Учредители некоммерческой организации

КонсультантПлюс: примечание.

Ст. 15 не на религиозные организации, Государственную компанию «Автодор».

Действие п.п. 1, 1.1 — 1.3 ст. 15 не на бюджетные и казенные учреждения.

Статья 15. Учредители некоммерческой организации

1. Учредителями некоммерческой организации в зависимости от ее организационно-правовых форм могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1.1. Иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся в Российской Федерации, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или федеральными .

(п. 1.1 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

1.2. Не может быть учредителем (участником, членом) некоммерческой организации:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее — Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»);

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 505-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

5) лицо, которое не соответствует предъявляемым к учредителям (участникам, членам) некоммерческой организации требованиям федеральных законов, определяющих правовое положение, порядок создания, деятельности, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций отдельных видов.

(пп. 5 введен Федеральным законом от 17.07.2009 N 170-ФЗ)

(п. 1.2 введен Федеральным законом от 10.01.2006 N 18-ФЗ)

1.2-1. Лицо, которое ранее являлось руководителем или входило в состав руководящего органа общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых по основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» либо Федеральным законом от 6 марта 2006 года N 35-ФЗ «О противодействии терроризму», судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, не может быть учредителем некоммерческой организации в течение десяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

(п. 1.2-1 введен Федеральным законом от 31.12.2014 N 505-ФЗ)

Сколько должно быть учредителей в НКО?

Число учредителей некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено федеральным .

Некоммерческая организация может быть учреждена одним лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных федеральным законом.

(п. 1.3 введен Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

2. Учредителем бюджетного или казенного учреждения является:

1) Российская Федерация — в отношении федерального бюджетного или казенного учреждения;

2) субъект Российской Федерации — в отношении бюджетного или казенного учреждения субъекта Российской Федерации;

3) муниципальное образование — в отношении муниципального бюджетного или казенного учреждения.

(п. 2 в ред. Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Если иное не предусмотрено федеральным законом, учредители (участники) некоммерческих корпораций, учредители фондов и автономных некоммерческих организаций вправе выйти из состава учредителей и (или) участников указанных юридических лиц в любое время без согласия остальных учредителей и (или) участников, направив в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» сведения о своем выходе в регистрирующий орган. В случае выхода из состава учредителей и (или) участников последнего либо единственного учредителя и (или) участника он обязан до направления сведений о своем выходе передать свои права учредителя и (или) участника другому лицу в соответствии с федеральным законом и уставом юридического лица.

Права и обязанности учредителя (участника) некоммерческой корпорации либо права и обязанности учредителя фонда или автономной некоммерческой организации в случае его выхода из состава учредителей и (или) участников прекращаются со дня внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц. Учредитель (участник), вышедший из состава учредителей (участников), обязан направить уведомление об этом соответствующему юридическому лицу в день направления сведений о своем выходе из состава учредителей (участников) в регистрирующий орган.

(п. 3 введен Федеральным законом от 31.01.2016 N 7-ФЗ)

4. Если иное не предусмотрено федеральным законом и уставом юридического лица, физические и (или) юридические лица вправе войти в состав учредителей (участников) некоммерческой корпорации, в состав учредителей фонда и автономной некоммерческой организации с согласия других учредителей и (или) участников.

(п. 4 введен Федеральным законом от 31.01.2016 N 7-ФЗ)

Права и обязанности НКО культуры и их учредителей.

Учредители НКО культуры.

Права:

— определять цели, условия и порядок деятельности организации;

— утверждать устав и изменения к нему;

— назначать и снимать руководителя;

— осуществлять контроль деятельности организации. Вправе
приостановить предпринимательскую деятельность организа­
ции, если считают, что она наносит ущерб основной до реше­
ния суда по этому поводу;

— создавать, реорганизовывать, ликвидировать организации.
Обязанности:

— наделять имуществом и финансировать организации;

16Чапарина С. Н. Создание попечительского совета в некоммерческой организации // Справочник руководителя учреждения культуры. 2002. №1, 4.

— обеспечивать социальную и правовую защиту;

— оказывать информационную поддержку и методическую по­
мощь;

;, — создавать условия для подготовки, профессиональной перепод­готовки и повышения квалификации кадров. НКО культуры. Права:

— самостоятельно осуществлять творческо-производственную и
финансово-хозяйственную деятельность в рамках, установлен­
ных законодательством и учредительными документами;

— создавать филиалы и представительства;

— вступать в различные ассоциации и союзы;

— осуществлять международную деятельность в соответствии с
законодательством РФ.

Обязанности:

— осуществлять основные виды деятельности, предусмотренные
учредительными документами;

— обеспечивать сохранность и эффективное использование за­
крепленного имущества;

— осуществлять социальное, медицинское и иные виды обяза­
тельного страхования работников в соответствии с законода­
тельством РФ;

— обеспечивать гарантированные законодательством РФ мини­
мальный размер оплаты труда, условия труда и меры социаль­
ной защиты работников;

— обеспечивать безопасность работников и посетителей, нести
ответственность за ущерб, причиненный их жизни и здоровью;

— вести бухгалтерский и статистический учет и отчетность в по­
рядке, установленном законодательством РФ.

5.2.5. Порядок создания, реорганизации и ликвидации НКО
культуры
определяется ГК РФ, ФЗ РФ «О некоммерческих организа­
циях», ФЗ РФ «О государственной регистрации юридических лиц».

5.2.6. Основные законодательные акты, регулирующие дея­
тельность НКО культуры.

Закон РФ «Основы законодательства РФ о культуре». Гражданский Кодекс Российской Федерации, части I и П. Налоговый Кодекс Российской Федерации, части I и П.

О порядке создания некоммерческих организаций

Бюджетный Кодекс Российской Федерации.

Трудовой Кодекс Российской Федерации.

Федеральный Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях».

Федеральный Закон Российской Федерации «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Федеральный Закон Российской Федерации «О некоммерческих организациях».

5.3. Организации культуры как юридические лица17.

5.3.7. Понятие юридического лица.

Понятие юридического лица дано в ст. 48 ГК РФ.

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять иму­щественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

5.3.2. Основные признаки юридического лица.

К основным признакам юридического лица относятся:

Организационное единство — проявляется в определенной иерар­хии, соподчиненности подразделений, составляющих его структуру, в четкой регламентации отношений между участниками. Организацион­ное единство закрепляется учредительными документами и норматив­ными актами, регулирующими правовое положение того или иного вида юридических лиц.

Имущественная обособленность — объединение зданий, соору­жений, оборудования, денежных средств и др. в один имущественный комплекс и отграничение его от имущества, принадлежащего другим лицам.

Юридическое лицо в течение какого-то периода времени может вообще не обладать никаким имуществом. Вся имущественная обособ­ленность таких организаций заключается в их способности в принци­пе обладать обособленным имуществом.

17 В сфере культуры может осуществляться и индивидуальная трудовая деятель­ность без образования юридического лица.

Степень имущественной обособленности различается у разных ви­дов юридических лиц. Так, учреждения и казенные предприятия рас­поряжаются имуществом на праве оперативного управления, унитарные предприятия — на праве хозяйственного ведения (см. тему 6), все ос­тальные организационно-правовые формы коммерческих и некоммер­ческих организаций обладают правом собственности на принадлежа- шее им имущество.

Выступление в гражданском обороте от собственного имени тоесть способность от своего имени приобретать и осуществлять гра­жданские права и нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (народном, арбитражном и т.д.)

Гражданские права помимо имущественных (вещественных и ав­торских) прав включают и личные неимущественные права автора.

Самостоятельная гражданско-правовая ответственность — уч­редители (участники) или собственники имущества юридического лица не отвечают по обязательствам юридического лица, а юридическое ли­цо не отвечает по обязательствам первых. Существующие исключения указаны в п.З ст.56, п.5 ст. 115, п.2 ст. 120 ГК РФ. В этом случае ответ­ственность вышеперечисленных субъектов по долгам юридических лиц (в частности, учреждений и казенных предприятий) является субсиди­арной.

5.3.3. Формальные признаки юридического лица.

Юридическое лицо имеет и формальные признаки: юридический адрес, расчетный счет, печать, свидетельство о регистрации и т.д.

Права юридического лица возникают с момента его государствен­ной регистрации, то есть внесения в единый государственный реестр и выдачи свидетельства о регистрации.

5.3.4.Учредители и учредительные документы юридического лица

Учредитель — основатель организации, участвующий в образова­нии имущества юридического лица и принявший на себя обязательства согласно учредительным документам.

Учредителями юридического лица могут выступать физические и (или) юридические лица, в том числе федеральные органы власти, ор­ганы государственной власти субъектов РФ, органы местного само­управления.

Учредительные документы — документы, на основании которых образуется и действует юридическое лицо.

Юридическое лицо действует на основании Устава либо Учреди­тельного договора и Устава, либо только Учредительного договора. В случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо, не являющееся коммерческой организацией, может действовать на основании общего положения об организациях данного вида.

Учредительный договор юридического лица заключается, а Устав утверждается его учредителями (участниками).

Юридическое лицо, созданное одним учредителем, действует на основании Устава, утвержденного этим учредителем. Исключение со­ставляют учреждения — для них, помимо устава, необходимо решение собственника о создании.

В учредительных документах юридического лица должны опреде­ляться наименование юридического лица, место его нахождения, поря­док управления деятельностью, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего ви­да. В учредительных документах некоммерческих организаций и уни­тарных предприятий, а в предусмотренных законом случаях и других коммерческих организаций, должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица. Предмет и определенные цели дея­тельности коммерческой организации могут быть предусмотрены учре­дительными документами и в случаях, когда по закону это не является обязательным.

В учредительном договоре учредители обязуются создать юридиче­ское лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созда­нию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятель­ности. Договором определяются условия и порядок распределения ме­жду участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юри­дического лица, выхода учредителей (участников) из его состава (см. ст. 52 ГК РФ).

5.3.5. Наименование юридического лица.

Использование юридическим лицом собственного наименования позволяет отличить его от всех иных организаций.

Юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, должно иметь фирменное наименование (ст.51, 54 ГК РФ).

Юридическое лицо, являющееся некоммерческой организацией, имеет наименование, а также вправе иметь бланки со своим наимено­ванием и эмблему (ст. 4, 5 ФЗ РФ «О некоммерческих организациях»).

Юридическое лицо, фирменное наименование (наименование), а также эмблема которого зарегистрированы в установленном порядке, имеет исключительное право их использования.

Лицо, неправомерно использующее чужое зарегистрированное фирменное наименование (наименование, эмблему), по требованию обладателя права на фирменное наименование (наименование, эмбле­му) обязано прекратить их использование и возместить причиненные убытки.

Тема 6.ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННОСТИ ВКУЛЬТУРЕ

6.1. Собственностьоснова системы экономических отноше­
ний.

Главная / Архив номеров / № 6 (16) 2012 /Статья Как создать благотворительный фонд

Как создать благотворительный фонд

Мы открываем новую рубрику «Право общественных объединений», в ней будем освещать вопросы создания и деятельности общественных объединений, некоммерческих организаций. При этом планируется затрагивать не только чисто юридические моменты, но и практическую сторону деятельности НКО с точки зрения экспертов, постоянно задействованных в некоммерческих проектах.

Начнем мы с ответа на вопрос, поступившего в нашу редакцию: «как школе создать благотворительный фонд, на который поступают средства родителей учеников, а затем они расходуются на нужды школы?» 

Создание некоммерческой организации (НКО) – дело непростое. Мало кому удавалось с первого раза и без устранения замечаний зарегистрировать НКО. Дело в том, что при создании коммерческой организации, например, общества с ограниченной ответственностью, налоговый орган не проверяет учредительные документы на соответствие закону, а в случае с регистрации НКО, к которым относится фонд, регистрирующий орган проводит серьезную экспертизу всех представленных документов, в особенности устава. В данной статье мы расскажем вам как создать фонд и самое главное как составить документы на регистрацию с наибольшей вероятностью их принятия регистрирующим органом.

Кто регистрирует некоммерческие организации?

Большинство некоммерческих организаций, в том числе фонды, регистрирует территориальный орган Министерства юстиции РФ (по субъекту Федерации).

Сколько требуется учредителей для регистрации?

По закону для регистрации фонда достаточно одного человека. Понятно, что чем меньше учредителей, тем меньше больше мороки с заполнением форм документов, проведением учредительных собраний и т.д. Сам статус учредителя ни на что не влияет, статус учредителя в фонде утрачивает какое-либо правовое значение сразу после регистрации (в отличие от учреждения). Однако с точки зрения организационной для будущей деятельности фонда очень важно, чтобы фонд создавал не один человек, а несколько. Причем, лучше всего, чтобы это были статусные люди, не из администрации школы (не директор школы, не завуч), а кто-то из родителей, занимающий высокий пост (директор крупного предприятия, известный художник, депутат и т.д.). Конечно, существуют случаи учреждения фондом одним человеком, например, Фонд Алены Поповой (был создан матерью больной девочки для сбора средств на ее лечение), но в случае инициативы создания фондом от организации (в нашем случае школой), а не частного лица, лучше, конечно, собрать несколько человек (например, пять, а затем количество может увеличится, но уже в составе органов управления).

Какие документы необходимо предоставить?

Согласно ст. 13.1.

Права и обязанности учредителей некоммерческой организации

ФЗ от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – ФЗ «О некоммерческих организациях») для регистрации фонда потребуются документы:

1) Заявление по форме РН0001 (утв. Постановлением Правительства от 15.04.2006 № 212). Заявление подписывается заявителем, это может быть будущий руководитель фонда или один из его учредителей. Заявление распечатайте с распиской. Лучше сделать два экземпляра. Один из них заверить у нотариуса, другой просто подписать. К нотариусу заявитель должен явиться лично к нотариусу. Заявителем может выступать один из учредителей или будущий руководитель фонда;

2) Устав в трех экземплярах;

3) Решение о создании некоммерческой организации и об утверждении ее учредительных документов с указанием состава избранных (назначенных) органов в двух экземплярах;

4) Сведения об учредителях в двух экземплярах (составляется в свободной форме, в данном документе указываются ФИО, паспортные данные, место регистрации, контактные данные учредителей, желательно подписать всеми учредителями);

5) Квитанция об уплате государственной пошлины (также желательно сделать ее копию);

6) Сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (также документ, составляемый в свободной форме, в нем необходимо указать адрес, по которому можно связаться с руководителем фонда, скорее всего, он будет совпадать с юридическим адресом). Важно заметить, что зарегистрировать благотворительную организацию можно по адресу места жительства гражданина (учредителя, председателя), об этом прямо сказано в ст. 9 ФЗ от 11.08.1995 № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (далее – ФЗ «О благотворительной деятельности»);

7) при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;

8) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.

Как написать устав, чтобы его принял Минюст?

А вот это самое сложное в регистрации НКО. Минюст проверяет устав на соответствие закону, следовательно, даже взятые из закона, но перефразированные его положения, этот орган может заставить переделывать. Но больше всего придирок бывает к целям и видам деятельности, регистрационный орган очень любит решать что может делать организация, а что нет.

Не рекомендуем брать непроверенные формы из Интернета или других источников. Лучше попробовать написать устав самим (или хотя бы проверить взятую форму с учетом данных рекомендаций).

Итак, что должно быть в уставе:

1. Наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму. Указывается полное и сокращенное наименование. Организационно-правовая форма в данном случае – благотворительный фонд.

2. Место нахождения некоммерческой организации. Указывается юридический адрес.

3. Сведения о филиалах и представительствах (если таковые планируется учреждать при регистрации).

4. Предмет и цели деятельности. Обычно сначала указываются цели деятельности (2-3 цели общего характера, больше не нужно, чтобы было поменьше к чему придраться), затем указываются виды деятельности, которыми организация вправе заниматься для достижения целей. Поскольку мы создаем благотворительный фонд, то как раз в этом разделе должно быть указание на это в целях и видах деятельности (согласно ФЗ «О благотворительной деятельности»). Лучше выбрать как можно больше различных видов деятельности, которыми в дальнейшем будет заниматься организация (и на безвозмездной основе, и платно), т.к. иначе потом придется вносить изменения в устав, если чего-то будет не хватать. Фразу «и иные виды деятельности, не противоречащие закону» Минюст пропускает в устав очень редко.

5.  Порядок управления деятельностью. В ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях» указано, что порядок управления фондом определяется его уставом. Но в законе все же есть одно обязательное требование к составу органов фонда. У фонда обязательно должен быть попечительский совет. Он является органом фонда и осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства. Обязательно нужно указать порядок формирования попечительского совета (в законе ничего на этот счет не указано, поэтому тут можно избрать наиболее удобный порядок, например, формирование попечительского совета высшим органом по представлению председателя). Полномочия попечительского совета указаны в п. 3 ст. 7: осуществляет надзор за деятельностью фонда, принятием другими органами фонда решений и обеспечением их исполнения, использованием средств фонда, соблюдением фондом законодательства

На практике как правило формируются следующие органы управления:

1. Высший орган управления — правление фонда с председателем правления (орган оперативного управления),

2. Исполнительный орган (например, исполнительный директор или президент фонда),

3. Попечительский совет (надзорный орган, формируется правлением).

4. Ревизор (ревизионная комиссия)

Полномочия высшего органа указанны в п. 3 ст. 29 ФЗ «О некоммерческих организациях»:

— изменение устава некоммерческой организации;

— определение приоритетных направлений деятельности некоммерческой организации, принципов формирования и использования ее имущества;

— образование исполнительных органов некоммерческой организации и досрочное прекращение их полномочий;

— утверждение годового отчета и годового бухгалтерского баланса;

— утверждение финансового плана некоммерческой организации и внесение в него изменений;

— создание филиалов и открытие представительств некоммерческой организации;

— участие в других организациях;

В этой же статье можно взять и порядок принятия решений.

Также в ст. 10 ФЗ «О благотворительной деятельности» содержаться дополнительные полномочия:

— утверждение благотворительных программ;

— утверждение годового плана, бюджета благотворительной организации и ее годового отчета;

Исполнительный орган некоммерческой организации может быть коллегиальным и (или) единоличным, назначается правлением. Он осуществляет текущее руководство деятельностью некоммерческой организации и подотчетен высшему органу управления некоммерческой организацией. Для удобства обычно используют модель с единоличным органом, но может быть и коллегиальный – исполнительная дирекция. В уставе необходимо указать срок его полномочий и порядок избрания (это должно быть в полномочиях высшего органа управления).

Также следует предусмотреть должность ревизора (ревизионной комиссии), который будет осуществлять контроль над финансово-хозяйственной деятельностью фонда.

6. Источники формирования имущества некоммерческой организации. Устав НКО не место для творчества, поэтому лучше опять же взять все дословно из закона. Источники формирования имущества перечислены в п. 1 ст. 26 ФЗ «О некоммерческих организациях» и ст. 15 ФЗ «О благотворительной деятельности»:

— взносы учредителей благотворительной организации;

— членские взносы (для благотворительных организаций, основанных на членстве);

— благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной или натуральной форме;

— доходы от внереализационных операций, включая доходы от ценных бумаг;

— поступления от деятельности по привлечению ресурсов (проведение кампаний по привлечению благотворителей и добровольцев, включая организацию развлекательных, культурных, спортивных и иных массовых мероприятий, проведение кампаний по сбору благотворительных пожертвований, проведение лотерей и аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации, реализацию имущества и пожертвований, поступивших от благотворителей, в соответствии с их пожеланиями);

— доходы от разрешенной законом предпринимательской деятельности;

доходы от деятельности хозяйственных обществ, учрежденных благотворительной организацией;

— труд добровольцев;

— иные не запрещенные законом источники.

Членских взносов быть не должно, т.к. фонд – это организация без членства.

7. Порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации. Эту функцию нужно отнести к полномочиям высшего органа управления. Если не предусмотреть возможность изменения устава фонда, то он может быть изменен только в судебном порядке (п. 4 ст. 14).

8. Порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации. Опять же, порядок лучше всего взять из закона и сформулировать следующим образом: при ликвидации фонда оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество, направляется в соответствии с уставом фонда на цели, в интересах которых он был создан, и (или) на благотворительные цели (п. 1 ст. 20).

Надо сказать, что весь изложенный порядок в равной степени подходит не только для создания фонда школы, но и любого фонда (в т.ч. благотворительного как его подвида).

И в заключение стоит отметить, что в Государственной думе в первом чтении принят проект Федерального закона № 47538-6, вносящий существенные изменения в Гражданский кодекс РФ. В том числе затрагиваются и некоммерческие организации. Устанавливается закрытый перечень таких организаций, существенно сужается количество организационно-правовых форм. Фонд остается в качестве отдельной организационно-правовой формы НКО, но тоже претерпевает некоторые изменения. Так, из состава органов управления исчезает попечительский совет. Остается только высший коллегиальный орган управления, единоличный руководитель и (по желанию) правление. Ориентировочно новая редакция Гражданского кодекса РФ будет принята к концу 2012 г.

Комментарий эксперта

Создание благотворительной организации в целях поддержки образовательного учреждения – дело совершенно необходимое и важное. Однако, на мой взгляд, когда касается наших общеобразовательных школ, то ни в коем случае нельзя замыкаться только и именно на «родительских» взносах. Безусловно, пожертвования родителей будут составлять определенную часть бюджета Фонда. Но изначально,  с момента своего создания Фонд должен быть нацелен на работу с сообществом в целом – родители, выпускники, бизнес, просто заинтересованные в поддержке и развитии нашего образования люди. Родители, в первую очередь, должны рассматриваться не как основной источник средств, а как послы этой школы и каналы распространения информации о ее деятельности.

Фонд как инструмент решения задач, на которые не хватает бюджетных средств, может быть очень эффективным. И тут неважно, большая школа или маленькая, – важны цели и задачи этого Фонда. Большая школа требует больших усилий, для маленькой школы потребуется меньший  объем пожертвований. Главное – убежденность в необходимости программ, на которые собираются пожертвования, и высокие цели, ради которых осуществляется деятельность школы, а значит, и Фонда. Такая убежденность не сможет не воодушевить сообщество, так или иначе связанное с данной школой. И тогда даже взносы родителей потеряют весь тот негативный окрас, который характерен для них сейчас («насильственные поборы»!!), а наоборот, приобретут характер осознанного действия во благо школы, в которой обучается ребенок.

Фонд поддержки школы – это показатель профессионализма педагогического коллектива школы и отношения к данной школе местного сообщества.

Алла Петрова-Лемачко

Заместитель директора по развитию Свердловской государственной филармонии,
Исполнительный директор благотворительного фонда поддержки
Уральского академического филармонического оркестра,
Доцент кафедры социальной безопасности УрФУ, Кандидат социологических наук

Автор: Юлия Вербицкая — Главный редактор Правовой газеты «Статус», магистр частного права

Опубликовано: Правовая газета «Статус» № 6 (16) 2012 С. 14-15

 

Копирование любых материалов с сайта допускается только при указании на источник с активной ссылкой на сайт http://gazeta-status.ru/

Создание Автономной некоммерческой организации

Автономные некоммерческие организации, как и некоммерческие партнерства, являются новым для нашего законодательства видом НКО. 

Автономной некоммерческой организацией признается унитарная некоммерческая организация, не имеющая членства и созданная на основе имущественных взносов граждан и (или) юридических лиц в целях предоставления услуг в сферах образования, здравоохранения, культуры, науки и иных сферах некоммерческой деятельности.

Автономная некоммерческая организация может быть создана одним лицом (может иметь одного учредителя).
Устав автономной некоммерческой организации должен содержать сведения о ее наименовании, включающем слова «автономная некоммерческая организация», месте нахождения, предмете и целях ее деятельности, составе, порядке образования и компетенции органов автономной некоммерческой организации, а также иные предусмотренные законом сведения.

Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, является собственностью автономной некоммерческой организации. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют права на имущество, переданное ими в собственность этой организации.

Учредители не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Автономная некоммерческая организация вправе заниматься предпринимательской деятельностью, необходимой для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующей этим целям, создавая для осуществления предпринимательской деятельности хозяйственные общества или участвуя в них.

Регистрация некоммерческих организаций в России: пошаговая инструкция

Учредитель автономной некоммерческой организации может по своему усмотрению выйти из состава учредителей.
По решению учредителей автономной некоммерческой организации, принятому единогласно, в состав ее учредителей могут быть приняты новые лица.

Автономная некоммерческая организация по решению своих учредителей может быть преобразована в фонд.
Управление деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, установленном ее уставом, утвержденным ее учредителями.

По решению учредителей (учредителя) автономной некоммерческой организации в ней может быть создан постоянно действующий коллегиальный орган (органы), компетенция которого устанавливается уставом автономной некоммерческой организации.

Учредители (учредитель) автономной некоммерческой организации назначают единоличный исполнительный орган автономной некоммерческой организации (председателя, генерального директора и т.п.). Единоличным исполнительным органом автономной некоммерческой организации может быть назначен один из ее учредителей-граждан.

Цели деятельности Предоставления   услуг   в    области    образования, здравоохранения, культуры, науки,  права,  физической культуры и спорта и т.д.
Учредители Граждане, достигшие 18 лет, и (или) юридические лица
Члены Нет
Отношение учредителей, членов к имуществу организации, их ответственность Учредители  не отвечают по его обязательствам автономной некоммерческой организации,  а автономная некоммерческая    организация не отвечает по обязательствам  учредителей. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями,  является собственностью автономной некоммерческой организации.
Руководящие органы

коллегиальный высший  орган,  имеющий  исключительную компетенцию. Вопросы,  не  включенные  в  компетенцию высшего органа, решаются  единоличным  исполнительным органом.

Предпринимательская деятельность Возможна  лишь  постольку,   поскольку   это   служит достижению целей, ради которых  создана  организация. Отдельным и  видами  деятельности,  перечень  которых определяется  законом,  можно  заниматься   только на основании лицензии
Ликвидация, преобразование

Автономная некоммерческая организация ликвидируется по общим правилам гражданского  законодательства. По смыслу п. 1 ст. 65 ГК она не может быть объявлена банкротом. Остаток имущества ликвидируемой организации используется в соответствии с указаниями ее устава или в порядке, предусмотренном Законом.

Консалтинговая группа «Альпийский ветер» оказывает услуги по созданию путем учреждения или реорганизации некоммерческих организаций, в том числе по регистрации Автономной некоммерческой организации, товарищества собственников недвижимости (ТСН), благотворительных общественных и благотворительных фондов.

Учредители некоммерческой организации

В соответствии с действующим Законодательством РФ, учредителями некоммерческих организаций могут выступать полностью дееспособные, достигшие совершеннолетнего возраста, граждане (граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства) и (или) юридические лица (российские и зарубежные). В зависимости от организационно-правовых форм создаваемых некоммерческих организаций, Законодательством РФ предусмотрен ряд особенностей в отношении их учредителей.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации законно, могут быть учредителями (участниками, членами) некоммерческих организаций, за исключением случаев, установленных международными договорами Российской Федерации или Федеральными Законами, а именно:

  • учредителем (участником, членом) некоммерческой организации не может быть иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном Законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации;
  • учредителем (участником, членом) некоммерческой организации не может быть лицо, включенное в перечень в соответствии с п.

    Сколько учредителей должно быть в автономной некоммерческой организации

    2 ст. 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

  • учредителем (участником, членом) некоммерческой организации не может быть общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;
  • учредителем (участником, членом) некоммерческой организации не может быть лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

Число учредителей создаваемой некоммерческой организации не ограничено, если иное не установлено Федеральным Законом.

Согласно Закону РФ «О некоммерческих организациях», некоммерческая организация может быть учреждена одним физическим или юридическим лицом, за исключением случаев учреждения некоммерческих организаций в форме некоммерческих партнерств, ассоциаций (союзов) и иных случаев, предусмотренных Федеральным Законом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *