Волонтеры что они делают

г. Тюмень, МАОУ лицей №93 Волонтерская деятельность как средство формирования профессионального самоопределения учащихся. Счастье людей заключается в том, чтобы любить делать то, что они должны делать.

К. Гельвецкий, французский философ. Проблема выбора профессии является непростым испытанием для учащихся выпускных классов. Многим нужно задуматься и совершить серьезный шаг. Во многом от правильного выбора профиля будет зависеть дальнейшая судьба школьников. Но как сделать этот шаг без ошибок? Здесь важно не только знание самого себя: особенностей мышления, внимания, памяти, характера, но и соотнесение их с требованиями избранной профессии. Поэтому включению будущих работников в волонтерство как практическую социально значимую деятельность, способствующую их эффективной профессиональной социализации, в настоящее время уделяется повышенное внимание. Главной целью профессионального становления является приобретение знаний, навыков и умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида профессиональной деятельности. Однако этого недостаточно, необходимо и целенаправленное формирование у будущих специалистов системы социально-профессиональных качеств, глубоких убеждений, мировоззренческих позиций, ценностных ориентаций, что составляет фундамент для развития профессионализма. Волонтёрская деятельность — это широкий круг деятельности, включающий традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия, которые осуществляется добровольно на благо широкой общественности, причем денежное вознаграждение не является главным мотивом, а зачастую и вовсе отсутствует. Среди задач волонтерской деятельности можно выделить: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России; развитие созидательной активности молодежи; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества. К прикладным задачам добровольчества можно отнести: обучение молодых граждан определенным трудовым навыкам и стимулирование профессиональной ориентации; получение навыков самореализации и самоорганизации для решения социальных задач; сохранение профессиональных навыков, знаний и компетенций после получения профессионального образования в период временного отсутствия работы, занятости; замещение асоциального поведения социальным; гуманистическое и патриотическое воспитание; обеспечение определенного временного формата занятости молодежи (замещающего обычные общественные работы) в период социально-экономического кризиса; формирование кадрового резерва и др. В наши дни волонтерское движение в России переживает настоящий расцвет. Проблема заключается в том, что волонтерская работа подростков в своем большинстве носит стихийный характер, а сама волонтерская деятельность рассматривается, прежде всего, как обслуживающая. Поэтому требуется теоретическое осмысление возможностей и условий организации волонтерства обучающихся как средства их профессионального становления. Как показывает история российской благотворительности и мирового опыта добровольческой деятельности, участие в волонтерстве способствует восприятию и усвоению духовно-нравственных гуманистических ценностей, позитивным изменениям в личности, решает перспективную задачу формирования будущих профессионалов разной направленности. Кроме того, важная роль участия в волонтерской деятельности обусловлена возможностью получения дополнительных профессиональных знаний и ее огромным воспитательным потенциалом. Участие будущих специалистов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем — тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности. К настоящему времени ежегодно в различных добровольческих акциях принимают участие более 110 млн человек. Подсчитано, что 19% взрослого населения Франции хотя бы раз в жизни участвовали в волонтерских акциях. Две трети из них регулярно участвуют в добровольческой работе, отдавая ей более 20 часов в месяц. Каждый третий житель Германии является волонтером, посвящая работе в добровольческих ассоциациях, проектах и группах взаимопомощи более 15 часов в месяц. Примерно те же пропорции характеризуют волонтерское движение Японии, Ирландии, США и многих других экономически развитых стран . Одним из важнейших стратегических направлений современной молодёжной политики Российской Федерации является развитие добровольческих молодёжных инициатив, одной из которых является волонтёрское движение милосердия. Волонтерская деятельность как форма добровольчества способствует вовлечению молодого поколения в решение социальных проблем современного государства, которые связаны с необходимостью оказания медицинских услуг отдельным категориям граждан. Педагогический коллектив муниципального автономного общеобразовательного учреждения лицей №93 города Тюмени пришел к идее создания добровольческого отряда еще в 1999 году, когда почувствовал необходимость перехода от теории к практике. Целью создания добровольческого отряда «Наследники » являлась подготовка лицеистов к поступлению в медицинскую академию. Задачи отряда: содействие организации ухода за лицами, нуждающимися в помощи: больным, инвалидам, детям-сиротам, беспризорным и больным детям. Основными видами деятельности волонтерского отряда стали: медико-социальная помощь населению, пропаганда ЗОЖ, оказание помощи социально-незащищенным слоям населения, работа с детьми и молодёжью, сохранение культурно исторического наследия, охрана окружающей среды. Целью добровольческого отряда является внедрение идеи волонтерства как формы проявления гражданской инициативы молодежи в сфере подготовки к будущей профессиональной врачебной деятельности. Учащимся 10- х классов предлагается в период летних каникул проявить себя в качестве волонтера. В течение сентября 2012 года велся мониторинг волонтерской деятельности среди учащихся лицея, в ходе которого выяснилось, что практически все десятиклассники принимали участие в волонтерской деятельности на базе медицинских учреждений. В результате проведения акции по организации волонтерства в период летних каникул, мы пришли к определенным выводам, которые были сформулированы после проведения анкетирования учащихся. В анкетировании приняло участие 108 человек, учащихся 10-х классов. Ниже представлены результаты анкетирования. 1. Приняли ли Вы участие в волонтерской деятельности, организованной в период летних каникул 2012 года на площадках медицинских учреждений? Диаграмма1

Вывод: 91% учащихся 10-х классов приняли решение стать волонтерами в период летних каникул. 2. По-вашему, стоит ли заниматься волонтерской деятельностью учащимся лицея № 93? Диаграмма 2

Вывод: Большая часть участников волонтерского движения осознанно приняла решение стать волонтером с целью определения будущей профессиональной деятельности. 3. Возникло ли у Вас ощущение необходимости изменения профессии после реализации волонтерской деятельности? Диаграмма 3

Вывод: большая часть (9/10) респондентов подтвердило свое желание работать в сфере здравоохранения. В то же время каждый десятый респондент задумался о правильности выбора будущей профессии. Данный вывод имеет очень важное значение для абитуриента, так как врачом может стать не каждый, а тот, кто готов посвятить себя этой профессии. Таким образом, общий итог волонтерского движения в 2012 году можно сформулировать следующим образом: при определенных благоприятных условиях идея волонтерского движения, направленного на оказание медицинской помощи нуждающимся, имеет влияние на формирование профессионального самоопределения учащихся. Библиография 1. Винтин. социального самоопределения старшеклассников/ // Социс. 2004. №2, — с.112-115. 2. Концепция гражданского общества: идейные истоки и основные вехи формирования.//Вопросы философии. -2006.-№7.- с.9-35. 3. Гражданское общество в России: проблемы самоопределения и развития. Материалы научной конференции. — М., 2001.- с.196. 4. Климов профессионального самоопределения молодежи/ . Ростов-на-Дону, 1996г.- 512с. 5. Холостова, -справочник по социальной работе / .- М.: ВЛАДОС, 200с. 6. Хухлин, А. Добровольчество как вид благотворительности / А. Хухлин // Социальная работа.- 2003.- №4.- с.51-53. 7. Щекова Е. Добровольческие трудовые отношения: основные определения. — М., 2003. – с. 98. 8. www. ***** 9. www. pomogi. org «Помоги. орт.- благотворительный интернет — фонд». Добровольческое движение «Даниловцы” предлагает серию авторских публикаций «Волонтерство для чайников». Мы даем ответы на разные-разные вопросы о волонтерстве. Нашим ответам можно доверять! Своими знаниями, размышлениями и опытом делятся опытные работающие сегодня волонтеры, координаторы волонтерских групп, специалисты и эксперты.

Лидия Алексеевская — создатель и первый координатор волонтерской группы Движения «Данилловцы» в Российской детской клинической больнице (в отделениях гинекологии и нефрологии). По профессии — психолог, детский игровой терапевт. За плечами пять создания и проведение психолого-педагогических программ в детском лагере «Звезда Вифлеема». Сегодня Лида — координатор и специалист по сопровождению волонтеров. Опыт волонтерской работы более 6-ти лет. Зачем нужно сопровождение и поддержка волонтеров? В чём смысл сопровождения и поддержки волонтёров? Откуда у них берутся проблемы, какие они, чем грозят? Чем мы можем помочь волонтеру, а что мы не в силах изменить? Зачем вообще добровольцу помогать? Для меня все эти вопросы так или иначе связаны с главным философским вопросом: в чём вообще смысл прихода волонтёра к подопечному? На мой взгляд, может быть два ответа. Первый – из позиции «сильного». Волонтер – своего рода «Бэтмен», который пришел спасать слабых. Такой волонтер не нуждается в обучении или поддержке: на то он и Бэтмен. Он может лишь развивать свои навыки. И второй ответ: приходит человек к человеку. Один человек, со своей силой и слабостью, к другому такому же человеку. Такой взгляд чрезвычайно важен для нашего добровольческого движения «Даниловцы”. Да, у подопечного есть какая-то нужда, какая-то «недостача», но это не является основанием чувствовать себя сильнее и увереннее его. Значимо то, что два человека встречаются в какой-то жизненной ситуации, и это их встреча наполнена важным смыслом для обоих. Принципиально важно, чтобы у волонтера был свой личный смысл! Иначе ничего не получится. Если смысл есть, то волонтер не будет использовать подопечных в качества средства утверждения себя как «Бэтмена”. Он идет к человеку со своим вопросом, со своей жизнью и встречает человека – пусть ребёнка – со своей жизнью и своими вопросами. В этом смысле они на равных, и могут уважительно относится друг ко другу. Но даже в этом случае, если волонтер принципиально отказывается от поддержки со стороны (друзей, близких, специалистов и проч.), либо у него нет возможности получить поддержку, то он становится «Бэтменом”. Потому что он должен отдавать, отдавать, отдавать. Если волонтер отдаёт, а сам не принимает помощи от других, то он автоматически попадает в ситуацию, когда он должен быть сильным, а ребёнок автоматически оказывается в положении, когда он должен быть слабым. Поэтому для меня принципиально важно, что волонтеры – это тоже люди. Это люди, которые точно так же, как и их подопечные, как любой другой человек, нуждаются в помощи, поддержке и участии. Когда встречается человек с человеком, в их общении могут быть трудности, непонимание, ошибки. Это нормально, это жизнь. Вообще, общение человека с человеком – это целое искусство. Искусство, где есть место проблемам, особенно, когда встречаются люди с непростыми судьбами. А судьбы часто непростые, как у подопечных, так и у волонтеров.

Сказанное дает мне основания перейти к практическим вопросам. Я встречала следующие конкретные проблемы у волонтеров. Первая и наиболее очевидная – это недостаток навыков и умений для начала волонтёрской деятельности. Как лепить? Как рисовать? Как раскладывать материалы? Всё это волонтёру-новичку нужно знать, чтобы чувствовать себя «в безопасности». Мы стараемся откликнуться и готовим специальные мастер-классы для волонтеров по рукодению, играм и т.д. Но, как ни странно, оказывается, что подобные занятия не очень востребованы. Дело в том, что лишь поначалу волонтёра всерьез беспокоит, что и как он должен выполнять. Очень быстро приходит собственный опыт. Достаточно вместе с волонтерской группой посещать больницу (или детский дом) и встречаться с детьми. Волонтер быстро вливается в процесс и для большинства новичков проблема исчезает. Есть, конечно специфические интересные темы, к примеру, как действовать, если ребёнку нельзя работать с ножницами или клеем, или если ребенок слепой, или как взаимодействовать с группой детей разного возраста. Но этому тоже учатся в процессе, здесь тоже у каждой нашей волонтерской группы есть определенные наработки, методы, которые несложно перенять, если есть личный мотив и желание. С обретением первого опыта перед волонтерами встают куда более важные и серьезные вопросы – о построении отношений с подопечными, таких отношений, которые будут созидательны для всех, а не разрушительны. Так или иначе, это уже разговор о границах ответственности, то есть понимания: зачем я сюда пришёл, в чём моя роль, кто я, как понять себя, как познакомиться с подопечным, как услышать себя и как услышать другого и т. д. Этим вопросам у нас посвящено много тренингов, и именно они пользуются большим спросом. Ребята на тренингах рассказывают о своем опыте, обмениваются опытом, пытаются взглянуть на себя со стороны. Они начинают лучше понимать себя, свои желания, других людей, и это помогает им выстраивать безопасные и стабильные отношения с подопечными, в том числе не манипулировать и не поддаваться на манипуляции. В наиболее благоприятном развитии событий наступает и третья ступень, которую я называю самореализацией. Она состоит в реализации потенциала взаимодействия волонтёра с подопечным, в создании красоты: красоты отношений, красоты их совместного творчества. «Я могу это делать и я вместе с подопечным делаю это хорошо, красиво” «Пусть я просто разговариваю с ним накануне операции, но наш разговор – это как произведение искусства”. «Пусть я плету бисером с подопечным, но за час мы создаем вместе такую красоту, что все ахают”. Самореализация такого рода не имеет ничего общего с оттачиванием своих профессиональных навыков. Допустим, человек хочет танцевать, но среди волонтёрских проектов он не нашёл для себя что-либо с такими возможностями. Тогда выбор волонтёра и варианты его дальнейшей самореализации – это остаться помогать детям в том, в чём они действительно нуждаются, или уйти и искать для себя что-то другое. И когда доброволец сам делает этот выбор, когда чётко осознаёт, для чего он здесь, он стремится делать это красиво. В профессиональном плане, сказанное выше, означает, что задача специалиста сопровождающего волонтеров, опознавать проблемы и снабжать волонтёра способами их разрешения. При этом сопровождающие работают не только с проблемами личного характера. Также они помогают группам. Скажем, решение вопросов о взаимоотношениях волонтеров друг с другом, с координатором – это уже область сопровождения группы. Под группой мы понимаем сообщество волонтёров, которые являются гостями для одних и тех же подопечных, и друзьями друг для друга – с разной степенью близости друг для друга. В силу того, что у разных таких сообществ подопечные из разных слоёв населения (сироты, тяжело больные дети, бездомные люди, заключённые), каждая группа нуждается в своём инструментарии. В таком случае мы не учим, а учим учиться. Если нужно организовать праздник, то мы поможем самой группе придумать сценарий к нему, и т.д.. Кроме того, группа как таковая нуждается в выстраивании поддерживающих отношений внутри неё. Внутригрупповые отношения также должны быть безопасными и конструктивными, группа должна быть «точкой опоры» для своего волонтёра всегда, а особенно в сложные ситуациях. Поэтому на встречах мы вместе с группой вырабатываем общее видение таких моментов и стратегии действия в них– например, когда волонтеры сталкиваются с разрушительным поведением родителей больных детей или с агрессией самих детей. А иногда ребята в группе просто друг друга плохо знают, и задача встречи – познакомится поближе, узнать друг о друге в каком-то неожиданном ракурсе, поддержать атмосферу взаимного доверия и радости друг о друге. Ну и особенно нам важно, чтобы волонтеры лучше поняли друг друга и смогли обрести поддержку и соратников не только в лице координатора или сопровождающего, но и друг в друге. Должна быть такая встреча, на которой группа приходит к осознанию, в чём смысл её помощи подопечным и к способу прийти к тому красивому результату, о котором мы говорили. Тогда же волонтёры понимают, в чём «соль» их коллектива, в чём уникальность их общего дела, и как отнестись к нему наиболее творчески. Такие задачи возникают нечасто, но они всегда интересны. Текст подготовили Ирина Белоусова и Юрий Белановский В современном мире порой людям не хватает времени даже на себя, поэтому, услышав о такой деятельности, как волонтерство, многие озадачиваются вопросом, зачем на самом деле тратить свою жизнь на помощь другим, тем более, если она совершенно безвозмездна? Недоверие к самому принципу волонтерства появилось в результате того, что во времена Советского Союза людей привлекали к общественным работам без их согласия, на принудительной основе. Многие из рожденных в СССР еще помнят сбор макулатуры и металлолома, помощь ветеранам, уборку урожая и субботники как обязательный акт, от которого нельзя было отказаться. А ведь основой аспект волонтерской деятельности – это именно добровольческий труд на благо обществу. Поневоле закрадывается вопрос: в чем подвох? Если сегодня волонтеров никто не принуждает совершать добрые поступки, что их толкает на эту деятельность? Почему волонтерская деятельность в России стала не просто востребованной, но даже модной – особенно в молодежной среде. Ситуация усугубляется тем, что часто волонтерами называют лиц, принимающих участие в правительственных проектах, а в России даже к правительству относятся с недоверием. Принимая денежную оплату за волонтерскую деятельность, такие люди подрывают сами азы добровольческого акта. Однако, несмотря на все эти проблемы волонтерской деятельности, она с каждым днем приобретает все больший размах. Попробуем разобраться, каковы истинные мотивы волонтерской деятельности, что на самом деле толкает людей тратить свои физические и психические ресурсы на добровольную, безвозмездную помощь окружающим, которые остро в ней нуждаются.

Какие существуют виды волонтерской деятельности

Как и для любого вида деятельности, для волонтерства в первую очередь необходимо свободное время. Работающим людям, которые отвечают за содержание своей семьи, тратить на волонтерство драгоценные свободные минуты попросту невыгодно – дети и вторые половинки тоже нуждаются во внимании. Другое дело, если семейная пара не имеет детей и считает своим долгом служение обществу с самыми благими намерениями. Однако такие пары – это скорее исключение, чем правило. Соответственно, наиболее развита на сегодняшний день волонтерская деятельность молодежи. Молодые люди, не «отягощенные» заботой о семье, имеют возможность заботиться о тех, кому государство оказывает помощь не в должном объеме и от кого общество, как правило, отворачивается. К числу последних относятся люди без определенного места жительства, люди с ограниченными возможностями, люди с пагубными привычками, пожилые граждане, малоимущие, дети из малообеспеченных или многодетных семей.

Перечислять категории граждан можно бесконечно. Ясно одно: они на самом деле нуждаются в поддержке – не только материальной, но и социальной, и психологической. Волонтерская деятельность, примеры которой можно увидеть на каждом шагу, позволяет решить множество социальных проблем, которые в условиях экономического кризиса растут как снежный ком. Волонтерская деятельность учащихся приобретает сегодня поистине глобальные размеры. Студенты высших и средних учебных заведений используют свое свободное время, чтобы помогать нуждающимся в силу своих возможностей и приобретенных во время учебы профессиональных навыков.

Среди разновидностей волонтерской деятельности можно выделить следующие:

  • волонтеры могут действовать в индивидуальном порядке, когда же волонтеры объединяются в группы, их помощь оказывается более эффективна. Деятельность волонтерского отряда организованна, целенаправленна и получает государственную поддержку со стороны правительства России в виде различных льгот, например налоговых;
  • добровольческая волонтерская деятельность может быть социальной, образовательной, строительной, экологической и т.д.;
  • социальная волонтерская деятельность зависит и от местоположения участника – он может быть иногородним волонтером, городским или даже международным;
  • участие в волонтерской деятельности может зависеть от принадлежности участника к какой-либо организации – высшему учебному заведению или школе, церкви, благотворительной организации, поисково-спасательной службе и т.п.;
  • программа волонтерской деятельности может включать в себя самые различные виды работ – телефонная психологическая консультация, уход за людьми с ограниченными возможностями, сбор материальной помощи в виде вещей, продуктов и предметов первой необходимости и передача ее нуждающимся категориям граждан и многое другое.

Соответственно можно выделить следующие формы волонтерской деятельности:

  • оказание помощи независимо от какой-то организации, в частном порядке;
  • объединение в группы;
  • действие от лица благотворительных центров.

Что касается последних, то вовлечение в волонтерскую деятельность трудных подростков помогает не только нуждающимся, но и самим подросткам – ощутить свою пользу, социализироваться, проявить свои лидерские качества и скрытые таланты.

Основные направления волонтерской деятельности

Как взрослые, так и дети могут попробовать себя в разной деятельности, выбрав ту, которая более придется им по душе – сферы волонтерской деятельности настолько разнообразны, что ограничений тут практически не существует. Сферы могут быть:

  • социальными;
  • экологическими;
  • культурными;
  • здравоохранительными и т.д.

Можно выделить ряд направлений волонтерской деятельности, ориентируясь на ту сферу, в которой задействованы участники движения:

  • социальная помощь нуждающимся категориям граждан;
  • защита окружающей среды;
  • благоустройство территорий;
  • пропаганда ЗОЖ, участие в спортивных мероприятиях и организация помощи зависимым людям и т.д.

В основные направления деятельности волонтеров заложены общечеловеческие принципы – сопереживания, доброжелательности, сочувствия, ведения здорового образа жизни, безвозмездной помощи нуждающимся, уважения достоинства другого человека, признания за каждым права на полноценную жизнь, независимо от его физических, психических и материальных возможностей. Именно поэтому развитие волонтерской деятельности сейчас входит в свой самый активный этап – нынешняя экономическая ситуация требует от граждан взаимопомощи. Если сформулировать основную причину, по которой каждый из нас смог бы ответить себе на вопрос, почему я занимаюсь волонтерской деятельностью, ответ был бы очевиден: я хочу чувствовать себя человеком. >>>

В наши дни волонтёрство является распространенной и популярной общественной деятельностью, участие в которой принимают тысячи людей во всём мире. В нём может участвовать любой человек, который готов потратить свои силы, время, душевное тепло на пользу обществу или конкретному человеку. Волонтер – это доброволец, помогающий без денежного вознаграждения.

Почему люди занимаются такой деятельностью? Причины могут быть разные:

  • Самореализация – это то, что человек получает, будучи волонтёром. Людьми движет благородная идея – быть нужным, не проходить мимо чужого горя. Именно она определяет, будет ли человек понимать, что он делает и зачем, появятся ли у него гордость, самоуважение и удовлетворение от работы и результатов деятельности.
  • Реализация в обществе. Человек видит свою миссию и значение для общества, чувствует свою социальную значимость. Некоторые становятся волонтерами из-за желания быть всегда в центре событий общественной жизни. Кто-то хочет найти новых друзей или попутешествовать, а кто-то получить новый опыт взаимодействия в команде. В команде единомышленников!
  • Творчество. Независимо от профессии, волонтёр может заниматься тем, что ему действительно по душе и получать от своей деятельности моральное удовлетворение и радость. Помимо этого, человек открывает путь к новым знаниям и умениям, что является очень ценным ресурсом в жизни.
  • Путешествие. Волонтерская деятельность — один из самых недорогих способов повидать мир. Международные организации устраивают разнообразные поездки и направляют волонтерские команды в разные страны мира.

Волонтерская работа позволяет открыть и развить в себе новые способности, которым до этого, возможно, негде было проявиться: навыки общения, разрешения конфликтов, проведения групповых занятий. Начинающие волонтеры пробуют себя в тех областях, в которых им, быть может, предстоит работать в будущем, они получают уникальную возможность на практике соотнести свои намерения со своими способностями. Сфера деятельности добровольцев очень широка. Сложно представить дело, в которое волонтер не мог бы внести свой вклад. Условно работа волонтеров делится на несколько направлений:

  • патриотическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на патриотическое воспитание и сохранение исторической памяти);
  • событийное волонтерство (добровольческая деятельность на спортивных, социокультурных, образовательных и иных мероприятиях местного, регионального, федерального и международного уровня);
  • социальное волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на помощь следующим категориям граждан: дети, нуждающиеся в особом внимании государства, пожилые люди, ветераны, люди с инвалидностью и др.);
  • медицинское волонтерство (добровольческая деятельность в сфере здравоохранения, призванная повысить качество медицинской помощи на всех ее этапах: профилактическом, лечебном, реабилитационном);
  • инклюзивное волонтерство (совместная добровольческая деятельность людей с инвалидностью и без, направленная на помощь людям, организацию мероприятий, решение социально-значимых проблем общества);
  • культурное волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение и продвижение культурного достояния, создание атмосферы открытости и доступности культурных пространств, формирование культурной идентичности, популяризацию культурной сферы среди молодежи и сохранение исторической памяти);
  • волонтерство в ЧС (добровольческая деятельность в области защиты населения и территорий от ЧС, содействия службам экстренного реагирования в профилактике и ликвидации ЧС, популяризации культуры безопасности среди населения);
  • профилактическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на пропаганду здорового образа жизни, спорта, профилактику негативных проявлений, вредных привычек);
  • экологическое волонтерство (добровольческая деятельность, направленная на сохранение окружающей среды, решение экологических проблем);
  • донорство (добровольная и безвозмездная сдача крови и её компонентов, добровольческая деятельность, направленная на пропаганду донорства).

Но выбирая волонтерство, нужно быть внимательным, потому что эта деятельность может затронуть ваши собственные переживания и интересы близких людей. Нельзя, чтобы они были связаны с благотворительной деятельностью и негативно влияли на вас. Если с Вами плохо обращались, и Вы хотите помочь тем, кто тоже пострадал от такого обращения, будьте уверены в том, что Вы проработали все вопросы, которые могут подняться в ходе такой деятельности. Это значит, что Вы должны себя чувствовать достаточно сильным, эмоционально устойчивым, сохранным, чтобы справиться с чувствами другого человека и оказать ему поддержку.
В нашем непростом мире бытует мнение, что многие разучились делать что – либо безвозмездно, просто потому, что это несет огромную пользу и делает мир лучше. Но это не так. Волонтёрское движение существует и пополняет свои ряды. Да, такая деятельность занимает время и требует душевного вложения… Но взамен дает намного больше: возможность сделать добро, принести пользу, получить радость от общения с единомышленниками, приобрести интересный опыта, получение массы новых эмоций и т.д. Уфимцева О.Б., социальный педагог КОО

7 ответов

Если заключается гражданско-правовой договор между волонтером и волонтерской организацией, то он может быть заключен между лицами, достигшими 18 лет. Он может заключаться с лицами, достигшими возраста 16 лет в соответствии с порядком, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации. Лица, достигшие возраста 14 лет, могут заключать указанный договор с письменного согласия своих законных представителей. Оценка: 3.9 (8 голосов) Международным с 18. МОЖНО СТАТЬ ВОЛОНТЁРОМ, КОНЕЧНО ЕСЛИ ХОЧЕШЬ, В 14 ЛЕТ МОЖНО 15 НУ И МОЖНО В 16 НО ТАМ КАК ЗАХОЧЕШЬ.

Знаете ответ?

Новые вопросы

  1. Алина 94
  2. Марк Абрамов 90
  3. Алю Миний 87
  4. Алина Сайбель 77
  5. Ибрагим Мургустов 73
  6. Раджиш Гоголев 69
  7. Михаил Зубков 61
  8. 8. Настя Ловеджоева 52
  9. 9. 36
  10. 10. Игорь Проскуренко 35

Самые активные участники недели:

  • 1. Виктория Нойманн – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Bulat Sadykov – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Дарья Волкова – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Три счастливчика, которые прошли хотя бы 1 тест:

  • 1. Наталья Старостина – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 2. Николай З – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.
  • 3. Давид Мельников – подарочная карта книжного магазина на 500 рублей.

Карты электронные(код), они будут отправлены в ближайшие дни сообщением Вконтакте или электронным письмом. Волонтеры Цаар Баалей Хаим – это студенты, школьники, пенсионеры, семьи, профессионалы в различных областях, которые ежедневно приходят работать с нами в приюте или присоединяются к командам, работающим на проектах в общине. Помимо работы в приюте и образовательных проектов, наши волонтеры помогают с подвозкой питомцев к ветеринарам, а также в других одноразовых проектах. Наша работа основана на волонтерах, поэтому волонтерство – это сердце организации. Мы приглашаем вас присоединиться к нам, стать нашим полноправным партнером в деле улучшения качества жизни животных. Часто задаваемые вопросы: 1. С какого возраста можно стать волонтером? – Можно быть самостоятельным волонтером с 14 лет. До этого возраста вы можете приходить к нам вместе с одним из родителей. Для избежания неприятных ситуаций мы проясняем: ребенок, не достигший 14 лет, должен быть в сопровождении родителя все время пребывания в приюте. Тетя, дядя, брат, мама подруги или подруга мамы не смогут заменить вам родителя с точки зрения страховки, и поэтому не смогут считаться вашими сопровождающими во время визита в приют. 2. Что делают волонтеры? – Мы постоянно нуждаемся в волонтерах в самых различных проектах и видах деятельности:

  • Профессиональная помощь – фандрайзинг, маркетинг, реклама, строительные работы, редактирование текстов и пр.
  • Образовательные проекты – мы ищем волонтеров, которые любят животных и имеют опыт в преподавании или агитации, тех, кто хочет и готов работать с подрастающим поколением
  • Фостерные семьи – мы всегда ищем волонтеров, готовых взять на себя работу по выкармливанию самых маленьких котят и щенят у себя дома.
  • Подвозки – помощь в подвозке наших питомцев к ветеринарам, перевозка пожертвований и подарков для приюта и другие одноразовые подвозки.
  • Общая помощь в приюте – мы очень стараемся создать для наших питомцев домашние условия жизни, поэтому будем рады любой помощи в содержании приюта в чистоте и порядке, а также в административной работе в офисе организации.
  • Дни усыновления – раз в месяц мы организуем большой день усыновления вне стен приюта, в этот день мы нуждаемся в вашей помощи в организации, проведении мероприятия, а также для прогулок с собаками.
  • Ежедневные прогулки с собаками и игры с кошками – отлично подходит для тех, кто просто хочет прогуляться с собакой или посидеть в кошачьей комнате и получить удовольствие от общения. Приходите в любой день, в любой час из рабочих часов приюта и присоединяйтесь к нашим волонтерам.
  • Особые проекты – если вы студенты, получающие стипендию для развития общинных проектов, если у вас есть идеи того как улучшить жизнь наших питомцев или как найти им семьи. Если вы готовы потратить вашу проектную стипендию на четвероногих – мы будем рады помочь вам приобрести опыт и поддержим в любых начинаниях. Мы ищем студентов в областях: фандрайзинг, промышленность и управление, хайтек и пр.

3. Нужно ли договариваться о приходе заранее? – Не нужно заранее договариваться о приходе к нам. Вы можете прийти в часы работы приюта. Пожалуйста, приходите не позднее, чем за час до закрытия приюта. Если вы впервые приходите в приют, мы попросим вас заполнить два бланка и прочесть пояснения к работе волонтера. После чего мы покажем вам приют и расскажем вам все, что необходимо знать. 4. В какие дни лучше всего приходить? – По субботам к нам приходят много волонтеров. Если у вас есть такая возможность, мы предпочли бы видеть вас в любой день с понедельника по пятницу. Проект «Личная ответственность» и университеты. Среди наших волонтеров есть участники проекта «Личная ответственность» и студенты университетов, получающие стипендии, все они помогают нам в работе с животными, прогулках с собаками, играх и уходом за кошками. Для дополнительной информации о волонтерской работе свяжитесь, пожалуйста, с координатором волонтеров – Амиром Хайят.

«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать».

Л.Н. Толстой

Добровольцы проявляют активность в проектах, направленных на всеобщее благо, тем самым еще и вовлекая других в процесс личного социального и культурного образования и развития. Добровольцы посещают больных в стационарах, доставляют продукты старикам и инвалидам, работают с детьми в школах и детских домах, собирают необходимые вещи для детей-сирот и детей из малообеспеченных семей, проводят различные акции для того, чтобы привлечь внимание общественности к актуальным проблемам современности: экологии, асоциальным явлениям, здоровому образу жизни, материнству и детству, проявлению гражданско-патриотической позиции, благоустройству городов и территорий.

Наибольшее количество молодых добровольцев действуют в таких сферах как: профилактика СПИДа; пропаганда здорового образа жизни; охрана природы и сохранение чистоты окружающей среды; профилактика и борьба с курением, алкогольной и наркотической зависимостью; оказание помощи престарелым, инвалидам, детям-сиротам, малоимущим, мигрантам, беженцам, бездомным и другим людям, которые нуждаются в материальной и моральной поддержке; благоустройство улиц, домов, зеленых участков; помощь животным, поддержание заповедников и зоопарков; проведение просветительских бесед с молодежью с целью профилактики свободных половых связей и подростковой проституции; интернет-добровольчество, примером которой является Википедия; помощь в организации благотворительных концертов и разных фестивалей; оказание помощи органам правопорядка, медикам, спасателям; например, проведение опроса населения или поиски заблудившегося в незнакомой местности человека; техническая поддержка.

Направления добровольческой деятельности молодежи в организациях многообразны:

— социальное патронирование детей в детских домах;

— социальное патронирование пожилых людей в учреждениях и на дому;

— муниципальное управление (работа в местных муниципалитетах);

— медико-социальная помощь (службы милосердия в больницах);

— педагогическое сопровождение (поддержка детей и подростков, например, с инвалидностью);

— социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы);

— экологическая защита;

— интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов и мероприятий);

— спортивная, туристическая и военная подготовка;

— творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников);

— досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи);

— социальное краеведение;

— трудовая помощь (трудовые лагеря и бригады);

— помощь в реставрационных работах;

— восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов;

— экскурсионная деятельность;

— ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел);

— информирование и обучение людей старшего возраста.

Указанные выше направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов действующих добровольческих объединений и организаций.

Наиболее предпочтительными для молодежи сегодня являются следующие формы добровольческой деятельности:

— досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи),

— социально-психологическая и юридическая поддержка (молодежные психологические и юридические службы),

— спортивная, туристическая и военная подготовка,

— восстановление и уход за воинскими захоронениями погибших в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов,

— экологическая защита,

— творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников),

— информирование и обучение людей старшего возраста,

— медицинская помощь(службы милосердия в больницах),

— помощь в реставрационных работах и так далее.

Часто добровольцев называют волонтерами, подразумевая, что волонтеры это те же добровольцы и делают они то же самое. Но это не так. С позиции действующего в России права (законов), добровольцы и волонтеры — разные понятия. Добровольцы – участники благотворительной деятельности, а волонтеры – помощники в проведении крупных международных спортивных мероприятий (например, Олимпийских игр, чемпионатов мира по футболу, Универсиад). Для этих целей, начиная с 2007 года, в нашей стране и, преимущественно при высших учебных заведениях, стали формироваться Волонтерские центры. Так для помощи в проведении Олимпийских игр 2014 года в Сочи, Волонтерскими центрами было подготовлено 25 000 волонтеров. Но крупные международные события происходят не каждый день. Между ними значительные промежутки времени. Поэтому перед органами власти, которые реализуют государственную молодежную политику, встал вопрос, как задействовать такие большие и организованные человеческие ресурсы для улучшений в социальной сфере. Именно поэтому, сегодня можно часто видеть, как Волонтерские центры организуют труд волонтеров в целях благотворительной деятельности. В этих случаях волонтеры фактически становятся источником благотворительности, т.е. добровольцами. На практике, также волонтерами иногда называют добровольцев и в некоммерческих организациях. Но такая практика, чаще всего связана с недостаточным знанием этими организациями российского законодательства, либо с реализацией международных программ и сотрудничеством с зарубежными организациями.

Мы начинаем серию материалов с ответами на самые важные вопросы, касающиеся волонтерства. В первой части мы расскажем о том, кто же такие волонтеры, чем они занимаются, что такое добровольческая организация и ресурсный центр, а также о том, какие документы регламентируют работу добровольцев.

Кто такой волонтер (доброволец)?

Слово «волонтер» произошло от латинского «voluntarius» – добровольный. В России волонтер и доброволец – это равнозначные понятия, обозначающие человека, который добровольно и безвозмездно выполняет какую-либо работу или занимается общественной деятельностью. Доброволец вкладывает в дело, которым занимается, свои навыки и время.

Стать волонтером может любой, профессия и взгляды на мир не имеют значения. Несовершеннолетним добровольцам нужно разрешение от родителей, а детей младше 14 лет во время волонтерских работ должны сопровождать официальные представители. Точное определение волонтера и возможные цели добровольческой деятельности прописаны в Федеральном законе «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)».

Волонтерство может быть как индивидуальным, так и групповым. Например, если вы в одиночку или вдвоем с другом вышли и убрали мусор с берега реки, то можно считать, что вы уже экологические волонтеры.

В любом случае следует помнить, что волонтерская деятельность – это серьезный инструмент социального, культурного, экономического и экологического развития страны.

Какую деятельность может осуществлять волонтер (доброволец)?

Существует множество направлений, в которых добровольцы могут проявить себя и принести пользу обществу. В числе основных – социальное, культурное, экологическое, медицинское и спортивное волонтерство. Добровольцы ездят в дома престарелых, общаются с пожилыми людьми, восстанавливают старинные усадьбы, проводят археологические раскопки, ищут пропавших людей, ведут наблюдения за птицами и помогают работе крупных мероприятий.

Волонтером можно стать, не выезжая за пределы родного города, а можно посвятить ему все лето – например, уехав в серф-лагерь на Камчатку или добровольцем на остров Кижи.

Часто добровольцы помогают тем, кто не может помочь себе сам: бездомным, детям-сиротам, людям с инвалидностью и тем, кто пострадал от природных и техногенных катастроф.

Сегодня популярно событийное волонтерство, когда люди помогают на конкретных мероприятиях. Самые яркие примеры таких событий – это Олимпийские игры в Сочи в 2014 году и Чемпионат мира по футболу в 2018 году.

Волонтерство может быть разовым или системным. Можно принять участие в одной акции или помогать регулярно, вступив в какую-либо волонтерскую организацию.

Что такое волонтерская организация?

Волонтерская организация – это сообщество людей, которые готовы безвозмездно делиться своими ресурсами, силами, временем, умениями и профессиональными навыками на благо других людей. Волонтерские организации объединяют добровольцев, обеспечивая их обучение, координацию и поддержку.

Часто волонтерская организация вырастает из небольшой группы людей, которых сначала объединила конкретная социальная проблема, а со временем они поняли, что могут помогать системно: регулярно, более качественно и продуманно. Волонтерская организация может помогать конкретной группе людей (например, беженцам или сиротам) или же решать задачи в определенной области (сохранение культурного наследия, экологическая безопасность).

Кроме того, волонтерские объединения могут создаваться при образовательных, медицинских, и коммерческих организациях.

Волонтерская организация может объединяться с другими добровольческими проектами, чтобы реализовать свои программы, или же работать самостоятельно. По закону добровольческая организация должна проводить инструктаж для волонтеров и обязательно назначать координатора для каждого проекта.

Что такое ресурсный центр добровольчества?

Ресурсный центр добровольчества – это региональная организация, которая занимается поддержкой и развитием волонтерства. Такая организация координирует волонтеров, снабжает их методическими материалами, а также обучает лидеров волонтерских объединений эффективному управлению. Например, в Москве такой организацией выступает центр «Мосволонтер» – там можно узнать о волонтерских программах, интересных городских событиях и акциях. К 2024 году такие центры появятся в каждом регионе России.

Воспользоваться услугами ресурсного центра добровольчества может любая организация: образовательная, социальная, некоммерческая или бизнес-структура. Ресурсные центры нужны для того, чтобы создать на региональном уровне эффективную систему поддержки добровольчества и обеспечить ее развитие на постоянной основе.

Список региональных ресурсных центров, в частности, представлен на сайте Ассоциации волонтерских центров.

Перечень документов, регламентирующих добровольческую деятельность

На международном уровне добровольческую деятельность регламентирует Всеобщая декларация прав человека, принятая в 1948 году. Она закрепляет право человека на его ответственность перед обществом.

В 1990 году в Париже была принята Всеобщая декларация волонтеров, где обозначили главные принципы движения, его смысл и цели. В 2001 году в Амстердаме также провозгласили Всеобщую декларацию добровольчества – она гласит, что все люди в мире должны иметь право добровольно посвящать свое время, талант, энергию другим людям или своим сообществам посредством индивидуальных или коллективных действий, не ожидая финансового вознаграждения. Декларация – это документ, положения которого не носят строго обязательный для выполнения характер и лучше отталкиваться от законов, которые действует на территории нашей страны.

В России добровольческую деятельность регулируют несколько федеральных законов. Основной документ, который регулирует деятельность добровольцев в России, – федеральный закон № 135 «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», принятый в 1995 году. В феврале 2018 года его доработали и внесли изменения. В законе прописаны понятия, связанные с волонтерством, права и обязанности добровольца и организаторов волонтерской деятельности, а еще – порядок взаимодействия органов власти с волонтерскими организациями. Кроме того, в ряде регионов приняты местные законы о волонтерской деятельности.

Кроме того, добровольческую деятельность регулируют ФЗ от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» и ФЗ от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

В 2018 году утверждена Концепция развития добровольчества (волонтерства) в России до 2025 года. Документ, в частности, предусматривает развитие методической, информационной, консультационной, образовательной и ресурсной поддержки деятельности по привлечению волонтеров к работе в учреждениях социального обслуживания населения, образования, здравоохранения, оказанию помощи при возникновении чрезвычайных ситуаций. Согласно концепции, добровольчество планируется развивать в различных профессиональных и социальных группах, возрастных категориях, семейных формах с учетом региональных и местных условий волонтерской деятельности.

Существуют и региональные нормативные акты, которые регулируют волонтерскую деятельность. Например, в Москве действует регламент Департамента соцзащиты от 2015 года «взаимодействия организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организаций по работе с семьями с детьми Департамента социальной защиты населения города Москвы с негосударственными, социально ориентированными некоммерческими, общественными и волонтерскими организациями».

В 2016 году появился регламент взаимодействия Департамента здравоохранения города Москвы и организаций, подведомственных Департаменту здравоохранения города Москвы, с социально ориентированными некоммерческими организациями. Учреждениям предписывается «оказывать содействие по внедрению добровольческих проектов и программ НКО в медицинских организациях», выявлять лучшие практики и распространять их дальше.

В Санкт-Петербурге действует Положение об организации и использовании труда добровольцев в государственных учреждениях социального обслуживания населения города. В нем прописаны достаточно строгие правила допуска волонтеров: например, они обязаны иметь медкнижку и справку о несудимости.

Регламенты взаимодействия волонтерских организаций с бюджетными учреждениями созданы пока не во всех регионах. После того, как региональные власти установят регламенты по конкретному направлению деятельности госучреждения, руководители учреждений должны будут создать специальные положения о работе с НКО и волонтерами.

В следующем материале мы расскажем о том, как волонтеры взаимодействуют с благополучателями и различными организациями.

Иллюстрация: Екатерина Колосовская

Доброго времени суток, друзья. Сегодня я хочу с вами поделиться своим любимым явлением, которое занимало все мое время до путешествий. Этим волшебным явлением в моей жизни было, есть и будет — волонтерство, помощь детским домам, онкологическим больницам и домам инвалидов.

Мне пишут наши читатели и просят рассказать, как стать волонтером, с чего начать, где и как можно помогать. Я хочу всем ответить, что возможностей помогать очень много. Ещё есть множество точек на нашей планете, где наша помощь нужна. Я расскажу об этом с позиции своего собственного опыта и опыта моих любимых друзей волонтеров.

Подпишись на наш инстаграм @BALIOPEN

Кто такие волонтеры и как стать волонтером?

Волонтерством можно назвать форму социальной ответственности, когда обычные граждане любой страны берут на себя ответственность за некие «бреши» в государственно устройстве, считая себя человеком, который может изменить ситуацию и начинает делать шаги для этих изменений.

Волонтер – это человек, который добровольно делает что-то полезное для тех людей, у которых есть потребность в помощи. У волонтера есть своя жизнь, семья, работа, а в свое свободное время он старается помочь тем, кому это необходимо. Это стремление идет от души, поэтому волонтером невозможно стать надуманно или неосознанно. Как правило, все стремления волонтеров происходят от сердца, которое им подсказывает, в каком направлении они могут делать что-то полезное для других людей.

Волонтеры бывают самые разные и сейчас эти движения (к нашей большой радости!!!) очень развиты в мире.

Я расскажу, что знаю и чем занималась сама, а после ещё подготовлю статью, как можно заниматься волонтерством в путешествии. Но сегодня, именно о волонтерстве в любом большом и маленьком городе.

Детские дома, интернаты, дома малютки.

Расскажу свою историю, с чего у меня все началось. Еще много лет назад, я решила, что хочу каким-то образом дружить и общаться с детками-сиротами. При этом я не совсем знала, как мне начать, на тот момент у меня не было знакомых единомышленников, а волонтерские движения тогда ещё не были развиты. Я открыла телефонный справочник и нашла ближайший от моего дома «Дом малютки», куда и позвонила. Спросила, могу ли я как-то приходить к деткам и помогать, на что меня пригласили на собеседование.

Там мне рассказали, что детей сейчас неплохо усыновляют, и так как я хочу быть «шефом» или «помощником», что они в общем-то и не против, вот только дети сильно привыкают к приходящим к ним людям, а после могут отказаться идти к новым родителям из-за этого. И поэтому мне разрешили приходить к мальчику Кирюше, которого, по их мнению ( 🙁 ), никто усыновлять не будет — так как у него было ДЦП и синдром дауна.

Кирюше было 5 лет. А тут приводят совсем малыша, который из-за своего сложного заболевания выглядит на 1,5 года. Я с ним ходила гулять, и заодно, воспитатели мне позволяли брать с собой на прогулку почти всю группу. Кирюша и остальные детки очень радовались, когда я приходила, и я тоже была счастлива, занимаясь с детками. Это был мой первый опыт.

Через некоторое время, я встретила множество единомышленников, с которыми мы начали ездить в различные детские дома, придумывать различные обучающие программы, которые можно привозить детям. Главным образом, мы делали упор на дружбу с детьми — это был первоначальный фактор. Мы старались быть для детей старшими товарищами, друзьями, — теми людьми, с кем можно поделиться наболевшим, спросить совета, обратиться за помощью. Также мы собирали сборы помощи, зная нужды детских домов изнутри. Это было в самом начале.

Сейчас наш Клуб Волонтеров продолжает помогать детским домам, обхват которых увеличился многократно, у нас появилось много коррекционных интернатов, где дети с нетерпением ждут приезда своих друзей.

Я могу очень долго рассказывать о нашем клубе волонтеров, который люблю от всей души. В настоящее время, в клубе уже создана очень стабильная основа, фундамент, с помощью которой любой человек, который чувствует в себе потребность поехать в детский дом или интернат, чтобы поделиться своим теплом, знаниями, дружбой с детьми — может сделать это. Главное, иметь искреннее желание!

Если вы хотите начать ездить в детские дома, первое, что нужно сделать — это зайти на волонтерский форум, рассказать о себе и записаться на ближайшую поездку к детям. Также нужно приехать на встречу волонтеров, где поучаствовать в обсуждении программы поездки, решить, чем лично вы будете заниматься в детском доме, — рисовать с детьми, лепить, заниматься различными обучающими творческими программами, или вы захотите предложить свое познавательное занятие.

«Клуб волонтеров» – общественная организация единомышленников, объединенных желанием поддержать детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Клуб на регулярной основе поддерживает более тридцати пяти детских домов и интернатов. Основное внимание уделяется учреждениям в поселках, селах и небольших городах на окраинах областей, в которых воспитываются несколько тысяч детей, нуждающихся во внимании и помощи.

Главная миссия – поддержка, общение и дружба с детьми из детских домов и школ-интернатов. Мы проводим увлекательные занятия, ориентированные на развитие различных способностей и бытовых навыков, которые пригодятся детям при первых шагах во взрослой жизни. Поддерживаем воспитанников после выпуска за стены детских учреждений и помогаем выпускникам лучше адаптироваться к новым жизненным условиям.

«Клуб волонтеров» существует с 2004 года и является одним из самых первых массовых волонтерских сообществ в стране. В деятельности организации ежегодно участвуют свыше 3000 волонтеров.

Мы – обычные люди. Среди нас менеджеры, юристы, программисты, студенты, руководители предприятий, спортсмены и многие другие представители разных профессий. Мы вне политики. Мы независимы, так как едины. У нас одна на всех цель. Мы делаем все возможное, чтобы изменить будущее детей к лучшему!

Телефон: +7 (916) 814-74-88, mail: info@club-volonterov.ru. Официальный сайт: www.club-volonterov.ru

Несколько советов начинающим волонтерам:

В первую очередь, нужно быть естественным, не надо придумывать какой-то особый язык для особых детей. Это совершенно нормальные дети. Они не с другой планеты.

Они даже не всегда понимают (особенно когда маленькие), что в их жизни что-то не так. Будьте естественны. Задавайте обычные вопросы, которые интересны и вам и детям. Должно быть именно взаимодействие, то есть, интерес с обеих сторон.

Ведь мы часто являемся примером для детей. Через свой собственный пример, мы можем прививать детям созидательные качества характера: доброту, чуткость, заботу, умение дружить, искренность, честность, уверенность, умение решать вопросы мирным способом и так далее.

Также один из аспектов ответственности волонтера является (!) не использовать поездки в детские дома для поднятия своей самооценки, к примеру: «я хороший, я сделал благое дело». Такие поездки в основном носят единоразовый характер. А в поездках зарождается дружба, и нужно прививать детям чувство уверенности и стабильности в этой дружбе.

И ещё важный совет начинающим волонтерам: никогда не относиться к детям с жалостью. Относясь к детям с жалостью, мы принижаем их чувство собственного достоинства. Перед нами в первую очередь должен быть РЕБЕНОК, а не сирота. Не уместно даже думать так. Своими мыслями мы можем и помочь, и ранить.

Дети очень чутко реагируют на отношение к ним, без слов поймут фальшивую улыбку и почувствуют жалость к ним. Поверьте, им это не нужно. Своей жалостью, мы можем принизить самоценность ребенка, заставляя его почувствовать себя в чем-то «ущербным». А это не так! Поэтому давайте посылать детям только светлые чувства и мысли, дружбу, радость, любовь, думать о них, как о творческих, талантливых и счастливых детях.

Моя дорогая Верушка уже вышла замуж и родила ребенка!

Онкологические больницы

Больница – это грустное место, особенно, когда ребенок попал туда на месяц, на два, а если лечение длится весь год? Привычная жизнь осталась где-то позади, а маленький человек живет в четырех стенах казенного заведения, а вместо друзей у него болезненные процедуры, капельницы, таблетки.

Каждый день похож друг на друга. Ребенок и его мама оказываются в условиях некой «социальной изоляции», учась проживать новую жизнь, не унывать и верить в то, что все будет хорошо. И когда находишься в таких трудных обстоятельствах, это довольно сложно — продолжать верить в чудо, сохранять позитив и улыбаться.

Увы, часто бывает такая ситуация, когда попадаешь в больницу – даже близкие друзья пропадают из окружения. А если ребенок из далекого города, он и его родители (а часто это только мама) остаются один на один со своей бедой.

И тогда на выручку приходят волонтеры, как неиссякаемые источники доброй энергии, которые никогда не признаются, что им тяжело, грустно и глаза на мокром месте, когда они видят болеющих деток. Нет, они будут улыбаться, придумывать совершенно разные, волшебные, яркие занятия, которые смогут хотя бы на час отвлечь ребенка и его маму от серых больничных будней. Волонтеры приносят с собой неувядающий позитив, дружескую заботу о маленьких пациентах, веру в их выздоровление.

Волонтеры узнают, в чем нуждаются семьи, как можно помочь, ведь это очень грустно осознавать, что человек в трудной ситуации может остаться совсем один.

Мы ходили в онкологический центр им. Блохина на Каширской и в центр Рентгенорадиологии (РНЦРР) на Калужской. В центр на Каширке вас не пустят самостоятельно, договаривайтесь через фонд «Настенька». Для того, чтобы прийти позаниматься с ребятами, нужно придумать программу, что именно вы будете делать, закупить материалы и уже с готовым проектом приезжать в больницу. Иногда фонд Настенька просит помочь в разных интересных мероприятиях, например, в праздниках для деток и концертных программах.

Благотворительный Фонд «Настенька» создан в феврале 2002 года, при поддержке и содействии НИИ детской онкологии и гематологии РОНЦ РАМН им. Н.Н.Блохина. Фонд создан по инициативе неравнодушных людей из разных стран мира, объединенных стремлением помочь больным детям.

Наши задачи: Приобретение лекарств, медицинского оборудования, повышение квалификации медицинского персонала, улучшение бытовых условий в больнице.

Материальная помощь и психологическая поддержка семьям больных детей, оплата лечения конкретных больных.

Привлечение внимания правительства и общественности к проблемам детских онкологических отделений и семей детей с онкологическими заболеваниями.

Проведение праздников, развлекательных и творческих занятий, концертов в больнице.

Привлечение к работе в Фонде добровольных работников (волонтеров).

Звоните: Телефон/факс: (495) 980-53-77, 585-41-01 или пишите www.nastenka.ru

В центре Рентгенорадиологии (РНЦРР) существует детское отделение, где проходят лучевую терапию детки с опухолями мозга и лейкозами. Сейчас в центре рентгенорадиологии можно помогать детям через фонд «Подари жизнь». «Подари жизнь» — это самый замечательный фонд помощи, который я знаю. Они действительно живут тем, что находят возможности помощи детям в их беде. Волонтеры фонда давно уже стали своими в нескольких больницах, их ждут мамы и малыши, их помощи рады врачи и медсестры.

«Подари жизнь» Благотворительный фонд помощи детям с онкологическими и иными тяжелыми заболеваниями. Учрежден 26 ноября 2006 года актрисами Диной Корзун и Чулпан Хаматовой.

Задачи фонда:
-сбор средств на лечение и реабилитацию детей с онкологическими и гематологическими заболеваниями;
-помощь онкологическим и гематологическим клиникам, где лечатся дети и молодые взрослые;
-привлечение общественного внимания к проблемам больных детей;
-содействие развитию безвозмездного донорства крови;
-оказание социальной и психологической помощи больным детям;
-содействие работе волонтерских групп при детских онкологических клиниках.

Читайте подробности — podari-zhizn.ru, телефон: 8-800-250-5222

Как можно помогать в больницах?

Приходить и общаться с детьми, как волонтер и друг.

Придумывать всяческие позитивные, жизнерадостные занятия — лепить, рисовать, петь, играть, в общем, творить всё что угодно — позитивное, чтобы отвлечь деток и их мамочек от серых больничных будней. Тут ваша фантазия может развернуться на всю, главное, чтобы ваши занятия были яркие, добрые и не очень трудные, так как детям после процедур не всегда физически возможно участвовать в сложных процессах. Иногда лекарства, облучение и химиотерапия действуют на детей так, что может быть нарушена, например, моторика пальцев, или другие грустные явления.

Можно делать стенгазеты и вывешивать их на серые больничные стены, каждую неделю новую. Галерею рисунков о лете, о солнце, о космосе, о волшебных планетах. Играть все вместе в пантомимы. Написать сценарий и создать спектакль. Многие дети очень стесняются носить маски, а им ношение обязательно. Поэтому можно провести мастер-класс по маскам-на-выход, украсить их бисером, бусинками, рисунками. Да много ещё чего можно придумать!

Создаем большой аквариум

Или веселую стенгазету

Делаем рамки для фотографий своими руками

Или мастерим целое озеро, в котором плавают совершенно разные предметы

А можно мастерить аппликации из всевозможных материалов

2. Приходить к детям для обучения.

Детки в онкобольницах проводят очень много времени, они отстают от школьной программы и не ходят на всяко-разные образовательные занятия, куда ходили бы они дома. Поэтому очень ценятся волонтеры, которые могут приходить к детям, чтобы их чему-то обучать. Это может быть компьютерная грамотность, английский (немецкий, французский и т.д) язык, азы фотографии и так далее. А если вы профессиональный педагог — вы можете вести уроки по какому-либо предмету, заниматься репетиторством в виде благотворительной помощи детям.

Очень ценятся:

  • учителя начальных классов;
  • учителя русского и математики для всех возрастов;
  • учителя физики-химии-биологии.

3. Купить необходимые вещи в больницу.

Многие детки и их родители лежат в больницах по году и больше, и бывает ложатся летом, не зная конкретных сроков лечения, и остаются на зиму. Бывает, что приезжим издалека семьям не хватает каких -то совершенно бытовых предметов или одежды (например постельного белья или зимней одежды). Поэтому всегда можно помочь необходимыми нуждами.

Что нужно всегда:

  1. Памперсы всех размеров. Самые ходовые размеры: 4, 5, 6, 7 от любых производителей и памперсы для взрослых от Seni: Seni Super размер 0 и 3;
  2. Маски большие для родителей, маски маленькие для детей;
  3. Одноразовые пеленки любых производителей, желательно размер 60*90;
  4. Моющие жидкие средства, содержащие хлор (Доместос), туалетная бумага, тряпочки мебельные, тряпка половая, тряпки/губки для мытья посуды, жидкость для мытья посуды;
  5. Бумажные полотенца в рулонах, шампунь, детское мыло, ватные палочки, ватные диски, перекись водорода, зубная паста, зубные щетки;
  6. Влажные салфетки для детей;
  7. Мирамистин;
  8. Освежители для воздуха;
  9. Бакалея: чай, сахар, крупы, макароны, мука, масло подсолнечное, что-нибудь к чаю (печенья, конфеты). Подписывайте на пакетах «на общую кухню» и сразу отдавайте на кухню мамам, когда будете искать старшую маму.
  10. Одежда для взрослых: халаты / пижамы / спортивные костюмы / футболки либо какая-либо домашняя одежда для взрослых женщин.
  11. Одежда для детей: то же самое что и для взрослых только размеров от 3 месяцев до 18 лет.

Помочь перевезти ребенка.

Часто нужна помочь с перевозкой. Тут могут помочь автомобилисты. Деткам с сильно ослабленным невозможно пользоваться общественным транспортом, поэтому водители тут могут очень хорошо помочь.

Переписываться с детьми.

Этот супер проект тоже придумали ребята из «Подари жизнь». Вы можете переписываться с ребенком, находясь в любой точке мира. Выберите себе любого ребенка (желательно того, которому меньше всего пишут) и пишите ему теплые письма, присылайте вдохновляющие цитаты, сказки, рассказывайте просто о своей жизни! Дети всегда очень радуются письмам. Только не напоминайте в письмах о болезни, о доме, дети очень скучают по друзьям и родным, и не стоит лишний раз напоминать об этом. Вот рекомендации для писем:

Основные рекомендации переписки:

  1. Прежде, чем написать какому-либо ребенку, проверьте количество людей, которые ему пишут. Если их более чем достаточно, лучше выбрать другого ребенка, которому достается меньше внимания. Конечно, приятнее переписываться, когда тебе отвечают, но тут уж ничего не поделаешь.
    2. Нежелательно напоминать детям о доме, о жизни до болезни. Они очень скучают по родным и близким, по друзьям. Лучше не бередить рану.
    3. Очень здорово в конце вашего письма включить какой-то анекдот, веселую историю, картинку или карикатуру. Дети это любят!
    4. Лучше не расспрашивать у ребенка чем он там занимается в больнице — по большей части они скучают, поэтому лучше переписываться на отвлеченные темы, писать о себе, об интересных событиях в мире, о том где вы сами бывали.
    6. Старайтесь писать оптимистичные письма (грустного и в больнице хватает), однако и перебарщивать с лозунгами типа «Всё будет супер, я обещаю!», тоже не стоит. Всего лучше в меру.
    7. Постарайтесь не заваливать одного ребенка кучей писем. Лучше дождаться ответа, либо подтверждения волонтёра о том, что предыдущие письма он донёс.

Запрещается:

  • Расспрашивать ребёнка о его болезни, врачах, проблемах, сопутствующих лечению.
    Обсуждать врачей и методы лечения.
    Склонять ребёнка к переписке на религиозные темы.
  • Запрещается упоминать нетрадиционные методы лечения!

Если вы хотите начать ездить волонтером в больницы через фонд «Подари жизнь», то зайдите на их форум, там вы найдете всю необходимую информацию для себя.

  • Форум волонтеров фонда «Подари жизнь»

Сердечки, которые подписывали обычные прохожие на улицах, мы собирали их для дерева жизни, которое стоит в онкоцентре на Каширке.

Сдать кровь.

Доноры нужны не только в Москве, но и в любом регионе России. Где бы вы не находились, рядом должна быть станция переливания крови или больница, в которой работает отделение переливания. В Москве работает более 25 станций и отделений переливания крови. Всю подробную информацию можно узнать на сайте:

  • www.yadonor.ru

Доктор клоун.

Чудесные ребята, с которыми мы познакомились в больницах — это Костя Клоун и его команда. Сейчас расскажу подробней. Много лет назад, Замечательный волонтер Константин Седов стал задумываться, как он может помогать детям в больницах, чтобы сделать их жизнь чуточку ярче. Надел белый халат, красный клоунский нос, парик и стал приходить к детям, рассказывая им смешные истории, показывая трюки с шариками, заставляя малышей хохотать, а взрослых детей невольно улыбаться.

И Костя заметил, что дети стали доверять ему, ждать его приезда и рассказывать ему всю свою грусть и боль, а наш чудесный клоун всех выслушивал и совершал такие чудеса, что грустинки забывались, а глаза малышей наполнялись радостью. Через некоторое время Костя решил, что его одного мало, и создал целую школу больничных клоунов. И научится такому волшебного явлению, как помощь в виде добрых клоунов, может каждый, кто чувствует это.

«Мы — больничные клоуны. Мы приходим к тяжелобольным детям и проводим с ними время: играем, показываем фокусы, отвлекаем, насколько это возможно, от ежедневной боли, которую они испытывают. Когда дети смеются, им проще пережить больничную атмосферу.» (Константин Седов)

АНО «Больничные Клоуны» является первой и единственной в России профессиональной организацией, практикующей регулярную и системную реабилитацию детей с помощью средств больничной клоунады. Мы помогаем в реабилитации детей, находящихся на стационарном лечении. Помогаем средствами клоунады, арт-терапии и игротерапии: не лекарствами, а путем создания позитивных эмоций.

Больничная клоунада и школа больничных клоунов — это регулярная работа с тяжелобольными детьми в различных детских отделениях больниц. За период обучения и работы клоуны не только получают ценные навыки импровизации, развития воображения и реакции, но и совершают благотворительную помощь творчеством для детей, родителей и медицинского персонала больницы.

Узнать больше: medclown.ru. Телефон: +8 (499) 755 54 26.

4. Дома инвалидов.

Существуют дома инвалидов, где живут дети почти всю свою жизнь. Как правило, в таких домах живут дети с ДЦП и синдромом Дауна.

Мы ходили в дом инвалидов в районе м. Крылатское. Несколько лет назад там был большой дефицит добровольцев, которые необходимы для того, чтобы даже просто пойти погулять с ребенком. Иногда нужно было вывести на прогулку маленьких детей, а иногда и взрослых. Представьте, дети с ДЦП, поэтому их довольно сложно переложить с кровати на коляску для прогулки (а также переодеть в уличную одежду, а после окончания прогулки — раздеть). Нянечки, конечно, не успевают, тут ведь получается для каждого ребенка нужны отдельные руки, а иногда и несколько рук (когда дети уже тяжелые и из-за своего заболевания не двигаются). Поэтому помощь здесь очень и очень нужна!

Несколько лет назад, мы ещё приезжали в дом инвалидов самостоятельно, нас пропускали. Но сейчас там действует пропускная система и нужно подобрать какое-нибудь волонтерское общество, кто ездит в этот ДИ. Насколько я знаю, это можно сделать через православный фонд взаимопомощи «Милосердие».

Служба добровольцев фонда «Милосердие» объединила тех, кто добровольно помогает одиноким пожилым людям на дому и в больницах, инвалидам, многодетным семьям, восполняет недостаток общения и развивающих занятий сиротам из интернатов для детей инвалидов, спасает бездомных, замерзающих зимой на московских улицах.

Добровольцы гуляют с больными, передвигающимися на инвалидных колясках, отвозят их на процедуры, помогают пересаживать и поворачивать лежачих больных, осуществляют санитарно-гигиенический уход за ними, оказывают моральную поддержку.

Добровольцы устанавливают дежурства у детей инвалидов из детских домов, находящихся на лечении в московских больницах, присматривают за ними и осуществляют санитарно-гигиеническую помощь.
Также добровольцев организуют досуг, игры, кружки для детей, находящихся на длительном лечении.

Добровольцы помогают находящимся на лечении в больницах Москвы бездомным людям восстановить документы, устроиться в приют или связаться с родными и вернуться домой.

И много чем другим могут заниматься добровольцы, читайте здесь: www.miloserdie.ru или звоните +7 (495) 542-00-00.

Если вы хотите присоединиться к добровольцам и помогать нуждающимся, приходите на встречу новых добровольцев.
Встречи проходят каждое воскресенье в 11.45 в храме св. блгв. цар. Димитрия при Первой Градской больнице (г. Москва, Ленинский просп., д. 8, корп. 12).

5. Дома престарелых.

Есть волонтеры, которые посещают дома престарелых, помогают в моральной и хозяйственной помощи бабушкам и дедушкам. Большинство домов престарелых находятся в аварийных условиях, поэтому нужна хозяйственно-бытовая помощь в виде ремонта или наведения чистоты.

Также важна духовная составляющая встреч. Поговорить с бабушками и дедушками, устроить им небольшой концерт или совместное чаепитие. Есть чудесный проект «Старость в радость», ребята уже много лет курируют многие дома престарелых.

«Старость в радость» – это благотворительный фонд помощи инвалидам и пожилым, живущим в домах престарелых. Наша цель – дать почувствовать людям, живущим в домах инвалидов, ветеранов, домах престарелых, что они не одинокие, не брошенные, не забытые всеми, что они кому-то нужны.

Мы пытаемся внести праздник в их однообразные будни, по возможности улучшить условия их жизни, а главное – донести до других людей, что это — проблема, острая и актуальная, на которую нельзя закрывать глаза. В дома престарелых мы привозим сладости, одежду, средства ухода, инвалидные коляски, белье и одеяла – это насущные, элементарные нужды. Но ведь общаться, получать и писать письма, знать, что есть человек, которому ты небезразличен, – не менее важно для одиноких пожилых людей, поэтому мы также ищем бабушкам-дедушкам друзей по переписке, и многие с удовольствием вызываются стать «дистанционными внуками».

Сейчас наша деятельность охватывает более 120 домов престарелых в Московской, Архангельской, Брянской, Калужской, Кировской, Мурманской, Нижегородской, Новгородской, Новосибирской, Омской, Псковской, Ростовской, Самарской, Саратовской, Свердловской, Смоленской, Тверской, Тульской и Ярославской областях, в Мордовии, Татарстане и в Алтайском крае.

С бабушками и дедушками этих домов престарелых мы поддерживаем переписку. Кроме того, стараемся регулярно посещать большую часть из них, привозя туда необходимые вещи или просто навещая бабушек и дедушек. Помогайте одиноким бабушкам и дедушкам вместе с нами!

Пишите и звоните нам! Наш телефон:8-985-862-95-02, наш сайт www.starikam.org

Друзья, на этом я завершаю список добрых дел, который можно продолжать и дальше, ведь потребность помогать и потребность в помощи идут рука об руку. Если у вас достаточно внутреннего тепла, и появилась потребность делиться своими лучиками не только с близкими, но и с незнакомцами, то вы обязательно найдете, как можно это делать 🙂

Ещё, у меня есть письма, где читатели пишут: «Наташа, да, можно волонтерить в больших городах, там легко найти единомышленников, а что делать мне? Я живу в небольшом городке, волонтерских движений тут нет, а так хочется кому-то помочь, с чего начать?»

Отвечу так: «Будьте первым. Начните делать шаги, найдите того, кто нуждается в помощи. Может сосед по лестничной площадке, может дом малютки в соседней деревне. И узнавайте — чем вы можете помочь? Там, где волонтеров мало, вы будете самым ценным волонтером, которого уже давно кто-то ждет. А единомышленники подтянутся». 🙂

С уважением, авторы блога «Жизнь с мечтой» — Александр, Наталия и малышка Ярослава.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *