Уступить дорогу автобусу

Пояснение:

И вновь перед нами перекресток. Перекресток регулируемый (присутствует и в штатном режиме работает светофор). Если посмотреть на сигналы светофора, то выяснится, что поворот направо нам разрешен, потому что включена дополнительная секция «направо». Однако, она горит одновременно с красным (запрещающим) сигналом. В такой ситуации мы вспоминаем правило о том, что при включении дополнительной секции светофора одновременно с красным сигналом нам разрешается движение только в этом направлении, однако мы должны уступить дорогу всем, кто движется с других направлений (независимо от направления их движения).

Для примера предлагаю Вам посмотреть Билет 11 вопрос 13

Правильный ответ: 1

© 2019 Vopros-pdd.info Все права защищены

Внимание! Информация, представленная на ресурсе, касается Правил Дорожного Движения Российской Федерации!
Vopros-pdd.info – информационный проект, цель которого помочь в подготовке к теоретическому экзамену по ПДД в автошколе, напомнить и разъяснить некоторые спорные или непонятные вопросы в билетах, а также своевременно оповестить о том, какие новые изменения в ПДД произошли, и как эти изменения отразились в экзаменационных билетах. Комментарии ко всем вопросам составлены действующими преподавателями автошкол и сформулированы по возможности простым понятным языком

Увидели ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Автобус, троллейбус или маршрутка отъезжают от обозначенного места остановки, всегда ли водители обязаны им уступать дорогу?

Казалось бы, Правила однозначно регулируют эту дорожную ситуацию:

18.3. В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Однако, очень часто маршрутные транспортные средства вынуждены начинать движение со второй полосы из-за препятствия в правой полосе в виде припаркованного автомобиля. И судя по дискуссиям в сети единого мнения по идентификации данного маневра нет. Одна сторона утверждает, что начало движения со второй полосы содержит маневр перестроение, и уступать маршрутным транспортным средствам нет обязанности, другая, что начало движения отдельный маневр и маршрутное транспортное средство имеет преимущество при любой траектории.

Несмотря на то, что зачастую отъезжать от остановки приходится из-за нарушения ПДД припаркованным автомобилем, есть случаи, когда нарушения ПДД отсутствует.

Автобус вынужден начинать движение от остановки с левой полосы

Автомобиль припаркован через 15 метров после знака 5.16, практически сразу после места остановки, автобус вынужден начинать движение выезжая(перестраиваясь) в левую полосу. Мы видим, что Правила дорожного движения такую ситуацию допускают. Далее без выводов, соберем аргументы сторон.

Автобус не имеет преимущества, так как совершает перестроение

Текста Правил регулирующий эту ситуацию совсем не много, люди придерживающиеся этой версии, назовем их «сторона А», не прибегают к толкованию, а рассуждают строго по тексту.

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

  • Автобус выезжает из занимаемой полосы? -да.
  • Автобус меняет направление движения? -нет.

Как это выглядит со стороны водителя в левой полосе?

Автобус включает поворотник и начинает движение в своей полосе, водитель движется по свободной левой полосе, требование уступить дорогу автобусу не возникает, так как их траектории не пересекаются.

Автобус начинает движение

Если давать автобусу преимущество, то преимущество не может быть в одной ситуации и отсутствовать в другой. Представим, автобус начинает движение от остановки сразу в крайнюю полосу пересекая среднюю или начинает разворот от места остановки, или препятствие отсутствует? Если автобус при начале движения начнет совершать разворот не возникает же вопроса, разворачивается он или нет? Почему возникает вопрос перестраивается он или нет?

Автобус начинает движение с левой полосы

Автобус имеет преимущество только при объезде препятствия — такого в Правилах не написано. Преимущество, если рассматривать обе стороны, при начале движения либо есть всегда, либо оно исключительно при начале движения без сопряженных маневров.

Автобус имеет преимущество, так как начинает движение от остановки

Сторона Б имеет более логичный подход с точки зрения дорожной ситуации.

Еще раз определение перестроения:

«Перестроение» — выезд из занимаемой полосы или занимаемого ряда с сохранением первоначального направления движения.

Акцент на направление движения. При совершении остановки движение прекращается. Для сохранения первоначального направления необходимо начать движение. То есть совершить перестроение возможно только в движении.

При принятии стороны А данный абзац практически теряет смысл, если автобус начинает движение в той же полосе, так как автомобиль приближается сзади и создать помеху автобусу не может физически. Действие абзаца сокращается только на остановочные карманы в уширениях проезжей части в населенных пунктах, однако в тексте Правил указаны все обозначенные остановки без исключений.

Автобус начинает движение в правой полосе

Относительно заголовка главы «Приоритет маршрутных транспортных средств» при отсутствии преимущества при начале движения со второй полосы маршрутные транспортные средства практически не имеют дополнительного приоритета в сравнении с обычным транспортом.

Маршрутные транспортные средства движутся по утвержденному маршруту и исключена организация маршрута с разворотом сразу после остановки.

В официальных экзаменационных билетах ГИБДД — верным считается ответ, где автобус имеет преимущество.

Вопрос из экзаменационного билета

Не забывайте про вежливость и взаимоуважение на дороге. Тем более что пропустить в поток один автобус с десятком пассажиров намного проще, чем водителю автобуса вклиниться в непрерывный поток.

На дороге, особенно узкой двухполосной, автобусы и троллейбусы зачастую довольно долго пытаются отъехать от остановки и встроиться в поток, потому что не каждый из водителей готов притормозить, чтобы их пропустить. Однако на самом деле это обязанность водителя, зафиксированная в ПДД.

П риоритет маршрутных транспортных средств на дорогах в населенных пунктах регламентируется одноименной главой 18. Ну а конкретно пункт 18.3 гласит, что «в населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки». При этом слово «должны» четко указывает на то, что это обязанность водителей, а не «жест доброй воли» или правила вежливости.

Однако на практике отъезд троллейбуса или автобуса с остановки при наличии плотного движущегося потока порой затруднен, а их водители вынуждены ждать, когда кто-то выполнит требования ПДД.

Поскольку часть ответственности возложена и на них: тот же пункт 18.3 уточняет, что «водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».

Штраф водителям, не пропускающим автобусы, отъезжающие от остановки, регламентируется частью 1 статьи 12.17 КоАП, который гласит, что «непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей». Наказание здесь, кстати, такое же, как и в случае непредоставления преимущества транспортному средству с одновременно включенными проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сигналом, что вполне наглядно доказывает важность приоритета маршрутных транспортных средств.

Автомобилисты, которые не признают на дороге приоритет маршрутного транспорта на городских дорогах, нарушают ПДД. И этот момент оговаривается в правилах дорожного движения в главе 18 «Приоритет маршрутных транспортных средств». В части 3 этой главы говорится о том, что в населенных пунктах водители должны уступать дорогу автобусам и троллейбусам, начинающим движение от обозначенного места остановки.

Водитель маршрутного транспорта, согласно той же части 18 главы не имеет право начать движение, пока не убедится, что этот маневр безопасен и все водители уступают ему дорогу. Вот и получается, что водители легковых машин не пропускают водителей автобусов и троллейбусов, а те не могут своевременно отъехать от места остановки. Так и получается пробка.

Когда водитель на личном авто не пропускает автобус, отъезжающий от остановки, он рискует получить штраф. В статье 12.17 КоАП РФ говорится, что непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству наказывается 500 рублями. Но за это же нарушение, справедливости ради, можно получить от сотрудника ГИБДД и просто предупреждение.

А тем водителям, которые не только не любят пропускать автобусы и троллейбусы, но и предпочитают передвигаться по полосе, выделенной для движения общественного транспорта, не стоит забывать, что за это нарушение предусмотрен штраф в размере 1500 рублей. А в Москве и Санкт-Петербурге за такой проступок штрафуют на 3000 рублей.

Водители, живущие в крупных городах, практически ежедневно сталкиваются с ситуацией, когда во время движения по своей полосе справа, от остановки общественного транспорта, на дорогу начинает выруливать автобус или маршрутка.

К сожалению, многие водители до сих пор не знают, как нужно вести себя в этом случае. Сегодня мы разберем эту ситуацию с юридической точки зрения с тем, чтобы, прочитав эту статью, вы четко знали, кто должен уступить — автобус или автомобиль.

Автобус отъезжает от остановки — кто должен уступить?

Для ответа на этот вопрос мы заглянет в главную настольную книгу автомобилиста – Правила дорожного движения РФ.

Пункт 18.3 ПДД гласит буквально следующее: «В населенных пунктах водители должны уступать дорогу троллейбусам и автобусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Водители троллейбусов и автобусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу».

Как мы видим, в этой норме Правил закреплена не только обязанность водителя автомобиля уступать дорогу общественному транспорту, но также и обязанность водителя автобуса (троллейбуса) выезжать с остановки на полосу только после того, как они убедятся, что их пропускают.

Важно! Общественный транспорт имеет преимущество при выезде с остановки только в том случае, если остановка имеет обозначение, установленное в соответствии с законом (знак или специальная разметка). Выезд автобуса на соседнюю полосу в ином месте (например, с обочины), не порождает у водителей попутного транспорта обязанность уступить дорогу

Следующий интересующий многих водителей вопрос – кто виноват, если автомобиль не пропустил автобус, отъезжающий от остановки и случилось ДТП?

Судебная практика трактует такие ситуации, как правило, не в пользу водителей автомобилей. Однако, каждый случай индивидуален и определенные нюансы могут сыграть важную роль. Например, часто бывает так, что автобус начинает выезжать с остановки как раз в тот момент, когда следующий по соседней полосе автомобиль уже почти поравнялся с ним, либо без обозначения своего маневра указателем поворота. В этой ситуации вина автовладельца далеко не так очевидна, как это иногда пытаются представить водители общественного транспорта.

Хотите получить ценный совет автоюриста относительно конкретного ДТП? Задайте вопрос онлайн-консультанту нашего сайта, опишите свою ситуацию, оставьте контактные данные и дождитесь ответа

Нужно ли пропускать маршрутки, отъезжающие от остановки?

В этой главе мы постараемся дать ответ на еще один интересующий многих водителей вопрос — нужно ли уступать дорогу маршрутному такси, отъезжающему от остановки?

Говоря формально, в ПДД вообще не существует таких понятий, как «маршрутное такси» или «маршрутка», а говорится лишь о том, что водитель должен уступать дорогу автобусам и троллейбусам, отъезжающим от остановки.

Соответственно, весь вопрос заключается в том, относится ли маршрутка к автобусам или нет. Попробуем разобраться.

В соответствии с Техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», к автобусам относятся ТС категории М2 и М3, используемые для перевозки пассажиров с количеством мест для сидения более 8 (не считая водителя).

Таким образом, следует констатировать, что маршрутки, курсирующие по улицам наших городов, в соответствии с законом попадают под понятие «автобус», и соответственно, водители также обязаны пропускать маршрутку, выезжающую с остановки.

Нужно ли пропускать автобус отъезжающий от остановки вне населенного пункта?

С автобусами и маршрутками в городах мы определились, а теперь разберемся, как обстоит дело на загородных трассах, где тоже есть общественный транспорт и остановки на обочинах.

Правилами дорожного движения установлена обязанность водителей уступать дорогу автобусам, отъезжающим от остановки в населенном пункте, а вот по поводу аналогичной ситуации вне населенного пункта не говорится ничего. Отсюда следует однозначный вывод о том, что на загородной трассе, вне пределов города (села, поселка), у общественного транспорта, выезжающего от остановки, нет никакого преимущества.

Не уступил дорогу автобусу – какой штраф?

А теперь поговорим о мере ответственности, которая ждет водителя, не уступившего дорогу автобусу, троллейбусу или маршрутке, которая отъезжает от остановки.

Для ответа на этот вопрос обратимся к статье 12.17 КоАП РФ, которая гласит, что непредоставление преимущества в движении маршрутному транспортному средству влечет предупреждение или штраф 500 рублей.

Какое из двух указанных видов наказания применять к нарушителю – остается на усмотрение должностных лиц ГИБДД, которые уполномочены выносить постановления по данной категории дел.

Нужен профессиональный совет автоюриста по теме статьи? Задайте свой вопрос онлайн-консультанту нашего сайта и дождитесь ответа! Это бесплатно!

В данной ситуации Вы:

Должны уступить дорогу автобусу, начинающему движение от обозначенного места остановки.
Имеете преимущество, так как водитель автобуса начинает движение с выездом на вторую полосу.

В населенном пункте Вы должны уступить дорогу автобусу, начинающему движение от обозначенной остановки, даже если его водитель выезжает на вторую полосу.

Обязаны ли Вы уступить дорогу маршрутному транспортному средству, отъезжающему от тротуара, где нет обозначенного места остановки?

Да.
Нет.

Положение Правил, обязывающее Вас уступить дорогу маршрутным ТС в населенных пунктах, распространяется только на автобусы и троллейбусы, начинающие движение от обозначенной остановки.

Как следует поступить водителю автобуса, отъезжающего от обозначенного места остановки?

Подать звуковой сигнал и начать движение.
Начать движение, убедившись, что водитель автомобиля уступает дорогу.
Уступить дорогу автомобилю.

Маршрутный автобус, начинающий движение от остановки, вынужден сразу перестраиваться на вторую полосу. В населенных пунктах водители других ТС должны уступать дорогу маршрутным автобусам и троллейбусам, начинающим движение от обозначенного места остановки. Однако водители автобусов и троллейбусов могут начинать движение только после того, как убедятся, что им уступают дорогу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *