Учебно воспитательные учреждения

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа.

Согласно статье 15 «Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием» Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа органов управления образованием относятся:

1) специальные общеобразовательные школы открытого типа;

2) специальные профессиональные училища открытого типа;

3) другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.

В соответствии с уставами или положениями специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа:

1) принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей;

2) организуют психолого-медико-педагогическую реабилитациюнесовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;

3) осуществляют защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, обеспечивают их медицинское обслуживание, получениеими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

4) осуществляют функции, предусмотренные подпунктами 1, 4 и 5 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием относятся:

1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

2) специальные профессиональные училища закрытого типа;

3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подходав случаях, если они:

1) не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2) достигли возраста, предусмотренного частями первой или второй статьи 20 Уголовного кодекса Российской Федерации, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими;

3) осуждены за совершение преступления средней тяжести и освобождены судом от наказания в порядке, предусмотренном частью второй статьи 92 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основаниямисодержания несовершеннолетних в специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа являются:

1) постановление судьи- в отношении лиц, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 4 статьи 14;

2) приговор суда- в отношении лиц, указанных в подпункте 3 пункта 4 статьи 14.

В специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа помещаются несовершеннолетние с ограниченными возможностями здоровья или несовершеннолетние, имеющие заболевания, вызывающие необходимость их содержания, воспитания и обучения в таких учреждениях, на основании постановление судьи или приговора суда.

Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

Прекращения пребываниянесовершеннолетних в указанном учреждении до истечения установленного судом срока производится, если они ввиду исправления не нуждаютсяв дальнейшем применении этой меры воздействия либо если у них выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучениюнесовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;

Продления срока пребываниянесовершеннолетних в указанном учреждении осуществляется в случае необходимости завершения их общеобразовательной или профессиональной подготовки по постановлению судьи по месту нахождения учреждения и только на основании ходатайства несовершеннолетнего.

Администрация специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типав соответствии с уставом указанного учреждения или положением о нем:

1) обеспечивает специальные условия содержаниянесовершеннолетних, включающие в себя охрану территории указанного учреждения; личную безопасность несовершеннолетних и их максимальную защищенность от негативного влияния; ограничение свободного входа на территорию указанного учреждения посторонних лиц; изоляцию несовершеннолетних, исключающую возможность их ухода с территории указанного учреждения по собственному желанию; круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, в том числе во время, отведенное для сна; проведение личного осмотра несовершеннолетних, осмотра их вещей, получаемых и отправляемых писем, посылок или иных почтовых сообщений;

2) информирует органы внутренних делпо месту нахождения указанного учреждения и по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетних о случаях их самовольного уходаи совместно с органами внутренних дел принимает меры по их обнаружению и возвращению в указанное учреждение;

3) направляет в комиссию по делам несовершеннолетних и защите ихправ по месту жительства или месту пребывания несовершеннолетнего извещение о его выпуске из указанного учрежденияне позднее чем за один месяц до выпуска, а также характеристику несовершеннолетнего и рекомендации о необходимости проведения с ним в дальнейшем индивидуальной профилактической работы и оказания ему содействия в трудовом и бытовом устройстве;

4) готовит совместно с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав представления или заключения в судпо месту нахождения указанного учреждения по вопросам:

— перевода несовершеннолетних в другие специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в связи с их возрастом, состоянием здоровья, а также в целях создания наиболее благоприятных условий для их исправления и реабилитации;

— прекращения пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении до истечения установленного судом срока, если они ввиду исправления не нуждаются в дальнейшем применении этой меры воздействия либо если у них выявлены заболевания, препятствующие содержанию и обучению несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;

— продления срока пребывания несовершеннолетних в указанном учреждении в случае необходимости завершения их общеобразовательной или профессиональной подготовки;

5) осуществляет функции по:

— организации психолого-медико-педагогическую реабилитации несовершеннолетних и участвуют в пределах своей компетенции в индивидуальной профилактической работе с ними;

— защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

— обеспечивает их медицинское обслуживание;

— получение ими начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами;

— оказывает социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

— обеспечивает организацию в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

— осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

Должностные лица специальных учебно-воспитательных учреждений открытого типапользуются правами:

— в установленном порядке посещать несовершеннолетних, проводить беседыс ними, их родителями или иными законными представителями и иными лицами;

— запрашивать информациюу государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и иных лиц;

— изыматьв установленном порядке у несовершеннолетних, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, предметы, запрещенные к хранению в указанных учреждениях.

Типовые положения о специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа утверждаются Правительством Российской Федерации.

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЕ ПРЕСТУПНИКИ газета «Ваше Право»№ 47 06-13 декабря 2011г.

?xml:namespace>

Проблема роста преступлений в Российской Федерации, совершаемых несовершеннолетними, в последнее время приобретает все большую остроту и актуальность.

?xml:namespace>

?xml:namespace>

?xml:namespace>

ЦВСНП или СУВУЗТ

?xml:namespace>

ЦВСНП — центр временного содержания несовершеннолетних правонарушителей;

СУВУЗТ — специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа

?xml:namespace>

В соответствии с Федеральным Законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (ЦВСНП) могут быть помещены несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния. Также в соответствии с пунктом 6 статьи 26 закона до рассмотрения судьей материалов о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа (СУВУЗТ), такие лица могут быть направлены на срок до 30 суток в ЦВСНП.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они:

1. не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность;

2. достигли 16-ти или 14-ти летнего возраста, и не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими

3. осуждены за совершение преступления средней тяжести или тяжкого преступления и освобождены судом от наказания и помещены в специальные учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

При этом в первых двух случаях основанием содержания несовершеннолетних в СУВУЗТ является постановление судьи, а в последнем случае – приговор суда.

Материалы о помещении несовершеннолетних, не подлежащих уголовной ответственности, в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа рассматриваются судьей в течение 10 суток со дня их поступления в суд.

В суд вызываются несовершеннолетний, его родители или иные законные представители, а по усмотрению судьи и иные лица.

Участие прокурора и адвоката в рассмотрении указанных материалов является обязательным.

По результатам рассмотрения материалов судья принимает одно из следующих решений:

1) о направлении несовершеннолетнего, не подлежащего уголовной ответственности, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа с указанием срока применения этой принудительной меры воспитательного воздействия

2) о направлении материалов в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для применения к несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, мер воспитательного воздействия в случаях, если судом установлены обстоятельства, подтверждающие возможность перевоспитания указанного несовершеннолетнего без его помещения в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, либо выявлены причины, препятствующие его помещению в указанное учреждение;

3) о прекращении производства по материалам.

Постановление подлежит оглашению в судебном заседании.

Копия постановления судьи в течение трех суток вручается под расписку либо высылается несовершеннолетнему, не подлежащему уголовной ответственности, его родителям или иным законным представителям, а также органам и учреждениям, обеспечивающим исполнение указанного постановления.

Несовершеннолетний, не подлежащий уголовной ответственности, либо его родители или по их просьбе адвокат могут обжаловать постановление судьи. При этом следует иметь в виду, что несовершеннолетний самостоятельно может обратиться в суд только в случае, если он достиг 14 лет. Вопрос о процессуальной дееспособности несовершеннолетнего в данном случае может быть решен по аналогии с дееспособностью, определенной в ч. 2 ст. 56 Семейного кодекса Российской Федерации, т.е. при нарушении прав и законных интересов ребенка, не достигшего 14 лет, он вправе самостоятельно обращаться за их защитой в орган опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.

?xml:namespace>

?xml:namespace>

Принцип гуманизма

?xml:namespace>

Несовершеннолетний преступник в силу возраста является объектом повышенной правовой охраны и защиты. Именно из этого положения исходит большинство международных документов, касающихся обращения с несовершеннолетними правонарушителями. К числу основных требований международных документов следует отнести широкое применение к несовершеннолетним правонарушителям мер, альтернативных лишению свободы. Реализуя это требование, законодатель предусмотрел в УК РФ норму, в соответствие с которой к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

В период с 1 января 2010 года по 30 июня 2011 года судами Республики Саха (Якутия) рассмотрено 12 ходатайств органов внутренних дел о помещении несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа. Из числа рассмотренных удовлетворено судом четыре ходатайства, в трех случаях судом отказано в удовлетворении ходатайств с направлением материалов в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в пяти случаях в удовлетворении ходатайств отказано с прекращением производства по делу.

Данные статистики наглядно свидетельствуют о том, что помещение несовершеннолетнего в СУВУЗТ (поскольку это связано с определенными ограничениями его свободы), является наиболее строгой мерой воспитательного воздействия, в судебной практике она применяется редко и лишь в тех случаях, когда несовершеннолетним совершен ряд уголовно-наказуемых деяний, в число которых входят преступления средней тяжести или (и) тяжкие преступления.

Никита М., 13 лет, в течение 3 лет совершил 6 уголовно-наказуемых деяний, пять из которых относятся к преступлениям небольшой тяжести, одно преступление средней тяжести. В возбуждении уголовного дела в отношении Никиты М. во всех случаях было отказано, поскольку на момент совершения он не достиг уголовно-наказуемого возраста. Однако, после совершения им 7 преступления, судом было удовлетворено ходатайство о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа. При рассмотрении материалов суд установил, что проведенная воспитательно-профилактическая работа по месту учебы и жительства не принесла положительных результатов, кроме того условия воспитания несовершеннолетнего свидетельствуют о том, что он находится в социально опасном положении.

Денис П., 11 лет 2 раза участвовал в кражах личного имущества граждан, каждый раз в возбуждении уголовного дела было отказано, в связи с не достижением им уголовно-наказуемого возраста. Учебными заведениями, родителями мальчик характеризовался всегда только с наилучшей стороны. Ходатайство о помещении несовершеннолетнего в специализированное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа судом было отклонено. Судом были учтены положительные характеристики учебного заведения, мнение психолога, указавшего, что несовершеннолетний по характеру мягкий, ведомый, не способный отказать в просьбе лицам с более выраженными лидерскими качествами, ходатайство родителей, обязавшихся более внимательно относится к воспитанию ребенка, мнение самого несовершеннолетнего, раскаившегося в содеянном.

?xml:namespace>

Егор Винокуров, судья Верховного суда РС(Я): Удовлетворяя требования о помещении несовершеннолетнего в СУВУЗТ суд исходит из того, что реальное лишение свободы может служить основанием закрепления у несовершеннолетнего негативных, криминальных установок, что достигается утратой положительных и приобретением криминальных связей. В связи с этим, применение судами комплекса мер уголовно-правового воздействия, которые не связаны с лишением свободы, для указанной категории несовершеннолетних, является актуальным и своевременным. Так как данные меры являются более гибкими по сравнению с уголовным наказанием, исключающими его негативные последствия, позволяющими предупредить рецидив преступлений, совершаемых подростками.

Этому способствует и внедрение ювенальных технологий. В Якутском городском суде и Нерюнгринском районном суде РС(Я) за рассмотрением уголовных дел в отношении несовершеннолетних и гражданских дел одной из сторон которых является несовершеннолетний закреплено по 5 судей специалистов по ювенальных технологиям, в Мирнинском районном суде один судья. Подобные технологии начали применяться в республике не так давно, но результат заметен уже на данном этапе. Так например, за 6 месяцев 2011г., по сравнению с таким же периодом прошлого года на заметно сократилась доля несовершеннолетних в числе осуждённых (всего осуждено районными судами 3113 лиц), она составила 6,5 %, ( 2010г. – 8,7%).

Правовой статус несовершеннолетнего помещенного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа

Самбиева Седа Алиевна
Студентка 2-го курса
Юридического факультета (магистратура)
Чеченского Государственного Университета

Вопрос о правовом статусе несовершеннолетнего, помещенного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, при всей его принципиальной значимости, нельзя отнести к числу не то, что в какой-то мере исследованных, но даже и в полной мере поставленных. Между тем, этот вопрос заслуживает самого серьезного внимания, учитывая, что исследуемая мера уголовно-правового характера, как реальное выражение уголовной ответственности несовершеннолетнего, самым непосредственным образом затрагивает его права, свободы и обязанности.

Формируется правовой статус несовершеннолетнего в уголовном праве, как это правильно отмечается в литературе, двумя основными способами: лишением, ограничением прав, законных интересов, наложением дополнительных обязанностей либо наделением дополнительными правами. Стоит, однако, лишь добавить, что уголовно-правовой статус несовершеннолетнего не может рассматриваться как изолированная правовая характеристика личности. Он строится на основе общего правового статуса ребенка, включает в себя многие его компоненты. В ст. 10 УИК РФ на этот счет сформулировано вполне определенные предписания: «Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных» (ч. 1); «при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации» (ч. 2). И хотя эти положения прямо адресованы лицам, в отношении которых исполняется уголовное наказание, полагаем, есть все основания экстраполировать их и на лиц, освобожденных судом от наказания с применением иных мер уголовно-правового характера. В подтверждение тому — ч. 1 ст. 8 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно которой несовершеннолетним, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, обеспечиваются права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами РФ, самим этим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ.

Режим изоляции несет в себе существенный карательный потенциал и, вероятно, важен сам по себе. Но по большому счету он имеет обеспечивающее значение и предназначен для создания условий интенсивного и круглосуточного воспитательного и реабилитационного процесса. Этот режим не исключает самого права на свободу или возможности его реализации, а самое главное он сконструирован таким образом, чтобы не препятствовать сохранению и развитию позитивных социальных связей несовершеннолетнего. Прежде всего, речь в данном случае идет о связи подростка с его семьей.

Право несовершеннолетнего жить и воспитываться в семье, а также поддерживать контакты с семьей является одним из ключевых в его правовом статусе. Его обеспечению посвящен целый ряд международно-правовых предписаний. Конвенция о правах ребенка устанавливает: «Государства-участники уважают право ребенка, который разлучается с одним или обоими родителями, поддерживать на регулярной основе личные отношения и прямые контакты с обоими родителям, за исключением случая, когда это противоречит интересам ребенка»; «Государства-участники обеспечивают, чтобы каждый лишенный свободы ребенок имел право поддерживать связь со своей семьей путем переписки и свиданий, за исключением особых обстоятельств» (ст. 9, ст. 37). Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, предписывают: «В интересах благополучия несовершеннолетних, помещенных в исправительные учреждения, их родители или опекуны должны иметь право посещать их», «Исправительные учреждения для несовершеннолетних должны быть децентрализованными и иметь размеры, облегчающие контакты между несовершеннолетними и их семьями», «Каждый несовершеннолетний должен иметь право на регулярные и частые свидания. В принципе раз в неделю и не менее раза в месяц, в условиях, учитывающих потребность несовершеннолетнего в уединении, контактах и неограниченном общении со своей семьей и защитником», «Несовершеннолетним следует разрешать покидать исправительные учреждения для посещения дома и встречи с семьей» (ст. 11, 30, 59, 60).

Важно помнить, что лишение несовершеннолетнего возможности поддерживать контакты с родителями и членами семьи имеет ряд серьезных отрицательных последствий. Регулярные контакты особенно важны для интеграции ребенка в семью после его освобождения, а также для обеспечения благополучия и психологического здоровья ребенка в период нахождения в закрытом учреждении. Именно в силу этого, ч. 4 ст. 8 упомянутого Закона специально закрепила правило о том, что по отношению к воспитанникам специальных учебно-воспитательных учреждений не допускается применение мер воздействия, которые связаны с ограничением контактов несовершеннолетних с родителями или иными законными представителями либо лишение несовершеннолетних контактов с родителями или иными законными представителями.

В характеристике правового статуса несовершеннолетнего, пребывающего в специальном учебно-воспитательном учреждении, важно обратить внимание, что он является именно воспитанником, а не просто обучающимся, и находится в учреждении на полном государственном обеспечении.

Система содержания несовершеннолетнего в специальном учреждении должна быть организована таким образом, чтобы не нарушать его основного права в этой области — права на гуманное, не унижающее человеческого достоинства обращение.

Существенным элементом правового статуса несовершеннолетнего воспитанника специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа выступают его обязанности. Общие обязанности осужденных установлены ст. 11 УИК РФ. Представляется, что они без изъятий распространяются на исследуемый нами контингент несовершеннолетних, принимая во внимание, что они являются именно осужденными по приговору суда. Среди таких общих обязанностей надо отметить:

— исполнение установленных законодательством РФ обязанностей граждан Российской Федерации, соблюдение принятых в обществе нравственных норм поведения, требований санитарии и гигиены;

— соблюдение требований федеральных законов и иных нормативных правовых актов;

— выполнение законных требований администрации учреждения;

— вежливое отношение к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения, а также к другим осужденным.

Конкретизируются права несовершеннолетних воспитанников Уставами специальных воспитательных учреждений. В них устанавливаются обязанности:

— примерно вести себя; соблюдать устав, правила внутреннего распорядка, правила противопожарной безопасности и иные локальные акты учреждения;

— добросовестно учиться; выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренных учебными планами, овладевать знаниями, умениями и навыками;

— участвовать в общественно полезном труде;

— посещать все виды учебных занятий, определенных учебным планом, если иное не предусмотрено локальными актами учреждения;

— уважать честь и достоинство других воспитанников и работников учреждения;

— бережно относиться к имуществу учреждения;

— выполнять решения органов управления учреждения;

— выполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Представляется необходимым еще раз подчеркнуть, что в систематизированном виде эти права и обязанности фиксируются только в локальных нормативных актах — уставах учреждений и правилах внутреннего распорядка. На более высоком нормативном уровне существуют разрозненные системы прав и обязанностей, характеризующих положение несовершеннолетнего в различных правовых отношениях: часть из них носит общий характер, часть может быть применена для оценки положения воспитанников специальных учреждений частично или с соответствующими оговорками. В силу этого надо признать, что четкое и полное представление о правовом статусе несовершеннолетнего, освобожденного от уголовного наказания в виде лишения свободы и помещенного в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, может быть сформировано лишь на теоретическом уровне. Такое положение вещей нельзя признать в полной мере удовлетворительным. Полагаем, что обеспечению надлежащих гарантий законности и гуманитарных стандартов должно служить четкое закрепление правового статуса воспитанника специального учреждения.

Формой такого закрепления должен стать документ, аналогичный ранее действовавшему Типовому положению о специальном учебно-воспитательном учреждении для детей и подростков с девиантным поведением, утвержденный на уровне не ниже правительственного акта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *