Закон о иностранных инвестициях

Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям поддержал проект закона об уточнении оснований для предварительного согласования сделок иностранных инвесторов при приобретении акций компаний РФ из отраслей экономики, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны и безопасности государства. Поправки рекомендованы к принятию в первом чтении. На рассмотрение депутатов проект планируется вынести 27 мая, уточнил на заседании комитета его глава Николай Николаев.

Согласно документу, при рассмотрении сделок по покупке акций компании из стратегической отрасли иностранным инвестором теперь будут учитываться все уже приобретенные им акции данного предприятия, даже если покупатель временно не может ими распоряжаться.

Поправки, разработанные кабмином, призваны исключить возможность злоупотреблений со стороны иностранных инвесторов при заключении ими договоров, направленных на временную передачу другим лицам их прав прямо или косвенно распоряжаться голосующими акциями (долями) хозобщества, имеющего стратегическое значение для страны, сказано в пояснительной записке.

В настоящее время доля иностранного инвестора определяется не через факт владения акциями, а через непосредственное право распоряжаться голосами, приходящимися на них. Однако он имеет право передать на время принадлежащие ему акции иному лицу в залог, доверительное управление, в том числе с правом по своему усмотрению распоряжаться голосами, приходящимися на акции в уставном капитале стратегического общества.

Если после такой передачи зарубежный инвестор купит еще акции этого предприятия, он может стать владельцем большого пакета без согласования сделки с правительственной комиссией по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России. В пояснительной записке приводится пример, когда инвестор из 30% голосующих акций передает в залог 20%, после этого он признается имеющим право распоряжаться только 10% голосов, потому может купить еще 40% акций без согласования с комиссией.

«Таким образом, фактически иностранный инвестор будет владеть 70% голосующих акций стратегического общества и после прекращения срока действия (или расторжения) договора залога получит право распоряжаться уже 70% голосов на общем собрании стратегического общества»,

отмечают авторы поправок.

В этом случае иностранный инвестор станет контролирующим лицом общества без предварительного согласования сделки правительственной комиссии, в том числе без оценки рисков возникновения угрозы для обороны страны и безопасности государства, сказано в пояснении.

Чтобы исключить подобные злоупотребления, и были разработаны поправки: с их принятием при покупке инвестором акций компании-стратегии будет учитываться весь приобретенный им ранее пакет акций, в том числе те ценные бумаги, право распоряжения которыми временно передано другому лицу.

В Госдуму документ был внесен 21 апреля. Проект закона о доступе иностранных инвесторов к стратегическим видам экономической деятельности, важным для безопасности РФ, был принят Думой еще в 2008 году. К стратегическим отраслям были отнесены 42 вида деятельности. В их числе производство и оборот спецтехники, атомная индустрия, космическая и авиационная сферы, ремонт, продажа и утилизация военной техники, геологическое изучение недр, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения, добыча водных биоресурсов.

Поделиться в социальных сетях

Закон вводит понятие «приоритетный инвестиционный проект». Это инвестиционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций в который составляет не менее 1 млрд. рублей, или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. рублей, включенные в перечень, утверждаемый Правительством РФ. При реализации такого проекта до его окупаемости не будут действовать никакие изменения законодательства РФ ухудшающие налоговый и таможенный режим деятельности предприятия. Установлено, что деятельность иностранных инвесторов и использование ими полученной от инвестиций прибыли могут быть ограничены по сравнению с российскими предпринимателями только федеральными законами в той мере, в какой это необходимо для защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Филиал иностранного юридического лица, созданный на территории РФ, выполняет часть функций или все функции, включая функции представительства, от имени создавшего его иностранного юридического лица при условии, что цели создания и деятельность головной организации имеют коммерческий характер и головная организация несет непосредственную имущественную ответственность по принятым ею в связи с ведением указанной деятельности на территории РФ обязательствам. Дочерние и зависимые общества коммерческой организации с иностранными инвестициями не пользуются правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными настоящим Федеральным законом, при осуществлении ими предпринимательской деятельности на территории РФ. Также установлено, что если иностранное государство или уполномоченный им государственный орган производят платеж в пользу иностранного инвестора по гарантии (договору страхования), предоставленной иностранному инвестору в отношении инвестиций, осуществленных им на территории РФ, и к этому иностранному государству или уполномоченному им государственному органу переходят права (уступаются требования) иностранного инвестора на указанные инвестиции, то в РФ такой переход прав (уступка требования) признается правомерным. Установлено, что иностранный инвестор после уплаты российских налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования или для иных легальных целей и на беспрепятственный перевод за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ. Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями с иностранными инвестициями, подлежат государственной регистрации в органах юстиции. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ЧАСТНОГО ПРАВА

Тадевосян Г.Г.*

ПОНЯТИЕ «ИНОСТРАННЫЙ ИНВЕСТОР»

Участниками любого правоотношения выступают субъекты права, под которыми понимаются физические и юридические лица, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей Круг субъектов конкретного правоотношения в конечном счете зависит о воли государства. В частности, в соответствии с Законом РСФСР от 26 июня 1991 г. № 1488-1 «Об инвестиционной деятельности в РСФСР»2, субъектами инвестиционной деятельности выступают инвесторы, осуществляющие вложение собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Статья 4 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» говорит о том, что инвесторами, осуществляющими капитальные вложения на территории Российской Федерации, могут быть, помимо прочего, также иностранные субъекты предпринимательской деятельности (иностранные инвесторы).

Иностранный инвестор — основной субъект трансграничных инвестиционных отношений, лицо, которое осуществляет вложение капитала в тот или иной предпринимательский объект на территории государства — реципиента. В связи с этим определение круга лиц, которые признаются иностранными инвесторами, имеет важное практическое значение в правовом регулировании иностранных инвестиций, что связано с тремя обстоятельствами:

a) возможностью осуществления ими предпринимательской деятельности в стране осуществления инвестиций;

b) предоставлением иностранным инвесторам предусмотренных национальным законодательством и международными договорами соответствующих прав и льгот. Например, в сравнении с национальными инвесторами, иностранным инвесторам в соответствии с двусторонними соглашениями о поощрении и защите капиталовложений, зафиксировано право на обращение в международные арбитражные суды в случае возникновения споров между иностранным инвестором и принимающим инвестиции иностранным государством3;

* Аспирант Московской государственной юридической академии им. О.Е. Кутафина.

1 См.: Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права. М.: Юристъ, 2004.

2 Закон применяется, если он не противоречит Федеральному закону от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3 «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений».

J Напр., ст. 8. Соглашения между правительством Российской Федерации и правительством Республики Индонезия о поощрении и защите капиталовложений.

с) установлением национальным законодательством и международными договорами изъятий ограничительного характера из общего режима деятельности иностранных инвесторов.

В Российской Федерации легальное определение иностранного инвестора дается в Федеральном законе от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» (далее — Закон об иностранных инвестициях).

В соглашениях о поощрении и взаимной защите капиталовложений Российской Федерации с другими государствами обычно подразумевается, что термин «инвестор» означает (далее — двусторонние соглашения об инвестициях)1:

1) Физические лица, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этой договаривающейся стороны рассматриваются в качестве граждан ее государства. Общий признак для физического лица для признания его иностранным инвестором, согласно двухсторонним соглашениям об инвестициях, является признак гражданства физического лица (national) в стране — участнице двустороннего инвестиционного соглашения и осуществления инвестиций на территории другого договаривающегося государства. Наряду с гражданами в ряде соглашений в качестве иностранного инвестора признаются лица, постоянно проживающие на территории договаривающегося государства 2. Однако во внутреннем законодательстве ряда стран установлено, что иностранными инвесторами могут быть также и собственные граждане, в случае, если они постоянно проживают на территории другого государства 3.

2) Юридические лица, созданные или учрежденные в соответствии с законодательством этой Договаривающейся Стороны 4. В ряде двусторонних инвестиционных соглашений, заключенных Российской Федерацией для определения юридического лица как иностранного инвестора, кроме признака регистрации или учреждения его в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Договаривающейся Стороны, также закреплен принцип местонахождения на территории этой Договаривающейся Стороны5.

1 Важность исследования дефиниции «иностранный инвестор», закрепленной в двусторонних соглашениях об инвестициях, обуславливается значением норм международных договоров по сравнению с нормами национального законодательства. Конституция Российской Федерации в ст. 15 закрепила примат норм, закрепленных в международных договорах, по сравнению с нормами национального законодательства.

2 См.: Двусторонние соглашение об инвестициях с Канадой (ст.1).

J См.: Закон Республики Армения от 31 июля 1994 г. «Об иностранных инвестициях».

5 См.: Двусторонние соглашения об инвестициях с Катаром (ст. 1), с Китаем (ст. 1), с Аргентиной (ст. 1), с Болгарией (ст. 1) и др.

Особый интерес вызывает определение иностранного инвестора, закрепленное в двусторонних инвестиционных соглашениях, договаривающейся стороной которых выступают Соединенные Штаты Америки. В соответствии с двусторонним соглашением между США и Республикой Аргентина (далее — Аргентина) компания (осуществляющая инвестиции на территории другой договаривающейся страны) стороны означает любую корпорацию, компанию, ассоциацию, государственное предприятие и другие предприятия, правомерно учрежденные в соответствии с законодательством этой страны или ее территориального подразделения, с целью или без цели получения прибыли, и в независимости от частной или государственной структуры ее владения . Указанное определение помимо уже упомянутых двух признаков, определяющих иностранного инвестора (учреждение в соответствии с применимым правом страны соглашения и местонахождение в этой же стране) выделяет еще два:

а) наличие цели создания компании, т.е. с целью получения прибыли или без таковой;

б) признак контроля компании, т.е. вне зависимости от того, какой объем участия частных лиц или государства в капитале компании, данное юридическое лицо будет признано иностранным инвестором.

В ряде двусторонних инвестиционных соглашений контролю придается иное выражение. В частности, в двустороннем инвестиционном соглашении между Российской Федерацией и Республикой Филиппины, в отношении Республики Филиппины в качестве иностранного инвестора, кроме всего прочего, признаются также компании, созданные не в рамках законов Филиппин, но реально контролируемые гражданами Филиппин или компаниями, созданными в соответствии с законами Филиппин. В Соглашении между Республикой Боливия и Республикой Аргентина в качестве иностранного инвестора признается любое юридическое лицо, установленное в соответствии с законодательством любой страны, которое действительно контролируется инвесторами другой Договаривающейся Стороны 2.

В связи с вышесказанным становится очевидно, что при определении понятия «иностранный инвестор» во внутреннем законодательстве и понятия «инвестор» в двусторонних инвестиционных соглашениях используются различные подходы.

1 Подобные определения содержатся также в двусторонних инвестиционных соглашениях, договаривающейся стороной в которых выступает США, в частности между США и Российской

Федерацией (Вашингтон, 17 июня 1992 г.). См.: http://www.imctadxi.org/ templates/ DocSearch_

779.aspx?PageIndex=l&TextWord=’United%20States%20of%20AmeKica,,%20″%20,l

& Category Browsing= False&syear= (последнее посещение — 15 февраля 2009.

2 http://www.imctad.org/sections/dite/iia/docs/bits/argen_bolivia_sp.pdf. (последнее посещение — 15 февраля 2009 г.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Основополагающим подходом при определении понятия «иностранный инвестор» выработан подход, основанный на теории инкорпорации Об этом свидетельствуют нормы как внутреннего законодательства, так и международного. Закон «Об инвестициях» закрепил следующее определение иностранного инвестора: иностранный инвестор — это иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации. Согласно Закону Турции № 4875 от 5 июня 2003 г. «Об иностранных прямых инвестициях», иностранный инвестор — это иностранные юридические лица, учрежденные в соответствии с законами иностранных государств … осуществляющие иностранные прямые инвестиции на территории Турции.

Двусторонние инвестиционные соглашения, заключаемые Российской Федерацией, в качестве основного критерия для определения национальности иностранного инвестора — юридического лица также используют критерий, основывающийся на теории инкорпорации.

В ряде международных соглашений для определения национальности иностранного инвестора одновременно используется несколько критериев. Например, для получения гарантий производимых инвестиций на территории иностранного государства от Международного агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) юридическое лицо должно быть сформировано, и его основные учреждения расположены на территории страны-члена или большая часть его капитала принадлежит стране-члену или странам-членам или их гражданам при условии, что такой член не является принимающей страной в любом из вышеприведенных случаев; и такое юридическое лицо, независимо от того, находится ли оно в частном владении или нет, действует на коммерческой основе2.

Формальный по своей природе подход, основанный на теории инкорпорации, во многом не учитывает происходящих в глобальной экономике процессов. Проблема определения национальности иностранного инвестора — юридического лица, помимо прочего, связана еще с тем, что в условиях глобализации юридические лица (чаще всего, хозяйственные общества) формально зарегистрированы в юрисдикции с льготным налогообложением, фактически подконтрольны либо гражданам или юридическим лицам

2 Конвенция об учреждении многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. Заключена в г. Сеуле в 1985 г.

третьего государства, либо гражданам или юридическим лицам страны реципиента. В инвестиционном праве такие компании получили название Shell companies. Shell companies — компании, которые не имеют значительного имущества, не ведут предпринимательскую деятельность в месте регистрации, а которые владеют акциями другой компании или компаний В науке существуют различные мнения относительного того, какой критерий следует применять в данном случае: siege social2 или место регистрации; более осторожный подход, принимающий во внимание не только формальный критерий (такой, как место регистрации), но и экономическую реальность, как контроль через владение акциями и долями.

Наиболее интересной в связи с вышесказанным и в то же время проблематичной видится практика применения теории контроля. Данный критерий широко применяется в международной договорной практике.

Критерий контроля, к примеру, использован в таком документе, как «Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государственными членами — с другой стороны»3. «Компания, например, считается «контролируемой» другой компанией, и, таким образом, дочерней компанией этой другой компании, если:

— этой другой компании принадлежит прямо или косвенно большинство голосов; или

— эта другая компания имеет право назначать или отстранять большинство состава административного органа, органа управления или органа наблюдения, и в то же время является обладателем доли или участником дочерней компании». Однако представленные критерии не считаются исчерпывающими, а вопрос контроля зависит от фактических обстоятельств в каждом конкретном случае.

1 http://www.fincen.gov/statutes_regs/guidance/pdf/Advisory OnShells_ FINAL, pdf. (последнее посещение — 15 февраля 2009 г.)

2 http://en.wikipedia.org/wiki/Siege_Social. Подход к определению национальности юридического лица, сформированный в международном праве в противовес теории инкорпорации, который в основу определения национальности юридического лица закладывает связь юридического лица не с местом его учреждения, а с местом осуществления деятельности и структурой корпоративной собственности. (Последнее посещение — 15 февраля 2009 г.)

3 Соглашение о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и европейскими сообществами и их государствами-членами — с другой стороны (вместе с «индикативным списком преимуществ…», «количественными преимуществами», «изъятиями, сделанными в соответствии с п. 2 ст. 28», «трансграничным предоставлением услуг…», «определениями, касающимися финансовых услуг», «положениями в отношении ст. 36 и 38», «переходным периодом для положений о конкуренции…», «охраной прав интеллектуальной собственности…», «протоколом № 1 о создании контрактной группы по углю и стали», «протоколом №2 о взаимном административном содействии в целях надлежащего применения таможенного законодательства», «заключительным актом», «совместными декларациями», «обменными письмами» // СЗ РФ. 20 апреля 1998. № 16. Ст. 1802.

Признак контроля становится как бы «волшебной палочкой», по взмаху которой публичная власть, соразмерно своей экономической политике, контролирует баланс интересов в своей национальной экономике. К примеру, в двустороннем инвестиционном соглашении между Российской Федерацией и США признак контроля использован «для сужения» сферы применения соглашения. В соответствии с п. 3 ст. 1 указанного соглашения принимающее государство вправе отказать компании другой Договаривающейся Стороны в предоставлении преимуществ по этому соглашению в двух случаях:

1) если такая компания контролируется гражданами любого третьего государства и не ведет существенной предпринимательской деятельности на территории другой страны;

2) если такая компания контролируется гражданами третьего государства, с которым принимающее государство не поддерживает нормальные экономические отношения. В двустороннем инвестиционном соглашении между Российской Федерацией и Государством Кувейт1 говорится о капиталовложениях, которые прямо или косвенно контролируются инвесторами. Под косвенно контролируемыми понимаются капиталовложения, осуществленные инвесторами одной договаривающейся страны на территории другой договаривающейся страны, при посредничестве третьего государства.

В последние годы теория контроля стала оказывать все большее влияние также и на внутреннее законодательство об иностранных инвестициях. Практическим выражением такого влияния становится принятие норм, ограничивающих общий правовой режим деятельности иностранных инвесторов на территории страны — реципиента инвестиций.

К примеру, 29 апреля 2009 г., в Российской Федерации вступил в силу Федеральный закон, устанавливающий изъятия ограничительного характера для иностранных инвесторов и для группы лиц, в которую входит иностранный инвестор (далее — группа лиц), при их участии в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, и (или) совершении ими сделок, влекущих за собой установление контроля над указанными хозяйственными обществами (далее — Закон об инвестициях в предприятия, имеющие стратегическое значение для обороны и безопасности страны)2. Согласно закону вводятся ограничения на сделки, связанные с акциями

1 Соглашение между Российской Федерацией и Государством Кувейт о поощрении и взаимной защите капиталовложений // СЗ РФ. 31 марта 1997. № 13. Ст. 1474.

2 Федеральный закон от 29 апреля 2008 № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» // Собрание законодательства РФ. 05 мая 2008. № 18. Ст. 1940.

(долями), составляющими уставные капиталы хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также с совершением иных сделок, в результате которых устанавливается контроль иностранных инвесторов или группы лиц над такими хозяйственными обществами.

В Законе установлены 42 вида деятельности, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства. Контроль заключается в:

1) возможности иностранного инвестора или группы лиц непосредственно или через третьих лиц определять решения, принимаемые хозяйственным обществом;

2) возможности заключения с таким хозяйственным обществом договора об осуществлении в отношении него функций управляющего (управляющей организации) или подобного соглашения;

3) возможности иностранного инвестора или группы лиц прямо или косвенно распоряжаться десятью и более процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение и осуществляющего пользование участками недр федерального значения;

4) наличии права иностранного инвестора или группы лиц назначать единоличный исполнительный орган и (или) десять и более процентов состава коллегиального исполнительного органа такого хозяйственного общества, или

5) безусловной возможности иностранного инвестора или группы лиц избирать десять и более процентов состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления такого хозяйственного общества.

Причем контроль иностранного инвестора в отношении хозяйственного общества, имеющего стратегическое значение, может быть как прямым, так и косвенным.

Примечательным будет отметить, что в законодательстве ряда стран, например в Японии 1 и США2, установлены нормы, имеющие схожее, что и Закон от 29 апреля 2008 года, значение. Совершение сделок с акциями (долями) компаний, имеющих важное значение для экономики Японии и США, подлежит предварительному согласованию с целью выявления обстоятельств, угрожающих национальной безопасности (в Японии и США) и публичному порядку, общественной безопасности и экономике в целом (в Японии).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 См.: The Foreign Investment and National Security Act of2007 (FITSA). Pub. L. No. 110-49 (2007).

Парадокс теории контроля и связанных с ним изъятий ограничительного характера заключается в том, что в современной глобальной экономике каждое государство, вступающее в международные экономические отношения, обладает определенным набором качеств, которые становятся неким катализатором для инвестиционной активности на ее территории иностранных физических и юридических лиц. Наличие природных ресурсов, развитой производственной инфраструктуры, наличие устойчивых экономических связей как внутри страны, так и с сопредельными государствами, все, вплоть до менталитета граждан этого государства, оказывает существенное влияние на иностранные инвестиции. Ни для кого не секрет, что инвестиции по своей природе наполняются экономическим содержанием, а основной приток капиталов направляется в отрасли, где присутствует наибольшая отдача на единицу вложения. Естественно, что иностранные инвесторы нацелены на вложение как раз именно в такие отрасли. Для государства в данном случае встает законный вопрос, в каком объеме допустить иностранных инвесторов в экономику страны, а где необходимо ограничить деятельность иностранных инвесторов.

Подытоживая все вышесказанное, хотелось бы отметить тот факт, что, выступая в международных инвестиционных отношениях в качестве одного из их основополагающих элементов, иностранный инвестор, по сути, определяется совокупностью признаков (условий, критерий), предъявляемых ему как со стороны государства — реципиента инвестиций, так и со стороны государства, правом которого определяется его личный закон. Однако набор этих признаков (условий, критериев), как в государствах — реципиентах инвестиций, так и в государствах, по праву которых определяется личный закон иностранного инвестора, для каждого отдельно взятого инвестора неодинаков. Кроме того, дифференциация правового регулирования различных сфер экономической деятельности в государствах — реципиентах инвестиций, где доля участия иностранного капитала ограничивается соразмерно проводимой в этом государстве экономической политикой, не позволяет сформулировать такого определения, который бы отвечал требованиям полноты, достаточности, неоспоримости и законченности. Однако такие признаки для физического лица, как наличие гражданства страны иной, чем страны осуществления инвестиций; для юридического лица — создание или учреждение в соответствии с правом иностранного государства, несомненно, являются основополагающими для признания их в качестве иностранных инвесторов в стране осуществления инвестиций. В дополнение к вышеперечисленным основным признакам в национальном законодательстве и международном праве сформулированы также и дополнительные признаки, о которых говорится в настоящей статье, но применение их в качестве определяющих понятие «иностранный инвестор» возможно только в рамках тех общественных отношений, на регулирование которых направлены нармативно-правовые акты, устанавливающие данные признаки.

16 марта правительство распоряжением (№ 640-р) утвердило новый состав правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в России, сообщается на сайте ФАС. В неё вошли представители правительства, ФАС, ФСБ, Минобороны, Минтранса, Минприроды, Минпромторга, Минздрава, Минэнерго, Минэкономразвития, Минфина, Минюста, Минкомсвязи, Росфинмониторинга, ФСТЭК и «Росатома».

Правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций была создана в 2008 году ФЗ № 57-ФЗ. Её цель – контролировать инвестирование иностранцев в хозяйственные общества, представляющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и её безопасности.

В прошлом году комиссия рассмотрела 29 ходатайств иностранных инвесторов в отношении российских стратегических обществ. 24 сделки на сумму 1,19 трлн руб. она предварительно согласовала, а в пяти других отказала. Из этой суммы 895,5 млрд руб. – планируемые иностранные инвестиции.

Законодательство Инвестиции и капиталовложения защитят законодательно

Сегодня Госдума рассмотрела во втором чтении законопроекты, которые вводят два инвестиционных режима: общий и проектный. Они должны увеличить долю инвестиций в российскую экономику. Общий инвестиционный режим предусматривает следующие инструменты поощрения: субсидии из госбюджета, гарантии государства, аренда земли и имущества, льготы по налогам и таможенным пошлинам, а также трехлетний мораторий на вступление в силу законов, которые ухудшают условия ведения бизнеса. Проектный режим даст компаниям возможность подписывать соглашения об инвестициях с государством и получать преференции без конкурса в случаях, когда есть не менее 10 млрд собственных инвестиций при общей стоимости проекта не менее 50 млрд руб. Этот режим позволяет фиксировать вывозные таможенные пошлины, тарифы на услуги естественных монополий и ряд неналоговых платежей, а также уточняет порядок возмещения НДС.

  • Право.ru
  • Назначения

Недавно были внесены изменения в Федеральный закон № 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» (с изменениями и дополнениями) (Закон о стратегических обществах).

Перечень видов деятельности, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства, расширен и теперь включает деятельность по оказанию услуг в портах в Российской Федерации. Кроме того, внесены изменения, устанавливающие критерии отнесения деятельности редакции, и (или) издателя, и (или) учредителя периодического печатного издания к видам деятельности, имеющим стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В результате внесенных изменений требования Закона о стратегических обществах теперь применяются не только к приобретению акций в российском стратегическом обществе, но также к приобретению имущества, которое относится к основным производственным средствам и стоимость которого составляет двадцать пять и более процентов балансовой стоимости активов стратегического общества.

Изменения предусматривают возможность продления срока действия ранее выданного решения Правительства Российской Федерации о предварительном согласовании сделки, влекущей за собой установление контроля над стратегическим обществом.

Кроме того, введено новое требование, в соответствии с которым лицо, в пользу которого было выдано согласование Правительства Российской Федерации на сделку в рамках Закона о стратегических обществах, теперь обязано уведомлять государственные органы о совершении соответствующей сделки.

Внесенные изменения прояснили вопрос применения требований Закона о стратегических обществах к совершению сделок в отношении таких обществ между организациями, конечными бенефициарными владельцами которых является Российская Федерация или российские граждане. Прежде Закон о стратегических обществах предусматривал, что его положения не распространяются на отношения, связанные с совершением сделок в отношении хозяйственных обществ стратегического значения, если и продавец, и приобретатель по таким сделкам находились под контролем Российской Федерации или под контролем российских граждан, являющихся в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах российскими налоговыми резидентами. Теперь закон устанавливает, что он не распространяется на отношения, связанные с совершением сделок в отношении таких обществ в случае, если только приобретателем по таким сделкам является организация, находящаяся под контролем Российской Федерации, либо субъекта Российской Федерации, либо под контролем российского гражданина, являющегося российским налоговым резидентом.

Ряд изменений в Закон о стратегических обществах касается сферы недропользования. К наиболее значительным изменениям относятся следующие:

  1. Смягчение требований для иностранных инвесторов, уже владеющих 75% акций в российских стратегических обществах, осуществляющих пользование недрами. Этим иностранным инвесторам больше не требуется получать предварительное согласование российского Правительства для увеличения своей доли до 100%.
  2. Разъясняются правила применения исключения, предусмотренного в Законе о стратегических обществах в отношении обществ стратегического значения, осуществляющих пользование участками недр, в которых Российская Федерация владеет более чем 50% долей. Теперь Закон о стратегических обществах четко устанавливает, что Российская Федерация должна иметь право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких хозяйственных обществ, и сохранить за собой такое право после совершения соответствующей сделки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *