Высадка пассажиров на выделенной полосе

В стремлении облегчить движение в городах и сделать общественный транспорт максимально привлекательным местные власти все чаще принимают решение о выделении отдельных полос для движения автобусов.

Но не все водители личного автотранспорта рады такому начинанию, некоторым кажется, что таким образом ущемляются их права и они игнорируют запрет на проезд по автобусной полосе. Мы дадим ответы кому и когда можно ездить по таким полосам, какая ответственность ждет нарушителя и можно ли ее избежать.

○ Кому можно и нельзя ездить по автобусной полосе?

Начать следует с определения самой автобусной полосы. Под ней можно понимать одну или несколько полос дороги предназначенных для исключительного движения общественного транспорта, включая троллейбусы и маршрутные такси.

Она обозначается знаками 5.11.1 и 5.12.1, для указания на дорогу с полосой общественного транспорта двигающегося навстречу основному потоку. Знаки 5.14 и 5.14.1 указывают начало и конец такой полосы, а знаки 5.13.1 и 5.13.2 обозначают пересечение с такой дорогой. Кроме того на дорогу наносится специальная разметка в виде буквы «А».

По общему правилу ездить по полосе для общественного транспорта другим водителям нельзя, но конечно, существуют исключения.

Выезд на такой участок дороги возможен только если он не отделен от остальной части сплошной разметки, так что дальше мы будет говорить только о пересечении прерывистой линии. Исключения прямо прописаны в П. 18.2 ПДД:

  • «На дорогах с полосой для маршрутных транспортных средств, обозначенных знаками 5.11, 5.13.1, 5.13.2, 5.14 «Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств», запрещаются движение и остановка других транспортных средств (за исключением школьных автобусов и транспортных средств, используемых в качестве легкового такси, а также велосипедистов — в случае, если полоса для маршрутных транспортных средств располагается справа) на этой полосе.
  • «Если эта полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах транспортные средства должны перестраиваться на нее. Разрешается также в таких местах заезжать на эту полосу при въезде на дорогу и для посадки и высадки пассажиров у правого края проезжей части при условии, что это не создает помех маршрутным транспортным средствам.»

То есть, перестраиваться на полосу для общественного транспорта в случае ее отделения прерывистой полосой можно:

  • Для разворота.
  • Выполнения поворота направо с перестроением в правую полосу для общественного транспорта.
  • Для остановки с целью посадки и высадки пассажиров или погрузки/разгрузки при условии не создания препятствий для движения общественного транспорта.

Дополнительно могут устанавливаться знаки, информирующие водителя о возможности проезда по полосе для общественного транспорта в ночное время и в любое время выходные, праздничные дни.

○ Такси на маршрутной полосе.

До 2012 года проезд легкового такси по полосам для автобусов был запрещен. Но теперь внесены соответствующие изменения в ПДД, по п.18.2 ПДД, которые разрешают автомобилям желтого цвета с шашечками, таксометром и световым прибором на крыше такой проезд.

Кроме того, легковые такси выделяются из массы автомобилей специальными желтыми номерами, так что любители подвезти пассажира за плату без должного оформления быстро будут замечены бдительным сотрудником ГИБДД.

○ Штрафы за автобусную полосу.

Желающие быстрее добраться до цели, частенько готовы объезжать пробки по полосе для автобусов и рискуют получить штраф по ст. 12.17 КоАП в 1500р, если же нарушение произошло в Москве или Санкт- Петербурге придется расстаться с 3000 рублей. Но это при условии, что вы проехали в попутном направлении.

Движение по встречной полосе наказывается штрафом в размере от 1000 до 1500 р. при условии, что не пересекалась сплошная линия. В таком случае будет применен ч.3 ст. 12.15 КоАП:

  • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия либо на трамвайные пути встречного направления при объезде препятствия — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей.»

Если же необходимости преодолевать препятствие не было, то ответственность станет выше по ч.4 этой статьи:

  • «Выезд в нарушение Правил дорожного движения на полосу, предназначенную для встречного движения, либо на трамвайные пути встречного направления, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, — влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей или лишение права управления транспортными средствами на срок от четырех до шести месяцев.»

Кроме 5000 штрафа можно расстаться с водительским удостоверением на 4 – 6 месяцев. Повторное нарушение обойдется дороже по ч.5 ст.12.15 КоАП, а именно 5000 р при условии , что было зафиксировано видеофиксацией.

○ Советы юриста: теория и практика.

Избежать наказания сложно, но возможно. Если выезд на полосу для автобусов вызван форс-мажорными обстоятельствами, например, уходом от ДТП, или внезапно возникшей неисправностью транспортного средства, то стоит попробовать убедить инспектора в исключительности ситуации.

Но если нарушение зафиксирует камера, то придется заплатить штраф. Тем не менее, получив письмо с постановлением о нарушении по результатам видеофиксации, внимательно рассмотрите фото. Видно ли на не нем именно ваше авто, действительно ли оно находится на полосе для автобусов.

Встречаются случаи ошибочного вынесения штрафов «за тени» или просто в результате неправильной установки камер наблюдения, которые можно обжаловать.

Если правонарушение уже совершено, то штраф можно сократить на 50%, если только это не повторная езда по встречной. Для этого достаточно оплатить его в течение 20 дней.

В Правилах дорожного движения имеется очень точное определение понятия «Остановка» — это «преднамеренное прекращение движения транспортного средства на время до 5 минут, а также на большее, если это необходимо для посадки или высадки пассажиров либо загрузки или разгрузки транспортного средства». Таким образом, высадка пассажиров является одной из главных причин остановки. И она запрещена там, где запрещена остановка.

Ответственность за остановку там, где это запрещено, определяется статьёй 12.19 Кодекса об Административных правонарушениях. Если правило нарушено в обычном месте и не в столицах, то можно отделаться предупреждением или штрафом в 500 рублей. Остановка на пешеходном переходе и ближе 5 метров перед ним может быть наказана денежным взысканием в 1000 рублей, на трамвайных путях – 1500 рублей, а при создании препятствий другому транспорту – 2000 рублей. Дороже всего обойдётся остановка в местах для инвалидов – 5000 рублей. Остановка на железнодорожном переезде может повлечь лишение прав на срок от 3 до 6 месяцев. Эти штрафы возрастают, если правила остановки нарушены в Москве или Санкт-Петербурге и составляют от 2500 до 3000 рублей.

Напомним и те места, где запрещено останавливаться:

  • в местах, обозначенных знаком 3.27 ;
  • на трамвайных путях и рядом с ними, если ограничивается проезд трамваев;
  • на железнодорожных переездах;
  • в тоннелях, на эстакадах, мостах, путепроводах если они имеют менее трёх полос, а также под ними;
  • в узких местах, когда создаются помехи для другого транспорта (расстояние для проезда без нарушений менее 3 м);
  • на пешеходных переходах и перекрёстках, а также ближе 5 м перед/за ними;
  • в зоне ограниченной видимости: менее 100 м от опасных поворотов (обозначается знаками 1.11.1 , 1.11.2 ) и выпуклых переломов продольного профиля дороги, а также, если автомобиль закрывает дорожные знаки и светофор;
  • на полосе для велосипедистов.

Остановка для посадки и высадки пассажиров допускается на остановках общественного транспорта и такси, если не создаётся помех для их движения. Но перед этим не должно быть знака 3.27 , а подъезд не должен быть ограничен сплошной разметкой полосы общественного транспорта.

При остановке в тех местах, где это запрещено, и включении «аварийки», возможно, потребуется доказательства вынужденности такой остановки, иначе придётся оплатить штраф. Вынужденная остановка может быть вызвана технической неисправностью автомобиля (тогда нужно выставить знак аварийной остановки) или опасностью, создаваемой перевозимым грузом, состоянием водителя (пассажира) или появлением препятствия на дороге.

Ехала недавно по Москве, увидела картину примерно следующего содержания:

Расположение машин, участвующих в ДТП, не особо принципиально. Принципиально то, что они занимают полностью 2 полосы.

Забавная ситуация получается. С повышением штрафов за выезд на полосы для общественного транспорта в нарушение пдд получается дешевле в данной ситуации… объезжать ДТП по встречной полосе?

Разберемся в ситуации. По идее, самый безопасный и адекватный вариант — объехать это ДТП по полосе для общественного транспорта (уступив этому самому общественному транспорту, если он вдруг даже виден), после чего вернуться в свою полосу. Но… есть одно НО. ДТП случилось ровно на уровне камер, фиксирующих проезд «нарушителей» по полосе для ОТ.

12.17 ч.1 1 Движение ТС по полосе для маршрутных ТС или остановка на указанной полосе в нарушение ПДД, за исключением случая, предусмотренного частью 1 2 настоящей статьи — штраф 1500 руб.

12.17 ч.1 2 Нарушение, предусмотренное частью 1 1 настоящей статьи, совершенное в городе федерального значения Москве или Санкт-Петербурге — штраф 3000 руб.

Хочешь объехать ДТП безопасно по полосе для ОТ — плати дань, потому что придёт письмо счастья. Откуда камере знать, что ты всего лишь объезжаешь препятствие? По идее, она должна выключаться или деактивироваться сотрудниками ДПС. А если они ещё не приехали? Если их ещё не вызывали? А если они уже приехали, но камеру не выключили? Прекрасно? Не то слово!

Какие варианты действий могут быть ещё?

12.15 ч.3 — Выезд в нарушение ПДД на полосу, предназначенную для встречного движения, при объезде препятствия, штраф от 1000 до 1500 руб.

Видеофиксации нет, «дань» платить придётся в том случае, если маневр будет выполнен на глазах у сотрудников ДПС и они не закроют на него глаза. Дешевле? Однозначно! Безопаснее? Едва ли.

Несколько упрощает задачу разделительная, если она есть и достаточно широкая для размещения ТС без выезда на встречную полосу:

12.15 ч.1 — Нарушение правил расположения ТС на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней — штраф 500 руб.

Хотя в случае объезда препятствия пункт, по идее, не работает. В ПДД есть только запрет на выезд на встречную полосу. Разделительная не упоминается никак. Значит — можно. Но её может не быть, она может оказаться слишком узкой и т.п.

12.15 ч.2 — Движение по велосипедным или пешеходным дорожкам либо тротуарам в нарушение ПДД — штраф 2000 руб.

Дешевле 3000? Дешевле! К тому же, опять — никаких средств фиксации нарушений, «если поймают». Безопаснее? Спорно. Удобнее? Точно нет. Мало того, что несчастную полосу для ОТ всё равно придётся пересекать и залазить на бордюр — движение затрудняется в разы больше — так в безобидный объезд ДТП вовлекаются пешеходы. Им-то к чему такие неудобства из-за борьбы с неудачной системой?

Всё больше и больше обсуждается метод скрытия номеров при проезде камеры. Ещё бы — выезжать на встречку дешевле, но опаснее. На моих глазах ни один водитель не поехал объезжать данное ДТП слева, несмотря на то, что теоретически можно было попробовать потесниться на разделительной (речь о Севастопольском проспекте — она там иногда встречается переменной ширины). Точно также ни один водитель не полез на тротуар или газон. Но это лишь потому, что на данный момент штрафы за подобные маневры приходят не всегда и не всем. Очень не всегда и не всем. Как поведут себя водители, если за безобидный объезд препятствий им начнут выставлять счет в 3000 рублей?

Можно, конечно, обжаловать пришедший штраф. В этом случае получается, что человек ничего не нарушил, да ещё и движению не помешал, но ему придётся доказывать, что он не верблюд. Чтобы доказывать — нужны доказательства. Откуда их взять? Может помочь видео с регистратора. Только регистратор стоит не у всех, да и глупо это — после каждого спорного момента останавливаться и сохранять видео «на будущее», чтобы не перезаписалось — вдруг пригодится. Ещё один вариант — фотография. Опять же — надо остановиться, фотоаппарат достать, снять дтп, поехать дальше. Где, кстати, остановиться? Сколько и кому помех создать, какой длины затор будет? Но это пол дела. После этого, вооружившись «доказательствами», нужно будет оспаривать штраф. А доказательства ещё и могут не принять…

Тут на ум приходит ещё один «выход» из ситуации. Если не хочешь ехать по встречке, не хочешь портить газон и распугивать пешеходов по тротуару — то как сделать так, чтобы квитанция на оплату «дани» за объезд дтп не пришла? Сделать так, чтобы камера не распознала номера. Это, конечно, тоже наказуемо, причём наказуемо куда более жестоко, чем все перечисленные выше варианты:

12.2 ч.2 — Управление ТС без государственных регистрационных знаков, а равно управление ТС без установленных на предусмотренных для этого местах государственных регистрационных знаков либо управление ТС с государственными регистрационными знаками, оборудованными с применением материалов, препятствующих или затрудняющих их идентификацию — штраф 5000 руб. или лишение права управления ТС на срок от 1 до 3 мес., изъятие ВУ.

С другой стороны — некому фиксировать — нет проблемы. Если отряд ДПС уже подъехал оформлять ДТП, то камера, по идее, должна быть деактивирована. К сожалению, это никак не гарантируется. Если отряд ДПС не подъехал, то нет никаких проблем проехать под камерой со скрытым номером. Накинув ли тряпку, или с помощью специальной рамки — уже дело десятое. Тут другое интересно. Если номера скрываются вручную — то придётся останавливаться и тормозить поток, мешать проезду ОТ и т.п. Где останавливаться? За какое расстояние до камеры? Это расстояние меньше расстояния, с которого видно причину выезда на полосу для ОТ — ДТП?

Не получится ли так, что штрафы «ни за что» спровоцируют автомобилистов активнее устанавливать рамки с возможностью скрытия номера? Не только тех, кто «нарушал, нарушает и будет нарушать», а всех, даже тех, на кого камеры могли поиметь какое-то воздействие в плане соблюдения ПДД?

Смотрю на всё написанное выше и думаю… Так как, всё-таки, безопаснее, лучше с моральной точки зрения и проще с точки зрения действий постфактум выходить из такой ситуации? Неужели платить «дань» за объезд нерадивых водителей, неудачно устроивших ДТП на все полосы?

Михаил МоржанаевВедущий юрист компании onlinegibdd.ru Дата обновления 15 октября 2020 242094 15

Поговорим о том, что такое автобусная полоса и кому разрешено ей пользоваться. Разрешено ли передвигаться по этой полосе в выходные и праздничные дни. Особенности движения по полосе для общественного транспорта автомашин такси. Рассмотрим все штрафы, которые можно получить за «выделенку».

  • Что такое полоса для общественного транспорта
  • Кто может ездить по «автобусной» полосе
  • Размер штрафа за полосу общественного транспорта
  • Можно ли такси ездить по выделенной полосе

Что такое полоса для общественного транспорта

Согласно правилам дорожного движения по полосе для маршрутных транспортных средств могут двигаться автобусы, троллейбусы, велосипедисты, а также школьные автобусы и легковые такси.

На наличие полосы для общественного транспорта указывает знак 5.14:

Действие знака распространяется на ту полосу дороги, над которой он размещен. Знак действует до ближайшего перекрестка или до отмены (знак 5.14.1). Если выделенная полоса продолжается после перекрестка, знак ставят повторно.

Если полоса отделена от остальной проезжей части прерывистой линией разметки, то при поворотах автомобили должны перестраиваться на нее. В таких местах также разрешается заезжать на эту полосу для посадки и высадки пассажиров у правого тротуара. Обязательное условие в этом случае — отсутствие помех с вашей стороны маршрутным транспортным средствам.

Дополнительно «выделенку» обозначают буквой «А» на дорожном полотне. Места для остановок маршрутных ТС выделяют желтым зигзагом.

На наличие автобусной полосы также указывают следующие знаки.

Знак 5.11.1 — Дорога с полосой для маршрутных транспортных средств. По такой полосе маршрутные транспортные средства движутся навстречу общему потоку автомобилей.

Знаки 5.13.1 и 5.13.2 — Выезд на дорогу с полосой для маршрутных транспортных средств.

Кто может ездить по «автобусной» полосе

Согласно закону, передвигаться по выделенной полосе могут:

  • рейсовые автобусы,
  • троллейбусы,
  • маршрутные такси,
  • легковые такси.

Водителю обычного автомобиля разрешается временное движение по выделенной полосе в случае:

  • поворота, перед которым нужно перестроиться в правый ряд. Если вы забудете это сделать, получите штраф в размере 500 рублей за создание угрозы для других участников дорожного движения (ст. 12.14 КоАП РФ).
  • выезда на автобусную полосу со второстепенной дороги или прилегающей территории.
  • посадки и высадки пассажиров у края проезжей части.

Общие требования при таких маневрах:

  • наличие прерывистой линии разметки;
  • отсутствие помех для общественного транспорта с вашей стороны.

Езда по выделенной полосе в выходные дни

Среди водителей бытует миф, что в выходные в Москве и Санкт-Петербурге разрешено ездить по «выделенке» всем без исключения. Штрафы потом становятся сюрпризом и тяжелым грузом для семейного бюджета.

По правилам по автобусной полосе может передвигаться только общественный транспорт. Исключения составляют случаи когда действие знака «Полоса общественного транспорта” ограничивается по времени дополнительными информационными табличками.

Информационная табличка 8.5.2 указывает на то, что знак «автобусная полоса” действует только в рабочие дни. В выходные «выделенка» доступна всем водителям.

8.5.3. «Дни недели”. Указывает дни недели, в течение которых действует знак. По автобусной полосе по указанным дням разрешается ездить только общественному транспорту. В остальное время полоса доступна всем.

8.5.4 «Время действия”. Указывает время суток, в течение которого действует знак.

Кроме перечисленных, со знаком «автобусная полоса” применяются таблички 8.5.5-8.5.7 «Время действия”. Указывают дни недели и время суток, в течение которых действует знак.

Размер штрафа за полосу общественного транспорта

Нарушение при выезде на автобусную полосу может зафиксировать инспектор или камера. Сотрудники ГИБДД выписывают штраф на месте. Если нарушение зафиксировала камера, постановление придет по почте.

За движение по полосе для маршрутных транспортных средств или остановку на указанной полосе вам грозит штраф в размере 1500 рублей.

Если такое нарушение допущено в Москве или Санкт-Петербурге — штраф составит 3000 рублей (статья 12.17 КоАП РФ).

При выезде на автобусную полосу, по которой транспортные средства движутся во встречном направлении, согласно п. 4 ст. 12.15 КоАП, грозит наказание в виде штрафа 5 000 рублей или лишение права управления от 4 до 6 месяцев.

При повторном выезде на встречную полосу права отберут на 12 месяцев. Однако, если нарушение зафиксировала камера, отделаетесь штрафом 5 000 рублей.

Если вы остановились на «выделенке» и оставили машину, она может оказаться на штрафстоянке.

Штраф за «автобусную полосу” не отменят, даже если:

  • вы объезжали «пробку»,
  • пропускали другой автомобиль,
  • стояли на «аварийке» на автобусной полосе вместо своей.

Обойтись без штрафа или обжаловать его можно лишь в двух случаях:

  1. Выезд на «выделенку», обусловленный крайней необходимостью (ст. 2.7 КоАП РФ). Например, вы выехали на автобусную полосу во избежание ДТП, когда из-за поворота на вас вылетела машина.
  2. Вы ехали по автобусной полосе в разрешенное обычным водителям время.

Можно ли такси ездить по выделенной полосе

Хотя с 2012 года легковым такси разрешили передвигаться по автобусной полосе (п. 5.14 ПДД), некоторые таксисты боятся выезжать на нее. Причина этому — штрафы. Давайте разберемся.

Право пользоваться автобусной полосой распространяется на такси при условии, что оно работает легально. Для этого нужно получить лицензию (разрешение на таксомоторные перевозки) и оборудовать машину в соответствии с законом.

Вы можете передвигаться по автобусной полосе в Москве с подмосковной лицензией — это полностью законно.

Такси от обычной машины на дороге отличают:

  • фонарь оранжевого цвета на крыше,
  • лента в виде черных квадратов в шахматном порядке по бокам кузова (в народе «шашечный пояс»),
  • таксометр.

С 1 июля 2018 года в Москве лицензии будут выдавать только на автомобили с кузовом желтого цвета (согласно Закону Москвы «О легковых такси»; последние лицензии, выданные до вступления статьи 2.1 в силу, на тот момент закончатся). Для водителей из Подмосковья этот закон не действует, машина может быть любого цвета и легально передвигаться по выделенной полосе.

Если вы работаете нелегально или автомобиль не отвечает всем требованиям, за выезд на «выделенку» вам грозит штраф.

Бывают случаи, когда штраф получает такси, оборудованное по всем правилам. Причина может скрываться в реестре. Если вашу лицензию туда не внесли, вы вне закона.

С этим часто сталкиваются таксисты с подмосковной лицензией. Чтобы не попадать в такие ситуации сразу после оформления разрешения проверьте, есть ли оно в реестре.

Сделать это просто:

  • зайдите на сайт мэра Москвы;
  • введите в форму поиска: номер ТС или номер лицензии, наименование перевозчика или несколько параметров сразу.

Результаты можно распечатать и положить к дорожным документам на всякий случай.

Проверка штрафов для юр. лиц

В качестве вывода

Если вы таксист с лицензией и ваш автомобиль соответствует требованиям, перечисленным в законе, перемещаться по полосе обществественного транспорта вам можно. Если при этом вы схлопотали штраф — обжалуйте его.

В любом спорном случае обращайтесь в ГИБДД по месту нарушения для обжалования. В Москве это ЦАФАП ОДД ГИБДД ГУ МВД России по г. Москве, находится по адресу ул. Садовая-Самотечная, д.1. Вопросы обжалования мы подробно рассмотрели в отдельной статье.

Есть дополнительные вопросы по ПДД или обжалованию штрафа за автобусную полосу? Задайте их автоюристу. Это бесплатно.

Задайте вопрос по статье

Напишите нашему юристу, и он поможет разобраться в автомобильном законодательстве. Рассмотрим спорные ситуации и подскажем, как действовать по закону.

Штрафы за выезд на выделенную для общественного транспорта полосу приходят даже тем, кому движение по ним не запрещено. Таксисты Москвы, которые в апреле прошлого года получили право ездить по выделенкам, регулярно получают штрафные квитанции.
Как сообщает РИА «Новости», заместитель руководителя фракции ЛДПР Ярослав Нилов направил мэру Москвы Сергею Собянину и главе управления ГИБДД по городу Александру Ильину официальные письма, в которых попросил устранить «нарушения логики» и не штрафовать легальных таксистов, которые выезжают на выделенные полосы.
Дело в том, что выделенные полосы оборудованы знаком «въезд запрещен», который фактически запрещает движение легальным такси по ним. В то же время в действующих правилах дорожного движения прописано, что таксисты имеют право двигаться по выделенным полосам.
«По информации профсоюза таксистов, собственникам автомобилей в автоматическом режиме приходят штрафы в размере 3000 рублей именно за движение по выделенной полосе. После обжалования штраф снижается до суммы в 300 рублей (за въезд под «кирпич»)», — пояснил в письме Нилов.
Напомним, поправки, согласно которым таксисты также могут выезжать на выделенки, вступили в силу 13 апреля прошлого года. Такое право получили только те такси, которые соответствуют всем требованиям: оборудованы таксометром, имеют «шашечки» на кузове и оранжевый фонарь на крыше.
На прошлой неделе заместитель мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов заявил, что выделенные полосы для общественного транспорта до конца 2013 года будут организованы на 80% вылетных магистралей Москвы. Всего за прошлый год в столице введено 68,8 километров выделенных полос. Сейчас их общая протяженность в общей сложности составляет 158 километров.
Согласно результатам некоторых опросов, москвичи положительно оценивают появление выделенных полос для общественного транспорта. По результатам исследования, проведенного компанией Online Market Intelligence (OMI), введение выделенных полос одобряет половина опрошенных, в то время как количество недовольных не превышает 16%. Ухудшение дорожной ситуации после появления полос для общественного транспорта отмечают более трети опрошенных жителей Москвы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *