УДО, что это?

Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено по ходатайству осужденного, либо по представлению учреждения или органа исполняющего наказание к лицу, отбывающему содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы.

Применение условно-досрочного освобождения является правом суда, которое реализуется только в тех случаях, когда установлено, что для своего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного наказания, а также полностью или частично возместил вред, причиненный преступлением.

Для этого суд устанавливает факты примерного поведения осужденного, конкретные обстоятельства и характер каждого допущенного осужденным нарушения за весь период отбывания наказания; данные о снятии или погашении взысканий, время, прошедшее с момента последнего взыскания, его отношение к труду, данные, характеризующие его личность и т.д.

Для решения вопроса о возможности применении условно-досрочного освобождения законом предусмотрены конкретные сроки фактически отбытого осужденным наказания:

— не менее 1/3 срока наказания, назначенного за преступление небольшой (до 3-лет лишения свободы) или средней тяжести (до 5 лет лишения свободы);

не менее 1/2 срока наказания, назначенного за тяжкое преступление (до 10 лет лишения свободы);

не менее 2/3 срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление (лишение свободы на срок свыше 10 лет лишения свободы), а также 2/3 срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшегося, если условно-досрочное освобождение было отменено.

не менее 3/4 срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а также за ряд преступлений против общественной безопасности и общественного порядка;

не менее 4/5 срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста.

Фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее 6 месяцев.

Если виновный осужден по совокупности преступлений, входящих в различные категории, вопрос об условно-досрочном освобождении может быть поставлен по отбытии необходимого для этого срока за более тяжкое преступление.

Других ограничений для применения условно-досрочного освобождения УК РФ не содержит.

Условно-досрочное освобождение может быть применено и к лицам, отбывающим пожизненное лишение свободы, для чего необходимо отбытие не менее 25 лет лишения свободы и мотивированное решение суда, что данное лицо не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания.

Применяя условно-досрочное освобождение, суд вправе возложить на осужденного дополнительные обязанности, способствующие его исправлению: запретить посещение определенных мест, материально помогать членам семьи, принять меры к полному возмещению вреда в размере, определенном приговором суда, и другие обязанности.

При условно-досрочном освобождении от основного наказания осужденного, которому было назначено дополнительное наказание, возможно освобождение последнего полностью или частично и от дополнительного наказания.

Ходатайство об условно-досрочном освобождении рассматривается судом по месту нахождения учреждения, в котором осужденный отбывает наказание.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 51 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2009 года N 8 «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания» и от 20 декабря 2011 года N 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора»

«Если хотя бы одно из преступлений, за которые лицо осуждено по совокупности преступлений либо совокупности приговоров, указано в пунктах «г», «д» части 3 статьи 79, абзацах пятом, шестом части 2 статьи 80 УК РФ, то следует исходить из установленных названными нормами правил, поскольку с учетом характера общественной опасности преступлений ими предусмотрены наиболее длительные сроки наказания, фактическое отбытие которых является условием для рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.»;

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 21.04.2009 N 8 (ред. от 17.11.2015) «О судебной практике условно-досрочного освобождения от отбывания наказания, замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания»

Если хотя бы одно из преступлений, за которые лицо осуждено по совокупности преступлений либо совокупности приговоров, указано в пунктах «г», «д» части 3 статьи 79, абзацах пятом, шестом части 2 статьи 80 УК РФ, то следует исходить из установленных названными нормами правил, поскольку с учетом характера общественной опасности преступлений ими предусмотрены наиболее длительные сроки наказания, фактическое отбытие которых является условием для рассмотрения вопроса об условно-досрочном освобождении или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания.

Определение Конституционного Суда РФ от 24.11.2005 N 449-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Соловьева Андрея Владимировича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

Непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости, законности является право каждого осужденного за преступление — независимо от того, за совершение какого преступления он осужден, какое наказание ему назначено и каковы условия его исполнения, — просить о смягчении наказания (статья 50, часть 3, Конституции Российской Федерации). Названное право предполагает необходимость законодательного определения конкретных условий, при которых оно может быть реализовано. С этой целью часть первая статьи 175 УИК Российской Федерации устанавливает на основе уголовного закона (часть первая статьи 79 УК Российской Федерации) порядок обращения осужденного в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, определяя в том числе, какие сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного, должны содержаться в ходатайстве.

Определение Конституционного Суда РФ от 28.05.2009 N 639-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Решетовой Ольги Михайловны на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статей 354, 359, 374 и 376 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

В Определении от 16 ноября 2006 года N 453-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости, законности является право каждого осужденного за преступление — независимо от того, за совершение какого преступления он осужден, какое наказание ему назначено и каковы условия его исполнения, — просить о смягчении наказания (статья 50, часть 3, Конституции Российской Федерации); названное право предполагает необходимость законодательного определения конкретных условий, при которых оно может быть реализовано; с этой целью часть первая статьи 175 УИК Российской Федерации устанавливает на основе уголовного закона, а именно части первой статьи 79 УК Российской Федерации, порядок обращения осужденного в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, определяя в том числе, какие сведения должны содержаться в таком ходатайстве.

Определение Конституционного Суда РФ от 11.07.2006 N 406-О «По жалобе гражданина Груздева Алексея Александровича на нарушение его конституционных прав статьей 79 УК Российской Федерации и частью третьей статьи 399 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Заявитель утверждает, что трактовка судом положений статьи 79 УК Российской Федерации, согласно которым лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления оно уже отбыло указанную в законе часть назначенного по приговору наказания и не нуждается в полном его отбывании (часть первая), а условно-досрочное освобождение лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы, возможно при условии признания судом, что лицо не нуждается в дальнейшем отбывании наказания и что фактически оно отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы (часть пятая), противоречат статьям 19 (часть 1), 46 (часть 1), 50 (часть 3) и 126 Конституции Российской Федерации, гарантирующим, в частности, равенство всех перед законом и судом и право каждого осужденного просить о помиловании или смягчении наказания.

Определение Конституционного Суда РФ от 01.03.2012 N 274-О-О «По жалобе гражданина Лебедева Платона Леонидовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

Возможность условно-досрочного освобождения осужденного от отбывания назначенного судом наказания — исходя из определяющих рамки уголовно-правовой репрессии принципов справедливости и гуманизма (статьи 6 и 7 УК Российской Федерации) и с учетом обстоятельств, возникших в период исполнения назначенного по приговору наказания, — закреплена в Уголовном кодексе Российской Федерации, статьей 79 которого предусматривается, что лицо, отбывающее лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания (часть первая); необходимой предпосылкой условно-досрочного освобождения является фактическое отбытие осужденным определенной части назначенного наказания (части третья — пятая).

Постановление Конституционного Суда РФ от 08.12.2009 N 19-П «По делу о проверке конституционности подпункта 4 статьи 15 Федерального закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» в связи с жалобами граждан В.Ф. Алдошиной и Т.С.-М. Идалова»

4.2. Конституция Российской Федерации предоставляет каждому осужденному за преступление право просить о смягчении наказания (статья 50, часть 3), одной из форм которого является условно-досрочное освобождение от отбывания наказания. Согласно статье 79 УК Российской Федерации оно применяется после фактического отбытия осужденным соответствующего срока наказания, если судом будет признано, что для своего исправления лицо не нуждается в полном отбывании наказания; применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного ряд обязанностей, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания (части первая — третья).

Постановление Конституционного Суда РФ от 29.06.2012 N 16-П «По делу о проверке конституционности положения части десятой статьи 13 Федерального закона «Об оружии» в связи с жалобами граждан Г.В. Белокриницкого и В.Н. Тетерина»

Срочными по характеру являются и виды наказаний, предусматриваемые Уголовным кодексом Российской Федерации, за исключением тех из них, которые в силу своей природы не имеют временного измерения (штраф, лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград), и пожизненного лишения свободы, хотя законодатель и допускает возможность условно-досрочного освобождения от отбывания пожизненного лишения свободы, если судом будет признано, что лицо не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы (статья 44 и часть пятая статьи 79).

Определение Конституционного Суда РФ от 20.02.2007 N 173-О-П «По жалобе гражданина Идалова Тимура Саид-Магомедовича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»

2.1. Непосредственным выражением конституционных принципов уважения достоинства личности, гуманизма, справедливости, законности является право каждого осужденного за преступление — независимо от того, за совершение какого преступления он осужден, какое наказание ему назначено и каковы условия его исполнения, — просить о смягчении наказания (статья 50, часть 3, Конституции Российской Федерации). В целях обеспечения реализации данного права в части первой статьи 175 УИК Российской Федерации на основе уголовного закона (часть первая статьи 79 УК Российской Федерации) определен порядок обращения осужденного в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, в том числе установлено, какие сведения должны содержаться в таком ходатайстве.

Постановление Конституционного Суда РФ от 26.11.2002 N 16-П «По делу о проверке конституционности положений статей 77.1, 77.2, частей первой и десятой статьи 175 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 363 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина А.А. Кизимова»

Конституционное право осужденного просить о смягчении наказания предполагает обязанность государства урегулировать соответствующий процессуальный порядок рассмотрения такой просьбы. Реализуя эту обязанность, федеральный законодатель в нормах уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного законодательства устанавливает конкретные условия, при которых каждый из предусмотренных законом видов смягчения наказания может применяться и при которых, соответственно, может быть реализовано право осужденного просить о смягчении наказания, в частности путем досрочного освобождения от его отбывания, включая условно-досрочное освобождение. Так, согласно статье 79 УК Российской Федерации лицо, отбывающее наказание в виде лишения свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что для своего исправления оно уже отбыло указанную в законе часть назначенного по приговору наказания и не нуждается в полном его отбывании.

Здравствуйте человек находиться в колонии поселения в краснодарском крае, отсидев 1/3, то есть 4 месяца может ли подавать по УДО?

Адвокат Лебедев З.С.

Добрый день! Согласно ст.ст.79,80 Уголовного кодекса, лицо, отбывающее содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, а также возместило вред (полностью или частично), причиненный преступлением, в размере, определенном решением суда. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
Применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания.
Условно-досрочное освобождение может быть применено только после фактического отбытия осужденным:
а) не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести;
б) не менее половины срока наказания, назначенного за тяжкое преступление;
в) не менее двух третей срока наказания, назначенного за особо тяжкое преступление, а также двух третей срока наказания, назначенного лицу, ранее условно-досрочно освобождавшемуся, если условно-досрочное освобождение было отменено по основаниям, предусмотренным частью седьмой настоящей статьи;
г) не менее трех четвертей срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а равно за тяжкие и особо тяжкие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также за преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.2, 205.3, 205.4, 205.5, 210 и 361 настоящего Кодекса;
д) не менее четырех пятых срока наказания, назначенного за преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста.
Фактически отбытый осужденным срок лишения свободы не может быть менее шести месяцев.
При рассмотрении ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, в том числе имеющиеся поощрения и взыскания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, а также заключение администрации исправительного учреждения о целесообразности его условно-досрочного освобождения. В отношении осужденного, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, суд также учитывает применение к осужденному принудительных мер медицинского характера, его отношение к лечению и результаты судебно-психиатрической экспертизы.
Лицо, отбывающее пожизненное лишение свободы, может быть освобождено условно-досрочно, если судом будет признано, что оно не нуждается в дальнейшем отбывании этого наказания и фактически отбыло не менее двадцати пяти лет лишения свободы. Условно-досрочное освобождение от дальнейшего отбывания пожизненного лишения свободы применяется только при отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет. Лицо, совершившее в период отбывания пожизненного лишения свободы новое тяжкое или особо тяжкое преступление, условно-досрочному освобождению не подлежит.
Контроль за поведением лица, освобожденного условно-досрочно, осуществляется уполномоченным на то специализированным государственным органом, а в отношении военнослужащих — командованием воинских частей и учреждений.
Если в течение оставшейся не отбытой части наказания:
а) осужденный совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении условно-досрочного освобождения, а равно от назначенных судом принудительных мер медицинского характера, суд по представлению органов, указанных в части шестой настоящей статьи, может постановить об отмене условно-досрочного освобождения и исполнении оставшейся не отбытой части наказания;
б) осужденный совершил преступление по неосторожности либо умышленное преступление небольшой или средней тяжести, вопрос об отмене либо о сохранении условно-досрочного освобождения решается судом;
в) осужденный совершил тяжкое или особо тяжкое преступление, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным статьей 70 настоящего Кодекса. По этим же правилам назначается наказание в случае совершения преступления по неосторожности либо умышленного преступления небольшой или средней тяжести, если суд отменяет условно-досрочное освобождение.
Лицу, отбывающему содержание в дисциплинарной воинской части, принудительные работы или лишение свободы, возместившему вред (полностью или частично), причиненный преступлением, суд с учетом его поведения в течение всего периода отбывания наказания может заменить оставшуюся не отбытой часть наказания более мягким видом наказания, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии с частью второй настоящей статьи. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания.
Неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким видом наказания после фактического отбытия осужденным к лишению свободы за совершение:
преступления небольшой или средней тяжести — не менее одной трети срока наказания либо не менее одной четвертой срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;
тяжкого преступления — не менее половины срока наказания либо не менее одной трети срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;
особо тяжкого преступления — не менее двух третей срока наказания либо не менее половины срока наказания при замене наказания в виде лишения свободы принудительными работами;
преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, а также преступлений, предусмотренных статьей 210 настоящего Кодекса, — не менее трех четвертей срока наказания;
преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетних, не достигших четырнадцатилетнего возраста, — не менее четырех пятых срока наказания.
При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид наказания в соответствии с видами наказаний, указанными в статье 44 настоящего Кодекса, в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом для каждого вида наказания, за исключением случаев замены наказания в виде лишения свободы принудительными работами в соответствии с частью второй настоящей статьи.
При рассмотрении ходатайства осужденного или представления администрации учреждения или органа, исполняющего наказание, о замене ему неотбытой части наказания более мягким видом наказания суд учитывает поведение осужденного, его отношение к учебе и труду в течение всего периода отбывания наказания, отношение осужденного к совершенному деянию и то, что осужденный частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления. В отношении осужденного, страдающего расстройством сексуального предпочтения (педофилией), не исключающим вменяемости, и совершившего в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста, суд также учитывает применение к осужденному принудительных мер медицинского характера, его отношение к лечению и результаты судебно-психиатрической экспертизы.
Согласно ст.15 Уголовного кодекса, в зависимости от характера и степени общественной опасности деяния, предусмотренные настоящим Кодексом, подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.
Преступлениями небольшой тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает трех лет лишения свободы.
Преступлениями средней тяжести признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает пяти лет лишения свободы, и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, превышает три года лишения свободы.
Тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное настоящим Кодексом, не превышает десяти лет лишения свободы.
Особо тяжкими преступлениями признаются умышленные деяния, за совершение которых настоящим Кодексом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше десяти лет или более строгое наказание.
С учетом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности суд вправе при наличии смягчающих наказание обстоятельств и при отсутствии отягчающих наказание обстоятельств изменить категорию преступления на менее тяжкую, но не более чем на одну категорию преступления при условии, что за совершение преступления, указанного в части третьей настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее трех лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части четвертой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее пяти лет лишения свободы, или другое более мягкое наказание; за совершение преступления, указанного в части пятой настоящей статьи, осужденному назначено наказание, не превышающее семи лет лишения свободы.
Таким образом, так как лицо отбыло только 4 месяца лишения свободы, то оно в данный момент не может быть освобождено условно-досрочно. Возможность замены лишения свободы на принудительные работы зависит от категории преступления.

С уважением, адвокат Захар Лебедев, партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Как известно, смысл наказания за уголовное правонарушение состоит в следующем: помимо собственно наказания, немаловажным фактором является стремление государства совершить исправление осужденных, и предупреждение совершения ими новых преступлений. Если еще до окончания назначенного судом срока наказания есть предпосылки считать данную цель достигнутой, то нет необходимости продолжать отбывание наказания.

Именно поэтому, согласно Уголовного кодекса Украины, отдельные категории осужденных могут быть полностью или частично освобождены от дальнейшего отбывания наказания. Это становится возможным после отбытия ими определенной части срока наказания. УДО применяется к тем осужденным, которые отбывают наказание в виде исправительных работ, служебных ограничений для военнослужащих, ограничения свободы, содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы.

Выйти по УДО – это не совсем не значит, что наказание уже отбыто, и о нем можно забыть. Смысл УДО как раз и заключен в его названии: вроде бы и освобождение, но в то же время условное, то есть лицо продолжает считаться осужденным. Во-первых, чтобы получить УДО, необходимо выполнить все условия, о которых будет сказано чуть ниже. Во-вторых, для лица, которое освобождается, устанавливается испытательный срок в размере неотбытого наказания, в течение которого лицо должно доказать факт своего исправления. Нарушение условий испытательного срока ведет к восстановлению исполнения назначенного наказания. За соблюдением условий УДО следит орган пробации, его работа сводится к надзору за осужденным, который должен посещать центры пробации, периодически встречаться с надзорным офицером и соблюдать законопослушное поведение.

В законодательстве прописаны условия для применения условно досрочного освобождения:

  1. Основное наказание должно быть присуждено как исправительные работы, служебные ограничения и содержание в дисциплинарной воинской части, ограничение свободы, а также лишение свободы.
  2. Осужденный доказал, что стал на путь исправления. А доказать это он может своим образцовым поведением без наличия каких-либо взысканий, и своим отношением к работе во время пребывания в исправительном учреждении.
  3. Осужденный уже отбыл часть наказания, а именно: половина срока или больше за преступление небольшой или средней тяжести, и за неосторожное тяжкое преступление; две трети срока наказания или больше за тяжкое преступление или неосторожное особо тяжкое преступление, а также в случае, если осужденный уже привлекался к ответственности за умышленное преступление и до погашения или снятия судимости вновь совершил умышленное преступление, за которое и осужден к лишению свободы; три четверти срока или больше за умышленное особо тяжкое преступление, а также если осужденный ранее освобождался досрочно и совершил умышленное преступление в течение неотбытой части наказания.

Условно-досрочное освобождение не применимо к тем, кто отбывает основное наказание в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, общественных работ и ареста.

Если с первой и третьей частью все предельно ясно, то вот со второй частью могут быть определенный проблемы, связанные с человеческим фактором, так как в законодательстве не закреплено понятие добросовестного поведения и добросовестного отношения к труду. Это приводит к возникновению коррупционных факторов. Особенно учитывая тот факт, что не во всех колониях есть производства, на которых осужденные могут работать.

Пользуйтесь консультацией:

В основном, получение УДО для несовершеннолетних ничем особым не отличается от такой же процедуры для взрослых осужденных. Главное отличие в сроке, который нужно отбыть до момента подачи ходатайства. Для несовершеннолетних этот срок несколько меньший, чем для совершеннолетних. Так, в третьей части условий для УДО половина срока для взрослых заменяется одной третьей частью срока для несовершеннолетних, две трети заменяется на половину срока, и соответственно три четверти срока заменяются на две трети. Что касается наказания за нарушение условий УДО, а также доказательств того, что осужденный стал на путь исправления, то здесь никаких отличий не наблюдается. Для несовершеннолетних не применяется первая часть условий УДО, которая является обязательной для взрослых. Еще один немаловажный момент – кто из несовершеннолетних попадает под действие норм законодательства об условно-досрочном освобождении. Здесь обязательным условием считается совершение преступления до наступления восемнадцати лет. То есть, вполне взрослый осужденный вправе рассчитывать на применение к нему законодательства по нормам как для несовершеннолетнего, если он совершил преступление до достижения 18 лет.

Рассмотрение вопроса об УДО решаются судом по ходатайству прокурора, осужденного, его защитника, учреждения исполнения наказаний. Срок рассмотрения ходатайства о предоставлении УДО составляет 10 дней со дня поступления в суд. В суд вызываются осужденный, его защитник и прокурор. Суд во время судебного заседания рассматривает ходатайство и выносит свое определение.
Следует учесть, что в случае если суд откажет в удовлетворении ходатайства об УДО, и это решение вступит в законную силу, то рассмотрение такого же ходатайства еще раз, по этому же вопросу, зависит от степени наказания, которое предусматривает соответствующая статья: лицо, осужденное за тяжкие и особо тяжкие преступления на срок больше пяти лет, может подать повторное ходатайство только через год со дня вынесения решения суда об отказе; все остальные осужденные, в том числе несовершеннолетние — не раньше чем через 6 месяцев.

Определение суда вступает в законную силу по истечении срока подачи апелляционной жалобы, или же сразу после вынесения постановления в апелляции. То есть, сразу после оглашения решения апелляционного суда. Но в то же время, для досрочного освобождения нужно чтобы документы из суда были доставлены в колонию, а это в лучшем случае произойдет не раньше, чем через 5-7 дней, а то и несколько недель после оглашения решения. Можно попробовать привлечь адвоката, который может взять решение в суде сразу после его оглашения, и отвезти в исправительное учреждение, но при этом нет никаких гарантий, что у адвоката примут документы, а не станут дожидаться письма по почте. К тому же, если решение поступило после обеда, то к выполнению его примут только на следующий рабочий день. Поэтому, учитывая, что при условном освобождении речь идет о годах, лучше всего набраться терпения и подождать еще несколько дней.

Если Вам нужна консультация, чтобы выйти по УДО, ищите профессионалов на сайте Протокол. Здесь всегда есть возможность подыскать юриста, получить консультацию, составить с ним договор о правовых услугах, и решить наболевший вопрос.

Источник: Юридический ресурс Протокол

Правительство опубликовало Постановление о внесении изменений в Постановление от 6 февраля 2004 г. № 54 «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью». Теперь в документ включены правила направления на медосвидетельствование осужденных, ходатайствующих об освобождении (представляемых к освобождению) от отбывания наказания в связи с болезнью.

Указывается, что основанием для направления на медицинское освидетельствование является обращение осужденного, у которого наступило психическое расстройство, препятствующее отбыванию наказания, либо его законного представителя, а также осужденного, заболевшего иной тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, в суд с ходатайством об освобождении от дальнейшего отбывания наказания. Также основанием является подготовка начальником учреждения или органа, исполняющего наказания, представления об освобождении осужденного в связи с наступлением психического расстройства или иной тяжелой болезнью.

Отмечается, что начальник учреждения или органа, исполняющего наказания, запрашивает в медицинских организациях УИС медицинские документы, отражающие состояние здоровья осужденного, наличие у него заболевания, включенного в перечень препятствующих отбыванию наказания. Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения документов, он должен направить их в медицинскую организацию УИС для проведения медосвидетельствования осужденного. Документы могут представить также сам осужденный или его законный представитель.

Поправки внесены и в Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью. Конкретизируется, что они определяют порядок медосвидетельствования не только осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания, но и ходатайствующих об освобождении в связи с болезнью.

Отмечается, что для проведения консультаций по вопросам медицинского освидетельствования осужденного могут привлекаться врачи-специалисты из медицинских организаций государственной или муниципальной системы здравоохранения в соответствии с законодательством РФ в сфере охраны здоровья граждан.

Согласно изменениям врачебная комиссия в течение 10 рабочих дней со дня поступления направления на медосвидетельствование и приложенных к нему документов принимает решение о дате, времени, месте и условиях его проведения (в стационаре или амбулаторно). В течение дня, следующего за днем принятия решения, врачебная комиссия должна проинформировать об этом начальника учреждения или органа, исполняющего наказания. Медосвидетельствование проводится в период до 10 рабочих дней с указанной даты. При необходимости получения дополнительных сведений о состоянии здоровья осужденного, а также проведения дополнительного его обследования срок проведения медицинского освидетельствования может быть продлен, но не более чем на месяц.

Указывается, что при поступлении в учреждение, исполняющее наказания, решения врачебной комиссии начальник этого учреждения в течение рабочего дня, следующего за днем его получения, уведомляет осужденного или его законного представителя, адвоката (с письменного согласия осужденного или его законного представителя) о дате, времени и месте проведения медицинского освидетельствования.

Подчеркивается, что необходимым условием проведения медосвидетельствования является данное осужденным или его законным представителем добровольное согласие на него на основании предоставленной медицинским работником в доступной форме полной информации о методах медосмотра и медицинских исследований, связанном с ними риске, возможных вариантах медицинского вмешательства, а также о его последствиях. При этом проведение медосвидетельствования без добровольного согласия допускается в случаях, установленных законодательством РФ в сфере охраны здоровья граждан.

Теперь осужденный может отказаться пройти дополнительное обследование, рекомендованное врачебной комиссией, или получить дополнительные сведения о состоянии здоровья из других медицинских организаций. В этом случае проведение медицинского освидетельствования прекращается. Указывается, что в протоколе врачебной комиссии должно отражаться особое мнение членов комиссии, не согласных с принятым решением.

Об ознакомлении с решением врачебной комиссии в журнале регистрации медицинских освидетельствований осужденных составляется запись, удостоверяемая подписями осужденного, его законного представителя или его адвоката и членов врачебной комиссии.

Отмечается, что в течение 3 рабочих дней со дня принятия решения врачебной комиссии медицинской организацией УИС оформляется заключение, содержащее обоснованный вывод о наличии или отсутствии у осужденного заболевания, препятствующего отбыванию наказания.

В заключении отражаются отказ осужденного от проведения медосвидетельствования, медицинского вмешательства, отказ пройти дополнительное обследование, рекомендованное врачебной комиссией, или отказ осужденного выразить согласие на получение дополнительных сведений о состоянии здоровья из других медицинских организаций, а также имевшие место случаи несоблюдения осужденным режима лечения. Копия заключения выдается осужденному или его законному представителю не позднее одного рабочего дня после его вынесения, а также по письменному заявлению указанных лиц направляется его адвокату.

В комментарии «АГ» адвокат, управляющий партнер АБ FORTIS Вячеслав Земчихин отметил, что принятые изменения в правила и порядок медицинского освидетельствования заключенных не могут не радовать. По его мнению, самое важное нововведение – это установление сроков проведения процедуры медицинского освидетельствования. «Сроки определены отдельно как для начальника учреждения, который запускает процедуру, так и непосредственно для медицинской комиссии. Это позволит персонализировать ответственность за нарушение процедуры. Теперь осужденным не придется годами добиваться освидетельствования и ждать законного освобождения, ведь, как правило, заболевания, включенные в список, имеют стадию терминальных», – подчеркнул он.

В то же время Вячеслав Земчихин заметил, что одновременно с поправками возникает и ряд проблем. Во-первых, указал адвокат, это полная неопределенность по процедуре обжалования акта освидетельствования, а во-вторых, готовность системы ФСИН. «Эти поправки могут коснуться до 20 тыс. осужденных, которые практически одновременно запустят в работу свои процедуры. Справится ли система ФСИН в рамках столь сжатых сроков с таким объемом работы? Должна быть проделана огромная работа», – заключил он.

Директор юридического бюро FACTUM Оксана Труфанова отметила, что данное постановление призвано облегчить жизнь тяжелобольным, их представителям и адвокатам и осложнить ее сотрудникам ФСИН. Эксперт посчитала, что в какой-то степени его можно даже назвать революционным.

«Во-первых, оно действительно призвано обеспечить право тяжелобольных заключенных на то, чтобы лечиться на свободе (а, как мы знаем, в тюремных больницах ФСИН – кадровый голод на узких специалистов), и, как это ни жестоко звучит, право умирать на свободе. Наше волонтерское движение помощи тяжелобольным заключенным «Обреченные умирать в неволе” давно борется именно за эти права. Во-вторых, если постановление будет исполняться сотрудниками ФСИН, то и количество обращений в ЕСПЧ по Правилу 39 Регламента, в частности по неоказанию медпомощи тяжелобольным заключенным, значительно снизится», – указала Оксана Труфанова.

Кроме того, она посчитала, что у врачебной комиссии ФСИН будет меньше способов препятствовать тяжелобольным в освобождении по болезни и, по сути, подменять собой суд (т.е. решать, кто уйдет домой, кто будет лечиться на свободе, а кто останется в местах лишения свободы), поскольку п. 10 обязывает вносить в протокол особое мнение несогласных членов комиссии.

Оксана Труфанова также заметила, что постановление приведено в соответствие с Законом об основах здоровья граждан в части ознакомления с медицинской документацией. «Теперь препятствий в получении копий медкарт больше не будет», – заключила она.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *