Уточнение участка

Содержание

Уточнение границ земельного участка – вид кадастровых работ, выполняемых при обстоятельствах, когда земельный участок уже находится на кадастровом учете (имеет кадастровый номер) и требуется получить дополнительные сведения о прохождении его границ или площади, а также в случаях, если при проведении предыдущего межевания была допущена кадастровая ошибка.

Причиной проведения таких работ является то, что большая часть сведений о земельных участках внесена в государственный кадастр недвижимости декларативно, без привязки границ к государственной геодезической сети. Поэтому участки сформированы » виртуально», возникают пересечения границ земельных участков, которые часто, даже не имеют общих границ, что обуславливает необходимость процедуры уточнения границ земельного участка, а также внесение актуальных сведений в ГКН о площади и границах землепользования.

После уточнения границ земельного участка его площадь не должна быть больше площади, содержащейся в государственном кадастре недвижимости, на величину более чем предельный минимальный размер земельного участка, установленный для земель соответствующего целевого назначения и разрешенного использования, или, если такой размер не установлен, на величину более чем 10% от площади земельного участка в государственном кадастре недвижимости. В связи с разграничениями полномочий между государственными органами по изготовлению схемы расположения границ земельного участка на кадастровом плане территории и иных факторов процесс, связанный с уточнением границ земельного участка на территории Москвы, имеет множество различий от данного процесса в Московской области и других регионах.

В каких случаях проводят кадастровый учет изменений в связи с уточнением границ и площади земельного участка; в кадастре отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, при этом в кадастровом паспорте или кадастровой выписке о таком земельном участке имеются записи о том, что граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о характерных точках границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения; в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границы земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (в государственном кадастре недвижимости содержится несколько значений координат указанной характерной точки).

Уточнение границ земельного участка позволяет в дальнейшем объединить или разъединить Ваш земельный участок, вынести границы участка в натуру, что позволит Вам проще проводить операции купли-продажи , а также послужит гарантией в спорах и тяжбах с соседями.

Наши сотрудники помогут Вам в сопровождении документов в кадастровую и регистрационную палаты.

Действующим законодательством предусмотрено, что при уточнении местоположения границ («межевании») земельного участка необходимо соблюдать процедуру согласования с правообладателями смежных земельных участков. Если при межевании местоположение общей границы изменяется, не требуется подавать отдельное заявления об осуществления кадастрового учета таких изменений в отношении смежного земельного участка: достаточно наличия в акте согласования границ земельных участков подписи правообладателя смежного земельного участка. Однако изменения могут быть внесены не только в отношении общей границы, но и в отношении иных частей границ смежного земельного участка. Например, если требуется сохранить конфигурацию и площадь смежного земельного участка, отраженные в правоустанавливающем документе. В этом случае также достаточно одного межевого плана, при этом необходимо: — включить в межевой план разделы «Сведения об уточняемых земельных участках» в количестве, соответствующем количеству земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении границ которых требуется внести изменения; — обеспечить согласование местоположения границ, оформить и включить в межевой план разделы «Акт согласования местоположения границ земельного участка» в количестве, соответствующем количеству земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении границ которых требуется внести изменения; — в разделе межевого плана «Заключение кадастрового инженера» привести обоснование положения уточненных границ земельного участка — объекта кадастровых работ – а также обоснование местоположения границ (в том числе частей границ, не являющихся общими с объектом кадастровых работ) смежных земельных участков, в сведения ЕГРН о местоположении которых необходимо внести изменения. В случае же, если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения границ земельного участка не требуется одновременное внесение изменений в сведения ЕГРН о местоположении границ смежного земельного участка, при проведении согласования границ и оформлении акта согласования могут отсутствовать личные подписи правообладателей смежного земельного участка при условии документального подтверждения из надлежащего извещения и отсутствии их письменных возражений относительно местоположения уточняемой границы или части границы.

Одним из объектов земельных отношений является земельный участок.
Согласно статье 1 Кодекса Республики Беларусь о земле (далее – Кодекс) земельный участок – часть земной поверхности, имеющая границу и целевое назначение и рассматриваемая в неразрывной связи с расположенными на ней капитальными строениями (зданиями, сооружениями).
В свою очередь:

  • целевое назначение земельного участка – установленные решением об изъятии и предоставлении земельного участка порядок, условия и ограничения использования земельного участка для конкретных целей;
  • граница земельного участка – условная линия на поверхности земли и проходящая по этой линии условная вертикальная плоскость, отделяющие земельный участок от других земель, земельных участков.

С обоими составляющими земельного участка возможны трансформации.
При совершении их в отношении целевого назначения земельного участка говорят об ”изменении целевого назначения земельного участка».
Изменение целевого назначения земельных участков осуществляется на основании соответствующего решения, принятого государственным органом, осуществляющим государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель в соответствии с его компетенцией, в порядке, установленном Положением о порядке изменения целевого назначения земельных участков, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1780.

Обращаем внимание, что законодательство содержит запрет на изменение целевого назначения земельных участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, а также земельных участков, предоставленных для строительства (строительства и обслуживания) капитальных строений (зданий, сооружений), до завершения их строительства.
Возникновение новых земельных участков возможно путем осуществления действий по делению, слиянию, созданию, формированию земельного участка и завершается такое возникновение государственной регистрацией создания земельного участка (земельных участков).
Названные действия по делению, слиянию, созданию, формированию, изменению границ земельного участка (земельных участков) всегда затрагивают его (их) границы.
Чем же различаются названные термины?
Деление и слияние земельного участка
В результате деления земельного участка прекращает существование один земельный участок и создаются несколько вновь образованных земельных участков.
Согласно статье 10 Кодекса земельные участки могут быть делимыми и неделимыми. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует новый земельный участок, и это не приведет к нарушению градостроительных регламентов, природоохранных требований, противопожарных, санитарных, строительных и иных норм и правил. В иных случаях земельный участок признается неделимым.
Законодательством установлен запрет на раздел земельных участков, предоставленных для строительства и (или) обслуживания одноквартирных, блокированных жилых домов, за исключением случаев, связанных с разделом этих домов, а также раздел земельных участков, предоставленных для строительства (строительства и обслуживания) капитальных строений (зданий, сооружений), до завершения их строительства.
В результате слияния земельных участков прекращают существование несколько земельных участков путем образования одного земельного участка.
Слияние земельных участков может быть произведено, если они являются смежными, имеют одинаковое целевое назначение и при этом не превышаются предельные размеры земельных участков, установленные статьей 36 Кодекса, а также не нарушаются другие требования законодательства об охране и использовании земель.
К таким требованиям можно отнести то, что земельные участки, подлежащие слиянию, должны быть предоставлены на одном виде права.
Порядок осуществления деления и слияния земельных участков определен Инструкцией о порядке деления, слияния земельных участков и проведения работ по установлению (восстановлению) и закреплению границы земельного участка, а также по изменению границы земельного участка, утвержденной постановлением Госкомимущества от 30 сентября 2016 г. № 18 (далее – Инструкция № 18).
Если после совершения действий по делению либо слиянию земельных участков возникла необходимость изменения целевого назначения образуемых земельных участков, то такое изменение осуществляется на основании соответствующего решения государственного органа, осуществляющего государственное регулирование и управление в области использования и охраны земель, принятого в порядке, установленном Положением о порядке изменения целевого назначения земельных участков, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 декабря 2011 г. № 1780, с учетом установленных законодательством ограничений.
Создание земельного участка
В соответствии со статьями 28–30 Кодекса к компетенции Минского городского, городских (городов областного, районного подчинения), районных, сельских, поселковых исполнительных комитетов относится принятие решений о создании земельных участков в отношении находящихся в государственной собственности земельных участков.
В соответствии с частью восьмой статьи 70 Кодекса при отчуждении капитальных строений (зданий, сооружений), в том числе входящих в состав предприятий как имущественных комплексов, землепользователи обязаны в установленном законодательством порядке обратиться за осуществлением регистрационных действий в отношении соответствующих земельных участков, необходимых для обслуживания этих капитальных строений, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.
Таким образом, полагаем, что работы по созданию земельных участков выполняются при отчуждении землепользователем капитальных строений (зданий, сооружений), в том числе входящих в состав предприятий как имущественных комплексов, и расположенных на земельном участке, находящемся в государственной собственности, на который землепользователем оформлены правоудостоверяющие документы.
Поэтому в упомянутом случае, описанном в статье 70 Кодекса:

  • если земельный участок предоставлен в частную собственность – его собственником принимаются меры по делению земельного участка;
  • если земельный участок находится в государственной собственности и отчуждается объект, находящийся в частной собственности, местным исполнительным комитетом принимается решение о создании либо делении земельного участка;
  • если земельный участок находится в государственной собственности и отчуждается на аукционе в установленном порядке объект, находящийся в государственной собственности, местным исполнительным комитетом принимается решение об изъятии земельного участка для проведения аукциона и предоставлении победителю аукциона либо единственному участнику несостоявшегося аукциона в соответствии с Положением о порядке формирования и предоставления земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 27 декабря 2007 г. № 667 ”Об изъятии и предоставлении земельных участков» (далее – Указ № 667).

При необходимости в описанной ситуации одновременно решается вопрос об изменении целевого назначения земельного участка (земельных участков).
Порядок принятия решения о создании земельного участка аналогичен порядку принятия решения об изъятии и предоставлении земельного участка, за исключением того, что в случае создания земельного участка вид права на земельный участок у землепользователя не изменяется, а остается прежним.
Формирование земельного участка
Согласно статье 1 Кодекса формирование земельного участка – установленные законодательством об охране и использовании земель юридические действия и техническая процедура создания земельного участка по основаниям и в порядке, определенным Президентом Республики Беларусь, этим Кодексом и иными законодательными актами.
В настоящее время законодательством формирование земельных участков предусмотрено в 2-х случаях:
1. Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом № 667, определяется порядок изъятия и предоставления земельных участков из всех категорий земель, независимо от цели использования земельных участков и вида вещного права на них, формирования земельных участков для проведения аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков (далее – аукцион аренды) и аукционов по продаже земельных участков в частную собственность (далее – аукцион продажи).
При этом согласно названному Положению при формировании земельных участков для проведения аукционов аренды и аукционов продажи местный исполнительный комитет подготавливает градостроительный паспорт земельного участка, намечаемого для проведения аукциона, и поручает организации по землеустройству обеспечить разработку проекта отвода земельного участка, в результате чего принимается решение об изъятии земельного участка для проведения аукциона и предоставлении победителю аукциона либо единственному участнику несостоявшегося аукциона.
Справочно.
В соответствии со статьей 1 Кодекса:
изъятие земельного участка – установленные законодательством об охране и использовании земель юридические действия и техническая процедура прекращения прав на земельный участок по основаниям, определенным Президентом Республики Беларусь, этим Кодексом и иными законодательными актами;
отвод земельного участка – предусмотренные законодательством об охране и использовании земель землеустроительные мероприятия, включающие в себя процедуры формирования, изъятия и (или) предоставления земельного участка, установления и закрепления его границы, государственной регистрации создания земельного участка и возникновения прав, ограничений (обременений) прав на земельный участок.
2. Формирование земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества в Республике Беларусь, за исключением
г. Минска и областных центров, строительство которых предусмотрено решением Президента Республики Беларусь либо программой, утвержденной Президентом Республики Беларусь или Советом Министров Республики Беларусь, а также при продаже в установленном порядке на аукционе недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, осуществляется в соответствии с Положением о порядке формирования и предоставления земельных участков для размещения объектов недвижимого имущества, обслуживания подлежащего продаже недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности, утвержденным Указом № 667.
Согласно пункту 4 названного Положения для формирования земельного участка организация по землеустройству заключает договор подряда на выполнение работ по оформлению землеустроительного дела по формированию земельного участка для размещения объекта строительства, а также землеустроительного дела на земельный участок, изменяемый в результате такого формирования, с Государственным комитетом по имуществу (при изъятии земельного участка для проведения аукциона) либо с инвестором (при изъятии и предоставлении ему земельного участка без проведения аукциона).

Местным исполнительным комитетом принимается решение об изъятии земельного участка для проведения аукциона и предоставлении победителю аукциона либо единственному участнику несостоявшегося аукциона либо об изъятии и предоставлении инвестору земельного участка для размещения объекта строительства без проведения аукциона.
Таким образом, исходя из изложенного, а также статьи 80 Кодекса о случаях проведения землеустроительных мероприятий следует, что ”формирование земельного участка», равно как и ”изъятие и предоставление земельного участка» являются названиями процедур по созданию земельных участков. В обоих этих случаях исполнительными комитетами принимаются решения об изъятии и предоставлении земельных участков.
Изменение границ земельного участка
В соответствии со статьями 28–30 Кодекса к компетенции Минского городского, городских (городов областного, районного подчинения), районных, сельских, поселковых исполнительных комитетов относится принятие решений об изменении границ в отношении находящихся в государственной собственности земельных участков.
Инструкцией № 18 определен порядок изменения границы земельного участка.
Работы по изменению границы земельного участка выполняются в целях дальнейшей государственной регистрации изменения этого земельного участка на основании изменения его границы.
Изменение границы земельного участка, находящегося в государственной собственности, возможно только без изменения его площади.
В случае устранения ошибок, допущенных при выполнении землеустроительных работ по установлению границы земельного участка в вычислении координат, определении местоположения точек поворота границы земельного участка, а также несведения, наложения границ земельных участков и изменения границы земельного участка, находящегося в частной собственности, возможно изменение площади таких земельных участков с учетом требований, установленных статьей 36 Кодекса о земле.
Не допускается изменение границы земельного участка, предоставленного по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, аукциона с условиями на право проектирования и строительства капитальных строений (зданий, сооружений) и аукциона по продаже земельных участков в частную собственность, предусматривающее увеличение размера такого земельного участка, за исключением случая, когда для реконструкции существующих капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений в капитальных строениях (зданиях, сооружениях) требуется изменение его площади с соблюдением предельного размера, установленного статьей 36 Кодекса о земле, а также при наличии фактов несоответствия фактического использования земельного участка его целевому назначению, несоответствия фактической границы земельного участка границе, указанной в правоудостоверяющих документах, фактов наличия самовольно возведенных капитальных строений (зданий, сооружений).
Справочно:
Согласно статье 1 Закона Республики Беларусь
от 22 июля 2002 года ”О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» под изменением границ земельного участка понимается изменение координат поворотных точек и (или) площади земельного участка, при которых кадастровый номер и назначение земельного участка остаются неизменными.
Административная процедура по осуществлению государственной регистрации изменения земельных участков на основании изменения их границ осуществляется территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним в соответствии с:

  • подпунктом 22.1.4 пункта 22 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010 г. № 200 ”Об административных процедурах, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан»;
  • пунктом 17.4 единого перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156;
  • пунктом 4 перечня документов и (или) сведений, запрашиваемых подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь государственными организациями при осуществлении административных процедур по заявлениям граждан, определенного постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 63;
  • пунктом 4 перечня документов и (или) сведений, запрашиваемых подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь государственными организациями при осуществлении административных процедур по заявлениям юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, определенного постановлением Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь от 19 июня 2012 г. № 20.

Согласно указанным перечням для осуществления такой административной процедуры в числе прочих необходимы следующие документы: договор между собственниками смежных земельных участков об изменении границ земельных участков, или решение собственника смежных земельных участков об изменении границ земельных участков, или копия постановления суда об изменении границ земельного участка, находящегося в частной собственности; выписка из решения уполномоченного государственного органа об изменении границ земельного участка, находящегося в собственности Республики Беларусь, или о выкупе, передаче в собственность Республики Беларусь части земельного участка, находящегося в частной собственности, или о дополнительном отводе (предоставлении дополнительного земельного участка), изъятии части земельного участка, возвращении временно изъятой части земельного участка; землеустроительное дело на измененный земельный участок.

Как и зачем уточнять границы земельного участка? Какие документы пригодятся при уточнении границ существующего участка? Как провести согласование результатов в сложной эпидемиологической обстановке? На эти и другие вопросы ответили эксперты Федеральной кадастровой палаты.

1. Что такое граница участка?

Граница земельного участка – это линия, определяющие пределы земельного участка. Устанавливается на местности (в натуре) и фиксируется в документах установленной формы (планы, чертежи границ).

Описание местоположения границ земельного участка является одной
из основных характеристик, позволяющей идентифицировать земельный участок
в качестве индивидуально определенной вещи. Местоположение границ земельного участка устанавливается путем определения координат характерных точек таких границ и отображается в графической части межевого плана. Границы земельного участка могут быть установлены на местности и закреплены .

2. Что такое межевание?

Межевание – это комплекс инженерно-геодезических работ по установлению границ земельного участка на местности. Межевание проводит кадастровый инженер, который устанавливает местоположение границ земельного участка, определяет его площадь, проводит согласование местоположения границ смежных участков с соседями и подготавливает межевой план.

3. Зачем уточнять границы земельного участка?

Точно определенные границы земельного участка являются защитой
от юридических проблем, которые могут возникнуть с землей. Например,
от споров с соседями по границам земельного участка, а также самовольному размещению соседями объектов недвижимости на вашем земельном участке. Установление границ земельного участка дает возможность беспроблемно совершать любые операции и сделки, например, продать его будет проще, ведь вряд ли покупатели захотят приобретать участок без четких границ.

Уточнение границ поможет исключить возможные ошибки, в том числе
в сведениях о фактически используемой площади. Если вы решите разделить земельный участок, такой раздел возможен только при наличии установленных границ существующего земельного участка.

4. Как узнать, какие сведения о земельном участке внесены в Единый государственный реестр недвижимости?

Вся необходимая информация содержится в выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости.

Если реестр не содержит необходимых сведений о границах, в выписке будет особая отметка: «Границы земельного участка не установлены в соответствии
с требованиями земельного законодательства».

В случае если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с необходимой точностью (не ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения), уточнение местоположения границ земельного участка не требуется,
за исключением случая, если в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка.

Можно воспользоваться и справочным сервисом «Публичная кадастровая карта». Найти конкретный земельный участок на ней проще всего по кадастровому номеру или адресу. Если в окне описания объекта содержится отметка «Без координат границ» или площадь указана как декларированная, значит, требуется уточнение местоположения границ.

Важно! При обращении к кадастровой карте будьте внимательными:
у сервиса есть сайты-двойники, которые могут представлять информацию,
не соответствующую действительности. Официальная публичная кадастровая карта размещена только по адресу: pkk.rosreestr.ru.

Подать запрос в бумажном виде на получение выписки можно лично, обратившись в многофункциональный центр (МФЦ). Чтобы получить сведения ЕГРН дистанционно, можно воспользоваться сервисом Федеральной кадастровой палаты, который позволяет получить выписку в течение нескольких минут, либо официальным порталом Росреестра. Электронная выписка заверяется усиленной электронной подписью.

5. Как уточнить границы участка?

Уточнение местоположения границ – это целый комплекс работ, которые может провести только специалист, обладающий правом на осуществление кадастровой деятельности – кадастровый инженер. Поэтому в первую очередь собственнику необходимо обратиться к кадастровому инженеру для проведения необходимых работ. Ознакомиться с информацией о действующих кадастровых инженерах можно через сервис «Государственный реестр кадастровых инженеров». При выборе кадастрового инженера стоит обратить внимание на опыт, качество и сроки выполнения таким специалистом кадастровых работ.

Кадастровый инженер выезжает на место и проводит необходимые замеры. Если установлен забор, то замеры проводят по нему. Если забора нет, лучше обозначить границы участка колышками или межевыми знаками. После ознакомления с результатами замеров следует процесс согласования границ
с владельцами и пользователями смежных участков. Результатом становится подготовка межевого плана, содержащего сведения о координатах границ земельного участка.

При установлении границы кадастровый инженер должен соблюдать ряд правил: например, граница земельного участка не должна пересекать границы населенных пунктов или муниципальных образований; граница не должна пересекать границу смежных участков.

После этого собственник земельного участка (или иное лицо указанное
в статье 15 Федерального закона о государственной регистрации недвижимости
от 13.07.2015 №218-ФЗ) подает документы в орган регистрации прав. Ознакомиться с перечнем документов, необходимых для проведения определённых операций с недвижимостью, можно с помощью сервиса «Регистрация просто».

6. Какие нужны документы?

Кадастровый инженер не сможет установить границы земельного участка просто по желанию собственника, без наличия достаточных оснований.
Для проведения работ, в числе прочего, ему потребуются документальные свидетельства, что участок выделен именно в этом месте и именно такой площадью.

Согласно действующему законодательству, уточнение границ земельного участка проводится на основании сведений, которые содержатся
в правоустанавливающем документе на земельный участок. Дополнительно могут быть использованы сведения, указанные в документах, определявших местоположение границ участка при его образовании.

Если таковых нет – уточнение можно провести в соответствии с границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ участка.

Документами, которые могут быть использованы для подтверждения местоположения границ земельного участка при его образовании и их существование 15 и более лет, могут быть:

· ситуационные планы, содержащиеся в техпаспортах объектов недвижимости (расположенных на земельном участке), которые подготовлены органами государственного технического учета и технической инвентаризации (БТИ);

· материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, органах местной власти;

· документы по территориальному планированию муниципальных образований;

· проекты организации и застройки территории дачных, садовых
и огородных некоммерческих товариществ.

Важно: документы должны соответствовать требованиям законодательства, действовавшего в месте издания документа и в момент издания.

7. Как согласовать границы участка с соседями?

Мало уточнить местоположение границ участка – необходимо правильно согласовать его с правообладателями и пользователями смежных, то есть соседних участков. Согласование местоположения границ по выбору кадастрового инженера проводится посредством проведения собрания заинтересованных лиц
или согласования в индивидуальном порядке с заинтересованным лицом.

Кадастровый инженер должен направить им соответствующие извещения
на почтовый адрес. Если найти адрес не получается, кадастровый инженер должен опубликовать извещение о проведении собрания в соответствующем местном печатном издании. Адресат будет считаться уведомленным, даже если он не прочитает это объявление или не примет участие в собрании.

Правообладатели смежных участков должны подтвердить свое согласие, подписав акт согласования. В случае непреодолимых разногласий нужно подать кадастровому инженеру письменное возражение. Оно должно быть зафиксировано в акте согласования, а также приложено к межевому плану.

При наличии обоснованных возражений орган регистрации прав приостановит учетно-регистрационные действия, а решать разногласия соседям придется уже в суде. Кадастровый инженер, проводивший межевание, также может быть привлечен к делу в качестве третьего лица.

Урегулирование земельного спора на стадии согласования границ избавит
от необходимости обращаться в суд. Судебные разбирательства по вопросам установления границ участков – одни из самых сложных и длительных.

8. Можно ли проводить согласование границ земельных участков
в период сложной эпидемиологической обстановки?

Действующим законодательством не предусмотрено каких-либо исключений при проведении процедуры согласования границ. Кадастровый инженер по своему выбору может проводить согласование как индивидуально с каждым соседом,
так и через проведения собраний с их участием. При этом если провести согласование в индивидуальном порядке по каким-то причинам невозможно, кадастровый инженер может в извещении о проведении собрания назначить определенное время для каждого заинтересованного лица.

Во время процедуры согласования в период сложной эпидемиологической обстановки необходимо соблюдать социальную дистанцию и пользоваться средствами индивидуальной защиты, а также соблюдать установленные региональным органом Роспотребнадзора правила и рекомендации.

Документы для внесения изменений в сведения государственного реестра недвижимости можно подать через МФЦ, с помощью электронных сервисов
на сайте Росреестра, или направить почтой в адрес регионального управления органа регистрации прав.

«Эксперты Кадастровой палаты по Москве на постоянной основе проводят консультации граждан, чтобы жители столицы могли получить разъяснения
по наиболее актуальным и интересующим вопросам. Оказание юридической помощи населению позволяет исключить риски неправильной трактовки законодательства», – отметил заместитель директора – главный технолог Кадастровой палаты по Москве Виктор Горелышев.

Получить профессиональную юридическую консультацию от специалистов Кадастровой палаты по Москве по вопросам, связанным с недвижимым имуществом, можно по телефону: 8-495-587-78-55 доб. (23-64).

В адрес филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Алтайскому краю (Кадастровая палата) от жителей региона поступают обращения с просьбой разъяснить вопросы касающиеся кадастрового учета земельных участков. Комментарии по данным вопросам даёт заместитель директора Кадастровой палаты Тамара Иваненкова.

Вопрос: Какие земельные участки являются ранее учтенными?

Действующим Законом о кадастре к ранее учтенным земельным участкам отнесены:

— земельные участки, государственный учет которых осуществлен в установленном законом порядке до 1 марта 2008 года, независимо от проведения процедуры межевания;

— земельные участки, государственный учет которых не осуществлялся, но права собственности на которые возникли до 1 марта 2008 года и не прекращены по настоящее время.

Если участок не проходил процедуру межевания, то в Едином государственном реестре недвижимости данный земельный участок будет учтен без границ, с декларированной (не точной) площадью. Для внесения сведений о границах необходимо провести кадастровые работы и представить в орган кадастрового учета межевой план.

По официальным данным более 40% (0,75 миллиона) земельных участков в Алтайском крае не имеют официально установленных границ.

Как показала практика, собственники земельных участков с неуточненными границами не застрахованы от ошибок при начислении налога на имущество, а также от административных штрафов за самовольный захват территории. Не исключены также и земельные споры с соседями.

Вопрос: Когда ранее учтенный земельный участок снимут с кадастрового учета, если на него не зарегистрировано право собственности?

1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», регламентирующий создание и ведение Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и единой учетно-регистрационной системы, которым предусмотрена процедура снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков.

В соответствии с данным порядком органом регистрации прав будет проводиться работа с ранее учтенными земельными участками, права на которые не были зарегистрированы, путем уведомления правообладателей исходных земельных участков или органов местного самоуправления.

Правообладателям и органам местного самоуправления будет дано соответственно 6 и 3 месяца с момента получения уведомления для возможности регистрации права либо обременения. Если в течение указанного времени права или обременения не будут зарегистрированы, сведения о ранее учтенных земельных участках будут переведены в статус архивные.

Вопрос: Как выяснить, имеет ли ранее учтенный земельный участок установленные границы?

Этот вопрос часто задают собственники при проведении сделок с земельным участком или при возникновении спорных ситуаций с соседями по границам участка.

Определить, отмежеван ли земельный участок, можно исходя из сведений выписки из ЕГРН об объекте недвижимости, для получения которой собственнику земельного участка следует оформить запрос на сайте электронных услуг Росреестра или обратиться напрямую в офис краевого автономного учреждения «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Алтайского края» (КАУ МФЦ).

В полученной кадастровой выписке, в первую очередь, следует обратить внимание на строку «Особые отметки». Если в данной строке содержится информация: «Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства»; «Граница земельного участка пересекает границы земельных участков (земельного участка) с кадастровыми номерами (кадастровым номером) …» либо другие подобные сведения, это значит, что участок не отмежеван в соответствии с требованиями земельного законодательства РФ.

Вопрос: Обязательно ли делать межевание?

С 1 января 2018 будет установлен запрет на распоряжение земельными участками, в том числе ранее учтенными, в отношении которых отсутствуют сведения о местоположении границ, независимо от того поставлен такой земельный участок на государственный кадастровый учет или нет.

Имея на руках только свидетельство о праве собственности на ранее учтенный земельный участок «без границ», правообладатель не сможет оформить никакую сделку. Продажа, дарение, передача по наследству будет невозможна без проведения процедуры межевания.

В настоящее время процедура оформления границ земельных участков возложена непосредственно на правообладателей и носит добровольный характер. С 2018 года это станет обязательной процедурой, если собственник пожелает распорядиться своим участком.

Для оформления границ земельного участка следует обратиться к кадастровому инженеру и провести межевание. Услуга эта платная. Определиться с выбором кадастрового инженера можно на портале Росреестра www.rosreestr.ru в разделе «Реестр кадастровых инженеров». В этом разделе можно также узнать о качестве работы этих специалистов, оценить результаты их профессиональной деятельности.

По итогам межевания с заявлением и сформированным пакетом документов необходимо обратиться в ближайший офис КАУ МФЦ. Кадастровый учет осуществляется бесплатно. Сведения об установленных границах земельного участка будут внесены в государственный кадастр недвижимости.

Стоит отметить, что собственник установивший границы своего участка, получает уверенность в своих правах на недвижимость и как следствие гарантию неприкосновенности границ участка. Это позволяет исключить захват земли недобросовестными лицами, а также земельные споры с соседями. В случае установления границ земельного участка земельные споры могут быть разрешены в судебном порядке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *