УК 292

Комментарий к статье 292 УК РФ.

1. С объективной стороны служебный подлог характеризуется:
а) внесением должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений;
б) внесением теми же лицами в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание.
2. Официальным документом признается письменный акт, удостоверяющий событие или факт, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия.
Предметом служебного подлога является не только официальный документ, в который вносятся указанные сведения либо исправления, но и вновь изготовленный письменный официальный акт с ложными сведениями, удостоверяющими событие или факт (листок нетрудоспособности, диплом, трудовая книжка и т.д.).
Служебный подлог может быть совершен не только в официальных документах, исходящих от того или иного государственного органа, органа местного самоуправления, государственного или муниципального учреждения, а также соответствующего органа либо учреждения Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований РФ, но и в документах, поступивших в названные органы и учреждения (доверенности, расписки, договоры, акты ревизий и т.д.).
3. Конкретные действия по подлогу официальных документов заключаются в изменении их содержания путем приписки слов, сведений, названий органов и учреждений, изменения текста, номера, даты, внесения исправлений путем подчистки, удаления части текста с внесением вместо него нового текста и т.д.
4. Данное преступление считается оконченным с момента совершения указанных в комментируемой статье действий независимо от того, был ли использован по назначению подложный официальный документ или нет.
5. Использование указанным в комментируемой статье лицом изготовленного им подложного официального документа при совершении иного преступления (например, хищение чужого имущества путем мошенничества) следует квалифицировать по совокупности соответствующих преступлений.
Согласно п. 3 Постановления Пленума ВС РФ от 31.03.61 N 2 должностные лица, выдавшие частному лицу заведомо подложные документы, дающие право на получение государственной пенсии, в целях обращения в свою пользу полностью или частично полученных на основании этих документов денежных средств, должны нести ответственность по совокупности — за хищение и служебный подлог.
6. Субъектами служебного подлога могут быть должностные лица, а также государственные служащие или служащие органа местного самоуправления, не являющиеся должностными лицами. В случае подделки официального документа частным лицом ответственность наступает по ст. 327 УК.
7. Выдача заведомо подложных документов, дающих право на получение государственной пенсии с целью содействия частному лицу в незаконном получении пенсии при отсутствии у должностного лица корыстной заинтересованности (что не исключает наличия у него иной личной заинтересованности), должна квалифицироваться как пособничество в хищении и как служебный подлог.
8. Служебный подлог совершается из корыстной или иной личной заинтересованности. Конкретные мотивы данного преступления аналогичны мотивам иных должностных преступлений.
9. Деяние, предусмотренное комментируемой статьей, может быть совершено только с прямым умыслом. При отсутствии у должностного лица умысла (например, подписание подложного документа либо внесение в официальный документ не соответствующих действительности сведений по небрежности) содеянное может быть квалифицировано, при наличии к тому оснований, как халатность.

Новая редакция Ст. 292 УК РФ

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Статье 292 УК РФ

1. Общественная опасность преступления состоит в том, что в результате его совершения может быть нарушено не только нормальное функционирование государственных органов и органов местного самоуправления, но и облегчено совершение других, более опасных, чем сам служебный подлог, преступлений, таких, как злоупотребление должностными полномочиями, различных форм хищений и др.

2. Объект преступного посягательства — общественные отношения, обеспечивающие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления как в целом, так и отдельных его звеньев.

3. Обязательным признаком служебного подлога является предмет посягательства — официальный документ.

3.1. Под официальным документом понимается письменный акт, выполненный на бумажном или электронном носителе, исходящий от того или иного структурного звена госаппарата, удостоверяющий конкретные факты и события, которые влекут для использующих их лиц определенные юридические последствия. Данные документы должны быть надлежащим образом составлены и содержать необходимые реквизиты (номер, дату, штамп, печать, подпись соответствующего должностного лица). К таковым, в частности, относятся официальные регистрационные книги (например, книги органов загса и т.п.), журналы (например, журналы учета информации в дежурных частях ОВД) и другие документы, удостоверяющие определенные события и факты (трудовая книжка, паспорт, удостоверение личности, свидетельство о рождении и т.п.).

<2> СЗ РФ. 2002. N 2. Ст. 127.

3.3. Частные документы могут быть предметом посягательства, предусмотренного коммент. статьей, при условии, что они находятся в ведении государственных органов или организаций.

4. Объективная сторона служебного подлога заключается в одном из указанных в законе действий: а) внесении заведомо ложных сведений в официальные документы либо б) внесении в эти документы исправлений, искажающих их подлинное содержание.

4.1. При первой форме подлога в документ вносятся фиктивные, не соответствующие действительности данные. Однако сам документ сохраняет признаки и реквизиты настоящего. Он изготавливается на официальном бланке, содержит указания должности и фамилии лиц, чьи подписи должны быть на документе, и т.д. (интеллектуальный подлог).

4.2. Вторую форму выполнения объективной стороны служебного подлога составляют действия по внесению в официальные документы исправлений, искажающих его действительное содержание. В этом случае в документ, имеющий все необходимые реквизиты и содержащий определенные сведения официального характера, вносятся исправления, в частности, путем подчистки, замены имеющегося там текста или цифр другими, которые искажают его действительное содержание (материальный подлог).

4.3. Состав преступления формальный. Преступление окончено (составом) в момент совершения одного из указанных действий вне зависимости от наступления каких-либо материальных общественно опасных последствий. Дальнейшее использование подложного документа требует квалификации по совокупности с соответствующей статьей УК РФ.

4.4. Обязательным признаком объективной стороны служебного подлога является его совершение с использованием виновным лицом своих служебных полномочий. Действия субъекта, не связанные с выполнением обязанностей по службе, не могут быть квалифицированы как служебный подлог.

5. В соответствии с п. 16 Постановления Пленума ВС СССР от 30.03.1990 N 4 в случаях, когда виновное лицо использует изготовленные им заведомо фиктивные документы для совершения хищения, его действия надлежит квалифицировать по совокупности двух преступлений: как хищение и как служебный подлог.

6. Субъективная сторона состава преступления характеризуется умышленной формой вины в виде прямого умысла. Виновный осознает, что он вносит в документ ложные сведения или исправления, искажающие его действительное содержание, и желает совершить указанные действия.

6.1. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив — корыстная или иная личная заинтересованность (см. п. 4.2 коммент. к ст. 285).

Неправильное оформление документов по небрежности, невнимательности и в иных подобного рода случаях не образует состава служебного подлога. Такое поведение может влечь дисциплинарную ответственность либо при наличии соответствующих признаков квалифицироваться как халатность.

8. Служебный подлог — преступление небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 292 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Предметом преступления является официальный документ, т.е. документ, принятый органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящий обязательный, рекомендательный или информационный характер. Однако судебная практика исходит из того, что не любой официальный документ в указанном контексте есть предмет служебного подлога. По смыслу ст. 292 УК РФ предметом служебного подлога являются лишь такие документы, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо документы, которые предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них.

2. Объективная сторона служебного подлога выражена в одном из следующих действий: а) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог) — предполагает изначальное составление документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного по существу. Если в результате интеллектуального подлога какое-либо лицо незаконно приобретает гражданство Российской Федерации, содеянное квалифицируется по специальной норме — ч. 1 ст. 292.1 УК; б) внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (материальный подлог), — предполагает изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации. Способами материального подлога могут быть пометка другим числом, подчистка, вытравливание надписей и т.п.

3. Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом и наличием специального мотива: корыстной или иной личной заинтересованностью.

4. Квалифицированный состав преступления предусматривает случаи, когда служебным подлогом существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства. Фактически ч. 2 является специальной нормой по отношению к ч. 1 ст. 285 УК РФ.

Определение Конституционного Суда РФ от 25.05.2017 N 1030-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Алексеева Вадима Игоревича на нарушение его конституционных прав рядом положений Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов Российской Федерации»

1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин В.И. Алексеев, осужденный за совершение ряда преступлений и отбывающий наказание, утверждает, что статья 17 «Совокупность преступлений», часть первая статьи 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», часть первая статьи 286 «Превышение должностных полномочий», части третья и пятая статьи 290 «Получение взятки» и часть вторая статьи 292 «Служебный подлог» УК Российской Федерации в силу своей неопределенности позволили квалифицировать совершенные им, являвшимся должностным лицом, деяния не как мошенничество с использованием служебного положения, а как получение взятки в совокупности с иными должностными преступлениями, чем допустили неоднократное наказание за преступление и нарушили права, гарантированные статьями 19 (часть 1), 46 (часть 1), 50 (части 1 и 3), 55 (части 2 и 3), 56 (часть 3) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Апелляционное определение Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N АПЛ15-16Д Требование: Об отмене решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи. Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт внепроцессуального общения судьи с подсудимым в период нахождения в производстве судьи уголовного дела и последующего вынесения незаконного приговора в отношении указанного подсудимого, что свидетельствует о совершении судьей дисциплинарного проступка, несовместимого со статусом судьи и умаляющего авторитет судебной власти, влекущего досрочное прекращение полномочий судьи, избранный вид взыскания не является неоправданно суровым.

Из материалов дела усматривается, что судья Теблеев О.Ц. имел внепроцессуальные отношения с подсудимым Б., в отношении которого он рассматривал уголовное дело по обвинению последнего в совершении преступлений, предусмотренных частью 3 статьи 160, частью 1 статьи 292 Уголовного кодекса Российской Федерации. При рассмотрении этого уголовного дела в нарушение статьи 9 Кодекса судейской этики судья Теблеев О.Ц. о наличии обстоятельств, которые могут поставить под сомнение его беспристрастность, участников судебного разбирательства в известность не поставил, информацию о внепроцессуальных отношениях гласности не предал и в соответствии с требованиями статей 61, 62 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации от участия в производстве по уголовному делу не устранился.

Определение Конституционного Суда РФ от 26.01.2017 N 5-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Борисова Юрия Владимировича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Согласно представленным Ю.В. Борисовым материалам, он обратился 8 апреля 2016 года в следственный орган с заявлением о деяниях, которые, по его мнению, совершены К. и имеют признаки преступлений, предусмотренных частью второй статьи 292 и частью первой статьи 327 УК Российской Федерации. К ответу руководителя следственного органа на данное обращение было приложено постановление следователя от 1 июня 2015 года об отказе в возбуждении уголовного дела, которое было принято по аналогичному заявлению иного лица. В принятии жалобы Ю.В. Борисова, поданной на это постановление следователя в порядке статьи 125 УПК Российской Федерации, отказано постановлением судьи районного суда от 26 апреля 2016 года на основании того, что в жалобе не указано, в какой части решение следователя затрагивает его права и законные интересы. С таким решением согласились суды вышестоящих инстанций (апелляционное постановление областного суда от 31 мая 2016 года, постановления судьи областного суда от 8 июля 2016 года и судьи Верховного Суда Российской Федерации от 25 августа 2016 года об отказе в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции).

УДК 343 ББК 67.4

DOI 10.24411/2414-3995-2019-10153 © М.Д. Давитадзе, 2019

Научная специальность 12.00.08 — уголовное право и криминология; уголовно-исполнительное право

СЛУЖЕБНЫЙ ПОДЛОГ

Мевлуд Демуралович Давитадзе,

профессор кафедры уголовного права, уголовного процесса и криминалистики,

доктор юридических наук, профессор Одинцовский филиал МГИМО (143007, Одинцово, ул. Ново-Спортивная, д. 3)

E-mail: md2063@mail.ru

Аннотация. Рассматриваются предпосылки установления уголовной ответственности за служебный подлог; дается его уголовно-правовая характеристика. Внимание обращено также на отдельные недостатки действующего уголовного законодательства, касающиеся квалификации рассматриваемого деяния. Предлагается внести дополнение в ст. 292 УК РФ.

Ключевые слова: служебный подлог, должностное лицо, официальные документы, судебная практика, законные интересы, существенный вред, ложные сведения, исправления, искажения, корыстная и личная заинтересованность.

OFFICIAL FORGERY

Mevlud D. Davitadze,

Professor of the Department of criminal rights, criminal procedure and criminalistics,

Doctor of Law, Professor

Odintsovo branch of MGIMO (143007, Odintsovo, ul. Novo-Sportivnaya, d. 3)

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН Для цитирования: Давитадзе М.Д. Служебный подлог. Вестник экономической безопасности. 2019;(3):147-51.

Как известно, под подлогом понимается процесс создания, подгонки или имитации объектов, статистики или документов с намерением ввести в заблуждение кого-либо, т.е. физических или юридических лиц.

Если взять вкратце историю появления данного противоправного деяния, следует отметить, что еще в Римском праве было выработано понятие о подлоге. Под данным определением понималась подделка документов, т.е. императорских указов, сенатских постановлений, завещаний, печатей, мер весов, монет и т.д.

В Российской истории за подлог со времен Ивана Грозного предусматривалась казнь. В дальнейшем за подделку или переделку правительственных и частных документов, в зависимости от важности поддельного документа, виновные лица подвергались наказанию от ареста до каторги.

В период СССР в уголовном праве подлог определялся как составление ложных или подделка подлинных материалов. В уголовном праве разли-

чались подлог, совершенный должностным лицом, и подлог совещенный частным лицом.

В российской уголовно-правовой науке служебный подлог традиционно рассматривается в качестве специального вида злоупотребления должностными полномочиями, способствующего в основном совершению преступления как против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, так и преступления в сфере экономической деятельности. Б.В. Здравомыслов поясняет, что при совершении служебного подлога «виновный использует свои должностные или служебные полномочия» .

Как показывает судебная практика, служебный подлог часто по своей сущности служит предпосылкой совершения коррупционных преступлений. Именно служебный подлог чаще всего способствует совершению таких преступлений, как злоупотребление служебными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, нецелевое рас-

ходование средств государственных внебюджетных фондов, превышение должностных полномочий, злоупотребление должностными полномочиями при выполнении государственного оборонного заказа и др.

Учитывая степень общественной опасности, законодателем в ст. 292 УК РФ предусматривается ответственность за служебный подлог.

Основным непосредственным объектом рассматриваемого преступления является нормальная деятельность государственных органов, связанная с оборотом и выпуском официальных документов в обращение.

В качестве факультативного объекта могут выступать законные интересы физических и юридических лиц.

А предметом данного преступления выступают официальные документы, т.е. носители информации, имеющие официальный характер, выраженные в письменной, печатной форме или в виде электронных носителей.

Согласно ч. 2 ст. 11 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в государственных органах, органах местного самоуправления документирование информации осуществляется в соответствии с правилами делопроизводства, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А согласно ФЗ от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» (ред. от 03.07.2016), документ — материальный носитель с зафиксированной на нем в любой форме информацией в виде текста, звукозаписи, изображения и(или) их сочетания, который имеет реквизиты, позволяющие его идентифицировать, и предназначен для передачи во времени и в пространстве в целях общественного использования и хранения.

Таким образом, документы должны иметь установленные формальные реквизиты, специальные бланки, формы, штампы, печати и быть подписанными уполномоченным на то должностным лицом. С момента подписания документ приобретает официальный юридический характер.

В контексте рассматриваемого преступления в качестве предмета выступают те документы, ко-

торые исходят от определенного юридического лица, т.е. органа государственной власти или органа местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений либо органа военного управления, удостоверяющего определенные юридические факты или события и имеющего юридическое значение, порождающего права, обязанности или возможности присвоит что либо или распоряжаться чем либо.

Объективная сторона служебного подлога характеризуется совершением любого из следующих действий:

• внесение в официальные документы заведомо

ложных сведений;

• внесение в указанные документы исправлений,

искажающих их действительное содержание.

Для наличия состава преступления достаточно

совершения хотя бы одного из указанных действий

Внесение в официальные документы заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог) означает составление документа, в котором содержится информация, заведомо не соответствующая действительности, т.е. ложная по существу. В подобных случаях документ может внешне соответствовать установленным стандартам, однако по своему содержанию является подложным и содержит элементы состава деяния, предусмотренного ст. 292 УК РФ.

Внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (материальный подлог) предполагает изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации. Способами такого подлога могут быть вытравление надписей, изменение фамилий, отдельных слов, букв или цифр, пометка другие числом, подчистка, дополнения первоначального текста или другие подобные действия, искажающие действительное содержание документа. Такой документ по своей внешней характеристике явно не соответствует установленным правилам, становится внешне недоброкачественным, что может быть установлено как визуально, так и с помощью технических средств и экспертизы.

Состав служебного подлога является формальным и считается оконченным с момента совершения одного из указанных действий, т.е. с момента совершения интеллектуального или физического подлога, независимо от того, был ли искаженный документ в дальнейшем использован.

При этом следует отметить, что подготовка фиктивного, т.е. искаженного документа, к подписи или попытка внести в официальный документ исправления должны квалифицировать как покушение на преступление.

Субъект рассматриваемого преступления — специальный. В этом качестве могут выступать не только должностное лицо, государственный служащий, но и муниципальные служащие, не являющиеся должностным лицом (например, секретарь должностного лица).

Таким образом, законодатель расширяет признаки субъекта служебного подлога по сравнению с другими преступлениями против государственной власти, интересов государственной службы в органах местного самоуправления.

Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом. Субъект осознает, что составленный или изготовленный им документ не соответствует действительности, и желает создать такой документ.

В случае если ложные сведения были внесены в документ по ошибке или в результате доверия подчиненным со стороны должностного лица, который подписывает документ, не проверяя его содержание, состав данного преступления отсутствует.

Обязательным признаком субъективной стороны преступления является мотив. Служебный подлог совершается из корыстной или иной личной заинтересованности.

Как известно, корыстный мотив, прежде всего, предполагает извлечение субъектом материальной выгоды для себя или своих близких. Эта выгода может быть материальной, (право на имущество) либо нематериальной (право на распоряжение результатами интеллектуальной собственности и т.д.).

Иная личная заинтересованность подразумевает широкий круг мотивов должностного лица, в частности, протекционизм, карьеристские цели, оказание помощи своим близким и др.

Если совершение служебного подлога с корыстной целью связано с получением или присвоением чужого имущества, содеянное в таких случаях образует совокупность преступлений служебного подлога и хищения чужого имущества в форме мошенничества или присвоения, т.е. по ст. 292 и 159 УК РФ или ст. 292 и 160 УК РФ соответственно.

Например, выдача должностным лицом подложных документов физическому лицу для получения пенсий, надбавок за выслугу лет и других незаконных выплат должна квалифицироваться как служебный подлог и соучастие в хищении государственных средств.

На практике встречаются случаи, когда частные лица оказывают содействие должностному лицу в подделке документа или предмета, позволяющего совершить служебный подлог. Например, художник или лица, владеющие соответствующими навыками, внесли в официальный документ исправление или изобразили оттиск печати по просьбе должностного лица, госслужащего, или же программист по такой просьбе внес изменения в электронный документ. В подобных случаях исполнителем преступления будит считаться должностные лица, государственные или муниципальные служащие, а частное лицо будет нести ответственность в качестве соучастника в лице пособника.

Квалифицирующий состав рассматриваемого преступления по ч. 2 ст. 292 УК РФ предусматривает ответственность совершенный служебный подлог повлечет существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства. Анализ и оценка подобных последствий в целом аналогичны характеристике злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ). На практике нередко возникают проблемы, касающиеся квалификации деяния, содержащего элементы служебного подлога. В частности, как в процессе предварительного расследования, так и во время судебного рассмотрения подобных дел не всегда подробно исследуются и устанавливаются должностные и служебные полномочия соответствующего должностного лица, государственного служащего или служащего органа местного самоуправления, причинная связь между совершенным деянием и наступившими последствиями, наличие

в действиях соответствующего лица корыстной или иной личной заинтересованности. Не всегда достаточно правильно оценивается степень существенного вреда в рамках п. 18 Постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий». Повлекло ли соответствующее деяние существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства?

В частности согласно п. 18 Постановления пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» под существенным нарушением прав граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать нарушение прав и свобод физических и юридических лиц, гарантированных общепризнанными принципами и нормами международного права, Конституцией Российской Федерации . При оценке существенности вреда необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им физического, морального или имущественного вреда и т.п.

А под нарушением законных интересов граждан или организаций в результате злоупотребления должностными полномочиями или превышения должностных полномочий следует понимать, в частности, создание препятствий в удовлетворении гражданами или организациями своих потребностей, не противоречащих нормам права и общественной нравственности (например, создание должностным лицом препятствий, ограничивающих возможность выбрать в предусмотренных законом случаях по своему усмотрению организацию для сотрудничества) .

Как и по ч. 1 данной нормы, по ч. 2 ст. 292 УК РФ субъект преступлений — специальный. В качестве таковых могут выступать должностные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

лица, государственные служащие не являющиеся должностным лицом, и (или) муниципальные служащие.

Субъективная сторона в отношении служебного подлога по ч. 2 ст. 292 УК РФ выражается в прямом умысле, а в отношении наступивших последствий в неосторожной форме.

Служебный подлог следует отличать от смежных составов преступления. При этом необходимо отметить, что служебный подлог хотя и содержит определенные черты превышения должностных полномочий, но в месте с тем они существенно разнятся друг от друга. При превышении должностных полномочий должностное лицо явно выходит за пределы своих полномочий, а при служебном подлоге субъект действует в их рамках, однако искажает данные в официальных документах.

Согласно п. 17 Постановления ПВС РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» в случаях, когда должностное лицо в связи с исполнением своих служебных обязанностей внесло в официальные документы заведомо ложные сведения либо исправления, искажающие их действительное содержание, содеянное должно быть квалифицировано по ст. 292 УК РФ . Если же им наряду с совершением действий, влекущих уголовную ответственность по ст. 285 УК РФ, совершается служебный подлог, то содеянное подлежит квалификации по совокупности со ст. 292 УК РФ.

Также близки по составу служебный подлог и фальсификация доказательств. Но они различны по объекту и субъекту.

При служебном подлоге, как уже было отмечено, в качестве объекта выступают интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления (деятельность государственных органов, связанная с оборотом и выпуском официальных документов в обращение), а при фальсификации доказательств, т.е. внесения недостоверных данных, объектом выступают конституционные принципы отправления правосудия.

А в качестве субъектов при служебном подлоге выступают, как уже было сказано, должностные лица, государственные служащие, муниципальные служащие, а при фальсификации доказательств су-

дья, прокурор и лица, осуществляющие предварительное расследование (ст. 303 УК РФ).

С учетом вышеуказанного при квалификации деяния, содержащего элементы преступления, предусмотренные в ст. 292 УК РФ, органам предварительного расследования и судам следует устанавливать не только круг полномочий соответствующих должностных лиц, государственных служащих и служащих органов местного самоуправления, осознанность ими факта искажения подлинности и достоверности сведений, содержащихся в официальных документах, но и мотив совершения рассматриваемых деяний и степень наступивших последствий. Подобный подход позволит дать правильную квалификацию совершенного деяния и разграничить его от смежных составов.

Кроме вышеуказанного, в ст. 292 УК РФ следует дополнить особо квалифицированный состав (ч. 3), предусматривающий ответственность не только за внесение в официальные документы заведомо ложных сведений, исправлений, искажающих их действительное содержание, но и придание таким до-

кументам и сведениям официального характера, что вводит в заблуждение граждан, общественность и государственные органы и тем самым причиняет существенный вред охраняемым законом интересам личности, общества и государства в социальной, экономической, политической сферах или в сфере межгосударственных отношений.

Литература

1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3.

2. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

3. Федеральный закон от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов».

4. Уголовное право России (Особенная часть): учебник / под ред. Б.В. Здравомыслова. М., 1996.

5. Постановления ПВС РФ от 16 октября 2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

В.П. Малахов Н.Д. Эриашвили

Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории

Второе издание

Методологические и мировоззренческие проблемы современной юридической теории. 2-е изд. Монография. Малахов В.П., Эриашвили Н.Д. 431 с. Гриф МУМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Продемонстрирована неразрывность методологических и мировоззренческих проблем, расширено понятие методологии; теория государства и права получила ряд специфических интерпретаций, выделено одно из наиболее перспективных направлений в развитии общеправовой теории, выработана матрица постановки методологических и мировоззренческих проблем юридической теории на основе органичного сочетания возможностей общеправовой теории и философии права. Рассмотрена проблема типов права, решение которой призвано быть мировоззренческой и методологической основой отраслевых наук.

Для преподавателей, аспирантов и студентов высших учебных заведений юридического профиля, а также всех интересующихся философскими и прикладными проблемами правовой жизни общества и личности

В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» приказываю:

Утвердить прилагаемое Положение о порядке подготовки и оформления служебных документов федеральными судами общей юрисдикции.

Генеральный директор А.В. Гусев

Положениео порядке подготовки и оформления служебных документов федеральными судами общей юрисдикции(утв. приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 4 февраля 2016 г. № 23)

1.1. Настоящее Положение о порядке оформления служебных документов федеральными судами общей юрисдикции (далее — Положение) разработано в соответствии с Федеральным законом от 08.01.1998 № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации», ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» (далее — ГОСТ Р 6.30-2003), Инструкцией о порядке изготовления, учета, использования, хранения и уничтожения бланков с изображением Государственного герба Российской Федерации, оформления и размещения вывесок федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.03.2013 № 66 (далее — Инструкция).

1.2. Положение определяет общий порядок подготовки и оформления служебных документов верховными судами республик, краевыми и областными судами, судами городов федерального значения, судами автономной области и автономных округов, районными, городскими судами (далее — суды) по вопросам организации деятельности суда.

1.3. Настоящее Положение не распространяется на порядок подготовки и оформления процессуальных документов, а также служебных документов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, и (или) информацию ограниченного распространения.

1.4. Под служебными документами федерального суда общей юрисдикции (далее — служебные документы суда) в настоящем Положении понимаются официальные документы суда, в том числе и сопроводительные письма, направляемые в адрес организаций и граждан, организационно-распорядительные документы суда, ответы на обращения граждан и юридических лиц, по вопросам организационной деятельности суда и иным вопросам, не относящимся к процессуальной деятельности. К служебным документам федерального суда общей юрисдикции относятся:

служебные письма;

организационно-распорядительные документы суда (приказ либо распоряжение, утвержденные председателем соответствующего суда либо лицом, исполняющим его обязанности);

утверждаемые документы (положения, планы, акты, графики, повестки и протоколы совещаний у председателя (исполняющего обязанности председателя) суда;

докладные, служебные записки, заявления и иные документы непроцессуального характера, обусловленные необходимостью обеспечения служебной деятельности.

Основные требования к составлению и оформлению служебных документов суда

2.1. Служебные документы суда подлежат оформлению с соблюдением правил грамотности, краткости и четкости формулировок.

Служебные документы могут быть внутренними и исходящими, содержать запросы, сообщения, ответы на обращения граждан и организаций и так далее по вопросам организационной деятельности суда.

2.2. Служебные документы суда выводятся на печать посредством устройства, обеспечивающего вывод на печать на стандартных листах бумаги формата А4 в текстовом редакторе Microsoft Word или совместимом с ним формате с использованием шрифта Times New Roman черного цвета шрифтом 13 или 14 через 1-2 межстрочных интервала. При оформлении табличных материалов допускается использование шрифта 12 размера.

Каждый лист служебного документа суда должен иметь поля не менее: 20 мм — левое; 10 мм — правое; 20 мм — верхнее; 20 мм — нижнее.

Текст печатается от левой границы текстового поля и выравнивается по левой и правой границам текстового поля. Первая строка абзаца начинается на расстоянии 1,25 см от левой границы текстового поля.

Для выделения части текста служебного документа, наименования, заголовка, примечания может использоваться полужирное начертание, курсив, подчеркивание или смещение относительно границ основного текста.

При оформлении документов на двух или более страницах вторая и последующие страницы нумеруются. Номера страниц проставляются посередине верхнего поля страницы арабскими цифрами.

Оформление отдельных внутренних документов суда (заявление, анкета, объяснительная записка и т.п.) может осуществляться путем написания от руки.

При подготовке служебных документов суда могут применяться электронные шаблоны документов.

2.3. Служебные документы суда оформляются на бланках установленных видов либо без использования бланков и должны иметь установленный комплекс обязательных реквизитов и определенный порядок их расположения в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов».

2.4. Требования к оформлению бланков суда и организационно-распорядительных документов суда с изображением Государственного герба Российской Федерации установлены Инструкцией о порядке изготовления, учета, использования, хранения и уничтожения бланков с изображением Государственного герба Российской Федерации, оформления и размещения вывесок федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов, утвержденной приказом Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации от 29.03.2013 № 66.

Иные исходящие служебные документы суда могут быть оформлены на бланках суда без изображения Государственного герба Российской Федерации.

При изготовлении внутренних служебных документов суда бланки не используются.

При оформлении служебного документа суда на бланке суда второй и последующие листы выводятся без использования бланка.

2.5. Служебные документы суда должны иметь установленные реквизиты с соблюдением порядка и правил их расположения.

2.5.1. Наименование суда указывается в точном соответствии с законодательством Российской Федерации о его создании. При этом наименования районных судов тех городов, названия которых состоят из двух отдельных слов (Нижний Тагил), указываются полностью в именительном падеже, например: Дзержинский районный суд г. Нижний Тагил. В случае образования в составе суда постоянного судебного присутствия после наименования суда ниже указывается полное наименование постоянного судебного присутствия в точном соответствии с федеральным законом о его создании (образовании), например: Постоянное судебное присутствие в г. Гаджиево Мурманской области.

2.5.2. Справочные данные о суде включают: почтовый адрес в последовательности, установленной правилами оказания услуг почтовой связи, номер телефона, факса, электронной почты и иные необходимые сведения.

Реквизиты, перечисленные в пунктах 2.5.1 и 2.5.2, указываются на исходящих служебных документах суда в левом верхнем углу первого листа документа и входят в состав реквизитов бланка суда.

2.5.3. Наименование вида документа (приказ, распоряжение, протокол, правила, акт и т.д.) должно соответствовать компетенции федерального суда общей юрисдикции и содержанию документируемого действия по организационным вопросам. Данный реквизит подлежит расположению по центру служебного документа суда.

2.5.4. Датой служебного документа является дата его подписания или утверждения, датой протокола совещания — дата проведения совещания (принятия решения), датой акта — дата события.

Дата документа проставляется лицом, подписывающим или утверждающим документ. При подготовке проекта документа печатается только обозначение месяца и года.

Дата документа указывается в специально отведенном месте бланка суда. Если служебный документ оформляется не на бланке суда, его дата проставляется ниже текста рядом с подписью.

Дата служебного документа оформляется цифровым или словесно-цифровым способом. Элементы даты, обозначенные арабскими цифрами, приводятся в одной строке в следующей последовательности: число, месяц, год (день, месяц — две пары арабских цифр; год — четыре арабских цифры). Например, дату 15 марта 2015 г. следует оформлять: 15.03.2015.

В текстах организационно-распорядительных документов даты рекомендуется писать словесно-цифровым способом, например: 15 марта 2015 г.

2.6. Место составления (издания) документа указывают на приказах, распоряжениях, протоколах совещаний и актах. Место составления (издания) документа указывается с учетом принятого административно-территориального деления (при написании употребляются только общепринятые сокращения).

2.7. Наименования адресатов в исходящих служебных документах суда указываются в правом верхнем углу первого листа документа.

Направляемые письма адресуются органам государственной власти или органам местного самоуправления, организациям (юридическим лицам) и общественным объединениям (далее — организации), структурным подразделениям организаций, должностным или физическим лицам.

В случае адресования письма организации, структурному подразделению организации без указания должностного лица наименование адресата пишется в именительном падеже, например (здесь и далее примеры наименования организаций, их справочные данные и др. являются условными):

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области
Отдел по делам некоммерческих организаций
При направлении документа конкретному должностному лицу наименование организации и подразделения указывается в именительном падеже, а должность и фамилия — в дательном падеже, например:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Калужской области
Начальнику отдела некоммерческих организаций
И.Г. Петрову
При адресовании документа руководителю организации ее наименование входит в состав наименования должности адресата, например:
Заместителю главного директора Автономной некоммерческой организации «Центр»
В.Н. Соколову
В состав реквизита «Адресат» может входить почтовый адрес. Элементы почтового адреса указывают в последовательности, установленной правилами оказания услуг почтовой связи. При адресовании письма в организацию указывают ее наименование, затем почтовый адрес, например:
Федеральное государственное унитарное предприятие «Научно-исследовательский институт «Восход»
Удальцова ул., д. 85, г. Москва, 119607
При адресовании документа физическому лицу указывают фамилию и инициалы получателя, затем почтовый адрес, например:
Кузнецовой И.Н.
ул. 40 лет Октября, д. 46, г. Луховицы, Московская область, 140501
При направлении документа в федеральные органы государственной власти почтовые адреса могут не указываться. В остальных случаях почтовый адрес указывается полностью, например:
Начальнику ФКУ ИК-2 УФСИН России по Брянской области
И.И. Иванову
Котовского ул., д. 39, г. Брянск, 241004
2.8. Если письмо имеет приложения, то об этом делается отметка. Указанная отметка печатается через один межстрочный интервал ниже текста письма от границы левого поля и включает в себя: краткое наименование прилагаемого документа, количество листов и количество экземпляров, например:
Приложение: справка о … на 3 л. в 1 экз.
Отметка о наличии приложения, название которого указано в тексте письма, оформляется следующим образом:
Приложение: на 5 л. в 1 экз.
При наличии нескольких приложений их нумеруют и указывают краткое наименование, например:
Приложение: 1. Справка о … на 5 л. в 1 экз. 2. Письмо от … на 4 л. в 1 экз.
В том случае если приложение состоит из нескольких экземпляров, то указывается не общее количество листов во всех экземплярах, а количество листов, содержащихся в одном экземпляре, например:
Приложение: 1. Справка о … на 5 л. в 5 экз. 2. Письмо от … на 4 л. в 3 экз.
Если приложение сброшюровано, то количество листов не указывается. Если к письму прилагается другой документ, также имеющий приложения, то отметку о наличии приложения оформляют следующим образом:
Приложение: письмо Росархива от 14.04.2007 № 02-4/156 и приложение к нему, всего на 5 л.
Если приложение направляется только адресату (не подшивается в дело), то отметка о наличии приложения оформляется следующим образом:
Приложение: на 5 л. в 1 экз. только в адрес.
Если приложение направляется не во все указанные в документе адреса, то отметка о наличии приложения оформляется следующим образом:
Приложение: на 5 л. в 1 экз. в первый адрес.

2.9. Служебные документы суда по организационным вопросам подписываются председателем (исполняющим обязанности председателя) суда, заместителем председателя суда, иными уполномоченными работниками аппарата суда в соответствии с их полномочиями (далее — должностные лица).

В состав подписи входят наименование должности, личная подпись, инициалы и фамилия лица, подписавшего документ, например:

Главный бухгалтер
(подпись) (инициалы, фамилия)

При оформлении документа на бланке с наименованием должности в подписи указываются только инициалы и фамилия.

В случае подписания документа несколькими должностными лицами их подписи располагаются одна под другой в соответствии с занимаемой должностью, а при равных должностях — на одном уровне, например:

Председатель суда
(подпись) (инициалы, фамилия)
Главный бухгалтер
(подпись) (инициалы, фамилия)
Начальник отдела судопроизводства по уголовным делам Начальник отдела судопроизводства по гражданским делам
(подпись) (инициалы, фамилия) (подпись) (инициалы, фамилия)

2.9.1. Не допускается подписание документа с предлогом «за» или проставлением косой черты перед наименованием должности. В случае отсутствия уполномоченного на подписание документа должностного лица документ подлежит подписанию лицом, исполняющим его обязанности, либо его заместителем (иным уполномоченным должностным лицом), на которых данные полномочия (обязанности) возложены приказом (распоряжением) председателя соответствующего суда, при этом допускается сокращенное наименование должности, например: «и.о. председателя суда, врио начальника отдела».

Дату подписания (утверждения) документа и при необходимости надпись «лично» и отметку о срочности проставляет лицо, подписывающее документ.

2.9.2 В подписанные (утвержденные) документы вносить какие-либо исправления и добавления без разрешения лица, подписавшего документ, запрещается. На документах, удостоверенных гербовой печатью суда, подчистки и неоговоренные исправления не допускаются.

2.10. В случае необходимости согласование проекта документа со структурными подразделениями суда оформляется на отдельном листе согласования.

Согласование проекта документа может оформляться визой согласования документа, включающей в себя наименование должности визирующего документ, его подпись и расшифровку подписи (инициалы, фамилию) и дату подписания.

СОГЛАСОВАНО
Начальник отдела 12.01.2016 Личная подпись Инициалы, фамилия

При наличии замечаний к документу их излагают на отдельном листе, подписывают и прилагают к документу.

Для документа, подлинник которого остается в суде, визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего листа подлинника документа.

Для документа, подлинник которого отправляют из суда, визы проставляются в нижней части лицевой стороны копии отправляемого документа.

Допускается полистное визирование документа и его приложения.

На визовом экземпляре текст бланка не воспроизводится, на месте бланка проставляется дата подписания и регистрационный номер.

2.10.1. На документах, направляемых в органы государственной власти, проставляется отметка об исполнителе.

Отметка об исполнителе включает в себя инициалы и фамилию исполнителя документа, номер его телефона. Отметку об исполнителе располагают на лицевой стороне последнего листа документа в левом нижнем углу, например: В.А. Жуков, тел. (000) 000 00 00.

2.11. К утверждаемым председателем (исполняющим обязанности председателя) суда по организации деятельности суда документам относятся положение, правила, порядок, регламент и так далее.

Положение принимается, если в нем устанавливаются связанные между собой правила по вопросам, отнесенным к организационным вопросам деятельности суда, например: Положение о пропускном режиме в помещение суда.

В правилах устанавливаются нормы и требования, обязательные для выполнения, например: Правила поведения в суде.

Порядок регламентирует процедуру проведения определенных действий организационного характера, например: Порядок ознакомления с материалами дела.

Регламентом регулируются вопросы внутренней организации и порядка деятельности суда по отдельным организационным вопросам деятельности, например: Регламент организации деятельности приемной суда.

2.12. При утверждении документа должностным лицом суда гриф утверждения документа должен состоять из слова УТВЕРЖДАЮ (без кавычек), наименования должности лица, утверждающего документ, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения, например:

УТВЕРЖДАЮ
Председатель Киреевского суда
Тульской области
(личная подпись) (инициалы, фамилия)
12 января 2015 г.

Элементы реквизита «Гриф утверждения документа» центрируются относительно самой длинной строки.

При утверждении документа несколькими должностными лицами их подписи располагаются на одном уровне.

При утверждении документа (приказом, решением, протоколом) гриф утверждения состоит из слова УТВЕРЖДЕН (УТВЕРЖДЕНА, УТВЕРЖДЕНЫ или УТВЕРЖДЕНО), наименования утверждающего документа в творительном падеже, его даты и номера, например:

УТВЕРЖДЕН
приказом председателя
Курского областного суда
от 12 января 2015 г. №

Гриф утверждения документа располагается в правом верхнем углу первого листа документа.

2.13. Приказами и распоряжениями оформляются решения по оперативным, организационным, кадровым и другим вопросам внутренней деятельности суда.

Проекты приказов (распоряжений) готовятся и представляются на подпись подразделениями суда, иными уполномоченными работниками аппарата суда на основании поручений председателя (исполняющего обязанности председателя) соответствующего суда либо иного уполномоченного им лица.

2.13.1. Приказ (распоряжение) печатается на бланках суда в соответствии с требованиями Инструкции о порядке изготовления, учета, использования, хранения и уничтожения бланков с изображением Государственного герба Российской Федерации, оформления и размещения вывесок федеральных судов общей юрисдикции, федеральных арбитражных судов.

Приказ (распоряжение) имеет следующие реквизиты, располагаемые симметрично по центру сверху вниз:

наименование вида документа (ПРИКАЗ, РАСПОРЯЖЕНИЕ);

дата (с левой стороны) и номер (с правой стороны);

место составления (издания);

реквизит «приказываю» (для приказа); «предлагаю», «прошу» (для распоряжения);

наименование должности лица, подписавшего документ, личная подпись, инициалы, фамилия.

2.13.2. Датой приказа является дата его подписания.

Заголовок приказа (распоряжения) должен выравниваться по центру бланка суда и печататься полужирным шрифтом; точка в конце заголовка не ставится. Заголовок, состоящий из двух и более строк, печатается через один межстрочный интервал.

Распоряжения, как правило, заголовка не имеют.

2.13.3. Текст приказа (распоряжения) должен состоять из двух частей: констатирующей и распорядительной.

В констатирующей части кратко излагаются цель и основания для издания приказа. Она начинается словами «в целях», «в соответствии» и тому подобное. Если приказ издается на основании другого документа, то в констатирующей части указываются наименование этого документа в творительном падеже, его дата, номер и заголовок.

Констатирующая часть в проектах приказов завершается словом «П Р И К А З Ы В А Ю».

Распорядительная часть должна содержать перечисление предписываемых действий с указанием исполнителя каждого действия и сроков исполнения. Распорядительная часть может делиться на пункты и подпункты, которые нумеруются арабскими цифрами. Действия однородного характера могут быть перечислены в одном пункте. В качестве исполнителей указываются подразделения суда или конкретные уполномоченные председателем (исполняющим обязанности председателя) суда должностные лица. Последний пункт распорядительной части может содержать сведения о подразделении суда или должностном лице, на которые возлагается контроль за выполнением приказа.

Если приказ отменяет (изменяет) ранее изданный документ или какие-то его положения, то один из пунктов распорядительной части текста должен содержать ссылку на отменяемый документ (пункт документа) с указанием его даты, номера и заголовка. Текст пункта должен начинаться словами «Признать утратившим силу».

После подписания приказ (распоряжение) доводится до сведения должностных лиц суда.

2.13.4. Совместные приказы с органами государственной власти и организациями (далее — совместные приказы) оформляются в указанном выше порядке со следующими особенностями:

совместные приказы печатаются на стандартных листах бумаги формата А4 (210 х 297 мм) без бланка;

наименования суда и иных государственных органов и организаций (далее — органы) должны располагаться на одном уровне;

дата совместного приказа — единая, соответствует дате более позднего подписания и размещается по центру;

регистрационный номер совместного приказа, подготовленного судом и другим государственным органом, состоит из регистрационных номеров документов суда и наименований иных органов, проставляемых через косую черту в порядке их указания в совместном приказе;

подписи председателя соответствующего суда (исполняющего обязанности председателя) суда и руководителей соответствующих органов располагаются под текстом на одном уровне.

2.13.5. Проекты приказов (распоряжений) и приложения к ним визируются в следующей последовательности: исполнителем, начальником структурного подразделения, подготовившего проект служебного документа, затем начальниками других подразделений суда, которым в проекте предусматриваются задания и поручения.

2.13.6. Приказы нумеруются по порядку в пределах календарного года; приказы по основной деятельности, по личному составу и распоряжения нумеруются отдельно.

2.14. Протокол — документ, в котором фиксируются ход обсуждения вопросов и принятые решения на совещаниях, проводимых председателем (исполняющим обязанности председателя) суда, заседаниях комиссий.

2.14.1. Подготовка проекта протокола осуществляется не позднее трех рабочих дней со дня его проведения.

2.14.2. Протоколы могут издаваться в полной и краткой форме, при которой опускается ход обсуждения вопросов и фиксируются только принятые по ним решения.

2.14.3. Текст полного протокола, как правило, состоит из двух частей: вводной и основной.

Во вводной части указываются:

председатель или председательствующий;

секретарь;

присутствовали (подчеркивается).

Вводная часть заканчивается повесткой дня — перечнем рассматриваемых вопросов, перечисленных в порядке значимости, с указанием докладчика по каждому пункту повестки дня. Каждый вопрос нумеруется арабской цифрой, и его наименование начинается с предлога «О» или «Об».

Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня. Текст каждого раздела строится по схеме: слушали — выступили — постановили (решили).

Основное содержание докладов и выступлений помещается в тексте протокола или прилагается к нему; в последнем случае указывается (текст выступления прилагается). Постановление (решение) — в тексте протокола печатается полностью; при необходимости приводятся итоги голосования.

2.14.4. Текст краткого протокола также состоит из двух частей. Во вводной части указываются инициалы и фамилия председательствующего (председателя), инициалы, фамилии лиц, присутствовавших на заседании. В случае присутствия приглашенных указывается фамилия, инициалы и их должность.

К протоколу прилагается повестка дня. Вопросы в повестке дня рекомендуется формулировать с предлогом «О» или «Об».

Основная часть протокола состоит из разделов, соответствующих пунктам повестки дня.

2.14.5. Протокол подписывается председательствующим на заседании. Дата, проставленная на протоколе, должна соответствовать дню проведения совещания, заседания.

Протоколы нумеруются порядковыми номерами в пределах календарного года. Протоколы совместных заседаний (совещаний) имеют составные номера, включающие порядковые номера протоколов организаций, принимавших участие в работе коллегиального органа.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *