Военная приемка как получить

В России

Система военных представительств в Российской Федерации состоит из самих военных представительств (ВП МО РФ) и органов их контроля, таких как: Управление военных представительств (УВП МО РФ) и служб уполномоченного по качеству вооружения и военной техники (СУ по КВВТ УВП МО РФ).

Деятельность военных представительств и органов их контроля регламентируется Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, другими актами законодательства Российской Федерации, воинскими уставами, приказами и директивами Министра обороны Российской Федерации. Руководство деятельностью ВП МО РФ осуществляется Минобороны России через его заказывающие управления.

ВП МО РФ и органы их контроля входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, как вид учреждения имеют действительные наименования, печать с изображением эмблемы Вооружённых Сил Российской Федерации, бланки и штампы. Комплектование штатных должностей ВП МО РФ военнослужащими и гражданским персоналом Вооружённых Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с их организационно-штатной структурой.

В случаях, когда в организациях не создаются ВП МО РФ, Минобороны России направляет в них своих представителей, которые осуществляют контроль качества и приемку военной продукции, а также контроль мобилизационной подготовки этих организаций. На указанных представителей распространяются все права и обязанности, предусмотренные Положением о военных представительствах Министерства обороны Российской Федерации, в части выполнения порученных им работ.

Эмблема военных представительств Министерства обороны Российской Федерации

ВП МО РФ вправе контролировать качество военной продукции и её соответствие технической документации на любом этапе разработки и производства этой продукции. Номенклатура военной продукции, подлежащей контролю качества и приемке, ежегодно устанавливается Департаментом Министерства обороны Российской Федерации по обеспечению государственного оборонного заказа и доводится до руководителей организаций и ВП МО РФ. ВП МО РФ на основании утверждённой номенклатуры определяют перечни изделий, сборочных единиц и операций технологического процесса, подлежащих обязательному контролю качества и приемке, которые доводятся до руководителей организаций и могут уточняться ВП МО РФ в зависимости от результатов эксплуатации и контроля качества военной продукции.

ВП МО РФ принимают участие в планировании мероприятий по защите государственной тайны при разработке, испытаниях, производстве и поставке военной продукции. Руководители ВП МО РФ включаются в состав постоянно действующих в организациях технических комиссий по защите государственной тайны.

ВП МО РФ может выполнять функции независимой инспекции в вопросах, напрямую не связанных с выполнением заказов Минобороны России. В этом случае Министерство обороны получает 1 % от общей стоимости контракта.

ВП МО РФ также контролирует работу по мобилизационному планированию ведущуюся на предприятиях.

Учебные заведения

  • Отдел УВП МО РФ учебного военного центра при МАИ — основан приказом ректора МАИ № 509 от 17 ноября 2009 года в городе Москве;
  • действуют курсы переподготовки и повышения квалификации офицерского состава военных представительств при Военном университете Министерства обороны Российской Федерации;
  • Учебный Военный Центр при Балтийском Государственном Техническом Университете имени Маршала Советского Союза Д. Ф. Устинова (город Санкт-Петербург). Выпускники — военные представители по ВУС 710100 «Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной, специальной техники и имущества»;
  • Учебный военный центр при Санкт-Петербургском государственном морском техническом университете — осуществляет обучение студентов по ВУС 710100 «Экономика и организация производства и ремонта вооружения, военной, специальной техники и имущества».

Сначала расскажем вам алгоритм закрепления военного представителя для целей сертификации и предположим, что ваша продукция Лицензированию не подлежит.

1. Вы должны для начала разработать и внедрить систему менеджмента качества применительно к военной технике по стандарту ГОСТ РВ 0015-002-2012.
2. На выходе от внедрения системы менеджмента качества у вас должны быть разработаны обязательные документированные процедуры, которые должны быть представлены военному представителю для ознакомления и утверждения.
3. Далее Ваш заказчик, с которым вы заключаете государственный контракт или самостоятельно организует закрепление военной приёмки за вашей организацией или ходатайствует в главное управление военных представителей, последние по ходатайству закрепляют за вами регионального военного представителя по территориальному признаку.
4. Закреплённый военный представитель проводит аудит вашей системы менеджмента качества, проверяя всю документацию, которую вы разработали выше и проверяя соответствие документов и практической реализации всех требований на предприятии.
5. После аудита системы менеджмента качества военный представитель обязан согласовать документацию системы менеджмента качества, подписав или приказ о вводе в действие всей документации с перечнем этой документации в приказе, или подписать каждый отдельный документ системы менеджмента качества по перечню согласно требований стандарта ГОСТ РВ 0015-002-2012.

Теперь давайте рассмотрим порядок закрепления ВП для целей лицензирования, то есть ваша продукция подлежит обязательно лицензированию ВВТ.

1. Повторяем шаги 1 и 2 из алгоритма закрепления военного представителя для целей сертификации.
2. Шаг три уже отличается. В большинстве случаев, если у вас нет военного представителя, схема следующая далее. Вам необходимо составить письмо в Главное управление военных представителей о закреплении за вами временного ВП на период лицензирования.
3. Рекомендуем данное письмо отнести лично. Рекомендуем попросить Вашего заказчика походатайствовать в этом Управлении за вас, чтобы ускорить процесс закрепления ВП.
4. После получения данного письма, данное Управление назначает за вами территориальное военное представительство. О чём вы получаете соответствующее уведомление.
5. В целом данного уведомления достаточно для прикладывания в пакет документов при получении Лицензии ВВТ.
6. После того, как вы получили уведомление о закреплении ВП, продолжите шаги алгоритма выше № 4 и 5.
7. На выходе вы получаете Уведомление о закреплении ВП для целей лицензирования ВВТ, вы получаете пакет документации по ГОСТ РВ 0015-002-2012, согласованный с ВП. Ваша система менеджмента качества согласована с ВП, вы готовы к подаче документов на лицензию ВВТ.

Для справки, какие постановления регламентируют отнесение или не отнесение вашей продукции к ВВТ или обязательность или не обязательность лицензирования вашей продукции на ввт:

1. Единый кодификатор предметов снабжения для федеральных государственных нужд ЕК 001-2014 (Принят и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 ноября 2014 г. № 7-ек)
2.
3. Постановление Правительства Российской Федерации № 957 от 21 ноября 2011 г. «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности»
4. Постановление Правительства Российской Федерации № 581 от 13 июня 2012 г. «О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники»
5. Постановление Правительства Российской Федерации № 925 от 14 сентября 2012 г. «О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом»
6. ПРИКАЗ Министра обороны РФ от 29.12.2005 n 550 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ ЗАКЛЮЧЕНИЙ ОБ ОТНЕСЕНИИ ЛИБО ОТКАЗЕ В ОТНЕСЕНИИ ПРОДУКЦИИ, ПРЕДУСМОТРЕННОЙ К ВВОЗУ В РОССИЙСКУЮ ФЕДЕРАЦИЮ И (ИЛИ) ВЫВОЗУ ИЗ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, К ПРОДУКЦИИ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Что такое «военная» приемка и ее отличия от стандартной

Военная приемка – это налаженная система поддержания необходимого качества изделий, выпускаемых для военной сферы и частично для гражданской, если речь идет о продукции двойного назначения. Их основным потребителем и Генеральным Заказчиком является Министерство обороны РФ.

Для того чтобы обеспечить такую работу, на предприятиях, выпускающих определенную номенклатуру продукции, за счет финансирования МО создаются независимые от изготовителя представительства заказчика или направляются военные представители. Их деятельность регулируется специальным Положением, утвержденным постановлением Правительства № 804 от 11 августа 1995 года. При этом форма собственности или ведомственная подчиненность завода не имеет значения, важно лишь то, что данные заводы производят разработку, производство, поставку, а также утилизацию военной продукции.

Перечни контролируемых изделий составляются ежегодно на основании контрактов Государственного оборонного заказа, заключенных с предприятиями. Военной продукцией считается:

  • военная техника;
  • вооружение различных видов;
  • военно-техническое, а также другое имущество;
  • документация и продукция научно-технического характера;
  • работы, которые выполняются в интересах повышения обороноспособности государства.

Представитель заказчика (военпред) сопровождает весь процесс создания прибора или детали от составления технического задания до использования по назначению. Важен не только конечный результат, но и все промежуточные этапы по цепочке кооперации разных организаций: материалы, детали, узлы. Со стороны Минобороны контролируется соблюдение стандартов и технических условий, полнота проведения тестов и испытаний надежности, обоснованность цен и фактических затрат.

Все параметры продукта, порядок проведения приемки, упаковки, маркировки, отгрузки указан в технических условиях. Испытания, прописанные в технических условиях, проводятся заводом на собственном оборудовании и силами своих сотрудников. Если предприятие не способно обеспечить нужное качество товара, то военпред имеет право приостановить процесс проверки на неопределенный срок до выявления причин и устранения недостатков. Кроме того, представитель Минобороны контролирует заказы других ведомств (ФСБ, МВД, Роскосмос, МЧС, ФСО, Росатом) и принимает участие в мероприятиях, направленных на защиту государственной тайны.

Еще с советских времен отношение к продукции, выпускаемой по заказу МО, отличалось от обычной «гражданской». В первую очередь это касалось вопросов качества, долговечности и возможности переносить повышенные нагрузки разного рода. Поскольку многие вопросы, касающиеся «оборонки», были засекречены, то мнений о конкретной расшифровке тех или иных аббревиатур и цифровых индексов, великое множество. Откуда же взялась знаменитая приемка 5?

Многие комментаторы на специализированных форумах, в частности, утверждают, что в СССР сначала на особую приемку указывала цифра в звездочке, а позже – в ромбике:

  • 1 – стандартная проверка ОТК;
  • 2 – контроль ОТК с проведением дополнительных климатических испытаний;
  • 5 в квадрате – проверка ОТК для продукции, не прошедшей военную приемку;
  • 5 в ромбике – военная приемка (ВП);
  • 7 – то же, что и предыдущее, но с климатическими испытаниями;
  • 9 – ОС, что можно расшифровать, как «особая серия», или ОСМ («особая серия малая»). Некоторые знатоки доказывают, что ОС свидетельствует об особой стабильности в функционировании. Этот вид проверки чаще всего привязывают к атомной промышленности.

По результатам климатических испытаний еще добавлялась соответствующая маркировка: В – всесезонное исполнение, У – умеренное, Т – тропическое, УХЛ – исполнение умеренно-холодное.

Все эти значки можно увидеть на некоторых старых полупроводниках, микросхемах или лампах для электроприборов. Для изделий, применяемых в изготовлении продукции МО, нередко применяется больший срок гарантии на бесперебойную работу, например, не менее пяти лет вместо стандартных трех. При этом, в ракетно-космической технике, наоборот, длительность работы может быть ниже, поскольку прибор вынужден действовать в условиях жесткого ионизационного излучения.

Обычно к традиционной приемке отделом технического контроля могут добавляться дополнительные испытания или технологические операции, направленные на стабилизацию определенных параметров выпускаемой продукции. Заказчик может в технической документации прописать особые требования к стандартным изделиям, выпускаемым заводом. Например, использовать не пластиковый корпус, а металлический или керамический, применять сапфировую подложку и золотые выводы, закачивать в полости азот, а не простой воздух. Границы допуска устанавливаются более узкие, отбор по качеству проводится очень жесткий. Чаще применяется сплошной контроль изделий, выборочный допустим только при некоторых испытаниях.

На веб-сайте предприятия «Завод ПРОТОН» указано, что приемку 5 или же военную приемку можно заказать с целью дополнительной гарантии высокого качества. Эти мероприятия предполагают, кроме межоперационного и финального контроля, еще и участие военного представителя, как независимого эксперта, при проведении особенно важных операций или ключевых этапов технологического процесса изготовления заказа, а также в оформлении документации.

Какие дополнительные требования предъявляются к военной продукции

Информации о конкретных дополнительных испытаниях, необходимых для военной приемки, немного, поэтому можно сделать вывод, что этот перечень формируется заказчиком и изготовителем, исходя из типа, назначения и предполагаемого места эксплуатации изделия. Например, приборостроительная фирма «Дюпан», основной продукцией которой являются панели управления для специальной техники, в разделе «Приемка 5. Военная приемка» указывают такие качества своего продукта, как устойчивость к ряду неблагоприятных условий работы:

  • акустическому шуму;
  • синусоидальной вибрации;
  • многократным механическим ударам с ускорением;
  • низкому атмосферному давлению, в частности при авиаперелетах;
  • осадкам (снег, дождь, град), в том числе конденсированным (роса, иней);
  • перепадам температуры в пределах от -70 градусов до +100 градусов;
  • кратковременному нагреву до 600 градусов;
  • воздействию пыли, песка, морского (солевого) тумана;
  • агрессивным средам (аммиак, сероводород, сернистый газ);
  • охлаждающим жидкостям (антифриз), горюче-смазочным материалам.

При этом на самом сайте компании указывается, что по приемке 5 комплектуется специальная техника, а военная приемка выделена отдельно. Сроки гарантий варьируются очень сильно: от стандартного 1 года, до 6 лет по заказу покупателей, и даже до 12 лет для военно-промышленного комплекса.

Хотя некоторые специалисты указывают, что зачастую военная приемка не предполагает каких-либо специальных испытаний, а заключается в том, что на всех этапах изготовления продукции ее производство контролируется специально прикомандированным к предприятию военным представителем. Так, в частности, в официальном издании федерального агентства по метрологии и техническому регулированию относительно приемки и контроля качества интерактивных электронных ремонтных и эксплуатационных документов есть нормы, регулирующие отношения производителя и Министерства обороны.

В частности, в нескольких примечаниях указано, что при разработке технологического продукта по заказу МО во всех процессах, связанных с контролем качества, должны участвовать военные представители, если это входит в их служебные полномочия. В других случаях их обязанности и права определяются специальным протоколом, включаемым в общую контрактную документацию и подписанным заказчиком и поставщиком. Кроме того, сотрудник военного представительства МО обязательно согласовывает протокол первой проверки, а вторая проверка вообще проводится военпредами или организациями, которые уполномочены оборонным ведомством.

В связи с применением более качественных и прочных материалов, проведением дополнительных тестов, практикой мелкосерийного производства, стоимость изделий для ВПК часто намного превышает цену на гражданские товары того же типа.

Чтобы не допустить необоснованного повышения цен, военпреды или службы заказчика следят за всеми аспектами создания продукта, учитывая нормы трудозатрат, количество человеко-часов, нужных для их разработки и производства, стоимость использованных ресурсов.

Как сделать заказ

1. Заказ серийно изготавливаемых изделий.

Для заключения договора на поставку Вам необходимо направить в наш адрес официальную заявку на фирменном бланке с подписью руководителя, либо уполномоченного лица.

При заказе изделий с категорией качества «ВП» (приемка «5») заявка должна быть согласована начальником военного представительства и заверена печатью.

В заявке указывается:

  • наименование изделия;
  • количество изделий;
  • необходимые срок поставки;
  • категория качества (приемка «ОТК» или приемка «5»);
  • банковские реквизиты.

2. Заказ серийно изготавливаемых изделий с дополнительными опциями.

Для расширения функциональных возможностей поставляемых изделий предусмотрены дополнительные опции. При заказе таких изделий код опции (с расшифровкой) необходимо указать в заявке.

Пример : ВМЦ-26ЖК с дополнительными опциями 02 «Сенсорный экран – интерфейс USB», 10 «Повышенная яркость свечения экрана – от 700 кд/м2».

3. Заказ серийно изготавливаемых изделий с доработкой под необходимые технические требования.

Технические характеристики, не предусмотренные пунктами 1 и 2 данного раздела, указываются в заявке дополнительно либо оформляются приложением к заявке в виде технических требований.

4. Заказ новых изделий.

Если Вам необходимо новое изделие под ваши требования, то мы готовы разработать его. Разработка новых изделий производится согласно утвержденному техническому заданию.

Для подготовки технического задания Вам необходимо направить в наш адрес технические требования на разработку нового изделия либо готовое техническое задание.

5.Запрос на товар.

На нашем сайте в разделе «Продукция» страница на каждое изделие содержит интерактивное окно «Сделать запрос на изделие» для оперативного получения необходимой информации. Достаточно заполнить данную форму и Ваш запрос будет получен нашими специалистами, которые свяжутся с Вами в кратчайшие сроки и помогут подобрать наиболее подходящее для Вас решение. Данная форма является консультационной и не является официальной заявкой.

6. Заказ изделий через дилеров.

Для заключения договора на поставку изделий через официального дилера Вам необходимо направить заявку на фирменном бланке с подписью руководителя, либо уполномоченного лица, в адрес официального дилера и ОАО «Конструкторское бюро «Дисплей».

При заказе изделий с категорией качества «ВП» (приемка «5») оригинал заявки должен быть направлен в три адреса:

  • официальному дилеру;
  • начальнику 4296 ВП МО (Мисюку Андрею Григорьевичу)

Заявка должна быть согласована начальником военного представительства и заверена печатью.

В заявке указывается:

  • наименование изделия;
  • количество изделий;
  • необходимый срок поставки;
  • категория качества (приемка «ОТК» или приемка «5»);
  • банковские реквизиты.

Военные приемщики и запрещенные приемчики

Контролирующие службы должны помогать производству, а не паразитировать на нем
При сокращении производства в сто раз число надзирающих над ним не только не уменьшилось, а может даже увеличиться. Какой бюджет выдержит такую нагрузку? Завод высоковольтных электронных компонентов «Прогресс» (город Ухта) лишь один пример, но, увы, не единственный. Далеко ходить не надо. На Ухтинском же нефтеперерабатывающем заводе, принадлежащем «ЛУКОЙЛу», под возможный, но так и не заключенный договор на поставку топлива для нужд Министерства обороны на предприятии были заранее сформированы штаты военной приемки – три сотрудника во главе с офицером. Контракта нет, а контролеры на месте, зарплата капает, стаж идет… А если взять в масштабе страны? Неудивительно, что дебет и кредит у государства не сходятся.
В свое время Юрий Болдырев, заместитель председателя Счетной палаты РФ в 1995–2001 годах, говорил: «Что не дает нам развиваться? То, что во все ключевые звенья национальной экономики и государственного управления искусно вставлены чисто паразитирующие звенья. Без контроля нельзя, но не нужно контролю разрешать быть паразитом. Нужна ревизия на паразитические звенья, нужно исключение паразитирующих звеньев из системы государственного управления». Мудрые слова, не утратившие актуальности и сейчас.
“ Если дело пойдет такими темпами, Управление военной приемки приблизится по численности к половине от реального состава Вооруженных Сил страны ”
В редакцию «ВПК» попал проект документа «Обоснование предложений» по увеличению штата военной приемки на предприятии ООО «Завод высоковольтных электронных компонентов «Прогресс». Внешне все по форме, красиво и убедительно: ширится производство, ужесточаются требования заказчика, как следствие – наличный персонал уже не справляется с возросшими объемами работы. Вряд ли кто «наверху» станет перепроверять такой документ, а значит, штаты скорее всего увеличат. Хотя вникнуть в суть вопроса «верхам» стоило бы.
Что собой представляет предприятие, о котором идет речь? Его численность – 150 сотрудников, по доходам оно является малым. Выпускает продукцию, поставленную в серию еще в 60–70-х годах прошлого века. В месяц производится не более 20 тысяч изделий при цикле производства от 45 до 120 дней. Для справки: в 2003 году на предприятии был один гражданский представитель ВП, принимавший продукцию для нужд ОПК.
Времена менялись, штаты ВП потихоньку росли – и при некотором увеличении объемов производства, и даже при их снижении. Ладно бы контролеров становилось больше потому, что на предприятии шел брак, нарушалась технология, срывались сроки поставки. Но нет. И качество соответствует ТУ, и сроки не нарушаются, и технология давно отработана, и предприятие сертифицировано по всем нормативам. Рекламаций практически нет – из выпущенных за последние 12 лет почти семи миллионов изделий был сделан возврат лишь 12 (двенадцати!) и то не по причине брака.
С приходом на предприятие в недалеком 2014-м очередного военпреда – майора Кузьминых штат ВП вырос до пяти человек при сократившихся за тот же год на 22 процента объемах производства. А на 2016-й планируется увеличение штата ВП более чем вдвое – до 12 человек. Собственно, этому и посвящено вышеупомянутое обоснование.
В документе приводятся цифры, которые просто кричат о том, что военная приемка затоплена все возрастающим валом продукции, требующей неусыпного внимания (таблица 1).

Теперь вопрос: а правду ли кричат приведенные цифры? Давайте разберемся. На самом пике производства продукции в 1990–1992 годах на заводе производилось более двух миллионов изделий в месяц, свыше 25 миллионов в год. Шесть с лишним тысяч номиналов, среди них изделия с особым контролем качества. На заводе в то время работали порядка 3500 человек, функционировало несколько цехов и подразделений. При этом штат ВП составлял максимум 10 человек (один офицер и гражданский персонал).
Поэтому стоит привести еще одну таблицу, построенную на данных объективного учета – налогового, бухгалтерского, производственного (таблица 2).

И получается, что при падении объемов с 1990 года на два порядка планируемый штат ВП в 2016-м превысит штат советских времен.
Из сравнения двух таблиц видно, как искажается и извращается реальная картина. Вопрос: ради каких высоких целей это делается?
Куда более обоснованным представляется, что бумага писалась для получения должностей, званий, доплат за секретность и вредность, других возможных благ. Тот самый паразитизм на бюджете…
Как следует из анализа обоснования и сравнения его с реальной картиной, начальник военной приемки майор Кузьминых занимается искажением и подтасовкой цифр, введением в заблуждение вышестоящего руководства, проще говоря – подлогом. О цели можно догадываться: больший штат подразумевает рост должности, звания, бюджета. Под это дело фальсифицируются показатели, идет в ход и откровенная ложь. Она заключается, скажем, в том, что «предприятие является единственным изготовителем в России высоковольтных керамических конденсаторов и оксидно-цинковых варисторов». На заводе, куда «Военно-промышленный курьер» обратился за разъяснениями, заявили: это не соответствует действительности. Предприятие не включено в списки единственных поставщиков и не является таковым фактически. Еще пример. В «Обосновании предложений» говорится, будто завод «является исполнителем ГОЗ». На самом деле ЗВЭК «Прогресс» никогда не заключал госконтракты и не входит в кооперацию, как она трактуется в новой редакции 275-го федерального закона.
В документах (804ПП), которыми руководствуются параллельные (дополнительные) контролеры, прописана цифра: 1 процент от объема производства предприятия уходит на содержание военной приемки.
Один процент на содержание контролеров, которые в большинстве случаев – особенно это касается предприятий-комплектовщиков – ни за что не отвечают. Реальный спрос только с предприятия и его хозяйственного руководства.
Получается, что кроме прочих налогов предприятие платит и дополнительные – тот самый 1 процент на содержание военных представителей. Но если хозяйствующий субъект прямо или косвенно платит налог, он вправе интересоваться: куда, на какие нужды и как эффективно тратятся эти деньги? И если на предприятии нет проблем с качеством, сроками отгрузки и прочими показателями, обоснованно ли увеличение штата контролеров?
Если дело пойдет такими темпами, то по логике на всех 40 тысячах, по экспертным оценкам, небольших предприятий, являющихся поставщиками для ОПК, нужно назначить по одному, а лучше двух офицеров и по десятку гражданских специалистов. Тогда Управление военной приемки по численности приблизится к половине от реального состава Вооруженных Сил страны.
Уже есть примеры компаний, где на ГОЗ работают 300 специалистов, а численность военного представительства составляет 53 человека. А предприятие с персоналом 70 сотрудников содержит 12 контролеров из ВП.
Наверное, было бы честнее, если бы майор просто написал: «Хочу уйти на пенсию подполковником». Право слово, для бюджета это было бы куда меньшей потерей, нежели делать все по заведенным правилам обретения офицерской синекуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *