Закон о двойном гражданстве

4 августа 2014 года вступили в законную силу изменения и дополнения в Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", получившие среди определенных слоев населения РФ, так или иначе затронутых этими нововведениями, название "Закон о двойном гражданстве".
Вышеуказанные нормы распространяются на граждан Российской Федерации (за исключением граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации), обладающих на момент вступления в силу закона также иным гражданством либо видом на жительство или иным действительным документом, подтверждающим право на его постоянное проживание в иностранном государстве, и возлагают на таких граждан обязательство подать письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, а именно в орган Федеральной миграционной службы Российской Федерации (ФМС РФ), по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового — по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации — по месту его фактического нахождения в Российской Федерации) в течение шестидесяти дней с момента вступления в законную силу изменений и дополнений в Закон "О гражданстве РФ", то есть начиная с 04.08.2014, но не позднее 03.10.2014, а для граждан РФ, приобретших гражданство после вступления в законную силу указанных нововведений, — в течение шестидесяти дней со дня приобретения такими гражданами иного гражданства или получения ими документа на право постоянного проживания в иностранном государстве.

Положения закона распространяются также на граждан РФ, не достигших 18-летнего возраста либо ограниченных в дееспособности. За них такое уведомление должны подавать их законные представители (родители несовершеннолетних детей либо их опекуны, попечители).
Подача уведомления о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве гражданином Российской Федерации или законным представителем гражданина Российской Федерации осуществляется лично или в установленном порядке почтовым отправлением при предъявлении лицом, подающим указанное уведомление, паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего его личность. Стоит отметить, что Порядок предусматривает возможность почтового отправления такого уведомления только на территории Российской Федерации.
В уведомление вносятся следующие сведения о гражданине Российской Федерации, в отношении которого оно подается:
а) фамилия, имя, отчество;
б) дата и место рождения;
в) место жительства (в случае отсутствия такового — место пребывания, а в случае отсутствия места жительства и места пребывания — место фактического нахождения);
г) серия и номер паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации;
д) наименование имеющегося иного гражданства, серия, номер и дата выдачи паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие у указанного гражданина иного гражданства, и (или) наименование, серия, номер и дата выдачи указанному гражданину документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;
е) дата и основание приобретения иного гражданства или получения документа на право постоянного проживания в иностранном государстве;
ж) сведения о продлении срока действия документа на право постоянного проживания в иностранном государстве или получении нового соответствующего документа;
з) сведения об обращении в полномочный орган иностранного государства о выходе указанного гражданина из гражданства данного государства или об отказе от имеющегося у него документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (в случае направления такого обращения).
К уведомлению прилагается копия имеющегося у гражданина Российской Федерации, в отношении которого подается такое уведомление, паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, а также копия паспорта гражданина Российской Федерации или иного документа, удостоверяющего личность указанного гражданина на территории Российской Федерации.
К уведомлению в отношении гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста 18 лет либо ограниченного в дееспособности, прилагается копия одного из следующих документов, подтверждающих права законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста 18 лет либо ограниченного в дееспособности:
— свидетельство о рождении гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста 18 лет;
— акт органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя.
При подаче уведомления законным представителем гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста 14 лет, предъявляется документ, подтверждающий наличие у несовершеннолетнего гражданина гражданства Российской Федерации, копия которого прилагается к уведомлению.
В соответствии с Приказом ФМС России от 28.07.2014 N 450 "Об утверждении форм и порядка подачи уведомлений о наличии у гражданина Российской Федерации иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве" утверждены Формы и Порядок подачи уведомлений о наличии у гражданина РФ, в том числе не достигшего возраста 18 лет либо ограниченного в дееспособности, иного гражданства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве.

При приеме уведомления уполномоченным должностным лицом территориального органа ФМС России или работником организации федеральной почтовой связи проверяются точность изложенных в уведомлении сведений и наличие копий необходимых прилагаемых к нему документов, сличаются данные, подпись, указанные в уведомлении, с данными и подписью гражданина или законного представителя гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста 18 лет либо ограниченного в дееспособности, в предъявленном документе, удостоверяющем личность, а также заполняется отрывная часть бланка уведомления, которая возвращается гражданину либо законному представителю гражданина Российской Федерации, не достигшего возраста 18 лет либо ограниченного в дееспособности. Прием уведомления подтверждается подписью уполномоченного должностного лица территориального органа ФМС России или сотрудника организации федеральной почтовой связи на бланке уведомления и отрывной части бланка уведомления, которая скрепляется печатью территориального органа ФМС России для отдельных категорий документов или оттиском календарного почтового штемпеля организации федеральной почтовой связи соответственно.
Указанные изменения в законодательстве вызвали целую волну газетных публикаций и обсуждений в сети Интернет в связи с тем, что даже при первом прочтении изменения в законе вызывают достаточное количество вопросов как у людей, не обладающих специальным юридическим образованием, так и у квалифицированных юристов, поскольку очевидно, что принятые нововведения изобилуют пробелами, которые могут впоследствии привести к необоснованному привлечению граждан РФ к уголовной и административной ответственности за невыполнение предписаний закона.
В первую очередь следует отметить, что закон не устанавливает, каким образом определяется категория граждан, постоянно проживающих за пределами РФ и освобождающихся от подачи уведомлений. Представляется, что к такой категории относятся граждане, снявшиеся с регистрационного учета в РФ и вставшие на консульский учет в посольстве РФ за рубежом.
Далее не понятно, что следует делать гражданам РФ, фактически постоянно проживающим за границей, однако сохранившим постоянную регистрацию на территории Российской Федерации и официально считающимся проживающими на территории РФ, либо гражданам, не имеющим возможности по объективным причинам (беременность и роды, тяжелая болезнь или неблагополучное финансовое положение, препятствующее выезду в РФ, и т.п.) до 4 октября 2014 года лично явиться в органы ФМС на территории РФ для подачи уведомления или же направить почтовое отправление через организацию почтовой связи РФ, как указано в Порядке подачи уведомлений.
Возникает вопрос: можно ли подать уведомление через консульские учреждения РФ за рубежом, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона "О гражданстве РФ" полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, наряду с ФМС России, являются консульские учреждения РФ, находящиеся за пределами РФ.
В справочной службе консульского отдела Министерства иностранных дел РФ нам пояснили, что консульские учреждения РФ в иностранных государствах не принимают такого рода уведомления.
Необходимо помнить о том, что за несвоевременную подачу такого уведомления либо за предоставление сведений, которые должны содержаться в таком уведомлении, в неполном объеме, либо за предоставление заведомо недостоверных сведений предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей (статья 19.8.3 Кодекса об административных правонарушениях РФ).
Следует отметить, что в законе отсутствует указание на критерии, которыми должны руководствоваться органы ФМС при принятии такого рода уведомлений, а также понятие полноты или неполноты информации, представленной гражданином.

Можно ли иметь двойное гражданство в России?

С одной стороны, часть 7 статьи 6 Федерального закона "О гражданстве РФ", казалось бы, содержит исчерпывающий перечень документов, необходимых для подачи уведомления. Однако не указано, должен ли гражданин прикладывать к копии паспорта иностранного государства либо иного документа, подтверждающего наличие иного гражданства, и (или) документа на право постоянного проживания в иностранном государстве, также и перевод одного из вышеперечисленных документов на русский язык, поскольку у сотрудников ФМС России при приеме документов могут возникнуть вполне обоснованные вопросы по поводу представленных документов на иностранном языке.
Представляется целесообразным посоветовать гражданам РФ, находящимся за пределами РФ и по каким-либо причинам не имеющим возможности до 4 октября 2014 года вернуться на территорию Российской Федерации и подать лично вышеуказанное уведомление:
— во-первых, проставить апостиль на свидетельство о рождении несовершеннолетнего ребенка, в случае подачи уведомления в отношении наличия гражданства иностранного государства законным представителем несовершеннолетнего;
— во-вторых, перевести иностранные документы на русский язык уполномоченным на совершение таких действий переводчиком иностранного государства, в котором находится гражданин;
— в-третьих, засвидетельствовать у российского нотариуса подлинность вышеуказанного перевода на русский язык в консульском учреждении РФ в иностранном государстве;
— в-четвертых, направить уведомление в адрес соответствующего территориального органа ФМС России заказным (ценным) письмом с уведомлением о вручении и с описью вложения;
— в-пятых, иметь при себе при пересечении границы РФ после 4 октября 2014 года копию почтового отправления с описью вложения с переводом документов на русский язык, в случае возникновения соответствующих вопросов у работников паспортно-визовой службы при пересечении границы.
Тем не менее следует отметить, что даже при выполнении всех вышеперечисленных действий граждане не могут быть уверены в том, что должным образом направили в соответствующий орган ФМС России вышеуказанное уведомление и им не грозит привлечение к административной ответственности, поскольку как Формы уведомления, так и Порядок подачи уведомления не предусматривают случаи направления уведомлений с территории другого государства.
Далее вызывает недоумение пугающая строгость санкций за неисполнение положений Закона. Не понятно, какие конкретно цели преследовал законодатель, устанавливая уголовную! ответственность для всех граждан РФ, не представивших сведения о наличии у них гражданства либо вида на жительство другого государства. Так, в соответствии со статьей 330.2 Уголовного кодекса РФ за неисполнение обязанности по подаче уведомления о наличии у гражданина Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на его постоянное проживание в иностранном государстве, виновное лицо (такой гражданин) наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года либо обязательными работами на срок до четырехсот часов.

Если законодатель предполагал таким образом узнать о существовании счетов в иностранных банках у российских граждан либо о наличии у них собственности на территории иностранных государств, а также о наличии обязанностей, связывающих российских граждан с иностранными государствами, которые могут вступить в противоречие с их правами и обязанностями в качестве российских граждан, тогда было бы логично каким-то образом отразить все эти моменты в законе.
Было бы целесообразно также определить круг лиц, привлекаемых к уголовной ответственности в связи с непредоставлением информации о наличии у них гражданства (вида на жительство) в другом государстве, и определить в данной статье уголовного закона неблагоприятные последствия наличия гражданства либо вида жительства другого государства, которые могут привести к нарушению государственных интересов Российской Федерации.
К такому кругу лиц целесообразно было бы отнести прежде всего государственных служащих, иных лиц, имеющих доступ к сведениям, составляющим государственную тайну.
Поскольку в настоящий момент к данной категории относятся все граждане РФ, не подавшие до 4 октября 2014 года уведомления о наличии у них гражданства либо вида на жительства другого государства, существует опасность безосновательного привлечения значительного количества российских граждан к уголовной ответственности.
Изменения и дополнения в Федеральный закон "О гражданстве Российской Федерации" отражают принципиальную позицию Российского государства, старающегося создать правовое государство, приближающего свою законодательную систему к действующим правовым европейским и мировым системам. Понятно в этой связи желание государства знать, кто из его граждан обладает определенного рода обязательствами, связывающими его с другими государствами, во избежание возникновения в этой связи конфликта межгосударственных интересов.
В этой связи остается надеяться, что законодатель с течением времени признает необходимость внесения изменений в указанный Закон, устранит все существующие неясности, пробелы и смягчит свою позицию в отношении наличия уголовной ответственности за непредоставление гражданами РФ сведений о наличии у них гражданства либо вида на жительство другого государства.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

 

Как известно, 4 августа 2014 г. вступил в силу Федеральный закон №142-ФЗ1, согласно которому граждане РФ обязаны уведомлять о наличии иностранного гражданства территориальный орган Федеральной миграционной службы РФ. Письменное уведомление о наличии иного гражданства или документа на право постоянного проживания в иностранном государстве (далее – «Уведомление») должно быть подано в течение 60 дней со дня приобретения иного гражданства или получения такого документа.

 

25 декабря 2014 года Советом Федерации РФ был одобрен и направлен на подписание Президенту РФ Закон «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» (далее – «Закон»), которым уточняются некоторые вопросы подачи Уведомления. 

 

В соответствии с данным Законом, гражданин РФ, не подавший Уведомление в связи с нахождением за пределами РФ, обязан подать Уведомление не позднее 30 дней со дня его возвращения на территорию России.

 

Устанавливается, что, если Уведомление подается законным представителем гражданина РФ, к нему также прилагается копия российского паспорта законного представителя или иного документа, удостоверяющего его личность, если законный представитель является иностранным гражданином.

 

Закон предусматривает также, что теперь Уведомление может подаваться уполномоченным представителем гражданина РФ. В таком случае к Уведомлению прилагаются:

 

  • копия нотариально-заверенной доверенности;
  • копия российского паспорта уполномоченного представителя или иного документа, удостоверяющего его личность, если уполномоченный представитель является иностранным гражданином.

 

Кроме того, Законом установлена обязанность подать Уведомление до 1 января 2016 года в отношении тех граждан РФ (за исключением постоянно проживающих за пределами РФ), которые имеют на день вступления в силу Закона гражданство иностранного государства:      

                       

  • граждане которого могут прибывать в Россию в безвизовом порядке (за исключением государства, в отношении граждан которого предусмотрены особые меры по организации их пребывания в России в связи с их прибытием в экстренном массовом порядке);
  • которое имеет или имело с Россией международный договор, предусматривающий возможность сохранения у лица гражданства одного государства при приобретении данным лицом гражданства другого государства.

Следует отметить, что нарушение установленного порядка подачи Уведомления (несвоевременная подача, предоставление заведомо недостоверных сведений или их предоставление в неполном объеме), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 000 рублей (ст. 19.8.3 КоАП РФ).

ПРАВОЗАЩИТА ОНЛАЙН

Неисполнение лицом установленной обязанности по подаче Уведомления наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года либо обязательными работами на срок до 400 часов (ст. 330.2 УК РФ).

 

Таким образом, Законом устраняются пробелы Федерального закона №142-ФЗ, связанные с отсутствием регулирования срока и порядка подачи Уведомления при нахождении гражданина РФ за рубежом, возможности подачи Уведомления по доверенности. С вступлением в силу Закона у граждан РФ, имеющих несколько гражданств, появится возможность надлежащим образом исполнить свою обязанность по подаче Уведомления либо по возвращению в РФ, либо через своего уполномоченного представителя, что позволит избежать риска привлечения гражданина к административной или даже уголовной ответственности.

 

_________

1Федеральный закон от 04 июня 2014 г. №142-ФЗ «О внесении изменений в статьи 6 и 30 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

 

Закон о двойном гражданстве: часто задаваемые вопросы

Согласитесь, заманчиво быть гражданином двух стран, совершать поездки в безвизовом режиме, пользоваться защитой и правами на территории каждого государства, но возникает и масса вопросов с получением двойного гражданства. Как будут платиться налоги, где нужно проходить службу, кто станет выплачивать социальное обеспечение? Именно поэтому официально получение двух паспортов запрещено.

Кто имеет право на двойное гражданство

Гражданин РФ может получить гражданство в таких государствах, как Туркменистан или Таджикистан, при этом не потеряет привилегий в России. С этими двумя странами были заключены договора, так что никаких штрафов для лиц не предусмотрено. Закон РФ «О двойном гражданстве» разъясняет, что обязанности и социальные гарантии возникают у человека в той стране, где он постоянно находится.

Но даже жителям Туркменистана не удастся получить двойное гражданство, если они являются несовершеннолетними лицами, требуется проживать определенное время на территории страны. Возникают определенные сложности, поэтому в УФМС могут отказать вам, требуя выбора только одного гражданства.

Как происходит на практике

Если вы являетесь гражданином РФ, запретить второе гражданство вам никто не сможет. На это указывает и Конституция, и другие нормативные акты, но Россия не признает вашего второго паспорта. Как поступают находчивые граждане? Они тайно получают второй паспорт, пользуются его правами на границе, свободно ездят на территорию второй страны, при этом в консульства обращаются только по российским документам.

Почему людей с двойным гражданством становится все больше? Выгода очевидна, вы имеет право не оформлять визу, свободно перемещаться, а некоторые люди хотят найти местечко в мире для хорошей жизни, но отказываться от российского гражданства не желают – вдруг придется вернуться.

Ответственность граждан

В 2016 году на территории РФ продолжает действовать новый закон о необходимости подавать уведомление о двойном гражданстве.

Федеральный закон от 31.05.2002 N 62-ФЗ (ред. от 29.07.2017) "О гражданстве Российской Федерации"

Имейте в виду, если вы не выполните этого, сможете быть привлечены к административной ответственности – штраф составит до 1000 рублей. Но это не страшно, ведь при уклонении грозит уголовное наказание – до 200 тысяч или обязательные работы.

От ответственности освобождаются только люди, которые уехали на ПМЖ в другие страны. Если вы не будете появляться в России, вас не оштрафуют, а по приезду придется лично писать заявление. Но чтобы наказать вас, РФ должна получить достоверные сведения о втором гражданстве. Международные договоры позволяют это делать только в рамках Белоруссии и Армении. Между РФ и США никаких соглашений не заключалось.

Таким образом, закон запрещает получать двойное гражданство, хотя на практике люди не боятся внушительного штрафа, получая второй паспорт. Страны двойного гражданство РФ предусматривают легальную процедуру, во всех остальных случаях лучше попросить разъяснения в ФМС, чтобы избежать наказания. Если гражданство все же было получено, вы не должны его скрывать, напишите заявление по приезду в Россию, сделать это необходимо в течение пары месяцев.

Читайте также: Программы для получения гражданства РФ

Остались вопросы? Нужна помощь?

Мы можем проконсультировать вас по вашим вопросам совершенно бесплатно!

или звоните по телефонам +7 (499) 455-09-87, Вся Россия. Консультация — бесплатна!

1. Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом.

2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, а в отношении должника — физического лица — не менее размера, установленного пунктом 2 статьи 213.3 настоящего Федерального закона.

3. Абзац первый утратил силу.

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения производства по делу о банкротстве, если такие требования подтверждены решениями налогового органа, таможенного органа о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника либо вступившим в законную силу решением суда или арбитражного суда.

Комментарий к Ст. 6 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

1. Как и по ранее действовавшим Законам о банкротстве 1992 и 1998 гг., дела о банкротстве относятся к подведомственности арбитражных судов. Пункт 1 комментируемой статьи соответствует п. 1 ст. 33 АПК, согласно которому арбитражные суды в порядке специальной подведомственности дел арбитражным судам рассматривают дела о несостоятельности (банкротстве). Причем те категории дел, которые отнесены к специальной подведомственности дел арбитражным судам, подлежат рассмотрению последними независимо от того, являются ли участниками правоотношений, из которых возникли спор или требование, юридические лица, индивидуальные предприниматели или иные организации и граждане (п. 2 ст. 33 АПК).

2. По общему правилу дело о банкротстве должника может быть возбуждено арбитражным судом лишь при том условии, что у последнего имеются необходимые внешние признаки банкротства: во-первых, требования к должнику — юридическому лицу в совокупности должны составить не менее 100 тыс. рублей, а к должнику-гражданину — не менее 10 тыс. рублей; во-вторых, соответствующие обязательства или обязанность (по уплате налоговых и иных обязательных платежей) не исполнены должником — юридическим лицом или гражданином в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены; в-третьих, сумма обязательств должника-гражданина (к должникам — юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям и главам крестьянских (фермерских) хозяйств данный признак банкротства не подлежит применению) должна превысить стоимость принадлежащего ему имущества (п. 1 ст. 3 Закона о банкротстве).

3. Для некоторых категорий должников Законом о банкротстве допускается определение особых внешних признаков банкротства, отличающихся от тех, которые предусмотрены комментируемой статьей в качестве общего правила.

Так, для возбуждения дела о банкротстве стратегической организации принимаются во внимание требования, составляющие в совокупности не менее 500 тыс. рублей, при условии, что соответствующие обязательства или обязанности не исполнены в течение шести месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены (п.

Статья 6. Двойное гражданство

п. 3 — 4 ст. 190 Закона о банкротстве).

Аналогичные внешние признаки банкротства предусмотрены и в отношении организаций — субъектов естественных монополий, однако соответствующие законоположения будут введены в действие с 1 января 2005 г. (п. п. 2 — 3 ст. 197, п. 1 ст. 231 Закона о банкротстве). До этого момента подлежат применению особые критерии и внешние признаки банкротства, установленные Федеральным законом "Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса". Заявления о банкротстве организаций — субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса — принимаются арбитражным судом лишь в том случае, если требования к должнику в совокупности составляют не менее 50 тыс. минимальных размеров оплаты труда и не погашены в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения, при условии, что сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования (ст. ст. 2, 6 Федерального закона). На наш взгляд, до 1 января 2005 г. нет препятствий для применения в порядке аналогии закона (п. 1 ст. 6 ГК) названных критерия и внешних признаков банкротства и в отношении организаций, признаваемых субъектами естественных монополий в иных сферах деятельности.

Согласно п. 2 ст. 2 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" кредитная организация считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязанности не исполнены ею в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения и (или) если после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций стоимость ее имущества (активов) недостаточна для исполнения обязательств кредитной организации перед ее кредиторами.

4. В отдельных случаях арбитражный суд, возбуждая дело о банкротстве должника, должен исходить из иных оснований, нежели внешние признаки банкротства, которые могут и отсутствовать в момент возбуждения дела.

В частности, должник наделен правом обращаться в арбитражный суд с заявлением о признании банкротом в случае предвидения своего банкротства, когда имеются обстоятельства, очевидно свидетельствующие о том, что он будет не в состоянии исполнить свои обязательства (обязанности), когда наступит срок их исполнения (ст. 8 Закона о банкротстве).

Если же руководитель должника — юридического лица или индивидуальный предприниматель обращается в арбитражный суд во исполнение обязанности по подаче заявления о признании должника банкротом, решающим фактором для возбуждения дела является наличие обстоятельств, при которых обращение в арбитражный суд с заявлением о банкротстве становится обязательным (ст. 9 Закона о банкротстве).

Одна из особенностей банкротства ликвидируемого должника состоит в том, что ликвидационная комиссия, а до ее создания — учредитель (участник), руководитель должника обязаны подать в арбитражный суд заявление о банкротстве ликвидируемого должника, при условии, что стоимость его имущества недостаточна для удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 224 Закона о банкротстве).

Для возбуждения дела о банкротстве отсутствующего должника принципиальное значение имеет то обстоятельство, что должник (гражданин) или его руководитель отсутствует либо не представляется возможным установить место его нахождения, а сам должник фактически прекратил свою деятельность. При этом размер кредиторской задолженности, числящейся за должником, не имеет значения (п. 1 ст. 227 Закона о банкротстве). Более того, положения о банкротстве отсутствующего должника подлежат применению также к организациям, имущество которых не позволяет покрыть судебные расходы в связи с делом о банкротстве, а также если по их банковским счетам не проводились операции в течение последних 12 месяцев либо имеются иные признаки, свидетельствующие об отсутствии у них предпринимательской или иной деятельности (ст. 230 Закона о банкротстве). В последнем случае наличие задолженности и продолжительность просрочки ее погашения не имеют правового значения.

5. Обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом при отсутствии у последнего внешних признаков банкротства, когда требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют сумму меньше 100 тыс. рублей (к должнику-гражданину — 10 тыс. рублей) или продолжительность просрочки менее трех месяцев, влечет отказ в принятии заявления о признании должника банкротом, о чем арбитражный суд выносит соответствующее определение (п. 2 ст. 33, ст. 43 Закона о банкротстве). Данное положение не подлежит применению к случаям, указанным в п. 4 комментария.

6. В п. 3 комментируемой статьи содержатся новые (по сравнению с Законом о банкротстве 1998 г.) требования, предъявляемые к конкурсным кредиторам по гражданско-правовым обязательствам и уполномоченным органам, инициирующим дело о банкротстве должника в арбитражном суде.

7. Основанием для возбуждения дела о банкротстве по заявлению конкурсного кредитора (включая Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице их уполномоченных органов) по гражданско-правовым денежным обязательствам могут служить лишь такие требования, которые подтверждены вступившим в законную силу решением суда: арбитражного суда, суда общей юрисдикции, третейского суда.

Возбуждение дела о банкротстве должника на основании требования уполномоченного органа об уплате обязательных платежей возможно лишь в том случае, когда после неудачных попыток налоговых или таможенных органов получить недоимку по налоговым и иным обязательным платежам путем списания соответствующей суммы со счета должника в бесспорном порядке указанные органы приняли решения о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *