и запрещение его для домашнего употребления указаны в кн. «Исход»: «И сказал Господь Моисею: возьми себе благовонных веществ: стакти, ониха, халвана душистого и чистого ливана, всего поровну. И сделай из них искусством составляющего масти курительный состав, стертый, чистый, святый; и истолки его мелко, и полагай его пред ковчегом откровения в скинии собрания, где Я буду открываться тебе: это будет святыня великая для вас. Курения, сделанного по сему составу, не делайте себе: святынею да будет оно у тебя для Господа. Кто сделает подобное, чтобы курить им (душа та), истребится из народа своего».
…Сразу поясним, в этой статье не раз будет использовано слово «курение» и «курить». Эти слова не имеют никакого отношения к вредному курению сигарет. Курить в данном случае — воскурять, процесс возношения благовонного дыма, каждение…
В православном богослужении ладан используется при богослужении таким образом: возжигается на горящих углях кадила, металлического чашеобразного сосуда.
Фимиам — это благовонный дым, образующийся при сгорании ладана. «С кадил недвижных фимиама еще струился синий дым». А. Н. Апухтин.
Фимиамом кадят престолу, Горнему месту, жертвеннику, иконам, другим святыням и людям (священнослужителям и мирянам). Почему еще и людям? А потому, что человек — это образ Божий, божье создание.

Кацея — домашнее кадило

Воскурение Богу благовоний было известно в глубокой древности, задолго до появления христианства. Еще в Библии указан состав благовонного вещества, которое употребляли для воскурения Богу. В состав этого вещества входил ливан — ароматическая смола, которая собиралась с деревьев и кустарников в странах Востока, в том числе и в Ливане. Видимо, поэтому вещество стали называть ливаном, а затем в России это слово переиначили в ладан.
Благовонный дым ладана, курящийся из кадила, возносит наши молитвы к Богу, а к нам возвращается как знак благодати Святого Духа.
В торжественный день Освящения, когда ветхозаветный первосвященник входил во Святая Святых, он должен был полные горсти фимиама возложить на огонь, чтобы облако фимиамного курения покрыло очистилище. «И возьмет горящих угольев полную кадильницу с жертвенника, который пред лицем Господним, и благовонного мелко истолченного курения полные горсти, и внесет за завесу; и положит курение на огонь пред лицем Господним, и облако курения покроет крышку, которая над ковчегом откровения» (Левит  16: 12—13). Оно было составлено из ароматических веществ.
От горения фимиама, соответствовавшего нашему росному или обыкновенному ладану, распространялся очень ароматический запах, и потому при жертвенниках всегда находились кадильницы для возжжения оного. Курение фимиама было символом усердной молитвы, возносимой к Богу, и особенно ходатайства Церкви пред Господом за людей.
Св. евангелист Иоанн Богослов в Откровении видел на небеси ангела: «И пришел иной Ангел, и стал перед жертвенником, держа золотую кадильницу; и дано было ему множество фимиама, чтобы он с молитвами всех святых возложил его на золотой жертвенник, который перед престолом. И вознесся дым фимиама с молитвами святых от руки Ангела пред Бога» (Откровение 8:3—4). Он тайно видел также двадцать старцев, которые пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых (Откровение  5:8).
Кадило как вещь и как образ
Ну и, конечно же, вспомним о кадиле. Кадило по-гречески так и звучит: «фимиатос», «фимиатирион», «ливанотос». Это металлический сосуд, используемый в литургической практике Православной Церкви для совершения каждения (курения ладана — важнейшего символического действия, совершаемого во время богослужения).
Сожжение жертв пред Богом появилось на Земле в древнейшие времена. Достаточно вспомнить жертву праведного Авеля.
Сам Господь в Ветхом Завете повелел Моисею сделать в скинии особый жертвенник для священного курения ароматических веществ. «И сделай жертвенник для приношения курений, из дерева ситтим сделай его: длина ему локоть, и ширина ему локоть; он должен быть четыреугольный; а вышина ему два локтя; из него должны выходить роги его; обложи его чистым золотом, верх его и бока его кругом, и роги его; и сделай к нему золотой венец вокруг; под венцом его на двух углах его сделай два кольца из чистого золота; сделай их с двух сторон его; и будут они влагалищем для шестов, чтобы носить его на них; шесты сделай из дерева ситтим и обложи их золотом.
И поставь его пред завесою, которая пред ковчегом откровения, против крышки, которая на ковчеге откровения, где Я буду открываться тебе.
На нем Аарон будет курить благовонным курением; каждое утро, когда он приготовляет лампады, будет курить им; и когда Аарон зажигает лампады вечером, он будет курить им: это — всегдашнее курение пред Господом в роды ваши. Не приносите на нем никакого иного курения, ни всесожжения, ни приношения хлебного, и возлияния не возливайте на него» (Исход 30:1—9).
Напомним, что и волхвы, пришедшие поклониться новорожденному Христу, среди прочих даров преподнесли Богомладенцу и ладан. Принесенные ими дары имеют символическое значение:
золото — царский дар, показывающий, что Иисус был Человеком, родившимся, чтобы быть Царем;
ладан — дар священнику, так как Иисус пришел стать новым Учителем и истинным Первосвященником (см. иконографию «Великий Архиерей») и дар Богу;
смирна — дар тому, кто должен умереть, так как смирну в Древнем Израиле употребляли для бальзамирования тела умершего. Этот дар отсылает к грядущей искупительной жертве Христа — одним из эпизодов Страстей Господних, увенчавшихся Распятием, будет умащение ног Спасителя миррой, а перед погребением его тело было умащено благовонным составом из смирны и алоэ.
Христиане повсеместно стали использовать кадила за богослужением начиная с VI века. По форме они напоминали современные: это была небольшая чаша или сфера на трех цепочках, которые соединялись вместе. Изначально крышки не было — все элементы несли практическое значение.
На Русь кадильницы с цепочками попали из Византии в XI веке. В XV веке они приобрели форму храма: к чаше для угля добавили крышку в виде церковного купола с отверстиями для воздуха и благовоний, которая заканчивалась крестом.
Какова же символика каждения? По толкованию Святых Отцов, огонь как вещество сожигающее и согревающее изображает собою Божество. Поэтому огонь кадильных углей знаменует Божественную природу Христа, само вещество угля — Его человеческую природу, а ладан — молитвы людей, приносимые Богу.

Ладан

Кадильница есть образ Богоматери, вместившей Невместимого Христа. Во многих молитвах Пречистая называется Кадилом благовонным.
Когда священник кадит престол, иконы или другие священные предметы, он воздает честь и хвалу Богу. Каждение людей символизирует благословение и схождение Святого Духа.
Как наиболее простая и естественная форма жертвы, каждение органично вошло и в новозаветное богослужение. Помимо известных целебных свойств ладана, а также использования его на Востоке для приветствия гостей, воскурение ладана имеет и глубокое символическое значение. Причем это не только символ сладости Рая и символ ответа Бога на наши немощные молитвы.
«Дым каждения Тебе приносим, Христе Боже наш, как аромат благоухания духовного, приняв которое в Свой Жертвенник, находящийся выше всех небес, ниспошли нам благодать Пресвятого Твоего Духа» — так в переводе на русский язык звучит молитва, которую любой священник обязательно читает перед каждым каждением в храме.
По древней русской традиции священник, совершая каждение народа с помощью специальной металлической кадильницы на цепочках, тихо произносит: «Дух Святый найдет на вас, и сила Вышняго осенит вас», а миряне мысленно отвечают: «Той же Дух содействует нам вся дни живота нашего (т. е. нашей жизни)».
Здесь мы видим, сколь важное значение придает Христова Церковь каждению — как символу оживотворяющей нас и непрестанно помогающей нам силы Святого Духа, Одной из Ипостасей Святой Троицы.
Из этих молитв ясно, что видимый дым кадила означает невидимое присутствие благодати Господней, духовно укрепляющей верующих.
Богослужебное каждение бывает полным, когда охватывает весь храм, и малым, когда кадят алтарь, иконостас и предстоящих людей с амвона. Когда каждение совершается священным предметам — иконам, храму, оно относится к Богу, воздавая Ему подобающую честь и хвалу. Когда же кадило обращается к людям, этим свидетельствуется, что Дух Святой нисходит на всех верных как носящих в себе образ Божий. По традиции в ответ на каждение принято кланяться.
Когда священник служит вместе с дьяконом, последний совершает практически все каждения. Это одна из главных его обязанностей наряду с возглашением молитвенных прошений — ектений. Именно поэтому в православной традиции дьякона хоронят с кадилом в руках.
Как уже было сказано, в ответ на каждение принято кланяться. Во время каждения всего храма достаточно лишь слегка развернуться в сторону священника с кадилом и поклониться, нет необходимости крутиться вокруг своей оси.
И, естественно, возникает интересный вопрос: могут ли миряне самостоятельно совершать каждение дома? Не существует чина освящения кадила, но существует традиция, согласно которой священнослужители кадят в храме кадилом с цепочками, а миряне в своих жилищах используют кацею. Кацея — это разновидность переносных кадил, по форме напоминающих ковшик или чашу с рукоятью.
В качестве топлива для каждения применяют уголь, он продается в виде таблеток, которые легко разжигаются при помощи спичек (быстроразжигающиеся таблетки) или на плите (обычные таблетки). Ладан используйте только хорошего качества, чтобы получить действительно благовонный фимиам.
Обходя комнаты в доме и совершая кадилом крестное знамение, можно произносить 90-й и 100-й псалмы, а также молитву Честному Кресту.
Кстати, кадило и паникадило — это разные предметы! Паникадило — большая свечная люстра или канделябр в храме.
Теперь вы не перепутаете кадило с паникадилом, как это сделал русский классик: «Еле живой дьячок вышел из кухни, с трудом раздувая ладан в старом медном паникадиле» (И. С. Тургенев).
Изображение кадила на иконах
С кадилом в руках изображают первосвященника Аарона и святых архидиаконов Стефана и Лаврентия (их иконы можно встретить на диаконских вратах иконостаса — они находятся по обе стороны от центральных царских врат).
Как пишет Михаил Скабалланович в «Толковом типиконе», «Каждение приготовляет нас к службе «запахом благоухания». Духовному, «умному» богослужению предшествует это телесное, внешнее. Фимиам возносит ум к престолу Божию, куда он направляется с нашими молитвами. Во все века и у всех народов сожжение благовоний считалось лучшей, чистейшей вещественной жертвой Богу, и из всех видов вещественной жертвы, принятых в естественных религиях, христианская Церковь удержала только эту и еще немногие (елей, вино, хлеб). И внешним видом ничто так не напоминает благодатного дыхания Духа Святого, как дым фимиама.
Исполненное такого высокого символизма, каждение много способствует молитвенному настроению верующих и своим чисто телесным воздействием на человека. Благовония действуют повышающе, возбудительно на наше настроение. С этой целью устав, например, пред пасхальным бдением предписывает уже не просто каждение, а чрезвычайное наполнение храма запахом из поставленных сосудов с курениями».
Кстати, действительно, в православном богослужении весь человек участвует. Голосом и/или умом, душой — молится Богу, поет псалмы, говорит «Аминь». Осязанием — прикасается, прикладывается к иконам. Глазами — созерцает великолепное богослужение. Слухом — слушает богослужение. Причастием — делает Тело и Кровь Христовы частью себя. И, конечно же — обонянием, вдыхая запах ладана, фимиама.
ЛэвонА
Русский термин «ладан» означает в Библии один из компонентов храмового «благовонного курения» (Исх. 30:34) и др., (Мф. 2:11), (Откр. 18:13), иногда также и многокомпонентное храмовое благовоние, а так же отличную от ладана в обычном понимании благовонную смолу (Быт. 37:25); (Быт. 43:11).
В первом смысле базовым словом, значение которого здесь и будет рассмотрено, является еврейское слово «лэвонА», производное от слова со значением «белый».
В ветхозаветный части Синодального перевода Библии этот термин (лэвонА) переводится достаточно разнообразно:
— ливан (Исх. 30:34), (Лев. 2:1-2, 15—16); (Лев. 5:11); (Лев. 6:15); (Чис. 5:15); (Иер. 17:26); (Иер. 41:5)
— ладан (1Пар. 9:29); (Неем. 13:5, 9); (Ис. 60:6); (Иер. 6:20)
— фимиам (Песн. 3:6); (Песн. 4:6), (Ис. 43:23); (Ис. 66:3)
— благовонные (дерева), (Песн. 4:14).

Кустарник ладанника

Разнообразие вариантов перевода одного древнееврейского слова обычно вызвано тем, что в некоторых стихах речь идет о храмовом курении в полном смысле — то есть из четырех благовонных компонентов (Неем. 13:5,9), перевод «ладан»), — тогда как основное значение слова — одним из компонентов курения (Исх. 30:34, перевод «ливан»).
Этим самым важным компонентом храмового благовонного курения считается загустевший сок южноаравийского и восточноафриканского дерева Boswellia sacra (Босвеллия священная) и, возможно, близких к нему индийских видов. Обычное название этого сырья «аравийский ладан». Понимание ладана как сока Босвеллии обосновано его древнейшей известностью как компонента благовонных курений и лекарственного сырья в Египте, Месопотамии и впоследствии в Древней Греции. Развернутые описания сбора ладана дал, в частности, Теофраст (IV век до РХ).
Босвеллия священная (Ладанное дерево). Несмотря на свою широкую известность в древнем мире, Босвеллия, в отличие от очень многих других ценных растений, решительно не пожелала поддаваться интродукции. Интродукция растений — это работа людей, направленная на введение новейших видов либо сортов дикорастущих растений в культуру путем выращивания их за чертой естественного произрастания, либо продвижения имеющихся сортов в другие районы.
Сохранились сведения о попытках культивирования Босвеллии в Древнем Египте, однако это были только неудачные попытки. Босвеллия там не прижилась. Видимо, дело в том, что дикая Босвеллия произрастает в условиях климата с двумя сезонами дождей, а в Египте он только один. Тем более невозможно было культивирование Босвеллии в более северных странах, в частности в Греции.
Однако часть авторов рассматривает и другой вариант понимания термина лэвонА, дополняющий «аравийский», как у большинства авторов, или даже альтернативный (напр., Березкин Д. М. «Библейская флора», 1914). В этой превосходной книге Босвеллия даже не упоминается). Эта точка зрения предполагает, что главным компонентом храмового благовония вполне могло быть местное растение рода Ладанник (Cistus creticus, Ладанник критский), небольшой полукустарник, стебель и листья которого покрыты капельками выделяемого сока.
Ладанник критский. Ладанники — обычные растения Средиземноморья. В отличие от дальней Босвеллии, Ладанник вполне мог быть первым основным, дешевым и доступным, поставщиком главного компонента благовонного курения на начальном этапе еврейской истории (до эпохи Соломона, когда дальние торговые связи и экономическое благосостояние Израиля резко возросли, или даже позднее, в эпоху Плена и персидского владычества).
Позднее вхождение аравийского ладана из сока Босвеллии в практику ветхозаветного богослужения косвенно подтверждает пророк Иеремия: «Для чего Мне ладан, который идет из Савы» (Иер. 6:20), где уточнение «из Савы» (то есть с южноаравийских территорий) подчеркивает и новизну, и дороговизну благовония.
Иначе говоря, лэвонА в глубокой древности понимался как сок Ладанника, а впоследствии (в неопределенный период от Соломона до Неемии) как застывшие капли выделений Босвеллии.
Новозаветных упоминаний о ладане всего два (Мф. 2:11), (Откр. 18:13). Вероятнее всего их можно отнести к ладану в узком смысле — то есть к ладану аравийскому. На это указывает упоминание в одном стихе (Откр. 18:13) и «фимиама» (смеси благовоний), и «ладана» (самого ценного компонента).
Ладан частично растворим в воде и органических растворителях. При растирании с водой образует эмульсию, при нагревании размягчается, не плавясь и распространяя при этом сильный, приятный, сладкий бальзамический запах, при дальнейшем нагревании возгорается и горит сильно коптящим пламенем. В состав ладана входят камедь (около 30%), смолы (56% — смесь свободной босвеллиевой кислоты С32Н52О4 и связанной с олибанорезеном, эфирные масла (около 8% — смесь нескольких терпенов, дитерпенов и сесквитерпенов, кипящая при 160—170 градусах), горькие вещества, минеральные и прочие (количество непостоянно).
Используется также в парфюмерии и ароматерапии (в основном в виде эфирного масла). Ранее ладан применялся при изготовлении некоторых пластырей, зубных паст, эликсиров, курительных свечей — монашенок и так далее. В настоящее время в медицинских целях ладан не используется, хотя и ведутся некоторые исследования в данной области. Ладан входит в состав некоторых рецептов мазей от различного рода нагноений, используемых в народной медицине при мастите, фурункулах и даже некоторых опухолях.
Не-ладные суеверия
С ладаном связаны и некоторые суеверия, не имеющие отношения к сути христианской веры. Многие из нас слышали слово «ладанка». Это ковчежец со священными реликвиями в виде иконы, носимый на шее. Ладанкой также называют амулет, оккультный оберег, который языческое сознание считает защитником от злых духов.
Ладанка не заменяет нательный крест! Ее принято носить вместе с ним, но не вместо него. Их можно надеть на одну цепочку или гайтан (веревочку). Носить в ладанке ладан — дремучее суеверие.
Иногда ладанки содержат в себе текст молитвы, псалма. Чаще всего это «Отче наш», 90-й псалом, молитва Иисусова. Ношение ладанки с текстом не имеет никакого сакрального смысла без знания этой молитвы, без личного молитвенного обращения к Богу. Человека защищает и освящает не текст молитвословия, а благодать Божия, Сам Бог.
Важно знать, что никаких оберегов и амулетов православный христианин носить на себе не должен. Христианам нелепо разделять языческие суеверия, поклоняться идолам. Точно так же, если к предмету, имеющему христианскую символику, относиться как к амулету, это не принесет пользы нашей душе.
Существуют так же суеверия, связанные с так называемым «херувимским ладаном». Это недогоревшие кусочки (огарины) ладана, которые остаются в кадиле после каждения во время исполнения Херувимской песни. В старину им приписывали целебные свойства. В России XVIII—XIX веков «херувимский ладан» считался лечебным средством. В среде духовенства считалось, что священнику не стоит давать такой ладан прихожанам, так как использование его в лечебных и магических целях является «полуязыческим суеверием». Особенно эта традиция была укоренена в Киево-Печерской лавре для лечения кликуш. «Пишешь, что и святую воду пьешь, и херувимский ладан куришь, а мира не обретаешь. Святую воду следует пить реже, а херувимский ладан не кури. Не поможет тебе никакой ладан, так как все дело в высокоумии, от котораго усиливаются все твои душевныя брани, и ты лишаешься мира» (Собрание писем преподобного Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим). Высокоумие — это 1) неоправданно высокопарное умствование на глубокие темы; 2) склонность к изощренному умствованию; 3) чрезмерное восхищение, надмение своими интеллектуальными способностями (умом).
В русской народной магии херувимский ладан использовался в кладоискательстве. При поиске клада человек должен был иметь при себе крест, херувимский ладан, страстную свечу.
Сама идея «херувимского ладана», как и связанные с ним поверья, высмеивались русскими авторами в XIX веке. Так, например, Николай Лесков в «Мелочах архиерейской жизни» писал: «Иноческое фанатизирование довело этого человека до того, что он совсем очудачел. Он не только «целоденно молился», но даже спал в какой-то освященной «срачице», опоясанный пояском с мощей св. Митрофана, в рукавичках св. Варвары и в шапочке Иоанна Многострадального, а проснувшись, занимался химией: дробил «херувимский ладан» из пещеры гроба и гомеопатически рассиропливал св. елей и воду для раздачи несчастным».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *