Задачи государственных природных заповедников

Государственные природные заповедники

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников, предоставляются в пользование последних на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество заповедников является федеральной собственностью.

Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за заповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью изымаются из оборота. Положение о конкретном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации. На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике; запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации. На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

  • — сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
  • — поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
  • — предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
  • — осуществление экологического мониторинга;
  • — выполнение научно-исследовательских задач;
  • — ведение эколого-просветительской работы;
  • — осуществление контрольно-надзорных функций.

Сеть заповедников России создавалась в течение более восьмидесяти последних лет. Система российских государственных природных заповедников имеет широкое признание в мире: 21 российский заповедник имеет международный статус биосферных резерватов, 7 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 10 попадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции, 4 — Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский — имеют дипломы Совета Европы.

Биосферные резерваты

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему соответствующих резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. К территориям биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования. Конкретный режим особой охраны территории биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся биосферные заповедники. Проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности во многих случаях проводится без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Национальные парки

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. -М:Дрофа. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Эти парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Конкретный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет. В Российской Федерации национальные парки стали создаваться лишь с 1983 г. и явились новой для России формой территориальной охраны природы. Идея их создания связана с совмещением широкого спектра задач: охраной природного и культурного наследия, организацией туризма, поиском путей устойчивого развития территории. Новая форма охраняемых территорий позволяет сберечь как уникальные природные комплексы, так и объекты историко-культурного значения. В то же время национальные парки предусматривают возможность посещения их большим количеством людей, ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, отдыха в живописных ландшафтах. Подавляющее большинство национальных парков находится в Европейской части Российской Федерации. Полякова М.А. Там же. Национальные парки образованы на территории 13 республик в составе Российской Федерации, 2 краев и 20 областей. Большинство национальных парков находилось в непосредственном подчинении Федеральной службы лесного хозяйства России и один — в ведении Правительства Москвы. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях парков можно выделить функциональные различные зоны, в том числе заповедные, с режимом, характерным для природных заповедников. Вокруг парка выделяется также охранная зона, где хозяйственная деятельность должна согласовываться с администрацией парка. Основную часть территории парков занимают земли, которые предоставляются им для управления и осуществления основной деятельности. Другие территории входят в границы парков, как правило, без изъятия их из хозяйственного использования. Обычно именно на этих землях находятся памятники культуры и истории, составляющие единое целое с окружающими природными комплексами. B настоящее время из всех национальных парков в составе примерно 20 имеются земельные участки других собственников, владельцев и пользователей. Доля таких земель в ряде парков исключительно высока. Сегодняшняя сеть национальных парков охватывает 7 физико-географических регионов, 11 областей и 27 провинций. В парках представлена растительность: равнин — таежные и широколиственно-хвойные леса, широколиственные леса, степи, гор — темнохвойные горные леса, светлохвойные горные леса, широколиственные горные леса, а также болот. Природные ресурсы национальных парков исключительно богаты и разнообразны. Природные комплексы, например, Сочинского национального парка включают до 1,5 тыс. видов сосудистых растений. В каждом парке охраняется до 200 видов птиц и до 50 видов млекопитающих. Особое место в системе национальных парков занимают те, в которых под охрану поставлены многочисленные памятники культуры и истории. Полякова М.А. Там же. С учетом природных, историко-культурных и иных особенностей национальных парков в них могут быть выделены функциональные различные зоны, в том числе:

  • — заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
  • — особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории, которой допускается строго регулируемое посещение;
  • — познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами парка;
  • — рекреационная, предназначенная для отдыха;
  • -охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
  • — обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
  • — хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования парка.

Соотношение размеров каждой функциональной зоны в различных парках заметно варьирует. В пределах заповедных зон национальных парков действует режим, в целом соответствующий режиму охраны заповедников. Полякова М.А. Там же.В границах рекреационной зоны национального парка могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. При этом охотопользование на территориях парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям.

Дендрарии и ботанические сады

В последнее время дендрарии активно увеличиваются и расширяются. Связано это с развитием курортных мест и появлением все большего числа оздоровительных учреждений, работающих в экологически чистых условиях. Ботанические сады призваны к сохранению редчайших и находящихся на грани исчезновения видов растений. К тому же там проводят различные эксперименты, направленные на защиту вымирающих видов. Дендрарии используются в просветительских целях. На их территории проводят познавательные экскурсии, рассказывая и показывая людям всевозможные диковинные деревья, кустарники и травы. Помимо просветительских задач, дендрарии преследуют своей целью разведение и сохранение всей красоты русской природы, которую только можно запечатлеть в данной местности. Как видно, охраняемых земель много, все имеют разные названия, но цели особо охраняемых природных территорий практически одинаковы — сохранение и приумножение природных объектов, наблюдение за естественным ходом событий, научная и просветительская деятельность.

Природные парки регионального значения

Природные парки регионального значения — относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Особо охраняемые территории России https://ru.wikipedia.org/wiki/ Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование, в отдельных случаях — на землях иных пользователей, а также собственников. В

настоящее время в число ООПТ, имеющих статус природных парков, в России включается 30 территорий.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Анализ и обобщение материалов режимных наблюдений показывает, что на улучшение экологического состояния курортных территорий и лечебно-оздоровительных местностей продолжают оказывать заметное влияние такие факторы, как спад промышленного и сельскохозяйственного производства, обуславливающий тенденцию к постоянному снижению объемов сброса промышленных сточных вод и применяемых ядохимикатов и химических удобрений. Такая тенденция особенно ярко проявляется на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, расположенных в промышленных регионах центра и северо-запада Европейской территории России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в районах интенсивного земледелия черноземной зоны и юга России. В качестве отрицательных факторов, ухудшающих экологическую обстановку на курортах, на первое место вышли аварийное состояние многих канализационных и бальнеотехнических систем, очистных сооружений и устройств, а также несанкционированное строительство частных предприятий, захват земельных участков и сохранение мелких вредных производств, в том числе и на участках первых и вторых зон горно-санитарной охраны. Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов.- М:Логос 1994.

Государственные природные заказники

Государственными природными заказниками являются территории, имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль. Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов — сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных; палеонтологические — сохранения ископаемых объектов; гидрологические — сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологические — сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.В 1999 г. более 4000 заказников регионального значения находились в ведении и управлении территориальных органов Минсельхозпрода России, Рослесхоза и Госкомэкологии России. Небольшое количество рыбохозяйственных (ихтиологических) заказников находится в ведении бассейновых управлений по охране рыбных запасов и регулированию рыболовства, входящих в систему Госкомрыболовства России, а часть геологических и палеонтологических — в ведении органов по охране недр, входящих в систему Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Углева И.К. Культурное наследие.- М:Белый город, 1996.

Памятники природы

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

  • — участки живописных местностей;
  • — эталонные участки нетронутой природы;
  • — участки с преобладанием культурного ландшафта;
  • — места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
  • — лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам, а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
  • -природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
  • — уникальные формы рельефа и связанные с ним природные;
  • — геологические обнажения, имеющие особую научную ценность;
  • — геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
  • — местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
  • — участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;
  • — природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
  • — береговые объекты;
  • — отдельные объекты живой и неживой природы.

Памятники природы могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов. Как и заказники, эта категория ООПТ наиболее распространена на региональном уровне. Госконтроль за функционированием более 7,5 тыс. памятников природы регионального значения осуществляли территориальные органы МПР России, Госкомэкологии России, Рослесхоза. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. -М:Дрофа, 2005.

Объекты всемирного культурного и природного наследия

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. и вступила в силу 17 декабря 1975 г. Основная ее цель — привлечение сил мирового сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы. В 1975 г. Конвенцию ратифицировало 21 государство, за 25 лет ее существования к ней присоединилось еще 137 государств, и в настоящее время общее число государств — сторон Конвенции достигло 158. О значении Конвенции можно судить по следующему факту: среди природоохранных она является наиболее представительной по количеству государств-участников. Для повышения эффективности работы Конвенции в 1976 г. были образованы Комитет и Фонд всемирного наследия. Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М:Юнипринт, 2002. Спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия — своеобразный фонд выдающихся памятников культуры и природы. Из природных территорий первыми получили статус объекта всемирного наследия Галапагосские острова, национальные парки «Йеллоустонский» (США), «На-ханни» (Канада) и «Симэн» (Эфиопия). За последние годы Список стал весьма репрезентативным как по представленным регионам планеты, так и по количеству объектов: к началу 2000 г. он включал 128 природных, 480 культурных и 22 природно-культурных объекта в 118 странах мира. Наибольшее количество культурных объектов в Списке имеют Италия и Испания, Америка и Австралия — самые богатые по природным объектам всемирного наследия. Под охраной Конвенции находятся такие всемирно известные памятники природы, как Ниагарский водопад, Большой Барьерный риф, Гавайские острова, Гранд-Каньон, гора Килиманджаро. Безусловно, находиться в одном ряду с такими жемчужинами природы для любой природной территории почетно и престижно. И этого можно добиться. Фрезер Томас Сокровища человечества. Памятники истории, культуры и природные заповедники под охраной ЮНЕСКО. -М: БММ АО, 1997. Первые попытки включить российские охраняемые природные территории в Список всемирного наследия ЮНЕСКО были предприняты в начале 90-х годов. К 1994 г. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и Гринпис России заключили договор о проведении работ по включению ряда российских природных территорий в Список всемирного культурного и природного наследия. В том же году рабочей группой Гринпис России были подготовлены необходимые документы для включения в Список природного комплекса, получившего название «Девственные леса Коми». И в декабре 1995 г. он первым в России получил статус объекта всемирного природного наследия. К концу 1996 г. еще около 6,5 млн. га нетронутой природы России получило высший природоохранный статус. В Список были включены объекты «Озеро Байкал» и «Вулканы Камчатки». В 1998 г. Список пополнился еще одним российским природным комплексом — «Алтай — Золотые горы», а в декабре 1999 г. на XXIII сессии Комитета всемирного наследия было принято решение о включении в Список пятого российского природного объекта — «Западный Кавказ». В настоящее время на рассмотрении Комитета всемирного наследия находятся документы по следующим объектам: «Убсунурская котловина», «Дельта Лены», «Куршская коса», «Остров Врангеля» и «Центральный Сихотэ-Алинь». Начаты работы по представлению в Список природных комплексов плато Путорана, Валдайской возвышенности, Курильских и Командорских островов. Россия богата выдающимися и не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам, в нашей стране насчитывается более 20 территорий, достойных статуса объекта всемирного природного наследия. Никулин И.Д. Международные нормативные акты ЮНЕСКО— М.: Логос , 2002.

Заповедник

У этого термина существуют и другие значения, см. Заповедник (значения).

Запове́дник — участок территории (акватории), на котором сохраняется в естественном состоянии весь его природный комплекс. Как правило, заповедники (в отличие от заказников) закрыты для посещения туристами, но в некоторых из них всё же действует пропускной режим. Для посещения заповедника требуется разрешение Минприроды Российской Федерации или непосредственного руководства заповедника.

Существует два взаимосвязанных определения слова в узком значении.

Согласно Федеральному закону «Об особо охраняемых природных территориях» государственный природный заповедник — одна из категорий особо охраняемых природных территорий исключительно федерального значения, включающая в себя участок суши с прилегающими акваторией (водной поверхностью) и аэроторией (воздушным пространством), полностью изъятая из хозяйственного использования для осуществления охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов, организации и проведения научных исследований, осуществления государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды).

Заповедник в административном аспекте представляет собой одноимённое соответствующему заповеднику федеральное государственное учреждение, ведущее деятельность, определенную законодательством об ООПТ, на переданной ему в постоянное (бессрочное) пользование территории или входящей в границы заповедника акватории.

История

Принято считать, что первый закон об охране окружающей среды и защите дикой природы был принят на Шри-Ланке в III веке до н. э. И тогда же царём Деванампиятисса был основан первый в мире природный заповедник.

Первые упоминания о природоохранном статусе территории, известной в наше время как тунисский Национальный парк Ишкель, относятся к XIII веку, когда правящая тогда в Ифрикии династия Хафсидов запретила в окрестностях озера охоту.

Пророк Мухаммед объявлял леса и зеленые участки заповедниками (хима), где была защищена любая форма жизни. Самым известным из них был заповедник близ Медины, имевший площадь почти в 20 км²

В Средние века в Европе знать заботилась о сохранении продуктивности своих охотничьих угодий. Для этого выделялись особые участки, где с целью воспроизводства дичи временно запрещалась любая охота, причем наказание за нарушение запрета было довольно суровым. В XIII веке князь галицко-волынских земель Даниил Галицкий издал указ, по которому был создан «великий заповедник у межах сучасных» Беловежской и Цуманской пущ. В XVII веке в период царствования Алексея Михайловича Романова была организована сеть режимных территорий вокруг Москвы с запретом охоты (для всех, кроме царя) и жестким ограничением хозяйственной деятельности.

Первым официальным государственным заповедником в России стал Баргузинский заповедник в северо-восточном Забайкалье. К началу 1998 года в России существовало 97 заповедников. В том числе заповедники-гиганты (площадь > 1 млн га): Большой Арктический, Командорский, Путоранский, Усть-Ленский, Таймырский, Кроноцкий.

> Число

651 биосферный заповедник в 120 странах мира.

> Размеры

Самый большой — Пантанал (Бразилия) — площадь 195000 квадратных километров.

2.(61). Цель создания заповедников, заказников, национальных парков. Основные их отличия и задачи?

Государственные природные заповедники — это полностью изъятые из хозяйственного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира.

Вместе с тем заповедники являются природоохранными, научно- исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Природные ресурсы, имеющиеся на территории государственных при родных заповедников, предоставляются им в бессрочное пользование. Все имущество заповедника, включая природные комплексы и объекты, является государственной собственностью и не может быть предметом каких-либо сделок по его отчуждению.

Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы государственного природного заповедника.

На заповедники возложены следующие задачи:

— осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

— организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

— осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей природной среды;

— экологическое просвещение;

— участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

— содействие в подготовке специалистов в области охраны окружающей природной среды.

Наиболее характерной чертой правового режима государственного природного заповедника является то, что любая деятельность, противоречащая указанным задачам и правилам его особой охраны, запрещается. Пребывание на территории заповедника граждан, не являющихся работниками данных заповедников или должностными лицами органов, в ведении которых находятся эти заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций заповедников.

В соответствии с международными программами по охране окружающей природной среды в нашей стране созданы биосферные заповедники. Они входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Национальные парки — это природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма.

Также как и заповедники, национальные парки представляют собой природоохранные, эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения. Их имущество является государственной собственностью, предоставлено им в бессрочное пользование, изъято из гражданского оборота и не подлежит приватизации.

Основными задачами национальных парков являются:

— сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов, а также историко-культурных объектов;

— экологическое просвещение населения;

— создание условий для регулируемого туризма и отдыха;

— разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения;

— осуществление экологического мониторинга;

— восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.

Таким образом, в отличие от государственных природных заповедников национальные парки выполняют не только природоохранные и научные за дачи, но и рекреационно-просветительские: в них создаются условия для отдыха и туризма населения, ознакомления с природными достопримечательностями.

В этих целях национальному парку придается дифференцированный ре жим с выделением различных функциональных зон:

— заповедной, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование;

— особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается строго регулируемое посещение;

— познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами национального парка;

— рекреационная, предназначенная для отдыха;

— охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;

— обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;

— хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования национального парка.

Любая другая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам национального парка и противоречит его задачам, запрещается, включая разработку полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, изменение гидрологического режима, предоставление садоводческих и дачных участков, строительство дорог, коммуникаций и других объектов, не связанных с функционированием национального парка, вырубка лесов, охота и рыболовство, движение транспорта, организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий за пределами специально предусмотренных для этого мест и т. д.

Государственные природные заказники — это территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Государственные природные заказники предназначены для сохранения одних природных объектов или воспроизводства природных ресурсов в сочетании с ограниченным и согласованным использованием других. При этом территории, на которых расположены заказники, могут не изыматься у собственников, владельцев и пользователей земельных участков в отличие от территорий заповедников и национальных парков. Вместе с тем указанные субъекты прав на земельные участки, находящиеся в границах заказников, обязаны соблюдать установленный на их территории режим особой ох раны и несут за его нарушение предусмотренную законом ответственность.

Государственные природные заказники могут иметь различный про филь, в соответствии с которым выделяются следующие виды заказников:

— комплексные (ландшафтные), предназначенные для сохранения и восстановления природных комплексов (ландшафтов);

— биологические (зоологические и ботанические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном, научном и культурном отношениях;

— палеонтологические, предназначенные для сохранения ископаемых объектов;

— гидрологические (болотные, озерные, речные, морские), предназначенные для сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем;

— геологические, предназначенные для сохранения объектов и комплексов неживой природы.

Правовой режим государственных природных заказников характеризуется тем, что на их территориях постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, противоречащая целям создания заказника или причиняющая вред его природным комплексам и их компонентам.

Для обеспечения функционирования заказников создаются их администрации.

>Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.1995 N 33-ФЗ (ред. от 03.08.2018)

14 марта 1995 года N 33-ФЗ

ОБ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ

Принят Государственной Думой 15 февраля 1995 года

Особо охраняемые природные территории — участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения.

Задачи государственных природных заповедников

Правовой режим государственных природных заповедников

Государственные природные заповедники составляют основу национального богатства страны. На территории государственных природных заповедников полностью изымаются из хозяйствен­ного использования особо охраняемые природные комплексы и объекты (земля, воды, недра, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное; экологопросветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетиче­ского фонда растительного и животного мира. Государственные природные заповедники представляют собой природоохранные, научно-исследовательские и экологопросветительские учреждения, цель которых — сохранение и изучение есте­ственного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сооб­ществ растений и животных, типичных и уникальных экологиче­ских систем.

Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предос­тавляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных федеральными закона­ми. Имущество государственных природных заповедников являет­ся федеральной собственностью.

Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты не­движимости закрепляются за государственными природными за­поведниками на праве оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в госу­дарственные природные заповедники.

Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота (не могут отчуждаться и переходить от одного лица к другому иными способами).

• осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном со­стоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

• организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

• осуществление экологического мониторинга в рамках общегосу­дарственной системы мониторинга окружающей природной среды;

• экологическое просвещение;

• участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

• содействие в подготовке научных кадров и специалистов в об­ласти охраны окружающей природной среды.

Государственный природный заповедник учреждается постановле­нием Правительства РФ при условии согласия субъектов РФ на отнесение его территории к объектам федеральной собственности.

На прилегающих к территориям природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограни­ченным режимом экологопользования.

Решение об образовании охранной зоны государственного при­родного заповедника принимается органом исполнительной власти субъекта РФ, который утверждает соответствующее По­ложение о ней.

На территории природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая режиму, определенному в По­ложении о данном заповеднике, в частности интродукция жи­вых организмов в целях их акклиматизации.

На территориях заповедников допускаются мероприятия и дея­тельность, направленные:

• на сохранение в естественном состоянии природных комплек­сов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

• поддержание условий, обеспечивающих санитарную и проти­вопожарную безопасность;

предотвращение условий, которые могут вызвать стихийные: бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;

• осуществление экологических задач;

• ведение эколого-просветительской работы;

• осуществление контрольно-надзорных функций.

В заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. На землях заповедников, не включающих особо ценные экологи­ческие системы, допускается деятельность, направленная на обеспечение жизнедеятельности сотрудников заповедника.

Государственные природные заповедники — юридические лица, находятся на самостоятельном балансе, финансируются за счет средств государственного бюджета и пользуются налоговыми, льготами. Государственные природные заповедники вправе иметь собственную символику.

Статья 7. Задачи государственных природных заповедников

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
г) экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ)
Подпункт д) — Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ)
е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Статья 8. Порядок образования государственных природных заповедников

1. Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
2. Органы государственной власти Российской Федерации, в ведении которых находятся вновь созданные государственные природные заповедники, определяют сроки и этапы формирования организационно-хозяйственной инфраструктуры, соответствующей государственному природному заповеднику как природоохранному учреждению. В период, предшествующий созданию этой инфраструктуры, контроль за соблюдением режима государственного природного заповедника осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти либо иными уполномоченными ими органами.
3. На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
4. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается и утверждается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *