Закон 161 ФЗ

Содержание

Федеральный закон от 27.06.2011 № 161-ФЗ О национальной платежной системе

Начало действия закона за исключением отдельных положений – 29.09.2011.

В соответствии со ст.   39 данный документ вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (опубликован в "Российской газете" — 30.06.2011), за исключением отдельных положений.

27 июня 2011 года № 161-ФЗ

 

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ СИСТЕМЕ

Принят Государственной Думой 14 июня 2011 года
Одобрен Советом Федерации 22 июня 2011 года

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.

161 ФЗ о национальной платежной системе

Предмет регулирования настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулирует порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также определяет требования к организации и функционированию платежных систем, порядок осуществления надзора и наблюдения в национальной платежной системе.

Статья 2. Нормативно-правовое регулирование отношений в национальной платежной системе

1. Законодательство РФ о национальной платежной системе основывается на Конституции РФ, международных договорах РФ и состоит из настоящего Федерального закона и иных федеральных законов.

2. Правительство РФ и федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, могут принимать нормативные правовые акты в целях регулирования отношений в национальной платежной системе.

3. Центральный банк РФ (Банк России) в пределах своих полномочий в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, может принимать нормативные акты в целях регулирования отношений в национальной платежной системе.

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

1) национальная платежная система — совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством РФ, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы);

2) оператор по переводу денежных средств — организация, которая в соответствии с законодательством РФ вправе осуществлять перевод денежных средств;

3) оператор электронных денежных средств — оператор по переводу денежных средств, осуществляющий перевод электронных денежных средств без открытия банковского счета (перевод электронных денежных средств);

4) банковский платежный агент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией в целях осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

5) банковский платежный субагент — юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются банковским платежным агентом в целях осуществления деятельности, предусмотренной настоящим Федеральным законом;

6) оператор платежной системы — организация, определяющая правила платежной системы, а также выполняющая иные обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом;

7) оператор услуг платежной инфраструктуры — операционный центр, платежный клиринговый центр и расчетный центр;

8) операционный центр — организация, обеспечивающая в рамках платежной системы для участников платежной системы и их клиентов доступ к услугам по переводу денежных средств, в том числе с использованием электронных средств платежа, а также обмен электронными сообщениями (далее — операционные услуги);

9) платежный клиринговый центр — организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, обеспечивающая в рамках платежной системы прием к исполнению распоряжений участников платежной системы об осуществлении перевода денежных средств и выполнение иных действий, предусмотренных настоящим Федеральным законом (далее — услуги платежного клиринга);

10) центральный платежный клиринговый контрагент — платежный клиринговый центр, выступающий в соответствии с настоящим Федеральным законом плательщиком и получателем средств по переводам денежных средств участников платежной системы;

11) расчетный центр — организация, созданная в соответствии с законодательством РФ, обеспечивающая в рамках платежной системы исполнение распоряжений участников платежной системы посредством списания и зачисления денежных средств по банковским счетам участников платежной системы, а также направление подтверждений, касающихся исполнения распоряжений участников платежной системы (далее — расчетные услуги);

12) перевод денежных средств — действия оператора по переводу денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов по предоставлению получателю средств денежных средств плательщика;

13) трансграничный перевод денежных средств — перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщик либо получатель средств находится за пределами РФ, и (или) перевод денежных средств, при осуществлении которого плательщика или получателя средств обслуживает иностранный центральный (национальный) банк или иностранный банк;

14) безотзывность перевода денежных средств — характеристика перевода денежных средств, обозначающая отсутствие или прекращение возможности отзыва распоряжения об осуществлении перевода денежных средств в определенный момент времени;

15) безусловность перевода денежных средств — характеристика перевода денежных средств, обозначающая отсутствие условий или выполнение всех условий для осуществления перевода денежных средств в определенный момент времени;

16) окончательность перевода денежных средств — характеристика перевода денежных средств, обозначающая предоставление денежных средств получателю средств в определенный момент времени;

17) платежная услуга — услуга по переводу денежных средств, услуга почтового перевода и услуга по приему платежей;

18) электронные денежные средства — денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа. При этом не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями, осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг, клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций;

19) электронное средство платежа — средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств;

20) платежная система — совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств;

21) значимая платежная система — платежная система, отвечающая критериям, установленным настоящим Федеральным законом (системно значимая платежная система или социально значимая платежная система);

22) правила платежной системы — документ (документы), содержащий (содержащие) условия участия в платежной системе, осуществления перевода денежных средств, оказания услуг платежной инфраструктуры и иные условия, определяемые оператором платежной системы в соответствии с настоящим Федеральным законом;

23) участники платежной системы — организации, присоединившиеся к правилам платежной системы в целях оказания услуг по переводу денежных средств;

24) обмен электронными сообщениями — получение операционным центром электронных сообщений, содержащих распоряжения участников платежной системы, передача указанных сообщений в платежный клиринговый центр, расчетный центр, а также передача извещений (подтверждений) о приеме и об исполнении распоряжений участников платежной системы;

25) платежные клиринговые позиции — суммы денежных средств, подлежащих списанию и зачислению расчетным центром по банковским счетам участников платежной системы.

Комментарий Закона № 161-ФЗ "О национальной платежной системе"

Клиенты электронных платежных систем

  • Особенности операций с электронными деньгами

  • Предоставлении клиентам — физическим лицам информации об особенностях оказания услуг по переводу электронных денежных средств

  • Бухгалтерский учет электронных денег

  • Налоговый учет электронных денег

  • Налог на добавленную стоимость

  • Полезные ссылки по теме

  • В цикле статей, посвященных электронным деньгам, я постараюсь ответить на вопрос о том, что такое электронные деньги, а также дать юридическую оценку по вопросам обращения с электронными деньгами.

    Мы уже рассмотрели вопросы:

    1. Необходимые условия для создания электронных денег (электронных платежных систем)

    2. Электронные платежные системы расчетов

    3. Юридическая (правовая) основа электронных денег и электронных систем расчетов

    4. Закон "О национальной платежной системе" (основные новшества)

    В этой статье я постараюсь дать комментарий особенностей Закона "О национальной платежной системе". Особенности закона будут рассмотрены отдельно.

    Клиенты электронных платежных систем (пользователи электронных денег) по Закону № 161-ФЗ "О национальной платежной системе"

    С 29 сентября 2011 г. оператором электронных денежных средств является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая лицензию на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций (п. 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).

    Клиентом может быть как физическое лицо, так и юридическое. Клиент — физическое лицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств как с использованием, так и  без использования своего банковского счета (п. 2 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

    Клиент — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств только с использованием своего банковского счета (п. 3 ст.

    ФЗ № 161 о национальной платежной системе

    7 Закона N 161-ФЗ).

    Юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям) запрещается рассчитываться электронными деньгами между собой. Необходимо, чтобы одним из участников расчетов было физическое лицо, использующее электронные средства платежа (п. 9 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

    Особенности операций с электронными деньгами

    Законом № 161 — ФЗ (с учетом изменений, внесенных Законом № 110-ФЗ) установлены следующие особенности операций с электронными деньгами:

    1. Максимальная сумма перевода не может превышать 200 000 рублей.

    2. При превышении установленного лимита перевод электронных денежных средств не осуществляется.

    3. Перевод электронных денег осуществляется с проведением идентификации клиента или без проведения идентификации.

      В случае проведения идентификации клиента — физического лица ему открывается счет, остаток электронных денежных средств на котором в любой момент не может превышать 600 000 рублей.

    4. Анонимность, привлекавшая пользователей кошельков, гарантируется при условии, что остаток электронных денежных средств в любой момент не превышает 15 000 рублей, общая сумма переводимых электронных денежных средств — 40 000 рублей в течение календарного месяца.

    5. Использование электронного средства платежа клиентом — юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем осуществляется с проведением его идентификации оператором электронных денег. Указанное электронное средство платежа является корпоративным. Использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 200 000 рублей на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств.

      В случае превышения указанной суммы оператор обязан осуществить зачисление или перевод денежных средств в размере превышения указанного ограничения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения.

    6. Организации обязаны сообщать в налоговую инспекцию о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные деньги (т.е. как и при открытии банковского счета).

    7. С 1 октября 2011 года организации и индивидуальные предприниматели должны информировать налоговый орган о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) данного права (пп. 1.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).

      ФНС России (Информация от 13 июля 2011 года) сообщает, что за нарушение срока передачи в инспекцию указанных сведений налогоплательщика могут привлечь к ответственности по статье 126 Налогового кодекса (200 рублей за каждый непредставленный документ) или статье 129.1 НК (5 000 рублей).

    Предоставлении клиентам — физическим лицам информации об особенностях оказания услуг по переводу электронных денежных средств

    В целях содействия расширению сферы применения электронных средств платежа при осуществлении безналичных расчетов, повышения доступности платежных услуг и финансовой грамотности клиентов кредитных организаций Банк России в своем Письме от 20.12.2013 № 249-Т рекомендует кредитным организациям при информировании клиентов в соответствии с частью 25 статьи 7 Федерального закона от 27.06.2011 № 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее — Федеральный закон № 161-ФЗ):

    • предоставлять клиентам Памятку;

    • обеспечивать наглядность и доступность информации вне зависимости от используемого способа ее предоставления клиенту;

    • размещать информацию в одном разделе сайта кредитной организации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" при использовании его ресурсов для заключения с клиентом договора, определяющего порядок оказания услуг по переводу электронных денежных средств;

    • получать от клиента подтверждение получения информации и обеспечивать невозможность выполнения клиентом действий по заключению договора, определяющего порядок оказания услуг по переводу электронных денежных средств, до момента получения указанного подтверждения;

    • подтверждать клиенту факт заключения договора, определяющего порядок оказания услуг по переводу электронных денежных средств.

    Приложение
    к письму Банка России
    от 20.12.2013 № 249-Т

    Памятка "Об электронных денежных средствах"

    Настоящая Памятка разработана в целях получения физическими лицами — клиентами кредитных организаций (далее — клиенты) информации об электронных денежных средствах, о порядке формирования остатка электронных денежных средств, особенностях использования электронных средств платежа для перевода электронных денежных средств, а также о предоставляемых услугах по переводу электронных денежных средств.

    Под услугами по переводу электронных денежных средств в целях настоящей Памятки понимается осуществление перевода электронных денежных средств, а также совершение иных операций с электронными денежными средствами, предусмотренных Федеральным законом от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее — Федеральный закон N 161-ФЗ).

    1. Общие положения об электронных денежных средствах

    1.1. Электронные денежные средства (далее — ЭДС) используются при осуществлении безналичных расчетов.
    1.2. ЭДС — это безналичные денежные средства в рублях или иностранной валюте, учитываемые кредитными организациями без открытия банковского счета и переводимые с использованием электронных средств платежа (далее — ЭСП) в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ.
    1.3. ЭСП, предназначенными для осуществления перевода ЭДС, являются, в частности, так называемые "электронные кошельки", доступ к которым может осуществляться с использованием компьютеров, мобильных устройств, в том числе посредством устанавливаемого на этих устройствах специального программного обеспечения, а также банковские предоплаченные карты.
    1.4. Оказывать услуги по переводу ЭДС в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе только кредитные организации.
    1.5. Перечень кредитных организаций, уведомивших Банк России в установленном порядке о начале осуществления деятельности по переводу ЭДС, доступен на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://cbr.ru/today/?Prtid=oper_zip).
    1.6. Кредитная организация в соответствии с Федеральным законом N 161-ФЗ может отказать клиенту в заключении договора об использовании ЭСП, а также приостановить или прекратить использование клиентом ЭСП в соответствии с договором при нарушении клиентом порядка использования ЭСП.
    1.7. ЭДС не подлежат страхованию на основании пункта 5 части 2 статьи 5 Федерального закона от 23.12.2003 N 177-ФЗ "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации".

    2. Порядок формирования остатка ЭДС

    2.1. Клиент может предоставить денежные средства кредитной организации в соответствии с договором как путем их перевода со своего банковского счета (открытого в кредитной организации, оказывающей клиенту услуги по переводу ЭДС, или в иной кредит ной организации), так и без использования банковского счета, в том числе путем внесения клиентом наличных денежных средств в банкоматы и платежные терминалы кредитных организаций и банковских платежных агентов.
    Кредитная организация не вправе предоставлять денежные средства для увеличения остатка ЭДС клиента.
    2.2. В случае, если клиент является абонентом оператора мобильной связи, при наличии у указанного оператора договора с кредитной организацией, оказывающей клиенту услуги по переводу ЭДС, денежные средства для увеличения остатка ЭДС клиента могут быть предоставлены указанной кредитной организации в соответствии с договором, заключенным с клиентом, за счет денежных средств клиента, являющихся авансом за услуги мобильной связи.
    2.3. Остаток ЭДС клиента возникает в момент учета кредитной организацией предоставленных денежных средств. При этом учет кредитной организацией денежных средств может осуществляться позднее их предоставления.
    2.4. На остаток ЭДС проценты клиенту не начисляются, выплата вознаграждения клиенту не осуществляется.

    3. Порядок использования ЭСП для перевода ЭДС

    3.1. ЭСП для перевода ЭДС используется клиентом на основании договора, заключенного с кредитной организацией, в том числе путем акцепта оферты кредитной организации.
    3.2. Использование ЭСП для перевода ЭДС может осуществляться как с проведением, так и без проведения процедуры идентификации клиента в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".
    3.3. В случае проведения кредитной организацией процедуры идентификации клиента используемое им ЭСП является персонифицированным. При этом остаток ЭДС клиента в любой момент не должен превышать 100 тысяч рублей либо эквивалентную сумму в иностранной валюте по официальному курсу Банка России.
    3.4. В случае, если указанная процедура не проводилась, используемое клиентом ЭСП является неперсонифицированным. При этом остаток ЭДС клиента в любой момент не должен превышать 15 тысяч рублей, а общая сумма переводимых клиентом ЭДС с использованием такого ЭСП не должна превышать 40 тысяч рублей в течение календарного месяца.

    4. Услуги по переводу ЭДС

    4.1. При переводе ЭДС клиента происходит одновременное уменьшение остатка ЭДС плательщика и увеличение остатка ЭДС получателя средств.
    4.2. ЭДС могут переводиться между клиентами, а также между клиентами и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. При этом клиенты, использующие персонифицированные ЭСП, могут получать ЭДС от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей.
    4.3. Остаток (его часть) ЭДС клиента может быть переведен на банковский счет самого клиента или третьего лица, а в случае, если клиент использует персонифицированное ЭСП, остаток (его часть) ЭДС может быть также переведен по распоряжению клиента без открытия банковского счета или выдан ему наличными деньгами. При этом в отношении порядка выдачи остатка (его части) ЭДС наличными деньгами (включая максимальные размеры сумм выдаваемых наличных денег) договором, заключенным клиентом с кредитной организацией, могут быть установлены соответствующие ограничения.
    4.4. За оказание услуг по переводу ЭДС кредитной организацией с клиента может взиматься комиссионное вознаграждение в соответствии с заключенным с клиентом договором.
    4.5. Кредитная организация обязана информировать клиента о совершении каждой операции с использованием ЭСП путем направления соответствующих уведомлений в порядке, установленном договором с клиентом.

    Бухгалтерский учет электронных денег

    С 29 сентября 2011 года пополнить открытый счет электронными деньгами организация может, только используя свой банковский счет (п. 3 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).

    Пополнять свои электронные кошельки еще и наличными через подотчетных лиц. Деньги, которые организация переводит в свой электронный кошелек, отражаются на счете 55 "Специальные счета в банках", предназначенном для обобщения информации о наличии и движении денег на текущих, особых и иных специальных счетах (Приказ Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"). К счету 55 необходимо открыть субсчет "Электронные средства платежа" или "Электронные деньги". Аналитический учет на счете 55/Электронные деньги ведется, как правило, в разрезе платежных систем и видов электронных денег.

    Налоговый учет электронных денег

    Комиссионное вознаграждение за услуги платежной системы, в которой обращаются электронные деньги юридического лица в целях налогообложения прибыли, можно учесть одним из двух способов:
    1) в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 3 п. 1 ст. 264 НК РФ);
    2) в составе внереализационных расходов (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).
    Компании, применяющие упрощенную систему налогообложения, комиссионное вознаграждение за услуги платежной системы также учитывают при расчете налога (пп. 24 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

    Налог на добавленную стоимость

    Сумма комиссионного вознаграждения за услуги платежной системы облагается НДС. Оператор электронной платежной системы не является кредитной организацией, поэтому под действие льготы, предусмотренной в пп. 3 п. 3 ст. 149 НК, такая операция не подпадает. При выполнении всех обязательных требований ст. ст. 171 и 172 НК РФ организация-покупатель вправе применить налоговый вычет предъявленного НДС.

    Продолжение следует:

    1. Преимущества и недостатки электронных денег

    2. Особенности осуществления операций с электронными деньгами

    3. Бухгалтерский и налоговый учет электронных денег

    Статья написана и размещена 21 декабря 2011 года. Дополнена — 24.10.2014

    ВНИМАНИЕ!

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2018

    Полезные ссылки по теме "Закон О национальной платежной системе"

    1. Блокировка счета

    2. Если банк не отдает вклад

    3. Что такое криптовалюта и биткойн

    4. Доступ к банковской ячейке, если у банка отозвана лицензия

    5. Черынй список банков

    6. Особенности оформления на работу удаленного работника (надомника), надомника, дистанционного работника

    7. Заключение договора с фрилансером и его условия

    Tags: электронные деньги, электронные платежные системы, закон, о национальной, платежной, системе, национальная платежная система, комментарий, особенности, закон № 161-ФЗ

    Закон

    161 ФЗ "О национальной платежной системе": суть, разъяснения, изменения

    23 сентября 2016

    Переводы денежных средств осуществляются в РФ в соответствии со 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Суть этого нормативного акта состоит в установлении организационных основ НПС. Документ регулирует также порядок осуществления денежных операций. Внесенные в 161-ФЗ "О национальной платежной системе" изменения коснулись электронных средств, используемых при осуществлении переводов. Рассмотрим подробнее некоторые нормы.

    Общие сведения

    Национальная платежная система 161-ФЗ определяется как совокупность операторов, осуществляющих денежные переводы, агентов и организаций почтовой связи. Оказание услуг осуществляется в соответствии с договорами. Они заключаются с клиентами и между операторами. Перевод средств производится в рамках используемых форм безналичного перечисления, согласно требованиям нормативных актов РФ.

    Особенности участия в НПС

    161 Федеральный закон "О национальной платежной системе" определяет, что банковские субагенты оказывают услуги по переводу денег в соответствии с договорами. Они оформляются с операторами и агентами. При этом должны выполняться требования ст. 14 161-ФЗ "О национальной платежной системе". Организации почтовой связи вправе оказывать услуги по переводу денег в соответствии с нормативным актом №176 от 17.-07.1999 г. Платежные агенты участвуют в системе по правилам, установленным ФЗ №103 от 03.06.2009 г.

    Правила переводов

    161-ФЗ "О национальной платежной системе" предусматривает, что оказание оператором услуг производится на основании распоряжения клиента. Им может выступать как получатель, так и отправитель средств. Распоряжение должно оформляться по правилам, предусмотренным для применяемой формы безналичного перечисления. Перевод выполняется за счет средств плательщика. Они могут находиться на его индивидуальном счете или предоставляться им без открытия р/с. Полученные у клиента средства зачисляются на счет адресата или выдаются ему наличными. Перевод может осуществляться путем учета денег в пользу адресата без открытия р/с. Такая ситуация имеет место, в частности, при перечислении электронных денег.

    161-ФЗ "О национальной платежной системе": разъяснения

    Не является переводом внесение наличности клиентом на собственный банковский счет либо получение средств с него у одного оператора. Срок зачисления денег при оказании услуг, по 161-ФЗ, не должен превышать трех рабочих дней с момента списания их с р/с либо с даты предоставления денег клиентом. В переводе средств, кроме оператора, могут участвовать посредники. Если другое не обуславливается используемой формой безналичного перечисления либо федеральным законодательством, безотзывность перевода наступает в момент списания денег со счета или предоставления их клиентом. Исключение составляют перемещения электронных средств. Безусловность перевода, в соответствии со 161-ФЗ "О национальной платежной системе", наступает с момента исполнения условий, определенных клиентом. Данное правило распространяется и на случаи встречного представления документов, перечисления в другой валюте, передачи финансовых инструментов (ценных бумаг). Окончательность перевода, если клиент обслуживается одним оператором, наступает в момент внесения средств на счет получателя либо обеспечения возможности выдачи их наличными. Данное правило не действует в отношении перемещений электронных денег. Если клиент обслуживается разными операторами, окончательность перевода наступает при зачислении средств на счет оператора получателя. При этом должны учитываться требования ст. 25 161-ФЗ " О национальной платежной системе".

    Обязательства оператора

    Они прекращаются в момент наступления окончательности перевода. Оператор до зачисления средств на счет получателя или выдачи их ему наличными должен предоставить клиентам возможность ознакомиться с информацией об условиях оказания услуг. Сведения должны быть доступны для понимания. Ознакомление в том числе осуществляется с:

    1. Размером комиссии и порядком ее взимания, если она предусматривается в договоре.
    2. Способом определения курса обмена при выполнении перевода в инвалюте.
    3. Порядком направления претензий.
    4. Другими сведениями, имеющими значение при оказании платежных услуг.

    Особенности переводов по требованию получателя

    При прямом дебитовании оператор, в соответствии с договором с плательщиком, производит списание средств с его счета с его согласия (акцепта) по поступившему распоряжению. Право предъявлять требование должно предусматриваться соглашением с получателем. Плательщик может дать согласие до поступления распоряжения либо после этого. Акцепт может предусматриваться в договоре с оператором либо оформляться отдельным документом (сообщением). Клиент вправе дать согласие в отношении одного или большего числа получателей или требований. Распоряжение может отправляться непосредственно оператору или через него. В случае отсутствия предварительного акцепта обслуживающий субъект должен передать требование для получения согласия не позднее дня, идущего после принятия сообщения. Если он был дан заранее, и распоряжение получателя соответствует его условиям, оно должно быть выполнено. Срок и размер исполнения устанавливается акцептом. Если требования получателя противоречат условиям согласия плательщика либо отсутствует возможность их проверить, оператор должен вернуть распоряжение без исполнения. В договоре может устанавливаться обязанность обслуживающего субъекта в таком случае запросить акцепт.

    161-ФЗ "О национальной платежной системе": статья 9

    В рассматриваемом нормативном акте предусматриваются положения, регламентирующие правила использования электронных средств.

    Закон РФ «О национальной платёжной системе» 2018 года (N 161-ФЗ РФ 2018)

    Оно осуществляется в соответствии с договором. Соглашение заключается между оператором и клиентом или только между первыми. Обслуживающий субъект имеет право отказать в оформлении договора.

    Общий порядок

    До заключения соглашения об использовании электронных платежных средств оператор должен проинформировать клиента обо всех условиях. В частности, ознакомление осуществляется с любыми ограничениями, а также случаями повышенного риска проведения операций. Оператор также обязан информировать о каждом переводе электронных средств. Для этого клиенту направляется соответствующее уведомление. Правила его оформления и отправки устанавливаются в договоре. В обязанности оператора также входит обеспечение возможности направления уведомления о потере электронного платежного средства либо его использовании при отсутствии согласия клиента. Все извещения должны фиксироваться, а соответствующая информация должна храниться в течение трех лет. Оператор обязан предоставлять сведения и документы, связанные с использованием клиентом электронного платежного средства. Правила, в соответствии с которыми это осуществляется, определяются договором. Оператор также должен рассматривать заявления, при возникновении споров в том числе, касающихся использования электронного платежного средства. Клиенту должна предоставляться возможность получать сведения о результатах разбирательства по его обращениям.

    Прекращение/приостановление использования электронного средства

    161-ФЗ допускает данные действия при наличии уведомления, полученного от клиента. Прекращение/приостановление использования может быть также инициировано оператором. В последнем случае это допускается при совершении клиентом нарушения правил, установленных в договоре. Прекращение/приостановление использования не устраняет обязательств оператора и клиента по переводу денег, если они возникли до принятия соответствующего решения.

    Дополнительно

    При утрате или использовании электронного платежного средства без согласия клиента он должен направить уведомление об этом оператору. Форма извещения определяется договором. Направление уведомления осуществляется незамедлительно после выявления соответствующего факта и не позднее дня, который следует за днем принятия сведений о совершении несанкционированной операции. После получения извещения оператор должен компенсировать клиенту списанную без его согласия сумму.

    Нюансы

    Если оператор не выполняет обязанностей, связанных с информированием клиента о совершаемых операциях в соответствии с ч. 4 ст. 9 рассматриваемого закона, он обязан возместить суммы, о списании которых пользователь не был извещен и которые были переведены без его согласия. Если обслуживающий субъект отправлял уведомления в соответствии с требованиями нормативного акта, а клиент не отправил ему сообщения по правилам ч. 11 ст. 9, компенсация не предусматривается. Если оператор исполняет обязанность, связанную с информированием пользователя-физлица о произведенной операции по ч. 4, а гражданин, в свою очередь, направил извещение в порядке части 11, первый обязан возместить сумму, списанную без согласия, до момента отправки физическим лицом сообщения о несанкционированных действиях. В данном случае компенсация назначается, если обслуживающий субъект не докажет, что клиентом были нарушены правила использования электронного платежного средства, что и повлекло соответствующие последствия. Из указанного правила, однако, есть исключения. Положения части 15 статьи 9 рассматриваемого нормативного акта, касающиеся обязанности оператора возместить клиенту-физлицу сумму операции, осуществленной без его согласия, до момента отправки им соответствующего уведомления не распространяются на случаи использования электронного платежного средства, предусмотренного ч. 4 ст. 10.

    Новости и общество
    Национальная платежная система России. Федеральный закон РФ "О национальной платежной системе"

    Национальная система платежных карт РФ была образована на основании Федерального закона № 112 от 5 мая 2014 года. Целью ее формирования выступает обеспечение доступности, эффективности и бесперебойности оказания услуг…

    Интернет
    PayPal: что такое, как пользоваться, как настроить? Отзывы о платежной системе PayPal

    Среди множества электронных платёжных систем, существующих в интернете, особняком стоит самая крупная и надёжная — PayPal. Что такое "ПэйПэл" и как ею пользоваться, действительно ли платежи полностью защищены? У…

    Интернет
    Payeer: отзывы о платежной системе

    Если вы каким-либо образом связаны с миром электронной коммерции, то наверняка знаете, как много в последнее время появилось различных платежных инструментов. Это крупнейшие платежные системы, которые являются аналого…

    Интернет
    Кошелек Qiwi: отзывы. Электронный кошелек Qiwi. Отзывы о платежной системе Qiwi

    Электронная платежная система QIWI входит в число самых узнаваемых в России брендов в своем сегменте рынка. Пользоваться ей можно посредством офлайновых терминалов и большого количества онлайн-инструментов — веб…

    Компьютеры
    Платежная система E-Money Co De: отзывы о работе

    Заработок в Интернете набирает все больше и больше оборотов. Появляются усовершенствованные технологии дохода, схемы получения финансов и прибыли. Кому-то легче разрабатывать информационные курсы и затем продавать их,…

    Финансы
    Банковский платежный агент — это… ФЗ о платежных агентах

    Сегодня коммунальные услуги можно оплачивать не только через кассы банков, но и через почтовые отделения и терминалы. А об оплате услуг непосредственно исполнителю в офисе уже вообще никто не вспоминает. Законодательс…

    Финансы
    "Вебтрансфер": отзывы клиентов. Webtransfer: отзывы о платежной системе

    В настоящее время существует масса способов заработать деньги через интернет. Но, к сожалению, нельзя списывать со счетов мошенников, которые не упускают возможности обмануть доверчивый народ и нажиться на этом. Напри…

    Бизнес
    Кооператив производственный — это… ФЗ о производственных кооперативах. Юридическое лицо — кооператив

    Бизнес – это средство не только личного обогащения, но и способ в значительной степени поддержать финансово ту область или другой субъект, в котором значительно развит сегмент малого или среднего предприниматель…

    Закон
    Пожарно-техническая экспертиза. ФЗ о пожарной безопасности

    Пожары наносят много вреда людям, имуществу. Даже при исполнении правил безопасности все равно возникают эти события. С помощью технической экспертизы можно выявить причины появления пожара. Также процедура определяет…

    Закон
    Федеральный закон РФ № 161-ФЗ: Материальная ответственность военнослужащих

    Как и гражданско-правовая, материальная ответственность предполагает возмещение вреда. Однако в отношениях, из которых она вытекает, стороны не являются равными. Термин "материальная ответственность", как правило, рас…

    Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Керенский И.В.)

    Федеральный закон от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (Керенский И.В.)

    Дата размещения статьи: 10.08.2012

    С 1 июля 2012 г. вступает в силу большая часть положений Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее — Закон о платежной системе).

    161 ФЗ О национальной платежной системе: последняя редакция

    В указанном документе выделяется четыре блока норм, для каждого из которых установлены свои сроки вступления в силу. На данный момент уже действуют положения, регулирующие эмиссию и использование электронных денежных средств, а также правила осуществления денежных переводов.
    С 1 июля вступят в силу те нормы Закона о платежной системе, которые устанавливают правила регистрации платежных систем и их функционирования, а также наделяют Банк России полномочиями по контролю за деятельностью операторов платежных систем и субъектов платежной инфраструктуры. После указанной даты у российских кредитных организаций появится возможность (а в некоторых случаях — обязанность) создавать собственные платежные системы. Возможность зарегистрировать собственные платежные системы появится также у организаций, не являющихся кредитными, но соответствующих требованиям, перечисленным в Законе о платежной системе.
    Платежная система будет представлять собой совокупность организаций, осуществляющих перевод денежных средств и соблюдающих определенные правила (далее — правила платежной системы), которые будет устанавливать оператор платежной системы. Банк России будет проверять эти правила на соответствие Закону о платежной системе.

    Структура платежной системы

    В соответствии с Законом о платежной системе определение правил платежной системы и контроль их исполнения возлагаются на оператора платежной системы.
    Непосредственно перевод денежных средств (включая все сопутствующие услуги) будут осуществлять операторы услуг платежной инфраструктуры, а пользоваться их услугами будут участники платежной системы.

    1. Оператор платежной системы и правила платежной системы

    Функции оператора платежной системы будет осуществлять организация, подавшая в Банк России заявление о присвоении ей указанного статуса. Это может быть либо кредитная организация, либо организация, не являющаяся кредитной, но соответствующая требованиям п. 9 ст. 15 Закона о платежной системе. Отдельно в качестве операторов платежной системы указаны Банк России и Внешэкономбанк. Для присвоения статуса оператора платежной системы компания-соискатель обязана разработать правила платежной системы и направить их в Банк России вместе с заявлением о регистрации оператора платежной системы (данная норма не распространяется на платежную систему Банка России).
    Оператор платежной системы обязан контролировать соблюдение установленных правил участниками платежной системы, а также операторами услуг платежной инфраструктуры.
    Правилами платежной системы будут устанавливаться требования к осуществлению перевода денежных средств, распределению рисков в платежной системе и т.д. Полный перечень вопросов, которые будут регулироваться данными правилами, приведен в ст. 20 Закона о платежной системе.
    Согласно Закону о платежной системе правила платежной системы являются договором присоединения. Участники платежной системы присоединяются к правилам платежной системы только путем принятия их в целом.
    Отметим, что требования к правилам платежной системы устанавливаются непосредственно Законом о платежной системе. Банк России уполномочен определять особенности только для правил платежных систем, в рамках которых осуществляется перевод денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах.

    2. Операторы услуг платежной инфраструктуры

    Оказывать услуги по осуществлению переводов денежных средств будут операторы услуг платежной инфраструктуры — расчетные, клиринговые и операционные центры. Закон о платежной системе предусматривает возможность разделения ими функций, сопутствующих совершению платежей.
    Операционные центры будут организовывать обмен платежными распоряжениями (аналог платежных поручений) между участниками платежной системы. Клиринговые центры будут соотносить совокупные платежные поручения, сверять расчеты между участниками системы и делать выводы о достаточности или недостаточности денежных средств плательщика для совершения расчетов. Расчетные центры будут производить расчеты между участниками платежной системы. При этом функции расчетных центров смогут выполнять только кредитные организации, в то время как операционные и клиринговые центры не обязаны иметь такой статус. Кредитные организации получат возможность исполнять функции всех трех центров и одновременно переводить денежные средства.
    Согласно Закону о платежной системе, если оператор платежной системы имеет статус кредитной организации, он может выполнять также функции любого оператора услуг платежной инфраструктуры. Если оператор платежной системы не является кредитной организацией, он не вправе выполнять функции расчетного центра.

    3. Участники платежной системы

    Участниками платежной системы являются организации, присоединившиеся к платежной системе для осуществления переводов денежных средств по правилам платежной системы. В ст. 21 Закона о платежной системе перечислены виды таких организаций: к ним относятся операторы по переводу денежных средств, профессиональные участники рынка ценных бумаг и др. Законом о платежной системе предусмотрено, что в платежной системе не может быть менее трех участников.
    Участвовать в платежной системе можно либо прямо, либо косвенно. Прямое участие выражается в том, что для осуществления расчетов с другими участниками платежной системы организация открывает в расчетном центре банковский счет. При косвенном участии в платежной системе прямой участник платежной системы открывает банковский счет в расчетном центре косвенному участнику. При этом правилами платежной системы должно быть урегулировано прямое участие в платежной системе. Определение правил косвенного участия является правом, а не обязанностью оператора платежной системы.
    Более детальные требования к участию в платежной системе должны содержаться в ее правилах.

    4. Банк России

    Закон о платежной системе наделяет Банк России широкими полномочиями по регулированию деятельности платежных систем в РФ.
    Во-первых, Банк России будет осуществлять нормотворческую деятельность: он получит право принимать подзаконные нормативные акты, устанавливающие требования к деятельности платежных систем (определяющие правила надежности и бесперебойности работы, требования к анализу рисков и др.). Во-вторых, Банк России будет выполнять правоприменительные функции — регистрировать операторов платежных систем, вести их реестр и в определенных случаях исключать из него операторов, а также осуществлять надзор и наблюдение за платежными системами. В-третьих, Банк России сам может быть оператором платежной системы .
    К настоящему моменту Банк России принял все подзаконные акты, перечисленные в нормах Закона о платежной системе, которые вступают в силу с 1 июля 2012 г. . Данные документы также вводятся в действие с указанной даты.

    Обязанность зарегистрировать платежную систему

    Для большинства кредитных организаций положения Закона о платежной системе, вступающие в силу с 1 июля 2012 г., будут носить необязательный характер: данные лица лишь получат возможность зарегистрировать собственную платежную систему. Однако у некоторых кредитных организаций после 1 июля 2012 г. может появиться обязанность зарегистрировать платежную систему.
    Так, согласно ч. 39 ст. 15 Закона о платежной системе оператор по переводу денежных средств (в данном случае — любой банк, кроме Банка России) обязан направить в Банк России заявление о регистрации оператора платежной системы, если одновременно выполняются следующие условия:
    1) оператором по переводу денежных средств открыты банковские счета не менее чем для трех других операторов по переводу денежных средств;
    2) между этими счетами осуществляются переводы денежных средств в течение трех месяцев подряд;
    3) размер указанных денежных переводов превышает значение, установленное Банком России (в соответствии с указанием Банка России от 02.05.2012 N 2814-У такая сумма равна 1,5 млрд. руб.).
    Заявление о регистрации оператора платежной системы направляется в течение 30 дней со дня начала соответствия всем приведенным выше критериям. При этом по истечении четырех месяцев с указанной даты перевод денежных средств между банковскими счетами операторов по переводу денежных средств, открытыми одним из таких операторов, должен осуществляться только в рамках платежной системы.

    Правила осуществления расчетов в платежной системе Банка России в настоящее время регулируются Положением о порядке расчета и взимания платы за услуги Банка России в платежной системе Банка России (утв. Банком России 26.02.2010 N 356-П).
    Нормативные акты, принятые Банком России в соответствии с положениями Закона о платежной системе, которые вступают в силу с 1 июля:
    — указание Банка России от 02.05.2012 N 2814-У "О размере значения переводов денежных средств, при превышении которого оператор по переводу денежных средств обязан обеспечить направление в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы";
    — Положение о порядке направления в Банк России заявления о регистрации оператора платежной системы (утв. Банком России 02.05.2012 N 378-П);
    — указание Банка России от 02.05.2012 N 2815-У "Об установлении значений критериев для признания платежной системы значимой";
    — указание Банка России от 31.05.2012 N 2824-У "Об отчетности по платежным системам операторов платежных систем";
    — Положение о бесперебойности функционирования платежных систем и анализе рисков в платежных системах (утв. Банком России 31.05.2012 N 379-П);
    — указание Банка России от 07.06.2012 N 2829-У "О порядке уведомления Банка России оператором по переводу денежных средств о начале участия в платежной системе в целях осуществления трансграничного перевода денежных средств";
    — указание Банка России от 09.06.2012 N 2832-У "Об особенностях правил платежных систем, в рамках которых осуществляются переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах";
    — Положение о требованиях к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств и о порядке осуществления Банком России контроля за соблюдением требований к обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств (утв. Банком России 09.06.2012 N 382-П);
    — Положение о порядке осуществления надзора за соблюдением не являющимися кредитными организациями операторами платежных систем, операторами услуг платежной инфраструктуры требований Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России (утв. Банком России 09.06.2012 N 381-П);
    — указание Банка России от 09.06.2012 N 2831-У "Об отчетности по обеспечению защиты информации при осуществлении переводов денежных средств операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, операторов по переводу денежных средств".

    Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

    

    Вернуться на предыдущую страницу

    Последние новости
    27 марта 2018 г.
    Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

    Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

    20 марта 2013 г.
    Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

    Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

    12 марта 2013 г.
    Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

    Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

    7 марта 2018 г.
    Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

    Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

    1 марта 2018 г.
    Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

    Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

    В центре внимания:

    Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

    Дата размещения статьи: 13.03.2018

    Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

    Дата размещения статьи: 15.01.2018

    Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

    Дата размещения статьи: 15.11.2017

    Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

    Дата размещения статьи: 15.11.2017

    Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

    Дата размещения статьи: 15.11.2017

    Бесплатная консультация юриста по телефонам:

    • Москва, Московская область
      +7 (499) 703-47-96
    • Санкт-Петербург, Ленинградская область
      +7 (812) 309-56-72
    • Федеральный номер
      8 (800) 777-08-62 доб. 141

    Звонки бесплатны.
    Работаем без выходных

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *