Учебно вспомогательный персонал

Анализ системы управления персоналом в организации

Общая характеристика кадрового состава в организации

Численность персонала: 6291 чел. на начало 2015 года.

Категории пероснала в организации:

НПР — научно-педагогические работники, исполняющие базовые процессы в Университете — научный и образовательный. К категории НПР относятся ППС — профессорско-преподавательский состав — профессора, доценты, преподаватели, ассистенты, должности научных работников. Данная категория также включает руководителей научными и учебными структурными подразделениями (деканы, заведующие кафедрами, заведующие лабораториями и др.).

АУП — административно-управленческий персонал;

ОП — обслуживающий персонал — категория, занятая в обеспечении обслуживающих, по отношению к базовым, процессов. Данная категория включает широкий спектр должностей, включая сторожей, врачей, секретарей-машинистов, уборщиц водителей автомобилей, помещений, слесарей и пр.

Прочие — категория учебно- и научно-вспомогательного персонала (УВП). УВП включает такие должности как: лаборанты кафедр, учебные мастера, специалисты по учебно-методической работе и прочие сотрудники, напрямую не занятые в базовых процессах, но обеспечивающие их организационно и технически.

Структура персонала по количеству должностей:

  • • Научно-педагогические работники (НПР) — 2418 долж.
  • • Профессорско-преподавательский состав (ППС) — 1782 долж.
  • • Молодые работники ППС — 438 долж.
  • • Зарубежные работники ППС — 68 долж.
  • • Научные работники — 1046 долж.
  • • Молодые научные работники — 409 долж.
  • • Зарубежные научные работники — 11 долж.
  • • Административно-управленческий персонал (АУП) — 672 долж.
  • • Работники руководящего состава 241 долж.
  • • Специалисты, имеющие опыт работы в ведущих зарубежных и российских университетах и научных организациях — 182 долж.
  • • Специалисты международного уровня, работающие в органах управления университета — 11 долж.
  • • Учебно-вспомогательный персонал (УВП), научно-вспомогательный персонал (НВП) — 2690 должн.
  • • УВП — 1094 долж.
  • • НВП — 735 долж.
  • • Обслуживающий персонал (ОП) — 1170 должн.

Разница между количеством должностей и количеством сотрудников объясняется тем, что один сотрудник может занимать одну и более должностей в университете.

Рис. 1. Структура численности персонала (по ставкам)

Проанализировав структуру по численности персонала можно констатировать, что административно-управленческий персонал занимает небольшую часть — 9 % ставок, количество обслуживающего персонала и прочие категории персонала занимают наибольшую долю от общей численности — 65%. В то время, как научно-педагогические работники, которые обеспечивают базовый процесс составляют всего лишь 26 %.

Численность административно управленческого персонала составляет 668 человек из 6291, то есть 7%, им соответствуют 672 должности.

Рис. 2. Структура административно-управленческого персонала по возрасту

Анализируя структуру административно-управленческого персонала по возрасту, можно сделать вывод, что группы персонала с 21-30, 31-35, 41-45 лет имеют наибольшую численность. Группы персонала с 36-40, 46-50, 51-55, 56-60, 61-65, 66-70 лет имеют примерно равное значение. Наименьшую долю в структуре административно-управленческого персонала по возрасту занимает группа старше 70 лет. Проявляющееся нелинейное распределение в структуре административно-управленческого персонала по возрасту объясняется различной политикой Университета относительно найма административно-управленческого персонала, а также демографической ситуацией в регионе.

Рис. 3. Структура должностей административно-управленческого персонала

Рис. 3 иллюстрирует, что в структуре должностей административно-управленческого персонала преобладают специалисты и старшие/ведущие специалисты, что объясняется ориентацией на исполнение базовых задач. На каждых двух сотрудников из группы «Начальники, директора и заведующие» приходится в среднем один сотрудник из группы «Заместители начальников и директоров».

Анализ системы управления персоналом в организации (матрица анализа системы управления персоналом в Приложении А)

Функции по управлению персоналом исполняет Управление развития персонала, которое является структурным подразделением Томского государственного университета. Данное подразделение было создано в 2014 году, когда в рамках второй стратегической инициативы «Привлечение и развитие ключевого персонала вуза, рост качества исследовательского и профессорско-преподавательского состава («Кадры новой формации»)» было создано Управление развития человеческих ресурсов, которое затем было переименовано в Управление развития персонала.

Целью деятельности управления развития персонала является создание условий для привлечения, постоянного развития работников и вовлечения их в реализацию стратегии ТГУ.

На данный момент базовые процессы системы управления персоналом являются не выстроенными и неполными. В системе отсутствует важный элемент — разработка стратегии управления персоналом и кадровой политики.

Функции подбора и оценки персонала осуществляются формально, что неприемлемо для происходящего процесса трансформации в соответствии с Дорожной картой. Для процесса адаптации персонала разработано «Положение об адаптации работников Томского государственного университета», но оно еще не вступило в силу. Также введена новая система стимулирования на основе эффективных контрактов, и на данный момент осуществляется разработка системы ключевых показателей эффективности, которые призваны приблизить деятельность персонала к выполнению стратегической цели Университета.

В прошлом году в соответствии со второй стратегической инициативой «Привлечение и развитие ключевого персонала вуза, рост качества исследовательского и профессорско-преподавательского состава («Кадры новой формации»)» стартовал проект «Кадровый резерв», в рамках которого уже прошел первый набор и запланированные мероприятия. Положение по управлению проектом «Кадровый резерв» находится в разработке, так как не определены критерии оценки кандидатов на входе и выходе, процесс от вхождения до выпуска из кадрового резерва является не систематизированным.

Обучение и развитие персонала также является актуальным направлением управления. Исторически Университет занимался обучением научно-педагогического и профессорско- преподавательского состава. На данном этапе, когда университет движется по вектору развития, необходима профессионализация административно-управленческого персонала. В обучении персонала актуализируется проблема построения системы управления обучением всех групп персонала, в том числе административно-управленческого, т.к. изменение стратегических целей Университета требует изменения и наращивая новых компетенций, соответствующих проектируемой ситуации развития.

Для управления корпоративной культурой проводятся исследования, которые позволяют определить профиль существующей корпоративной культуры и желаемой, то есть ориентированной на уникальные преимущества ТГУ как классического университета — классичность, фундаментальность, открытость, которые составляют «Ген университета». Для управления корпоративной культурой разработано Положение о корпоративной культуре, а также проект кодекса корпоративной этики, который еще не утвержден.

Матрица анализа системы управления персоналом позволяет нам сделать вывод, что новые элементы в системе управления персоналом появились сравнительно недавно, что обусловлено вхождением Университета в программу повышения конкурентоспособности. До этого момента функции по управлению персонала были обслуживающим элементом, т.е. присутствовали только те, без которых функционирование организации было бы затруднено. Создание новой структуры — Управления развитием персонала — шаг в направлении создания условий инновационно-активной среды, вовлечения персонала в проектную деятельность и движения Университета к целевой модели.

Методические рекомендации «Разработка организационно-экономического механизма учреждений начального и среднего профессионального образования» (стр. 2 )

Численность работников учреждений НПО и СПО зависит от вида образовательного учреждения, режима его работы, числа обучающихся, количества учебных групп.

В штате учреждений НПО и СПО выделяют четыре нормативных категории работников: административный персонал, педагогический персонал, учебно-вспомогательный персонал, обслуживающий персонал.

В состав административного персонала входят: руководитель образовательного учреждения, его заместители, главный бухгалтер, старший мастер, заведующий библиотекой.

К составу педагогического персонала относят должности преподавателя, мастера производственного обучения, руководителя физического воспитания, преподавателя–организатора основ безопасности жизнедеятельности, руководителя допризывной подготовки молодежи, педагога-психолога, методиста, социального педагога, педагога дополнительного образования, инструктора по труду.

К учебно-вспомогательному составу относят должности бухгалтера, инспектора по кадрам, секретаря учебной части, секретаря-машинистку, библиотекаря, документоведа, лаборанта, инженера по охране труда, техника по ремонту аппаратуры, кассира, механика, электроника, экономиста.

К обслуживающему персоналу относят должности водителя, гардеробщика, дворника, заведующего хозяйством, заведующего складом, техника по эксплуатации зданий, уборщик производственных и служебных помещений, кочегар, электрик, подсобный рабочий, повар.

Помимо перечисленных должностей в штат учреждения НПО и СПО могут быть включены:

-дополнительный персонал при наличии укрупненной материально-технической базы и использовании экономических и финансовых моделей деятельности образовательного учреждения, основанных на большей финансовой самостоятельности (экономист, маркетолог, юрист и др.);

-персонал общежития.

4.3. Экономическая и финансовая модель образовательного учреждения

как фактор формирования его штатного расписания

Формирование штатного расписания учреждения НПО и СПО является производным от экономической и финансовой модели деятельности образовательного учреждения, от механизма распределения финансовых ресурсов, выделяемых или зарабатываемых образовательным учреждением.

В настоящее время существует три основных экономических и финансовых модели деятельности образовательного учреждения в системе профессионального образования.

Нормативно — бюджетная модель, ориентированная на финансирование содержания учебных заведений. Процесс финансирования сводится к распределению фондов на основе установленных норм расходов по содержанию учебных заведений, которые фондируются ежегодно, независимо от содержания учебных программ, уровня набора студентов и конечных результатов. В этом случае при принятии бюджетов учебных заведений не рассматриваются используемые типы учебных программ и плановый набор абитуриентов, и соответственно, сами эти параметры диктуются объемом выделенных ассигнований. Функция фондирования в этом случае ложится на соответствующие службы региональных министерств или специализированных агентств.

Нормативно-бюджетная модель основана на предположении, что каждое учебное заведение имеет постоянное число работников каждой категории, и определяет величину выделяемых бюджетных средств как сумму средств на оплату труда работников и средств на покрытие оперативных расходов вне связи с набором студентов и результатами работы учреждения НПО или СПО. Подобная модель ограничивает инициативу учебных учреждений, гибкость принимаемых решений, не учитывает местных особенностей спроса на рабочую силу и препятствует перераспределению ресурсов в соответствии с этим спросом. Нормативная модель в большинстве случаев не может обеспечить высокой эффективности работы учебных заведений.

Бюджетная модель распределения финансовых ресурсов под конечный результат. Финансирование рассматривается как инструмент управления. Схемы финансирования привязываются к осуществлению установленных приоритетов и достижению конечных результатов, что влечет за собой дифференциацию в финансировании учебных заведений. Процедура финансирования в данном случае содержит элементы оценки достигнутых результатов (повышение уровня квалификации выпускников, решение проблем трудоустройства, и т. д.) и связывает последующие стадии фондирования с осуществлением плановых задач.

Данная модель связывает финансирование с выполнением поставленных задач. При таком способе финансирования используются следующие вариантные механизмы:

-вариант первый — объем выделяемых средств ориентирован на число учащихся, поощряются образовательные учреждения, привлекающие и удерживающие максимальное количество студентов. Подобный принцип, однако, не способствует оптимизации соотношения спроса региональных предприятий и организаций на специалистов конкретных профессий и предложения выпускаемых образовательным учреждением специалистов. Кроме того, у учреждений НПО и СПО в данном случае отсутствует мотивация к разработке и предложению усовершенствованных и, соответственно, более дорогих программ обучения;

-вариант второй — объем финансирования на одного учащегося варьируется в зависимости от содержания образовательной программы. В этом случае финансово поощряются учебные заведения, предлагающие учебные программы и квалификации, имеющие государственный и региональный приоритет, выделяются дополнительные гранты тем учреждениям НПО и СПО, в которых выпускники получают квалификационные удостоверения более высокого уровня.

-вариант третий — Поощрение учреждений НПО и СПО, обеспечивающих максимальный удельный вес трудоустроенных выпускников, продолжающих работать в соответствии с приобретенной квалификацией в течение определенного времени после окончания учреждения НПО или СПО.

Использование данной модели фактически заставляет учебные заведения принимать условия конкурентной борьбы на рынке образовательных услуг, действовать в качестве «производителя конкурентоспособной продукции» особого рода – специалистов высокой квалификации. Подобный метод финансирования обеспечивает минимальные бюджетные ассигнования любому действующему учреждению НПО и СПО, но при этом поощрение получают производители образовательных услуг, в большей степени ориентированные на спрос рынка труда. При грамотной организации учебно-производственного процесса учебное учреждение НПО и СПО имеет возможность получать прибыль и использовать ее, в частности, на поощрительные выплаты педагогическим и учебно-вспомогательным работникам.

Модель, основанная на большей финансово-хозяйственной самостоятельности образовательного учреждения Данная модель может включать в себя в качестве элемента предшествующие модели. Может существовать в рамках государственного или муниципального образовательного учреждения, если оно имеет организационно-правовую форму:

-бюджетного учреждения (ориентация на формирование внебюджетных доходов при том, что финансирование за счет бюджетных средств рассматривается лишь как один из элементов организации финансов образовательного учреждения);

-автономного учреждения, обладая в этом качестве большей самостоятельностью в использовании имущества и средств. сформированных внебюджетными доходами.

Финансирование профессионального образования рассматривается как инвестиции, и особое внимание в данном случае уделяется норме возврата на вложенные средства.

Таким образом, составление штатного расписания учреждения НПО и СПО нельзя воспринимать как формальный документ, отражающий структуру учреждения и перечень должностных тарифных ставок (окладов).

Первоочередное внимание должно уделяться построению эффективной экономической и финансовой модели образовательного учреждения и связанной с ней системы управления, которая будет содействовать решению задач, связанных с объемом и качеством профессионального образования, развитием образовательного учреждения, генерацией значимых доходов педагогических работников и других категорий персонала. Такая модель предполагает многовариантность решения поставленных задач.

4.4. Последовательность формирования штатного расписания

Формирование штатного расписания является достаточно сложным и трудоемким процессом, состоящим из нескольких этапов:

1) определение функциональной, региональной, а на этой основе организационной структуры учреждения с выделением отдельных структурных подразделений и указанием вертикальных и горизонтальных связей между подразделениями; присвоение каждому подразделению своего кода, обозначающего место структурного подразделения в иерархической структуре организации, с целью упрощения ведения документооборота и обозначения места более мелких подразделений в составе крупных;

2) определение должностного состава каждого структурного подразделения в четком соответствии с тарифно-квалификационными справочниками и Общероссийским классификатором должностей служащих и профессий рабочих;

3) определение нормативной штатной численности работников каждого структурного подразделения;

4) установление тарифной ставки (оклада) каждого работника учреждения, определяемой как фиксированный размер оплаты труда за выполнение трудовых обязанностей определенной сложности (квалификации) за единицу времени;

5) определение величины доплат и надбавок к заработной плате каждого работника. Под доплатами понимаются выплаты, начисляемые работникам к тарифным ставкам (окладам) за особые условия труда или режим работы. Под надбавками понимаются выплаты сверх установленного должностного оклада, стимулирующие работника к достижению более высоких более высоких трудовых показателей, повышению профессионального мастерства;

6) оформление и утверждение штатного расписания в соответствии с формой Т-3, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 6 апреля 2001 г. №26.

4.5. Первый этап формирования штатного расписания – определение организационной структуры образовательного учреждения НПО и СПО

Первый этап процесса составления штатного расписания – это определение организационной структуры образовательного учреждения.

С этой целью должны быть определены:

-функциональная и продуктовая структура образовательного учреждений (набор образовательных и других услуг и продуктов, которые будет предоставлять образовательное учреждение, виды деятельности, которое оно будет осуществлять, вспомогательные и обеспечивающе функции, которые должны быть реализованы);

-региональная структура (существует ли филиальная сеть или разделенные имущечтвенные комплексы, которые нуждаются в обособленном оперативном управлении);

-экономическая структура (центры прибыли и затрат, крупные проекты, которые нуждаются в обособленном управлении);

-линейная структура (количество уровней управления (на практике образовательные учреждения формируют 2-х, 3-х и 4-х-уровневые системы управления))4

-функции, которые передаются внешним организациям (на аутсорсинг) (например, ведение бухгалтерского и статистического учета, организация питания, профессиональная подготовка на производстве, юридическая работа и т. п.).

Реальные организационные структуры строятся как смешанные (матричные): по функциональному, продуктовому, региональному, экономическому и линейному критериям, исходя из:

-величин объемов деятельности, возникающем в потенциальных структурных подразделениях, их обособленности, специфичности деятельности;

-норм управляемости в образовании (для линейных руководителей – до 15 – 20 человек, для руководителей 2-го и 3-го уровней – до 5 –6 человек);

-наличие значимого обособленного экономического и финансового оборота (например, учебное производство, формирующее значимую долю сметы образовательного учреждения), крупного проекта или задачи, реализация которых имеет высокое значения для образовательного учреждения (например, проект развития образовательного учреждения как инновационного, проект создания образовательных программ по новой перспективной специальности, проект увеличения внебюджетных доходов за счет услуг дополнительного профессионального образования и т. п.).

Разграничение обязанностей и распределение полномочий, встроенные в организационную структуру. Эффективное руководство учреждением НПО (СПО) предполагает детализированное разграничение служебных обязанностей между руководящими лицами учреждения. Важно учитывать, что каждое образовательное учреждение имеет свои особенности, обусловленные профилем подготовки специалистов, контингентом учащихся, наличием материально-технической базы, возможностями взаимодействия с региональными предприятиями, заинтересованными в трудоустройстве подготавливаемых учебным учреждением специалистов. Четкое и детальное разделение труда позволяет избежать дублирования работы, слабой осознанности личной ответственности работников за отдельные результаты деятельности образовательного учреждения.

Целесообразно:

-избегать чрезмерной централизации полномочий и обязанностей у руководителя образовательного заведения;

-сосредотачивать оперативное управление и контроль деятельности на 2-м и 3-м уровнях управления (заместители руководителя образовательного учреждения, начальники структурных подразделений), оставляя возможности для руководителя образовательного учреждения принимать перспективные решения, связанные со среднесрочным развитием образовательного учреждения, расширением его ресурсной базы, инициацией крупных проектов, организации взаимодействия с региональными органами управления образованием, клиентами, работодателями).

В основу организационной структуры учреждения НПО (СПО) может быть положен принцип, используемый в основе современных теорий управления персоналом, который подразумевает деление организационных полномочий на т. н. «линейные» и «функциональные».

Линейные полномочия включают в себя право отдавать распоряжения и приказы, направлять работу подчиненных. Линейные руководители имеют в подчинении определенный штат сотрудников и ответственны за достижение основных целей учреждения. К линейному персоналу учреждения НПО (СПО) относится, прежде всего, директор учреждения, а также руководители подразделений, например, руководитель финансовой службы.

Функциональные руководители вырабатывают рекомендации по оптимизации учебного и производственного процесса, оказывают консультационную помощь линейным руководителям для наилучшего достижения основных целей. Например, заместители директора УНПО (УСПО) по учебно-производственной, учебно-воспитательной работе могут одновременно совмещать свои управленческие функции с педагогической или учебно-производственной деятельностью, и несут при этом ответственность за решение задач, связанных с организацией учебного процесса с различных позиций.

Основополагающие документы для формирования организационной структуры. Основными документами, определяющими структуру учреждений НПО и СПО, обязанности отдельных категорий работников учреждений НПО и СПО являются:

-«Положение об учреждении начального профессионального образования» и «Положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» (типовое, утвержденное на федеральном уровне, или региональное типовое положение, принятое нормативным актом субъекта РФ);

-типовые положения об отдельных видах образовательных учреждений, принятые на региональном уровне (например, о коррекционном образовательном учреждении);

-типовое положение о филиале образовательного учреждения НПО (или СПО);

-типовые положения об отдельных структурных подразделениях образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования;

-решение о создании образовательного учреждения и его Устав, в котором устанавливаются организационно — правовая форма учреждения; цели образовательного процесса, тип и виды реализуемых образовательных программ; основные характеристики организации образовательного процесса; структура финансовой и хозяйственной деятельности учреждения начального профессионального образования; порядок управления учреждением начального профессионального образования; права и обязанности участников образовательного процесса.

При формировании организационной структуры могут быть использованы иные нормативные акты, указанные выше в пункте 2.2.1.1.

В Типовых положениях об образовательных учреждениях НПО и СПО, утвержденных на федеральном уровне, предусмотрены:

-Совет как коллегиальный орган, осуществляющий общее руководство образовательным учреждением. Для образовательных учреждений среднего профессионального образования предусмотрена возможность создания иных органов самоуправления (педагогических и методических советов, советов филиалов) (на практике указанные органы самоуправления создаются и в учреждениях начального профессионального образования);

-наличие директора (начальника) как единоличного исполнительного органа (с запрещением для него одновременно исполнять должности директора филиала образовательного учреждения (последнее — для учреждений начального профессионального образования);

-право образовательного учреждения самостоятельно устанавливать структуру управления, штатное расписание, распределение должностных обязанностей, размеры заработной платы за счет внебюджетных финансовых средств с учетом ограничений, установленных федеральными и местными нормативами, а также размеры надбавок и доплат к должностным окладам и порядок премирования своих работников;

для учреждений начального профессионального образования

-возможность иметь филиалы, образовывать объединения, комплексы с другими учреждениями и предприятиями;

-право создавать учебно — производственные мастерские, лаборатории, полигоны, учебные хозяйства, учебно — производственные, учебно — торгово — производственные структуры, которые являются их подразделениями без права юридического лица
(совмещение образовательного процесса, производства, предоставления торговых услуг);

для учреждений среднего профессионального образования

-возможность иметь в своей структуре филиалы, представительства, отделения, подготовительные курсы, учебные кабинеты и лаборатории, учебные и учебно-производственные мастерские и хозяйства, учебные полигоны, структурные подразделения дополнительного профессионального образования, общежития и другие структурные подразделения;

-возможность создания в структуре подразделений для осуществления научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы, инновационной деятельности.

Совет образовательного учреждения НПО (СПО). В Законе «Об образовании», в Типовых положениях об образовательном учреждении НПО (СПО), утвержденных на федеральном и региональном уровнях, заложена возможность «разделения» функции управления образовательным учреждением, организации совместного руководства со стороны директора образовательного учреждения и коллегиального органа управления – Совета образовательного учреждения НПО (СПО). Управление образовательным учреждением, таким образом, можно организовать на принципах взаимодействия двух «ветвей власти» — законодательной и исполнительной. На практике этот механизм не всегда действует, поскольку зачастую «администрация считает себя единственным компетентным управленческим источником, а коллектив – не созревшим для конструктивного управления».

Совет учреждения НПО (СПО) – коллегиальный орган самоуправления, в который могут входить не только представители администрации, но и члены профсоюзного комитета, попечительского совета, другие лица, представляющие общественные организации. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении СПО, утвержденным на федеральном уровне (см. выше), в состав Совета входят директор (начальник) среднего специального учебного заведения, представители всех категорий работников, обучающихся, а также заинтересованных предприятий, учреждений и организаций. Председателем совета является директор (начальник). Другие члены совета избираются общим собранием (конференцией).

Основное направление деятельности Совета учреждения НПО (СПО) – решение перспективных вопросов деятельности образовательного учреждения, имеющих для него основополагающее значение, формирующих основы и важнейшие элементы его организационной, образовательной и финансоово-хозяйственной деятельности.

Распределение полномочий между Советом и директором образовательного учреждения устанавливается Уставом образовательного учреждения.

Состав административного руководства учреждением НПО (СПО). В админстративное руководство входят, помимо директора, заместители директора, главный бухгалтер, и прочие должностные лица, состав которых зависит от профиля образовательного учреждения. Во многих учреждениях НПО (СПО) могут разграничиваться компетенции заместителей по учебно-производственной и учебно-воспитательной работе, вводиться в штат образовательного учреждения должности финансового директора или заместителя директора по экономике, и т. д. Основными задачами такого разграничения является избежание дублирования функций (в результате передачи ответственности за отдельный участок работы конкретному должностному лицу), разграничение полномочий в соответствии с иерархическим уровнем руководителя, взаимосвязь полномочий и ответственности должностного лица.

Модель управления учреждением НПО (СПО) в самом общем виде представлена в схеме (см. приложение 2 к данному документу).

Эффективность модели определяется взаимодействием и слаженностью работы должностных лиц, отвечающих за отдельные участки деятельности, непересечением их функций, полномочий и обязанностей, непротиворечивостью системы планирования, мониторинга и контроля внутри образовательного учреждения.

Одним из способов организации взаимодействия руководящих работников учреждения НПО (СПО) является распределение обязанностей при выполнении комплексных задач с использованием матрицы распределения. В матрице четко прослеживается распределение обязанностей руководителейобразовательного учреждения, определяется степень участия каждого руководителя в конкретных видах совместной деятельности и ответственность за выполнение своих функций (см. приложение 3 к данному документу).

4.6. Второй этап формирования штатного расписания – определение должностного состава

Второй этап процесса формирования штатного расписания — определение должностного состава каждого структурного подразделения исходя из его функций.

С этой целью могут быть использованы:

-нормативные документы, содержащие в себе квалификационные требования к сотрудникам образовательных учреждений;

-положения о порядке аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, содержащие перечни их должностей, утвержденные на федеральном и региональном уровнях;

-нормативные акты о порядке оплаты труда руководящих и педагогических работников, содержащие перечни их должностей, утвержденные на федеральном и региональном уровнях;

-предшествующее штатное расписание;

-штатные расписания образовательных учреждений – аналогов.

4.7. Третий этап формирования штатного расписания – определение нормативной штатной численности

С этой целью прогнозируется объем деятельности структурного подразделения (в соответствии с его функциями, закрепленными в штатном расписании) и делается оценка нормативного количества персонала, необходимого для выполнения функций в соответствии с должностным составом структурного подразделения.

При расчете нормативной численности работников по каждой группе персонала используются оценки нормативной численности учащихся образовательного учреждения.

1. Количество групп теоретического и производственного обучения определяется исходя из установленной нормы наполняемости учебных групп. При наличии необходимых условий и финансовых средств возможно комплектование групп теоретического и производственного обучения с меньшей наполняемостью, в соответствии с содержанием образовательных программ и уставом образовательного учреждения.

Количество обучающихся в учреждениях начального профессионального образования не должно превышать вместимости, предусмотренной проектом, по которому построено или приспособлено здание. Максимальная вместимость допускается не более 1000 обучающихся. В соответствии с гигиеническими требованиями к условиям обучения наполняемость учебной группы не должна превышать 25 человек.

2. При проведении занятий по иностранным языкам, практических занятий по информатике и вычислительной технике, при проведении лабораторно-практических работ по специальным предметам, в группах производственного обучения допускается деление группы теоретического обучения на две подгруппы. Перечень дисциплин, при изучении которых необходимо деление групп теоретического обучения на подгруппы, определяется региональным департаментом образования при согласовании учебных планов подготовки по отдельным профессиям. При наличии необходимых условий и финансовых средств перечень таких дисциплин может быть дополнен по решению Совета учебного учреждения. В некоторых учреждениях НПО (СПО) следует учитывать необходимость проведения занятий в небольших группах (5-6 человек), а также индивидуальных занятий – например, в музыкальных или художественных училищах.

3. При определении норм наполняемости групп для обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья и отклонениями в развитии образовательное учреждение должно руководствоваться нормами, предусмотренными действующим законодательством.

4. Содержание образования и организация образовательного процесса в учреждении начального профессионального образования регламентируются учебными (тематическими) планами, программами, разработанными образовательным учреждением самостоятельно с учетом содержания примерных учебных планов, программ, разработанных на основе государственных образовательных стандартов и рекомендуемых федеральным органом управления образованием. Учитывая, что учебная нагрузка обучающихся в учреждении начального профессионального образования не должна превышать 36 часов в неделю, а общая продолжительность каникул составляет не менее 10 недель в год при сроке обучения более одного года,можно определить объем учебного времени на год на одну группу в размере 1512 часов.

Данный показатель не учитывает увеличения затрат учебного времени, связанных с необходимостью деления учебных групп на подгруппы при проведении отдельных видов занятий (см. п.2). В связи с этим необходимо умножить полученный объем учебного времени на корректирующий коэффициент, отражающий долю времени, приходящегося на занятия в подгруппах, в общем годовом объеме учебного времени.

Допустим, данный коэффициент составляет для учреждения НПО 10%. Тогда расчетной величиной для расчета нормативной штатной численности работников будет скорректированный объем учебного времени в размере 1663 часов.

5. Для расчета объемов учебного времени, необходимого для проведения теоретических занятий в одной учебной группе, принимается соотношение между теоретическим и практическим обучением 70:30.

6. Расчет норматива штатной численности по группам персонала.

а) Административный персонал.

В нормативную численность работников административного персонала образовательного учреждения включается следующее число нормативных ставок в зависимости от числа обучающихся:

№ п/п

Наименование должности

Диапазон разрядов по ЕТС

Число нормативных ставок при числе учащихся:

до 150

от 150 до 199

от 200 до 249

от 250 до 500

от 500 до 1000

Более 1000

Директор

Заместитель директора по учебно-производст-венной работе (УПР)

Заместитель директора по учебно-воспитатель-ной работе (УВР)

Заместитель директора по общеобразователь-ным дисциплинам (ОД)

Заместитель директора по административно-хозяйственной части (АХЧ)

Заместитель директора по качеству образования

Заместитель директора по экономике / по финансам

Главный бухгалтер

Старший мастер

Руководитель структур-ного подразделения (би-блиотека)

0,5

0,5

0,5

б) Педагогический персонал.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 31.05.2011 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»
Вид документа приказ, справочник
Принявший орган минздравсоцразвития рф
Номер документа 761Н
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 31.05.2011
Номер регистрации в Минюсте 18638
Дата регистрации в Минюсте 06.10.2010
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
  • (в ред. от 26.08.2010 — «Российская газета», N 237, 20.10.2010)
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н (ред. от 31.05.2011) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ЕДИНОГО КВАЛИФИКАЦИОННОГО СПРАВОЧНИКА ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ, РАЗДЕЛ «КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ»

IV. ДОЛЖНОСТИ УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА

Дежурный по режиму (включая старшего)

Должностные обязанности. Осуществляет постоянное наблюдение за поведением воспитанников с девиантным поведением на территории специального учебно-воспитательного учреждения и за его пределами. Предупреждает нарушения дисциплины и порядка. Контролирует соблюдение распорядка дня и выполнение воспитанниками правил поведения. Выявляет воспитанников, склонных к побегам и нарушениям дисциплины, и проводит профилактическую работу. Во время дежурства на вахте проверяет транспортные средства, въезжающие на территорию учебно-воспитательного учреждения и выезжающие за его пределы, а также провозимые ими грузы, ведет соответствующие записи в установленном порядке. Выполняет указания заместителя директора специального учебно-воспитательного учреждения по режиму или представителя администрации при возникновении беспорядков или в случаях недисциплинированности отдельных воспитанников. Участвует в розыске воспитанников, самовольно ушедших из специального учебно-воспитательного учреждения. Отвечает за соблюдение воспитанниками, находящимися в карантинном помещении, распорядка дня и правил поведения. В целях выявления и изъятия у воспитанников недозволенных и запрещенных предметов, вещей и продуктов питания осуществляет личный досмотр воспитанников, а также бытовых, игровых и других помещений с составлением акта о результатах досмотра. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности. При выполнении обязанностей старшего дежурного по режиму в наряде организует работу дежурных по режиму. В случае отсутствия воспитанников во время проверок устанавливает причину их отсутствия и местонахождение, принимает при необходимости меры к их розыску и возвращению в специальное учебно-воспитательное учреждение. В случае отсутствия заместителя директора специального учебно-воспитательного учреждения по режиму исполняет его обязанности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; нормативные документы по вопросам работы специального учебно-воспитательного учреждения; педагогику, педагогическую и возрастную психологию; санитарные правила содержания и режима специального учебно-воспитательного учреждения; основы трудового законодательства; требования по охране прав несовершеннолетних; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по установленной программе без предъявления требований к стажу работы.

Для старшего дежурного по режиму — высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности дежурного по режиму не менее 2 лет.

Вожатый

Должностные обязанности. Способствует развитию и деятельности детского коллектива (группы, подразделения, объединения) в различных учреждениях (организациях), осуществляющих работу с детьми разного возраста, в том числе в оздоровительных образовательных учреждениях, организуемых в каникулярный период или действующих на постоянной основе (далее — учреждениях). Оказывает помощь воспитателю в программировании деятельности воспитанников, детей на принципах добровольности, самодеятельности, гуманности и демократизма с учетом их инициативы, интересов и потребностей. В соответствии с возрастными интересами и требованиями жизни воспитанников, детей способствует обновлению содержания и форм деятельности детского коллектива, организует коллективную творческую деятельность. Совместно с воспитателем и другими работниками учреждения заботится о здоровье и безопасности воспитанников, детей, создает благоприятные условия, позволяющие им проявлять гражданскую и нравственную позицию, реализовывать свои интересы и потребности, интересно и с пользой для их развития проводить свободное время, используя передовой опыт работы с детьми и подростками. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников, детей во время образовательного процесса. Осуществляет взаимодействие со старшим вожатым, органами самоуправления, педагогическими коллективами образовательных учреждений и общественными организациями. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы возрастной и специальной педагогики и психологии, физиологии, гигиены; тенденции развития детских общественных организаций; основы детской возрастной и социальной психологии; индивидуальные и возрастные особенности воспитанников, детей; специфику работы детских общественных организаций, объединений, развития интересов и потребностей воспитанников, детей; основы творческой деятельности; методику поиска и поддержки талантов, организации досуговой деятельности; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Помощник воспитателя

Должностные обязанности. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для их социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации. Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня. Организует с учетом возраста воспитанников работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников. Обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования. Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими). Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, прав ребенка, теории и методики воспитательной работы; правила по охране жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Младший воспитатель

Должностные обязанности. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников, в проведении занятий, организуемых воспитателем. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, обеспечивающую создание условий для социально-психологической реабилитации, социальной и трудовой адаптации воспитанников. Совместно с медицинскими работниками и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий, способствующих их психофизическому развитию, соблюдению ими распорядка дня. Организует с учетом возраста воспитанников их работу по самообслуживанию, соблюдение ими требований охраны труда, оказывает им необходимую помощь. Участвует в работе по профилактике отклоняющегося поведения, вредных привычек у воспитанников. Обеспечивает состояние помещений и оборудования, соответствующее санитарно-гигиеническим нормам их содержания. Взаимодействует с родителями воспитанников (лицами, их заменяющими). Обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии, возрастной физиологии, гигиены, доврачебной медицинской помощи, теории и методики воспитательной работы; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими); правила охраны жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; санитарно-гигиенические нормы содержания помещений, оборудования, инвентаря, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Секретарь учебной части

Должностные обязанности. Принимает поступающую в образовательное учреждение корреспонденцию, передает ее в соответствии с указаниями руководителя образовательного учреждения в структурные подразделения или конкретным исполнителям для использования в процессе работы либо подготовки ответов. Ведет делопроизводство, в том числе и в электронной форме; подготавливает проекты приказов и распоряжений по движению контингента обучающихся, оформляет личные дела принятых на обучение, ведет алфавитную книгу обучающихся и учет часов учебной работы работников образовательного учреждения, обрабатывает и оформляет сдачу личных дел обучающихся в архив. Выполняет различные операции с применением компьютерной техники по программам, предназначенным для сбора, обработки и представления информации. Следит за своевременным рассмотрением и подготовкой документов, распоряжений, поступивших на исполнение, структурными подразделениями образовательных учреждений и конкретными исполнителями. По поручению директора (его заместителя) составляет письма, запросы, другие документы, готовит ответы авторам обращений. Осуществляет контроль за исполнением работниками образовательного учреждения изданных приказов и распоряжений, а также за соблюдением сроков исполнения указаний и поручений руководителя образовательного учреждения, взятых на контроль. Работает в тесном контакте с руководителем образовательного учреждения (его заместителями), педагогическими работниками, руководителями структурных подразделений. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; положения и инструкции по ведению делопроизводства; структуру образовательного учреждения, его кадрового состава; правила эксплуатации оргтехники; правила пользования приемно-переговорными устройствами, факсом, множительным устройством, сканером, компьютером; правила работы с текстовыми редакторами и электронными таблицами, базами данных, электронной почтой, браузерами; технологию создания, обработки, передачи и хранения документов; правила деловой переписки; государственные стандарты унифицированной системы организационно-распорядительной документации; правила печатания деловых писем с использованием типовых образцов; основы этики и эстетики; правила делового общения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования квалификации. Среднее профессиональное образование в области делопроизводства без предъявления требования к стажу работы или среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области делопроизводства без предъявления требований к стажу работы.

Диспетчер образовательного учреждения

Должностные обязанности. Участвует в составлении расписания занятий (уроков) и осуществлении оперативного регулирования организации образовательного процесса и других видов деятельности в образовательном учреждении, его подразделениях в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, в том числе с использованием компьютерных программ и технологий. Контролирует обеспеченность классов, групп, подразделений образовательного учреждения необходимыми помещениями, учебно-методическими материалами, информационно-техническим оборудованием, а также транспортом. Осуществляет оперативный контроль за ходом образовательного процесса, обеспечивая рациональное использование учебных и внеучебных помещений образовательного учреждения. Обеспечивает соблюдение санитарных норм и правил при составлении расписания учебных занятий. Выявляет резервы образовательного процесса по установлению наиболее рациональных режимов работы информационно-технического оборудования, более полной и равномерной загрузке учебно-методического оборудования и учебных помещений образовательного учреждения. Обеспечивает рациональное использование современных электронных средств оперативного управления образовательным процессом в образовательном учреждении. Ведет диспетчерский журнал (электронный журнал), представляет отчеты, рапорты и другую информацию о ходе образовательного процесса. Участвует в работе по оценке расписания занятий в классах, группах, подразделениях образовательного учреждения, дает рекомендации по его совершенствованию. Работает в тесной связи с заместителями директора и руководителями структурных подразделений образовательного учреждения, методическими объединениями педагогических работников. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; Конвенцию о правах ребенка; руководящие и нормативные документы, касающиеся планирования и оперативного управления образовательным учреждением; требования к организации образовательного процесса и составлению расписания учебных занятий; психологические и физиологические особенности разных школьных возрастов; современные образовательные технологии; компьютерные программы по организации образовательного процесса в учебных заведениях; основы этики и эстетики, правила делового общения; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование в области организации труда без предъявления требований к стажу работы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *