Военное планирование в РФ

5.3 Военное планирование

Военное планирование организуется и осуществляется в целях реализации согласованных по срокам и обеспеченных ресурсами мероприятий развития военной организации, а также строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их эффективного применения.

36. Основные задачи военного планирования:

а) определение согласованных целей, задач и мероприятий строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения, а также развития соответствующей научно-технической и производственно-технологической базы;

б) выбор оптимальных направлений строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, форм и способов их применения исходя из прогнозов развития военно-политической обстановки, военных опасностей и военных угроз, уровня социально-экономического развития Российской Федерации;

в) достижение соответствия ресурсного обеспечения Вооруженных Сил и других войск задачам их строительства, развития и применения;

г) разработка документов краткосрочного, среднесрочного и долгосрочного планирования, учет результатов выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;

д) организация контроля выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск;

е) своевременная корректировка документов военного планирования.

37. Военное планирование осуществляется в соответствии с Положением о военном планировании в Российской Федерации.

5.4 Военно-экономическое обеспечение обороны

Основной задачей военно-экономического обеспечения обороны является создание условий для устойчивого развития и поддержания возможностей военно-экономического и военно-технического потенциалов государства на уровне, необходимом для реализации военной политики и надежного удовлетворения потребностей военной организации в мирное время, в период непосредственной угрозы агрессии и в военное время.

Задачи военно-экономического обеспечения обороны:

а) достижение уровня финансового и материально-технического обеспечения военной организации, достаточного для решения возложенных на нее задач;

б) оптимизация расходов на оборону, рациональное планирование и распределение финансовых и материальных ресурсов, направляемых на обеспечение военной организации, повышение эффективности их использования;

в) своевременное и полное ресурсное обеспечение выполнения планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил и других войск, их применения, боевой, специальной и мобилизационной подготовки и других потребностей военной организации;

г) концентрация научных сил, финансовых и материально-технических ресурсов для создания условий качественного оснащения (переоснащения) Вооруженных Сил и других войск;

д) интеграция в определенных сферах производства гражданского и военного секторов экономики, координация военно-экономической деятельности государства в интересах обеспечения обороны;

е) обеспечение правовой защиты результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения;

ж) выполнение обязательств Российской Федерации в соответствии с заключенными ею международными договорами в военно-экономической сфере.

Оснащение Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой

Основной задачей оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой является создание и поддержание взаимоувязанной и целостной системы вооружения в соответствии с задачами и предназначением Вооруженных Сил и других войск, формами и способами их применения, экономическими и мобилизационными возможностями Российской Федерации.

Задачи оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой:

а) комплексное оснащение (переоснащение) современными образцами вооружения, военной и специальной техники стратегических ядерных сил, соединений и воинских частей постоянной готовности сил общего назначения, антитеррористических формирований, инженерно-технических воинских формирований и дорожно-строительных воинских формирований, а также поддержание их в состоянии, обеспечивающем их боевое применение;

б) создание многофункциональных (многоцелевых) средств вооружения, военной и специальной техники с использованием унифицированных компонентов;

в) развитие сил и средств информационного противоборства;

г) качественное совершенствование средств информационного обмена на основе использования современных технологий и международных стандартов, а также единого информационного поля Вооруженных Сил и других войск как части информационного пространства Российской Федерации;

д) обеспечение функционального и организационно-технического единства систем вооружения Вооруженных Сил и других войск;

е) создание новых образцов высокоточного оружия и развитие их информационного обеспечения;

ж) создание базовых информационно-управляющих систем и их интеграция с системами управления оружием и комплексами средств автоматизации органов управления стратегического, оперативно-стратегического, оперативного, оперативно-тактического и тактического уровней.

Реализация задач оснащения Вооруженных Сил и других войск вооружением, военной и специальной техникой предусматривается в государственной программе вооружения и других государственных программах (планах).

Оперативные решения по разработке военной и специальной техники в случае оснащения иностранного государства новыми видами вооружения принимаются Правительством Российской Федерации.

О ходе выполнения указов Президента России от 7 мая 2012 года №596-606

По состоянию на 7 мая 2016 года.

Правительством Российской Федерации утверждены индикаторы, характеризующие достижение важнейших целевых показателей, установленных по оснащению Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов современными образцами вооружения, военной и специальной техники, о выполнении которых ежегодно докладывается Президенту Российской Федерации.

Правительством Российской Федерации приняты меры по совершенствованию нормативно-правовой базы в сфере государственного оборонного заказа и ценообразования в отношении продукции военного назначения, а также упрощению процедуры создания новых производств такой продукции. В рамках реализации указанных мер принят Федеральный закон от 29 декабря 2012 года №275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», в целях реализации которого принято 10 актов Правительства Российской Федерации.

В целях дальнейшего совершенствования законодательства в сфере государственного оборонного заказа принят Федеральный закон от 29 июня 2015 года №159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственном оборонном заказе” и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на повышение эффективности осуществления контроля и устранения недостатков в сфере государственного оборонного заказа. Указанным федеральным законом предусматривается утверждение схемы кооперации исполнителей государственного контракта, ведение раздельного учёта бюджетных средств, осуществление банковского контроля, установление полномочий по контролю за операциями и усиление ответственности исполнителей за использованием бюджетных средств. В целях реализации данного Федерального закона принято 3 акта Правительства Российской Федерации и 12 ведомственных актов (Минобороны России, ФАС России) и Банка России.

Разработана организационно-методическая основа, направленная на создание качественно новой системы анализа и стратегического планирования в области противодействия угрозам национальной безопасности на период от 30 до 50 лет в интересах формирования государственной программы вооружения.

Утверждены Правила разработки и реализации государственной программы вооружения (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2013 года №599). Положением о военном планировании в Российской Федерации, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 30 января 2014 года №42с, определены основы организации военного планирования в Российской Федерации, его цели, задачи и способы осуществления.

В 2013 году Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации одобрены Единые методические материалы и план-график разработки государственной программы вооружения на 2016–2025 годы (Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2013 года №599 «О разработке и реализации государственной программы вооружения»), а также Система исходных данных для программно-целевого планирования развития вооружения, военной и специальной техники на период 2016–2025 годов и Основные направления развития вооружения, военной и специальной техники на период до 2030 года. В связи с принятием Президентом Российской Федерации решения о переносе начала очередного программного периода государственной программы вооружения с 2016 года на 2018 год (№Пр-75 от 20 января 2015 года) коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации утверждён план-график работ по формированию проекта государственной программы вооружения на 2018–2025 годы (№ВПК-9-р от 8 апреля 2015 года). Разработан Анализ и оценка возможных угроз национальной безопасности Российской Федерации на период до 2045 года.

Разработана концепция применения механизмов государственно-частного партнёрства в сфере оборонно-промышленного комплекса (далее – ОПК), одобренная 19 декабря 2012 года Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации. Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации 10 сентября 2014 года утверждён план первоочередных мероприятий по реализации указанной концепции, а также целевые индикаторы и показатели реализации механизмов государственно-частного партнёрства в рамках выполнения государственного оборонного заказа. В настоящее время в связи с принятием Федерального закона от 13 июля 2015 года №224-ФЗ «О государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации осуществляется уточнение мероприятий по реализации указанной концепции.

Правительством Российской Федерации утверждены Правила предоставления субсидий из федерального бюджета организациям ОПК на возмещение затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым ими в 2013–2015 годах под государственные гарантии Российской Федерации для целей выполнения (реализации) федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011–2020 годы» (постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2012 года №1489). Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации 26 июня 2013 года утверждены Правила разработки (модернизации) вооружения, военной и специальной техники за счёт средств организаций и частных инвесторов.

Утверждена концепция разработки, внедрения и развития системы управления полным жизненным циклом вооружения, военной и специальной техники, одобренная 28 августа 2013 года Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации.

Разработана система показателей комплексной оценки состояния и динамики развития организаций ОПК, позволяющая качественно управлять экономической деятельностью организаций. Осуществляется ежегодный мониторинг и доклад Президенту Российской Федерации по вопросам достижения показателей комплексной оценки состояния и динамики развития организаций ОПК в рамках отчёта о ходе реализации «Основ государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (поручение Президента Российской Федерации от 1 марта 2010 года №Пр-528, пункт 26).

В соответствии с Федеральным законом от 16 октября 2012 года №174-ФЗ «О Фонде перспективных исследований» образован Фонд перспективных исследований, а также назначены члены попечительского совета (Указ Президента Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №1714), генеральный директор фонда (Указ Президента Российской Федерации от 1 февраля 2013 года №47) и утверждены попечительским советом фонда положение, состав правления и научно-технический совет фонда. Работа фонда осуществляется в соответствии с программой его деятельности на 2013–2016 годы, уточнённой 15 декабря 2015 года попечительским советом фонда. Указанной программой определены основные направления научных исследований и разработок фонда, в рамках которых предусматривается реализация конкретных проектов.

Финансирование деятельности фонда осуществляется за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, выделяемых ему в качестве имущественного взноса. В 2013 году фонду было выделено 3,8 млрд рублей, в 2014 году – 3,5 млрд рублей, в 2015 году – 3,9 млрд рублей. В 2016 году предусмотрено финансирование фонда в объёме 3,99 млрд рублей.

По состоянию на 15 апреля 2016 года попечительским советом на основании рекомендаций научно-технического совета фонда одобрено 65 проектов, из которых 7 уже завершены, по 45 заключены договоры на их реализацию. Указанные проекты направлены на создание ключевых элементов вооружения, военной и специальной техники нового поколения, которые станут основой отечественной системы вооружения на рубеже 2025–2030 годов. В рамках реализуемых фондом проектов получено 69 результатов интеллектуальной деятельности.

В выполнении проектов фонда участвуют ведущие организации ОПК и технические университеты, учреждения ФАНО России. При этом планирование содержания и этапности работ, выполняемых в рамках проектов, а также реализации их ожидаемых результатов осуществляется в тесном взаимодействии с Минобороны России, Минпромторгом России, Минобрнауки России, ФАНО России, госкорпорацией «Росатом» и госкорпорацией «Роскосмос».

Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 2015 года №623 «О национальном центре развития технологий и базовых элементов робототехники» на фонд возложено обеспечение деятельности по осуществлению функций данного центра.

Утверждена концепция построения Единой информационной базы на основе имеющегося механизма формирования, ведения и использования единого реестра результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения. Сертификация опытного образца по требованиям безопасности информации запланирована в 2018 году.

В сфере кадровой политики ОПК Правительством Российской Федерации разработан комплекс мер по совершенствованию системы профессионального образования, повышению уровня жизни ирешению жилищных проблем работников организаций ОПК (№6979п-П7 от 16 октября 2014 года).

К основным итогам работ в данной сфере за 2015 год относятся следующие:

на бюджетные места в вузы, осуществляющие подготовку по инженерным специальностям, поступило 10% абитуриентов, имеющих более 75 баллов по результатам ЕГЭ по профильным предметам (соответствует плановому показателю, при этом в 2013 и 2014 годах фактические показатели составляли 8 и 11,1% соответственно);

в соответствии с договорами о целевом обучении трудоустроились 2615 выпускников с высшим образованием (по плану – 500; в 2013 и 2014 годах фактически – 356 и 920 соответственно), вместе с тем число трудоустроившихся выпускников со средним образованием снизилось до 179 (по плану – 300; в 2013 и 2014 годах – 214 и 216 соответственно);

в интересах организаций ОПК по 164 сетевым программам в 34 образовательных организациях проходят обучение 2450 студентов (по плану – 1500; в 2014 году – 205 студентов). Такая форма обучения в последние годы получила широкое развитие;

в организациях ОПК в 18 субъектах Российской Федерации создано 42 базовые кафедры (по плану – 25; в 2013 и 2014 годах – 11 и 17 кафедр соответственно). В настоящее время функционируют более 600 таких кафедр.

Минобрнауки России в 2015 году принята ведомственная целевая программа «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015–2016 годы» (с учётом завершения Президентской программы повышения квалификации инженерных кадров на 2012–2014 годы, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №594).

В рамках ведомственной программы Минобрнауки России «Подготовка квалифицированных кадров для организаций оборонно-промышленного комплекса в 2014–2020 годах» организациями ОПК заключены в 2015 году 4057 договоров о целевом обучении (по плану – 3000) со студентами, обучающимися по программам высшего образования, и 533 договора (по плану – 1000) со студентами, обучающимися по программам среднего профессионального образования.

Начиная с 2014 года ликвидировано отставание уровня заработной платы работников ОПК по отношению к уровню заработной платы в сфере промышленности в целом. Превышение заработной платы работников организаций ОПК отмечается в большинстве федеральных округов (свыше 10–20%). Номинальная средняя заработная плата (без учёта инфляции) работников ОПК (без учёта научных организаций и организаций госкорпорации «Росатом») по отношению к 2014 году возросла на 9,8% и составила 37,5 тыс. рублей (в прошлом году – 14,4%, 33,9 тыс. рублей соответственно).

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 14 октября 2012 года №1380 «О повышении эффективности мер государственной поддержки работников организаций оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации» в 2015 году осуществлены выплаты 357 стипендий за выдающиеся достижения (в размере 500 тыс. рублей каждая – для учёных, конструкторов, технологов и других инженерно-технических работников) и 675 стипендий за значительный вклад (в размере 350 тыс. рублей каждая – для специалистов и молодых работников) в создание прорывных технологий и разработку современных образцов вооружения, военной и специальной техники в интересах обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Для привлечения высококвалифицированных специалистов и повышения престижности работы в организациях ОПК:

в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года №1952-р в 2015 году проведён всероссийский конкурс на звание «Организация оборонно-промышленного комплекса высокой социально-экономической эффективности»;

совместно с Агентством стратегических инициатив формируется система мониторинга качества подготовки кадров;

утверждён План мероприятий, направленных на популяризацию рабочих и инженерных профессий (распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 марта 2015 года №366-р), в который включено мероприятие, касающееся проведения ежегодного Национального чемпионата сквозных рабочих профессий высокотехнологичных отраслей промышленности по методике World Skills. В частности, в 2015 году такой чемпионат проведён в г. Екатеринбурге (в период 30 октября – 3 ноября 2015 года), в деловой программе которого приняли участие более 90 предприятий и 30 холдингов.

В целях формирования государственной кадровой политики и обеспечения выполнения организациями мероприятий, предусмотренных государственной программой вооружения, государственным оборонным заказом, государственными и иными целевыми программами в области развития ОПК, создан федеральный центр мониторинга подготовки квалифицированных кадров для организаций ОПК Российской Федерации (распоряжение Правительства Российской Федерации от 2 июля 2015 года №1258-р), для которого определены в качестве задач его деятельности мониторинг и анализ кадровой обеспеченности организаций ОПК.

В ходе реализации Основ государственной политики в области развития оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу утверждено 318 профессиональных стандартов в сфере ОПК в соответствии с перечнем профессиональных стандартов, сформированным на основе предложений Минпромторга России, Минобороны России, Минобрнауки России, госкорпорации «Роскосмос», ФСБ России, госкорпорации «Росатом» и заинтересованных организаций ОПК. Разработка профстандартов организована Минтрудом России и осуществляется за счёт средств федерального бюджета на основе государственных контрактов. Полномочиями по экспертизе этих стандартов наделён Национальный совет при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 16 апреля 2014 года №249).

Коллегией Военно-промышленной комиссии Российской Федерации принят комплексный план обеспечения работников организаций ОПК жильём на период 2015–2020 годов. Одним из инструментов, используемых в соответствии с данным комплексным планом, является создание жилищно-строительных кооперативов с государственной поддержкой и проведение Фондом РЖС в субъектах Российской Федерации голландских аукционов на условиях выполнения застройщиками возлагаемых на них обязательств по продаже жилых помещений по фиксированной цене (жилья экономического класса) отдельным категориям граждан, включая работников организаций ОПК. В настоящее время на разных стадиях реализации находятся 146 проектов создания ЖСК в 54 субъектах Российской Федерации, из них создан и зарегистрирован 121 кооператив (по плану – 120). Общее количество работников организаций ОПК, участвующих в таких кооперативах, составляет 4,7 тыс.

Реализация пилотных проектов создания таких ЖСК начата Фондом РЖС в 2013 году. Согласно прогнозам в 2016 году ожидается создание 160, в 2017 году – 200, в 2018 году – 240 ЖСК. Аналогичные показатели предусмотрены в государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года №323.

Общее количество работников организаций ОПК, нуждающихся в приобретении жилья экономического класса, составляет около 40,5 тыс. человек (это 32% работников организаций ОПК, нуждающихся в улучшении жилищных условий).

В 2013 году Фондом РЖС проведено 29 указанных аукционов в отношении 33 земельных участков общей площадью 559,2 га. По итогам 2015 года состоялось 89 таких аукционов (ниже планового значения – 115, при этом в 2013 и 2014 годах – 29 и 56 аукционов) в отношении 33 земельных участков общей площадью более 1109,9 га в 11 субъектах Российской Федерации. Ожидается, что в 2016 году будет проведено 180 аукционов, в 2017 году – 250, в 2018 году – 325.

Следует отметить, что в соответствии с программой «Жильё для российской семьи» (постановление Правительства Российской Федерации от 5 мая 2014 года №404) в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильём и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» предусматривается строительство к 2018 году дополнительно 25 млн кв. м жилья экономического класса, которое будет приобретено по ценам ниже рыночных на 20% и не выше 30 тыс. рублей за 1 кв. м гражданами установленных категорий, в том числе работниками организаций ОПК.

Для участников указанной программы АО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию» разработан специальный продукт ипотечного жилищного кредитования по льготной ставке в размере 10,6–11,1%. Данный специальный продукт может быть использован организациями ОПК для строительства и предоставления своим работникам жилья в аренду.

Кроме того, с 2013 года для отдельных работников ОПК действует льготная программа ипотечного жилищного кредитования, предусматривающая вычет из процентной ставки.

В соответствии с указанным комплексным планом обеспечения жильём работников организаций ОПК Минпромторгом России совместно с Федеральным центром мониторинга подготовки квалифицированных кадров для организаций ОПК проводится дополнительный анализ потребности в жилье работников организаций ОПК, расположенных в городах Туле, Перми и Нижнем Новгороде. В частности, для приобретения жилья экономического класса на территории Нижегородской области в рамках программы «Жильё для российской семьи» обратилось 314 работников организаций ОПК, из них 121 работник заключил договор участия в долевом строительстве указанного жилья. При этом в Тульской области прорабатывается вопрос строительства более 144 тыс. кв. м арендного жилья для работников организаций ОПК.

Военное планирование.

  • Управление качеством на этапах планирования и обеспечения связи с потребителями

    Планирование процессов жизненного цикла продукции. При планировании организация должна установить: ? цели в области качества и требования к продукции; ? потребность в разработке процессов, документов, а также в обеспечении ресурсами для конкретной продукции; ? необходимую деятельность по верификации…
    (Управление качеством)

  • Планирование физкультурно-оздоровительных мероприятий.

    Комплексы утренней гимнастики составляются на месяц вперёд в четырёх основных вариантах в зависимости от погодных условий. Каждый вариант учитывает индивидуальные особенности детей периода детства. По истечении месяца составляются новые варианты утренней гимнастики. Варианты физкультурных занятий планируются…
    (Физическое воспитание детей дошкольного возраста)

  • Комплексы утренней гимнастики составляются на месяц вперёд в четырёх основных вариантах в зависимости от погодных условий. Каждый вариант учитывает индивидуальные особенности детей периода детства. По истечении месяца составляются новые варианты утренней гимнастики. Варианты физкультурных занятий планируются…
    (Физическое воспитание детей дошкольного возраста)
  • Изыскание информации о перспективных военных угрозах национальной безопасности

    Перспективные угрозы национальной безопасности — это те явления и процессы, способы ведения войн и завоевания народов: — которых на момент анализа не существует вообще; — формирование которых не завершено (не доведено до уровня получения практически значимых результатов). Сложность анализа перспективных…
    (Методологические основы теории национальной безопасности)

  • Планирование распределения ресурсов по ключевым направлениям инновационных процессов в экономических системах

    Планирование распределение ресурсов по ключевым направлениям инновационных процессов в экономических системах — это согласованная по целям, ресурсам, срокам исполнения совокупность научно- технических, технологических, производственных, финансовых, маркетинговых, логистических мероприятий по формированию…
    (Актуальные вопросы управления социально-экономическими системами)

  • ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И ПРОГНОЗИРОВАНИЕ

    СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности организации претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной…
    (Финансовый менеджмент)

  • СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ

    В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности организации претерпел коренные изменения. Методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики, не оправдали себя, и это было признано одной из главных причин, приведших к сложной экономической…
    (Финансовый менеджмент)

  • СТРАТЕГИЧЕСКОЕ, ДОЛГОСРОЧНОЕ И КРАТКОСРОЧНОЕ ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    Стратегическое (перспективное) финансовое планирование — это идеи и подходы, с помощью которых будущее воздействие перемен оценивают и учитывают в текущих финансовых решениях. Очевидно, что решения, которые служат предметом стратегического планирования, являются самыми важными для будущего организации….
    (Финансовый менеджмент)

  • ВОЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННОКОММУНИКАТИВНЫЕ ОПЕРАЦИИ

    Череда ожесточенных вооруженных конфликтов на рубеже третьего тысячелетия, в которых активно применялись коммуникативные технологии военного назначения (Югославия, Афганистан, Ирак, Южная Осетия, Ливия, Сирия), со всей очевидностью показала, что использование интернета и других все новых средств массовой…
    (Теория и практики массовых коммуникаций)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *