Ветеран боевых в таджикистане

Содержание

В соответствии с заявлением глав государств Казахстана, России, Узбекистана, Кыргызстана в связи с событиями в Таджикистане и международными миротворческими документами, министр обороны РК издал приказ. В нем командиру 35-й отдельной воздушно-десантной бригады для охраны южных границ Республики Таджикистан приказывалось направить один воздушно-десантный батальон, со штатным стрелковым оружием (только автоматы с четырьмя магазинами), без исключения со списков части. Батальон в Таджикистан вылетел 10 сентября.

С 1993-го по 2001-й годы Отдельный сводный стрелковый батальон, состоящий из военнослужащих Вооруженных Сил, внутренних войск МВД (ныне – Национальная гвардия) и пограничной службы КНБ РК, в составе международного миротворческого контингента охранял таджикско-афганскую границу. В Таджикистане в те годы шла гражданская война, и эта страна не смогла бы одна обезопасить свои рубежи от различных вооруженных группировок, находящихся по другую сторону реки Пяндж.

Седьмого апреля 1995 года в Пшихаврском ущелье Памира рота военнослужащих внутренних войск во время совершения марша попала в засаду и приняла бой с противником. 17 человек погибли, еще 33 солдата получили ранения, это самые большие потери Республики Казахстан, понесенные в течение одного дня. Всего же в Таджикистане погибли 46 бойцов ОССБ.

НЕПРИЗНАННЫЕ ГЕРОИ

В 1994 году в боевых действиях на таджикско-афганской границе участие принимал и лейтенант 35-й отдельной гвардейской десантно-штурмовой бригады Мурат Мухамеджанов.

Именно он поразил своей храбростью полевого командира афганских моджахедов, решившись принять бой с двумя десантниками против нескольких сотен боевиков (подробнее об этом – в материале «Таджики» 35-й гвардейской десантно-штурмовой бригады: Мурат Мухамеджанов» на портале desantura.ru).

Ряд реальных случаев, произошедших в Таджикистане с Мухамеджановым и его сослуживцами, был отображен в кинофильме «Десант». Авторы сценария при его написании взяли за основу рассказанную Муратом историю.

Позже он служил в Республиканской гвардии Казахстана, командовал ротой Почетного караула, батальоном охраны государственных объектов, батальоном оперативного назначения. Был первым заместителем командира – начальником штаба бригады морской пехоты. В запас гвардии подполковник Мурат Мухамеджанов вышел в 2009 году по состоянию здоровья. Однако на этом его служба Родине не закончилась. В 2013 году он вместе с единомышленниками создал Республиканское общественное объединение «Союз ветеранов (участников боевых действий на таджикско-афганской границе)». И вот уже шесть лет они бьются за то, чтобы около 10 000 казахстанцев, принимавших участие в боевых действиях на таджикско-афганской границе, получили, наконец, официальный статус. Данное объединение насчитывает уже 30 региональных филиалов, это крупнейшая организация подобного рода в республике.

– Советские пограничники – участники конфликта у озера Жаланашколь и на острове Даманском 1969-го года – имеют подобный статус, хотя боестолкновение длилось несколько часов. ОССБ же охранял и оборонял границу целых восемь лет, – говорит Мурат Мухамеджанов. – В сентябре 1994 года первым геройски погиб пограничник Раджан Батырханов. Седьмого апреля 1995 года наша страна понесла самые большие потери в течение одного дня. Солдаты и офицеры были награждены медалями «Жауынгерлік ерлігі үшін», орденом «Айбын». Но мы до сих пор не получили положенного нам признания, как это давно есть в Таджикистане, и уже несколько лет – в России.

Дело не в льготах и пособиях. Мы хотим, чтобы нас признали как солдат, выполнявших первую боевую задачу Верховного Главнокомандующего Республики Казахстан. Знаете, когда я только начинал эту деятельность, нам отказывали в проведении военно-патриотических мероприятий, причем, в самый последний момент. Говорили: «Идите и возлагайте цветы к памятнику воинов-интернационалистов». Но ведь мы не «афганцы»! Мы – первые солдаты независимого Казахстана, которые участвовали в боевых действиях.

Дело, впрочем, постепенно пошло, памятники солдатам Отдельного сводного стрелкового батальона Казахстана сейчас установлены в Нур-Султане, Кызылорде, Шымкенте, и спасибо Бактыкоже Измухамбетову, который в бытность акимом Атырауской области оказал непосредственное содействие в возведении мемориального комплекса в Атырау.

Недавно памятники были установлены в Курмангазинском районе Атырауской области и Мунайлинском районе Мангистауской области. Мемориальные комплексы 17 погибшим воинам стоят во всех частях Национальной гвардии (7 апреля является Днем мужества в Нацгвардии), за что я выражаю благодарность командующему Национальной гвардии МВД РК, генерал-лейтенанту Руслану Жаксылыкову.

БЕГ ПО КРУГУ

Восьмого февраля 2013 года Мурат Мухамеджанов от имени общественного объединения адресовал письмо тогдашнему председателю Комитета по международным отношениям, обороне и безопасности Сената Икраму Адырбекову. С этого и начался отсчет.

Позже РОО направило обращение уже на имя Первого Президента Казахстана, в котором предлагало внести дополнения в Закон РК от 1995 года «О льготах и социальной защите участников, инвалидов Великой Отечественной войны и лиц, приравненных к ним», а именно, абзац следующего содержания: «Военнослужащие, сотрудники специальных органов Республики Казахстан, участвовавшие в соответствии с законодательными актами РК в миротворческих операциях по поддержанию мира и безопасности, а также принимавшие участие в боевых действиях на территории других государств».

– Данный закон вышел 28 апреля 1995 года, спустя всего три недели после боя в Пшихаврском ущелье. Мне до сих пор непонятно, как депутаты «обошли» казахстанских военнослужащих в Таджикистане, тем более, что эти трагические события обсуждала вся страна, – сокрушается Мухамеджанов.

Были проведены встречи с министрами обороны, внутренних дел, руководителем КНБ.

– Создали межведомственную комиссию, мы провели несколько заседаний, – продолжает Мухамеджанов. – На одном из них я указал на то, что еще в 2015-м году Главой государства был подписан Закон «О миротворческой деятельности Республики Казахстан», где в главе 4 статьи 16 пункте 5 черным по белому написано: «Военному персоналу, участвующему в операциях по принуждению к миру, период нахождения в зоне (районе) миротворческой операции приравнивается к участию в боевых действиях».

То есть данный закон нас признает в качестве участников боевых действий, но в то же время до сих пор не сделаны дополнения и изменения в соответствующие законодательные акты, а именно в Закон о льготах. Есть понимание в Министерстве обороны, Генеральной прокуратуре, других ведомствах, наш вопрос находится на контроле в Сенате. Я благодарен за все это. Однако хотелось бы, что чтобы столь важное для казахстанских ветеранов дело было побыстрее завершено.

Кстати, в апреле текущего года, в очередную годовщину боя в Пшихаврском ущелье, министр обороны РК Нурлан Ермекбаев обратился к ветеранам ОССБ.

– Наших военнослужащих помнят и чтят в Таджикистане. Я лично убедился в этом, когда от имени и по поручению Правительства Республики Казахстан в парке Душанбе в 2007 году открывал совместно с таджикскими коллегами памятник погибшим казахстанским военнослужащим, стоявшим на защите южных рубежей СНГ в середине 90-х годов, – отметил тогда Ермекбаев.

Это первое официальное обращение министра обороны Казахстана к участникам боевых действий на таджикско-афганской границе.

СПАСИБО ЕЛБАСЫ

Одними только «таджико-афганцами» наш собеседник не ограничивается, Мухамеджанов выступил с инициативой о том, чтобы помимо военнослужащих, выполнявших задачи согласно межгосударственным договорам и соглашениям по усилению охраны границы СНГ на таджикско-афганском участке, статусом ветеранов также наделили военнослужащих РК, принимавших участие в качестве миротворцев в международной операции в Ираке, и военнослужащих, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и государственной безопасности бывшего СССР, принимавших участие в урегулировании межэтнического конфликта в Нагорном Карабахе.

Мурат Мухамеджанов печется и о льготах для «солдат особого риска», тех, кто потратил свое здоровье на Семипалатинском испытательном ядерном полигоне.

Кроме того, Мухамеджанов ратует за то, чтобы в Казахстане был разработан отдельный закон о ветеранах, по примеру России и других стран. Также у него вызывает недоумение, почему многие его сослуживцы остались неотмеченными.

– В одном из боев в 1993 году Дмитрий Забавкин, получив три пулевых ранения, продолжал сражаться. Он уничтожил более 20 моджахедов, прикрыл две группы отходивших казахстанских и российских пограничников. Но за свой подвиг он не получил наград. Командир десантно-штурмового подразделения капитан Эдуард Тюменбаев вместе с солдатами захватили главаря банды Курбан Али. Об этом было написано только в газете «Красная Звезда» и все. Что касается лично меня, то командир ОССБ – майор Алексей Володин в апреле 1994-го года на 11-й пограничной заставе населенного пункта Сохчарв в Таджикистане объявил перед десантно-штурмовым взводом, что направит командованию российских погранвойск (в подчинении которых находился наш Отдельный сводный стрелковый батальон), соответствующее представление о досрочном присвоении мне воинского звания «старший лейтенант». Я отказался, так как по сроку должен был получить очередное воинское звание ровно через 1,5 месяца, как раз к нашему приезду в Казахстан. Сказал, что пусть другие офицеры получат звание досрочно. Командир батальона согласился со мной и тогда объявил о том, что за умелое командование десантно-штурмовым взводом в боевых условиях, а также за заслуги перед Родиной представит меня к награждению медалью «За боевые заслуги».

Но я ее так и не получил, как и не удостоился наград никто из десантников 35-й гв. ОДШБр, из направленных в разное время на таджикско-афганскую границу в составе Отдельного сводного стрелкового батальона.

И в этом нет вины Алексея Володина или других комбатов. Все представления направлялись командованию погранвойск России в Таджикистане. Наверное, в архивах этого ведомства и осели без дальнейшего хода наградные представления по многим из казахстанских и российских военнослужащих.

Как отметил Мухамеджанов, в самой страшной войне на территории Центральной Азии погибли 100 000 человек, еще 100 000 – пропали без вести. 1,5 миллиона стали беженцами:

– Вот почему мы все должны ценить Елбасы, который не допустил такого кровопролития в Казахстане…

И поэтому солдаты и офицеры ОССБ, выполнившие свою боевую задачу и не допустившие расширения вооруженного конфликта в сторону других стран региона, достойны заслуженного внимания и статуса, которого мы добиваемся.

В заключение добавим, что Республиканское общественное объединение «Союз ветеранов (участников боевых действий на таджикско-афганской границе)» сейчас проводит ряд мероприятий военно-патриотического характера, одним из которых является автопробег «По местам боевой славы Кенесары хана».

В июле его участники проедут по направлению, по которому в свое время следовал последний казахский хан. Из Казахстана ветераны ОССБ поедут транзитом через Узбекистан в Таджикистан.

Там они склонят головы в память о товарищах, погибших в первой миротворческой операции по поддержанию мира и безопасности с участием Вооруженных Сил и отдельных воинских формирований РК.

Медаль «За участие в боевых действиях в Таджикистане»

Наши военнослужащие принимали участие в различных военных конфликтах, которые происходили за пределами страны. К ним относится и гражданская война в Таджикистане, начавшаяся после распада Советского Союза. Для награждения лиц, отличившихся в этом конфликте, была учреждена общественная медаль «За участие в боевых действиях в Таджикистане». Изготовитель награды ТПП «Челзнак».

Описание награды

Медаль имеет круглую форму, чеканится из латуни — металлического сплава золотистого оттенка. Центральное место аверса занимают горы. По ним движется бронетранспортер. Вверху, в воздухе — вертолет. Верхним полукругом размещены семь 5-лучевых звездочек. По периметру проходит надпись: «ЗА УЧАСТИЕ В БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЯХ». Внизу, у подножия гор выгравировано «25 ЛЕТ».

На обороте несколько надписей. Верхняя — «1992». Под ней даты военных действий: «1993—1997». Еще ниже написано: «ТАДЖИКИСТАН». Внизу маленькая 5-конечная звездочка. К одежде награда крепится с помощью булавочного зажима, который предусмотрен на обратной стороне 5-угольной колодочки.

Колодка соединена с медальоном посредством ушка и колечка. Ее поверхность покрыта муаровой ленточкой с продольными полосами. Полоски размещены в такой последовательности: слева узкая желтая, белая и темно-синяя. За ними широкая алая. Затем узкие белая, зеленая и желтая полоски.

Вручается медаль «За участие в боевых действиях в Таджикистане» с бланком удостоверения. В него вписываются сведения о награжденном.

Как началась война

Гражданская война началась после того, как Советский Союз прекратил свое существование, и Таджикистан стал независимым государством. Самая острая фаза конфликта пришлась на период с осени 1992 по июль 1993 г. Однако враждующие стороны примирились лишь летом 1997 г.

Причин тому было несколько. Население Таджикистана было очень религиозным, в стране сложилась клановая система. К тому же в начала 90-х экономическое положение там было весьма сложным. Когда в СССР была объявлена перестройка, в Таджикистане появились исламские демократические партии, оппозиционные коммунистической.

Во времена СССР практически все ведущие должности в республике занимали жители Ленинабада. В МВД же главенствовали уроженцы Куляба. Эти две группы активно сотрудничали между собой. После 1991 г. власть попытались захватить другие кланы.

Первым беспокойным звонком стали массовые волнения, которые состоялись в Душанбе в начале 1990 г. Тогда люди требовали отстранить от власти 1-го секретаря КП республики. Но в конце того же года он стал 1-м президентом государства. После того, как затея с ГКЧП провалилась, оппозиционные силы стали заниматься организацией различных митингов. Люди требовали ликвидации компартии, отстранения от власти Махкамова. В результате через небольшое время последний сам ушел с должности президента Таджикистана.

В конце 1991 г. большинством голосов Президентом страны был избран Р. Набиев. Проигравшие претенденты заявили, что выборы были нечестными. Однако, некоторое время в государстве сохранялся хрупкий мир.

Начало конфликта

Весной 1992 г. было арестовано несколько видных представителей демократических партий. В результате через короткое время перед дворцом президента собрался народ. Начался митинг, продолжавшийся много дней. Люди требовали отставки С. Кенджаева. Число митингующих постоянно росло, вскоре в заложниках у них оказались несколько десятков человек. Среди них были и высокопоставленные лица.

Митингующие пригрозили казнить их и тогда С. Кенджаев ушел в отставку. Но теперь митинг организовали его сторонники. Все это показало, что в стране существует серьезный раскол. Враждовали различные кланы. После того, как оппозиционные силы блокировали дворец президента, ВС страны принял решение ввести прямое президентское правление. Срок его не оговаривался.

В начале мая 1992 г. начались вооруженные столкновения между жителями и Национальной гвардией. С обеих сторон были погибшие. После этого молодежь начала в столице вооруженные действия. Все началось с захвате телецентра. На следующий день к ним присоединилась милиция и даже Б. Рахмонов, бывший тогда советником президента. Через некоторое время появилось Правительство национального примирения. В нем участвовала и оппозиция.

В начале лета конфликт охватил и юг страны. Воспользовавшись столкновением местных жителей с переселенцами, сторонники президента Набиева передали сообщение о том, что причиной тому нападение группы исламистов численностью в 3 000 человек. Прозвучал призыв отразить их атаку в Курган-Тюбе. Боевые действия продолжались 5 часов. В них принимало участие 400 человек, 35 из которых были убиты. 29.06.1992 г. было заключено перемирие.

В связи с серьезным положением было принято решение об охране самых важных объектов в стране. Наши военнослужащие защищали Нурекскую ГЭС, другие предприятия, автомобильные дороги.

Хотя в конце июля был подписан хорожский договор о прекращении огня, столкновения были возобновлены уже спустя несколько часов. В конце августа был убит Генпрокурор, что еще более обострило положение. 31.08.1992 г. была предпринята попытка захватить президента, но он успел спрятаться у военных 201 дивизии ОВС СНГ. Мятежники захватили около полусотни человек и грозились их убить.

Через 2 дня Кабмин выразил недоверие президенту. Сторонники последнего собрались в Курган-Тюбе. Но оппоненты развязали против них боевые действия. Началась резня. Огромное количество жителей, пытаясь спастись, прятались в гарнизоне 201 дивизии. 07.09.1992 г. Р. Набиев ушел в отставку.

Население стало покидать страну. В события вмешались рядом расположенные государства, в частности, Узбекистан. Их военнослужащие пытались защитить конституционный строй Таджикистана.

Гражданская война

Отставка президента только обострила ситуацию. С.Кенджаев, возглавлявший ВС, уехал в Куляб. Там он сформировал свои отряды боевиков. Эти силы стали базой, на которой появился Народны фронт. Задачей его стало восстановление прежнего порядка. Многие специалисты считают, что фронт возник не без участия российских спецслужб. Его подразделения сражались против оппозиционного Курган-Тюбе.

В боях применялась бронетехника. Противники друг другу применяли настоящий террор, страдали мирные жители. Военным 201 дивизии периодически удавалось предотвращать увеличения жертв. Война шла с переменным успехом. К осени 1992 г. страна потеряла несколько десятков тысяч убитыми, была практически разрушена экономика, Огромное количество жителей бежало их страны.

В конце 1992 г. ВС Таджикистана возглавил Э. Рахмонов. Он обратился к соседним странам с просьбой помочь, введя миротворческие силы. Был заключен мирный договор, который устраивал далеко не всех. С. Кенджаев, другие оппозиционеры направили свои отряды на Душанбе, но их атаки были отбиты. Обстановка в столице для населения стала невыносимой.

Сложной обстановка была на границе с Афганистаном. Там служили пограничники России. С афганской территории регулярно пытались прорваться моджахеды. Наши пограничники, которым в трудных ситуациях помогала 201 мотострелковая дивизия, пресекала их.

Переговоры о перемирии начались весной 1994 г. и закончились лишь спустя 3 года. Окончательно соглашение о мире было заключено 27.06.1997 г. Президентом остался Э. Рахмонов, но и оппозиционерам были предоставлены различные высокие должности. Из Афганистана стали возвращаться беженцы. Со следующего года 27 июня был объявлен Днем национального единства и выходным днем. Но небольшие стычки продолжались до 2011 г.

Итогом войны стало 60 тыс. убитых, несколько сотен тысяч беженцев, огромное количество разрушенных зданий. Сумма ущерба превысила 10 млрд. долларов, Таджикистан превратился в одну из беднейших стран. Восстанавливать его пришлось на протяжении многих лет.

Родственные награды

Для поощрения воинов-интернационалистов было учреждено несколько общественных наград, в числе которых:

  • «10 лет вывода Советских войск из Афганистана». Вручается ветеранам-афганцам в честь 10-летия со дня вывода ОКСВ из Афганистана».
  • «15 лет вывода Советских войск из ДРА». Ее обладателями становятся военнослужащие, участвовавшие в военном конфликте в Афганистане в составе ОКСВ.
  • «Ветеран ограниченного контингента советских войск в ДРА». Вручается военнослужащим, участвовавшим в афганской войне с 1979 по 1989 гг.

Порядок и условия присвоения статуса «ветеран боевых действий», а также меры социальной поддержки для данной категории граждан, проживающих на территории Российской Федерации, регламентирует Федеральный закон от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах».
Статьей 3 вышеуказанного закона предусмотрено 7 категорий граждан, которые принимали участие в боевых действиях на территории государств, городов, территорий в определенные периоды ведения боевых действий*. Однако меры социальной поддержки и порядок оформления статуса не для всех одинаков.

Для получения статуса «ветеран боевых действий» и последующего оформления всех сопутствующих льгот и выплат необходимо одновременно выполнить два важных условия:

— являться участником боевых действий, проходивших на определенных территориях и в конкретные временные периоды, или выполнять те функции, которые сопоставимы по своему масштабу с участием в военных действиях.
— получить удостоверение ветерана боевых действий. Наличие этого документа подтверждает статус официально.

К списку боевых операций, за принятие участия в которых полагаются привилегии, относятся военные мероприятия, проходившие на территории таких стран, как:

  • Афганистан.
  • Таджикистан.
  • Северный и Центральный Кавказ (Чечня, Ингушетия, Осетия, Грузия).
  • Сирия.

*Подробный перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приводится в приложении к Федеральному закону от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах».

А теперь подробно расскажем о том, кто согласно законодательству относится к ветеранам боевых действий, какие органы власти уполномочены присваивать данный статус и на какие меры социальной поддержки ветераны боевых действий имеют право.

Согласно подпунктам 1-4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона к ветеранам боевых действий относятся:

1) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
2) военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
3) военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;
4) военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах» меры социальной поддержки предоставляются на основании свидетельства о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27.

Свидетельство выдается по обращению граждан военными комиссариатами, органами внутренних дел и соответствующими органами Федеральной службы безопасности Российской Федерации по месту жительства, федеральными органами исполнительной власти на основании справок архивных учреждений и иных документов, подтверждающих:
— участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей на территориях других государств;
— участие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года;
— участие в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;
— службу в составе автомобильных батальонов, направлявшихся в Афганистан для доставки грузов в период ведения там боевых действий;
— принадлежность к летному составу, совершавшему вылеты на боевые задания в Афганистан с территории СССР в период ведения там боевых действий.
Основанием для выдачи свидетельства также могут служить военные билеты, личные дела, справки о ранении, выписки из приказов о зачислении в списки соответствующей воинской части, наградные материалы, справки архивных учреждений об участии в выполнении боевых заданий по разминированию территорий и объектов в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года и о службе на минных тральщиках в период траления боевых мин с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года, летные книжки и другие документы.
Ветеранам боевых действий из числа гражданских лиц, указанных в подпункте 2 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», участвовавших в разминировании территорий и объектов на территории СССР в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, меры социальной поддержки предоставляются на основании свидетельства о праве на льготы, выданного в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 января 1983 г. N 59-27.
Свидетельство выдается по обращению граждан органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании архивных документов, подтверждающих факт участия в разминировании территорий и объектов в указанный период.
В свидетельстве о праве на льготы для вышеуказанных категрий граэжан производится отметка о праве на льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) льготы по пенсионному обеспечению в соответствии с законодательством (ежемесячная денежная выплата + набор социальных услуг) — назначаются в УПФ Российской Федерации по месту жительтсва:

Важно знать!

Ежемесячна денежная выплата ветеранам боевых действий в 2016 году составляет 1643,04 рубля.

Набор социальный услуг по выбору гражданина может предоставляться в натуральном либо денежном выражении.

Набор социальных услуг состоит из:

  • 766 рублей 55 копеек на обеспечение необходимыми лекарствами;
  • 118 рублей 59 копеек на предоставление путевок в санатории;
  • 110 рублей 09 копеек на бесплатный проезд на пригородном ж/д и междугородном транспорте.
  • Полная стоимость НСУ с 1.02.2016 г. — 995 рублей 23 копейки.

Стоит отметить, что действующее законодательство предусматривает полную или частичную замену НСУ в финансовом выражении

2) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации;
3) компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов;
4) первоочередная установка квартирного телефона;
5) преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан;
6) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
7) обеспечение протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если ветеран боевых действий приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и размер компенсации, установленной частью шестой статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
8) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;
9) преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта;
10) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя.

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона к ветеранам боевых действий также относятся

— лица (включая членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, выполнявших полеты в Афганистан в период ведения там боевых действий), обслуживавшие воинские части Вооруженных Сил СССР и Вооруженных Сил Российской Федерации, находившиеся на территориях других государств в период ведения там боевых действий, получившие в связи с этим ранения, контузии или увечья либо награжденные орденами или медалями СССР либо Российской Федерации за участие в обеспечении указанных боевых действий.

Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», меры социальной поддержки предоставляются на основании удостоверения, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 4 сентября 1990 г. N 892.

Удостоверение выдается по обращению граждан соответствующими федеральными органами исполнительной власти, направлявшими работников в другие государства, на основании справок архивных и иных учреждений, подтверждающих факт работы по обслуживанию воинских контингентов Вооруженных Сил СССР или Вооруженных Сил Российской Федерации на территориях других государств, а также документов о полученных ранениях, контузиях или увечьях, либо на основании удостоверений о награждении орденами или медалями СССР или Российской Федерации за участие в обеспечении боевых действий.
В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные пунктом 2 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 5 пункта 1 статьи 3 Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, — законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
2) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
3) преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона;
4) использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;
6) профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование за счет средств работодателя;
8) обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов боевых действий в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Согласно подпунктам 6 и 7 пункта 1 статьи 3 Федерального закона к ветеранам боевых действий также относятся:

— лица, направлявшиеся на работу в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам;
— лица, направлявшиеся на работу для обеспечения выполнения специальных задач на территории Сирийской Арабской Республики с 30 сентября 2015 года, отработавшие установленный при направлении срок либо откомандированные досрочно по уважительным причинам.

Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпункте 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О ветеранах», меры социальной поддержки предоставляются на основании удостоверения, выданного в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 4 сентября 1990 г. N 892.

Удостоверение выдается по обращению граждан соответствующими федеральными органами исполнительной власти, направлявшими работников в Афганистан в период с декабря 1979 года по декабрь 1989 г., на основании справок архивных учреждений и организаций, подтверждающих факт направления на работу в Афганистан и отработки установленного при направлении срока, либо откомандирования досрочно по уважительным причинам.
В удостоверении производится отметка о праве на льготы, установленные пунктом 3 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах».

Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 6 и 7 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) при наличии медицинских показаний преимущественное обеспечение путевками в санаторно-курортные организации;
2) преимущество при приеме в садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан, установке квартирного телефона;
3) использование ежегодного отпуска в удобное для них время.

Военнослужащие Советского Союза и, впоследствии, России выполняли свой воинский долг во многих военных конфликтах на территории страны и за рубежом, в нескольких конфликтах — в качестве миротворцев. Несмотря на обилие «горячих точек», в которых побывали военные нашей страны, многие россияне ничего не слышали о таких фактах истории. А государство до сих пор не признало заслуги многих солдат и офицеров, которые охраняли спокойствие на территории республик бывшего СССР и за рубежом.

Один из примеров — миротворческая миссия российских военнослужащих во время гражданской войны в Таджикистане в 1992 по 1997 год.

На территории Таджикской ССР дислоцировалась 201-я мотострелковая Гатчинская дважды Краснознаменная дивизия. Во время гражданской войны в республике военнослужащие дивизии участвовали в боестолкновениях с вооруженными группировками на таджикско-афганской границе, защищали военные и жизненно важные гражданские объекты, доставляли и распределяли гуманитарную помощь, способствовали нормализации обстановки в регионе.

С окончания гражданской войны прошло почти 20 лет, а еще не все российские миротворцы получили удостоверение участника боевых действий в Таджикистане, которое дает право на некоторые льготы.

Долгое время такое удостоверение могли получить только те, у кого были боевые награды или ранения, но таких людей было немного. Основная проблема была в том, что формально на территории Таджикистана боевые действия не велись, а в законе говорилось именно о ветеранах боевых действий. Неправильная формулировка не дала многим ветеранам получить признание от государства. Многие не дожили до этого момента…

В июле 2015 года в Государственной Думе поддержали внесение изменений в Федеральный закон «О ветеранах». В III разделе приложения слова «Боевые действия в Республике Таджикистан: сентябрь — ноябрь 1992 года; февраль 1993 года — декабрь 1997 года» заменили на слова «Выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектовв условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории Республики Таджикистан: сентябрь — ноябрь 1992 года; февраль 1993 года — декабрь 1997 года».

Несмотря на то, что теперь для «таджиков», казалось бы, не осталось никаких препятствий в получении удостоверений, многие их получить так и не смогли. С этой же проблемой столкнулся наш коллега, фотокорреспондент ИА «Ветеранские вести» Виталий Рагулин. Он служил в Таджикистане с 1993 по 1997 год, и получил удостоверение только в сентябре 2016. Для этого ему пришлось обратиться лично к Верховному Главнокомандующему.

В апреле 2016 года в Санкт-Петербурге прошел медиафорум Общероссийского народного фронта. Президент России Владимир Путин встретился в журналистами, которые задали ему самые острые, зачастую нерешаемые, вопросы. Виталий Рагулин спросил о том, почему в нашей стране настолько сильна бюрократия, что до сих пор многие ветераны военных действий в Таджикистане не могут получить удостоверение, несмотря на то, что в закон внесены изменения, и те, кто служил в республике с 1993 по 1997 год, имеют право на признание. Журналист отметил, что не раз сталкивался с такой ситуацией, когда все документы на месте, а в удостоверении отказано без объяснения причин. Президент ответил так: «с них никаких справок требовать не надо, хватит того, что есть запись о нахождении в зоне вооруженного конфликта». Буквально через пару месяцев Виталий Рагулин получил удостоверение, но до сих пор недоумевает: почему для решения такого, в общем-то, несложного вопроса нужно было обращаться к президенту?

В сентябре эксперты рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость» подготовили заключение на доклад правительства РФ об исполнении поручения президента РФ, уточняющего порядок получения статуса ветерана боевых действий для участников миротворческой миссии в Таджикистане в 1990-х гг. Согласно докладу, большинство миротворцев уже получают положенные им по закону льготы, но некоторые военнослужащие не получили удостоверение до сих пор. Владимир Путин поручил кабинету министров уточнить порядок получения статуса ветеранов боевых действий в Таджикистане как раз после обращения Виталия Рагулина на медиафоруме. Выяснилось, что некоторые сотрудники ведомств, принимавших участие в миротворческой миссии, столкнулись с препятствиями в получении статуса и льгот, так как изменения во внутренних документах военных ведомств не были исполнены в полном объеме.

Несмотря на поручение прездента и его слова о том, что не нужны никакие справки, главное — запись о нахождении в зоне вооруженного конфликта, многие до сих пор не смогли получить удостоверение ветерана боевых действий. Об этом говорит бывший начальник штаба 201-й мотострелковой дивизии Виктор Крюков. «Процесс присвоения статуса ветеранам пошел. Но есть трудности, связанные с тем, что в военкоматах не могут сказать, какие нужны документы. Есть перечень документов, которые необходимо предоставить в военкомат — его определило Министерство обороны. Даже если человек принес все эти бумаги, с него могут потребовать еще справки, или просто отказать, хотя сотрудники военкомата должны сами запрашивать документы, которых нет в обязательном перечне Минобороны».

В годы гражданской войны в Таджикистане в миротворческой миссии приняли участие около 25 тысяч российских военнослужащих. Редакция ИА «Ветеранские вести» надеется, что все они скоро получат положенный им статус ветеранов боевых действий, и тяготы военной службы, на которой один месяц шел за три, не останутся без признания.

Эксперты рабочей группы ОНФ «Социальная справедливость» подготовили заключение на доклад правительства РФ об исполнении поручения президента РФ, уточняющего порядок получения статуса ветерана боевых действий для участников миротворческой миссии в Таджикистане в 1990-х гг. Оказалось, что большинство миротворцев получают положенные им по закону льготы, но небольшая часть военнослужащих все еще испытывают сложности с этой процедурой. Из-за отсутствия необходимых изменений во внутренних документах ведомств эксперты ОНФ оставляют поручение главы государства на контроле.

Уточнить порядок получения статуса ветерана боевых действий для участников миротворческой миссии в Таджикистане в 1990-х гг. поручил кабинету министров президент страны, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин в связи с тем, что люди сталкивались с трудностями в получении статуса и положенных законом льгот.

О проблеме получения ветеранского статуса рассказал Владимиру Путину ветеран 201-й Гатчинской дважды Краснознаменной стрелковой дивизии Виталий Рагулин на медиафоруме ОНФ, прошедшем в Санкт-Петербурге в апреле этого года. Он пояснил, что со сложностями сталкиваются в основном военнослужащие пограничной службы, которые составляют всего 15% от общего числа миротворцев. Связано это с тем, что изменение внутренних документов произвели не все заинтересованные органы.

Дело в том, что в 2015 г. депутатами от фракции «Единая Россия» был инициирован законопроект, позволяющий устранить многолетнюю несправедливость и присвоить статус ветеранов большинству участников событий в Таджикистане. Данный закон коснулся 23,5 тыс. представителей военных ведомств. Отсутствие на данный момент проблемы получения статуса большинством военнослужащих подтверждается результатами опроса ветеранов, состоящих в общественном объединении «Региональный фонд ветеранов вооруженного конфликта в Республике Таджикистан «Единство».

Однако после принятия закона и вступления его в силу с начала 2016 г. ряд сотрудников ведомств, принимавших участие в миротворческой миссии, все-таки столкнулись с препятствиями в получении статуса и соответствующих льгот. Требующиеся изменения во внутренних документах военных ведомств были исполнены не в полном объеме.

ОНФ поддерживает необходимость установления порядка присвоения статуса «ветеран боевых действий» всеми структурами и будет отстаивать их законные права до полного решения этой проблемы.

«Государство всегда поддерживало ветеранов, выполняющих свой воинский долг. После того, как проблема была озвучена на форуме ОНФ, мои сослуживцы стали беспрепятственно получать удостоверения ветеранов. Но поскольку не все органы приняли соответствующие изменения, то через некоторое время военнослужащие вновь могут столкнуться с теми же самыми проблемами. Считаю необходимым довести дело до конца, чтобы свои законные права реализовали все миротворцы, выполнившие свой гражданский долг в Таджикистане», – сказал Виталий Рагулин.

С марта 2014 г. по указанию президента, данному по итогам «Форума действий», создан механизм учета мнения ОНФ при снятии с контроля поручений Владимира Путина. Контрольное управление президента направляет в Народный фронт доклады правительства для подготовки заключений, без которых решение в отношении тех или иных поручений не принимается.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *