Все формы правления

К ВОПРОСУ О ФОРМЕ ПРАВЛЕНИЯ

О.Д. Овчинникова

(преподаватель кафедры теории и истории права и государства Барнаульского юридического института МВД России, кандидат юридических наук; olesya901@mail.ru)

Статья посвящена такому элементу формы государства, как форма правления; автором рассматриваются историческое развитие понятия, различные подходы к классификации, а также факторы, влияющие на становление формы правления.

Ключевые слова: форма правления, республика, монархия.

Форма правления представляет собой государственно-правовую категорию, под которой понимается один из элементов формы государства. Отношение к указанному понятию в литературе неоднозначное. Изначально исследованием данной категории занимались философы. Анализ содержания их работ стал подтверждением того, что на раннем этапе становления юриспруденции они отождествляли такие понятия, как форма правления и форма государственного устройства. Причем этого мнения придерживались практически все исследователи вплоть до начала XX века. Так, Аристотель стал одним из первых исследователей, попытавшихся сформулировать дефиницию формы правления. Под государственным устройством (ро1^а) он понимал распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного правления (роШеута), а последний и есть государственное устройство . Из определения видно, что ученым практически отождествляются понятия «форма правления» и «государственное устройство».

Мыслители античности относили вопрос о классификации формы правления к числу наиболее значимых. Так, Платон и Аристотель выделяли две группы форм правления: классические (царская власть, аристократия, демократия (полития) и три отклоняющиеся от них — тирания, олигархия и охлократия (анархия) . Аналогичной точки зрения относительно основных форм правления придер-

живались Полибий, Цицерон, Т. Гоббс, Ж.-Ж. Руссо и др. Следует отметить, что первоначально критерием для классификации форм правления выступало количество лиц, которым принадлежит верховная власть. Если власть в руках у одного правителя, то налицо монархия, если власть в руках немногих — это аристократия, при условии, что власть в руках всего населения, то это демократическое государство. Вторым критерием являлся характер властвования, то есть то, чем руководствуются правители при осуществлении своей власти: общественной пользой или личной выгодой. Если власть в государстве осуществляется в интересах населения, а правители проявляют заботу о своих гражданах, то налицо правильные формы правления (монархия, аристократия, полития). Если же происходит обратное и личная выгода выходит на первый план по сравнению с общественной пользой, а правитель осуществляет правление в собственных интересах, то монархия превращается в тиранию; аристократия трансформируется в олигархию, когда власть осуществляется в интересах группы лиц, стоящих у власти; а полития — в демократию, тем самым образуя отклоняющиеся формы правления. Позже И. Кант к количественному критерию добавил наличие принципа разделения власти, на основании чего перешел к двучленному делению форм правления, где было разделение властей — существовала республиканская форма правления, а в случае его отсутствия — монархическая .

Вопрос о сущности формы правле-

Юридическая наука и правоохранительная практика ния до сих пор остается дискуссионным. Связано это с тем, что на сегодняшний день юридические источники обеспечили многообразие подходов к понятию формы правления. На наш взгляд, это позволяет в зависимости от заложенного в них содержания свести их в три группы.

1. Форма правления рассматривается как способ организации только высших органов государственной власти.

Такая трактовка в понимании формы правления поддерживается большинством российских ученых . Она позволяет определить вид и разновидность формы правления с помощью анализа структуры, полномочий, порядка формирования и функционирования центральных органов государства. В соответствии со структурой механизма государства к ним относятся Президент, Парламент и Правительство. При этом анализируемая категория с рассматриваемой точки зрения имеет определенные спорные моменты. Например, большинство современных государств помимо вышеперечисленных органов имеют в своей структуре и иные важные учреждения (такие как Государственный Совет, Совет безопасности, Счетная палата, возможно формирование Конституционного собрания и др.), в большинстве своем совещательного характера. Следует ли их подвергать анализу с точки зрения указанного подхода? Ответ на данный вопрос можно найти в Основном законе государства. Согласно ст. 11 Конституции осуществление государственной власти в Российской Федерации возлагается на перечисленные в статье федеральные органы государственной власти: Президента, Федеральное собрание, Правительство, суды (Конституционный, Верховный, Высший арбитражный и иные федеральные суды). Данная норма права носит императивный характер, следовательно, перечень учреждений государственной власти является исчерпывающим и не подлежит расширению без изменения гл. 1 Конституции России. Иной точки зрения относительно данного вопроса придерживаются Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин, считая, что в форме правления следует учитывать современную роль

других центральных органов государства (например, контрольных органов, участвующих в управлении государством), а также методы управления, формы прямых и обратных связей .

2. Форма правления включает в себя способ организации всех органов государства (высших и местных).

Так, чешский юрист Й. Благож считает, что в понятие формы правления также необходимо включать и систему политических партий, и их взаимоотношения с высшими государственными органами, особенно отношения, касающиеся принятия решений по важным политическим и государственным вопросам .

Этот подход является более трудоемким, поскольку при определении формы правления анализу подвергается не только верховный аппарат государственной власти, но и центральные, судебные, контрольно-надзорные, а также местные органы, включаемые некоторыми исследователями в рассматриваемую категорию. Считаем целесообразным использование данного подхода при определении форм правления не только развивающихся государств, к которым следует отнести страны Африки, Азии, Латинской Америки, но и государств переходного типа (например, постсоциалистические государства). Это связано с тем, что в большинстве случаев определить форму правления в этих странах возможно лишь на основе полного исследования деятельности не только центрального аппарата государственной власти, но и полномочий контрольно-надзорных, судебных, а также местных органов власти.

3. К третьей группе относится точка зрения, согласно которой в понятии исследуемой категории вообще не указывается, какие государственные учреждения необходимо подвергнуть рассмотрению для определения функционирующей в государстве формы правления. Согласно позиции отдельных исследователей (например, М.И. Абдулаева, С.А. Комарова, В.Н. Корнева и др.) форма правления — это отражение способов организации государственной власти конкретного государства, а

также того, кто и как ее должен осуществлять.

Объединяющим моментом всех подходов является то, что их представители считают необходимым включать в понятие формы правления такой элемент, как участие населения в формировании органов власти.

В настоящее время остается спорным вопрос о необходимости включения в понятие формы правления такого признака, как компетенция, и распределения ее между органами государственной власти. Около трети современных ученых-юристов придерживаются мнения, что она является неотъемлемым элементом формы правления , но высказываются и противоположные мнения. Например, по мнению В.С. Петрова, не следует включать в форму правления весь объем организации всех органов власти и управления и разграничение между ними компетенции, поскольку такое расширение понятия формы правления может привести к его отождествлению с понятием механизма государства .

Полагаем, что здесь следует говорить не об отождествлении понятий, а об их тесной взаимосвязи. Дело в том, что к механизму государства, как и форме правления, относятся вопросы, касающиеся системы государственных органов. На сегодняшний день не представляется возможным правильно определить форму правления государства без учета сведений о полномочиях и распределении их между государственными органами.

Своеобразное преодоление множественности подходов к понятию «форма правления» предлагает Я.И. Опритов. Он синтезировал имеющееся многообразие мнений в единую «нейтральную» точку зрения, согласно которой форма правления — это элемент формы государства, складывающийся из фактической и юридической сторон образования и организации (структуры, правового положения и взаимоотношения) высших органов государственной власти, а также тех органов государства, которые наделены самостоятельными властными функциями .

В целом с предложенным подходом можно согласиться. Но непонятно, какие организации подразумеваются под «органами государства, наделенными самостоятельными властными функциями». Относятся к ним только центральные или также государственные структуры регионального уровня.

Необходимо отметить, что еще задолго до Я.И. Опритова Й. Благож выделил в форме правления юридическую сторону (она закреплена в нормативных правовых актах) и фактическую сторону, которая указывает направление развития формы правления в конкретном государстве . Й. Благож считает, что определить подлинную форму правления государства возможно лишь при анализе обеих сторон в совокупности с изучением функционирующего в том же обществе политического режима. Причина в том, что эти элементы формы государства находятся не просто в тесной взаимосвязи, но порой представляют собой одно целое.

Проведенный анализ позволяет утверждать, что форма правления, являясь стержневым элементом формы государства, представляет собой объект пристальных исследований. Однако вопрос об ее выборе остался за рамками проводимых изысканий. В целях освещения данного аспекта следует отметить, что форма правления не избирается произвольно, а является потребностью жизни. Государством избирается только то правление, которое в наибольшей степени соответствует сложившимся условиям либо способствует экономическому, социально-политичес-

кому, культурному развитию страны. Так, идеологический фактор исламской религиозной идеологии обусловливает такую форму правления, при которой руководитель государства является одновременно и духовным лидером, совмещающим в своих руках светскую и религиозную власть. Кроме того, необходимо отметить зависимость формы правления от культуры и традиций, именно благодаря которым была сохранена монархия в Японии, имеющая более чем тысячелетнюю историю.

Следует указать, что причину уста-

Юридическая наука и правоохранительная практика новления той или иной формы правления невозможно объяснить без анализа характера производственных отношений. В тех государствах, в которых преобладала частная собственность, закрепилась республиканская форма правления, при преобладании государственной и общественной собственности — монархическая. Так, особенностью стран, развивающихся по восточному пути (Китай, Египет, Индия), стало то, что административно-государственные структуры, сформированные для выполнения грандиозных общественных работ, складывались раньше, чем возникала частная собственность (узурпировались не средства производства, а управление ими). В основе экономики восточных государств находилась не только государственная, общественная, но и частная собственность. Однако последняя не оказывала существенного влияния на экономику, поскольку она, как и ее владельцы, находилась в безраздельной власти монарха, а ее количество было несущественным по сравнению с собственностью государственной. Следовательно, отсутствие частной собственности способствовало формированию монархической формы правления, имеющей на первоначальном этапе деспотический характер.

В отличие от восточных государств, в Европе на первоначальных этапах разложения общинного строя появляется частная собственность. Именно она является базисной основой для утверждения экономического господства имущих классов, начинает влиять на институты публичной власти и использовать их для защиты своих интересов.

В итоге, целесообразно говорить о том, что форма правления в своей основе имеет объективный характер, обусловленный воздействием таких факторов, как экономика, форма собственности, исторический опыт и т.д. Определенное влияние на выбор формы правления оказывает и размер территории государства. Так, в древние и средние века в государствах с большой территорией республиканская форма правления не могла функционировать, поскольку возникали трудности при

реализации представительной власти, что связано с плохими условиями коммуникации, связи и транспорта. Так, когда Рим был небольшим государством, он закреплял республиканскую форму правления. Позже, когда в результате завоевательных войн территория Рима значительно расширилась, форма правления трансформировалась в монархию. Следовательно, при обширных территориях возникают монархии (империи) — Франция, Россия, Германия, при небольших территориях — республики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъективный фактор также оказывает определенное, но не решающее влияние на форму правления. Это связано с тем, что выбор и становление формы правления не осуществляется отдельными субъектами, а является результатом работы на протяжении длительного периода времени. В то же время личностные качества отдельных политических лидеров позволяют концентрировать государственную власть в своих руках и осуществлять ее в авторитарном или тоталитарном режиме, что порой является исторической необходимостью. Так, в 1933 г., когда Гитлер оказался у власти, Германия находилась в руинах и развалинах. За время своего правления он не только преодолел экономический кризис в государстве, но и завоевал демократические страны.

Реализация субъективного фактора в условиях российской формы правления нашла выражение в таких исторических особенностях, как отождествление главы государства с конкретной личностью, а также превалирующее положение ее по отношению к другим властвующим структурам. Связано это с тем, что российское государство в основном возглавляли сильные, зачастую авторитарные личности.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что форма правления является одним из важных государственных институтов, характеризующихся динамичностью и изменчивостью, на становление которого непосредственное влияние оказывает система объективных и субъективных факторов.

1. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. Мн.: Литература. Классическая философская мысль, 1998. 1392 с.

2. Платон. Законы. М.: Мысль, 1999. 832 с.

3. Шершеневич Г.Ф. История философии права: монография. Спб.: Лань, 2001. 528 с.

4. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: учебник для вузов. М.: ИД «ФОРУМ» ИНФРА, 2000. 488 с.

5. Хабриева Т.Я. Теория современной конституции: монография. М.: Норма, 2005. 320 с.

6. Благож Й. Формы правления и права че-

ловека в буржуазных государствах:моно-графия. М.: Юрид. лит., 1985. 222 с.

7. Марченко М.Н. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Проспект, 2004. 648 с.

8. Бабаев В.К. Теория государства и права: учебник для вузов. М.: Юристъ, 1999. 591 с.

9. Петров В.С. Тип и формы государства: монография. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1967. 119 с.

Страница 2

Виды монархии и их признаки:

Абсолютная

Дуалистическая

Парламентарная

1. Принадлежность законодательной власти

монарх

Разделена между монархом и парламентом

парламент

2. Осуществление исполнительной власти

монарх

монарх

Формально – монарх, фактически — правительство

3. Назначение главы правительства

монарх

монарх

Формально – монарх, но с учетом парламентских выборов

4. Ответственность правительства

Перед

монархом

Перед монархом

Перед

парламентом

5. Право роспуска парламента

Парламент

У монарха (неограниченное)

У монарха (по рекомендации правительства)

6. Право veto монарха на решение парламента

Абсолютное veto

Предусмотрено, но не используется

7. Чрезвычайно – указное законодательство монарха

Неограниченное (указ монарха имеет силу закона)

Только в период между сессиями парламента

Предусмотрено, но не используется

8. Современные страны

Саудовская Аравия, Оман

Иордания, Кувейт

Англия, Япония, Испания.

Второй формой правления является республика.

Республика – это форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Само слово происходит от латинского словосочетания res publicum, которое означает «общее дело».

Признаки республики:

источником власти признается народ;

коллективное правление;

все высшие органы государственной власти избираются населением или формируются парламентом;

органы государственной власти избираются на определенный срок, по истечении которого слагают свой полномочия (принцип сменяемости);

высшая власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий;

должностные лица и государственные органы несут ответственность за свои действия;

Исторически республика как форма правления сложилась еще в Древнем мире, примером тому могут служить рабовладельческие республики Эллады, Древний Рим периода республики и др.

Классификация республик связана с тем, каким же именно образом осуществляется государственная власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделен большим количеством полномочий.

В основном все республики подразделяются на два вида: парламентские и президентские.

Парламентская республика.

При этой форме правления большинство полномочий принадлежит представительным органам власти, а на исполнительно — распорядительные органы накладывается роль только выполняющих и не имеющих особо важных полномочий и прав в осуществлении государственной власти.

Президентская республика.

При президентской республике большинство этих прав и полномочий предоставляется президенту, который зачастую является главой исполнительной власти. К правам президента относятся права по формированию высших органов государственной власти, по осуществлению внешних сношений, по обороне страны и командованию Вооруженными Силами, по вопросам предоставления и выхода из гражданства, амнистии и т. д.

Так же существует и смешанная (полупрезидентская) республика – такая форма правления, в рамках которой сочетаются и сосуществуют признаки парламентской и президентской республик.

Страницы: 1 2 3 4

Конституционно-правовые основы организации и компетенции прокуратуры
Организация и порядок деятельности прокуратуры Российской Федерации и полномочия прокуроров определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, международными договорами Российской Федерации. Организация и порядок деятельности Следственного …

Административно-правовое регулирование реализации права на свободу проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций
Граждане Российской Федерации в соответствие с Основным законом страны имеют право на мирное, без оружия проведение митингов и демонстраций, шествий и пикетирование как одно из форм проявления своего волеизъявления (ст.31 Конституции РФ). В частности, это право граждан предусмотрено законами РФ: № …

Географические, климатические, экономические и социальные условия муниципального образования город Благовещенск
Благове́щенск — город в России, административный центр Амурской области. Является единственным административным центром субъекта Российской Федерации, находящимся на государственной границе РФ. С 28 ноября 2004 года мэром города является Александр Анатольевич Мигуля. Город расположен на юго-за …

Формы правления государства

Форма государства — это совокупность существенных способов (сторон) организации, устройства и осуществления государственной власти, выражающих его сущность.

Форма государства как объективная реальность и как понятие включает в себя три стороны, характеризующие ее свойства:

  • форму правления, структурно отражающую способы организации государственной власти, включая и порядок ее образования;
  • форму государственного устройства — совокупность способов организации государственной власти с учетом внутреннего деления государства на части (в пределах его территории), взаимоотношений органов государства и его частей между собой;
  • политический режим (государственный режим) — совокупность приемов и методов осуществления государственной власти и их организационно-политическое воплощение в государственном строе.

Все три стороны (свойства) формы государства составляют органическое единство. Это не три формы, а три аспекта единой формы государства, которые в каждом конкретном случае принимают неповторимый облик. И все же ведущая, доминирующая роль принадлежит политическому (государственному) режиму, поскольку он имеет решающее влияние на две другие стороны формы государства и является для них наиболее общей политической предпосылкой. Любые изменения в методах осуществления государственной власти — в сторону ли демократии или, наоборот, автократии — неизбежно отражаются на форме правления и (хотя и в меньшей степени) на форме государственного устройства. Форма правления — это один из элементов формы государства.

Основными формами правления, которые существовали в различные исторические эпохи, являются монархия и республика.

Юридические свойства монархии:

  1. бессрочное, то есть пожизненное, пользование властью;
  2. занятие трона по наследству или по праву родства;
  3. представительство во внешних сношениях не по поручительству (мандату), а по собственному праву;
  4. безответственность главы государства (в Швеции в 1809 году был принят закон о форме правления, где говорится, что «поступки короля не подлежат нареканию»).

Таким образом, основными признаками монархической формы правления являются следующие:

  1. во главе государства — единоличный монарх (фараон, король, царь, шах и т.д.);
  2. монархический престол передается по наследству.

Виды монархий

Неограниченные (абсолютные) — вся верховная власть принадлежит неограниченно монарху. Монарх является единственным высшим органом государства.

Ограниченные (конституционные) — монарх не является единственным высшим органом государства и верховная власть распределяется между главой государства и другим органом (Земский собор, парламент и т.д.), В современном мире такая монархическая форма правления присуща Великобритании, Японии, Дании, Швеции, Норвегии и др.

  • парламентские: (Великобритания. Дания, Япония) премьер-министр – лидер победившей на выборах в парламент партии является фактическим главой государства;
  • дуалистические: (Иордания, Марокко, Кувейт) монарху принадлежит исполнительная власть.

Республика

Большинство стран мира имеет иную форму правления — республику, при которой высшая государственная власть представлена выборным коллегиальным органом, избираемым на определенный срок.

Юридическими свойствами республиканской формы правления

  1. ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;
  2. выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;
  3. ответственность главы государства в случаях, определенных законом;
  4. представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;
  5. обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  6. преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность личности и государства.

Виды республик

Парламентарные – республики, в которых решающая роль в политической жизни страны принадлежит парламенту и сформированному им правительству (Италия, Израиль, Индия, Германия, Финляндия, Турция).

Президентские — республики, в которых взаимоотношение высших органов иное — не парламент, а президент обладает приоритетом в системе высших органов государства, он формирует правительство, которое ответственно перед ним (США, Мексика).

Смешанные — республики, в которых президент и парламент имеют примерно одинаковую силу, правительство формируется и парламентом, и президентом, а также несет перед ними двойную ответственность (РФ, Франция).

Форма государственного устройства

Под формой государственного устройства понимается совокупность способов устройства государственной власти применительно к территории, внутреннее деление государства на части и взаимоотношения между этими частями. Она дает возможность рассмотреть структуру государства, характер взаимоотношений между местными и высшими органами государственной власти. По структуре различаются простые — унитарные и сложные — федеративные и конфедеративные государства.

Форма государственного устройства носит самостоятельный характер, во многом определяется существующими традициями, историческими особенностями возникновения и развития государства.

В одних и тех же формах правления могут быть различные формы государственного устройства. Например, монархические государства могут быть унитарными и федеративными, правда, последние крайне редки (Малайзия и Объединенные Арабские Эмираты).

Виды форм государственного устройства

1. Унитарное государство представляет собой простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией (политико-административное устройство). Большинство унитарных государств имеют определенное административно-территориальное деление (районы, области, кантоны и т.п.), в которое укладывается и существующая автономия. Но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета, в таком государстве существует единая система высших органов и единое законодательство, а также территория таких государств компактна (Франция, Швеция, Бельгия, Беларусь, Украина и т.д.).

2. Федеративное государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которой являются обязательными для субъектов федерации только в той мере, в какой это определено в ее компетенции. Наряду с высшими федеральными органами существуют высшие органы государственной власти членов, частей, субъектов федерации.

Территория союзной федерации состоит из совокупности территорий ее субъектов, каждый гражданин субъекта федерации является одновременно гражданином всей страны. Имеются единые федеральные вооруженные силы, финансовая, налоговая, денежная системы. Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеральные органы. Субъекты федерации могут иметь собственные войсковые формирования.

В настоящее время Россия, США, Бразилия, Индия существуют как федеративные государства. Как правило, федерация возникает на основе нормативного договора (например, образование СССР в декабре 1922 года) либо принятия конституции (как это было в 1787 году в США). Самостоятельность субъектов федерации определяется чаще всего специальным нормативным актом или конституцией союзного государства.

3. Конфедерация представляет собой союз государств, который создается на основе договора или соглашения для строго определенных целей (политических, военных, экономических), как правило, носит временный характер. В последующем конфедерация или перерастает в федерацию (США, Швейцария) или распадается (Австро-Венгрия).

Политический режим

Политический режим представляет собой совокупность способов и приемов (методов) реализации государственной власти вообще, совокупность способов и методов осуществления политическими силами, стоящими у власти, своей диктатуры.

Политический режим как компонент формы государства является государственным режимом.

Виды государственных режимов

1. Демократический — это совокупность способов осуществления государственной власти на основе подчинения меньшинства большинству и уважения прав и законных интересов меньшинства.

2. Антидемократический — это совокупность способов осуществления государственной власти на основе произвола, без учета какого-либо мнения как большинства, так и меньшинства.

Тоталитарный режим как разновидность антидемократического режима осуществления государственной власти характерен подавлением личности, отсутствием реальных прав и свобод; огосударствлением общественных организаций; полным контролем государства над всеми сферами общественной жизни; игнорированием интересов национальных государственных образований; милитаризацией общественной жизни; осуществлением диктатуры одной партии; преследованием за инакомыслие.

Авторитарный политический режим также характеризуется недемократическими методами управления, однако с относительной свободой экономической деятельности, с «урезанным» набором прав и свобод.

1.5.1. Форма правления

Под формой правления понимают организацию верховной государственной власти, в особенности высших и центральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок образования этих органов, длительность их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.

Аристотель разграничивал формы правления в зависимости от того, осуществлялась ли верховная власть единолично (монархия), ограниченным числом лиц (аристократия), либо всем населением (демократия). Указанный критерий используется и в настоящее время: формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли верховная власть одним лицом или принадлежит выборному коллегиальному органу. В связи с этим выделяют монархические и республиканские формы правления.

Монархия это такое государство, где верховная власть принадлежит одному лицу пожизненно, пользующемуся ею по своему усмотрению, по праву, которое не делегировано ему никакой другой властью. Период расцвета монархии – это рубеж Нового времени. Именно тогда были выработаны важнейшие ее разновидности: монархия абсолютная, неограниченная и монархия конституционная, ограниченная общенародным представительством (парламентом).

Монархия (от греческого monarchia — единовластие) — это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха): короля, царя, шаха, императора и т.д.

Признаки монархии:

1) власть передается по наследству;

2) осуществляется бессрочно, т.е. пожизненно;

3) не зависит от волеизъявления населения.

Независимо от ее разновидности монархическая форма правления имеет общие черты. Во главе государства находится монарх, который пользуется всей властью по наследству. Монарх не несет никакой юридической ответственности за свои политические действия. В руках монарха сосредоточена вся полнота верховной государственной власти, монарх выступает источником всякого права, только с его волеизъявления те или иные постановления могут приобретать силу закона. Монарх находится во главе исполнительной власти, от его имени творится правосудие, ему принадлежит право помилования. На международной арене, в сношениях с другими государствами, монарх единолично представляет свое государство. Он пользуется титулом, получает значительное содержание из государственной казны, имеет право на особую охрану. При неограниченной, абсолютной монархии всеми указанными правами монарх пользуется безусловно и неограниченно, независимо от какой-либо иной власти, при ограниченной – посредством или при обязательном содействии каких-либо органов или властей, существующих независимо от монарха.

При республиканской форме правления единственным источником власти по закону является народное большинство. В республике власть осуществляется избранными народом на определенный срок представительными органами.

Республика (от латинского res publica — государственное, общественное дело) — это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.

Признаки республики:

1) выборность власти;

2) ограниченность срока полномочий власти;

3) зависимость от избирателей.

Известны парламентарные республики и республики президентские.

В парламентарной республике глава исполнительной власти и его кабинет назначаются и контролируются парламентом. С потерей парламентского большинства правительство уходит в отставку. Президент играет незначительную роль, исполнительная власть является по сути, продолжением законодательной, и тем самым сводится на минимум возможный конфликт между двумя ветвями власти.

Президентская республика характеризуется тем, что избранный глава государства одновременно является главой правительства, которое он назначает с согласия парламента и которое он может распустить.

Схема 3

Понятие формы правления государства

Определение 1

Форма правления государства – это особенная система государственных органов. Это понятие включает в себя методы их формирования, действенность всей системы, права и способы взаимодействия органов власти между собой и людьми. Оно также определяет силу влияния общественности на формирование органов власти.

Изначально это понятие можно понимать в узком и широком смысле: в первом случае это только высшие слои власти, и во втором взаимодействия всех элементов государства.

Форма правления государства дает возможность проанализировать, как создается высшая власть в государстве, какова структура органов государства, какие принципы положены в основу взаимодействия между государственными органами и обычными гражданами, а также в какой степени властные органы обеспечивают права и свободы граждан, создан ли действенный механизм.

Форма правления государства выступает старейшим элементом, который характеризует государственное устройство. Данное понятие начали изучать еще в Древней Греции. В разные периоды развития цивилизации форма правления приобретала разный смысл. Так, в аграрном государстве форма правления позволяет определить, как смещается с поста глава страны, каким образом проходят выборы либо же пост передается по наследству.

Представляется актуальным рассмотреть наиболее распространенные формы.

Монархическая форма правления

Определение 2

Монархия — это форма, при которой власть в государстве отходит исключительно главе государства — государю, который занимает верховную власть по праву наследства и не несет никакой ответственности перед народом, а также не обязан отчитываться в своих действиях.

Отличительные признаки монархии:

  • Единственным главой государства является государь который получает свою власть по наследству;
  • Монарх юридически безответственен (снять монарха с поста главы государства не возможно).

Рассмотрим виды монархий.

Неограниченная (абсолютная) монархия – это форма правления при которой в государстве единственным правителем выступает монарх, именно в его руках находится вся государственная власть (Саудовская Аравия, Оман). В данном виде особняком стоит теократическая монархия (пример – Ватикан).

Ограниченная монархия — форма правления при которой помимо монарха есть и другие органы власти, которые не подотчетны ему, а государственная власть рассредоточена между всеми верховными органами власти. Таким образом, власть монарха ограничивается на основании определенного законодательного акта или же сложившейся традиции. Ученые выделяют два подвида данного вида монархии: Сословно-представительная монархия — вид монархии, в которой монархическая власть ограничивается на основании традиций по формированию органов власти исходя из критериев принадлежности к определенному классу (земские соборы в России) и играющих роль, совещательного органа. Сегодня такого вида монархий не осталось. Конституционная монархия — это вид монархии, в которой власть царя ограничена на основании специального нормативного акта, где нет никакой другой высшей власти, и она складывается путем выборов представителей народа (то есть — парламент). В свою очередь, конституционная монархия делится на: дуалистическую монархию — это государство, в котором монарх обладает полной исполнительной властью, а также законодательной и судебной властью. Парламентская монархия-это государство, в котором монарх представляет собой просто дань историческим традициям и не обладает какой-либо значительной властью. Государственный строй-это монархия, основанная на принципе разделения властей.

Республиканская форма правления

Определение 3

Республика — представляет собой форму правления государством, при которой все высшие органы избираются населением страны, либо формируются особыми представительными учреждениями на некоторый срок, они несут полную ответственность перед своими избирателями.

Отличительные признаки:

  1. Всегда существует несколько высших органов власти, полномочия которых разделены между ними таким образом, что одно зависит от другого (система разделения властей);
  2. Главой государства является Президент, который отвечает за свои решения перед населением страны.

Определение 4

Форма правления — способ организации высших органов государственной власти.

Существуют следующие виды данной формы правления.

Республики различаются потому, что некоторые из органов власти-парламент или Президент формирует правительство и направляет его работу и перед кем из них отвечает правительство.

Президентская республика — это форма при которой в государстве власть сосредотачивается в руках президента как главы правительства так и главы страны.

Правительство создается и распределяется непосредственно Президентом, парламент существенного влияния на власть оказать не может. Именно-здесь наиболее полно раскрывается принцип системы разделения властей на три ветви – судебную, законодательную и исполнительну.

Парламентская Республика — это форма правления государства, в котором высшая роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.

Президент в таком государстве не обладает никакими значительными полномочиями (Германия).

Смешанная Республика представляет собой форму правления при которой власть президента сочетается в действенными мерами по контролю за действиями Парламента, за исполнительной властью. Президент формирует правительство, но обязательно в данном процессе участвует Парламент страны. Следовательно, правительство ответственно перед президентом и парламентом (пример — Украина, Португалия, Франция).

Схематично все формы правления можно изобразить следующим образом.


Рисунок 1. Формы правления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Замечание 1

Таким образом, форма правления государством играет важную роль. Именно благодаря данному понятию можно определить, как именно в государстве формируются органы государственной власти. Данное понятие издревле волновало величайшие умы человечества, и на сегодняшний день оно не потеряло своей актуальности.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *