Высшую юридическую силу имеют

Верховенство и высшая юридическая сила конституции РФ.

Конституции как нормативному правовому акту присущи следующие юридические свойства:

1. Верховенство Конституции означает, что государство, государственная власть в лице государственных органов, а также организации, объединения, граждане подчиняется Конституции. Согласно статье 4 Конституция имеет верховенство на всей территории РФ. Согласно статье 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

2. Высшая юридическая сила Конституции. Согласно статье 15 Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Высшая юридическая сила Конституции означает, что все законы и иные нормативные правовые акты должны соответствовать Конституции, в противном случае действуют нормы Конституции.

3. Центральное место во всей правовой системе. Конституция является «ядром» правовой системы, основным законом государства. Она координирует законодательство и направляет правотворческий процесс, устанавливает порядок принятия законов, основные виды подзаконных актов.

4. Особая охрана Конституции. В охране Конституции задействована практически вся система органов государственной власти. Президент РФ является гарантом Конституции. Конституционный Суд РФ проверяет конституционность ряда нормативных правовых актов, причём акты, признанные неконституционными, утрачивают силу.

5. Особый порядок принятия, изменения и пересмотра Конституции. Особый, усложнённый порядок изменения и пересмотра Конституции (Глава 9 статьи 134 — 137), характеризует её как «жёсткую» (в отличие от «гибких» конституций, изменяемых в том же порядке, что и другие законы), обеспечивает её стабильность.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране (федеральный закон, акт Президента РФ, Правительства РФ, акт регионального, муниципального или ведомственного правотворчества, договор, судебное решение и т. д.), не может противоречить Основному Закону, а в случае противоречия (юридических коллизий) приоритет имеют нормы Конституции. Верховенство Конституции РФ проявляется и по отношению к прежнему российскому законодательству: в соответствии с ч. 2 разд. 2 Конституции РФ законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции, применяются в части, ей не противоречащей.

Высшая юридическая сила и прямое действие конституции (стр. 1 из 2)

При этом для некоторых положений прежнего законодательства, в частности уголовно-процессуального, не соответствующих Основному Закону, установлен переходный период для приведения в соответствие с Конституцией РФ. О верховенстве Конституции РФ говорится непосредственно в конституционном тексте (ч. 2 ст. 4, ч. 1,2 ст. 15). Обеспечение юридического верховенства Конституции РФ – задача всех без исключения государственных органов и должностных лиц, однако ведущее место в механизме охраны Конституции принадлежит специализированному органу конституционного контроля – Конституционному Суду РФ.

Верховенство Конституции РФ означает ее приоритетное положение в системе нормативно-правовых актов, действующих на территории России. «Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации» — закрепляет ч. 1 ст. 15 Конституции РФ.

Верховенство Конституции РФ проявляется не только по отношению к законодательству, которое будет принято в будущем, но и к законодательству, принятому до вступления Конституции РФ в силу. Так, в п. 2 раздела II Конституции РФ говорится, что «законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящей Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации».

Верховенство Конституции РФ приобретает дополнительное значение в условиях федеративного государственного устройства России, когда субъекты Федерации имеют свою конституцию и свое законодательство. Республиканские конституции и принимаемые субъектами другие нормативно-правовые акты не должны противоречить федеральной Конституции (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ).

Верховенство Конституции РФ обеспечивается особым порядком ее принятия и изменения; приданием конституционным нормам высшей юридической силы; повышенной правовой защитой конституционных предписаний.



Высшую юридическую силу в РФ имеет

Читайте также:

  1. A) представляется в виде мозаики из квадратных элементов, каждый из которых имеет свой цвет
  2. Б) имеет вещественную природу
  3. Бак прямоугольной формы с водой имеет в дне малое отверстие, через которое происходит его опорожнение. Время опорожнения бака _____ раза, если площадь бака увеличить в 4 раза.
  4. Бак прямоугольной формы с водой имеет в дне малое отверстие, через которое происходит его опорожнение. Время опорожнения бака _____ раза, если площадь бака уменьшить в 4 раза.
  5. Банк имеет устав, утверждаемый в порядке, определенном законодательством для юридического лица соответствующей организационно-правовой формы.
  6. Буфет-раздаточная. В каждом отделении имеется буфет-раздаточная, а в отделениях для детей старшего возраста и столовая.
  7. В) обязательство, в котором одна сторона имеет права, а другая сторона несет обязанности.
  8. Важное значение для диагноза и прогноза отклонений в развитии имеет также выявление реакции ребенка на речевое общение.
  9. Верхняя часть двенадцатиперстной кишки имеет округлую форму. Этот отдел называется ампулой двенадцатиперстной кишки, ampulla duodeni.
  10. ВОПРОС 29 Какое значение имеетосмотр места происшествия и

Тест 1

1. Государство – это …

А аппарат подавления и управления

Б навязанная обществу извне организация, выражающая волю правящих классов

+В организация политической власти общества, охватывающая определенную территорию, выступающая одновременно как средство обеспечения интересов всего общества и особый механизм управления и подавления.

2. В структуру государственного механизма входят:

А государственные органы, государственные учреждения, государственные предприятия.

Б армия, ОВД, ФСБ, разведка, система исполнения наказаний.

+В Президент, Правительство, Федеральное Собрания.

3. Основными элементами формы государства являются:

А монархическая власть, демократический режим, функции государства

+Б форма правления, форма национально-государственного устройства, политический режим.

В унитарное государство, республика, тоталитаризм.

4. Главными чертами президентской республики являются:

А президент – глава государства, высший судебный орган, глава исполнительной власти

Б президент избирается внепарламентским способом, отсутствует ответственность правительства перед парламентом, парламент может возбудить против президента процесс импичмента

+В премьер-министра избирает парламент, лидер победившей на выборах партии становится председателем правительства.

5. Государство, которое не слито с церковью, но через институты, устанавливаемые законодательством, оказывает определяющее влияние на политику, называется …

А теократическим

+Б светским

В клерикальным

6. Соотношение государства и права рассматривается как:

А приоритет государства над правом

+Б связь носит характер двусторонней зависимости.

В приоритет права над государством

7. Основным элементом государственного механизма является …

+А государственный орган

Б аппарат принуждения

В государственное предприятие

8. Объединение государств на договорной основе для достижения определенных целей – это …

+А содружество

Б федерация

В конфедерация.

9. Устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека называется:
А государственным суверенитетом
Б гражданством
+В конституцией

10.

Статья 15 Конституции России

По форме правления государства делятся на:
+А монархии и республики
Б монархии и федерации
В метрополии и колонии

11. Государство, где верховная власть принадлежит одному лицу и передается по наследству (династически) называется:
+
А монархией
Б республикой
В колонией

12. В парламентской республике правительство:
А представляется президентом, а утверждается парламентом
+Б формируется парламентским большинством и выполняет свои функции до тех пор, пока располагает его поддержкой
В формируется парламентским большинством, а распускается президентом

13. Среди видов политического режима отсутствует:
А авторитарный
Б тоталитарный
В демократия
+С парламентаризм

14. Органы местного самоуправления:

А входят в систему государственных органов

+Б не входят в систему государственных органов

В занимают специальное положение в системе государственных органов субъектов федерации

15. Сложное государство, складывающееся из ряда государственных образований, называется …

А тоталитарным

Б конфедеративным

+В федеративным

Г унитарным

Тест 2

1. Норма права – это …

+А) общеобязательное правило, установленное государством, регулирующее общественные отношения

Б) специальная социальная норма, обладающая рядом существенных признаков

В) специальное правило для единичного случая, имеющее большую социальную ценность.

2. Нормы, применяемые при регулировании отношений равных субъектов, допускающие возможность выбора приемлемого варианта поведения, называется …

А) учредительными

Б) императивными

+В) диспозитивными

3. Действия нормативно-правового акта ограничивается:

А) органом, который его принял

Б) судебным органом

+В) временем, пространством и кругом лиц

4. Обратная сила закона …

А) невозможна

+Б) возможна в исключительных случаях, если закон улучшает положение субъекта или обратное действие предусмотрено в законе

В) возможна всегда.

5. Поведение, с точки зрения права, может быть …

А) активным

Б) в виде действия или бездействия

+В) правомерным, неправомерным и юридически безразличным.

6. Отрасль права – это …

А) совокупность взаимосвязанных между собой норм, объединенных общностью предмета и метода правового регулирования

+Б) совокупность взаимосвязанных юридических норм, объединенных общностью регулирования конкретных видов общественных отношений

В) совокупная связь права, правовой идеологии и юридической практики.

7. Внутренняя структура нормы состоит из:

А) субъекта, объекта, объективной и субъективной стороны

+Б) гипотезы, диспозиции и санкции

В) разделов, глав, статей, частей статьи

8. Нормативно-правовой акт в виде федерального закона вступает в законную силу в РФ по истечению:

А) 7 дней

Б) 15 дней

+В) 10 дней

9. Такими чертами, как: единая иерархично построенная система источников писанного права, кодификация законодательства, существование подзаконных актов, деление права на публичное и частное, а также на отрасли, обладает …

+А) романо-германская система права

Б) англо-саксонская система права

В) система традиционного права

Г) система религиозного права

10. Нормы, закрепляющие комплекс обязанностей, прав, а также ответственность участников регулируемых отношений, называются …

А) материальными

+Б) процессуальными

В) процедурными

11. Источником права НЕ является:
А) правовой обычай
Б) судебный прецедент
В) нормативно-правовой договор
+Г) моральная норма

12. Принятый в особом порядке акт законодательного органа, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой можно определить как:
+
А) закон
Б) прецедент
В) указ Президента

13. Юридический факт – это …

А) правонарушение

+Б) правоотношение

В) основание возникновения правоотношения

14. Романо-германская правовая семья историческое начало ведет от … права

А) обычного

Б) общего

В) прецедентного

+Г) римского

15. К англосаксонской правовой семье не относится система права…

А) Канады

Б) Австралии

В) США

+Г) Австрии

16. Современная система российского права относится к …правовой семье.

А) славянской

Б) православной

В) социалистической

+Г) романо-германской

Тест 3

1. Отрасль права РФ, представляющая собой совокупность правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, через которые обеспечивается организационное единство общества, статус человека и гражданина, федеральное устройство, систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, называется …

А) гражданское право

Б) административное право

+В) конституционное право.

Высшую юридическую силу в РФ имеет

А) федеральные законы

+Б) Конституция РФ

В) указы президента.

3. Органами законодательной власти являются …

+А) Федеральное Собрание

Б) Правительство

В) органы местного самоуправления.

4. Народный суверенитет означает …

+А) признание народа в качестве верховного носителя всей власти

Б) независимость народа одного государства от народа другого

В) независимость власти от народа.

7.

5. Специфическим субъектом конституционного права, отличающимся от субъектов других отраслей права, является …

А) гражданин

Б) юридическое лицо

+В) избирательная комиссия

Дата добавления: 2015-04-21; просмотров: 28; Нарушение авторских прав

МИНИСТЕРСТВО ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

РОССЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ /МИИТ/

Кафедра «Право»

РЕФЕРАТ

по дисциплине

ПРАВОВЕДЕНИЕ

на тему

ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА И ПРЯМОЕ ДЕЙСТВИЕ КОНСТИТУЦИИ

Выполнила: ст. гр.

AZ-libr.ру

АУИ-412

/Карякина Е.В. /

Принял: профессор

/Стецовский Ю.И./

МОСКВА 2000

СОДЕРЖАНИЕ……………………………………………………………………………………… 2

МЕСТО КОНСТИТУЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СТРАНЫ………………………………………………………………………………………………. 3

ВЫСШАЯ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА КОНСТИТУЦИИ…………………………….. 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………… 10

МЕСТО КОНСТИТУЦИИ В СИСТЕМЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ СТРАНЫ

Статья 15 Конституции Российской Федерации особенно важна потому, что в ней определяется место Конституции в системе нормативных правовых актов страны. Кон­ституция формирует и закрепляет отправные принципы правового ре­гулирования, является базой всего законодательства и представляет собой акт, обладающий высшей юридической силой.

«1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не долж­ны противоречить Конституции Российской Федерации.

2. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, долж­ностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

3. Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные за­коны не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

4. Общепризнанные принципы и нормы международного права и междуна­родные договоры Российской Федерации являются составной частью ее право­вой системы. Если международным договором Российской Федерации установ­лены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.»(ст.15)

Известно, что под юридической силой акта понимают как его обя­зательность вообще, так и его место в иерархии правовых актов. В на­стоящее время федеральная нормативно-правовая система включает в себя следующие составные части: Конституцию, федеральные кон­ституционные законы, федеральные законы, иные нормативные акты палат Федерального Собрания, указы Президента, постановления Правительства, акты министерств, государственных комитетов и иных федеральных органов исполнительной власти.

Иерархический порядок расположения актов указывает на особую юридическую силу Конституции. Это означает, что она обладает вер­ховенством над законами и иными правовыми актами; последние должны исходить из Конституции и не противоречить ей. Законы и подзаконные акты, противоречащие Конституции, не имеют юриди­ческой силы. Причем соответствовать Конституции должны не толь­ко акты федерального законодательства, но и акты органов государ­ственной власти субъектов Федерации, а также органов местного самоуправления. Конституция, распространяя свое действие на всю территорию Российской Федерации, олицетворяет собой государ­ственную целостность, единство системы государственной власти.

Конституция имеет прямое действие. В то же время сам текст Кон­ституции содержит указания на необходимость принятия ряда феде­ральных конституционных законов и федеральных законов, чье дей­ствие будет способствовать развитию положений, закрепленных Конституцией в общей форме.

Конституция и законы Российской Федерации регулируют важней­шие общественные отношения. С их помощью закрепляются основы конституционного строя, основные права и свободы граждан, госу­дарственное устройство, формы и виды собственности, основы уго­ловного, гражданского, семейного и иных отраслей законодательст­ва, а также другие принципиальные направления жизнедеятельности общества и государства. Таким образом, их действие носит универ­сальный, общеобязательный характер по кругу лиц, во времени и про­странстве. Соответственно и обязанность соблюдать федеральные за­конодательные акты распространяется на все органы государственной власти, в том числе органы власти субъектов Федерации, органы мест­ного самоуправления, а также на всех без исключения должностных лиц.

Правоприменительная практика всех государственных органов должна соответствовать Конституции, а должностные лица независи­мо от их ранга и положения должны нести ответственность в случае нарушения ими норм Конституции и законов. Столь же обязательны законодательные акты Российской Федерации для граждан и их объ­единений. Всеобщая обязательность таких актов вытекает из их по­тенциального восприятия как меры справедливости, применяемой ко всем гражданам в равной мере.

Следует отметить, что действие Конституции и законов Российс­кой Федерации распространяется не только на граждан России, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на ее территории (за исключениями, установленными действующим зако­нодательством).

В демократическом государстве крайне необходимо, чтобы закон был доведен до всеобщего сведения, поскольку гласность в сфере за­конодательства непосредственно затрагивает права и законные инте­ресы граждан и других субъектов права. Знание законов не может быть привилегией избранных.

Процесс все большей открытости российского общества не мог не затронуть и сферу обнародования нормативных актов. В данной об­ласти произошли существенные изменения, закрепленные конститу­ционными положениями, в соответствии с которыми опубликование законов и других нормативных актов тесно увязано с их введением в действие.

Неопубликованные законы не могут применяться на территории Российской Федерации. Более того, любые нормативные акты, затра­гивающие права, свободы и обязанности граждан (а это и постанов­ления Правительства, и огромный массив ведомственных актов), не могут применяться, если официально они не опубликованы для все­общего сведения. Данное конституционное положение, по сути дела, означает, что законы и другие акты, указанные в ч. 3 статьи (а вернее, их полные и точные тексты), должны публиковаться в газетах или спе­циальных изданиях правотворческих органов или по их поручению другими органами. Эти издания распространяются по подписке. Нор­мативные акты вступают в силу, т.е. могут применяться, действовать, только при условии их опубликования.

Из сказанного следует и другое важное положение: никто не может быть осужден или подвергнут наказанию на основании закона, кото­рый официально не опубликован для всеобщего сведения.

В соответствии с Федеральным законом «О порядке опубликова­ния и вступления в силу федеральных конституционных законов, фе­деральных законов, актов палат Федерального Собрания», принятым Государственной Думой 25 мая 1994 г. и одобренным Советом Федера­ции 1 июня 1994 г., официальным опубликованием федерального кон­ституционного закона, федерального закона, акта палаты Федераль­ного Собрания считается первая публикация его полного текста в «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации». Федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания могут быть опубликованы и в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, органи­зациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночи­таемой форме. Кроме того, в Законе установлено, что законы, акты палат Федерального Собрания и иные документы могут быть опубли­кованы также в виде отдельного издания. Если в федеральный кон­ституционный закон, федеральный закон, акт палаты Федерального Собрания были внесены изменения или дополнения, они могут быть повторно официально опубликованы в полном объеме.

Федеральные конституционные законы и федеральные законы под­лежат официальному опубликованию в течение семи дней после дня их подписания Президентом Российской Федерации. Акты палат федерального Собрания публикуются не позднее чем через десять дней после дня их принятия.

Законы направляются для официального опубликования Прези­дентом Российской Федерации, а акты палат Федерального Собра­ния — Председателем соответствующей палаты или его заместите­лем.

При публикации федерального конституционного закона и феде­рального закона указываются наименование закона, даты его приня­тия (одобрения) Государственной Думой и Советом Федерации, а так­же должностное лицо, его подписавшее, место и дата его подписания, регистрационный номер. При публикации постановления палаты Федерального Собрания указываются его наименование, должност­ное лицо, его подписавшее, место и дата его принятия, регистраци­онный номер.

Проблема официального опубликования актов сегодня актуальна и потому, что роль «информаторов» о законодательстве все чаще пы­таются взять на себя различного рода негосударственные, коммерчес­кие структуры. Последние далеко не всегда способны обеспечить пол­ную и достоверную информацию о законах и нередко под видом принятых законов воспроизводят в своих изданиях даже не самые пос­ледние их проекты.

Международные договоры Российской Федерации регулируют от­ношения России с зарубежными государствами и международными организациями. Они заключаются в соответствии с Конституцией и федеральными законами от имени Российской Федерации уполномо­ченными федеральными органами. После официального признания, ратификации и одобрения международные договоры в установленном порядке приобретают обязательную силу на территории России.

Что выше по юридической силе кодекс или федеральный закон?

В нашей стране существует своеобразная иерархия законодательной базы, которая и определяет высшую юридическую силу определенных законов. Конституция РФ наделяет федеральные законы высшей юридической силой. Говорить о том, что федеральный закон по своей юридической силе более значительный, нежели кодекс – невозможно. Данные понятие имеют равную юридическую силу, так как по своей сути кодекс – это свод своеобразных законодательных актов.

Иерархия нашей законодательной системы показывает такую структуру:

  1. Конституция РФ;
  2. Кодекс;
  3. Федеральный закон.

Таким образом, все же становится очевидным тот факт, что кодекс имеет более существенную юридическую силу, хотя на практике, становится очевидным тот момент, что кодекс состоит из федеральных законов.

Что же все-таки по юридической силе кодекс или федеральный закон?

Если оценивать иерархию законодательств в нашей стране, то становится понятно, что все-таки кодекс имеет более существенную юридическую силу. Кодекс по своему определению выше. В тоже время, в самом кодексе, в своеобразных разделах, главах и статьях, есть такое указание, как — регулируется федеральным законом № такой-то, то становится понятно, что в данном случае, нужно будет дополнительно опираться на законодательство, указанное в кодексе. Очень важно, чтобы федеральные законы не противоречили кодексу. Но, следует понимать также особенность кодекса, который в своем составе имеет исключительно общие нормы. Федеральные же законы создаются в соответствии с кодексом, они не могут противоречить общим нормам, но они имеют более глубокую оценку того или же иного действия.

Особенности вопроса

В действительности, данный вопрос имеет очень важное, даже можно сказать, существенное значение. Ведь, при рассмотрении какого-то дела, нередко возникают своеобразные трудности, когда опираясь на кодекс, можно сделать один вывод, опираясь же на федеральное законодательство, можно сделать совершенно иной вывод. В данном случае, нужно возвращаться в иерархии.

Верховенство и высшая юридическая сила конституции РФ.

Кроме всего прочего, данный вопрос рассматривался Конституционным судом, в котором было принято решение о высшей юридической силе кодекса.

Современное законодательство старается исключить все проблемы и сделать все возможное, чтобы кодексы и федеральные законы изначально не противоречили друг другу. Но, практика показывает, что ситуаций, с возникновением таких противоречий, сегодня существует немало. И это в действительности неутешительная особенность несоответствия двух понятий. В принципе, по юридическим соотношениям два понятия должны быть равнозначными. Но, до сих пор находятся законодательства, которые имеют своеобразные противоречивости. При возникновении таких случаев, приходится обращаться в Верховный или же Конституционный суд, чтобы получить поистине правильное и рациональное решение вопроса.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *