Закон 87 ФЗ

Федеральный закон о транспортно-экспедиционной деятельности

Транспортно-экспедиционная деятельность направлена на регулирование и оптимизацию расходов в осуществлении перевозок грузов.

Указанный вид коммерческой деятельности регулируется следующими актами:

  1. Гл. 41 ГК РФ.
  2. Законом «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30.06.2003 № 87-ФЗ.
  3. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Правительства РФ «Об утверждении…» от 08.09.2006 № 554 (далее — Правила ТЭД).

Закон № 87-ФЗ содержит в себе следующие основополагающие для этого вида деятельности понятия:

  1. Экспедитор — сторона соглашения, помогающая в осуществлении перевозки продукции.
  2. Грузоотправитель — лицо, уполномоченное на сдачу груза экспедитору.
  3. Грузополучатель — определенное лицо, которое уполномочено на получение товара от экспедитора.
  4. Перевозчик — сторона договора, которая уполномочена на перевозку товаров.
  5. Доставка груза — процесс передвижения груза из одного места в другое.

Закон о транспортно-экспедиционной деятельности № 87-ФЗ состоит из 4 глав:

  • 1-я — о предмете регулирования;,
  • 2-я — о правах и обязанностях сторон экспедиторского контракта;
  • 3-я — об их ответственности друг перед другом;
  • 4-я — о порядке и сроках подачи претензий и исков.

Правила ТЭД: основные вопросы

Правилао транспортно-экспедиционной деятельности направлены на координацию следующих вопросов:

  • порядок оказания экспедиторских услуг (пп. 6–18 Правил ТЭД);
  • требования, которые предъявляются к качеству услуг, регулируемых указанными правилами (пп. 15, 19);
  • список документов, используемых при осуществлении экспедиторской деятельности (п. 5).

Отношения между заказчиком и экспедитором регулируются не только положениями действующего ГК РФ, законом № 87-ФЗ, указанными правилами, но и договором транспортной экспедиции (п. 2 Правил ТЭД). А правоотношения между перевозчиками и экспедитором подчиняются положениям действующих транспортных кодексов/уставов.

ВАЖНО! Правила ТЭД не подлежат применению в сфере почтовой связи (п. 3 Правил ТЭД).

Документы, используемые в процессе оказания экспедиторской деятельности, имеют унифицированные бланки, введенные в гражданский оборот приказом Минтранса РФ «Об утверждении…» от 11.02.2008 № 23. Он определяет, что, оформляя такие документы, необходимо учитывать все особенности перемещения товаров разнообразными видами транспорта. Требования по заполнению экспедиторских документов обязательны для обеих сторон договора.

Глава 41 Гражданского кодекса РФ: транспортная экспедиция

Глава 41 ГК РФ включает в себя положения о содержании и порядке заключения контракта о транспортной экспедиции. В ней указано, что договор транспортной экспедиции представляет собой соглашение, согласно которому одна сторона (экспедитор) обязуется за счет другой стороны (грузоотправителя, грузополучателя) выполнить услуги, помогающие произвести доставку, перевозку груза из одного места в другое (ст. 801 ГК РФ). Указанное соглашение заключается в письменной форме. На практике такая форма признается соблюденной при наличии существенных условий договора в заявках, заказах и накладных.

Помимо сказанного, нормами указанной главы установлены:

  • ответственность экспедитора;
  • перечень бумаг, подлежащих к передаче экспедитору вместе с грузом;
  • передача услуг на исполнение другим лицам, а также односторонний отказ от них.

Относительно соотношения норм ГК РФ и действующего закона № 87-ФЗ можно установить, что положения закона являются специальными по отношению к нормам кодекса. Соответственно, закон № ФЗ-87 имеет приоритет над нормами ГК, но если необходимого правила в нем нет, стоит применить ГК РФ.

Транспортно-экспедиционная деятельность направлена на регулирование взаимоотношений между сторонами в процессе доставки продукции. Она регулируется нормами действующего ГК РФ, а также специальным законом и подзаконными актами.

«Постатейный комментарий к Федеральному закону «О транспортно-экспедиционной деятельности» (Парций Я.Е.)

Подготовлен для системы
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЕДИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 1
1. Принятие Федерального закона «О транспортно-экспедиционной деятельности» от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ (далее — Закон) обусловлено краткостью правового регулирования указанных отношений в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) и прямым указанием в ГК РФ о необходимости принятия такого Закона.
Основные положения договора транспортной экспедиции установлены гл. 41 ГК РФ.
Согласно п. 1 ст. 801 ГК РФ по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Как видно из приведенной нормы, договор транспортной экспедиции является возмездным договором по оказанию услуг клиенту (грузоотправителю, грузополучателю). От других сходных договоров по оказанию услуг данный договор отличается тем, что его правила распространяются лишь на услуги, связанные с перевозкой груза любым видом транспорта. П. 1 ст. 801 ГК РФ содержит указания на некоторые виды услуг, которые могут быть предметом данного договора: организация перевозки груза, заключение договора перевозки, обеспечение отправки и получения груза, получение требующихся для экспорта или импорта документов (включая таможенные), проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, хранение груза. Указанный перечень не является исчерпывающим, договором может быть предусмотрено оказание экспедитором клиенту и других услуг.
Согласно ст. 805 ГК РФ экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей третьих лиц, если иное не предусмотрено договором. При этом экспедитор в соответствии со ст. 403 ГК РФ не освобождается от ответственности перед клиентом за действия этих лиц и несет ее в этом случае на общих основаниях (ст. 393, 401 ГК РФ).
На практике обязанности экспедитора нередко выполняются перевозчиком груза в рамках заключенного договора перевозки. В соответствии с п. 2 ст. 801 ГК РФ в отношении этих обязанностей должны применяться правила о договорах транспортной экспедиции.
Необходимо также обратить внимание, что среди услуг, перечисленных в п. 1 ст. 801 ГК РФ, имеются такие, которые охватываются правилами договоров поручения, комиссии, агентирования (например, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор, уплатить пошлины и др.). Поэтому в соответствующих случаях к этим отношениям могут субсидиарно применяться правила гл. 49, 51 и 52 ГК РФ.
Помимо определения предмета договора транспортной экспедиции ГК РФ: устанавливает его обязательную письменную форму (ст. 802); содержит отсылочную норму об ответственности экспедитора в соответствии с общими правилами об ответственности за нарушение обязательств (ст. 803); определяет документы и другую информацию, предоставляемые клиентом экспедитору (ст. 804); условия одностороннего отказа сторон от исполнения договора (ст. 806).
2. С учетом содержания гл. 41 ГК РФ, согласно ст. 1 Закона предметом его регулирования является определение порядка оказания транспортно-экспедиционных услуг.
Согласно Закону в число этих услуг входят:
— организация перевозки грузов любыми видами транспорта (авиационным, железнодорожным, морским, речным, автомобильным и их сочетаниями);
— оформление перевозочных документов;
— оформление документов для таможенных целей;
— оформление других документов, необходимых для осуществления перевозки грузов.
Перечень этих услуг в ГК РФ является более широким. Предметом договора могут быть услуги, упомянутые в ГК РФ и в Законе.
Совокупность указанных услуг именуется экспедиционными услугами.
Под грузом следует понимать вещи (имущество, товары, продукцию), находящиеся в собственности, владении или распоряжении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или физических лиц, использующих упомянутые вещи для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее — граждане-потребители).
Закон устанавливает порядок оказания упомянутых услуг, а также некоторые условия договора транспортной экспедиции. Не упомянутые Законом условия могут также определяться другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ (указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ), принятыми в соответствии с ГК РФ.
Не предусмотренные упомянутыми актами условия договора транспортной экспедиции устанавливаются соглашением сторон — экспедитора и клиента. Клиентами могут быть как предприниматели, так и граждане-потребители.
Следует подчеркнуть, что установление каких-либо условий данного договора законодательством субъектов РФ или актами федеральных органов исполнительной власти Законом не предусмотрено.
К числу упомянутых федеральных законов, которыми уже установлены некоторые нормы в данной области, могут быть отнесены федеральные законы о техническом регулировании, о защите прав потребителей, транспортные уставы и кодексы.
3. Согласно п. 2 ст. 1 Закона его положения не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность в области почтовой связи (перевозка писем, посылок и других почтовых отправлений).
Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности
Комментарий к статье 2
В ст. 2 Закона предусматривается утверждение Правительством РФ Правил транспортно-экспедиционной деятельности и определено содержание этого документа:
— перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции);
— требования к качеству экспедиционных услуг;
— порядок оказания экспедиционных услуг.
Порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности является также предметом регулирования Закона (п. 1 ст. 1).
Таким образом, порядок оказания экспедиционных услуг должен определяться в соответствии с требованиями ГК РФ, Закона и утверждаемых Правительством РФ упомянутых Правил, а в части, касающейся граждан-потребителей, также соответствующими нормами Закона РФ «О защите прав потребителей». Как уже отмечалось, условия договора транспортной экспедиции могут устанавливаться в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ.
Особое внимание вызывает установление в этих Правилах требований к качеству экспедиционных услуг. Исходя из упомянутого перечня и сущности данных услуг, требования к их качеству практически сводятся к выполнению или невыполнению (ненадлежащему выполнению) экспедитором принятых на себя по договору обязательств. Таким образом, специфика экспедиционных услуг не позволяет говорить о их качестве в обычном значении этого слова.
Кроме того, следует обратить внимание, что утверждаемые Правительством РФ нормативные правовые акты являются обязательными для исполнения. В данном случае это обстоятельство приводит к противоречию с Федеральным законом «О техническом регулировании», который не допускает установления на услуги обязательных требований к их качеству.
Глава 2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЭКСПЕДИТОРА И КЛИЕНТА
Статья 3. Права экспедитора и клиента
Комментарий к статье 3
1. Пункт 1 комментируемой статьи (другие статьи гл. 2 Закона) исходит из прав клиента, определенных в п. 6 настоящей статьи, в частности, из его права выбирать маршрут следования груза и вид транспорта, а также давать указания экспедитору в соответствии с условиями договора между ними.
Вместе с тем п. 1 предусматривает возможность отступления экспедитора от указаний клиента при наличии следующих условий:
— это необходимо в интересах клиента;
— экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить согласие клиента на такое отступление;
— экспедитор не смог по не зависящим от него обстоятельствам получить ответ на свой запрос в течение суток.
При наличии указанных обстоятельств экспедитор вправе принять самостоятельно необходимое решение. Возникшие в связи с этим необходимые дополнительные расходы должны быть возмещены клиентом.
Если полученные экспедитором указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору, а экспедитор по не зависящим от него причинам не имел возможности их уточнить, он действует исходя из интересов клиента. В случае спора доказывать указанный характер своих действий должен экспедитор.
2. По смыслу п. 2 комментируемой статьи, он предусматривает случай, когда договором предусмотрено право экспедитора самостоятельно выбирать вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта или без согласования с клиентом изменять указанные условия, установленные договором.
В любом случае экспедитор обязан исходить из интересов клиента и незамедлительно уведомлять клиента о производственных изменениях.
При этом, очевидно, клиент вправе отменить решения экспедитора и дать соответствующие новые указания.
В отличие от п. 2, п. 1 ст. 3 Закона регулирует действия экспедитора, когда согласно договору он вправе отступать от указаний клиента с согласия последнего.
3. Пункт 3 ст. 3 Закона конкретизирует применительно к договору транспортной экспедиции общие нормы ГК РФ об обеспечении исполнения обязательств путем удержания находящегося в распоряжении кредитора имущества должника.
Согласно ст. 359 ГК РФ кредитор, у которого находится вещь, подлежащая передаче должнику либо лицу, указанному должником, вправе в случае неисполнения должником в срок обязательства по оплате этой вещи или возмещению кредитору связанных с нею издержек и других убытков удерживать ее до тех пор, пока соответствующее обязательство не будет исполнено.
Удержанием вещи могут обеспечиваться также требования, хотя и не связанные с оплатой вещи или возмещением издержек на нее и других убытков, но возникшие из обязательства, стороны которого действуют как предприниматели.
Кредитор может удерживать находящуюся у него вещь, несмотря на то, что после того, как эта вещь поступила во владение кредитора, права на нее приобретены третьим лицом.
Правила настоящей статьи применяются, если договором не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 360 ГК РФ требования кредитора, удерживающего вещь, удовлетворяются из ее стоимости в объеме и порядке, предусмотренных для удовлетворения требований, обеспеченных залогом.
Обращение взыскания на удерживаемый груз осуществляется в соответствии с правилами ст. 349, 350 и других статей § 3 гл. 23 ГК РФ по решению суда.
Согласно Закону удержание возможно, только если это предусмотрено договором транспортной экспедиции. Если сторонами этого договора являются предприниматели, то в сумму убытков экспедитора может быть включена и упущенная выгода.
Поскольку удержание имущества явилось следствием неисполнения клиентом договорных обязательств в части уплаты вознаграждения экспедитору и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов, на клиента возлагаются затраты, связанные с удержанием имущества (например, на хранение), а также ответственность за его порчу в процессе удержания в связи с обстоятельствами, изложенными в данном пункте.
4. Пункт 4 ст. 3 Закона устанавливает условие начала выполнения экспедитором своих договорных обязательств. Применение этой нормы зависит от усмотрения экспедитора: таким условием является предоставление клиентом необходимых документов и информации о свойствах груза, условиях его перевозки и иной необходимой информации. Перечень документов и содержание информации должно быть определено в договоре.
Согласно Закону, в случае если представленная информация является неполной, экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные. В противном случае экспедитор обязан приступить к выполнению своих обязанностей с учетом имеющейся информации и несет ответственность за возникший в связи с этим ущерб.
Пункт 4 ст. 3 Закона воспроизводит правила, установленные в ст. 804 ГК РФ. В п. 4 этой статьи содержится важное указание, что клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору вследствие нарушения обязанностей по представлению обусловленной информации.
5. Существенное развитие положений ст. 804 ГК РФ содержится в п. 5 ст. 3 Закона. Согласно этой норме экспедитор вправе (не обязан) проверять достоверность предоставленных клиентом документов и информации. В случае признания их недостоверности экспедитор вправе не приступать к выполнению договора.
Статья 4. Обязанности экспедитора
Комментарий к статье 4
1. В п. 1 ст. 4 Закона еще раз подчеркивается главенствующая роль договора при определении обязанностей экспедитора.
В п. 2 этой статьи предусмотрена обязанность экспедитора в технически возможный срок уведомить клиента о произведенных отступлениях от указаний последнего, сделанных в соответствии с требованиями п. 1 ст. 3 Закона.
2. В отличие от п. 4 ст. 3 Закона, предусматривающего предоставление клиентом экспедитору информации, как условия начала выполнения последним своих обязанностей по договору, п. 3 ст. 4 Закона определяет состав информации, предоставляемой экспедитором гражданину потребителю, путем отсылки к законодательству РФ о защите прав потребителей.
Указанные виды информации различаются принципиально по их источникам, целям, содержанию и моменту предоставления.
Информация, предусмотренная в п. 4 ст. 3 Закона, предоставляется после заключения договора клиентом экспедитору и необходима для обеспечения возможности выполнения последним своих обязательств.
Информация, предусмотренная п. 3 ст. 4 Закона, предоставляется экспедитором до заключения договора и имеет целью обеспечить выбор клиентом исполнителя экспедиционных услуг.
Вопросам информации гражданина-потребителя

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *