Увольнение со службы

Содержание

Здравствуйте. В соответсвии с законодательством РФ, военнослужащий, который проходит службу в армии по контракту, может быть уволен со службы досрочно и по своему желанию, согласно решению аттестационной комиссии части, при наличии у него уважительных причин.

п.6, ст.51 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" №53-ФЗ от 28.03.98 военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин

Выделяют несколько причин, которые аттестационные комиссии признавали уважительными для увольнения военнослужащего по соб­ственному желанию. Вот некоторые из них:

  • проживание родителей (семьи) военнослужащего за границей, в странах ближнего или дальнего зарубежья;
  • отсутствие у военнослужащего возможности содер­жать семью на денежное довольствие, которое он получа­ет (исходя из прожиточного минимума в данном регионе или исходя из стоимости «потребительской корзины»), при отсутствии у семьи других источников дохода;
  • содержание и воспитание военнослужащим детей малолетнего возраста, которые воспитываются без отца (матери), при условии нелишения второго родителя его прав, но уклонения от выплат алиментных обязательств (при отсутствии оснований к увольнению по семейным основаниям);
  • беременность военнослужащей-женщины в совокуп­ности с ухудшением ее здоровья (при отсутствии основа­ний к увольнению по состоянию здоровья);
  • смерть близкого родственника, вследствие которой военнослужащий не может продолжать военную службу и др.

Первым делом вам необходимо подать мотивированный рапорт на имя начальника (командира) воинской части, в составе которой проходит служба, о досрочном прекращении контракта. Подробно изложить в рапорте причины и обстоятельства, по которым продолжение службы по контракту не представляется возможным.

И ждите заседания аттестационной комиссии. Аргументируйте свое решение о прерывании контракта перед аттестационной комиссией.

Аттестационная комиссия вынесет резолючию о том, что причины, названные для досрочного расторжения контракта, признаны уважительными (неуважительными). Но, прежде, она обязана тщательно и всесторонне проанализировать причины, которые побудили вас подать рапорт о расторжении контракта по собственному желанию.

Досрочное увольнение с военной службы

Поэтому, после рассмотрения всех причин, аттестационная комиссия может признать эти обстоятельства как уважительными, так и наоборот, неуважительными (большое значение будет иметь то, насколько убедительно вы сможете аргументировать свой рапорт).

На основании выводов аттестационной комисси командир (начальник) части будет принято решение. Независимо от того, какие выводы сделает аттестационная комиссия, окончательная резолюция о досрочном увольнении контрактника с военной службы все-таки выносится командиром (начальником), который наделен правом издавать приказы об увольнении со службы.

Командир (начальник) может принять как положительное, так и отрицательное решение о досрочном прекращении военнослужащим контракта. При этом негативное решение командир имеет право принять даже тогда, когда аттестационная комиссия признала причины, приведенные в рапорте, уважительными.

Для того, чтобы ваш рапорт все же подписали вам необходимо привести максимальное количество обстоятельств и причин, не позволяющих качественно исполнять условия контракта со своей стороны.

Если будет принято отрицательное решение об увольнении, вы можете обжаловать его в суде, обратившись с исковым заявлением, чтобы доказать тот факт, что приведенные вами причины являются уважительными.

п.3, ст.51 ФЗ №53 Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:

а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;

б) по состоянию здоровья — в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи);

в) по семейным обстоятельствам:

  • в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
  • в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
  • в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
  • в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца) ребенка;
  • в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;

г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;

д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.

Вопрос.

Правила увольнения военнослужащего по контракту

Увольнение военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, по собственному желанию.

Ответ. Нормы трудового законодательства могут применяться к правоотношениям, связанным с прохождением военной службы, лишь в случаях, когда об этом имеется прямое указание в законе. Соответственно, увольнение военнослужащего по собственному желанию, не может регламентироваться нормами Трудового кодекса РФ.

Согласно п.6 ст. 51 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Аналогичное основание досрочного увольнения указано и в Указе Президента РФ от 16.09.1999 года № 1237 «Вопросы прохождения военной службы».

Согласно п. 47 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» при проверке законности и обоснованности действий воинских должностных лиц, связанных с увольнением военнослужащего с военной службы по собственному желанию, судам необходимо учитывать, что согласно пункту 6 статьи 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.

Под уважительными причинами понимаются обстоятельства, которые объективно не позволяют военнослужащему в полном объеме выполнять условия заключенного контракта.

Поданный военнослужащим рапорт и соответствующее заключение аттестационной комиссии не являются безусловными основаниями для увольнения по собственному желанию, поскольку решение данного вопроса отнесено к полномочиям соответствующего воинского должностного лица.

То есть увольнение военнослужащего по собственному желанию зависит от того, насколько уважительными признают причины командир (начальник) и члены аттестационной комиссии.

Оценка «уважительности» причин напрямую зависит от личности военнослужащего, его материального положения, семейного положения (наличие иждивенцев),

Таким образом в рапорте на увольнение военнослужащего по собственному желанию военнослужащий должен привести уважительные причины для увольнения, которые не позволяют ему продолжать военную службу, так как это нарушит его законные интересы.

Основания и порядок увольнения военнослужащих

Моего мужа-контрактника уволили по статье по 51 (пункт 2),ст 34 (пункт 3) за несоблюдение условий контракта. Это законно? Он отказался ехать на 4 месяца в командировку на охрану олимпийских объектов в Сочи. По контракту отслужил 2.5 года.

да законно, зря отказался ехать, у меня знакомый в воскресенье туда уехал на три месяца,

да законно

Увольняюсь со службы по контракту (подпункт \"е\" пункта 2 статьи 51 ФЗ) Первый рапорт на увольнение был написан еще в 20-х числах октября, этим же днем составлен Лист Беседы и прочие документы, 26 ноября попросили написать документы повторно, якобы потеряли те в связи с ремонтом в штабе, но писать сказали рапорт уже 26 числом, 6 декабря заканчивается испытательный срок, опасаюсь очередной потери документов, плюс ждет новая другая работа, как мне правильно поступить и к кому обратиться, чтобы это было \"Анонимно\"… Нарушений со стороны части и без этого достаточно, хочу только уволится поскорее без затягивания этого процесса, командиры не хотят отпускать, говорят об этом открыто, но тем не менее при разговоре заканчивают мол дело твое итд, мол жди когда уволят, а пока можешь на БД походить итд…. Жду вашего ответа и консультациии, заранее благодарен…

А что тут консультировать? Быстрое увольнение из армии бывает только по криминалу, а так ты будешь ждать еще довольно долго. Военная бюрократия быстро работать не умеет. До полугода и более бывает. Так что расслабься и получи удовольствие, может еще передумаешь.

Муж был уволен из рядов ВС по статье 51 пункт 2 подпункт в (несоблюдение условий контракта) . сейчас пытаемся подписать н сейчас пытаемся подписать новый контракт. уже имеем на руках отношение от командира части, в которую планируем попасть (тем более, что им требуются специалисты нашего профиля) . имеется положительная характеристика из предыдущей части (из которой был уволен по НУК) . отправились в мобилизационный пункт, а там говорят, что нет никаких шансов, что Москва не подпишет приказ. вопрос вот в чем: причем здесь Москва (если командир части не против, а только ЗА) часть РВСН, находится в Самаре, звание мужа прапорщик, берут на ефрейторскую должность. И кто вообще решает вопросы кого брать, а кого нет напишите, пожалуйста, номер приказа или постановления, на основе которого решаются такие дела. я нахожу информацию, что решение на усмотрение ком. части, а мобилизац. пункт или военкомат только оформляет документы

Если Москва не даст согласие на подписание контракта, то у вас ничего не получится даже при наличии отношения. Теперь ведь все вопросы там решаются.

щас нету прапорщиков. епт

Не любят принимать на службу тех кто по отрицаловке уходил, даже и вынужденно. Если мне не изменяет память, то все документы проходят через Москву и приказ о призыве на в/службу подписывает МО.

Читайте внимательно Федеральный закон \"О службе в вооруженных силах\".

уволили из армии иди работать в полицию зарплата та же выслуга лет на пенсию сораняется участковым уполномоченным возьмут с удовольствием.

мужа служил по контракт, который заканчивается в 2015 году. уволили в запас по статье 51 пункт 2 подпункт В. вообще возм

Про тот контракт забудьте, он уже прекратил свое действия в связи с увольнением по этой статье. А заключить новый контракт теоретически возможно, если какой-нибудь командир части согласится взять его к себе на контракт и даст ему отношение для предъявления в военкомат. В общем ему самому нужно найти себе место службы.

Возможно, и не исключено.

Разумеется все командиры будут счастливы взять на службу воина, который добился увольнения по статье \"в связи с невыполнением им условий контракта\"… В нашей части так прямо с руками и ногами оторвали бы:)))

Очень проблематично. Надо было хорошенько головушкой подумать, прежде увольняться по данному основанию — в связи с невыполнением им условий контракта.

Сейчас проблематично, так как полным ходом идет сокращение в армии. А со статьей \"о невыполнении условий контракта\", сложно или практически невозможно восстановиться. Командиры частей этого не любят!

при расторжении контракта в армии уволили по статье 51 пункт 2 пп е. можно ли теперь устроится в полицию или фсин?

Неужели ты не наигрался?

Как не прошедший испытание. Это хлопотно будет. Скорее всего не возьмут.

Устроиться можно туда и туда. Нужны два важных критерия: 1) твоё согласие, чтоб тебя имели и 2) чтоб работодатель хотел этого. Запомни или запиши !!!

Пробуйте. Если найдется начальство, которое захочет опять поэкспериментировать и заключить контракт с человеком, который уже однажды не прошел испытание, то поступите.

Расторжение контракта и увольнение военнослужащего как не выдержавшего испытание указывает на то, что кандидат не соответствует требованиям и не обладает достаточными морально-деловыми качествами (не способен выполнить взятые на себя обязательства, освоить в полном объёме должностные обязанности, склонен к нарушению общепринятых норм поведения, не дисциплинирован, требует особого контроля) . И какая аттестационная комиссия сколько-нибудь серьёзной организации будет рекомендовать руководителю такого служивого? Нет, Денис! Отдыхай! Если настанут тяжёлые времена для Родины, вот тогда ты пригодишься снова в армейском строю! В окопе все сгодятся. Штрафбаты в ВОВ воевали храбро.

Уважительные причины для увольнения военнослужащего по собственному желанию

МОЖНО УСТРОИТСЯ В ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ, ЕСЛИ УМЕНЯ СТАТЬЯ 51 ПОД ПУНКТ а,е

нет.. меняю статью.. )))

Прочитай законы…

без разницы какая статья, с судимостью не берут вообще

Да, есть два варианта: 1 Устроится туда уборщиком 2 Заплатить кому надо и работать где захочешь

Статья чего? Конституции, УК, ГК, КоАП РФ? А еще мусором хочешь стать?

Уволен по состоянию здоровья (подпункт \"в\" пункта 1 статьи 51) до окончания контракта,считается ли досрочным такое ув-е В приказе на увольнение написано \"в соответствии с ФЗ \"О воинской обязанности и военной службе\" и статьей 34 Положения о порядке прохождения военной службы УВОЛИТЬ с военной службы в ОТСТАВКУ по состоянию здоровья (подпункт \"в\" пункта 1 статьи 51Федерального закона)\" и нет слова ДОСРОЧНО. На момент увольнения контракт еще не закончился. В соответствии со статьей 38 ФЗ \"О воинской обязанности и военной службе\" пункт 1 Срок военной службы устанавливается: для военнослужащих, проходящих службу по контракту, -на срок, указанный в контракте о прохождении военной службы. Является ли в данном случае мое увольнение досрочным или нет?

Льготное основание, а в чём проблема то :).

Нет, по состоянию здоровья это не считается досрочным увольнением. В статье 51 ЗВОВС причины для досрочного увольнения перечислены в пунктах 2 и 3, а вас уволили по пункту 1-в. Как и меня когда то.

Вас увольняют не досрочно,а по состоянию здоровья,что не позволяет вам служить дальше.При хорошем состоянии здоровья вы бы служили дальше и контракт бы не прерывали.Поэтому в ваших документах будет стоять в графе причина увольнения \"НЕ ГОДЕН К ДАЛЬНЕЙШЕЙ СЛУЖБЕ ПО СОСТОЯНИЮ ЗДОРОВЬЯ.\" Человеческий совет: живите в климатических условиях Крыма,воздух таошний вам полезен.

В отставку уволняют людей достигшего предельного возраста!Еслибы Вас уволили в Запас- то было бы досрочное увольнение в запас из рядов ВС РФ!!!

уволили в запас по статье 51 пункт \"в\".когда должны сделать полный расчет в денежном выражении. до исключения из списков?

В соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы утверждённым Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 года № 1237, на основании статьи 34 пункт 15, исключение из списков личного состава воинской части военнослужащего признанного ВВК негодным к военной службе и нуждающимся в освобождении от исполнения служебных обязанностей и уволенного с военной службы, производится не позднее чем через месяц со дня получения воинской частью заключения ВВК, не считая времени нахождения военнослужащего в отпуске. В соответствии со ст. 34, п. 16 военнослужащий уволенный с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части, должен быть полностью обеспечен установленным денежным довольствием, продовольственным и вещевым обеспечением. До проведения с военнослужащим всех необходимых расчётов, он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

на момент исключения из списков части ты должен быть обеспечен положенным тебе денежным довольствием.

Уволили с ВС РФ по статье 51 пункт 3 подпункт \"б\" Федерального закона. Можно ли восстановиться? и как это сделать? Уволили, хотим восстановиться. Как это сделать? Куда бежать? Какие документы собирать? Диагноз был поставлен в Уссурийске, сейчас мы на Камчатке. Возможно ли тут пройти медкомиссию, чтобы оспорить решение Уссурийского военного госпиталя?

Вы можете написать заявление на имя военкома по месту состояния на воинском учете с просьбой на переосвидетельствование, но во-первых, далеко не факт, что вам вообще разрешат его пройти, т.к. для граждан признанных ограниченно годными такое переосвидетельствование не предусмотрено, а во-вторых, даже если вам его разрешат, то не факт, что в результате проведенного освидетельствования вы получите нужный вам результат. А поэтому сначала вам нужно самостоятельно пройти обследование в муниципальном медицинском учреждении по тому заболеванию, по которому вас списали и только если будет получен нужный результат обращаться в военкомат по месту воинского учета. Ну а заключение ВВК госпиталя вы можете всегда обжаловать в суде. Только для суда тоже нужны будут медицинские документы подтверждающие положительные изменения в состоянии вашего здоровья.

Увольнение из ВС РФ – это процедура, которая детально описана в Указе Президента, посвященного различным аспектам военной службы, и иных нормативных актах. Возможным является как увольнение в запас, так и в отставку. По общему правилу, осуществляется первая форма, исключая те ситуации, когда военнослужащий:

  • достигает возраста, указанного, как предельный;
  • признается негодным для продолжения службы из-за состояния здоровья.

Увольнение в запас также невозможно и для тех, кто:

  • является гражданином другой страны или собирается проживать за границей после увольнения;
  • лишен свободы по решению суда;
  • был отчислен из военных учебных заведений.

Какие еще есть причины для увольнения?

Все основания, которые предусмотрены законом, можно разделить на несколько групп:

  • Во-первых, разумеется, это окончание срока контракта.
  • Во-вторых, невозможность выполнять служебные обязанности по болезни, в связи с ранением или достижением определенного возраста, что не зависит от действий сторон.
  • В-третьих, решение служащего о принятии гражданства другого государства или переезде туда на ПМЖ.
  • Последняя группа – совершение военнослужащим разного рода противоправных поступков, которые влекут за собой лишение звания, а также отчисление из различных учебных заведений военного профиля.

Предусмотрены основания и для досрочного прекращения службы в ВС РФ в связи с сокращением и другими организационными мероприятиями, а также иными обстоятельствами.

Обычный порядок увольнения с военной службы

Увольнение, по большей части оснований, указанных в законе, производится с согласия контрактника. Основанием для начала процедуры увольнения, как правило, служит рапорт, подаваемый самим служащим. Подается он на имя командира военной части. В рапорте указываются причины, побудившие военнослужащего просить об увольнении. Однако, в ряде ситуаций, такого документа не требуется, а достаточно решения командования.

Перед тем, как подготовить представление об увольнении, необходимо выполнить ряд процедур, без которых порядок увольнения с военной службы будет неполным. К ним относят:

  • подсчет и документальное подтверждение выслуги лет;
  • беседа командира части с военнослужащим, результат которой оформляется специальным документом;
  • получение заключения ВВК о состоянии здоровья;
  • проведение всех денежных расчетов.

После проведения всех необходимых действий, издается приказ, в котором указывается, что военнослужащий исключается из списков личного состава и причина такого решения. Оспаривание такого приказа, особенно в случаях, когда согласие на увольнение не требуется, производится в суде. На этом этапе нередко требуется помощь квалифицированного юриста, который поможет составить исковое заявление и собрать все необходимые доказательства необоснованности приказа.

Что гарантируется увольняемым из ВС?

Основным правом, реализация которого чаще всего не вызывает необходимости представления дополнительных сведений, является получение финансового вознаграждения за военную службу. Кроме обычного денежного содержания, к нему относят разного рода единовременные выплаты, премии и материальную помощь.

Как уволиться с военной службы по контракту?

То же касается и недежного материального обеспечения. До полного расчета командование не имеет права исключать военнослужащего из личного состава.

Но, помимо различных выплат, увольняемый по основаниям, не связанным с нарушением закона, военнослужащий не теряет права на некоторые гарантии, полагавшиеся ему ранее. Например, прослужившие не менее 10 лет и не имеющие жилья отставники не исключаются из очереди на него, как и не теряют право на получение субсидии для самостоятельного решения жилищной проблемы своей семьи.

Не нашли ответ? Задайте свой вопрос юристам

8796 юристов ждут Вас Быстрый ответ, бесплатно!

Все статьи О некоторых правовых последствиях увольнения военнослужащих и лиц гражданского персонала в связи с утратой доверия (Багдасарян И.А., Корякин В.М.)

Одним из наиболее строгих видов дисциплинарного воздействия на военнослужащих и лиц гражданского персонала, совершивших коррупционные дисциплинарные проступки, является их увольнение с военной службы (с работы) в связи с утратой доверия. Данное основание увольнения было законодательно закреплено и действует с декабря 2011 г.
Согласно подп. "д.1" п. 1 ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 532-ФЗ основаниями увольнения военнослужащего с военной службы с указанной формулировкой являются:
— непринятие военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
— непредставление военнослужащим сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представление заведомо недостоверных или неполных сведений;
— участие военнослужащего на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
— осуществление военнослужащим предпринимательской деятельности;
— вхождение военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
— нарушение военнослужащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми в случаях, предусмотренных Федеральным законом "О зарете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами", запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.
Аналогичные условия для расторжения трудового договора с лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в связи с утратой доверия предусмотрены п. 7.1 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) (за исключением участия работника в деятельности коммерческой организации и его занятия предпринимательской деятельностью).
Журнал "Право в Вооруженных Силах" неоднократно обращался к проблеме увольнения военнослужащих с военной службы в связи с утратой доверия <1>. В данных публикациях ставились некоторые проблемные вопросы применения указанного вида взыскания к военнослужащим.

В частности, ставился вопрос о том, какие негативные последствия для правонарушителя может повлечь рассматриваемое основание увольнения.
———————————
<1> Бараненкова И.В. О некоторых проблемах привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения // Право в Вооруженных Силах. 2014. N 7; Она же. Особенности применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения (может ли идти один "в ногу", а остальные — нет?) // Там же. 2017. N 7; Корякин В.М. Увольнение с военной службы в связи с утратой доверия: постановка проблемы // Там же. 2011. N 10; Костюк О.Н., Корякин В.М. Увольнение с военной службы в связи с утратой доверия как последствие неурегулированного конфликта интересов на военной службе // Там же.

2012. N 2; Пленкин Н.А., Корякин В.М. Увольнение с военной службы как санкция за коррупционное правонарушение: проблемы правоприменения // Там же. 2014. N 9; Штаненко В.И., Цветков А.С. Увольнение военнослужащих в связи с утратой доверия // Там же. 2013. N 2.

Следует отметить, что увольнение в связи с утратой доверия довольно активно применяется на практике. Так, по данным Минтруда России, полученным в ходе анализа практики привлечения к дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении и об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, в федеральных государственных органах, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления с 2012 г. по 2015 г. в связи с утратой доверия освобождено от занимаемых должностей около 1 200 лиц <2>.
———————————
<2> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений".

Хотя статистических данных о количестве уволенных по рассматриваемому основанию военнослужащих в открытой печати не имеется, однако, судя по косвенным данным, кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации также довольно активно используют указанный инструмент освобождения от нечестных, не внушающих доверия кадров.
Более чем пятилетняя правоприменительная практика в рассматриваемой области общественных отношений показала необходимость создания правовых барьеров для недопущения повторного поступления на государственную, в том числе военную, службу, а также на работу в военные организации лиц, ранее уволенных в связи с утратой доверия.
Данный вопрос в числе прочих рассматривался на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, состоявшемся 30 октября 2013 г. По итогам заседания был составлен перечень поручений Президента Российской Федерации от 14 ноября 2013 г. N Пр-2689, где в подп. "а" п. 6 Минтруду России предписывалось подготовить и представить в установленном порядке предложения о формировании и обнародовании списка лиц, уволенных в связи с утратой доверия, в целях недопущения в дальнейшем их поступления на государственную службу.
Во исполнение данного поручения был подготовлен и в последующем принят Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части размещения в государственной информационной системе в области государственной службы сведений о применении взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений" от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ (вступает в силу с 1 января 2018 г.).
В соответствии с названным законодательным актом в антикоррупционное законодательство введено новое понятие — "реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия". В этих целях Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ дополнен новой статьей (ст. 15), согласно которой сведения о применении к лицу взыскания в виде увольнения (освобождения от должности) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, подлежат включению в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Указанный реестр должен быть общедоступным, для чего подлежит размещению в государственной информационной системе в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Наличие сведений о лицах, включенных в указанный реестр, позволит получать достоверную информацию о соблюдении претендентами требований законодательства о противодействии коррупции при отборе кандидатов на замещение должностей государственной (в том числе военной) службы, а также поступающих на работу по трудовому договору в военные организации.
Федеральным законом от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ внесены дополнения в 11 законодательных актов в части, касающейся возложения на государственные органы и работодателей обязанности включать сведения обо всех лицах, уволенных в связи с утратой доверия в указанный выше реестр. В частности, ст. 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" дополнена п. 1.1 следующего содержания: "Сведения об увольнении военнослужащего с военной службы в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения включаются соответствующим федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых военнослужащий проходил службу, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, предусмотренный статьей 15 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции".
Нормой аналогичного содержания дополнена ст. 81 ТК РФ, в соответствии с которой работодатель обязан включать сведения о применении к работнику дисциплинарного взыскания в виде увольнения в связи с утратой доверия в указанный выше реестр.
Таким образом, с 1 января 2018 г., даты вступления в силу Федерального закона от 1 июля 2017 г. N 132-ФЗ, кадровые органы Вооруженных Сил Российской Федерации будут обязаны включать сведения обо всех лицах, уволенных в связи с утратой доверия (военнослужащих, государственных гражданских служащих, работниках), в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия.
Кроме того, исходя из логики и смысла рассматриваемого законодательного акта, у кадровых органов одновременно возникает обязанность при приеме граждан на военную и государственную гражданскую службу, а также на работу в обязательном порядке проверять, не содержатся ли сведения о претендентах на службу (на работу) в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия. Наличие таких сведений в данном реестре должно быть достаточным основанием для отказа кандидату в заключении с ним контракта или трудового договора.
Следует отметить, что порядок включения сведений в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, порядок исключения сведений из реестра, а также порядок ведения и размещения реестра в государственной информационной системе в области государственной службы будут определяться Правительством Российской Федерации. Предполагается, что указанной государственной информационной системой будет определена федеральная государственная информационная система "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации", на официальном сайте которой в соответствии с законодательством Российской Федерации размещается информация о вакантных должностях государственных органов, включая аппараты судов, и органов местного самоуправления.
Таким образом, чтобы рассматриваемая новация антикоррупционного законодательства начала эффективно действовать, до конца текущего года должны быть приняты подзаконные акты:
а) постановление Правительства Российской Федерации, определяющее порядок включения сведений о привлечении лиц к ответственности в виде увольнения в связи с утратой доверия за коррупционные правонарушения в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, исключения сведений из реестра, а также порядок ведения и размещения указанного реестра в государственной информационной системе в области государственной службы в сети Интернет;
б) Постановление Правительства Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в Постановление Правительства Российской Федерации "О федеральной государственной информационной системе "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации" от 3 марта 2017 г.

Как военнослужащему уволиться с контрактной службы по собственному желанию

N 256. В частности, следует установить, что в данной системе должна размещаться информация об увольнении в связи с утратой доверия не только государственных служащих, но и лиц, работавших в государственных организациях по трудовому договору (например, о работниках Вооруженных Сил Российской Федерации).
Кроме того, как представляется, необходимо внести соответствующие изменения в Порядок деятельности должностных лиц и органов военного управления по организации прохождения военной службы по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденный Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 октября 2015 г. N 660.
Прежде всего, коррективам должны быть подвергнуты нормы данного документа, касающиеся порядка увольнения военнослужащих с военной службы. Здесь должен быть определен порядок действий кадровых органов по направлению сведений о военнослужащих, уволенных с военной службы в связи с утратой доверия, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, для размещения в государственной информационной системе в области государственной службы.
Также представляется целесообразным дополнить вышеназванный Приказ Министра обороны Российской Федерации нормами, обязывающими командиров (начальников) и соответствующие кадровые органы при принятии решений о заключении контрактов о прохождении военной службы с лицами, поступающими на военную службу из запаса, учитывать наличие (отсутствие) сведений о данных гражданах в реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Библиографический список

1. Бараненкова И.В. О некоторых проблемах привлечения военнослужащих к дисциплинарной ответственности за коррупционные правонарушения // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение.

2014. N 7.
2. Бараненкова И.В. Особенности применения к военнослужащим дисциплинарных взысканий за коррупционные правонарушения (может ли идти один "в ногу", а остальные — нет?) // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2017. N 7.
3. Корякин В.М. Увольнение с военной службы в связи с утратой доверия: постановка проблемы // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2011. N 10.
4. Костюк О.Н., Корякин, В.М. Увольнение с военной службы в связи с утратой доверия как последствие неурегулированного конфликта интересов на военной службе // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2012. N 2.
5. Планкин Н.А. Увольнение с военной службы как санкция за коррупционное правонарушение: проблемы правоприменения // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2014. N 9.
6. Штаненко В.И. Увольнение военнослужащих в связи с утратой доверия // Право в Вооруженных Силах — Военно-правовое обозрение. 2013. N 2.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *