Устав образовательного учреждения

1.ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

3. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

3.1.           Основными участниками образовательного процесса являются  педагогический состав, обучающиеся и родители (законные представители). Все участники образовательного процесса должны быть в обязательном порядке ознакомлены с Уставом школы.

3.2. Обучающиеся Школы имеют право на:

  • получение образования в соответствии с государственными стандартами бесплатно;

  • обучение в пределах государственных образовательных стандартов по индивидуальным учебным планам;

  • свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;

  • бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Школы;

  • получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;

  • участие в управлении Школы;

  • уважение своего человеческого достоинства;

  • свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений;

  • на создание клубов, секций, кружков по интересам;

  • на объективную оценку знаний и умений.

3.2.1.        Осуществление перечисленных выше прав несовместимо с нарушением общественного порядка, норм нравственности и охраны здоровья, прав и свобод других лиц.

3.2.2.      Обучающиеся Школы не могут принудительно привлекаться ни в общественные, ни в общественно-политические, ни в религиозные и другие организации, движения и партии. Они также не допускаются в принудительном порядке к участию в агитационных компаниях, мероприятиях и политических акциях.

3.3.      Обучающиеся Школы обязаны:

  • соблюдать Устав Школы и Правила для учащихся;

  • добросовестно учиться;

  • подчиняться обоснованным требованиям педагогов;

  • поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу Школы;

  • уважать честь и достоинство других обучающихся и работников Школы;

  • соблюдать правила техники безопасности;

  • не пропускать занятия без уважительной причины;

  • не опаздывать на занятия;

  • выполнять инструкции, правила техники безопасности и охраны труда на рабочем месте учащихся при проведении учебных занятий, правила поведения.

  • выполнять инструкции при проведении внеклассных мероприятий, экскурсий, поездок, походов и т.д.;

  • выполнять требования работников Школы в части, отнесенной Уставом, должностными обязанностями и правилами внутреннего распорядка к их компетенции. 

3.3.1.      Обучающимся Школы запрещается:

  • приносить, передавать и использовать в Школе оружие, спиртные напитки, табачные изделия, токсичные и наркотические вещества, семечки, жевательную резинку;

  • использовать любые предметы и вещества, могущие привести к взрывам и возгоранию;

  • применение физической силы для выяснения отношений, запугивание, вымогательство;

  • любые действия, очевидно влекущие за собой опасные последствия для окружающих;

  • использовать в обращении ненормативную лексику, выражать свое мнение в грубой, унижающей собеседника форме.

3.4.      За неисполнение без уважительных причин обязанностей, предусмотренных в пункте 4.3, а также за нарушение правил предусмотренных пунктом 4.3.1 к учащимся могут быть применены следующие меры дисциплинарного воздействия:

  • замечание;

  • объявление выговора;

  • исключение из Школы согласно пункту 2.10.

3.5.      Родители (законные представители) учащихся Школы имеют право:

  • выбирать форму обучения;

  • знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости учащихся;

  • защищать законные права учащихся;

  • участвовать в управлении Школой;

  • посещать уроки с разрешения учителя и администрации школы.

Родители (законные представители) учащихся обязаны:

  • выполнять настоящий Устав в части, касающейся их прав и обязанностей;

  • создавать необходимые условия для получения своими детьми образования;

  • обеспечивать посещение ребенком Школы согласно утвержденного расписания учебных занятий;

  • нести ответственность за воспитание своих детей;

  • посещать родительские собрания и приходить в школу по вызову администрации или учителей для индивидуальных бесед;

  • обеспечить ликвидацию обучающимися академической задолженности в течение учебного года в случае его перевода в следующий класс «условно»;

  •  привить ребенку бережное отношение к чужой собственности, родители несут расходы по возмещению ущерба, причиненного Школе по вине учащегося.

Другие права и обязанности родителей (законных представителей) учащихся Школы могут закрепляться в заключенном между ними и Школой договоре, который не может противоречить закону, Типовому положению об общеобразовательном учреждении и настоящему Уставу.

3.6.      Работники Школы имеют право:

  • на участие в управлении Школой в порядке, определяемом настоящим Уставом;

  • на защиту профессиональной чести и достоинства.

3.7.      Педагогические работники общеобразовательного учреждения имеют право:

  • свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники (рекомендованные Министерством образовании и науки Российской Федерации), методы оценки знаний учащихся;

  • повышать квалификацию, с этой целью администрация создает условия необходимые для успешного обучения работников в высших профессиональных образовательных учреждениях, а также в учреждениях системы переподготовки и повышения квалификации;

  • аттестоваться на добровольной основе на соответствующую квалификационную категорию и получить ее в случае успешного прохождения аттестации;

  • на сокращенную рабочую неделю в случае неполной педагогической ставки;

  • на удлиненный оплачиваемый отпуск, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

  • социальные гарантии и льготы, установленные законодательством Российской Федерации;

  • на длительный, сроком до одного года, отпуск не реже, чем через каждые 10 лет преподавательской работы. Порядок и условия предоставления отпуска определяются Учредителем;

  • на дополнительные льготы, предоставляемые в регионе педагогическим работникам общеобразовательного учреждения.

3.8.      Педагогические работники обязаны:

  • быть примером достойного поведения в Школе и в общественных местах;

  • соблюдать и заботиться о защите прав и свобод учащихся, уважать права родителей и законных представителей учащихся;

  • выполнять Устав Школы, правила внутреннего трудового распорядка для работников Школы, условия трудового договора, должностные инструкции, функциональные обязанности, локальные акты;

  • педагогические и другие работники Школы периодически, но не реже одного раза в календарный год проходят медицинское обследование за счет средств выделенных Учредителем;

  • иметь необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности, подтвержденную документами об образовании;

  • поддерживать дисциплину в Школе на основе уважения человеческого достоинства обучающихся.

    Устав средней общеобразовательной школы

    Применение методов физического и психического насилия по отношению к обучающимся не допускается;

  • принимать участие в разборе конфликтов по письменному заявлению родителей или других лиц;

  • выполнять в указанный срок приказы директора, распоряжения администрации Школы, не противоречащие Уставу Школы и действующему законодательству.

3.8.1.        За нарушение без уважительных причин Правил внутреннего трудового распорядка, а также обязанностей, перечисленных в пункте 3.8, к педагогическим работникам применяются меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации.

3.9.      Служебное расследование нарушений педагогическим работником Школы норм профессионального поведения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданной в письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическому работнику. Ход служебного расследования и принятые по его результатам решения могут быть преданы гласности только с согласия заинтересованного педагогического работника Школы, за исключением случаев,  предусмотренных законом.

 

напишите устав школы

Виды деятельности

Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Ростовской области нормативными правовыми актами муниципального образования «Аксайский район» и настоящим Уставом в целях обеспечения реализации полномочий органа местного самоуправления района в сфере дополнительного образования детей.

Основной предмет деятельности Школы:

— реализация образовательных программ дополнительного образования детей физкультурно-спортивной направленности.

Основные цели деятельности Школы составляет развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг физкультурно- спортивной направленности в интересах личности, общества, государства.

Основные задачи Школы:

  • обеспечение необходимых условий для личного развития, укрепления здоровья, профессионального саморазвития и творческого труда детей в возрасте преимущественно от 6 до 18 лет;
  • адаптация их в жизни в обществе;
  • формирование общей культуры;
  • организация содержательного досуга;
  • удовлетворение потребности детей в занятиях физической культурой и спортом;
  • воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • формирование у обучающихся навыков и привычек здорового образа жизни.

Деятельность Школы основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, свободного развития личности.

Для достижения целей и задач, Школа осуществляет следующие виды деятельности:

  • осуществляет образовательный процесс;
  • самостоятельно разрабатывает, принимает и реализует образовательные программы;
  • разрабатывает и утверждает учебный план, расписание занятий, годовой календарный учебный график (по согласованию с Учредителем);
  • выбирает формы, средства и методы обучения и воспитания в пределах, определенных Законом РФ «Об образовании»;
  • организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время Школа может открывать в установленном порядке лагеря и туристские базы, создавать различные объединения с постоянными и (или) переменными составами детей в лагерях ( загородных или с дневным пребыванием), на своей базе, а также по месту жительства детей.
  • Школа организует и проводит массовые мероприятия, создает необходимые условия для совместного труда, отдыха детей, родителей (законных представителей).
  • обеспечивает создание и ведение официального сайта Школы в сети Интернет;
  • обеспечивает функционирование системы внутреннего мониторинга качества образования Школы;
  • привлекает для осуществления своей уставной деятельности дополнительные источники финансовых и материальных средств.

Муниципальные задания для Школы формируются и утверждаются Учредителем Школы в порядке, определенном Администрацией Аксайского района, в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом основными видами деятельности Школы.

ДЮСШ «Юность» осуществляет в соответствии с муниципальным заданием деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности. Виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Школой после получения лицензии в установленном федеральным законодательством порядке.

Устав школы. Знакомимся с главным школьным документом

Страница 1 из 11

ИЗМЕНЕНИЯ
в Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Гимназия»
Утверждены постановлением администрации города Моршанска
от 18.02.2015 г. № 188

Устав МБОУ «Гимназия» от 30.06.2014 с изменениями от 18.02.2015

Утвержден
постановлением администрации
города Моршанска
от « 30 »июня 2014 года № 923

УСТАВ
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
«ГИМНАЗИЯ»

(с учетом изменений внесенных
Постановлением администрации города Моршанска
от 18.02.2015 г. № 188)

г.Моршанск
2014

1. Общие положения
   1.1.Некоммерческая организация муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия»  по типу реализуемых основных образовательных программ является   общеобразовательной организацией (далее – ОО).
   1.2.Организационно-правовая форма:   бюджетное  учреждение.
   1.3.Общеобразовательная организация создана и зарегистрирована в соответствии с законодательством Российской Федерации на основании Решения Моршанского Совета народных депутатов Тамбовской области от 10.04.1991 №94 «Об открытии с 1 сентября 1991г. на базе средней школы № 6 гуманитарной гимназии».
   На основании Постановления администрации  г.Моршанска Тамбовской обл. № 17 от 10.01.2002г. гуманитарная гимназия переименована в муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия гуманитарная»; на основании Постановления администрации города Моршанска № 1014 от 11.09.2007г муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия гуманитарная» переименовано в муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия».
   В соответствии с  Постановлением администрации  г.Моршанска Тамбовской обл. от 04.04.2011 №337  муниципальное  общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 5» реорганизовано в форме присоединения к муниципальному общеобразовательному учреждению «Гимназия».
   На основании Постановления администрации  г.Моршанска Тамбовской обл.№952 от 15.08.2011 муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия» переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия».
   Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия» является правопреемником по всем правам и обязанностям реорганизованных муниципальных образовательных учреждений, перечисленных в п. 1.3 настоящего раздела Устава в соответствии с передаточным актом с момента государственной регистрации ОО.
   1.4. Полное наименование ОО: муниципальное  бюджетное общеобразовательное учреждение «Гимназия».
   Сокращенное наименование:   МБОУ «Гимназия».
   1.5. Место нахождения ОО:393956, Тамбовская обл., г.Моршанск, ул.Дзержинского, д.22, помещение № 1.
   По данному адресу размещается Исполнительный орган -директор ОО и хранятся документы ОО.
   Почтовый адрес  ОО:393956, Тамбовская обл., г.Моршанск, ул.Дзержинского, д.22, помещение № 1.
   Юридический адрес ОО: 393956, Тамбовская обл., г.Моршанск, ул.Дзержинского, д.22,  помещение № 1.
   Фактический адрес ОО:
   учебный корпус №1: 393956, Тамбовская обл., г.Моршанск, ул.Дзержинского, д.22 , помещение № 1.
   учебный корпус №2: 393954, Тамбовская обл., г.Моршанск, ул.Зелёная, д.16.
   1.6. Учредителем и собственником имущества ОО является муниципальное образование городской округ город Моршанск.
   Функции и полномочия учредителя ОО  в соответствии с Уставом городского округа  город Моршанск  осуществляет администрация муниципального образования городского округа город Моршанск, именуемая  в дальнейшем  «Учредитель».
   Учредитель  выполняет функции в пределах своей компетенции, установленной нормативными правовыми актами, определяющими его статус, в том числе – в части утверждения Устава, внесения  изменений и дополнений  в Устав  или утверждения новой редакции Устава.
   В случае реорганизации Учредителя права Учредителя переходят к соответствующим   правопреемникам.
   1.7. Функции и полномочия собственника имущества  ОО в соответствии с Уставом городского округа  город Моршанск  осуществляет администрация муниципального образования городского округа город Моршанск, именуемая в дальнейшем «Собственник».
   1.8. ОО является юридическим лицом, самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс, счета в территориальном органе Федерального казначейства по Тамбовской области,  открытые в установленном порядке, печать установленного образца, бланки и штампы со своим наименованием.
   1.9. ОО от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанность, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с федеральными законами.
   ОО  является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности.
   1.10. ОО отвечает по своим обязательствам всем имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за ним Учредителем или приобретенных  за счет  ОО средств, выделенных ему Учредителем на приобретение этого имущества.
   Собственник имущества  ОО  не несет ответственности по обязательствам ОО.
   ОО не отвечает по обязательствам Собственника.
   1.11. ОО создана в целях  осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего образования, среднего общего образования.
   1.12. ОО осуществляет свою деятельность в соответствии с Федеральным законом от  29.12.2012  № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», другими федеральными законами и нормативными правовыми актами РФ, законами и иными правовыми актами Тамбовской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления городского округа  город Моршанск, а также настоящим Уставом.
   1.13. ОО проходит лицензирование в порядке, установленном федеральным законодательством.
   1.14. ОО исполняет обязанности по организации и ведению воинского учета граждан в соответствии с требованиями законодательства РФ. Ответственность за организацию этой работы возлагается на директора  ОО.
   1.15. В ОО не допускается создание и деятельность политических партий, религиозных организаций (объединений). Принуждение  обучающихся к вступлению в общественные объединения, в т. ч. в политические партии, а также принудительное привлечение их к деятельности этих объединений, участию в агитационных кампаниях и политических акциях не допускается.
   1.16.

Из Устава школы. Права и обязанности участников образовательного процесса

ОО формирует открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие достоверную и актуальную информацию о своей деятельности, обеспечивает доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в т. ч. на официальном сайте образовательной организации в сети «Интернет» в соответствии с перечнем сведений, установленных федеральным законодательством.
   1.17. ОО выполняет муниципальные задания в соответствии с предусмотренными настоящим Уставом видами основной деятельности.
   Муниципальное задание формируется Учредителем и является обязательным.
   1.18. Сверх муниципального задания  ОО вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к ее основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях.
   Наряду с видами основной деятельности  ОО может осуществлять иные виды деятельности, предусмотренные настоящим Уставом, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых ОО создана, и соответствующие этим целям.

Устав образовательной организации: понятие, структура. Порядок принятия и внесения изменений.

Устав и локальные акты образовательной организации
Локальный акт – это основанный на нормах законодательства правовой документ (акт), принятый в установленном порядке компетентным органом управления организации, и регулирующий внутриорганизационные отношения.
Локальные акты обладают следующими признаками:
1) Локальный акт — официальный правовой документ образовательной организации.
2) Содержит необходимые реквизиты:
наименование, которое отражает форму и его краткое содержание;
дата и место издания;
порядковый (регистрационный) номер;
подпись уполномоченного должностного лица;
в необходимых случаях визы согласования и печать организации.
3) Основан на законодательстве в широком смысле слова.
4) Принимается компетентным (уполномоченным) органом управления.
5) Внутренний документ, действующий только в пределах организации.
Локальные акты не должны противоречить действующему законодательству, а также ухудшать положение субъектов, на которых распространяется их действие, по сравнению с установленным законодательством. Ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ прямо предусматривает, что нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.
Выделяются нормативные локальные акты и ненормативные (индивидуальные, распорядительные) локальные акты. Сравнение нормативных и ненормативных локальных актов приведено.
Устав, Правила внутреннего трудового распорядка
Приказ о приеме на работу, о предоставлении отпуска, увольнении, командировке и т.д.
Нормативные локальные акты могут издаваться в различных формах. Наиболее часто встречающимися, кроме устава, являются:
Положение устанавливает правовой статус органа управления организации, структурного подразделения либо порядок реализации организацией какого-либо из своих правомочий.
Инструкция устанавливает порядок, способ осуществления той или иной функции, ведения какой-либо деятельности.
Правила регламентирует организационные, дисциплинарные, хозяйственные и иные специальные стороны деятельности организации, участников внутриорганизационных отношений.
В соответствии с ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, который является основным нормативным локальным актом образовательной организации
Согласно п. 2 ст. 52 ГК РФ в учредительных документах юридического лица, к которым относится устав, должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления деятельностью юридического лица, а также содержаться другие сведения, предусмотренные законом для юридических лиц соответствующего вида. В учредительных документах некоммерческих организаций должны быть определены предмет и цели деятельности юридического лица.
Ч. 2 ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ определяет, что в уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация:
1) тип образовательной организации;
2) учредитель или учредители образовательной организации;
3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий.
В дополнение к данному перечню п. 3 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает, что в учредительных документах некоммерческой организации должны определяться:
наименование некоммерческой организации, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму,
место нахождения некоммерческой организации, порядок управления деятельностью,
предмет и цели деятельности,
сведения о филиалах и представительствах,
источники формирования имущества некоммерческой организации,
порядок внесения изменений в учредительные документы некоммерческой организации,
порядок использования имущества в случае ликвидации некоммерческой организации.
Устав бюджетного или казенного учреждения также должен содержать:
наименование учреждения,
указание на тип учреждения,
сведения о собственнике его имущества,
исчерпывающий перечень видов деятельности, которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано,
указания о структуре, компетенции органов управления учреждения, порядке их формирования, сроках полномочий и порядке деятельности таких органов.
Указанные выше требования к обязательному содержанию устава не являются исчерпывающими. Дополнительные требования к содержанию устава зависят от организационно-правовой формы образовательной организации. Кроме этого, следует отметить, что Федеральный закон от 12 января 1996 г.

№ 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» не действует в отношении автономных учреждений (п. 5 ст. 1). Содержание устава автономных учреждений определяется ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях». В соответствии с данной нормой, устав автономного учреждения должен содержать:
наименование автономного учреждения, содержащее указание на характер его деятельности, а также на собственника его имущества;
указание на тип «автономное учреждение»;
местонахождение автономного учреждения;
сведения об органе, осуществляющем функции и полномочия учредителя автономного учреждения;
предмет и цели деятельности автономного учреждения;
исчерпывающий перечень видов деятельности, которые автономное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
сведения о филиалах, представительствах автономного учреждения;
структура, компетенция органов автономного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов;
иные предусмотренные федеральными законами сведения.
Вместе с тем, законодательство РФ не содержит указаний на то, что содержание устава должно включать в себя исключительно обязательные положения. Наоборот, есть целый ряд оговорок о том, что какое-либо требование законодательства может быть конкретизировано в уставе. Например, абз. 2 п. 13 ст. 9.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» содержит оговорку о том, что уставом бюджетного учреждения может быть предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Законодательство РФ не содержит запретов на включение в устав образовательной организации каких-либо положений, не предусмотренных обязательным перечнем содержания устава. Это означает, что в случае необходимости устав может дополнительно содержать любые положения, не противоречащие действующему законодательству РФ.
Существенно изменились требования и к принятию устава образовательной организации. Ранее в соответствии с п. 2 ст. 13 Закона РФ «Об образовании» устав гражданского образовательного учреждения в части, не урегулированной законодательством РФ, разрабатывался и принимается образовательным учреждением и утверждался его учредителем, то есть требовалось предварительное принятие устава высшим коллегиальным органом образовательной организации. На практике в ряде случаев это приводило к значительному затягиванию принятий изменений в устав, поскольку не редки были случаи, когда учредитель не соглашался с принятыми изменениями, а высший коллегиальный орган не соглашался с предлагаемыми учредителем редакциями. Кроме этого, на законодательном уровне неурегулированной оставалась ситуация с созданием новой образовательной организации, когда органы управления еще не сформированы, а организация может начать свое существование как юридическое лицо только после регистрации устава в уполномоченных органах.
Новый Федеральный закон № 273-ФЗ (ч. 1 ст. 25) закрепляет, что образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ.
Общие правила по утверждению устава юридического лица содержатся в п. 1 ст. 52 ГК РФ, согласно которому устав утверждается его учредителями (участниками). Термин «участник» характерен для коммерческих организаций: хозяйственных товариществ и обществ. Поскольку согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация создается в форме, установленной гражданским законодательством для некоммерческих организаций, то единственным субъектом, который может утверждать устав общеобразовательной организации является учредитель для государственных и муниципальных организаций и учредитель или учредители для частных образовательных организаций общего образования. При этом, Федеральный закон № 273-ФЗ не предусматривает особого порядка разработки, принятия и утверждения устава, что вполне оправданно в условиях сокращения обязательных требований к содержанию устава и возможности урегулировать вопросы организации образовательной деятельности локальными нормативными актами общеобразовательной организации, принимаемыми ей самостоятельно.
Аналогично особая процедура принятия устава не предусматривается и для автономных учреждений. Согласно ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» учредительным документом автономного учреждения является устав, утверждаемый его учредителем.
Однако ч.

1.1 ст. 14 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» установлены некоторые особенности утверждения устава бюджетных и казенных учреждений. Данная норма предусматривает, что утверждение устава бюджетного или казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:
1) Правительством РФ — в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ — в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;
3) местной администрацией муниципального образования — в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.
Таким образом, указанными актами могут быть установлены некоторые особенности утверждения устава учреждений данных типов.
Например, согласно п. 4 Порядка утверждения уставов государственных образовательных учреждений Республики Бурятия, утвержденному постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 июня 2005 г. № 201 предусматривается, что «Проект Устава, а также вносимые изменения в Устав представляются в орган по управлению государственным имуществом. Орган по управлению государственным имуществом согласовывает проект Устава, а также вносимые изменения в Устав в срок не более 10 дней со дня представления проекта Устава, а также вносимых изменений в Устав.

Устав школы

На титульном листе Устава или вносимых изменений в Устав указываются реквизиты правового акта органа по управлению государственным имуществом, заверенные гербовой печатью органа по управлению государственным имуществом».
Ранее в ст. 13 Закона РФ «Об образовании» были установлены достаточно широкие требования к уставам образовательных организаций. В результате их соблюдения уставы образовательных организации приобретали поистине колоссальные размеры. Кроме этого, согласно п. 3 данной статьи при необходимости регламентации различных сторон деятельности образовательного учреждения иными локальными актами последние подлежали регистрации в качестве дополнений к уставу образовательного учреждения.
Вместе с тем, сокращение требований к содержанию устава не означает, что заинтересованные лица не смогут получить необходимую им информацию, поскольку устав не является единственным источником информации об образовательной организации.
Значительная часть информации, которая ранее должна была содержаться в уставах образовательных организаций, может переместиться в иные локальные нормативные акты. Так, согласно, ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися.
Если локальные нормативные акты затрагивают права обучающихся и работников образовательной организации, то при принятии таких актов обязателен учет мнения советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
В образовательной организации могут сложиться различные механизмы взаимодействия органов управления образовательной организацией в связи с принятием локальных нормативных актов, в зависимости от той или иной системы построения управления образовательной организацией. Порядок принятия локальных актов необходимо зафиксировать в уставе, продумав вопрос, какая модель является наиболее актуальной для конкретной образовательной организации. Отметим, что для различных локальных нормативных актов могут быть предусмотрены различные модели их принятия.
Основными моделями могут выступать:
Руководитель без чьего-либо участия. Обеспечивает управляемость, при этом полная ответственность ложится на руководителя.
Руководитель с учетом мнения иного коллегиального органа управления. Практически совпадает с первым вариантом, но дольше, т.к. требуется запрос мнения, однако текст локального нормативного акта может стать качественнее за счет учета позиций иных квалифицированных лиц.
Руководитель по согласованию с иным коллегиальным органом управления. Потребуется согласование позиций двух органов, которые должны прийти к взаимоприемлемому решению.
Коллегиальный орган управления по согласованию с руководителем. Во многом совпадает с третьим вариантом, но формально локальный нормативный акт утверждается коллегиальным органом управления, следовательно, вопросы по его содержанию возникают к коллегиальному органу управления.
Коллегиальный орган управления с учетом мнения руководителя. Ответственность за локальный нормативный акт лежит на коллегиальном органе управления, получить и рассмотреть мнение руководителя обязательно, однако оно не имеет решающего значения. Управление децентрализуется, однако и ответственность за решения распределяется между разными органами.
Коллегиальный орган управления без чьего-либо участия. Аналогично пятому варианту, только учет мнения руководителя становится не обязателен, т.е. его позиция по вопросу проекта может вообще не рассматриваться.
Значительная часть образовательных организаций столкнулись с вопросом, в какой срок оптимально вносить изменения в уставы. В отдельных случаях учредители требовали сделать это крайне рано, например, еще летом 2013 года. Некоторые же образовательные организации до сих пор откладывают это решение, дожидаясь все большей полноты подзаконной нормативной базы, а также регионального и муниципального регулирования, ссылаясь на предоставленную Федеральным законом № 273-ФЗ возможность использовать для доработки уставов весь 2014 и 2015 год.
Представляется, что столь длительное ожидание не является оптимальной стратегией по следующей причине. Действительно, дана законодательная отсрочка для приведения уставов в соответствии с действующим законодательством. Но такой же отсрочки по иным локальным актам не имеется. Таким образом, любая образовательная организация, получившая предписание привести устав в соответствие с законодательством, может аргументировать тот факт, что это не сделано. Если же предписание выдано о приведении в соответствие иных локальных нормативных актов, это должно быть сделано немедленно. Т.е., фактически, отсрочки по локальной нормативной базе не дается. А именно устав должен служить основой для ее разработки. Ситуация, когда нет основного документа, но уже сделаны все иные локальные нормативные акты, неудобна в первую очередь самой образовательной организации.
К тому же, обязательное содержание устава сейчас крайне невелико. Все основные требования, которые надо учесть при его написании, уже и так сформулированы на уровне федерального закона. Поэтому для тех организаций, кто выбрал для себя стратегию минимизации содержания устава, ждать дополнительных документов не обязательно – те вопросы, которые будут ими решаться, могут быть вынесены из устава в иные локальные нормативные акты. Тем более, что порядок осуществления и организации образовательной деятельности на подзаконном уровне (который, возможно, имело смысл дождаться до принятия устава) уже урегулирован для подавляющего большинства образовательных программ.
Те же организации, которые выбрали стратегию оставить в уставе максимум подробной информации, действительно, столкнутся с необходимостью менять устав, т.к. многие вопросы будут решаться, решения изменяться и т.п. Но это в принципе недостаток крайне подробных уставов – если принимается решение включить туда, например, описание вопросов организации образовательной деятельности, приема и т.п., то необходимо учитывать, что с любыми минимальными изменениями устав менять все равно придется. Т.е., такая стратегия имманентно предполагает постоянное внесение изменений в устав. И это не изменится ни в 2015, ни в 2016 и далее годах – законодательство об образовании, подзаконное регулирование динамично развиваются.
Поэтому, представляется, что в 2014 году уже созданы все условия, чтобы образовательным организациям было удобнее привести устав в соответствие с законодательством, чем жить со старым (фактически, не работающим во многом) уставом.

Устав внутренней жизни школы

Свято-Владимирская православная школа живет в недрах церковного организма, живет благодаря Церкви, прежде всего, для Церкви.

Нашей целью является воспитание обладающих глубокими знаниями достойных чад Православной Церкви, способных в этот мир нести истину православия, стать примером высокой нравственности и готовых встать на защиту Церкви.

Свой труд в школе преподаватели, учащиеся и родители рассматривают прежде всего как церковное послушание, духовное делание, исполнение которого приносит не только прочные знания, но, самое главное, духовно созидает человека, совершенствует его, соединяет со Христом.

Это значит, что никто не может считать пребывание в школе своим личным делом.

Это значит, что всякий, живущий и поступающий вразрез с законами духовной жизни, причиняет вред не только себе, но и разрушает наше общее дело духовного становления, церковного служения.

Вспомним слова Священного Писания: «Проклят всякий, творящий дело Божие с небрежением».

I. ОТНОСИТЕЛЬНО РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Учащиеся православной школы как православные христиане живут полнокровной духовной жизнью, исполняя свои религиозные обязанности перед Богом и Церковью. Человек, называющий себя православным, но сознательно нарушающий правила церковной жизни, лжет перед Богом и сам лишает себя Благодати Божией.

Ученик православной школы должен:

  1. В воскресные и праздничные дни посещать общественные богослужения.
  2. В храме вести себя с подобающим к святыне благоговением,
    не мешая сосредоточенному молитвенному настроению своих товарищей и других прихожан церкви.
  3. Не менее одного раза в месяц бывать у исповеди и Святого причастия.
  4. Содействовать благолепию богослужения в назначенной для посещения учениками церкви.
  5. Учащиеся, участвующие в церковном хоре, являются в назначенное время для спевки.
  6. Руководство школы не следит специально за тем, все ли учащиеся посещают храм.
    Это остается на совести каждого ученика. Но в те дни, когда праздничный день совпадает с учебным днем, все ученики и преподаватели (а также, по возможности, родители) вместе собираются на молитву в храм, исповедуются и причащаются. Только по уважительной причине или по благословению духовника школы можно не присутствовать на службе или пойти в другой храм.

II. ОТНОШЕНИЕ К УЧЕНИЮ

Каждый школьник должен помнить, что учение является главным его церковным послушанием и тем делом, к которому он должен прилагать наиболее труда и прилежания, поэтому:

  1. Все ученики после каникул являются в школу в назначенный срок.
    Ученик, не явившийся в срок и не представивший к этому сроку свидетельство о законной причине своей неявки, считается выбывшим. Вопрос о его приеме или отказе в нем поступает на рассмотрение педагогического совета.
  2. Учебный день начинается с общей молитвы, на которую ученики должны прийти вовремя.
  3. Пропуски уроков без уважительной причины недопустимы.
  4. Отсутствие учащегося по болезни должно сопровождаться оправдательным документом
    (до двух дней — записка от родителей, более двух дней — медицинская справка).
  5. На планируемые заранее пропуски занятий необходимо получить разрешение классного руководителя
    и администрации.
  6. Учащиеся, не бывшие на каком-либо уроке по болезни или по какой-либо другой уважительной причине, обязаны позаботиться о том, чтобы изучить все пройденное в их отсутствие.
  7. Учащиеся должны являться на занятия с дневниками, со всеми необходимыми
    учебными и письменными принадлежностями и приготовляться к уроку до его начала.
  8. В классе каждый ученик занимает заранее назначенное ему место и самовольно не должен менять его.
  9. Во время уроков ученики не выходят самовольно из класса, сидят в подобающих позах, не качаются
    и не разваливаются на партах, не разговаривают между собой, не занимаются чем-либо посторонним, не подсказывают друг другу, не отвечают без разрешения преподавателя, не перебивают его, не допускают иных нарушений школьной дисциплины.
    Такие явления, как списывание, пользование шпаргалками, подсказки совершенно недопустимы даже в сознании православного учащегося т.к. они на деле являются незаконным приобретением чужого, т.е. воровством. К таковым явлениям в православной школе самое строгое отношение.
  10. Ученики ведут дневник, в который записывают то, что задано преподавателем
    к следующему уроку, подают его преподавателю для выставления оценки и по его требованию, ставят в известность родителей о записанных в дневник замечаниях и еженедельно предъявляют его своим родителям для подписи.
  11. Каждый урок начинается и заканчивается молитвой, которую читает дежурный, либо она поется классом.
  12. По окончании урока учащиеся с разрешения преподавателя выходят из класса, строго соблюдая порядок. Класс проветривается.
  13. Во время перемены позволительны развлечения, не мешающие отдыху педагогов и учащихся
    (нельзя громко кричать, бегать, играть в мяч и другие игры, недопустимые в помещении). Выходить на улицу учащиеся могут только с разрешения педагога.

III. ОТНОШЕНИЕ К ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ

К преподавателям у православных детей должно выработаться особенное отношение, основанное на уважении, доверии и послушании, соединенных любовью. В нашей школе не должно существовать противостояние между учащимися и преподавателями, но и всякое панибратство недопустимо, т.к. при этом невозможно то настоящее сотрудничество и товарищество, которое должно существовать между взрослыми и детьми.
Неуважение к старшим, к наставникам несовместимо с сознанием православного человека, поэтому:

  1. Школьники с послушанием и любовью подчиняются своим учителям, которым вверена ближайшая забота об их образовании, воспитании и духовном возрастании.
  2. При входе преподавателей в класс, а также при выходе их из класса учащиеся встают со своих мест. То же соблюдается и при посещении классов другими взрослыми.
  3. При встрече с учителями на улице или в ином общественном месте ученики приветствуют их
    вежливым поклоном, хотя бы они и не были преподавателями их класса.

    При встрече со священнослужителями ученики берут благословение.

  4. Ученикам следует относиться к своим учителям с полным доверием и откровенностью,
    т.к. это важное условие получения от них помощи, доброго совета и полезного наставления.
  5. Школьники обязаны быть вполне правдивыми в отношении к своим учителям,
    избегая всякого лицемерия, притворства, лжи и обмана.
  6. Ученик, осознав совершенный им неблаговидный поступок, должен повиниться в нем перед учителями и теми, перед кем он виноват.

IV. ОБ ОТНОШЕНИЯХ УЧЕНИКОВ МЕЖДУ СОБОЙ

По отношению друг к другу учащиеся должны прежде всего помнить слова Христа о любви к ближнему и все заповеди, которые следуют из этих слов, поэтому:

  1. Школьники обращаются друг к другу по христианскому имени. Всякие клички, обидные прозвища
    должны быть полностью исключены.
  2. Не должно быть брани и драк между учащимися. Еще строже преследуется злоупотребление
    силою против слабейших и в особенности против новичков.
  3. Дорожа своей честью, ученик дорожит и честью своей школы, своего класса,
    а поэтому должен воздерживаться сам и удерживать своих товарищей как в стенах школы, так и вне ее от всякого рода дурных поступков, несовместимых с честью православного человека.
  4. Школьники помогают друг другу в учении, но, не делая сами за других заданий и не давая списывать
    свои работы. Особенно надлежит помогать заболевшим товарищам.
  5. Недопустимо и строжайше преследуется: употребление учениками каких-либо неприличных и грубых слов
    и выражений, всякого рода неблагопристойные разговоры и рассказы, сообщения или действия, противные нравственной чистоте и склоняющие к соблазну товарищей, равно как и всякое подстрекательство товарищей к дурным поступкам, а тем более к каким-либо беспорядкам сообща. Виновные немедленно исключаются из школы.
  6. Ученики не должны приносить с собою книг и журналов, игр, ведущих к смущению и соблазну как их самих, так и их товарищей.
  7. Всякого рода игры на деньги или вообще с корыстною целью,
    также как и продажа всякого рода вещей, книг, игрушек друг другу или посторонним лицам запрещается.
  8. В случае порчи, хотя бы и неумышленной, принадлежащих товарищам книг, тетрадей,
    прочих учебных принадлежностей или одежды, равно как общественного имущества, ученик обязан возместить причиненный им ущерб в размере, определяемом администрацией школы.
  9. Запрещается приносить в школу электронные игры с целью пустого времяпрепровождения
    и кичения перед другими учениками своими вещами. Использование мобильных телефонов допускается вне стен школы или для экстренной связи с родителями по разрешению учителя и администрации.

V. ОБРАЗ ЖИЗНИ УЧЕНИКОВ ВНЕ СТЕН ШКОЛЫ

Вне стен школы ученик ни на минуту не может забыть того, что он православный христианин, учащийся в православной школе и что по его поведению и отношению к другим судят и о всей Церкви, и в частности о нашей школе.
Поэтому:

  1. Не разрешается посещение игровых салонов, ночных баров и прочих подобных заведений.
    Не рекомендуется посещение каких-либо развлекательных заведений в дни поста.
  2. Строго запрещается курение и употребление алкоголя.
  3. На улицах и во всех публичных местах ученики обязаны держать себя скромно, соблюдая порядок,
    благоприличие, вежливость, не причиняя никому никакого беспокойства.
  4. Ученики обязаны принимать все указанные учителями меры предосторожности для сохранения
    своего здоровья.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *