Устав пограничных войск

Федеральный закон от 04.05.2000 N 55-ФЗ
«О Пограничной службе Российской Федерации»

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят

Государственной Думой

7 апреля 2000 года

Одобрен

Советом Федерации

19 апреля 2000 года

Настоящий Федеральный закон определяет основные задачи и полномочия, общий состав Пограничной службы Российской Федерации, основы руководства и управления Пограничной службой Российской Федерации, а также порядок осуществления контроля и надзора за ее деятельностью.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Пограничная служба Российской Федерации

Пограничная служба Российской Федерации (далее — Пограничная служба) — государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации (далее — Государственная граница), охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.

Статья 2. Состав Пограничной службы

Пограничная служба состоит из специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе, войск, органов и других организаций Пограничной службы.

Статья 3. Основные задачи Пограничной службы

1. Основными задачами Пограничной службы являются:

защита и охрана Государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих защиту и охрану Государственной границы, а также использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;

осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.

2. Пограничная служба осуществляет выполнение иных задач, возложенных на нее федеральными законами, а также задач в рамках соответствующих международных договоров Российской Федерации.

Глава II. ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 4. Правовое регулирование деятельности Пограничной службы

Пограничная служба осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Статья 5. Основные принципы деятельности Пограничной службы

Пограничная служба осуществляет свою деятельность на основе следующих основных принципов:

соблюдения законности;

гуманизма;

уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ;

мирного разрешения пограничных споров;

взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с органами иностранных государств, выполняющими аналогичные задачи;

сочетания гласных и негласных форм и методов деятельности;

единоначалия и централизации управления.

Статья 6. Полномочия Пограничной службы

Пограничная служба в пределах своих полномочий:

1) организует и осуществляет деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы;

2) осуществляет задержание лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы;

3) осуществляет в соответствии с федеральным законодательством войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно — розыскную и иную деятельность;

4) осуществляет в соответствии с федеральным законодательством сотрудничество с органами иностранных государств, выполняющими аналогичные задачи, заключает международные договоры межведомственного характера, участвует в международно — правовом оформлении и договорном закреплении Государственной границы;

5) использует на безвозмездной основе при выполнении служебных задач водное и воздушное пространство Российской Федерации, территории (акватории) аэропортов, аэродромов (посадочных площадок), морских, речных портов независимо от их организационно — правовых форм и форм собственности; получает на безвозмездной основе при выполнении служебных задач обеспечение полетов и кораблевождения;

6) запрашивает и получает на безвозмездной основе от государственных органов, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, общественных объединений и граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства необходимую информацию (в том числе навигационную, метеорологическую, гидрографическую, радиоэлектронную, космическую и другую), за исключением случаев, если федеральным законодательством установлен специальный порядок получения информации;

7) получает и использует беспрепятственно при выполнении служебных задач каналы и средства связи, принадлежащие государственным органам, органам местного самоуправления, организациям независимо от форм собственности и общественным объединениям (за исключением дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств и международных организаций), а в случае необходимости — гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства, с возмещением владельцам по их требованию расходов в установленном федеральным законодательством порядке;

8) получает от граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства объяснения об известных им обстоятельствах совершения преступлений или административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы;

9) использует в соответствии с федеральным законодательством на безвозмездной основе государственные средства массовой информации для передачи оперативной информации;

10) вносит в установленном порядке в государственные органы, органы местного самоуправления, организации независимо от форм собственности, общественные объединения или должностным лицам обязательные для исполнения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено федеральным законодательством к компетенции Пограничной службы;

11) привлекает к выполнению возложенных на Пограничную службу задач на добровольных началах граждан Российской Федерации в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников Пограничной службы и в иных формах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

12) применяет оружие, специальные средства, боевую, специальную и другую технику, физическую силу и служебных собак в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;

13) осуществляет в соответствии с федеральным законодательством регистрацию лиц, учет статистических и иных данных;

14) создает и использует в соответствии с федеральным законодательством информационные системы;

15) организует шифровальную службу и ведомственные сети шифрованной связи, участвует в создании и работе межгосударственных и межведомственных сетей шифрованной связи;

16) участвует в соответствии с федеральным законодательством в обеспечении безопасности объектов государственной охраны;

17) принимает необходимые меры по обеспечению собственной безопасности;

18) участвует в охране дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации в иностранных государствах;

19) принимает в соответствии с федеральным законодательством участие в пределах приграничной территории в выполнении задач, связанных с обеспечением режима чрезвычайного положения, ликвидацией незаконных вооруженных формирований и ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

20) осуществляет в соответствии с федеральным законодательством другие полномочия.

Глава III. ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 7. Руководство и управление Пограничной службой

1. Руководство деятельностью Пограничной службы осуществляет Президент Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции координирует деятельность специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе с деятельностью других федеральных органов исполнительной власти.

3. Управление Пограничной службой осуществляет руководитель специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе и его территориальные органы. Руководитель специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

4. Положение о специально уполномоченном федеральном органе исполнительной власти по пограничной службе утверждается Президентом Российской Федерации по представлению Председателя Правительства Российской Федерации.

Глава IV. СИЛЫ И СРЕДСТВА ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 8. Войска Пограничной службы

1. Войска Пограничной службы (пограничные войска) осуществляют защиту и охрану Государственной границы, а также выявляют, предупреждают и пресекают преступления и административные правонарушения в сфере защиты и охраны Государственной границы.

Войска Пограничной службы участвуют также в выполнении возложенных на органы Пограничной службы задач.

2. В соответствии с федеральным законодательством войска Пограничной службы совместно с Вооруженными Силами Российской Федерации участвуют в отражении агрессии против Российской Федерации, а также привлекаются к выполнению иных задач в области обороны государства.

3. Устав войск Пограничной службы Российской Федерации (пограничных войск) утверждается руководителем специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.

Статья 9. Органы Пограничной службы

1. Органы Пограничной службы осуществляют:

государственный контроль за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленные режим Государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через Государственную границу;

пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами;

в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;

выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в сфере соблюдения федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;

совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами охрану биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, охрану за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации;

другие установленные федеральным законодательством функции Пограничной службы.

Органы Пограничной службы участвуют также в выполнении возложенных на войска Пограничной службы задач и обеспечивают деятельность указанных войск.

2. Органы Пограничной службы привлекаются в соответствии с федеральным законодательством к выполнению отдельных задач в области обороны.

3. Положения об органах Пограничной службы утверждаются руководителем специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.

Статья 10. Организации Пограничной службы

Предприятия, образовательные учреждения профессионального образования, научно — исследовательские, экспертные, военно — медицинские организации, учебные центры, центры специальной подготовки и иные организации Пограничной службы предназначены для обеспечения деятельности Пограничной службы и осуществляют указанную деятельность в соответствии с федеральным законодательством.

Статья 11. Комплектование Пограничной службы

1. Личный состав Пограничной службы включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Пограничной службы.

2. Комплектование Пограничной службы осуществляется в соответствии с федеральным законодательством:

1) военнослужащими — путем поступления граждан Российской Федерации на военную службу по контракту и путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу;

2) гражданским персоналом — путем добровольного поступления на работу.

3. Военнослужащие Пограничной службы (за исключением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву), а также лица из числа граждан Российской Федерации, назначенные на должности военнослужащих Пограничной службы, на должности государственных инспекторов органов морской охраны и инспекторов органов пограничной стражи Пограничной службы, являются сотрудниками Пограничной службы.

4. Сотрудникам Пограничной службы выдаются служебные удостоверения установленного специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе образца.

5. Штатная численность военнослужащих Пограничной службы утверждается Президентом Российской Федерации, а штатная численность гражданского персонала Пограничной службы устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Особенности правового положения сотрудников Пограничной службы и военнослужащих Пограничной службы, проходящих военную службу по призыву

1. Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по призыву, находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральным законодательством.

2. Требования сотрудников Пограничной службы и военнослужащих Пограничной службы, проходящих военную службу по призыву, предъявляемые ими в пределах своих полномочий, являются обязательными для исполнения гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства.

3. Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по призыву, не несут ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу правонарушителя, а также за причинение ему морального вреда в связи с применением в предусмотренных федеральным законодательством случаях оружия, специальных средств, боевой, специальной и другой техники, физической силы и служебных собак, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости.

Статья 13. Применение оружия, специальных средств, физической силы и служебных собак

1. Сотрудникам Пограничной службы разрешаются хранение и ношение оружия и специальных средств.

2. Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по призыву, применяют в соответствии с федеральным законодательством оружие, специальные средства, физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, а также служебных собак в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Глава V. ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 14. Материальное и техническое обеспечение деятельности Пограничной службы

1. К имуществу Пограничной службы относятся жилые помещения, здания и сооружения органов управления Пограничной службы, военных городков соединений, воинских частей и подразделений, организаций и образовательных учреждений профессионального образования Пограничной службы, оборудование, учебные объекты, находящиеся на них учебно — материальная база и технические средства обучения, а также вооружение, военная и специальная техника, инженерные сооружения и заграждения, иное материальное и техническое имущество, используемые Пограничной службой для выполнения возложенных на нее федеральным законодательством задач.

2. Имущество Пограничной службы находится в федеральной собственности и принадлежит Пограничной службе на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Отнесение имущества Пограничной службы к имуществу, изъятому из оборота, либо к имуществу, ограниченному в обороте, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством.

3. Материальное и техническое обеспечение Пограничной службы, создание инфраструктуры в Пограничной службе осуществляются за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных средств в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

4. Нормы обеспечения основными образцами (системами, комплексами) вооружения, военной и специальной техники, нормы расхода моторесурсов и горючего, а также порядок принятия на вооружение, приобретения, учета, хранения, выдачи, ремонта и списания образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, порядок подготовки военнослужащих и гражданского персонала Пограничной службы к действиям, связанным с применением образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, устанавливаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по пограничной службе в соответствии с утверждаемыми Правительством Российской Федерации перечнем основных образцов (систем, комплексов) вооружения, военной и специальной техники, нормами и порядком материально — технического обеспечения Пограничной службы.

5. Строительство, реконструкция или предоставление объектов, предназначенных для расквартирования соединений, воинских частей и подразделений Пограничной службы, осуществляется в соответствии с порядком и нормами, установленными Правительством Российской Федерации для военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации (с учетом особенностей, определяемых руководителем специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе), за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств федеральных органов исполнительной власти, по инициативе которых осуществляется строительство или реконструкция.

6. Пограничная служба вправе принимать в соответствии с установленным порядком во владение и в пользование от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций независимо от форм собственности, общественных объединений, граждан Российской Федерации транспортные средства, другую технику и иное имущество, необходимые для выполнения задач, возложенных на Пограничную службу федеральным законодательством. Порядок использования указанного имущества определяется руководителем специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе.

Статья 15. Финансовое обеспечение деятельности Пограничной службы

Финансовое обеспечение деятельности Пограничной службы осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также внебюджетных средств в случаях, предусмотренных федеральным законодательством.

Статья 16. Порядок использования земель и других природных ресурсов

1. Земли для размещения и постоянной деятельности органов управления Пограничной службы, соединений, воинских частей и подразделений, организаций и образовательных учреждений профессионального образования Пограничной службы на безвозмездной основе предоставляются им в постоянное или во временное пользование соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления в пределах их полномочий.

2. Земли и другие природные ресурсы, предоставленные Пограничной службе, используются Пограничной службой в соответствии с федеральным законодательством.

Глава VI. КОНТРОЛЬ И НАДЗОР ЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

ПОГРАНИЧНОЙ СЛУЖБЫ

Статья 17. Контроль за деятельностью Пограничной службы

Контроль за деятельностью Пограничной службы осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, судебными и иными органами в пределах полномочий, определяемых федеральным законодательством.

Статья 18. Прокурорский надзор за деятельностью Пограничной службы

Надзор за соблюдением федерального законодательства, регламентирующего деятельность Пограничной службы, и соблюдением законности в деятельности Пограничной службы осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и уполномоченными им прокурорами в соответствии с федеральным законодательством.

Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 19. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.

Статья 20. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Исполняющий обязанности

Президента Российской Федерации

В.ПУТИН

Москва, Кремль

4 мая 2000 года

N 55-ФЗ

Судебная практика и законодательство — 55-ФЗ О Пограничной службе Российской Федерации

Приказ ФПС РФ от 14.06.2002 N 375 Об утверждении Положения об органах морской охраны Пограничной службы Российской Федерации

В целях совершенствования правового регулирования служебной деятельности органов морской охраны Пограничной службы Российской Федерации и во исполнение требований статьи 9 Федерального закона «О Пограничной службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 19, ст. 2021) приказываю:

Приказ ФПС РФ от 16.04.2001 N 219 О внесении изменений и дополнений в Приказ ФПС России от 25 декабря 1999 г. N 719

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2000 г. N 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 19, ст. 2021) и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237 (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 38, ст. 4534, N 42, ст. 5008; 2000, N 16, ст. 1678, N 27, ст. 2819), приказываю:

Приказ ФПС РФ от 20.10.2000 N 546 О внесении изменений в Приказ ФПС России от 26 июня 1999 г. N 331 «Об утверждении Инструкции о порядке выплаты военнослужащим системы Федеральной пограничной службы Российской Федерации подъемного пособия и суточных денег

В соответствии с Федеральными законами от 4 мая 2000 г. N 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 19, ст. 2021) и от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1, ст. 12, N 2, ст. 129, N 26, ст. 2729, N 33, ст. 3348) приказываю:

Приказ ФПС РФ от 11.09.2000 N 455 «Об утверждении Положения об органах пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации»

В целях совершенствования правового регулирования служебной деятельности органов пограничного контроля Пограничной службы Российской Федерации и во исполнение требований статьи 9 Федерального закона от 4 мая 2000 г. N 55-ФЗ «О Пограничной службе Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 19, ст. 2021) приказываю:

Органы внутренних дел Российской Федерации выполняют важнейшую государственную функцию по защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан.
Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности.
От добросовестной службы сотрудников полиции зависит, насколько каждый человек может быть уверен в своей безопасности.
Такая уверенность — основа для формирования гражданского сознания и веры в свою страну, в силу закона и способность государства защищать интересы жителей.
12 октября 1918 года совместным решением Народного комиссариата внутренних дел и Народного комиссариата юстиции РСФСР была принята Инструкция «Об организации Советской Рабоче-Крестьянской милиции».
Данный документ стал отправным нормативно-правовым актом в создании и налаживании деятельности кадровых аппаратов органов внутренних дел России. Инструкция сформулировала основные принципы комплектования, обучения и прохождения службы в милиции, способствовала формированию целостной системы кадрового обеспечения органов милиции — от Общего отдела Главмилиции до канцелярий и столов личного состава в губернских и уездных органах.
12 октября приказом МВД России от 5 октября 1998 года № 636 был объявлен днем образования кадровой службы правоохранительных органов.
Претерпевая множество организационных преобразований, кадровые подразделения были в НКВД РСФСР, ОГПУ СССР, НКВД СССР, МВД СССР, МООП СССР, МВД России и действуют до настоящего времени.
Сегодня кадровые аппараты функционируют во всех органах внутренних дел Российской Федерации. Им отведена ведущая роль в формировании высокопрофессионального кадрового корпуса МВД России, способного эффективно решать задачи, поставленные перед Министерством, обществом и государством.
От полиции зависит безопасность общества, а, следовательно, здесь должны работать исключительно профессионалы. Профессионализм, это то, что приобретается с годами, с опытом, и это то, к чему должен стремиться каждый молодой сотрудник органов внутренних дел. Здесь ценятся такие качества, как образованность, ответственность, коммуникабельность, порядочность. Человек, желающий работать в органах внутренних дел должен так же обладать умением сосредоточиться, выдержкой, железными нервами и быть физически хорошо подготовлен. Но это не все. Обычные люди хотят видеть перед собой не машину способную раскрывать и предотвращать преступления, а высоконравственного человека, доброжелательного, отзывчивого, способного сострадать. Именно таких сотрудников мы желаем видеть в наших рядах. Ведь только такой личный состав может реально добиться значительных результатов в своей работе.
Сотрудники отделения кадров выполняют большую и ответственную работу по обеспечению отбора, подготовки сотрудников, воспитанию и повышению профессионального уровня личного состава. Не случайно же говорят: кадры решают все. Человек при устройстве на службу приходит, прежде всего, в отделение кадров. Прием на службу, стажировка, первоначальная подготовка и дальнейшее обучение, присвоения званий, награждения и поощрения, выдвижения на вышестоящие должности, оформления страховых выплат, выходных пособий, назначения пенсий – далеко не полный перечень обязанностей кадрового аппарата. Ими успешно решаются вопросы социальной защиты сотрудников, членов их семей, ветеранов службы, а также семей погибших сотрудников. Кадровики – главные организаторы культмассовых мероприятий. Именно сюда тянутся со всеми своими вопросами и проблемами сотрудники и ветераны МВД. Мы знаем практически все о жизни каждого сотрудника. А потому несем моральную ответственность за каждого.
Возглавляет отделение по работе с личным составом майор внутренней службы Багдасаров Карен Александрович.
Контактный телефон: 2-14-96

Внутренняя служба (МВД)

Специальные звания органов внутренних дел Российской Федерации — специальные звания, присваиваемые сотрудникам органов внутренних дел, учреждений, организаций, учебных заведений МВД России, проходящим службу на должностях, на которых предусмотрено присвоение специальных званий.

Специальные звания в системе МВД России присваиваются в зависимости от подразделения, в котором проходит службу сотрудник, и могут быть званиями полиции, внутренней службы или юстиции. При переходе сотрудника из одного подразделения в другое ему может быть присвоено аналогичное специальное звание в порядке переаттестации.

При поступлении (призыве) на военную службу гражданина, проходящего или проходившего службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и имеющего специальное звание, ему присваивается воинское звание командиром (начальником), имеющим право на присвоение соответствующего воинского звания, после переаттестации. Переаттестация производится аттестационной комиссией воинской части, в которую поступил на военную службу гражданин, имеющий специальное звание, с учетом его должностного предназначения, деловых и морально-психологических качеств, военной или специальной подготовки, служебного опыта в порядке, предусмотренном Приказом Министра обороны РФ

Такие же специальные звания присваиваются сотрудникам других министерств и ведомств Российской Федерации, среди которых: Федеральная служба исполнения наказаний, Следственный комитет Российской Федерации, МЧС России (кроме военнослужащих) и Росгвардия (кроме военнослужащих войск национальной гвардии).

Сотрудники Государственной фельдъегерской службы (ГФС России), имеющие специальные звания, состоят в кадрах МВД России, в соответствии с чем на них распространяются Правила ношения формы одежды и знаков различия для сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания внутренней службы.

Сроки выслуги в специальных званиях

Законом № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 года «О полиции» и Законом № 342-ФЗ от 30 ноября 2011 года «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлены сроки выслуги в специальных званиях:

  • рядового полиции (внутренней службы или юстиции) — 1 год;
  • младшего сержанта полиции (внутренней службы или юстиции) — 1 год;
  • сержанта полиции (внутренней службы или юстиции) — 2 года;
  • старшего сержанта полиции (внутренней службы или юстиции) — 3 года;
  • прапорщика полиции (внутренней службы или юстиции) — 5 лет;
  • младшего лейтенанта полиции (внутренней службы или юстиции) — 1 год;
  • лейтенанта полиции (внутренней службы или юстиции) — 2 года;
  • старшего лейтенанта полиции (внутренней службы или юстиции) — 3 года;
  • капитана полиции (внутренней службы или юстиции) — 3 года;
  • майора полиции (внутренней службы или юстиции) — 4 года;
  • подполковника полиции (внутренней службы или юстиции) — 5 лет.

Сроки выслуги совпадают для всех трёх видов специальных званий — полиции, внутренней службы и юстиции.

Сроки выслуги в специальных званиях старшины, старшего прапорщика и полковника (полиции, внутренней службы или юстиции соответственно) — не устанавливаются.

Для каждой должности в органах внутренних дел устанавливается предельное специальное звание, которое может быть присвоено по этой должности.

Специальное звание (кроме специальных званий высшего начальствующего состава) может быть присвоено досрочно или на ступень выше предельного звания по должности в порядке поощрения.

Порядок присвоения специальных званий, соответствующих должностям высшего начальствующего состава, устанавливается Президентом Российской Федерации.

Специальные звания полиции

Рядовой полиции Российской федерации

Специальные звания полиции присваиваются гражданам Российской Федерации, назначенным на должности рядового и начальствующего составов полицейских подразделений в органах внутренних дел. Специальные звания полиции в целом повторяют воинские звания в Вооружённых Силах Российской Федерации, отсутствуют лишь звания ефрейтора и маршала.

К названиям специальных званий полиции добавлено существительное — «полиции». У находящихся в отставке добавляются слова «в отставке».

Для военнослужащих Специальных моторизованных воинских частей ВВ МВД России до 5 апреля 2016 года и сотрудников МВД, имевших специальные звания полиции (до 2011 года — милиции) — были установлены одинаковые форма одежды и знаки различия, но в отличие от сотрудников, данные военнослужащие имели воинские звания, а не специальные.

Расцветки и типы погон

Для погон сотрудников МВД России, имеющих специальные звания полиции установлены красные окантовка и просветы.

До 2013 года для сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания полиции (до 2011 года — милиции), были установлены нашивные и съёмные погоны с закруглённым верхним краем (для высшего начальствующего состава — с трапециевидным верхним краем) и полем специального плетения тёмно-серого цвета.

О расцветке и типе погон после 2013 года см. § Погоны (после 2013 года).

Погоны (до 2013 года)

Рядовой состав

Рядовой состав органов внутренних дел не имеет на погонах никаких знаков отличия.

Младший начальствующий состав

Сержанты имеют знаки отличия в виде прямоугольных лычек, на фальш-погонах — полоски металлического цвета, на обычных — пластинки золотистого цвета.

Прапорщики

Прапорщики имеют знаки отличия в виде маленьких звёздочек, расположенных вертикально. Погоны аналогичны рядовым и сержантским, цвет звёздочек определяется также как и цвет лычек.

Рядовой и младший начальствующий состав
Рядовой состав Младший начальствующий состав
Погоны
к повседневной форме одежды
Звание Рядовой полиции Младший сержант полиции Сержант полиции Старший сержант полиции Старшина полиции Прапорщик полиции Старший прапорщик полиции

Средний, старший и высший начальствующий состав

Средний начальствующий состав:

  • Одна вертикально расположенная полоска — (просвет). Звёздочки маленькие. На фальш-погонах просвета нет.

Старший начальствующий состав:

  • Два просвета и бо́льшие звёздочки. На фальш-погонах просветов нет.

Высший начальствующий состав:

  • Вертикально расположенные звёздочки большо́го размера, просветов нет.
Средний, старший и высший начальствующий состав
Средний начальствующий состав Старший начальствующий состав Высший начальствующий состав
Погоны к повседневной форме одежды
Звание Младший лейтенант полиции Лейтенант полиции Старший лейтенант полиции Капитан полиции Майор полиции Подполковник полиции Полковник полиции Генерал-майор полиции Генерал-лейтенант полиции Генерал-полковник полиции Генерал полиции РФ

Погоны (после 2013 года)

7 февраля 2011 года статьёй 26 Федерального закона № 3-ФЗ «О полиции» вводится новое специальное звание высшего начальствующего состава МВД России — генерал полиции Российской Федерации.

13 октября 2011 года выходит Постановление Правительства Российской Федерации № 835, в котором принимаются новые образцы форменной одежды и знаков различия, а также нормы снабжения вещевым имуществом сотрудников МВД России. Основной особенностью данного Постановления было введение погон единого образца для всех сотрудников органов внутренних дел: полиции, внутренней службы и юстиции, за исключением окантовки и просветов погон, которые различались:

  • красные — для полиции и внутренней службы;
  • серо-голубые — для юстиции.

Также были отменены нашивные и съёмные погоны с трапециевидным верхним краем для высшего начальствующего состава — погоны для всех составов органов внутренних дел стали иметь единую закруглённую форму. Кроме того, был изменён цвет специального плетения поля погон — с тёмно-серого на тёмно-синий.

Для специального звания генерал полиции Российской Федерации вводились знаки различия, размещаемые на погонах — 4 звезды, расположенные на продольной осевой линии погона. Следует заметить, что на тот период ни одного генерала полиции в структуре МВД России не было и носить установленные знаки различия до 2015 года было некому.

Важно: однако введение в действие Постановления Правительства Российской Федерации № 835 в системе МВД России затянулось, и по факту сотрудники органов внутренних дел до 2013 года продолжали носить униформу и знаки различия образца 1994 года.

26 июля 2013 года действие Постановления Правительства России № 835 от 13.10.2011 и статьи 16 Федерального закона № 342-ФЗ от 30.11.2011 для сотрудников органов внутренних дел объявляются Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации № 575. С этого момента начинается постепенный переход сотрудников МВД России на новую форму одежды и знаки различия. Также данным Приказом устанавливались переходные положения — разрешённые варианты смешения старых и новых предметов обмундирования и знаков различия до истечения сроков но́ски ранее выданных предметов формы одежды прежних образцов.

20 июля 2015 года, в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1147 от 3 ноября 2014 года, Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации № 771 были изменены некоторые элементы формы одежды и знаков различия сотрудников МВД России, в частности знаки различия генерала полиции Российской Федерации: вместо 4 звёзд на погонах вводится 1 большая звезда с эмблемой МВД России. Первым генералом полиции с 10 ноября 2015 года стал Министр внутренних дел Российской Федерации В. А. Колокольцев.

  • Генерала полиции Российской Федерации
  • Погон c 3 ноября 2014 года.

  • Погон образца 2015 года.

Теми же Постановлением Правительства и Приказом МВД России были изменены знаки различия курсантов (слушателей) высших учебных заведений МВД России.

См. подробнее: § Курсанты (слушатели) ВУЗов МВД России.

Эмблемы

Эмблема МВД России (установленная в качестве знака различия на погонах генерала полиции Российской Федерации с 2015 года).

Специальные звания внутренней службы

Специальные звания внутренней службы присваиваются гражданам Российской Федерации, назначенным на должности рядового и начальствующего составов в органы внутренних дел проходящим службу в тыловых, финансовых, кадровых, штабных и медицинских подразделениях МВД России. Также данные специальные звания присваиваются сотрудникам МВД, назначенным в установленном порядке на должности начальствующего состава органов внутренних дел и прикомандированных к Государственной фельдъегерской службе Российской Федерации (ГФС России).

К специальным званиям внутренней службы добавляется приставка — «внутренней службы». У находящихся в отставке добавляются слова «в отставке». В отличие от бывших сотрудников милиции и полиции, уволенным не по отрицательным мотивам и с правом на пенсию бывшим сотрудникам, которым было присвоено специальное звание внутренней службы, разрешается ношение установленной формы одежды.

До 2013 года для сотрудников МВД России, имеющих специальные звания внутренней службы, включая сотрудников Государственной противопожарной службы МВД России до 2001 года (кроме военнослужащих), Главного управления исполнения наказаний и Паспортно-визовой службы МВД России до 2004 года — были установлены форма одежды и знаки различия, аналогичные принятым во внутренних войсках МВД России.

В настоящее время новая форма сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания внутренней службы идентична с форменным обмундированием сотрудников, имеющих специальные звания полиции, за исключением некоторых элементов — некоторых специальных наименований элементов формы, петличных эмблем и нарукавных знаков.

Расцветки и типы погон (до 2013 года)

Рядовой и младший начальствующий состав

  • Парадный китель и зимнее пальто — нашивные погоны защитного цвета, по бокам окантовка крапового цвета.
  • Парадная рубашка — по расцветке аналогичны погонам на парадном кителе, но съёмные и без окантовки.
  • Полевая форма — фальш-погоны камуфлированного цвета.
  • Парадный китель — нашивные погоны золотистого цвета, по бокам окантовка крапового цвета.
  • Повседневный китель, зимнее пальто, куртка шерстяная, куртка демисезонная, плащ летний — фальш-погоны защитного цвета, с окантовкой по бокам крапового цвета. На повседневном кителе и зимнем пальто — погоны нашивные, на остальных предметах — съёмные.
  • Повседневная рубашка оливкового цвета — съёмные погоны защитного-светлого цвета без окантовки, просветы крапового цвета.
  • Парадная рубашка белая — съёмные погоны белого цвета без окантовки.
  • Полевая форма — погоны—»хлястики» камуфлированного цвета (у высшего начальствующего состава — съёмные погоны защитного цвета без окантовки).

Погоны внутренней службы (до 2013 года)

Курсанты (слушатели)

Для курсантов (слушателей) высших учебных заведений (ВУЗов) МВД России рядового и младшего начальствующего составов в специальном звании внутренней службы (кроме старшин и прапорщиков), до 2013 года были предусмотрены погоны одинаковые с погонами курсантов высших военно-учебных заведений (ВВУЗов) внутренних войск МВД России — однотипные с погонами курсантов ВВУЗов Вооружённых Сил Российской Федерации (ВС РФ): без окантовки, с трапециевидным верхним краем и продольными полосами золотистого цвета вдоль краёв погон, а также золотистой литерой «К». С той лишь разницей, что погоны курсантов (слушателей) ВУЗов в специальном звании внутренней службы и курсантов ВВУЗов внутренних войск МВД России в отличие от погон курсантов ВВУЗов ВС РФ имели поле не защитного, а крапового цвета.

О знаках различия курсантов (слушателей) ВУЗов МВД России после 2013 года см. § Курсанты (слушатели) ВУЗов МВД России.

На полевой и повседневной форме не имеют на погонах никаких знаков отличия. Ношение на погонах буквенных литер (в отличие от военнослужащих внутренних войск МВД России) не предусмотрено.

Сержанты имеют знаки отличия в виде направленных вверх металлических уголков — лычек. Расцветки лычек:

  • Полевая форма — защитного цвета;
  • Повседневная форма — металлического цвета;
  • Парадная форма — золотистого цвета;

Аналогично рядовому составу, буквенные литеры на погонах также отсутствуют.

Прапорщики

Прапорщики имеют знаки отличия в виде маленьких звёздочек, расположенных вертикально. Погоны аналогичны рядовым и сержантским, цвет звёздочек определяется также как и цвет лычек у сержантов, литеры не носятся.

Рядовой и младший начальствующий состав
Рядовой состав Младший начальствующий состав
Погоны к повседневной форме одежды
Звание Рядовой внутренней службы Младший сержант внутренней службы Сержант внутренней службы Старший сержант внутренней службы Старшина внутренней службы Прапорщик внутренней службы Старший прапорщик внутренней службы
Погоны к полевой форме одежды

Средний начальствующий состав

  • Одна вертикально расположенный просвет крапового цвета. Звёздочки маленькие. На полевых погонах просвета нет.

Старший начальствующий состав

  • Два краповых просвета и бо́льшие звёздочки. На полевых погонах просвета нет.

Высший начальствующий состав

  • Вертикально расположенные звёздочки большо́го размера, просветов нет.
Средний, старший и высший начальствующий состав
Средний начальствующий состав Старший начальствующий состав Высший начальствующий состав
Погоны к повседневной форме одежды
Звание Младший лейтенант внутренней службы Лейтенант внутренней службы Старший лейтенант внутренней службы Капитан внутренней службы Майор внутренней службы Подполковник внутренней службы Полковник внутренней службы Генерал-майор внутренней службы Генерал-лейтенант внутренней службы Генерал-полковник внутренней службы
Погоны к полевой форме одежды

Эмблемы (до 2013 года)

Общевойсковая эмблема ВС РФ с 1991 по 2010 годы (установленная в качестве общевойсковой эмблемы для военнослужащих ВВ МВД и петличной эмблемы для сотрудников МВД России, имеющих специальные звания внутренней службы).

В качестве эмблем на съёмных погонах и воротниках кителя и зимнего пальто используются общевойсковые эмблемы, аналогичные эмблемам внутренних войск (ВВ) МВД России.

Специальные звания юстиции

См. также: Юстиция и Правоохранительная деятельность.

Специальные звания юстиции присваиваются гражданам Российской Федерации, назначенным на должности рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел Министерства внутренних дел Российской Федерации, проходящим службу в следственных подразделениях МВД России. Такие же специальные звания присваиваются сотрудникам следственных органов Следственного комитета Российской Федерации.

К специальным званиям юстиции добавляется приставка — «юстиции» (не следует путать с воинскими званиями юстиции, присваиваемых военнослужащим органов военной прокуратуры, военно-следственных органов, военных судов и военно-юридической службы). У находящихся в отставке добавляются слова «в отставке».

Перечень специальных званий и форма одежды сотрудников, которым присвоено звание юстиции, совпадает со званиями и формой одежды сотрудников полиции и внутренней службы, но имеют отличные от них нарукавные и петличные знаки различия. Цвет кантов и просветов — серо-голубой.

Курсанты (слушатели) ВУЗов МВД России

См. также: § Погоны (после 2013 года).

Для курсантов (слушателей) высших учебных заведений МВД России, имеющим специальные звания полиции (юстиции) рядового и младшего начальствующего составов (кроме прапорщиков), с 2013 года были предусмотрены единые нашивные и съёмные погоны с полем специального плетения тёмно-синего цвета, с кантами красного цвета и продольными полосами золотистого цвета вдоль краёв погон, за исключением верхнего и нижнего. Литера «К» на нашивных и съёмных погонах отсутствовала, устанавливалось её ношение лишь на съёмных муфтах к погонам—»хлястикам» на полевой форме одежды.

Однако 20 июля 2015 года Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации № 771 золотистая литера «К» была также введена на нашивных и съёмных погонах курсантов (слушателей) ВУЗов МВД России. Как и для всех сотрудников органов внутренних дел, для курсантов (слушателей) ВУЗов Приказом МВД России № 575 от 26 июля 2013 года допускались переходные положения — разрешённые варианты смешения старых и новых предметов обмундирования и знаков различия до истечения сроков но́ски ранее выданных предметов формы одежды прежних образцов.

До 2013 года

До 2013 года для курсантов (слушателей) ВУЗов МВД России, имеющим специальные звания полиции и юстиции, относящимся к рядовому и младшему начальствующему составам (кроме старшин и прапорщиков), были предусмотрены единые погоны с закруглённым верхним краем и полем специального плетения тёмно-серого цвета, но без окантовки, с теми же продольными полосами золотистого цвета вдоль краёв погон, а также литерой «К».

О знаках различия курсантов (слушателей) ВУЗов МВД России, имевших специальные звания полиции до 2013 года см. § Погоны внутренней службы (до 2013 года).

  1. Первое специальное звание рядового состава присваивается:
    • гражданину, впервые поступившему на службу в органы внутренних дел, при назначении на должность в органах внутренних дел;
    • при зачислении в образовательную организацию высшего образования или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме в должности курсанта, слушателя.
  2. Первое (очередное) специальное звание младшего сержанта полиции (внутренней службы, юстиции) присваивается гражданину (сотруднику) при назначении на должность младшего начальствующего состава.
  3. Первое (очередное) специальное звание младшего лейтенанта полиции (внутренней службы, юстиции) присваивается гражданину (сотруднику) при назначении на должность среднего начальствующего состава.
  4. Специальное звание лейтенант полиции (внутренней службы, юстиции) присваивается сотрудникам органов внутренних дел, независимо от срока пребывания в предыдущем специальном звании — окончившим образовательную организацию высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, или назначаемым после окончания образовательной организации высшего образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел на должность среднего или старшего начальствующего состава.
  5. До создания на базе ВВ МВД войск национальной гвардии Российской Федерации.
  6. 1 2 3 Для курсантов (слушателей) в специальном звании младшего начальствующего состава кроме того — знаки различия, соответствующие специальному званию.

Примечания

  1. Указ Президента РФ от 30 сентября 2016 года № 510. «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации». Официальное опубликование правовых актов. Официальный интернет-портал правовой информации ГСПИ. Дата обращения 9 декабря 2016.
  2. 1 2 Указ Президента РФ № 2101, 1994.
  3. Приказ МВД России № 371, 1995.
  4. 1 2 3 Приказ МВД России № 575, 2013.
  5. Статья 42 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  6. 1 2 3 4 5 Статья 43 Федерального закона от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
  7. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23.12.1992 г. № 4202-I «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации».
  8. Приказ МВД России № 371, 1995, Прил. 1, с. 9.
  9. Приказ МВД России № 30, 2016, Прил., с. 4.6.
  10. 1 2 3 Постановление Правительства РФ № 445, 1994, Прил. № 2.
  11. 1 2 Приказ МВД России № 372, 1994.
  12. Приказ МВД России № 575, 2013, XIII. Погоны и знаки различия сотрудников, с. 56.
  13. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 года № 835. «О форменной одежде, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации». Вып. № 43 от 24 октября 2011 года, ст. 6072. Собрание законодательства Российской Федерации. Дата обращения 14 августа 2017.
  14. Приказ МВД России № 575 (исходная редакция), 2013.
  15. Приказ МВД России № 575 (исходная редакция), 2013, XVII. Переходные положения.
  16. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 2014 года № 1147. «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13 октября 2011 года № 835». Вып. № 46 от 17 ноября 2014 года, ст. 6348. Собрание законодательства Российской Федерации. Дата обращения 14 августа 2017.
  17. Приказ МВД России № 771, 2015, Прил., с. 2.18—2.20, 2.23 и 2.24.
  18. Приказ МВД России № 371, 1995, Прил. 1, с. 10.
  19. Приказ МО РФ № 255 от 28 июля 1994 года. «О введении в действие Правил ношения военной формы одежды военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации». C приложением «Правила ношения военной формы одежды военнослужащими Вооруженных Сил Российской Федерации». СПС «Кодекс». — Разд. 15. Погоны и эмблемы. — «Ст. 98 и 109». Дата обращения 7 августа 2017.
  20. Приказ МВД России № 371, 1995, Пункт 1.
  21. Приказ МВД России № 371, 1995, Прил. 1, с. 6.4 и 10.7.
  22. 1 2 Указ Президента РФ № 2101, 1994, Прил.
  23. 1 2 Приказ МВД России № 371, 1995, Прил. 1, с. 10.6.
  24. Приказ МВД России № 575, 2013, XIII. Погоны и знаки различия сотрудников, с. 56.
  25. Приказ МВД России № 575 (исходная редакция), 2013, Прил., с. 59 и 63.5.
  26. Приказ МВД России № 771, 2015, Прил., с. 2.21, 2.22 и 2.25.
  27. Приказ МВД России № 575, 2013, XIII. Погоны и знаки различия сотрудников, с. 59.
  28. Приказ МВД России № 575, 2013, XVII. Переходные положения.
  29. Приказ МВД России № 372, 1994, Прил. 6.

Ссылки

  • Приложение № 2. «Знаки различия по специальным званиям милиции или юстиции начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации». Постановление Правительства РФ № 445 от 3 мая 1994 года «О форме одежды, знаках различия и нормах снабжения вещевым имуществом лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания милиции или юстиции» (с изменениями и дополнениями). СПС «Гарант». — Документ утратил силу. Дата обращения 9 декабря 2016.
  • Приказ МВД России № 372 от 2 августа 1994 года. «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 3 мая 1994 года № 445». C изменениями внесёнными Приказами МВД России № 311 от 12 августа 1995 года, № 242 от 30 апреля 1996 года, № 669 от 21 июня 2000 года и № 648 от 19 июля 2007 года. Законодательная база Российской Федерации — ZakonBase.ru. Дата обращения 9 декабря 2016.
  • Приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 26 июля 2013 года № 575 г. Москва : «Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия» // Российская газета : газ. — 2013. — № 6202 (9 октября).
  • Приказ МВД России № 575 от 26 июля 2013 года. «Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия». C приложением «Правила ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия» (с изменениями и дополнениями). СПС «Кодекс». Дата обращения 9 декабря 2016.
  • Приказ МВД России № 771 от 20 июля 2015 года. «О внесении изменений в приказ МВД России от 26 июля 2013 года № 575 «Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия»». C приложением «Перечень изменений, вносимых в приказ МВД России от 26 июля 2013 года № 575 «Об утверждении Правил ношения сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации форменной одежды, знаков различия и ведомственных знаков отличия»». СПС «Кодекс». Дата обращения 14 августа 2017.
  • Указ Президента РФ № 2101 от 22 ноября 1994 года. «О форме одежды и знаках различия для лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих специальные звания внутренней службы». C изменениями внесёнными Указами Президента РФ № 904 от 28 июля 1998 года и № 1309 от 9 ноября 2001 года. СПС «Кодекс». — Документ утратил силу. Дата обращения 9 декабря 2016.
  • Приказ МВД России № 371 от 2 октября 1995 года. «О военной форме одежды, знаках различия по воинским и специальным званиям, и правилах их ношения». C изменениями внесёнными Приказом МВД России № 295 от 21 апреля 2005 года. СПС «Кодекс». Дата обращения 9 декабря 2016.
  • Приказ МВД России № 30 от 19 января 2016 года. «Об утверждении Правил ношения военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков». C приложением «Правила ношения военнослужащими внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации военной формы одежды, знаков различия, ведомственных знаков отличия и иных геральдических знаков». СПС «Кодекс». Дата обращения 9 декабря 2016.
  • Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации
  • Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (недоступная ссылка)
  • Федеральный закон «О федеральной фельдъегерской связи»
  • Специальные звания сотрудников органов внутренних дел (1992—2011)

Чины и звания государственной службы СССР, России и других государств постсоветского пространства

Типы

Российская империя

СССР

Табель о рангах СССР (классные чины • классы и ранги • персональные звания)

Воинские категории 1918—1935 • Воинские звания (1935—1940 • 1940—1943 • 1943—1955 • 1955—1991) • Специальные звания (НКВД и МВД)

Россия

Воинские звания (1994—2010 • нынешние) • Специальные звания (органов внутренних дел • таможня • ФСКН • Следственный комитет) • Классные чины (гражданской службы • работников прокуратуры) • Чины казачьих войск

Постсоветское пространство

Армения • Белоруссия • Украина

Порядок применения оружия

Порядок применения оружия военнослужащими устав 13 и 14 статьи:

13. Военнослужащие при исполнении обязанностей военной службы, а при необходимости и во внеслужебное время, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия.

Правила хранения оружия, условия и порядок применения его военнослужащими определяются настоящим Уставом и Уставом гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. При ношении и использовании оружия военнослужащие обязаны обеспечить его сохранность и исключить доступ к нему посторонних лиц.

Военнослужащие в соответствии с законодательством Российской Федерации могут применять оружие лично, а командиры (начальники) приказать подчиненным применить оружие для защиты жизни, здоровья и собственности в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в следующих случаях:

  • для отражения вооруженного либо группового нападения на охраняемые государственные и военные объекты, а также на расположения воинских частей и подразделений, здания и сооружения воинских частей, воинские эшелоны, колонны машин, единичные транспортные средства и караулы, если иными способами и средствами их защитить невозможно;
  • для пресечения попытки насильственного завладения вооружением и военной техникой, если иными способами и средствами их защитить невозможно;
  • для защиты военнослужащих и гражданских лиц от нападения, угрожающего их жизни или здоровью, если иными способами и средствами защитить их невозможно;
  • для задержания лица, совершившего противоправные действия и оказывающего вооруженное сопротивление, а также вооруженного лица, отказывающегося выполнить законные требования о сдаче оружия, если иными способами и средствами подавить сопротивление, задержать данное лицо или изъять у него оружие невозможно.

Командир (начальник), кроме того, имеет право применить оружие лично или приказать применить оружие для восстановления дисциплины и порядка в случае открытого неповиновения подчиненного в боевых условиях, когда действия неповинующегося явно направлены на государственную измену или срыв выполнения боевой задачи, а также при выполнении задач в условиях чрезвычайного положения.

14. Применению оружия должно предшествовать четко выраженное предупреждение об этом лица, против которого применяется оружие, за исключением случаев, когда промедление в применении оружия создает непосредственную опасность для жизни военнослужащего или других граждан или может повлечь иные тяжкие последствия: при отражении нападения с использованием оружия, боевой и специальной техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских или речных судов; при побеге из-под охраны с оружием либо на транспортных средствах, при побеге в условиях ограниченной видимости, а также при побеге из транспортных средств, с морских или речных судов во время их движения.

Военнослужащие имеют право использовать оружие для подачи сигнала тревоги или вызова помощи, а также против животного, угрожающего жизни или здоровью людей.

При применении и использовании оружия военнослужащий обязан принять меры для обеспечения безопасности окружающих граждан, а в случае необходимости оказать первую помощь пострадавшим.

Запрещается применять огнестрельное оружие в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения, угрожающего жизни военнослужащего или других граждан, если иными способами и средствами отразить такое нападение или сопротивление невозможно.

О каждом случае применения или использования оружия военнослужащий докладывает командиру (начальнику).

Этими актами определены задачи Пограничных войск, четко регламентирован порядок несения пограничной службы, под которой понимаются — согласованные по цели, месту и времени непрерывные войсковые действия соединений, частей и подразделений Пограничных войск, осуществляемые в сочетании с оперативными, административно — правовыми, погранпредставительскими, режимными и иными мероприятиями, в целях пресечения нарушений (попыток нарушения) Государственной границы. Значение пограничной службы обусловливается существом тех задач и обязанностей, которые возлагаются на пограничников. Предназначается пограничная служба для надежной охраны и обороны Государственной границы РФ, пограничных застав, военных объектов, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы и т. д.

Stanfihim

Что касается несения пограничной службы, то она осуществляется пограничными нарядами, которые выполняют действия, направленные на реализацию приказа по охране порученного участка Государственной границы (направления, объекта) в целях установления признаков подготовки к нарушению границы, выявления нарушителей границы, их преследования и задержания. Назначение военнослужащего в пограничный наряд влечет за собой значительные изменения в его правовом положении, что обусловлено возникновением особых правоотношений, связанных с несением пограничной службы. Эти правоотношения существуют между военнослужащими, несущими пограничную службу, а также между последними и всеми другими лицами, которые в той или иной степени вступают в соприкосновение с ними в процессе выполнения задач по несению пограничной службы.

Федеральным законом от 05.05.2014 N 99-ФЗ) 1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения.

На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом. 2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное учреждение, муниципальное учреждение).

КонсультантПлюс: примечание.

У

Увольнение с действительной военной службы, установленное законом освобождение военнослужащего от дальнейшего несения военной службы.

Уголовно-процессуальная деятельность, вид служебно-боевой деятельности Пограничных войск, связанная с возбуждением, предварительным расследованием уголовных дел, отнесенных к компетенции Пограничных войск, в целях обеспечения быстрого раскрытия, всестороннего, полного и объективного расследования и разрешения уголовных дел для реализации неотвратимости ответственности, справедливого наказания виновных, охраны интересов личности, общества и государства на Государственной границе.

Угол разворота стопы, элемент дорожки следа, угол между линией движения и осью стопы.

Урожаемый период, овокупность условий и факторов, создающих опасность жизненным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности определяет содержание деятельности органов войск ФПС России по обеспечению внутренней и внешней безопасности.

Угроза, 1)конкретизированная по времени, месту, источнику и направлению действия опасность; 2) (в уголовном праве) — выражение словесно (письменно, действиями либо др. способом) намерения нанести физический, материальный или иной вред отдельному лицу или общественным интересам.

Угроза безопасности, совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненным интересам личности, общества и государства.

Угроза начальнику, воинское преступление, заключающееся в угрозе убийства, причинении телесных повреждений или нанесении побоев начальнику в связи с исполнением им обязанностей по военной службе. Уголовным кодексом РФ У.н. наказывается лишением свободы или применением правил Дисциплинарного устава Вооруженных Сил.

Узел, внесистемная единица скорости корабля (судна), равен 1 морской миле в час (1852 м/ч).

Узел связи, элемент системы связи. предназначенный для обмена всеми видами информации и ведения переговоров в процессе управления силами Пограничных войск. В состав у.с. входят приемные и передающие центры, станции и другие средства.

Указание, форма акта органа военного управления, издаваемого по отдельным конкретным вопросам, как правило, во исполнение ранее изданных приказов, инструкций и иных нормативных актов.

Укрепленный район, район (полоса) местности, оборудованный системой долговременных и полевых фортификационных сооружений в сочетании с различными инженерными заграждениями и подготовленный для длительной и упорной обороны специально предназначенными войсками самостоятельно или во взаимодействии с общевойсковыми частями (полевыми войсками), подразделениями, воинскими частями и пограничными отрядами Пограничных войск. Основным назначением У.Р. является прикрытие важнейших операционных направлений и стратегических пунктов.

Укрупненный пограничный наряд, пограничный наряд в составе до отделения пограничников с групповым оружием, иногда на бронетранспортерах или боевых машинах пехоты. У.п.н. применяются при усиленной пограничной службе, при отражении вооруженного нападения и вторжения и в других случаях для повышения плотности войсковой охраны Государственной границы.

Укрытия нарушителей Государственной границы, места (районы, объекты), в которых нарушители Государственной границы скрываются от преследующих или ведущих их поиск пограничных нарядов. Чаще всего укрытиями являются: густые заросли камыша, кустарника и другой растительности, труднодоступные террасы, расщелины, пещеры и выемки в горах, лесные завалы, густые кроны деревьев, заброшенные землянки, шалаши, постройки и т.д.

Уничтожение (захват), один из способов охраны Государственной границы пограничными нарядами при поиске и преследовании нарушителя границы, оказывающего вооруженное сопротивление, а также в бою при отражении вооруженного нападения и вторжения войсковых групп и банд.

Управление войск пограничного округа (группы Пограничных войск), орган управления войсками пограничного округа (группы Пограничных войск), возглавляет командующий пограничным округом (группой Пограничных войск), подчиненный Директору ФПС РФ. У.в.п.о.(г.п.в.) предназначено для организации и осуществления руководства пограничными отрядами, соединениями, воинскими частями, учреждениями, предприятиями и организациями, входящими в состав округа, группы войск. У.в.п.о. (г.п.в.) несет полную ответственность за организацию охраны Государственной границы и исключительной экономической зоны РФ на участке войск пограничного округа (группы Пограничных войск), состояние боевой и мобилизационной готовности, оперативной и боевой подготовки войск, морально-психологическое состояние личного состава военную дисциплину, а также за сохранность вооружения, боеприпасов и других материальных средств. У.в.п.о. (г.п.в.) при решении совместных задач взаимодействуют с дислоцированными на территории Пограничного округа (группы Пограничных войск) органами управления объединений (соединений, воинских частей, учреждений, предприятий и организаций) видов Вооруженных Сил РФ, ФСБ РФ, СВР РФ, ФАПСИ при Президенте РФ, МВД РФ, других министерств(ведомств) РФ и органов местного самоуправления. В своей деятельности У.в.п.о. (г.п.в.) руководствуется законодательством РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, законодательством государств СНГ (при дислокации на их территории), международными договорами РФ с сопредельными государствами по вопросам установления и содержания Государственной границы, приказами и директивами Директора ФПС России. По вопросам оперативной деятельности, использования кораблей (катеров) и авиации в охране Государственной границы и экономической зоны РФ, технического, тылового и медицинского обеспечения, снабжения войск вооружением, военной техникой, другими материалами, работы с кадрами, их подбора и расстановки У.в.п.о. (г.п.в.) выполняют указания заместителей Директора ФПС РФ и начальников соответствующих управлений Федеральной пограничной службы. В состав У.в.п.о. (г.п.в.) входят: командование; штаб; отделы (отделения) по работе с личным составом, разведывательный, авиационный отделы, техническая часть, тыл, отдел кадров, финансовый, военно-медицинский, контрольно-ревизионный отделы, секретариат. У.в.п.о. (г.п.в.) подчиняются пограничные отряды, соединения, воинские части и учреждения, предприятия и организации, входящие в состав пограничного округа (группы Пограничных войск). На отдельных направлениях в составе У.в.п.о (г.п.в.) могут создаваться войсковые группы и оперативно-войсковые отделы и другие структурные подразделения.

Управление Пограничными войсками, целенаправленная деятельность командиров (начальников) по поддержанию боевой готовности и боеспособности войск, подготовке их к действиям по охране Государственной границы и исключительной экономической зоны и руководству ими при выполнении поставленных задач. Целью У.п.в. является обеспечение успешного выполнения служебно-боевых задач в установленные сроки и в любых условиях обстановки. Общее руководство Пограничными войсками осуществляет Федеральная Пограничная служба РФ, подчиненная Президенту и Правительству Российской Федерации. В ФПС для решения возложенных на нее задач в установленном порядке создаются: Главный штаб Пограничных войск, управление командующего авиацией Пограничных войск, тыл Пограничных войск и другие структурные подразделения.

Управление пограничным нарядом, осуществляется старшим наряда (в нарядах, состоящих из двух и более пограничников), который назначается из числа наиболее подготовленных, волевых и дисциплинированных сержантов и солдат, хорошо знающих участок охраны и способных умело и твердо управлять нарядом. В некоторых случаях пограничные наряды возглавляются офицерами и прапорщиками.

Управление пограничного отряда, орган управления пограничным отрядом, который состоит из штаба, разведывательного отдела, отдела по работе с кадрами и личным составом, тыла и других отделов и отделений. У.п.о. возглавляет начальник пограничного отряда.

Упражнение, метод обучения личного состава Пограничных войск, заключается в сознательном, многократном и усложняющемся повторении обучаемыми приемов и действий в целях выработки прочных навыков. У., как правило, сопровождается объяснением и показом.

Упрощенный порядок пропуска через Государственную границу (пропуск через Государственную границу в упрощенном порядке), специальный порядок пропуска, который может быть установлен договорами РФ с сопредельным государством для граждан РФ и сопредельного государства в части определения документов на право выезда из РФ и въезда в РФ.

Уравнительный рубеж, условная линия на местности, к которой воинские части и подразделения должны выйти к определенному времени. Назначается при проведении пограничного поиска, отражении вооруженного нападения и вторжения, при проведении пограничной операции. У.р. устанавливается для уточнения задач поисковым группам, восстановления нарушенного взаимодействия, поддержания связи, пополнения запасов и ор-

ганизации питания личного состава.

Усиленная пограничная служба, разновидность повседневной охраны раницы, заключается в повышении интенсивности применения всех сил и редств и их расположении на большую, чем в обычных условиях глубину. .п.с. водится при получении конкретных данных о готовящемся нарушении осударственной границы, вооруженных и иных провокаций на Государственной границе, проведении пограничных поисков и в других случаях обострения обстановки на том или ином участке границы. Переход на У.п.с. может осуществляться немедленно или после заблаговременной подготовки на всем участке пограничного округа (группы Пограничных войск), пограничного отряда (воинской части, подразделения) или на отдельных направлениях. Снятие У.п.с. осуществляет командир (начальник), по решению которого она введена, или по распоряжению старшего командира (начальника). Решение о переходе на У.п.с. оформляется письменно (приказом, распоряжением).

Усиленный пограничный контроль, разновидность усиленной пограничной службы, контроль, устанавливаемый в пунктах пропуска через Государственную границу (в воинских частях и подразделениях пограничного контроля), при получении конкретных данных о следовании через Государственную границу лиц или провоза материалов, представляющих угрозу для безопасности государства. У.п.к. включает более тщательную проверку документов и осуществление досмотра транспортных средств с применением всех имеющихся технических средств с целью обнаружения нарушителей правил пересечения Государственной границы.

Уставы Пограничных войск, официальные нормативно-правовые документы Пограничных войск, регламентирующие повседневную деятельность военнослужащих и службу Пограничных войск по охране Государственной границы, а также определяющие основы служебно-боевых действий подразделений, воинских частей, соединений и пограничных отрядов Пограничных войск.

Установление Государственной границы, см. Делимитация Государственной границы.

Установление и изменение прохождения Государственной границы, определяется международными договорами РФ, решениями высших законодательных органов РФ. Документы об изменениях, уточнениях прохождения Государственной границы на местности, произведенных в порядке проверки Государственной границы на основании международных договоров РФ, вводятся в действие в соответствии с законодательством РФ. см. Делимитация Государственной границы, Демаркация Государственной границы, Про-

хождение Государственной границы.

Установление пограничных знаков, обозначение Государственной границы на местности специальными, ясно видимыми пограничными знаками, составная часть демаркационных работ, проводимых на местности. Установка каждого пограничного знака производится с точным определением его географических координат и составлением протокола, к которому прикладываются кроки, что позволяет восстановить знак в случае его исчезновения или смещения. Кроме того, каждый пограничный знак условным обозначением наносится на топографическую карту. Тексты договоров о демаркации подлежат ратификации обеими сторонами.

Участие Вооруженных Сил, Внутренних войск МВД, иных войск и воинских формирований РФ в охране Государственной границы, определено Федеральным законом «О Государственной границе РФ». Охрана Государственной границы на отдельных участках на суше, морском побережье, берегах пограничных рек, озер и иных водоемов в части воспрещения незаконного пересечения границы в местах дислокации военных объектов, гарнизонов Вооруженных Сил РФ, ВВ МВД РФ, иных войск и воинских формирований РФ, закрытых для прохода (проезда) посторонних лиц, транспортных средств, возлагаются на командование указанных военных объектов, гарнизонов. Такие участки определяются совместно командующими войсками пограничных округов (группами Пограничных войск) и командующими войсками военных округов, флотами, флотилиями, ВВ округов, командующими (начальниками) иных войск и воинских формирований и закрепляются соответствующими документами. Вооруженные Силы РФ, иные войска и воинские формирования РФ выделяют Пограничным войскам силы и средства для участия в пограничных поисках и операциях в порядке, определяемом совместными решениями соответствующих Федеральных органов исполнительной власти. Иное участие Вооруженных Сил РФ, ВВ МВД РФ, других войск и воинских формирований РФ в охране Государственной границы осуществляется на основании Федерального законодательства.

Участие граждан в охране Государственной границы, определено Федеральным Законом «О Государственной границе РФ». Граждане РФ участвуют на добровольных началах в охране Государственной границы в составе добровольных народных дружин (ДНД), в качестве нештатных сотрудников Пограничных войск и в иных формах. Порядок привлечения граждан к охране Государственной границы определяется Правительством РФ. Противоправные действия в отношении граждан и членов их семей в связи с оказанием гражданами содействия Пограничным войскам в охране Государственной границы влекут ответственность, установленную законодательством РФ, социальная защита указанных граждан гарантируется законодательством РФ.

Участковый уполномоченный Пограничных войск, военнослужащий Пограничных войск, назначаемый для осуществления контроля за поддержанием пограничного режима, руководства используемыми в этих целях добровольными народными дружинами и гражданами, привлекаемыми к охране Государственной границы в иных формах, производства по делам об административных правонарушениях, отнесенных законом к ведению Пограничных войск, связи с государственными органами, общественными организациями, предприятиями, учреждениями, для выполнения других обязанностей по охране Государственной границы. У.у.П.в. и его помощники представляются органам местного самоуправления. За У.у.п.в. закрепляется участок местности, населенный пункт, несколько населенных пунктов или часть населенного пункта. У.у.П.в. выполняет свои обязанности во взаимодействии с органами (сотрудниками органа) внутренних дел.

Устойчивость управления, способности командиров (начальников) и системы органов управления, а также возможности средств управления выполнять свои функции в любых условиях обстановки, и прежде всего под воздействием противника.

Участие граждан в защите государственной границы, добровольное участие граждан в защите государственной границы в пограничных пространствах в составе общественных объединений, народных дружин, в качестве внештатных сотрудников органов и войск Федеральной пограничной службы Российской Федерации или иных формах, определяемое Правительством РФ,

Участок Государственной границы, полоса местности, которая с фронта ограничивается линией Государственной границы, справа и слева стыками и разграничительными линиями, а с тыла — тыльной границей пограничной зоны или зоны ответственности. Пограничный отряд выполняет на порученном участке весь комплекс задач по охране Государственной границы, возложенных на Пограничные войска, в то время как другие соединения и воинские части решают лишь отдельные задачи. Пограничная застава — подразделение пограничного отряда, предназначенное для непосредственной охраны Государственной границы на определенном участке местности. Глубина участка пограничной заставы определяется решением командующего войсками пограничного округа (группы Пограничных войск). Начальник пограничной заставы является старшим должностным лицом Пограничных войск на закрепленном за пограничной заставой участке и представляет на своем участке Пограничные войска и защищаемые ими интересы РФ на Государственной границе, за исключением вопросов, входящих в компетенцию пограничного представителя РФ на данном участке.

Учебная застава, 1) временное или штатное подразделение в учебных пунктах, школах сержантского состава, в образовательных учреждениях профессионального образования Пограничных войск; 2) оборудованное помещение (строение, сооружение), используемое для обучения личного состава учебных подразделений (курсантов).

Учебный отряд,

Учебный пункт, временное формирование, создаваемое для первоначального обучения и воспитания пограничников по специальной программе с целью подготовки их к службе по охране Государственной границы на пограничных заставах и в других подразделениях Пограничных войск.

Учебный центр,

Учебная граница, участок местности, оборудованный специальными сооружениями и устройствами по типу реального участка Государственной границы и предназначенный для обучения личного состава несению службы по охране Государственной границы.

Учения, высшая и наиболее эффективная форма военного обучения подразделений, воинских частей, соединений, пограничных отрядов и органов управления Пограничных войск, важнейшее средство полевой выучки и повышения боевой готовности. Для всех учений, проводимых с войсками или только с командирами (начальниками) и органами управления, характерным и общим являются то, что во всех случаях обучаемые выполняют

свои функциональные обязанности посредством практической работы в составе штатных формирований (органов) на фоне конкретной тактической (оперативной) обстановки, которая развивается в соответствии с единым, заранее разработанным замыслом У. В Пограничных войсках У. подразделяются: по масштабу — на стратегические, оперативные и тактические; по целевому назначению — на плановые; контрольные (проверочные), показные, опытные и исследовательские; по составу обучаемых — на учения с войсками и командно-штабные У.; по методике проведения — на двусторонние и односторонние, одно-, двух-, и многостепенные (для командно-штабных У.). Со специальными частями и подразделениями проводятся тактико-специальные У.

Учет и использование морально-психологического фактора в интересах выполнения поставленных задач, один из основных принципов охраны Государственной границы, достигается постоянным глубоким знанием всеми командирами (начальниками) морального и психологического состояния личного состава, организацией и активным проведением воспитательной работы по его укреплению; систематическим изучением сильных и слабых сторон противника.

Уяснение полученной задачи, начальный этап работы командира (начальника) по принятию решения на охрану Государственной границы. В процессе У.п.з. командир (начальник) должен понять цель предстоящих действий, замысел старшего командира (начальника), задачу и роль начальника пограничного отряда, командира соединения, воинской части, подразделения в предстоящих действиях, задачи соседей и порядок взаимодействия с ними, какие задачи выполняются силами и средствами старшего начальника, порядок использования сил и средств, сроки готовности к выполнению задачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *